Юн Айвиде Линдквист Впусти


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии» > Юн Айвиде Линдквист. Впусти меня / John Ajvide Lindqvist. Låt den rätte komma in (2004)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Юн Айвиде Линдквист. Впусти меня / John Ajvide Lindqvist. Låt den rätte komma in (2004)

Статья написана 17 октября 16:48
Размещена в рубрике «Рецензии»


официальное навание не "роман", а "сага". И даже можно сравнить ее с "Сумерками" в одном плане — это история отношений вампира, который живет на свете долго, но выглядит на 12 лет, и настоящего ребенка. И это история любви, хотя и не плотской. На этом сходство заканчивается.


Дело происходит в бедном стокгольмском пригороде. Забитый школьник Оскар знакомится со странной девочкой Эли (потом оказывается, что это мальчик Элиас, но на самом деле он — бесполое существо, оскопленное при инициации, так что никакой сексуальной подоплеки в их отношениях нет).


Можно выделить три основные сюжетные линии. На самом деле их больше, но сюжет двигают именно эти. Во-первых, Оскар. Его отношения с Эли и с одноклассником Йонни, который годами, изо дня в день превращает жизнь Оскара в ад. Оскар абсолютно беззащитен против него, в том числе и потому, что Йонни всегда нападет на Оскара с двумя или тремя приятелями. Да и нет у мальчика душевных сил противостоять обидчикам. Точнее. не было, пока он не встретил Эли и ради нее (он долго считал нового друга девочкой) не захотел стать сильнее.


Во-вторых, судьба помощника Эли, несчастного педофила Хокана. Его обязанность — убивать людей и приносить "хозяину" свежую кровь. Один раз ему это удается, он похищает и "осушает" какого-то мальчишку, и это событие ставит весь город на уши. Но Хокана мучает совесть, он вовсе не безжалостный убийца, но в то же время он по своему любит Элиаса, понимает, что тот умрет без крови, но слишком слаб, чтобы "охотиться" самостоятельно. Так что в какой-то момент он все же захватывает очередную жертву, но все идет не так, и под угрозой разоблачения Хокан обливает свое лицо кислотой. Такой страшный способ самоубийства он выбирает, чтобы его никто случайно не узнал и не связал с Эли. И опять бедняга терпит неудачу. Кислота его калечит, но не убивает.


Третья история про компанию спившихся бедняков. Не дождавшись помощи от Хокана Эли сам убивает первого же попавшегося бомжа, но его видит другой пьянчуга. И потом Эли охотится на них, а они в силу своих очень жалких способностей, — на него. Одна из этих несчастных сама становится вампиром, и Линдквист показывает нам, как это происходит.


По Линдквисту вампиризм — заразная болезнь. Какой-то паразит (его сущность не проясняется) селится у человека в сердце. Такой подход я встречал только в вампирской дилогии Пелевина. И да, зараженный обладает огромной силой, что не приносит ему никакой радости. Все вампиры в книге — глубоко несчастные существа, чья человеческая жизнь с момента заражения окончена. Никто из них не просил об этой участи, кроме Хокана, но и для него это была вторая попытка самоубийства. И на его примере показано, что можно убить человека в вампире, но не тварь.


Для Элиаса знакомство с Оскаром оказалось подарком судьбы. Это были чуть ли не первые его теплые отношения с кем-то после обращения в вампиры. Хокан все же не в счет, хотя и там что-то уродливое, но человеческое между ними происходило.


Поражает беспомощность взрослых, ответственных людей в этой истории. Учителя могли в упор не замечать травлю одного из школьников. они не реагируют и тогда, когда Оскар наконец дает отпор с довольно тяжелыми последствиями для обидчика. Но именно тогда конфликт Оскара и Йонни не затухает, как можно было бы предположить, а набирает обороты. И доходит до вполне законной крайности. Йонни привлекает старшего брата-хулигана. И тогда за Оскара заступается Эли. Эта линия развивается согласно бандитским понятиям, которые, очевидно, одинаковы во всем мире. Терпила должен сказать первое слово сам, хотя бы попытаться дать отпор, и тогда вполне возможно кто-то его защитит.


С вампирской историей происходит то же, что и с войной детей. Взрослые беспомощны. Только стайка аутсайдеров хоть что-то пытается сделать, но куда им.


Очень мрачная и очень сильная книга. Жаль только, что все очень резко завершается. Я бы хотел эмоционально присутствовать при финальной сцене в бассейне. Я чувствую себя обманутым, что мне рассказали об этом. а не показали.


8/10





922
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 17:05 цитировать
Спасибо за рецензию! Однако всё же не стоило так подробно раскрывать сюжетные повороты, многих это может наоборот отпугнуть от чтения:-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 17:08 цитировать
ну я практически только завязку раскрыл
 


Ссылка на сообщение17 октября 17:11 цитировать
Впрочем, два самых спойлерных замечания я убрал.


Ссылка на сообщение18 октября 12:51 цитировать
Спасибо за рецензию!
Сразу захотелось прочитать роман и посмотреть экранизации! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 19:45 цитировать
Обе версии экранизаций хорошие, можно смело смотреть любую.


Ссылка на сообщение8 ноября 10:02 цитировать
Согласен с тем, что мрачная и сильная книга. Но, мне кажется, любовью здесь и не пахнет, слишком ловко скопец играет с чувствами одновременно Хакона и Оскара. Одному — дружба, защита, и — вдруг ты уже половозрел — намёк на нечто большее. Другому — запретный секс, баш на баш, нет пищи — нет секса — на тебе скандал. Вампиры — уже не люди. Вампиризм — мирмекофилия в человеческом муравейнике. К сравнению — «Блаженны мёртвые» того же автора. Все живые чего-то хотели и чего-то боялись, но кто оказался прав? Подробнее, если заинтересуетесь моей точкой зрения, по ссылке: https://fantlab.ru/blogarticle52189


⇑ Наверх