Введение в теорию ирреальных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Stanislaus Horus» > Введение в теорию ирреальных жанров. Часть вторая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Введение в теорию ирреальных жанров. Часть вторая

Статья написана 17 октября 2018 г. 17:38

Доброго времени суток, уважаемые посетители этого портала! Меня зовут Станислав, и я веду группу «Ирреальные жанры» в соцсети «ВКонтакте». Это сообщество посвящено фантастике, фэнтези, мистике, сказкам и всему тому, с чем эти жанры связаны и на чём они основаны. Но главное — в группе я пытаюсь представить наброски литературоведческой концепции всех этих жанров как целостного явления, имеющего общие черты и признаки. Для обозначения этого явления я предлагаю собственный термин «ирреальные жанры». И сейчас я публикую здесь вторую статью по материалам своей группы.

___

Двойной художественный вымысел

___

Это создание в художественном произведении событий, явлений, объектов, персонажей, которые не существуют в объективной реальности и которых в принципе не может существовать в ней – как во время их создания автором, так и вообще никогда. Естественно, такой вымысел питается чем-то реальным: характерами и страхами людей, фольклором, мифами, научными достижениями и тому подобным, но продукты такого вымысла существует только в пространстве тех произведений, для которых они созданы. Некоторые детали научной фантастики с течением времени и развитием науки и техники могут становиться реальными (поэтому введена оговорка про время создания таких деталей). Но сугубо фэнтейзиных объектов и явлений (например, орков, магии, многокилометровой ледяной стены и т. п.) не существовало и не будет существовать никогда.

Волшебные народные и литературные сказки, научная и не очень фантастика и любое фэнтези, мистика и зачастую ужасы (хоррор) – всё это примеры двойного художественного вымысла. Нетрудно заметить, что такая форма вымысла присуща только ирреальным жанрам – собственно, именно она и делает жанр ирреальным. При этом важно отметить, что произведение, сюжет и герои которого созданы с помощью двойного вымысла, вполне может оставаться правдоподобным и реалистичным. Природа и архитектура, костюмы, внешний вид героев, большинство объектов флоры и фауны, география, модели наименований воссоздаются по реальным прототипам. Присутствие отдельных элементов двойного вымысла на фоне простого характерно для так называемого магического реализма, произведения которого в большей степени реальны, чем ирреальны.

Для начала проанализируем пример двойного художественного вымысла в твёрдой научной фантастике. Для этого вспомним повесть Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» — не самый мощный образец этого жанра, но вполне показательный. По состоянию на начало 20 века, когда писалась эта повесть, операция по пересадке головы на другое обезглавленное тело была за гранью фантастики. Одержимые фанатики биомедицины под покровительством тоталитарных режимов пытались провести подобное вмешательство, но искомого результата, естественно, не достигали. Поэтому можно говорить о том, что Беляев создавал в повести явление, которое на момент создания в действительности не существовало, хотя и имело некоторые прототипы и предпосылки. Поэтому данный художественный вымысел является двойным, а не простым.

Вместе с тем, с течением времени ирреальность подобной операции уменьшается. Так, в последние годы в интернете можно найти более или менее достоверные заявления о технической готовности к проведению трансплантации человеческой головы на другое тело. Поэтому «Голова профессора Доуэля» — прекрасный пример нереальности вымысла относительно времени создания. Как и принципиальная основа всех произведений космической фантастики: наличие некого галактического государства, объединяющего множество планет. На сегодняшний день это определённо двойной вымысел, поскольку таких технологий не существует, и представления авторов о галактической державе суть плоды их воображения, не имеющие фактических, научных обоснований. Однако двойной вымысел в фантастике принципиально относителен и определяется только текущим положением дел.

Принципиально иное положение в ирреальных жанрах сказочного спектра. В их случае двойной вымысел абсолютен и вневременен. поскольку такие произведения основаны на магии, потустороннем и сверхъестественном, чего заведомо не существует, продукты такого вымысла не могут со временем совпасть с объективной реальностью. При этом общий фон таких произведений может быть максимально достоверен с точки зрения правдоподобия эпохи. Прекрасный пример – «Песнь Льда и Огня» Дж. Р. Р. Мартина: гиперреализм характеров, дотошная точность передачи быта и менталитета сочетаются с драконами, живыми мертвецами, ледяными гуманоидами, рождением тени от мужского семени из чрева жрицы-колдуньи, стеной изо льда на сотню с лишним километров, предсказаниями, древовидцами и прочими формами магии, потустороннего и сверхъестественного. Пример максимального отхождения автора от реальной основы при создании произведения на основе двойного вымысла – полярный «Песне Льда и Огня» образец фэнтези – легендариум Дж. Р. Р. Толкина.

Во-первых, бытовым, психологическим и другим базовым моментам и во «Властелине Колец» и в особенности в «Сильмариллионе» и прочих сборниках легенд и преданий уделено минимум внимания. Авторское воображение сконцентрировалось на создании сугубо отличных от действительности явлений, образов и персонажей. Поскольку ни эльфов, ни их многочисленных языков, ни Нуменора, ни Эру Илуватора, ни айнуров с майарами, ни Двух Древ со Светильниками никогда не существовало и существовать не могло, можно говорить о том, что Толкиен работал на основе двойного вымысла с минимальным вниманием к деталям натуралистического характера.

___

Надеюсь, представленный материал будет вам интересен. Каждый день или почти каждый день я буду выкладывать продолжения своих изысканий. А те, кого заинтересовал мой подход, могут посетить мою группу во «ВКонтакте», которая называется, повторюсь, «Ирреальные жанры» и находится по ссылке https://vk.com/les_genres_irreels. Буду рад информационно-методической поддержке всех неравнодушных к такого рода произведениям.

С уважением, Станислав





168
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх