От культа к театру Античная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «georgkorg» > От культа к театру (Античная драма)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

От культа к театру (Античная драма)

Статья написана 15 марта 13:01
Размещена:

Античная драма

Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия первая

М.: Художественная литература, 1970 г. 768 страниц

"Античная драма" — наиболее полная для одного тома и вместе с тем продуманная антология громадного культурного пласта, который можно назвать условно "античной драмой".

Условно — потому что здесь объединены две совершенно разные культуры — древнегреческая и древнеримская. И хотя для упрощения их чаще всего соединяют в единое понятие "античность", они как были, так и остаются совершенно разными.

Что же такое античная драма? По сути это самое начало, самые истоки европейского театра. Разумеется, древнегреческая драма первична. Она держится на трёх китах — Эсхиле, Софокле и Еврипиде — три величайших трагика еще в Древней Греции были признаны каноническими, поэтому их тексты неоднократно переиздавались и цитировались. И к ним же прилегает единственный комедиограф классического периода — Аристофан.

Из поздних греческих авторов до наших дней дошли только комедии Менандра, да и то его произведения нашли лишь в XX веке — и это можно назвать переходным периодом от классического греческого театра к театру римскому. Он здесь представлен комедиографами Теренцием и Плавтом, и единственным трагиком — Сенекой.

Изначально древнегреческий театр происходит от культа Диониса и по сути так и представлял собой именно культовое религиозное действие. Оно разыгрывалось два раза в год по духовным праздникам и содержало сюжеты, так или иначе восхваляющие Диониса. Но позднее культовая часть стала постепенно выхолащиваться, сюжеты стали разнообразнее. И в какой-то момент кто-то даже сказал "А причём тут Дионис?". И действительно, Дионис остался за кадром. Сцену заполонили другие боги и другие герои, лишь иногда уступая место козлоногим слугам Вакха — сатирам.

Но главная составляющая театра в своих лучших драмах осталась — катарсис — процесс духовного очищения, наступающий в ходе сопереживания происходящего, в трагедиях — через слёзы, в комедиях — через смех. Это очищение и есть та великая цель искусства, которая делает его духовным.

От каждого автора выбрано по одной-две драмы, что позволяет проследить развитие античного театра от его истоков до его заката.

Книга вышла в серии Библиотека всемирной литературы, богато проиллюстрирована и тщательно прокомментирована.





444
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 марта 12:12 цитировать
https://fantlab.ru/work429618

В 2007 году в серии вышло ещё одно издание «Античной драмы», но в другом составе:
https://fantlab.ru/work425001

Остались только греческие трагедии. Почти весь Эсхил (кроме «Просительниц» и «Прикованного Прометея»), у Софокла добавилась «Электра» (примерно то же, что «Хоэфоры» Эсхила), у Еврипида теперь не 2 трагедии, а 6 (добавлены «Ифигения в Авлиде», «Электра», «Андромаха», «Вакханки»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 14:32 цитировать
Тогда логичнее было бы назвать новую книгу не «Античная драма», а «Греческая драма». А тут получается и Аристофана убрали. Так что это прямо «классическая греческая драма».
Ведь оригинальная антология в БВЛ прослеживала весь путь развития античной драматургии. И римская драма там в противовес греческой — из серии «найдите десять отличий»... На самом деле очень большая разница между этими двумя культурами и соответственно театрами...
 


Ссылка на сообщение17 марта 16:03 цитировать
Римские комедии в этом издании неоригинальны и являются подражаниями новоаттической комедии. «Девушка с Андроса» Теренция была составлена из двух несохранившихся комедий Менандра, «Андрианка» и «Перинфианка». «Менехмы» Плавта следуют греческим образцам и интересны только нехарактерным для других комедий того же автора сюжетом.

«Октавия» псевдо-Сенеки может быть интересна для Фантлаба элементами фэнтези. Там появляется призрак Агриппины, который предсказывает, что идея Нерона развестись с Октавией и жениться на Поппее плохо для него кончится.

Логичнее было бы Менандра и римскую драматургию выпустить отдельным томом, добавив ещё другие пьесы.
 


Ссылка на сообщение17 марта 16:11 цитировать
Верно. Римская комедия вообще крайне вторична... Хотя в Европе она была гораздо известнее, чем тот же Менандр... Вспомните даже «Гамлета»...
Менандр и у нас гораздо менее известен. Сомневаюсь, что Эксмо за это возьмётся...
Но тогда надо бы и Аристофана тоже отдельным томом издавать. Уж он точно заслуживает отдельного тома. И для фантлаба во многом профильный — первый известный нам утопист-антиутопист и даже абсурдист...
 


Ссылка на сообщение17 марта 16:16 цитировать
Кстати в новом издании и переводы другие. Во всяком случае Эсхил представлен в переводе Иванова, а в старом — Апта. Это кардинально разные переводы, представляющие Эсхила совершенно по разному. Для начала логичнее читать Апта — он более живой и современный. Иванов более архаичный и тяжеловесный.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх