Страсть новой Евы Анджела


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Страсть новой Евы", Анджела Картер
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Страсть новой Евы», Анджела Картер

Статья написана 12 августа 2019 г. 22:47

Американский Апокалипсис,

или феминистический психоанализ против капитализма

*Присутствует определенный градус политоты — особенно в четвертом абзаце*

Роман британской писательницы Анджелы Картер «Страсть новой Евы» — книга непростая и явно не для всех. Особенно если вы не очень любите «политоту» и «этих назойливых феминистов». Впрочем, сама нижеследующая рецензия пропитана леворадикальным воинствующим мировоззрением и историческими ссылками, а потому тоже не обещает быть легкой. Так что либо проходите мимо, либо оставайтесь для понимания того, под каким соусом предстают романные «политота» с «феминистами» и кому книжка Картер будет интересна.

Итак, если одной фразой про сюжет, то перед нами книжная версия «Кожи, в которой я живу», только с постапокалиптическими пейзажами, но без Антонио Бандераса. Притом ароматы и картины конца веков не являются столь уж фантастическим атрибутом «Страсти...», а реальной обстановкой в самой центровой из стран центрального капитализма второй половины минувшего столетия. То, что настрой на скорые (тогда) кровавые и темные перемены имел место быть, можно учуять и по атмосфере фантаста с более знакомым российскому читателю именем — Филипу К. Дику. По таким его романам, например, как «Время, назад» с рассказом-прототипом и «Вторжение с Ганимеда», где появляются персонажи, как бы намекающие на вполне себе настоящие леворадикальные вооруженные группировки афроамериканцев. Тех же «Черных пантер» и не только. И вообще в диковских романах ощущается стилистика конца 50-ых — начала 70-ых — «новые левые», психоделическая и сексуальная революции, противостояние с буржуазным государственным империализмом, чувственная теория тоталитарной Системы, которая, как двуглавый орел, имеет две головы — американскую и советскую... Но больше в романах Дика, конечно, не политики, а откровенной метафизической, извращенной, а оттого и крутой психоделики.

«Страсти новой Евы» же имеет психотропные нотки, но они в нем не главные. Больше у Анджелы Картер сюрреализма, транслирующего реальность в гипетрофированных, готических и антиутопических акцентах на страницы ее книги. Реальные черные маоисты, новые феминистки, сексуальные секты наподобие Чарльза Менсона (привет «Однажды в Голливуде») и христианские фундаменталисты с легальными гранатометами («Противостояние в Спэрроу-Крик») в художественном универсуме преображаются в успешных, но трагичных сепаратистов, в псевдорелигиозных медицинских маньяков с амазонскими замашками, в диковатую, омерзительную коммуну одноглазого шизофреника с культей и стихами на животном языке и новые крестовые походы детей. В общем, на образы с прототипами в действительности небольшой роман Картер крайне богат. Но порнографические зарисовки, сцены непристойностей, порой доходящие до некрофилии, изнасилования и прочая бесовщина — разве не оттолкнет такое нормального читателя даже от столь интересной литературной картины? На самом деле, думаю, не оттолкнет. Вспоминаю себя, только начавшего путь читающего субъекта. Я очень щепетильно и критически относился к излишне жестоким в сексуальном и не только планах сценам. Потом, видимо, обтесался и теперь могу сказать, что все указанные мной вещи на удивление читаются... легко, без отвращения и даже кажутся красивыми. Думаю, тут явно тот случай, когда переводчик смог на должном уровне передать красоту и органичность авторского стиля. В этом красота «Страсти новой Евы» — все гадости и чернуха смотрятся в книге без выпячивания, не сознаются как пошлый эпатаж или что-то вроде этого. Все кусочки в сюжетной мозаике складываются крайне аккуратно и со вкусом. Но кое-чего книге не хватает.

Как ни странно, радикализма! История о выносящем мозг превращении мужчины в женщину на фоне разрушающейся от черных и феминистических партизан-боевиков Америки не столь леворадикальна, как могла бы быть. Слишком тут силен психоаналитический элемент, а политико-аналитический, марксистский или какой угодно другой, явно проседает. В этом вообще беда «новых левых», в том числе и современных, западных. У нас их, в отличие от «забугорий», не имелось раньше (практически) и не имеется сейчас. Молодые экспериментаторы левой мысли послевоенной Европы и Америки пробовали разные формы организации, теории, романтических идеалов. Лучше всего и раньше остальных «новичков» вышло у заслуженно легендарного Че. И вообще у всех тех, кто помнил цитату Маркса «никогда оружие критики не заменит критики оружием», получилось больше. Поэтому вооруженные герильи, даже проигравшие, как «Фракция Красной Армии» («РАФ») и иные городские (и не только) марксистские и анархистские партизанские бригады значат для грядущей (надеюсь, что все еще грядущей) Мировой Революции и подлинной справедливости и блаженства на Земле гораздо больше, чем советские партийные бонзы (отказавшиеся от необходимой передачи власти сверху вниз и ставшие современными буржуазными политиками и/или просто олигархами) и все осколочные, ненасильственные, цветниковые «общественные движения» с измененными состояниями сознания, странными (квази)религиозными увлечениями. Но, самое главное, эти недореволюционеры, реформистские митинголюбы стали защитниками шкурных интересов всех, кого не лень, но только не угнетаемого класса, имя которого почти стерлось из учебников по социологии и политологии. Ну, а про то, что они стали частью Системы, которую так силились изничтожить, я лучше умолчу. Вот и феминистка Картер хоть и неплохо рисует тогдашние кризисные Штаты, но плохо показывает причину того расползания по швам первейшей экономики планеты. Не эдиповы комплексы, не фрейдистские бессознательные тому виной! Почему хотя бы не намекнуть о социальном расслоении, эксплуатации «третьего мира» и собственного населения... Теории, теории мало. Впрочем, у «новейших левых» ее тоже маловато. И это еще одна, архиважная, проблема левого движения сегодня. Ну, и его вездесущая антирадикальность тоже.

Таким образом, могу сказать, что роман «Страсть новой Евы» достаточно экзотичен, но все-таки в меру, а красивый, лаконичный и интересный язык сделает его прочтение быстрым и увлекательным. Как я упомянул, даже самое экстравагантное содержание книги благодаря мастерству автора не кажется пошлым и мерзким. Единственный минус для меня — слабая левизна и радикальность, отсутствие некоторой теоретической глубины в явной критике капитализма с вполне себе еще человеческим лицом, но на грани перехода в неолиберальную фазу. Кстати, коль дух романа о разгульных и экстремистских 60-ых и 70-ых, с Кубой, Красным Маем и РАФ, советую статью российского социолога, политолога и просто постмарксиста Александра Тарасова «1968 в свете нашего опыта». И вообще рекомендую людям с гуманитарным духом и все еще помышляющим о загадках советского «коммунизма» и всего такого ознакомиться с научным творчеством этого исследователя. Думаю, многое откроете для себя о марксизме и Стране Советов.





1249
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 22:57
Лайк, но с половиной сказанного в рецензии не согласен. Никакой политоты у Картер нет, отголоски разве что, отчего левизна тут вообще ни о чем. Картер вообще максимально оставалась вне каких либо политических предпочтений. И язык. Русский перевод ужасен. Сравните с оригиналом — там, вот истинная песнь Картер, а наше издание — исковерканный языковой барьер.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 22:59
Evil Writer, я ж и говорю, что политоты-то у нее не достает ) Политической радикальности. Ну, это мои загоны. А с языком... в оригинал, каюсь, не смотрел, но выражаю ощущение по поводу словесной формы, скажем так, «непотребств» — они языком переводчика недурственно смотрятся. Только и всего.)
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:03

цитата osipdark

я ж и говорю, что политоты-то у нее не достает ) Политической радикальности.

Видимо от усталости не в том контексте прочитал:-D
Политоты зато много у её хорошего друга — Роберта Кувера.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:05
Бывает)
А собрата по перу записал в свои тайные списочки 8-)
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:07

цитата osipdark

А собрата по перу записал в свои тайные списочки

Только у нас его не спешат переводить, а годноты у него много. Плюсом он временно был от Картер заражен мифолого-фольклорной стороной.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:13
Да, уже узрел, что почти ничего от Кувера на русском нет. А аннотации воодушевляют, как минимум!)
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:18

цитата osipdark

А аннотации воодушевляют, как минимум!)

Если владеете английским, то советую его культовый постмодернистский рассказ «Babysitter». По нему есть даже фильм, но он дикая хрень, ибо нереально сделать кино из рассказа в 100 абзацев, которые предполагают 100 версий одного вечера.

цитата osipdark

Да, уже узрел, что почти ничего от Кувера на русском нет.

Гляньте его коллегу У. Гэсса. У него на русском есть сборник «Картезианская соната» и рассказ «Мальчишка Педерсенов» из антологии.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:22
Записал и понял-принял :beer:
 


Ссылка на сообщение12 августа 2019 г. 23:24
:beer:
 


Ссылка на сообщение13 августа 2019 г. 01:13
На украинский переведен сборник рассказов Пісеньки та наспіви: небилиці.


Ссылка на сообщение13 августа 2019 г. 09:11
Ничего не понял, кроме того, что про леваков. А есть про праваков, а то на дворе не 1968, 2к19 уже?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 августа 2019 г. 09:15
пан Туман, простите, значит, в этот раз слишком политизировал ((
 


Ссылка на сообщение13 августа 2019 г. 09:27
Но проблем.
Просто для меня Картер — тейлкиллер в первую очередь. Тут явно не сказочки реконструируют, а политически высказываются, но это единственное, что я понял из не самого краткого отзыва. А левые или правые — это, честно говоря, без разницы. Манифестов ни от тех, ни от других не надо и близко.


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 15:37

цитата

И вообще рекомендую людям с гуманитарным духом и все еще помышляющим о загадках советского «коммунизма» и всего такого ознакомиться с научным творчеством этого исследователя. Думаю, многое откроете для себя о марксизме и Стране Советов.


Этот человек многое сделал для мирового левого движения. Но с 2014 года его позиция мало чем отличается от оценок традиционных «левых» и госкаповцев.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 15:43
240580, спасибо за интерес к политическо-нехудожественной части рецензии.) Ну, тут могу сказать, что его позиция весьма непростая и нужно прочитать достаточно много работ, чтобы ее уточнить. А одним предложением, если ее выражать, она простая — нужна новая революционная теория, вот вам некоторые заметки о моих суждениях о прошлом теории, и вперед! Поэтому, даже если там есть «косяки», они вполне логичны — Тарасов же не говорит, что у него есть ключ к новой теории. Он обосновывает, что этот ключ надо искать и как можно скорее.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 15:54
osipdark, скажу больше. Только что прошелся по Вашему тэгу «Левацкая мысль». Поразило, что у Вас нет анализа ни одной утопии. Большинство материалов посвящено антиутопиям, что само по себе симптоматично. Левые интеллектуалы ориентируются все больше на разные предостережения, чем на построение образа «светлого будущего». Левая утопия, похоже, действительно если не отходит в прошлое, то стает все более неинтересной для писателей и читателей, занимает чуть ли не маргинальную нишу. К сожалению...
 


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 16:31
240580, обещаю, что разберу и утопии в свое время.) А вот антиутопии разбираю, к примеру, с позиции пересмотра жанра, с точки зрения критики жанра сегодня. Но и утопии есть! Например, бэнксовская Культура, «Обделенные» Ле Гуин и, например, «Остров» Хаксли. Там, в последнем случае, я показываю, что эта утопия почти не отличается от очень известной антиутопии того же Хаксли (ее же многие воспринимают как утопию тоже, ахах).
А по поводу вашей мысли об уходе жанра — так, к сожалению. Экономический базис определяет настройку, ибо, да и лучше пока критиковать сегодняшние общественные изменения и трансформации и иметь в голове лишь наметки на левую утопию. На мой политический взгляд.)
 


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 17:38
osipdark,

цитата

например, «Остров» Хаксли

Не люблю «островных» утопий. Уже в самой идее ограниченного пространства заложена идея поражения, вырождения. Настоящая утопия може быть только глобальной:-)
Все фаланстеры и коммуны были распущены. Даже фаланстер СССР («построение социализма в одной отдельно взятой стране») прекратил свое существование.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2019 г. 20:48
Тут соглашусь, но гляньте рецензию для разнообразия ;-)


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 11:09
Спасибо мегабольшое! Великолепно!:cool!:^_^
Все не в бровь, а в глаз, и на самой передовой кромке левой мысли. Именно недостаток теории и перерождение западного левого движения, темы острейшие и самые болезненные для нас. Прочитал тут на днях книгу-беседу Уэльбека и Бернара-Анри Леви «Враги общества». Некоторые из этих «леваков» до пропаганды и поддержки фашизма и нацизма «доросли», как Леви. (Ну, вы же Снафф Пелевина читали, кажется?)
Рекомендую, если не видели, беседу Клима Жукова и Олега Двуреченского. Не про историю на этот раз, а тоже о проблемах теории. Она одна на Ютубе, к сожалению, так что не ошибетесь.
А ваша статья немедленно отправляется в коллекцию, к остальным вашим биполярным топчикам:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 19:30
vfvfhm, как всегда, спасибо вам ) левые Европы в большинстве своем уж давно «разлевелись», как и наши. Адекватная левизна теперь по преимуществу маргинализирована или в тюрьме.) Беседу смотрел, все хорошо, но нового мало услышал — на мой взгляд, работы Тарасовп ставят более конкретный диагноз и предлагают самое реалистичное лечение.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 20:18
А вот я Тарасова как раз и не читал, так что спасибо за наводку:beer: К вашим рекомендациям нельзя не прислушаться.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 20:51
vfvfhm, думаю, не пожалеете 8-):beer:
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 21:51

цитата vfvfhm

Именно недостаток теории и перерождение западного левого движения

цитата vfvfhm

Некоторые из этих «леваков» до пропаганды и поддержки фашизма и нацизма «доросли», как Леви.

Мифы и сказки. Всё было, есть и будет. У леваков четкая теория и никакого, на данный момент, перерождения она не требует, иначе бы движение ушло на спад, а наличие Черного Блока и прочих организаций, скорее доказывает обратное.
Во-вторых, нужно отлично знать левацкое движение, чтобы понимать: большинство из них никогда не поддержит национализм, а фашизм — тем более. Это либо сменившие политориентацию, либо люди ничего не понимающие в политических течениях и пытающихся выдать себя не за тех.
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 00:26
Evil Writer
Национализм национализму рознь, как и «левые» левым. Национализм угнетенных наций, сопровождающий национально-освободительную, антиколониальную борьбу, явление, до определённой степени, прогрессивное. Иное дело, когда речь идет о великодержавном шовинизме.

Ленин:

цитата

Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».

цитата

Суждено ли, напр., Украине составить самостоятельное государство, это зависит от 1.000 факторов, неизвестных заранее. И, не пытаясь «гадать» попусту, мы твердо стоим на том, что несомненно: право Украины на такое государство. Мы уважаем это право, мы на поддерживаем привилегий великорусса над украинцами, мы воспитываем массы в духе признания этого права, в духе отрицания государственных привилегий какой бы то ни было нации.


⇑ Наверх