Возрождение пеплума


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Возрождение пеплума. Зрелищность или реалистичность? (Гладиатор. 2000)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Возрождение пеплума. Зрелищность или реалистичность? (Гладиатор. 2000)

Статья написана 17 августа 2019 г. 17:11

Гладиатор. 2000. США, Великобритания

Режиссёр: Ридли Скотт

«Гладиатор» — фильм неоднозначный. Смотря с какой стороны на него смотреть. Если с точки зрелищности — безусловно, это великолепный крепкий блокбастер, отвечающий всем требованиям дорогостоящего голливудского фильма с одной стороны и канувшего в лето жанра пеплум — с другой. Здесь и харизматичный главный герой, и мерзкий антигерой, и много сражений, переживаний, оголённых тел, крови и обнажённых лезвий.

С точки зрения популярного когда-то жанра пеплума это тем более значимый фильм, так как он вернул этот давно забытый жанр на широкие экраны. А после него последовала целая серия исторических фильмов об античности.

А теперь собственно об античности... Тут уже не всё так радужно. Начнём с антигероя — будущий император Коммод в фильме представлен как коварный и мерзопакостный тип. В то время как реальное историческое лицо — император Коммод был народным любимцем, который действительно лично сражался на арене с гладиаторами и одержал несколько тысяч побед (!). Вряд ли ему поддавались все несколько тысяч раз. Его отец, историки часто его называют «императором-философом», Марк Аврелий, в фильме показан как безобидный мудрый старец. И действительно во многом он был мудрым. Но таким ли безобидным? Реальный Марк Аврелий известен одними из самых жестоких в истории Римской империи гонений на христиан. По его указу было распято множество сторонников новой веры. В то время, как «злобный» Коммод к христианам относился если не с пониманием, то по крайней мере с терпением. Так вот создатели фильмов перекраивают исторические реалии в угоду сюжету.

Тем не менее, если не относиться к фильму строго с научной точки зрения, он очень хорош.

Стоит отметить также, что Ридли Скотт не был первым, использовавшим данную тему. В 1964 году вышла картина Энтони Манна «Падение Римской империи», где многие идеи противостояния предполагаемого наследника Марка Аврелия и Коммода были уже показаны, хотя и несколько иначе, чем это сделал Скотт. Поэтому «Гладиатора» сложно назвать римейком. Тем не менее, определённая степень заимствования всё же имеет место.





1306
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:04
Спасибо!
Из-за Циммера, Кроу, Конни Нильсен, Хоакина Феникса... Да много там позитивного и классного. Один из лучших фильмов Ридли Скотта, а это что-то да значит8-)
Про Коммода была интересная серия в бибисишном цикле Императоры-безумцы.
Кстати, а вы смотрели оригинал этой истории — Падение Римской империи с Софи Лорен? Тоже отличный и длиннючий пеплум. Там эта история более внятно и правдоподобно рассказана. Но могутности Гладиатора, конечно, ничто не отнимет:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:24
С точки зрения режиссуры — абсолютно согласен — Скотт здесь великолепен. И все актёры на месте и прекрасно смотрятся.
Да, «Падение Римской империи» смотрел. Фильм в целом хороший, для своего времени вообще явный шедевр, вполне сравнимый с «Клеопатрой». И вышел он вроде чуть ли не в тот же год или на год позже. Я вообще думал про него написать тоже в этой заметке, наверное надо добавить. Но всё же это не совсем римейк. Хотя очень многое из него Скотт явно заимствовал. Пожалуй, постараюсь сформулировать для порядка.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:28
Добавил последний абзац на эту тему! ;-)
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:37
Гладиатор — явно вариация на тему фильма Манна. Просто если вспомнить реальную историю, то фильмы намного больше похожи друг на друга, чем на действительно произошедшие события8-)
Немного не в тему, но... вы читали книгу Антонена Арто «Гелиогабал», тоже о Риме накануне Кризиса III века. Довольно впечатляющая история. Тоже не помешала бы ей экранизация. В стиле сериалов НВО или Старз:-)
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 19:09
В целом согласен. Оба идут по пути одного и того же исторического апокрифа...
Нет, Арто я вообще мало читал. «Гелиогабала» не читал... При случае, если попадётся...


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 21:52
В фильме куча ляпов, абсолютно идиотская, пропагандистская концовка. Но все это искупается прекрасной атмосферой античности и прекрасным актерским составом, Ридли Скотт тогда еще мог
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 22:02
Ляпов много — согласен. Исторических в особенности.
А что пропагандистского в концовке?
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 22:14
Концовка как итог данной пропаганды скорее, а начало — это предложение Марка Аврелия о том, что Рим должен опять стать республикой, мол, демократия важнее всего. Тотальную глупость подобного высказывания для людей, знающих, во что в итоге выродилась Римская республика, погрязшая в бесконечных гражданских войнах, и говорить не приходится. А речь Конни Уиллис в конце уже как итог, мол, верните нам прежний Рим. С другой стороны, для американского кино подобное абсолютно понятно, пропаганда есть в каждом блокбастере, но здесь это звучит особенно забавно.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 22:19
Ну да, это конечно чушь... Но я обычно это мимо ушей пропускаю, не заостряя внимания, так как для многих американских фильмов это общее место...
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 23:08

цитата eos

Ридли Скотт тогда еще мог

Любопытно, а когда он перестал мочь?
Глянул фильмографию, начиная с «Прометея» по «Чужой: Завет» не пропускал его фильмы («Ватикан» не смотрел), и все хороши. «Советник» шикарен. А дилогия про андроида Дэвида одно из лучших что снималось в фантастике нулевых.

«Гладиатор» хаять не буду, фильм и правда хороший, он мне понравился, но смотрел я его давно. Единственное что удивляло, откуда у него такая народная любовь и признание. Написал и задумался. Отличный актерский состав, прекрасный режиссер и пожалуй, самый беспроигрышный вариант среди сюжетов — история мести .:-)
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 23:20
Перестал, когда качество его фильмов стало напрямую зависеть от качества сценариев. До этого даже паршивый сценарий Ридли мог вытянуть, сейчас же Прометей кто только не критиковал, и вполне заслуженно. Чужой: Завет погряз в метафизике, что характерно для пожилых режиссеров, идея самого Чужого, одного из самых таинственных монстров фантастики, была сведена на нет. Так что с середины двухтысячных Ридли уже не тянет, да и это понятно, человеку за 80.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 23:50
На мой взгляд, ему просто стало интересно снимать более авторское кино, с меньшей оглядкой на массового зрителя. То он сделал с Вселенной Чужих превосходно.^_^ Тут не слабый сценарий, видна явная деконструкция этой франшизы. Персонажи Нуми Рапс и Кэтрин Уотерстон не случайно очень похожи на Рипли в исполнении блистательной Сигурни Уивер, они и есть Рипли, только на сей раз она не главная героиня и победительница, она пешка и жертва.

Выпады про возраст читать неприятно, так же как и про национальность, пол, сексуальную ориентацию и прочее... Но логически понятны. Окромя возраста и ударить то Ридли некуда.:-)
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 07:39
Согласен. Возраст — это не то, за что стоит критиковать. Это то, что нужно понимать. Потому что с возрастом происходит переоценка ценностей. А когда это происходит у режиссёра или писателя, не все его читатели и зрители могут перейти на новый рубеж вместе с ним.
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 07:51
:beer:
Полностью согласен с вашими словами.
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 08:00


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 03:12
Как раз-таки тысячи побед и говорят о 100% поддавках. Во всех шести книгах о гладиаторах, которые я читал, подчёркивалось, что боец, победивший в десятке поединках уже считался ветераном, а победители сотни боёв — были легендарными звёздами уровня Мухаммеда Али.


Ссылка на сообщение31 августа 2019 г. 13:40
«Гладиатор» Ридли Скотта, как и «Троя» Вольфганга Петерсена — фильмы, ценность которых возникает и прирастает с каждым годом на общем фоне свежих квазиисторических боевиков. Сначала плевался, после вроде ничего так. 8:-0


⇑ Наверх