Все проблемы из детства или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «georgkorg» > Все проблемы из детства, или двадцать семь лет спустя (Стивен Кинг. Оно)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Все проблемы из детства, или двадцать семь лет спустя (Стивен Кинг. Оно)

Статья написана 12 июля 22:18
Размещена:

Стивен Кинг. Оно

М.: Астрель, 2013 г., 1248 страниц

Серия: Тёмная Башня

+

Стивен Кинг. Оно. В двух томах

М.: Кэдмэн, 1993 г., 432 + 479 страниц

Серия: Мастера остросюжетной мистики

Два года назад вышла первая часть дилогии — новая экранизация романа Стивена Кинга "Оно", а этой осенью выходит вторая часть. Самое время перечитать сам роман, тем более, что теперь читателям доступна полная версия книги без сокращений.

Я сам вернулся к этому роману спустя примерно тот же срок, что и герои книги, которых раскидала по свету жизнь на двадцать семь лет. В моей жизни за это время произошло множество событий, заставляющих сейчас смотреть на многие вещи совсем иначе. И поэтому книга воспринимается сейчас совсем по новому. Тем не менее, я ничуть не пожалел, что прочитал её снова...



"Оно" — один из самых известных и популярных романов Стивена Кинга. И при этом один из самых объёмных. По сути это два романа, своеобразная дилогия, слитая в единое целое. Поэтому неудивительно, что автор новой экранизации Андрес Мускетти сделал вполне логичный шаг — разделил повествование на прошлое и настоящее. И в кино это может быть очень оправдано.

Но книга всё же представляет собой единое целое именно в своём изначальном объёме и своей многослойности.

Многие ругают "Оно" не только за многослойность, но и за многословность, обвияют автора в том, что он хотел написать книгу как можно толще, чтобы заработать на ней как можно больше. Но эти обвинения, на мой взгляд, совершенно неразумны и нелогичны. Для того чтобы описать всё что описано в книге нужно было как раз те два увесистых тома, соединённых в единое целое. Да ведь и писал Кинг этот роман целых четыре года...

Роман отличает весьма интересная структура. Во-первых, он как бы распадается на две пареллельные истории — детство героев и их взрослую жизнь. Во-вторых — он содержит множество интермедий, которые почти могли бы потянуть на отдельный роман-приквел. Эта предыстория укореняет повествование в далёкое прошлое и добавляет ему весомости и реалистичности.

Вообще же сама история, которую рассказывает нам Стивен Кинг, очень реалистична и психологически достоверна. В романе множество героев, каждый из которых очень подробно выписан как с точки зрения жизни и окружения, так и внутреннего мира. Поэтому практически каждый читатель может найти здесь кого-то для отождествления или хотя бы сопереживания.

Кинг во многом создавал роман на основе собственных детских воспоминаний, и наверное поэтому большинство эпизодов выписаны очень тщательно и достоверно.

Главные герои составляют так называемый Клуб Неудачников — шестеро мальчишек и одна девочка — своеобразные изгои их детского мира. Они не могут постоять за себя поодиночке, их не принимают в другие детские сообщества, да и они не всегда хотят в них вступать... Но настораживает другое — они Неудачники не только среди других детей. Они Неудачники и в своих семьях. Ведь из семерых детей, лишь у одного — Майкла Хэнлона — хорошие отношения с родителями и особенно с отцом. Все другие Неудачники либо живут в неполных семьях (как например Бэн или Эдди — их воспитывают матери-одиночки), либо находятся в странно отчуждённых отношениях (как Билл, у которого родители после гибели младшего сына замкнулись в себе) или вовсе в перманентном состоянии конфронтации или даже ужаса (как Беверли, чей отец постоянно её избивает). В этом плане Неудачники ничуть не в лучшей ситуации, чем их враги — дети-задиры (как например, Генри — сын психопата)...

Один лишь Майкл Хэнлон живёт в относительно благополучной и полноценной семье, но его жизнь отягчена цветом кожи — их семья — единственные представители чёрных в этом небольшом городке... Но именно Майкл становится тем связующим звеном, которое потом сможет снова собрать всех остальных. Именно он изучает историю города Дерри и историю его зла — Оно. Именно он собирает по крупицам все истории и выступает в роли главного расказчика.

И поэтому неудивительно, что все эти Неудачники наполнены каждый своими страхами. А именно этими страхами и подпитывается Оно — даже в большей степени, чем детскими телами...

Когда же герои становятся врослыми, многие из их дестких страхов остаются с ними и даже более того — материализуются в нечто реальное. Так, у Эдди появляется жена — точная копия его мамы. А у Беверли — муж — точная копия её отца. Билл же женится на девушке — копии Беверли... Все эти проекции работают на полную, и их избежать становится гораздо сложнее чем даже борьба со Злом в виде Оно. И если согласиться с тем, что именно Оно подстраивает нам такие модели поведения и ситуации, то Оно побеждает в жизни большинства людей, живущих сейчас на нашей планете. Ведь мало кто может похвастаться тем, что преодолел свои детские проблемы и комплексы. Чаще всего мы наблюдаем примеры компенсации или даже гиперкомпенсации...

Так что Оно даже не всегда нужно принимать форму какого-нибудь чудовища, чтобы напугать героев — можно просто принять форму их близких. Но и формы монстров здесь очень многообразны. "Оно" — это своего рода энциклопедия фильмов ужасов 1950х годов. Здесь есть и Франкенштейн, и Оборотень, и Мумия, и гигантский Радон, и чудовище из Чёрной Лагуны, и гигантский глаз из Тролленберга... Эти страницы доставят читателю особое эстетическое удовольствие, если он знаком со всеми фильмами, из которых эти монстры вышли на страницы романа...

Книга же очень многопланова по своей проблематике. Здесь есть место не только страхам, но и чувствам. Дружбе, любви, ненависти... И главное — есть место взрослению — тому процессу, который с нами происходит безвозвратно. Как молоко превращается в простоквашу и потом уже не может принять свою изначальную форму, так и ребёнок, став взрослым, уже не может стать вновь ребёнком.


PS: Небольшая ложка дёгтя.

Первое. Меня лично в новом переводе всё время напрягала концовка фразы "так?". Можно же по разному обыграть. "Верно?", "хорошо?", "правда?", "да?"... К тому же еще и опечатки в большом количестве — это уже бич современного книгоиздания...

И второе. Я понимаю, что в книге много упоминаний различных фильмов, деятелей кино и музыки... Но ведь роман издаётся в крупном издательстве и переиздаётся много раз. Неужели нельзя отредактировать комментарии? Некоторые из них демонстрируют полное незнание реалий... Особенно меня добил рэппер Грандмастер Флэш...


Читайте также о фильме.





1049
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 июля 22:01 цитировать

цитата

Ведь из семерых детей, лишь у одного — Майкла Хэнлона — хорошие отношения с родителями и особенно с отцом.
А как-же Ричи Тозиер и Стэнли Урис? Как по мне, у Ричи просто отличная семья, и его обстоятельства в этом плане даже лучше чем у Майкла у которого мне вообще честно говоря не нравится ни семья ни её обстоятельства: его мать специально отдала его в религиозную школу:

цитата

Именно там, в той христианской школе, в которую ты так стремилась его отдать, учительница сказала им, что белые лучше черных, потому что Хам, сын Ноя, смотрел на своего отца, пока тот спал пьяный и голый, а два других сына отвели глаза. Поэтому сыновья Хама были прокляты и обречены во веки веков рубить деревья и черпать воду, сказала она. И Майки сказал, что когда она рассказывала им эту историю, то смотрела прямо на него.
за случайное опоздание избила его (единожды, если это можно добавить в оправдание):

цитата

Обычно мать не сердилась на него, если он приходил домой к шести, когда она накрывала на стол к ужину, но один памятный эпизод научил его, что в этом году все не так. Тогда, в тот единственный раз, когда он опоздал к ужину, с ней была почти что истерика. Она отходила его кухонным полотенцем, хлестала его, а он стоял в дверях кухни с широко открытым ртом, а у его ног стояла корзина с речной форелью.

– Не смей так пугать меня! – кричала она. – Не смей никогда! Никогда! Никогда.

Каждое «никогда» сопровождалось сильным ударом полотенцем.
его отец, как можно судить, зная даже больше остальных родителей о том что такое Дерри (ох как захотелось процитировать Дона Хагарти, но нельзя, за такое явно можно получить предупреждение) все равно вернулся туда:

цитата

Ниггеры в Мэне навсегда останутся ниггерами. Я много раз думал, что я потому вернулся в Дерри, что нет лучше места, чтобы помнить об этом.
и последнее, но не менее важное — работа на ферме. Конечно, у Кинга она описана в более черной форме в случае фермы Бауэрса:

цитата

Остальные тоже пришли, и пятеро взрослых парней как черти трудились на ферме у Бауэрса все утро.

цитата

Все они, даже Белч, обходили стороной ферму Бауэрсов по двум простым причинам: во-первых, из-за сумасшедшего отца Генри и чтобы не заканчивать за Генри различную работу. Эти мальчики не были лентяями, но у них самих было дома множество дел: прополоть сорняки, натаскать камней и дров, наносить воды, накосить травы, собрать то, что созрело в то или иное время года: горох, огурцы, помидоры, картофель. Кроме того, дома они это делали без потогонной системы чокнутого отца Генри, которому было абсолютно наплевать, кого бить (однажды, когда Виктор Крис уронил корзину с помидорами, которую он тащил от самой дороги, отец Генри избил его поленом). Довольно неприятная вещь – получать по спине березовым поленом; но хуже всего, что при этом Батч Бауэре напевал: «Я убью всех узкоглазых! Я убью всех вонючих узкоглазых!»
но Хэнлоны и Бауэрсы несмотря на взаимную неприязнь и рознь, приходятся друг другу соседями и находятся в весьма сходных социоэкономических состояниях, так что думаю многое из вышеперечисленного можно с легкостью отнести и к каждодневной жизни Майкла, что в принципе и подтверждается нижеследующим отрывком, где Кинг словно оправдывает предыдущее описание труда, труда и только труда:

цитата

Но была не только школа и поденщина, поденщина и школа; Вилл Хэнлон не раз говорил жене, что мальчику нужно время, чтобы ходить на рыбалку, даже если он этим и не занимается всерьез. Когда Майк приходил домой из школы, он первым делом клал книги на телевизор в гостиной, затем чего-нибудь перехватывал и изучал записку, которую папа оставлял ему; в ней говорилось, где он. Вилл, находится в данное время и какие обязанности у Майка на день – прополоть грядки, убрать, принести корзины, подмести сарай – все что угодно. Но как минимум раз в неделю – иногда два – не было никакой записки. И в такие дни Майк ходил ловить рыбу, хоть он этим и не занимался всерьез. Это были отличные дни.., дни, когда ему не надо было никуда идти и, следовательно, не было необходимости спешить.


Что же касается Стэнли, сложно что-либо сказать, так как он наименее прописанный из Клуба Неудачников, но иногда отсутствие новостей — само по себе хорошая новость.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 22:27 цитировать
Про Стена и Ричи есть какие-то описания их контакта с родителями? Возможно, я пропустил...
А «отсутствие новостей» может быть и наоборот просто нежеланием о них даже вспоминать...

У Майкла как раз единственного из всех героев нормальные и доверительные отношения с отцом. Они часто общаются, и это не просто дежурные фразы. Этому уделяется достаточно много времени. И когда он был маленьким, и когда стал старше.
А то что он работает на ферме и помогает отцу — что в этом плохого? Как раз наоборот это говорит о его разумности. Если они живут на ферме, то и работать надо, это же ферма... Тем более, что у Майкла нет того жуткого отношения к ферме, как у того же Генри, про которого вы привели цитату.
А то что мама устроила ему нагоняй — ничего удивительного. Детей же убивали... Понять можно её истерику.

Я считаю, что нормальные отношения с родителями — это прежде всего контакт с ними. А такой контакт описан как раз у Майкла с отцом.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:20 цитировать
Рекламу субботнего «Двойного шок-шоу» Ричи увидел в пятничном номере «Дерри ньюс» и, можно сказать, тут же забыл о том, как плохо спал ночь: ему пришлось встать и включить свет в стенном шкафу, детский фокус, само собой, но ведь он не смог заснуть, пока этого не сделал. Но на следующее утро все вроде бы выглядело уже нормальным… ну, почти. Он начал думать, что они с Биллом на пару галлюцинировали. Разумеется, раны на пальцах Билла галлюцинацией быть не могли, но, может, он просто порезался о края страниц альбома, когда переворачивал их. Страниц из очень толстой бумаги. Такое могло быть. Вполне. А кроме того, не было закона, обязывающего думать об этом последующие десять лет, так? Так!

В итоге после переживаний, от которых взрослый мог сломя голову побежать к ближайшему мозгоправу, Ричи Тозиер поутру поднялся, плотно позавтракал оладьями, увидел рекламное объявление о двух фильмах ужасов в разделе «Досуг», проверил наличность, обнаружил ее нехватку (что ж… точнее, полное отсутствие этой самой наличности) и начал приставать к отцу с просьбой найти ему какую-нибудь работу.

Его отец, который вышел к столу уже в белой куртке стоматолога, отложил спортивные страницы газеты и налил себе вторую чашку кофе. Симпатичный мужчина с худощавым лицом, он носил очки в тонкой стальной оправе, а на его макушке уже образовалась приличная лысина. Уэнтуорта Тозиера в 1973 году ждала смерть от рака гортани, но пока он смотрел на объявление, которое показывал ему Ричи.

— Фильмы ужасов, — изрек Уэнтуорт.

— Да. — Ричи широко улыбнулся.

— Как я понимаю, тебе хочется их посмотреть.

— Да!

— Как я понимаю, ты умрешь в судорогах разочарования, если не сможешь посмотреть эти два отстойных фильма.

— Да, да, умру! Я знаю, что умру! Гр-р-р-р! — Ричи соскользнул со стула на пол, хватаясь за горло, высунув язык. Умел он показать себя во всей красе.

— Господи, Ричи, немедленно прекрати! — потребовала от плиты мама, которая пекла оладьи и жарила яичницу.

— Послушай, Рич, — вновь заговорил отец, когда мальчик вернулся на стул, — кажется, в понедельник я забыл выдать тебе денег на неделю. Это единственная причина, о которой я могу подумать, раз уж в пятницу они тебе снова понадобились.

— Ну…

— Ты все потратил?

— Ну…

— Как я понимаю, тема эта слишком сложна для столь легкомысленного мальчишки, как ты. — Уэнтуорт Тозиер уперся локтями в стол, положил подбородок на ладони, зачарованно уставился на своего единственного сына. — Так на что они пошли?

Ричи тут же перешел на Голос Тудлса, английского дворецкого.

— Так я действительно их потратил, сэр. Ура-ура, пока-пока, и все такое! Моя лепта в нашу победу. Мы же должны приложить все усилия, чтобы разбить этих проклятых гансов, так? И я оказался в несколько затруднительном положении, да, сэр. Как-то не осталось ни пенни, да. Осталась только…

— …куча собачьего дерьма, — весело перебил его Уэнт и потянулся к клубничному варенью.

— Будь так любезен, избавь меня от вульгарностей за столом, — осадила мужа Мэгги Тозиер, ставя перед Ричи тарелку с яичницей. Она посмотрела на сына. — Не понимаю, почему тебе хочется забивать голову всем этим мусором?

— Хочется, мамуля, — ответил Ричи, внешне сокрушаясь, внутри — веселясь. Родители были для него что раскрытые книги (потрепанные и любимые книги), и он практически не сомневался, что получит желаемое: и работу, и разрешение пойти в субботу в кино.

Уэнт наклонился к Ричи и широко улыбнулся:

— Я думаю, мы друг друга прекрасно поняли.

— Правда, папа? — ответил Ричи и тоже улыбнулся… с некоторой неуверенностью.

— Да. Ты знаешь нашу лужайку, Ричи? Вы же знакомы, так?

— Разумеется, сэр. — Ричи вновь стал дворецким Тудлсом… или попытался стать. — Немного лохматая, да?

— Есть такое, — согласился Уэнт. — И ты, Ричи, это исправишь.

— Я?

— Ты. Подстрижешь ее, Ричи.

— Хорошо, папа, конечно, — ответил Ричи, но тут же заподозрил ужасное. Может, отец говорил не только о лужайке перед домом.

Улыбка Уэнтуорта Тозиера стала шире, превратилась в хищный оскал акулы.

— Всю лужайку, о глупое дитя, вышедшее из моих чресл. Перед домом. За домом. По сторонам дома. И когда ты закончишь, я перекрещу твою ладонь двумя зелененькими полосками бумаги с портретом Джорджа Вашингтона на одной стороне и изображением пирамиды под всевидящим оком на другой.

— Не понимаю тебя, папа, — ответил Ричи, но, увы, он все очень даже понимал.

— Два бакса.

— Два бакса за всю лужайку? — воскликнул Ричи, несомненно, в шоке. — Это же самая большая лужайка в квартале. Так нельзя, папа!

Уэнт вздохнул и вновь взялся за газету. Ричи мог прочитать заголовок на первой странице: «ПРОПАВШИЙ МАЛЬЧИК ВНУШАЕТ НОВЫЕ СТРАХИ». В голове мелькнула мысль о странном фотоальбоме Джорджа Денбро — но, конечно же, это была галлюцинация… а если и нет, это было вчера, а жить надо сегодняшним днем.

— Наверное, не очень-то ты и хочешь посмотреть эти два фильма, — донесся из-за газеты голос Уэнта. Мгновением позже над ней появились глаза отца, изучая Ричи. И, по правде говоря, на его лице читалось самодовольство. Примерно так же игрок в покер, держащий в руке каре, изучает поверх карт своего противника.

— Когда близнецы Кларк выкашивают всю лужайку, ты даешь им по два доллара каждому!

— Это правда, — признал Уэнт. — Но, насколько я знаю, завтра они не хотят идти в кино. А если бы и хотели, то располагают необходимыми для этого средствами, потому что в последнее время не появлялись у нашего дома, чтобы проверить состояние растительного покрова. Ты, с другой стороны, хочешь пойти, но деньгами не располагаешь. От чего у тебя тяжесть в животе, Ричи? От пяти оладий и яичницы, которые ты съел, или потому, что условия сегодня диктую я? — Глаза Уэнта вновь скрылись за газетой.

— Он меня шантажирует, — пожаловался Ричи матери, которая ела сухой гренок. Вновь пыталась похудеть. — Это шантаж. Надеюсь, ты это знаешь.

— Да, милый, знаю, — ответила мать. — У тебя подбородок в яичнице.

Ричи стер яичницу с подбородка.

— Три бакса, если я выкошу все до твоего возвращения с работы? — спросил он газету.

Глаза отца на мгновение появились над страницей.

— Два с половиной.

— О-х-х, — выдохнул Ричи. — Ты и Джек Бенни.[149]

— Мой кумир, — ответил отец из-за газеты. — Решай, Ричи. Я хочу посмотреть результаты вчерашних матчей.

— Заметано, — ответил Ричи и вздохнул. Когда родители держали тебя за яйца, они действительно знали, как сделать так, чтобы ты не вырвался. Довольно ржачно, если задуматься. Выкашивая лужайку, он практиковался в Голосах.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:31 цитировать
Я бы не стал называть товарно-денежные отношения и шантаж хорошими семейными отношениями...
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:35 цитировать
Сын потратил все карманные деньги и отец предлагает ему ещё заработать. Этот шантаж называется воспитанием.

Хотите увидеть настоящий вредный шантаж, читайте про пищевые отношения Бена и мамы Бена.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:38 цитировать
Про Бена — это отдельная история. Как раз подтверждение того, что у почти всех героев в семье чёрт знает что творится.
У Ричи конечно получше, но если такой шантаж и товарно-денежные отношения это нормальное воспитание — то я бы не хотел быть воспитанным в такой семье...
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:44 цитировать
?
Ричи одет, обут, накормлен, у него есть крыша над головой, своя комната, комиксы и прочее. Родители выдают ему карманные деньги. И деньги он клянчит не на что-то полезное, не на новую книгу или очки. Клянчит на фильм ужасов.

И эта беседа как раз подходящее средство донести до подрастающего Ричи два тезиса:
— если ты чего хочешь, надо ради этого постараться,
— не трать все деньги на пустяки, береги их для чего-нибудь важного и интересного тебе самому.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:49 цитировать
В принципе вы логично объясняете. Тем не менее я не вижу в этой сцене подтверждения наличия тёплых отношений. Есть манипуляции, шантаж.
Возможно они и есть за кадром, но эта сцена этого не подтверждает...
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:22 цитировать
У Стэна встреча с неведомым произошла два месяца назад дождливым апрельским вечером. Он надел дождевик, положил атлас птиц и бинокль в водонепроницаемый мешок, горловина которого затягивалась тесемкой, и отправился в Мемориальный парк. Обычно он ходил туда с отцом, но в этот вечер отцу пришлось задержаться на работе, и он позвонил перед ужином Стэну.

Один из клиентов агентства, где работал отец, тоже большой любитель птиц, заметил, как ему показалось, самца кардинала (Fringillidae Richmondena), пьющего воду в купальне для птиц в Мемориальном парке, сообщил отец. Кардиналам нравилось есть, пить и купаться под самые сумерки. Эти птицы редко встречались так далеко к северу от Массачусетса. Не хотел бы Стэн пойти туда и взглянуть на кардинала? Да, погода отвратительная, но…

Стэн согласился. Мать заставила его пообещать, что он не будет скидывать с головы капюшон дождевика, но Стэн и так его бы не скинул, потому что во всем любил порядок. Он никогда не спорил, надо ли надевать галоши в дождь или лыжные штаны зимой.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:30 цитировать
Согласен. Здесь есть контакт.


Ссылка на сообщение14 июля 21:18 цитировать

цитата georgkorg

Некоторые из них демонстрируют полное незнание реалий... Особенно меня добил рэппер Грандмастер Флэш...

А в чём проблема?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Грэндма...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:23 цитировать
В том, что он диджей, а не рэппер...
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:26 цитировать
https://en.wikipedia.org/wiki...

цитата

Occupation(s) Rapper, DJ
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:32 цитировать
В том и дело, что те кто составлял комментарии, видимо так же посмотрел в википедии и скопировал эту странную ошибку оттуда... Но Флэш не рэппер, а диджей. :-[
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:36 цитировать
Ну, я как-то больше верю английской википедии.
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:39 цитировать
Вы просто послушайте музыку Флэша, и сами убедитесь...:-D
А в википедии много чего написано...
 


Ссылка на сообщение14 июля 21:47 цитировать
Это разве не рэп?

 


Ссылка на сообщение14 июля 21:50 цитировать
Да, конечно это рэп. Но это ведь не подтверждает, что Флэш рэппер. Ведь он рэп не читает. Он диджей.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх