С неба на телеэкраны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Gourmand» > С неба на телеэкраны ("Приключения в каникулы", Чехословакия, 1978)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

С неба на телеэкраны («Приключения в каникулы», Чехословакия, 1978)

Статья написана 31 августа 2019 г. 22:50

Жарким июнем 1984 года советское телевидение сделало школьникам грандиозный подарок — показало 13-тисерийный (тринадцатисерийный, привет граммар-наци!) чехословацкий фильм про девочку Майку, прилетевшую с другой планеты. Переводное название фильма («Приключения в каникулы») настолько невразумительно, что до сих пор повзрослевшие советские дети ищут в сети этот фильм по описанию, но никак не по названию. А ведь в оригинале фильм назывался «Упавшая с облаков». Чем не угодило название?..

Лит. основой для фильма послужил роман Вацлава Боровички «Упавшая с неба», который до сих пор не переведён на русский язык.

Тем, кто не вспомнил фильм по словам «девочка Майка», помогут картинки.

первая встреча
первая встреча
полетели в Братиславу!
полетели в Братиславу!

Техническая информация:

Производство: Чехословацкое телевидение Братислава (раньше Чехия и Словакия были в одной стране, Братислава — столица Словакии, язык фильма — словацкий), 1978 год.

Фильм Вацлава Павла Боровички и Франтишека Влчека.

Режиссёр: Радим Цврчек (Radim Cvrček) // Композитор: Гарри Мацоурек (Harry Macourek) // Художник: Зденек Розкопаль (Zdeněk Rozkopal) // Оператор: Карел Копецкий (Karel Kopecký) // Сценарий: Эва Криванкова (Eva Krivánkova)

В ролях:

инопланетянка Майка — Зузана Правнянская (Zuzana Pravňanská);

команда космонавтов: Карол Чутка — Матей Ландл (Matej Landl) // Славо Компиш — Любор Чайка (Ľubor Čajka) // Юрко Поточный — Михаль Суханек-2 (Michal Suchánek-II);

команда кролиководов: Дедич (урожд. Флориан) — Кароль Полак (Karol Polák) // Игорь — Роман Кудрна (Roman Kudrna) // Ферко Михаличка — Паволь Лазар (Pavol Lazar);

мелочь пузатая: Катка Михаличка — Светлана Майбова (Svetlana Majbová);

радиолюбитель Эмил Горак — Петр Шольц (Petr Scholtz);

взрослые: пани Чуткова, бабушка Карола — Мария Гайкова (Mária Hájkova) // швейцар из гостиницы Компиш, отец Славо — Милан Киш (Milan Kiš) // пан доктор Каменистый — Вацлав Бабка (Václav Babka) // полицейский Квасняк — Ян Крамар (Ján Kramár) // директор гостиницы Валко — Франтишек Зварик (František Zvarík).

(фамилии женщин (замужних?) образуются от мужской фамилии добавлением -ова: Горак — Горакова, Чутка — Чуткова.)

В большинстве видео Youtube и на торрентах выложен полный оригинальный вариант фильма с новым переводом и озвучкой, заказанный телеканалом «Культура» в 2006 году. Я равнодушно отношусь к нему по простой причине — меня интересует то, что показывалось в Советском Союзе, в контексте той эпохи, во времена моего детства. Однако советского варианта из фондов Гостелерадио на Youtube я не нашёл. Есть советский вариант, но с английскими субтитрами и 4-я серия вообще без перевода. Существенной разницы между версиями я не заметил (см. [2]), кроме финальной сцены. Так что для ностальгирующих я бы предложил советский вариант, а для желающих насладиться самим фильмом — вариант 2006 года.

Сюжет:

Маленький городок Чабовец. Лето. У школьников каникулы. Одна тройка ребят увлекается космическими ракетами и сделали себе на заброшенной шахте штаб. Соорудили полубутафорский пульт и развлекаются запусками пиротехники. Другая тройка парней и примкнувшая к ним мелкая сестричка занимаются кролиководством. Серьёзно занимаются: большие клетки, кормят, ухаживают, видимо, и селекция какая-то есть. Обе команды не любят друг друга и устраивают бои с киданием земли и дёрна. Главари обеих команд учатся в шестом классе, подручные мельче.

И вот после очередной схватки космонавты около совего штаба видят странную девочку. Она странно одета: оранжевая пелеринка из синтетики; цельнокроенный, хлопок с шерстью, грязно-белый комбинезон и красные резиновые сапоги. Она странно себя ведёт: летает и ходит по воде. Она странно говорит, как робот. Девочка признаётся, что прилетела на Землю с планеты Гурун. Ребята назвали девочку Майкой (я чуть позже объясню, почему).

Постепенно, от серии к серии, девочка знакомится с другими ребятами, потом с родственниками и соседями ребят, потом с руководством городка, журналистами и т.д. Все знакомства и приключения Майки сопровождаются забавными эпизодами и весельем как ребят, так и самой Майки.

Это очень добрый, очень весёлый, очень ласковый и трогательный фильм. Хотя меня и тогда, и сейчас раздражала песенка в титрах — cлишком детская, на уровне ля-ля-ля из «Усатого няня», дошкольная песенка. При том, что в целом музыка неплохая. От подростковой до джазовой вариации темы погони из «Джентльменов удачи». Но как только начинаются титры и я слышу этот писклявый голосок на подпевке... р-р-р-р...

иноземная одёжка
иноземная одёжка
вот такая Майка красотулечка
вот такая Майка красотулечка

Распространённость:

Фильм был дублирован на множество языков и показывался и по соц. лагерю, и на Западе. Ну, что там было на Западе, судить трудно — у них хватало и своих фант. фильмов, а вот в соц. лагере фильм стал культовым. Это точно. От ГДР и Польши до Болгарии — все дети знали и любили этот фильм. В СССР его показали впервые летом 1984 года и крутили каждое лето до 1988 года или позже. Но. Но в СССР фильм не стал таким культовым, как в странах соц. лагеря. Известный — да, любимый — отчасти, культовый — нет.

И вот об этом я порассуждаю под катом. Тем, кому эти бла-бла-бла и спойлеры неинтересны, не открывайте «Читать целиком», лучше зайдите на Youtube и посмотрите сам фильм.

Так почему же «Приключения в каникулы» не стал культовым фильмом в СССР?

Немного хронологии. Я сразу замечу, что не буду выяснять, кто у кого заимствовал, кто чем вдохновлялся и когда что задумывал, но...

Повесть Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» — 1964 год.

Роман Вацлава Боровички «Упавшая с неба» — 1967 год.

Повесть Велтистова «Рэсси — неуловимый друг» (когда Электроника похитили) — 1971 год.

Экранизация «Упавшей с неба» — 1978 год.

Экранизация повестей Велтистова — 1979 год, показ в СССР — май 1980 год.

Показ «Приключения в каникулы» в СССР — июнь 1984 год.

Главный герой «Приключений Электроника» — робот, для внешнего сходства с человеком (Сергей Сыроежкин из 6Б) покрытый искусственной кожей и волосами. Питается от эл. сети. Запоминает любой звук и изображение. Способен их воспроизводить. Не есть, не пьёт, не нуждается во сне. Нечувствителен к боли, не знает эмоций, стремится стать человеком.

Как ни удивительно, но у Электроника много общего с «Майкой». Инопланетная девочка не ест, не пьёт, не нуждается во сне. Поначалу двигается как робот, позже этот недостаток пропадает. Однако она не только способна запоминать любую аудио- и видеоинформацию, но и транслирует картинку и звук в космос, не используя при этом никаких дополнительных устройств.

поначалу у девочки даже искры выстреливали
поначалу у девочки даже искры выстреливали
а так девочка записывает информацию
а так девочка записывает информацию

Нечувствительность к боли девочка демонстрирует в эпизоде с горящей колбаской. Ладонь в ожогах. В следующем эпизоде кожа ровная. Полная регенерация.

Девочка не знает, что такое слёзы и что такое шутка. Но стремится узнать. Ведь именно за этим она и послана — узнать землян, узнать людей. В процессе узнавания она сама становится человечнее.

Есть различия с Электроником, но они вытекают из неземного происхождения девочки. Умение летать и реплицировать предметы, встроенная космосвязь, внешняя память-набор знаний в «консервах» на поясе. Последнее — ещё один аргумент в пользу версии о девочке-роботе.

Автоматический репродуктор на суфле
Автоматический репродуктор на суфле
Автоматический репродуктор на чемодане
Автоматический репродуктор на чемодане

При первом знакомстве на вопрос, откуда она, отвечает так: «Гурун — второй эпицентр постсекундарной парагалактики Майка». Из чего ребята делают вывод, что девочку зовут Майка. Её забросила на Землю система Феликс. Когда Феликс вызывает девочку, он сигналит: «Феликс вызывает: Паралакс Фи Аш Дэ квадрат», а вовсе на Майку. То же повторяется при трансляции. Лично я делаю вывод, что девочку-робота зовут Фи Аш Дэ Квадрат.

Теперь про питание. Источником питания для девочки служил квадратик, вставляемый в центр пояса (пояс она никогда не снимает). По замерам, это что-то радиоактивное, типа ядерного материала. Довольно странная система питания для естественно получившегося организма. И опасное. Конечно, для робота небольшая радиоактивность не помеха. Но главное, опять-таки, не в этом. У девочки нет запасного элемента питания. Дважды она расходует квадратик и дважды вынуждена обращаться к системе Феликс за новым. Причём на последнем издыхании практически.

Карол несёт девочку на руках за новым элементом питания
Карол несёт девочку на руках за новым элементом питания

Это непонятно. Самостоятельно действующий, ответственный субъект позаботился бы о запасе. А вот робот, подконтрольный системе Феликс, безусловно, должен получать запчасти и подпитку по мере износа и расхода.

Но всё это детали, не определяющие главное сходство фильмов. Главное, конечно, что чужак с помощью ребят учится дружбе, взаимовыручке, радости и огорчениям.

Фундаментальная разница, играющая за Майку, то, что Электроник мальчик, а она девочка. Плюс дистанция в четыре года в показе. Несмотря на прекрасную музыку Крылатова, на веселье и задор Электроника, на сюжетную схожесть (скажем, и там, и там есть похищение), Майка вполне могла потеснить Электроника или встать с ним рядом. Эдакая пара роботов: земной робот-мальчик и инопланетная робот-девочка.

музыканты-бандиты
музыканты-бандиты
девочка из футляра
девочка из футляра

Добил Майку следующий культовый фильм с музыкой Крылатова. Да-да, я про «Гостью из будущего».

Меньше года (май 1985) прошло с выхода в СССР фильма с Майкой, как в головы всех советских школьников врезается образ Алисы Селезнёвой в исполнении Наташи Гусевой. Девочки похожи внешне: короткая стрижка, широкие скулы, огромные глаза, небольшой носик. Пять минут с фильмом Павла Арсеньева и всякие Майки забыты напрочь. У словацкой девочки не осталось ни одного выигрышного пункта: по чуждости и очеловечиванию она не выигрывает у Электроника, по обаятельности — проигрывает Алисе.

Вот так фильм «Приключения в каникулы» уходит на второй план. Его крутят каждое лето, но так же крутят и «Приключения Электроника», и «Гостью из будущего». Каникулы длинные.

Я не думаю, что советские дети что-то потеряли из-за того, что Майка не стала культовым персонажем 80-х в СССР. Наоборот. Тандем Электроника и Алисы полнее, богаче и глубже рассказывает ребятам о дружбе и человечности, влечёт к знаниям, устремляет в будущее, чем словацкий фильм.

Однако фильм о девочке с другой планеты, пусть и немного роботной, не будет в этом ряду лишним. Так что забывать Майку рано, тем более что она обещала вернуться!


Ссылки по теме:

1. Cайт, посвящённый фильму.

2. Тема с полной распечаткой перевода (оба варианта) на форуме, посвящённом фильму.

(Тем, кто подписался на мою колонку из-за старых фильмов, скажу прямо: больше рецензий в обозримом будущем не будет.)





4220
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение31 августа 2019 г. 23:19
1978 Год выпуска...
А 4 августа 1997 года Скайнет начнет войну на уничтожение...


Ссылка на сообщение31 августа 2019 г. 23:25
В детстве мечтал о ее дубликаторе предметов 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2019 г. 23:37
Все мечтали. :-)
Хотя я увидел фильм только в начале 90-ых.


Ссылка на сообщение31 августа 2019 г. 23:52
Хорошо помню, что году в 84-85 летом прозевать серию «Трех танкистов», «Капитана Немо» или «Электроника» было большим разочарованием, а вот «Приключения в каникулы» шли под грифом «Да и пес с ней, с этой Майкой».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 00:16

цитата ReinekeLis

«Трех танкистов»

«4 танкиста и собака»?
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 17:39
Сорри, конечно! Мы еще его звали «Три поляка, грузин и собака»)))


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 01:08
Спасибо!
Хм, причуды Мнемозины — я эту Майку совершенно не могу вспомнить...
Ну ладно, летом 1984 я ещё служил в армии — ждал осеннего дембеля. Там обязательной телепрограммой было «Время», а всенародно любимой — утренняя «Ритмическая гимнастика» (с комментариями телезрителей). Остальное вполне и мимо могло пройти. Но вот почему не помню повторов? Всё же фантастика на ТВ в те годы — событие... Вот «Алису» помню отлично, а тут — всё стёрлось из памяти. Но ведь хоть несколько серий — да должен был увидеть... Чудеса! :-)


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 04:12
Посмотрел телесериал впервые недавно. Фильм переименован, вероятно, потому что в это время снимался советский фильм «Сошедшие с небес», тоже с элементами фантастики.
Героиня фильма «Гостьи из будущего» выбрана именно из-за схожести с героиней словацкого фильма, в книге Булычева она выглядет иначе и у ней другой кинопрототип.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 08:34

цитата шерлок

Героиня фильма «Гостьи из будущего» выбрана именно из-за схожести с героиней словацкого фильма,

Вы так предполагаете или есть какие-то мемуары-интервью причастных людей?
Если есть, киньте ссылки, пожалуйста.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 19:41
Посмотрел сериал апервые пару месяцев назад. И первая же мысль была: вот откуда взялся образ героини «Гость из будущего». Также, как в СССР началась «алисомания», также в Чехословакии была «майкомания». Сериал оперативно закупили многие страны, выходил он и на английском.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 18:25

цитата шерлок

и у ней другой кинопрототип

Можно узнать какой прототип?
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 19:50
Посмотрите фильм «Девочка и крокодил» 1957 года про непоседливую любительницу животных, взявшую на сохранение крокодила и других домашних питомцев и всех их растерявшая. Девочку-актрису в титрах тогда называли Полинковская по отцу, впоследствии она стала известна по фильмам «Операция Ы», «Иван Васильевич меняет профессию», телесериалу «Кабачок 13 стульев» и др. под фамилией матери Наталья СЕЛЕЗНЕВА. Одну из книг про Алису Кир Булычев назвал «Непоседа». Киноповесьь сценаристов опубликована в альманахе «Мир приключений», где впервые опубликованы и произведения про Алису Селезневу. Все эти литературно-кинематографические игры совершенно в духе Булычева.


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 08:14
Да все они хороши, потому что было мало и сделаны с любовью к зрителю. Вспомните еще чешский «Осьминожки ..»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 18:27

цитата SAG

чешский «Осьминожки

Да, помню этих пластилиновых чудиков.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2019 г. 09:08
Вот осьминожков я помню — это было шикарно! :cool!:
А все эти Майки/Алисы/Электроники как-то не вызвали в детстве восторга, хоть и смотрел их вместе со старшей сестрой 8:-0


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 09:06
Спасибо, что напомнили. Я ведь действительно забыл название фильма. Хотя сам фильм и имя героини помню.
Эх, поностальгировать что ли? :)


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 09:18
Удивительное рядом. Даже не слышал. Хотя Гостью, хотя фильм и детский, посмотрел не без удовольствия.


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 11:02
Спасибо за светлое напоминание о детстве! :cool!:
Да, этот сериал имел успех у советского юного зрителя, и ему явно «перекрыла кислород» наша советская Алиса! :-)))
Годное расследование!
Так держать! :cool!:


Ссылка на сообщение1 сентября 2019 г. 12:18
Я в больнице тогда лежал.
У единственного телевизора в отделении полный аншлаг был, кто на полу, кто где.
Название ни в жизнь бы не вспомнил ))
Страницы: 12

⇑ Наверх