Сто полей переиздание и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > "Сто полей": переиздание и предисловие
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Сто полей»: переиздание и предисловие

Статья написана 24 декабря 2009 г. 01:18


Наконец-то, после девятилетнего перерыва, вновь появился едва ли не лучший роман Юлии Латыниной из едва ли не лучшего цикла постсоветской фантастики — цикла о Вейской империи.
Текст, как и во всей «линейке» переизданий «Вейского цикла», до некоторой степени переработан. До какой — сказать не могу, тексты не сличал, но, к примеру, финальная встреча Ванвейлена с Сыном Ира описана совсем по-другому. В начале каждой части появились перечни действующих лиц в порядке убывания важности, от «бога Шакуника» («варварский бог, который предшествует действию и состоянию, субъекту и объекту, различает вещи и придает им смысл») и т.д., вплоть до последних пунктов:


Народ, принимающий участие в Весеннем Совете, или, точнее, весеннем смотре войска; ибо на языке аломов понятия «свободный человек» и «вооруженный человек» тождественны, и фраза «все раздавал дружине» звучит так же, как слова «все раздавал народу».
Города, Дворцы, Мечи, Амулеты, Казенные Печати и прочие Священные Вещицы, являющиеся истинными действующими лицами Истории.
Привидения, лишенные собственного тела и являющиеся мере надобности в чудесах; а также Рабы, Крепостные, Наемные Работники, лишенные возможности распоряжаться собственной волей, в нашем повествовании существенной роли не играют.

Может быть, это и зря: ведь читатель в каждый момент видит и понимает по преимуществу то, что видят и понимают на планете Вея земляне — а значит, и с dramatis personae знакомятся постепенно.
Роман «издан в авторской редакции» — до такой степени авторской, что номинально присутствующий корректор даже не озаботился исправлением опечаток и даже грамматических ошибок, которых в книге немало. Жаль — ведь в обозримом будущем нормального переиздания «Вейского цикла» мы вряд ли дождемся.
И, как обещано —


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Сто полей» я долго не переиздавала, потому что не понимала, что с ним делать. С одной стороны — это одна из самых важных для меня книг, а с другой стороны у нее есть мелкий недостаток — это не роман.
Это, скорее, историко-философский трактат в диалогах, а это, как выразился по другому поводу герой следующей книги, «Колдуны и министры», Киссур Белый Кречет, «как штаны, жареные в масле — и съесть нельзя, и носить не хочется».
Книга плоха ровно тем, чем хороша: в ней самые важные вещи — это идеи, а не сюжет и не персонажи, и эти идея нельзя никуда выкинуть, потому что приключения нескольких глобальных идей, — «государство», «собственность», «правосудие», — и составляют основу «Ста Полей».
Удивительное дело: наш мир стал плоским (по удачному выражению Томаса Фридмана), слова «глобализация» я не люблю, а история наша по — прежнему европоцентрична.
Мы по-прежнему похожи на французских энциклопедистов, которые не знали китайской истории и поэтому были уверены, что ее нет. Поэтому стандартный ответ на вопрос: «Почему техническая революция началась не в Китае» всегда предусматривает рассуждения о восточном деспотизме; такая маленькая историческая деталь, как тот факт, что китайская цивилизация была дважды — в XIII и XVII вв. сметена невежественными завоевателями, как-то обычно даже не приходит в голову отвечающему. Хотела бы я посмотреть на эпоху Просвещения, если бы за век до нее Лондон и Париж порубали в капусту маньчжуры.
На вопрос о месте рождения свободы мы по-прежнему уверенно отвечаем по Геродоту: свобода родилась в Европе, а в Азии всегда было рабство.
На самом деле, когда началось государство, — а государство, как известно из Стенли Крамера, началось в Шумере, — это были города — государства, похожие на многие греческие полисы. Другое дело, что эти города-государства — Ур, Урук, Лагаш, — привлекали дикие племена завоевателей, как свет фонаря привлекает бабочек, а завоеватели уничтожали городское самоуправление и основывали протяженные царства. Или же, в крайнем случае, для того, чтобы защититься от завоевателей, в городе появлялось единоначалие.
К моменту рождения Афин и Фив древние городские общины Шумера были погребены под волнами завоеваний. И греческие полисы последовали тем же путем. Они были завоеваны, и в конце концов свободная Греция стала раболепной Византией, как Урук стал частью деспотического Вавилона.
Произнося «демократия», мы чаще всего неосознанно отождествляем прямую демократию Афин и представительную, например, американскую. Между тем, по целому ряду параметров США похожи на персидское царство больше, чем на афинскую демократию. Несколько демагогически могу напомнить основные признаки, по которым Фукидид и Геродот утверждают, что персидские варвары «по природе своей рабы». Во-первых, варвары носят одежду, а не ходят голые, во-вторых, они платят налоги, чего не делают свободные граждане, в-третьих, у них по всей стране единая система мер и весов.
Один из самых циничных вопросов, который следует себе задать, это кто был богаче: греческие полисы, сохранившие свободу, или ионические города, вошедшие в состав царства Ахеменидов. Циничный ответ на циничный вопрос заключается в том, что свобода была, конечно, в Афинах, но вот экономическому благополучию эта свобода в условиях прямой демократии, где перед судом было «опаснее быть богатым, чем виновным», не способствовала: а свобода не может длиться долго, если она экономически менее выгодна, чем рабство.
Собственно, до американской революции режимы с народным самоуправлением возникали много раз, и так же много раз схлопывались, так что вплоть до XVIII века это было исторической аксиомой, что нигде в мире демократии не правили протяженными странами. (Именно из этого верного, но устаревшего с тех пор наблюдения льстецы Екатерины II вывели, что протяженной России надлежит быть самодержавной, а наши патриоты до сих пор пересказывают).
Одна из самых страшных штук, которые замечаешь в истории, это то, что я бы назвала конвергенцией государств. Государство, как газ, заполняет любой выделенный ему объем, и генезис этого государства при этом совершенно не важен.
Афины были демократическим полисом, но система добровольных пожертвований (литургий), заставлявшая богатых граждан за свой счет строить корабли и снаряжать посольства, то есть — инвестировать в любовь народную, а не в бизнес, — совершенно останавливала экономику и по разорительности порой не уступала худшим социалистическим образцам; Римское право принесло нам понятие частной собственности, но к IV в. Римская империя занималась в своих провинциях изъятиями зерна в масштабах, сравнимых с продразверсткой, а император Диоклетиан принял декрет о справедливых ценах. Венеция, начинавшая как торговая республика, один за другим принимала законы, которые превращали бывших торговцев в знать и препятствовали появлению торговцев новых.
«Во Флоренции богатый человек не может не заниматься политикой», — вздохнул когда-то Козимо Медичи, а кто бы ни занимался политикой — богатый человек, бедный человек или чиновник, он всегда понимает политику как право перераспределить в свою пользу.
Так вот: если избавиться от европоцентричности, и попытаться вычленить некую «главную последовательность» истории, подобную «главной последовательности», на которой светит 80% видимых звезд, то мы увидим, что за 6 тыс. лет истории государства гигантские объемы пространства и времени колеблются между сильным государством, в котором власть, возникшая самыми разными путями, пытается регулировать все, в том числе и частную собственность, — и распавшимся государством, в котором частной собственностью тут же становятся самые лакомые его куски, а именно — армия, правосудие и право сбора налогов.
Единственное, что останавливает этот маятник навсегда — прогресс науки и техники. История государства начинается в Шумере, а не Древней Греции. Где она заканчивается — не знает никто.
Так получилось, что «Сто полей» — практически первая книга, которую я написала, причем сначала вторую часть, а потом первую. Поэтому сейчас я первую часть почти не переделывала, а вот вторую переделала, довольно сильно. В общем, считайте это диалогами Платона, которые ведут персонажи братьев Стругацких. Не самые плохие образцы для подражания.





242
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 06:52
Один из самых любимых мною текстов. Придется брать и ставить на полку рядом с первым вариантом. А Колдуны и министры остались без переделок?
Интересно, что пишет сейчас Латынина? Кавказский цикл, Нелюдь-2 или что-то иное?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 12:12
Именно что «рядом», потому что «Повесть о Золотом Государе» в это издание не вошла.
«Колдуны», кажется, остались как были, но, опять-таки, я не сличал.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 12:39
Так старый вариант я отдавать не собираюсь;-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 13:25
Это верно!
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 21:00

цитата Petro Gulak

«Колдуны», кажется, остались как были, но, опять-таки, я не сличал.

А «Дело о лазоревом письме»?
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 23:09
А там довольно много мелких правок. В Библиотеке-Которую-Нельзя-Называть есть новый вариант.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 23:24
Да аллах с ней, с библиотекой. Обзаведусь, пожалуй что, книжкой по такому случаю.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 23:49
Это я к тому говорил, что сличал файлы «Дела...» и «Инсайдера». А другие — не сличал.


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 11:07
типа того


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 20:38
Для меня Латынина — это только Вейский цикл. И мне приятно, что состоялось — какое там, третье? — издание. При этом полагаю ее самой «западной» из наших фантастов.
Спасибо разместившему вкусное предисловие.^_^ Но в императорском Китае не так жизнь была организована, чтоб состоялась промреволюция...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2009 г. 23:11
Кстати, у Латыниной на смежную тему была хорошая статья — «Демократия и свобода».


⇑ Наверх