Конченая Terminal


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» > Конченая / Terminal (2018)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Конченая / Terminal (2018)

Статья написана 3 октября 23:04
Размещена в рубрике «КИНОрецензии»

Автор сценария и режиссер: Вон Стайн

В ролях: Марго Робби, Саймон Пегг, Майк Майерс, Декстер Флетчер, Макс Айронс

«Терминал», разумеется, а не «Конченая». Действие происходит на полузаброшенном вокзале, куда вот-вот (в 4.04, кто понимает) должен прибыть поезд, но все как-то не прибывает. Я сперва думал, что за переводом скрывается игра слов, мне не слишком понятная. Что-то вроде «Терминал-Терминальная стадия-Конец-Конченая». Но фильм сильно расходится по настроению и содержанию с тем, что показывали в трейлерах, так что «шутка» в названии совсем другая.

Это не триллер, не боевик и не нуарный детектив. И уж точно не история про оторву, которая пустилась во все тяжкие, как можно предположить из рекламы. Это — фантасмагория, лейтмотивом которой служит (и активнейше упоминается) «Алиса в Стране Чудес». Таким образом, вокзал-терминал — кроличья нора, некая конечная точка, где сводятся старые счеты, место чудес, царствует в котором странная красотка Энни (Робби), которая одновременно и официантка в привокзальной забегаловке, и стриптизерша в местном притоне (который так и называется «Кроличья нора») и кое что сверх того, что еще предстоит выяснить по ходу действия.

Что же происходит в фильме? Тут нет строгого сюжета. Точнее не так. Сюжет, конечно, есть, и вполне четкий. Есть определенная последовательность событий, есть подробно описанная предыстория, и к финалу у зрителя не остается ощущения бессмысленности происходящего. Но, как я уже говорил, это не триллер и не детектив, так что все, что происходит в фильме, работает на настроение и не наполнено играми разума или сложными сюжетными конструкциями. Не в фабуле здесь счастье. Она очень простая, хотя сперва и кажется запутанной, но это из-за общей мистичности происходящего.


В фильме две сюжетных линии, связанных только участием Энни.

Первая. Смертельно больной учитель литературы Билл (Пегг) хочет свести счеты с жизнью, бросившись под поезд. Но вокзальный сторож (Майерс) объясняет бедолаге, что поезд придет только в 4.04 (то есть никогда) и Билл имеет больше шансов окочуриться от скуки, ожидаючи. Но на вокзале есть круглосуточное «Рейн-кафе», можно посидеть там. В «кафешке» Билл знакомится с официанткой Энни, та проявляет к учителю интерес и заводит беседу о суициде.

Вторая. Энни встречается в церкви с таинственным боссом преступного мира и просит того, передать ей все заказы на убийства, потому что она — первоклассный киллер. Босс возражает, что у него уже есть специалисты. Энни обещает, что за две недели разберется с ними и докажет, что она — лучшая.

Далее Энни устраивает забавную игру в телефонные звонки и чемоданы, передающиеся через ячейку в камере хранения. Ее цель — настроить парочку киллеров друг против друга. А они и так готовы вцепиться друг другу в глотки, потому что Энни от лица босса маринует их в ожидании в заброшенной квартире в привокзальном кондоминимуме.

Это все. Энни выяснит отношения с учителем, киллеры — с ней и друг с другом. Обаятельный молодой убийца (Айронс) влюбится в Энни, а старый (Флетчер) будет злиться и ревновать.

Нет никаких дополнительных пояснений, что за место этот терминал. Но кроме упомянутых персонажей и двух бестолковых грабителей в переходе между станцией и кафетерием, в кадре практически не появляется ни одного человека. Только стриптиз-бар наполнен людьми, но он как раз выглядит другим миром, изолированным от Терминала. И поначалу пара посетителей еще пьет свой кофе в «кафешке». И, видимо, это самый вход в нору, еще можно развернуться и сбежать из этого места. Но Билл втягивается в разговор с официанткой, убийцы — в игру с чемоданами и звонками. Теперь им нет спасения.

Можно предположить, что это Чистилище. Например, Билл успел прыгнуть под поезд, и все это ему кажется, а киллеры погибли в силу своей опасной профессии, и поверьте на слово, что Энни и сторож также могли там оказаться еще в предыстории, которую мы узнаем в финале. И даже стриптиз-бар — тоже воспоминание. Босс до самого конца — только голос, искаженный специальным прибором, мы его не видим. А он смотрит на происходящее через экраны видеонаблюдения. Тоже вполне понятная метафора. Но это все гадания на кофейной гуще. В фильме много раз упоминается «Алиса в Стране Чудес», и нет сомнений, что Терминал — эта самая страна, чем бы она не являлась. Но уж точно не наш мир.

Единство места, времени и действия. Минимум персонажей, минимум локаций и минимум времени — хотя формально проходит две недели, но четыре утра так и не наступает, только ночь тянется бесконечно. Локации очень живописны. Постоянно поддерживается иллюзия норы — пространство выстроено строго вертикально, крутые лестницы, бесконечная «вентиляционная шахта», колодец домов. Острая смесь разрухи и ярких красок, серая обшарпанная обстановка окрашена неоновым светом, и по ним бродит Энни в ярких костюмах. На ее фоне теряются и профессионально неприметные киллеры, и тем более учитель Билл, поразительно похожий на Достоевского. Ну и вишенка на торте — смешной инвалид Майерс, который как раз на своем месте в этом аду.

Все это дополняется прекрасно подобранной музыкой.

Что в итоге? Красочная фантасмагория, притворяющаяся неонуаром. Отличное зрелище, прекрасные актеры, а диалоги Энни и Билла — это нечто особенное. Немного затянуто, но смотреть настолько приятно, что можно и потерпеть.

7.5/10





1183
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 октября 12:33 цитировать
Всё думал, когда доберусь....

Теперь быстрее :)


Ссылка на сообщение11 октября 08:06 цитировать
Спасибо, теперь точно посмотрю


⇑ Наверх