Первый всемирноизвестный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Первый всемирноизвестный американский роман (Джеймс Фенимор Купер. Шпион или Повесть о нейтральной территории)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Первый всемирноизвестный американский роман (Джеймс Фенимор Купер. Шпион или Повесть о нейтральной территории)

Статья написана 17 августа 2019 г. 17:14

Джеймс Фенимор Купер. Шпион или Повесть о нейтральной территории

Серия: БИСС. Фенимор Купер

М.: Издательский Дом Мещерякова, 2017 г., 416 страниц

Литература США насчитывает всего два столетия истории, но именно эти два столетия позволили ей практически преобразить литературу мировую, во всяком случае литературу массовую.

«Шпион» — далеко не первый роман американского писателя, получивший признание в начале XIX века, но он стал первым, чье признание стало по настоящему мировым. О некоторых других авторах этой молодой на тот момент литературы, я надеюсь, мы еще поговорим. А сейчас речь о Фениморе Купере, которого зачастую называют первым американским романистом, хотя это и не совсем верно...

Свой первый роман «Предосторожность» отставной морской офицер Купер написал практически на спор. Читая жене очередной английский сентиментальный роман, какие были очень популярны в то время, он в сердцах заметил, что может написать и получше. И действительно написал. И таким образом в 1820 году вышла первая его книга. Но поскольку роман был написал в подражание сентиментальным английским романам, да еще и действие его происходило в неродной ему Англии, то Купер, хотя и продемонстрировал свои писательские таланты, но ничего нового в литературе не сказал. И в наше время этот роман практически забыт — его не включают даже в собрания сочинений Купера.

Зато этот опыт позволил ему завести многочисленные литературные знакомства. И многие уверяли Купера, что он может достичь большего, если возьмётся написать новую книгу уже на американском материале, об этом же ему твердила и жена. Что он и сделал. И так родилась книга «Шпион, или Повесть о нейтральной территории».

Читая данный роман нельзя не проводить параллели с Вальтером Скоттом и его «шотландскими» романами, в первую очередь конечно, «Уэверли». Здесь действие происходит в родных для автора местах. И так же отнесено на несколько десятилетий назад. И даже сходен тот факт, что Купер действительно, как и Скотт при создании «Уэверли» беседовал с очевидцами описываемых событий. Видимо эта формула действительно была беспроигрышной. Сходна в целом и общая манера повествования, даже отличную привычку подбирать эпиграфы к главам Купер воспроизвёл, причём некоторые эпиграфы — и из самого Скотта. Но не будь Купер талантливым писателем, его роман так и остался бы лишь одним из многочисленных подражаний легендарному шотландцу.

Действие «Шпиона» происходит, как явно из названия, на «нейтральной территории» во время Войны за независимость. Тут сразу вспоминаются слова: «белые придут — грабят, красные придут — грабят, куда бедному крестьянину податься?» Практически так и есть в книге Купера. Что интересно, он не даёт категорических оценок политического характера — его герои не белые и чёрные только по принадлежности к той или иной из воюющих сторон. И среди тех и других есть как отважные и честные люди, так и подлые негодяи...

Автор хотел привлечь читателей к американской истории, причём как иностранцев, так и самих американцев. И это ему действительно удалось. Книга пользовалась успехом, что позволило автору продолжить свои литературные занятия.





1595
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 17:56
Ай спасибо за взрыв ностальгической эйфории!:cool!:^_^
Первый роман Купера, который я прочитал. И одна из первых книг ,которую сам купил (правда, на деньги родителей;-)). Как раз заканчивалась эпоха книжного дефицита, и новинки еще советских издательств можно было купить на первых уличных развалах. До сих пор, кажется, помню, как эта книжка пахла. Да и название завораживало. Причем, в отличие от Вальтера Скотта, он у меня на ура зашла. От финала даже слезы на глазах навернулись, такой он возвышенный и трогательный. Я ее так и не перечитал, а зря! Спасибо, что напомнили, нао обязательно. Будет краткий экскурс в невозвратную страну детства:-)
Кстати, в пику может быть высокомерным историкам литературы, мне именно первый роман Купера «Предосторожность» и хотелось больше других его книг прочитать. Составить собственное мнение. Но на русском ее, видимо, и по сию пору нет.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:19
Да, я бы тоже «Предосторожность» прочёл бы... Хотя бы из чисто научных соображений. Хотя, кто знает, вполне может статься, что книга не так и плоха...
«Шпиона» я перечитал сейчас с превеликим удовольствием. Но именно как логическое продолжение Скотта.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 18:30
Интересная идея. Как раз Уэверли вскоре собирался перечитывать, так что можно сделать сравнительный анализ со Шпионом.8-)
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 19:07
Вообще Купер очень во многом отталкивался от того, что привнёс в литературу Скотт. Некоторые их романы можно поставить рядом и сделать сравнительный анализ — найдите 10 отличий. По структуре, героям, сюжетным ходам... Я собственно сейчас этим и занимаюсь...8:-0
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 20:14
Очень люблю проделывать такие штуки.:cool!: Бездна удовольствия, правда, многими непонятого и не оцененного;-) Сейчас такое проделываю с европейской литературой «нулевых». Больше десяти лет ее игнорил, теперь понимаю, что зря. Есть много интересного и поучительного.8-)
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 22:00
Нулевых это уже 2000х?
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 10:38
Да. Прямые наследники Скотта и Купера, рожденные 200 лет спустя.8-)
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 13:11
А я вообще после почти десяти лет в Книжном Обозрении практически ушёл от современной литературы. Видимо, наелся новинками...
Но если кто-то по духу наследник Скотта или Купера, вы не скрывайте!;-)
 


Ссылка на сообщение18 августа 2019 г. 20:20
ОК:beer:
 


Ссылка на сообщение19 августа 2019 г. 16:11
Действительно, такая же история. Современная западная литература настолько пропахла лицимерной толерантностью, «гендерной» истерией, и прочими подобными вещами, что уши этой пакости торчат из каждого произведения... Так откровенно пропогандировать господствующую идеологию могли и коммунисты, но там реально было что пропогандировать, нужные стоящие вещи, а не эти мерзости...
И насколько приятно читать писателей века 19, как родник чистой воды, не замутнённый современной грязью. Фенимор Купер один из действительно читаемых образцов американской литературы, один из немногих её представителей...


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 19:35
Спасибо огромное! Купер действительно великий писатель, классик мировой литературы, основатель американской литературы.
Поэтому очень сильно обидно, что у него не переведено до сих пор на русский язык много произведений. И не о «Предосторожности» сейчас речь. Есть много других, написанных уже зрелым писателем, от этого ещё обидней. Можно и перечислить: «Джек Тайер», «Домой», «Дома», «Гейденмауэр», «История носового платка», «Веяние времени». Также ещё пять романов, которые до сих пор воспроизведены только в дореволюционных переводах, некачественных и сокращённых.
Вот о чём нужно задуматься!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 19:58
И вам спасибо!
Да, Купера много неизданного. И это печально. И очень хочется прочесть недостающее, тем более, что более позднее творчество Купера очень разнообразно по жанру...
Но я всё же не стал бы его называть именно основателем американской литературы. До него были авторы, которые уже заслужили этот титул. В первую очередь это Вашингтон Ирвинг. Но Купер безусловно один из тех, благодаря кому американская литература стала известна во всём мире.


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 20:09
А я бы всё-таки назвал! :-))) Да, был Вашингтон Ирвинг, были и другие, например, очень самобытный и интересный писатель Чарльз Брокден Браун. Было ещё и до них множество людей в Америке, которые писали книги, но их произведения не шли дальше подражания английским писателям. Поэтому говорить об американской литературе, как о национальном культурном явлении, части мировой литературы, стало возможным начиная с Купера, а, если быть точнее, то именно с романа «Шпион».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 августа 2019 г. 22:00
Браун как раз был очень оригинальным и самобытным. Поэтому не сказал бы, что он сильно подражал английской литературе. Хотя можно конечно сказать о нём, как о продолжателе готической традиции, но всё же от английской готики он очень сильно отличается. Так что из самых известных как раз Ирвинг и Браун — именно из основателей литературы США уже как художественной и достаточно массовой. В том числе и жанровой. А Купер уже вывел её на новый уровень. В том числе и новый уровень известности.
И вот как раз Купер-то при всей своей оригинальности очень подражал английской традиции. И в первую очередь Вальтеру Скотту. Подражал и даже соревновался с ним.


⇑ Наверх