Стивен Чбоски Воображаемый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Календула» > Стивен Чбоски "Воображаемый друг"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стивен Чбоски «Воображаемый друг»

Статья написана 4 декабря 12:40

Страница произведения

Странное, психоделическое произведение, вызывающее у читателя самые разные эмоции, но доминирует недоумение. Очень сумбурное и рваное повествование пестрит образами, героями, отсылками к библейским мотивам. Аннотация обещает нам историю мальчика, который нашел воображаемого друга. Но это лишь вершина айсберга. На деле же мы получим галюциногенную историю, где постоянно происходит броуновское движение: герои постоянно движутся, куда-то бегут, что-то делают, сходят с ума и совершают странные поступки. Вся эта мешанина очень мешает следить за сюжетом, хотя, по сути, сюжета-то и нет. Вот такой вот парадокс.

Основная идея — о существовании мира реального и мира воображаемого — не нова. Произведение не только отсылает читателя к библейским мотивам, но и напоминает очень многие, написанные до него книги: романы Кинга и Геймана, Джеффри Форда и Джо Хилла. Все эти мотивы переплетаются, но не создают оригинального сюжета. Роман начинается с приезда Кристофера и его матери в маленький городок, где мальчик пропадает в лесу, а по возвращении открывает в себе некие способности. Тут у читателя появляются первые подозрения в его психическом нездоровье. По ходу сюжета всплывает давняя история с исчезновением другого мальчика. И обе эти линии оказываются неразрывно связаны. Первая часть романа довольно интересна и интригующа, пока не начинают происходить весьма странные вещи, уследить за ходом которых довольно сложно.

Основные претензии к роману: затянутость повествования, путаный сюжет, суета героев, которые постоянно куда-то бегут. Порой сложно отделить реальность от воображаемого мира и понять, где же сейчас главный герой. Масштабное действие вскоре захватывает весь город, увязать все сюжетные линии довольно сложно. Автор пытается создать мистическую атмосферу, но вышла атмосфера кошмарного сна, где возможно всё вплоть до абсурда и где очень много крови и боли. Герои постоянно друг друга грызут и рвут, калечат и преследуют. Если это — картина ада, то она удалась, она вызывает отторжение и отвращение.

Помимо картин апокалипсиса, роман поднимает и ряд околорелигиозных тем: вера в Бога и сомнение, любовь к ближнему, готовность к самопожертвованию, ненависть. Однако, несмотря на ряд светлых персонажей и рассуждения о Боге и прощении, атмосфера романа мрачная и тяжелая, липкая и смердящая, как воображаемый мир, где царит славный человек, играющий с судьбами людей в угоду собственных желаний. Религиозная интерпретация событий романа небезынтересна, но весьма сомнительна, ибо не отражает доктрину христианства, а искажает ее. С каждой главой автор нагнетает ужас и сюрреализм, старые тайны переплетаются с новыми и обрастают деталями. Парадокс романа еще и в том, что при кажущейся динамичности повествования события развиваются крайне медленно.

Финал заслуживает отдельных слов. Ожидание логического завершения и сведения всех сюжетных линий воедино не оправдается. Финал дарит нам еще больше сюжетных нестыковок, религиозного абсурда и отсутствие логики. Каждый герой сходит с ума, каждый делает это по-своему, но мотивы и причины автор не объясняет. Да, роман затрагивает, помимо религиозных, и остро-социальные темы: насилие в семье, сексуальное насилие, алкоголизм и наркомания, убийства, равнодушие к детям, буллинг в школе. Но все эти темы проходят мельком, автор не заостряет на них внимания, словно это в порядке вещей. Мы не получим ожидаемого катарсиса в финале и понимания того, для чего нам рассказали эту историю.

В целом же это мог бы быть довольно неплохой роман, если его изрядно сократить, убрать бесконечные повторы, пространные диалоги об одном и том же, путаные мысли героев, топтание на одном месте и переливание из пустого в порожнее. Понравится роман любителям религиозной мистики и запутанных сюжетов, поклонникам мрачной и тяжелой атмосферы, давящей на психику и вызывающей смутное беспокойство.





763
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 декабря 14:36 цитировать
Как раз читаю. Ну, Кинг, Кунц и Литтл прут из всех щелей, типический роман в духе «Нужных вещей» или «Почтальона,« или сразу вместе. Минимум новых идей, максимум заимствований и эпигонства (о чем, собственно, нам намекают уже в предисловии). Однако, пока вполне читабельно, я подобного ненапряжного чтива давно не трогал. Религиозные мотивы обозначились, но как они реализуются пока непонятно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 14:42 цитировать
У меня в целом осталось много вопросов к данному произведению.
Впечатление очень неоднозначное. Попытки уложить все разрозненные детали в стройную картину успехом не увенчались.


Ссылка на сообщение4 декабря 15:01 цитировать

цитата Календула

Впечатление очень неоднозначное. Попытки уложить все разрозненные детали в стройную картину успехом не увенчались.

Согласен. Довольно сумбурное произведение. После прочтения сразу захотелось чего-нибудь попроще и легковеснее, вроде Анны Семироль, например.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:14 цитировать
Как раз тоже думала почитать ее )) У нее вышла новая книга — «Офелия».
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:17 цитировать

цитата Календула

Как раз тоже думала почитать ее )) У нее вышла новая книга — «Офелия».

Да. После Чобски женское фэнтези — это самое то, чтобы мозг отдохнул!
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:37 цитировать
Я еще дальше пойду: возьму новый роман Сары Джио :-))) Женский и романтичный до мозга костей.
Да, иногда я такое читаю ))
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:40 цитировать
Не... Лучше «Сумерки«! Как эксперту в области женской фэнтези Вам, наверно, известно, что это лучший образец такого жанра.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:48 цитировать
Читала. Не впечатлило. Старовата я для таких слезливых рафинированных историй ))
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:53 цитировать

цитата Календула

Читала. Не впечатлило. Старовата я для таких слезливых рафинированных историй ))

Хм... странно. Вроде написано для любых дам, независимо от возраста...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:58 цитировать
Вероятно, я слишком прагматична. Такого рода чтиво меня привлекло бы лет в 15.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 16:02 цитировать
Нет, мне кажется, что для 15-летних девочек лучше бы подошли как раз Семироль или какая-нибудь Осояну, а «Сумерки» как квинтэссенция женского жанра лучше подходят, что называется, «продвинутым пользователям».


Ссылка на сообщение4 декабря 15:24 цитировать
У меня похожие мысли возникли после прочтения. И если честно, то я осталась в целом...не довольна романом. Начало очень даже интересное (думала даже в чём-то будет роман-взросление) много заимствований от Кинга, тоже что-то масштабное, но чем дальше в Лес (в прямом смысле) тем забористей становились глюки гг. По-началу (и где-то до середины) даже любопытно было во что это выльется...Но сюр становился сюрнее, психодел психодельнее, когда целые главы пошли состоящие из одних голюнов воспалённого сознания мальчика, я поняла, что оценку выше 5 роману не поставлю, и то, только за счёт первых стр. 200, а финал так вообще вылился в какой-то «цирк», религия, воображаемые друзья, враги, не пойми кто кому приходится и как это всё соединяется...И вроде бы всё хорошо, но не понятно откуда и куда всё это делось. Когда закрыла книгу возникла одна лишь мысль «Что я только что прочла?» что это было. По отдельности, вроде бы даже не плохо, но вместе...бред. Простите, что так однозначно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:37 цитировать
Да, основные мысли после прочтения: горячечный бред, больное воображение, сюр и галлюцинации.
Возможно и даже вероятно в этом романе есть глубина, но мне не удалось заметить чего большего, чем вышеописанное.
И можно было бы сыграть на социальных и даже на религиозных темах, но автор сосредоточился на воображаемом мире и скрупулезно описывал эту психоделику, отринув более серьезные темы. А потому и динамики в развитии персонажей нет, они статичны и однобоки: Кристофер бьется в конвульсиях, шериф пытается спасти очередного ребенка, Кэти самозабвенно любит сына, отрицательные персонажи просто отрицательные без какой-либо причины.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 15:59 цитировать
А ведь роман имел огромный потенциал сначала, зачем и почему автору понадобилось углубится в горячечный бред Кристофера не понятно, как и смысл всей этой книги. Увы, нить повествования уже к середине начинает теряться, и книга превращается лишь отдельные эпизоды «повседневности» и главы психоделики. Увы и ах, полный флоп.


Ссылка на сообщение4 декабря 15:54 цитировать
Как раз размышлял: брать-не брать книгу. В магазине подержал книгу в руках, — оформление конечно на высоте (вот все бы ужастики так оформляли, да), — но, немного почитав, почувствовал смутное подозрение, что не моё.
Ознакомившись с данной рецензией, понял, что точно — не моё. Вовремя вы, спасибо! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 16:00 цитировать
Я рассчитывала на роман взросления с толикой мистики, а на деле получилось путаное и сумбурное повествование, замешанное на религии с толикой сумасшествия.
Но надеюсь, книга найдёт своего читателя.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 16:05 цитировать

цитата Календула

а на деле получилось путаное и сумбурное повествование

Ну, тема то сама по себе заезженная. Тут, чтобы сказать что-то новое, наверное нужно обладать определенной долей гениальности. Была конечно надежда на громкое имя автора, но, видимо, не в этот раз, увы.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх