Игра Престолов Уильяма


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Игра Престолов Уильяма Шекспира. Сезон II (Вильям Шекспир. Генрих IV (Часть вторая). Генрих V. Генрих VI. (Часть первая))
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Игра Престолов Уильяма Шекспира. Сезон II (Вильям Шекспир. Генрих IV (Часть вторая). Генрих V. Генрих VI. (Часть первая))

Статья написана 17 марта 2019 г. 18:08

Вильям Шекспир. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 2: Генрих IV (Часть вторая). Генрих V. Генрих VI. (Часть первая)

М.: Терра, 1992 г. 608 страниц

Театр во времена Шекспира был весьма низким жанром, который снобы от искусства не признавали за что-то возвышенное. Возвышенными могли быть только произведения античных классиков, правда к сожалению в основном только римских, а не греческих. Главными ориентирами были Сенека в трагедии и Плавт в комедии. Их пьесы играли при дворе, в университетах и на закрытых представлениях. Всё это, разумеется, предназначалось только для ограниченного круга лиц.

И при этом обычный народ обычный театр любил — для него это было единственное доступное зрелище. Своеобразное телевидение. При этом театр был не только развлечением, но и, так сказать, источником знаний. Например, в театре можно было изучать историю. В конце XVI века в Англии появилось множество исторических хроник, повествующих о королях и их подвигах. Особенно актуально это было в том числе и для поднятия морального духа населения ввиду обостряющегося противостояния с Испанией.

Уильям Шекспир живо включился в этот процесс и создал серию великолепных исторических хроник на эту тему. И при этом сказал в этом жанре совершенно новое слово, поднял его на непревзойдённо новый уровень. До него подобные хроники в основном мало отличались психологизмом и интересностью речей. Авторы, многие из которых так и остались для нас безымянными, в основном лишь беглыми чертами обрисовывали основные исторические события, не особо прорисовывая портреты героев или вдаваясь в логику происходящего.

У Шекспира всё иначе. И особенно выделяется в этом смысле его пьеса в двух частях — "Генрих IV". Причём, интересно, что основным новшеством пьесы стало смелое смешение жанров — высокой трагедии и практически фарсовой комедии. Сцены в пьесе сменяют друг друга. Трагедия в основном повествует об исторических событиях, окружающих собственно Генриха IV. Комедия же крутится вокруг его молодого сына-принца, ставшего позже королём Генрихом V и его другом Фальстафом. О последнем персонаже стоит сказать отдельно — он зажил совершенно самостоятельной жизнью и стал одним из самых запоминающихся героев Шекспира. Фальстаф комичен во всём, даже в своей неисправимой грешности. И его комичность заставляет простить ему всё. Его появление на сцене вызывало такие бури эмоций, что люди приходили по несколько раз на одну и ту же пьесу, чтобы только еще раз посмотреть на этого забавного толстяка...

Но уже следующая пьеса "Генрих V" лишила зрителей этой радости. Нам сообщается, что Фальстаф умер. Молодой принц вырос и превратился в серьёзного короля — утехи молодости позади. Цирк сгорел, клоуны разбежались. Но не спешите грустить! Фальстаф еще один раз предстанет перед нами, но уже не в исторической хронике, а в сайд-стори-комедии...





382
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх