Заметка об исторических


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > Заметка об исторических романах в СССР
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Заметка об исторических романах в СССР

Статья написана 28 ноября 2018 г. 04:37

В Советском Союзе было несколько авторов специализировавшихся на написании исторических романов. Без определенной доли фантастичности эти романы малоинтересны. Особенно в этом отличался Валентин Пикуль, но по настоящему фантастики он все-таки не написал.

Мне также знакомы такие советские создатели исторических романов как: Николай Задорнов (Амур-батюшка), В. Шишков (Емельян Пугачев), Александр Немировский (Слоны Ганнибала), Валерий Язвицкий (Иван III), Милий Езерский (Аристоник), Василий Ян (Батый), Сергей Бородин (Звезды над Самаркандом), Александр Волков (Чудесный шар), Павло Загребельный (Роксолана), А. Ладинский (Когда пал Херсонес), Михаил Зуев-Ордынец (Последний год), Сергей Писарев, Эдуард Кондратов, Иван Ефремов (На краю Ойкумены) и др.

Некоторые из них не удержались и создали явно фантастико-исторические произведения.

1) В. Язвицкий «Гора лунного духа» ( Побежденные боги) 1924г. и другие чисто фантастические рассказы.

2) А. Немировский «За столбами Мелькарта» (1959 г)-потомки Атлантиды

3) В Ян «Загадка озера Кара-Нор» (1929 г)-плезиозавр. Напечатан в журнале «Всемирный Следопыт»

https://fantlab.ru/edition52406

4) И Ефремов «Встреча над Тускаророй» (1943 г)-живая вода и другие чисто фантастические книги

5) Э Кондратов «По багровой тропе в Эльдорадо»-затерянные миры

https://fantlab.ru/edition58734

6) А Волков «След за кормой»-фантастико-исторические главы.

https://fantlab.ru/edition20263

7) М Зуев-Ордынец «Сказание о граде Ново-Китеже»-затерянные миры.

https://fantlab.ru/edition34115

Наоборот некоторые советские писатели-фантасты писали историческую НФ.

Е Войскунский и И Лукодьянов начали свое творчество с фантастико-исторических романов «Экипаж «Меконга»(1962 г) и «Щит Нетона» (1968 г).

https://fantlab.ru/edition17423

Александр Беляев также начал своё творчество с подобного романа- «Последний человек из Атлантиды» (1925 г)

https://fantlab.ru/edition5139

Леонид Платов в 1947 году напечатал в журнале «Вокруг Света» подобную киноповесть «Птица Маук»

Петроний Аматуни повесть «Если бы сфинкс заговорил» ( Наука 1970 г)-альтернативная история.

Приложение: иллюстрации: «Последний человек из Атлантиды», «Птица Маук», «Загадка озера Кара-Нор», «Щит Нетона» (рис. Ю. Ефимова), «Сказание о Ново -Китеже» (рис. Н. Кочергина)

Рисунок С. Бродского




Файлы: НК1930.jpg (1756 Кб) Щ-1.jpg (4058 Кб)


2076
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 15:50
Очень интересно.
Я хотела бы подержать эти книги в руках, почитать их...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 16:03
«За столбами Мелькарта» недавно продавалась в Доме Книги, а «Гору Лунного духа» переиздавали в изд. Тардис
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:35
«За столбами...» очень хороший роман. Отлично читается. Помнится, проглотил его в тот же период, когда зачитывался «историей географических открытий» Ж.Верна.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:43
Я вообще Немировского уважаю. По мне так он против Римской империи
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:49
Очень жалею, что эта книга утрачена с годами. И даже не знаю на кком этапе жизни. Дофига чего сохранилось вроде Моби Дика, Порт Артура, «Григория Шелихова»... и прочее — всё советские издания. А эта — пропала((( Попадётся на Кировке — возьму, перечитаю.
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 01:24
На Алибе наверняка есть и у Смолина
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 02:27
Алиб за пересылку платить жаба давит))) не столь и редкая книга)
А У Смолина.... нет у меня сейчас столько времени свободного чтобы торговаться с Мишей до нормальной цены книги))))
Это я так всё, шуткую. Понятно, что найти книгу проблемы не составит как «руки дойдут» до неё.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 18:33
atlantika
Можно поставить на 36 и зайти в городскую библиотеку, в читальный зал периодики. 8-)


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 16:40
Про малоинтересные, это зря. Разные были романы, разные авторы. Например: Валентин Иванов: «Русь изначальная», «Повести временных лет», «Русь великая». Морис Семашко (автор, которого постоянно вспоминает М.И. Веллер»): «Маздак», «Семирамида», повесть «Гу-га» (о штафбатах), Юрий Герман «Россия молодая», Юрий Тынянов «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Подпоручик Киже», Дмитрий Мережковский «Христос и Антихрист» (трилогия), Артём Весёлый «Россия, кровью умытая», Новиков-Прибой «Цусима», «Капитан первого ранга», Константин Бадигин «Корсары Ивана Грозного», Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю». Историко-фантастические: Михаил Первухин «Пугачёв Победитель» (1924).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 17:41
Как раз романы В Иванова достаточно фантастичны и поэтому интересны.
А «Цусима» почти научно -популярное произведение.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 18:05

цитата тессилуч

романы В Иванова достаточно фантастичны и поэтому интересны
Трудно согласиться...

Если первый роман сей трилогии в своих славянских страницах (в полном отличии от византийских) ещё отдаёт фантазиями в духе Рыбакова, то второй и третий романы вполне себе историчны...

Кстати, у него есть и совершенно исторический роман Чёрные люди...
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 11:59
Описание славянских племён VI века н.э. не может не быть фантастичным. Когда там письменные сведения о русах появляются? С века IX-X?
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 16:05

цитата JSullen

Описание славянских племён VI века н.э. не может не быть фантастичным
Отчего же... см. к примеру из относительно недавнего:

М.М. Казанский. Славяне и дунайские германцы в VI веке: свидетельства письменных источников и некоторые археологические данные. // Штрихи к портретам минувших эпох. Археология, история, этнография. Кн. I (MMXIV). Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2014, 175-200.
http://historiae.borda...

Другое дело, что при написании Русь изначальная автор был в явном плену некоторых потешных «автохтонных» фантазий Бориса Александровича Рыбакова...

А вот при написании второй-третьей книг трилогии он явно был под влиянием иных, более научных концепций... :-)
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2018 г. 09:40

цитата lena_m

у него есть и совершенно исторический роман Чёрные люди...
На самом деле «Черные люди» написал другой В. Иванов: https://ru.wikipedia.o....
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 18:01

цитата JSullen

Валентин Иванов: «Русь изначальная», «Повести временных лет», «Русь великая».
Второй рома сей славной трилогии называется иначе — Повести древних лет...
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 11:56
Да, «древних», а не «временных».


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 18:06
А вообще самые интересные исторические романы в советское время публиковал Валентин Саввич Пикуль... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 18:35
У Пикуля фантазия была хорошая.;-)
А у Иванова я не всю трилогию прочитал.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 19:23
Вообще говоря, Пикуль обычно весьма точен в фактической стороне событий, а фантазирует лишь в её интерпретациях...

Что совершенно позволительно историческому романисту...

Я бы даже сказала — в приводимых фактах Пикуль поточней, а главное понадёжней, того же Гумилёва и даже Рыбакова...
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 19:56

цитата lena_m

Пикуль обычно весьма точен в фактической стороне событий
мдаа... ???
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 11:55
Вообще-то нет. В «Моонзунде» немцы на мотоциклах, стреляя из автоматов... И в остальных «исторических» романах историками отмечено столько фактических ошибок, помноженных на просто фантазии...
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2018 г. 16:05
Автомат на двуноге вполне мог монтироваться на мотоцикл или коляску. Что там не так?

Ссылка 1

Ссылка 2

Ссылка 3
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2018 г. 20:22
У Германии в Первую мировую войну был единственный автомат «Bergmann/Schmeisser MP 18.1» (разработан отцом Гуго Шмайсера Луисом Шмайсером). Запущен в производство в 1918 году, на заключительном этапе войны. Всего в войска поступило 10000 штук. Автоматом вооружались бойцы штурмовых отрядов (действовали обычно по два человека — один был вооружён MP18.1, второй винтовкой Маузер 98. Второй же нёс боезапас (2500 патронов)). А Моонзундское сражение, если не ошибаюсь, шло с 12 по 20 октября 1917 года.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2018 г. 23:27
Я не могу найти в романе явное упоминание конкретных автоматов и тем более их использования с мотоциклов. У вас есть конкретные цитаты? Или у вас возражение по терминам «автомат» / «легкий пулемет»?

Вот что можно найти на самом деле:

цитата

“Мотоциклы еще не успели войти в спорт, как германцы уже водрузили на них пулеметы.”


Пример легких пулеметов — см. ссылку 3, и они были на вооружении с самого начала войны.

Факт использования мотоциклов при высадке на о. Эзель подтверждает в явной форме сотрудник Эстонского морского музея.



В фильме есть и явное подтверждение историчности романа Пикуля в целом.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:38

цитата lena_m

Вообще говоря, Пикуль обычно весьма точен в фактической стороне событий

не-не, ляпов (или выдумок, подгонок под сюжет) предостаточно. и больших и малых. Правильно народ говорит. Помнится, на истфаке даже на факультативе разбирали какие-то его романы.


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 19:58
Отличные исторические романы писал Александр Говоров. Был у меня мектеповский томик «Последние Каролинги» с тремя его романами — очень запомнился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 20:29

цитата Beksultan

Был у меня мектеповский томик «Последние Каролинги» с тремя его романами — очень запомнился.

У меня было детлитовское 1972 года издание. Читывал-перечитывал неоднократно. А за год до этого настольной книгой была повесть Клары Моисеевой — Меч Зарины.


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 20:35
Спасибо, отличное напоминание! Более того, некоторых авторов Вы для меня открыли)))
Помню Немировского, Язвицкого, Бородина. Яна в советское время прочло, наверное, столько же людей, сколько Пушкина) Но я удивлен, что Вы не назвали Валентина Иванова. А ведь «Русь изначальная» — великолепный роман! Написать о наших предках в VI веке — на такое осмеливаются разве что нынешние авторы, которым сам черт не брат. А Иванов писал в 70-е. И захватывающе писал!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 20:44
Я Иванова прочитал году в 62-м в Мире приключений. Поэтому забыл напрочь.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:09
Да, память выкидывает разные штуки)
Но «Русь изначальная» — прекрасный и оригинальный, выдающийся роман. В нем Иванов фактически создал собственный мир. Ну да, общие исторические вводные имеются: Юстиниан, Ника, война в Италии, хазары. А вот вся русская часть создана из минимальных знаний из неславянских источников. И при этом Иванов подробно и убедительно выстраивает реалии того славянского мира: уклад, военное дело, переход от общинной жизни к дружинному правлению во главе с военным князем, этимологию значения «Руси»...
Всю эту сумму описаний вполне можно приравнять к фантастическому миру, и уж точно к исторической фантастике! Какой еще советский ист-фантский роман о нашем прошлом можно сравнить с «РИ»? Мне такой на ум не приходит.


Ссылка на сообщение28 ноября 2018 г. 22:36
Еще можно вспомнить Любовь Воронкову
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 01:59
Можно ещё Алтаева, но я пишу о тех, кто и фантастику сочинял.


Ссылка на сообщение29 ноября 2018 г. 23:41
На самом деле, не названо ещё очень и очень много.
От всем известных «каменного пояса» Фёдорова и «Путь на грумант» Баяндина до, скажем, «Григорий Шелихов» В.Л.Гигорьева, шикарный ведь роман.
Чорт, аж перечитать захотелось....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 12:38

цитата MarchingCat

«Путь на грумант» Баяндина

Всё же Константина Бадигина. Да и его же «Корсары Ивана Грозного»...
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 13:01

цитата Raiden

Всё же Константина Бадигина.

Истинно так. Спутал фамилии, второпях, на автомате как-то. :-(((


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 17:24
Забыли оригинального Забелина с «Записками хроноскописта»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 18:47
Это не исторические произведения, типа детективов.


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 17:32
А мне вот ещё припомнился такой славный советский исторический романист как Вячеслав Яковлевич Шишков...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 18:46
Я его отметил «Угрюм-река» любимый фильм был в 10 классе.


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 19:10
И ещё вспомнилось:

Линевский Александр Михайлович. Листы каменной книги

Пожалуй, это вообще лучшее, что я читывала из советского исторического...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 19:15
Ну он археолог.
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2018 г. 19:56
Знаете его археологические научные работы?
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2018 г. 00:21
Просто читал, что он петроглифами занимался.
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2018 г. 16:55
Ну и какое отношение сие имеет к литературным штудиям Линевского?
Страницы: 12

⇑ Наверх