Роберт Чарльз Уилсон Слепое


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Роберт Чарльз Уилсон «Слепое озеро»: Эволюция звездной пыли
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роберт Чарльз Уилсон «Слепое озеро»: Эволюция звездной пыли

Статья написана 18 июля 2018 г. 04:43

Меня всегда захватывала и потрясала идея, что когда то каждый атом моего тела был рожден в недрах далекой звезды. Это сразу делает лично меня неотъемлемой частью огромной Вселенной, неким чудом из чудес, итогом миллиардов и миллиардов событий и удивительных случайностей. И даже когда меня не станет, мои атомы снова вольются в круговорот вселенских событий и, может быть, вновь станут частью нового чуда. Эта идея даруют хрупкую, ускользающую надежду, что во всем происходящем есть смысл, и одновременно накладывает странную ответственность: приложить все силы, чтобы, если не понять ускользающий смысл, то хотя бы попытаться. Но эти мои ощущения никогда не удавалось облечь в слова самостоятельно. Но кое-кто смог: Роберт Чарльз Уилсон «Слепое озеро»:


Это все те же вечные вопросы: кто мы есть и каково наше место в мире. Удивительно, как много над этим думали еще каких то тридцать лет назад, огорчительно, что потом бросили поиски ответов, превратив жанр фантастики в огромный и яркий игровой аттракцион, и отрадно, что снова возвращаемся на этот путь. «Слепое озеро» — еще один взгляд на эту тему, к слову, главную для всех романов автора.

Сбылась мечта человечества. Квантовые технологии позволили не просто заглянуть в глубины Вселенной, отыскать там потенциально обитаемые миры или найти братьев по разуму. Нет, каким-то совершенно непонятным даже для создателей этого чуда образом технология позволяет в реальном времени следить за чужой жизнью, накапливая данные, анализируя, все больше узнавая о законах Вселенной и жизни. В этот поистине великий научный проект вовлечены тысячи людей. Им живет поселок вокруг объекта «Слепое озеро» , где ведутся наблюдения за повседневной жизнью далекой цивилизации. И все идет прекрасно, пока в один не слишком счастливый день поселок и его обитатели оказываются в карантине – полной физической и информационной блокаде. Ну бывает: сработали тщательно продуманные протоколы безопасности, но при этом совершенно не ясно , что стало причиной , кто виноват и сколько продлится неожиданное заключение.

Захватывающее воображение завязка, которая, если бы речь шла об очередном развлекательном аттракционе со злобными инопланетянами, плетущими заговор военными или интригующими политиками, предполагает безумный экшн с погонями и стрельбой. Но вместо этого- спокойное повествование с массой бытовых деталей, описание жизни маленького, изолированного городка и отдельных его жителей. Мы в подробностях узнаем, как складывается повседневная жизнь, если людей полностью лишить связей с внешним миром, изъять из их жизней интернет с его виртуальными друзьями, поездки за покупками или телевидение с льющимся с экранов потоком новостей. Как они будут жить без этих любимых игрушек? Чем займут себя?


В центре сюжета – судьбы нескольких героев, и в этой части повествование подчеркнуто традиционно. Долгая раскрутка индивидуальных историй с обязательными погружениями в прошлое героев, чаще всего прячущее разнообразные страхи, неудачи и неуверенность в себе. С не менее обязательным внутренним конфликтом в настоящем, достижением некой точки бифуркации и выбором своей дальнейшей судьбы. Причем эти отдельные линии опять же традиционно начинаются как параллельные, но затем начинают сближаться, пересекаться, сплетаются в клубок на короткое время, чтобы в итоге осталась одна единственная понятная и четкая прямая , порожденная неким решением.

Но есть и вторая, почти мистическая составляющая, иногда превращающая бытовые зарисовки в леденящий душу триллер в стиле Стивена Кинга. Постоянное присутствие незримого наблюдателя, иногда равнодушно нейтрального, иногда деятельно активного. Сначала абсолютно чуждого стороннего наблюдателя, а затем активного участника событий все более понятного и знакомого. Все еще Чужака, но такого, чье лицо смутно узнаваемо.

И лицо незнакомца становится все более ясным. Потому что все- странные события- будь то сцены из жизни инопланетян или видения маленькой девочки, сомнения героев и их маленькие личные трагедии, семейные драмы или философские теории пожилого писателя- буквально все- лишь кусочки общей мозаики, которые складываются… нет, нет, не в ясный и четкий ответ, а скорее в очередной вопрос. Кто же мы такие- звездная пыль, пошедшая по неправильному эволюционному пути, недоразумение, игра случайностей, неприкаянные и потерянные сироты, безнадежно ищущие хоть какой-то смысл своих скоротечных жизней, заглушающие внутреннюю пустоту яркостью никчемной суеты? Или мы значимая часть великой общности Вселенной, чудесное проявление законов Природы, призванные искать и познавать , сохранять и преумножать драгоценные зерна жизни, добавлять в общую копилку новые идеи и открытия? И в этом, по версии автора столь мне симпатичной, и есть наш главный выбор- просто взять и определить для себя, обычной звездной пыли, путь личного эволюционного развития.

В этом романе, в отличие от «Биоса», где был много ярких моментов, сюжет порой целиком концентрируется на внутренней жизни героев. Это требует постоянного внимания к деталям, описаниям и диалогам. Это надо учитывать при чтении. Это не тот вариант, когда можно пролистывать страницы, когда действие внезапно замирает. Требуется внимание и терпение. Но можете быть уверены, оно того стоит.

В следующий раз порассуждаем о проблемах долговременного планирования космических путешествий: Ким Стэнли Робинсон «Аврора». А потом забьем последний гвоздь в крышку гроба для бесконечного Барраярского цикла Лоис Макмастер Буджолд

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





248
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх