Вампир из пробирки или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Вампир из пробирки, или Мезальянс Энн Райс и Стивена Кинга.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вампир из пробирки, или Мезальянс Энн Райс и Стивена Кинга.

Статья написана 16 сентября 17:58
Размещена в рубриках «Хоррор, мистика и саспенс», «Рецензии» и в авторской колонке ХельгиИнгварссон

Вендари (трилогия), Виталий Вавикин, 2014.

Виталий Вавикин – автор, полностью и совершенно мне неизвестный. Не видел, не слышал, не встречал. Его книги с нейтральными, ни о чём не говорящими иллюстрациями на переплёте привлекли моё внимание в подборке «ужасов» одним только своим необычным названием – «Вендари». Привлекли и уже не отпустили. Что это? Откуда? Неужели из мифологии индейцев Северной Америки? Первый, и он же единственный фонетически близкий вариант, пытающийся средствами «народной этимологии» поставить новое понятие в череду подобного – «вендиго». Ох уж эта магия таинственных слов и созвучий! Не я первый, не я последний сунул голову в эту петлю… Увы, на поверку экзотика оказалась ложной. Нипочём не догадаться, но эта история опять про вампиров. Снова!

На этот раз зубастые кровопийцы не имеют никакого отношения к Богу и дьяволу христиан. Вендари – дочеловеческие порождения пустоты-как-сущности. Слышали высказывание «в начале не было ничего»? Именно оттуда они и появились. Достаточно конкретно и вместе с тем неопределённо и таинственно, попутно приоткрывая истинную причину их вечного и неутолимого голода (пустоту нельзя наполнить!). Сила, скорость, неуязвимость и нелюбовь к свету остались традиционными, как и кровожадность. Новизна же этих старых новых монстров определяется нетипичными для вампирской литературы особенностями художественного мира, поэтому необходимо прерваться и рассказать о нём.

Мир «Вендари» — это условное будущее без акцента на социальные новшества и технологические новинки. Никаких летающих автобусов, мнемоголографической рекламы и пассажирских рейсов Земля-Юпитер. Нет ни мегаполисов, ни глобальных изменений моды, питания и общественного уклада. Всё, как в двадцатом веке в провинциальных городках штатов Канзас или Техас – немноголюдно и просторно, кругом леса и пустыни. Мы все бывали в таких местах благодаря тому же Стивену Кингу. Мир этот будто бы откатился в прошлое и застыл обессиленным больным после лихорадочных приступов научных открытий и свершений, о которых нам доводят мимоходом и как о уже свершившемся малоинтересном факте. Не так давно, в пределах жизни одного поколения, зачем-то были возвращены к жизни представители вымершей флоры и фауны, некоторые из них в улучшенном виде. После появления очередной хромосомной пандемии, занявшей место ВИЧ, все достижения генетики были похерены государством из-за волны общественного недовольства. Учёные данной сферы были объявлены «народным врагом №1». Как следствие, в настоящем множество гонимых и скитающихся в поисках хоть какого-нибудь заработка узких специалистов и резервации обречённых больных без надежды на выздоровление повсюду. Становится понятно, почему религии в этом мире нет: богов было заменила наука, но и она оказалась низвергнута с пьедестала. В неё уже не верят, но всё ещё боятся. Позволю себе назвать время и место действия трилогии «Вендари» «мракобесием-от-науки», аналогом Тёмных веков европейского средневековья.

Вернёмся снова к нашим вампирам. У Виталия Вавикина они олицетворяют собой суеверие-от-науки, в отличие от классического суеверия-от-религии. Вендари – нечто высокоорганизованное, но древнее до примитивности, что-то вроде разумной амёбы с безусловными поведенческими инстинктами хищного насекомого. Существо, свободно меняющее форму и качество тела для мимикрии, нападения и защиты, а после гибели распадающееся в лужу протобульона. Вместо волков и летучих мышей фольклорных вампиров эти монстры «нового средневековья» способны отделять от себя самостоятельные «ложноножки» – «тени» или «сгустки мрака» – и отправлять их на выполнение несложных поручений. Непонятно, вендари ли создали человечество в качестве своей кормовой базы по своему образу и подобию, но именно они поделили его на персональные «пастбища» и тысячелетиями ведут образ жизни, неотличимый от аналогичного у крупных хищников, защищающих свои охотничьи угодья от себе подобных.

Фигуры подновлены, но партии остались старыми... Есть много произведений, где дитя демонов воспитывается людьми. Из культовых – кинематографический «Омен» и литературный «Ребёнок Розмари». Виталий Вавикин в своём цикле заставил обнищавшую женщину-учёного ни много ни мало клонировать вендари, а после выкормить и вырастить его, как собственного ребёнка. Хорошая попытка сказать что-то новое, поскольку на этот раз она обошлась без христианских мотивов, наукообразно. Увы, сюжет как-то сам собой вернулся в старое русло, пойдя по стопам Энн Райс и Стивена Кинга. Абсолютно вся проблематика, морально-нравственные и экзистенциальные личностные и межличностные конфликты, все «душевные страдания» вендари и их слуг до ужаса напоминают «Вампирские хроники». Скука, потеря интереса к жизни, духовное опустошение, голод и безумие – вот удел всех бессмертных. Всё те же криптоисторические экскурсы в прошлое человечества. К счастью, сексуальная жизнь вендари раскрыта не столь подробно, как у вампиров Энн Райс! Персонажей человеческого племени, прислужников и противоборцев, легко можно заподозрить в сходстве с привычными типажами Стивена Кинга. Это полицейские, врачи и психиатры, подростки из неблагополучных семей, преступники, психи и психопаты. Низовая прослойка общества, имеющая прямой непосредственный контакт с негативом, агрессией, насилием и убийствами. Вероятно, её можно отнести к необходимой дозе «чернушки», «маст хэв» жанра «ужасы», но, по-моему, влияние Стивена Кинга очевидно.

Трилогия «Вендари» достаточно любопытна для того, чтобы рекомендовать её к прочтению. Пусть, на мой вкус, контрастная гибридность образов и мотивов слишком заметна и нарушает целостность стиля, но сама попытка найти что-то новое в избитой вампирской теме достойна уважения. Наукообразное освещение фольклорно-литературных образов смогло заинтересовать, но в данном исполнении оказалось не в силах удержать первоначально возникший интерес и, как мне кажется, не только вывело «Вендари» за рамки жанра «ужас», но и разрушило читательские «испуг» и саспенс. Также понятно, что без влияния классиков не обходится ни одно произведение, но здесь влияние разных авторов оказалось явным и фрагментарно соединённым в одном тексте без подгонки, притирки и точной доводки. Получилось не готовое горячее блюдо, а салат, если воспользоваться кулинарной терминологией. Например, мистики и великосветской романтики Энн Райс тут нет, а её моральные коллизии и конфликты почему-то остались. Изломанные судьбы людей «изнанки общества» выглядят плоскими и надуманными не только в сравнении с аналогичными историями Стивена Кинга, но и сами по себе. По-моему, Виталий Вавикин родом не из этой среды, не работал в ней и даже не общался с её представителями напрямую. Сверх того, в цикле используются неблаговидные описания из «мясных» и «маньячных» ужасов, тогда как сама атмосфера повествования стремится к ровному и рациональному тону, подобному романам сериала «Звонок» Кодзи Судзуки. Такое вот странное сочетание вампиров, клонов и психопатов, растянутое на несопоставимо и невообразимо огромный пласт истории человечества.





1559
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 сентября 18:00 цитировать
Точные годы публикации книг я найти не смог. Ссылку на базу ФантЛаба не дал, поскольку этой трилогии здесь ещё нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 18:50 цитировать
На сайте автора первая книга датируется 2014 годом.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 18:54 цитировать
Basstardo
Спасибо! Там все три датируются 2014-м годом. Как думаете, могу я указать его для всей трилогии? Неизвестно ведь, сколько лет она лежала в столе до публикации.


Ссылка на сообщение16 сентября 19:13 цитировать
Почему нет? Для нас дата публикации важнее даты написания.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:17 цитировать
Basstardo
Понятно. Так и сделаю.


Ссылка на сообщение16 сентября 19:27 цитировать
так это электронная книга?
я просто смотрю на это издательство https://litsovet.com/a/vitaly_vavikin/ и не могу понять, они книги печатают или как?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:28 цитировать
Gourmand
Читал именно в электронном варианте.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:30 цитировать
нет, дело не как читать, а в дате выхода.
написано издательство литсовет 2014 год. а на странице автора на литсовете простое перечисление книг. нет ни выходных данных, ни тиража.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:33 цитировать

цитата Gourmand

написано издательство литсовет 2014 год. а на странице автора на литсовете простое перечисление книг. нет ни выходных данных, ни тиража.

Тоже заметил. Думаете, это не просто неправильное библиографическое оформление?


Ссылка на сообщение16 сентября 19:32 цитировать
Это продвинутый вариант Самлиба. В -основном — электронные публикации всех желающих.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:35 цитировать
ааа, понятно. Ну ок, красиво сделали. Запутали только с названием «издательство».


Ссылка на сообщение16 сентября 19:32 цитировать
собственно вот сама книга https://litsovet.com/book/10/
эл. версия, аудио версия и купить права.
сбоку какое-то eISBN: 9785000991572 что это такое? новая фишка?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:36 цитировать

цитата Gourmand

eISBN

Думаю, что новая индексация. Сейчас же и продают в электронном формате. Видимо, стали ISBN присваивать на правах публикации.


Ссылка на сообщение16 сентября 19:33 цитировать
и, кстати, «выход в свет» указан 2013 год, а не 2014
https://litsovet.com/book/10/
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:37 цитировать
Gourmand
Так что, год 2014 убрать до выяснений? Рылся, но не нашёл точных дат.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:44 цитировать
я не знаю и мне не очень это интересно.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 19:46 цитировать
Gourmand
Ясно. Тогда оставляю 2014 год до выяснения всех обстоятельств дела.


Ссылка на сообщение16 сентября 19:48 цитировать
А какая, собственно, разница? На проза.ру  — тоже 2014. Оставьте как есть, особого значения это не имеет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 06:05 цитировать
Basstardo
Согласен.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх