Каков главный критерий произведения, которое хочется читать и перечитывать? Кто-то из его героев сразу становится близок – за него переживаешь, на изображенный мир смотришь его глазами. В событиях и обстоятельствах, рожденных авторской фантазией, видишь что-то близкое, хочется воскликнуть «а ведь это про меня!» «а ведь так было с такими-то!».
Двухтомник — пока еще — «Арата» можно сравнить с узором, сплетенным из разноцветных нитей, каждую из которых можно рассматривать отдельно, следить за ее извивами и снова возвращаться к общей картине.
Как сказал один из современных деятелей литературы, в талантливом произведении должны быть, как в море, глубины для желающих нырнуть и отмели для любителей побарахтаться. Здесь эта задача блистательно решена. На первый невнимательный взгляд первая книга «Арраты» — роман-путешествие с попыткой переворота в отдельно взятом царстве и надвигающейся катастрофой, грозящей уничтожить мир.
Для читателя, который смотрит чуть дальше того, что находится на поверхности это и роман о становлении того, кому предстоит не только управлять государством. О том, что большая власть – это и большая ответственность.
Здесь говорится о взаимопонимании и общении разных народов с разными понятиями о чести и разными ценностями. О том, что у каждого собственная правда и не нужно навязывать свою, какой бы истинной она ни казалась. Одно и то же явление или поступок могут иметь противоположный смысл: плащ из беличьих шкурок, подаренный царевичем вождю лесного народа воспринят как смертельное оскорбление. Жрец убежден, что спас замерзшего мальчишку, по какой-то причине брошенного родными, а на самом деле сорвал ему посвящение и возможность обрести побратима-мамонта. Повзрослев, молодой мужчина возвращается, искренне желая нести культуру соплеменникам, прозябающим в дикости. Для тех же он ущербный индивидуум, не понимающий того, что у них известно даже младенцу.
Попутно и, казалось бы, между прочим, затрагивается тема взаимоотношений «титульной» нации и всех остальных. Кто скажет, что это не близко нашему миру? Или универсальная истина: не стоит лезть, куда не надо, особенно если настоятельно просят этого не делать. Иначе можно случайно выпустить наружу такое, что сам не обрадуешься.
Вторая книга читается с неослабевающим интересом. Казалось бы, все опасности позади: повзрослевший и сделавший для себя выводы принц возвращается в столицу. Но вместо наград его спасителей ждут обвинения и преследования. Напоминает что-то из отечественной истории… Но все не так просто и не так, как представляется вначале.
Герой, самоотверженно защищающий царевича, во второй книге оборачивается совсем другой стороной — затронуты интересы его народа, остальное не имеет значения.
Под маской придворного, которого в нашем мире назвали бы гламурным, скрывается жестокий интриган, способный добиваться трона совсем не гуманными методами.
Навыки бывшего уличного беспризорника спасают жизнь молодому жрецу. Вот вам и мораль: наш жизненный опыт – наше богатство.
Невозможно не переживать за судьбу царевны, отстаивающей право не идти замуж за достойного, но нелюбимого человека. Попутно вспоминаются все сказочные царевны и принцессы, которых очередной герой получал в награду вместе с половиной царства…
События в жизни народов, обитающих в горах и лесной глуши тоже не просто вызывают интерес, их принимаешь близко к сердцу, возможно благодаря тому, что по сути дела то же самое волнует наших современников в их сегодняшней жизни. Талант и сверхъестественные способности могут приниматься соотечественниками с восторгом и почтением, а могут сделать их обладателя «чужим среди своих». Добродеи несмотря на свое название, творят не только благо и поддерживают свою власть не только добротой. А мамонтам и тотемным волкам поперек тропы все-таки лучше не становиться.