Гелий 3 Я


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Гелий-3" Я. Гжендович
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Гелий-3» Я. Гжендович

Статья написана 17 апреля 2020 г. 14:16

Ян-омнифоник

Жанр книги — киберпанк черт знает какого призыва. Автор смело заимствует множество приемов и образов из классики этого направления, вероятно, приговаривая: «Это уже традиция». Причем будущее слишком похоже на настоящее и даже немного на прошлое.

Герой — папарацци-стрингер-инвентщик. Вместо тяжелого зеркального фотоаппарата — омнифон. К 2058-му термины из прошлого века основательно забыты, хорошие фотографии знаменитостей никому не нужны. Требуются сюжеты-ивенты — с взрывами, казнями или совершенно лютым компроматом. Да и жизнь вокруг — не самая замечательная. Фон это дрожащий свет неоновых ламп, грязные аэропорты, подпольные сходки неформалов-мясоедов. Деградация биосферы — плохо с настоящей едой. И с экономикой плохо. Проблемы в обществе — бедность, диктатура. Эпидемии вроде как рукотворные — начальство советует друг другу не обращаться в обычные клиники, и не вакцинироваться. Городская среда тоже ощутимо деградирует — дикая роскошь для избранных и заплеванный пластик для остальных.

А толпа — миллиарды людей в сети — жаждет развлечений.

Омнифон отчасти заменяет документы и потерять его — очень плохо. Но если потеряешь, то кроме проблем с таможней и полицией, получишь ощущение серости мира. Потертости и дешевой невзрачности, тень экзистенциальных размышлений.

Вся жизнь протагониста вертится вокруг трех удачных съемок, которые и будут осями сюжета. Одну из них придется делать не на аппаратуру, а прямо записывать в мозг, в кратковременную память...

.

Но что автор смог вырастить на этой киберпанковой основе? Привнес ли что-то новое?

.

Фактурно показано, что любой удачный хакер-инвентщик-журналист — рано или поздно оказывает воздействие такого уровня, что либо переходит под крылышко государства-корпорации-секты, либо его до смерти пытает нанятая потревоженными бонзами этническая мафия.

За некоей чертой ты или мертвец, или член команды. А вот в команде — совсем другие требования. Встраивание почти предельного индивидуалиста в дисциплинированную структуру — это интересная идея. Увы, раскрытая она весьма блекло, и всё потому, что автор, старательно следуя канонам киберпанковости, делает героя невозможно одиноким. Когда он возвращается домой — на счетчике «0 устойчивых социальных связей». Причем в сети тоже нет привычного круга общения, каких-то врагов, друзей, просто хороших знакомых. Только партнеры и одноклубники. Своего рода наставником для героя выступает полный параноик (шапочка из фольги это пройденный этап), с которым нормально получается поговорить буквально буквально пару раз.

Что за команда? Есть условный «Илон Маск», или «Билл Гейтс» — планетарного масштаба, очень богатый бизнесмен, Шаман, который в глубине души сохранил польские корни. Корпоратократ, он понимает, что нужны новые области экспансии. Давно создал свою силовую структуру, готовится закрепиться на лунной базе, чтобы добывать гелий-3. Ему нужен «фронтовой корреспондент» — умелый и рисковый оператор-режиссер.

Удачный мотив всей книги — это специфика работы оператора. Хорошо показано, как зависит будущая картинка от умения просто держать камеру, и прослежена обратная связь между будущим сюжетом и нынешними «проводками», «ракурсами» и «точками съемки». Но и тут чувствуется, что автор не захотел прорабатывать, конструировать профессиональный жаргон и сколько-нибудь футурологически подходить к технологиям завтрашней видеосъемки. Все как сейчас, просто чуть больше беспилотников и чуть лучше работа в сети.

И вообще, футурологически роман достаточно слабый — при заданных автором условиях должна бешено активизироваться подводная экспансия. Добыча полезных ископаемых с морского дна и постройка океанских ферм. А морская тематика ограничивается подводным отелем, где раньше туристы смотрели на рыбок, а теперь тренируется спецназ... Но мелкие черточки будущего автор конструирует иногда очень удачно. Например, чистое заимствование из игрушки: при перестрелках в безвоздушном пространстве скафандр имитирует звуки просто для того, чтобы проще было ориентироваться человеку.

.

Есть отдельный пласт намеков и аллюзий в современной польской фантастике — отношения с Россией.

Чтобы раскрыть его полностью, надо куда глубже меня погрузиться в польские романы и рассказы. Скажу лишь об одной тенденции.

«Иные песни» Я. Дукая — герои убивают в Москве страшного русского владыку-кратистоса. «Мир миров» П. Майки — герои воюют с дьявольскими комиссарами (там временный союз с маленьким островком «Святой Руси»).

И вот «Гелий-3» Гжендовича:

— нет больше России, есть Новосоветы (тоталитарная империя с царем во главе);

— что-то случилось с «калашниковым»: «...АК-50к, на жидком топливе. Русское, простое и дешевое в использовании оружие. Снова раздались длинные автоматные очереди». Я понимаю, что водка и калашников идут в паре — не ведь не смешиваются!

— « В другой раз тюрбаны из «Нового джихада» вошли в один древний город на севере Турции и начали его взрывать, а потом дали понять, что разнесут все к чертям, если Европа не заплатит им дань. Но, кроме тех святынь, там ничего не было — три хижины, пара коз и песок, никаких стратегических объектов, так что политики лишь чесали в затылке. Шаман, как обычно, разозлился не на шутку, и на другой день мы уже сидели в самолетах. Мы заняли позиции и все зачистили, через две недели притащилась непобедимая турецкая армия и геройски вернула себе древнее культурное наследие, а мы исчезли без следа. » — если бы там был проведен концерт симфонического оркестра, вообще было бы здорово. А так автор не дотянул сюжет, не раскрыл пальмирскую тему :)

— делегация от новосоветов, явившаяся на лунную базу «Твардовский» — это майор Лаврентий и майор Калугин. Так совпало...

— я поначалу даже удивился, когда военные действия на Луне первыми открыли исламисты. Но все выяснилось — новосоветы должны были сдаться. «Включи видеосвязь, сам увидишь… Мы едем в вашу сторону, не стреляйте, прошу вас… Мы сдаемся!»

— И, наконец: «Шаман в больнице. Подозревают отравление полонием.» — ну как же пройти мимо!

Если говорить в целом об отношении к политической системе, которая сложилась в мире 2050-х — то автору она совершенно не нравится. Это откровенный тупик технологического развития, откуда пытаются выйти отдельные бизнесмены-энтузиасты. Гулкая безнадега с редким пульсом надежды. Однако на этом фоне блистает своего рода бриллиант — отношение к северо-восточной стране, с которой соперничают разве что арабские исламисты.

.

Что очень украшает книгу — без шуток — это финал. Неожиданный, хотя и много раз использованный в фантастике, выверт. Ради пустоты, отчаяния и странной надежды героя — стреляют заботливо развешенные ружья. Тут автор как бы прыгает выше планки, которую задает предыдущий текст...

.

Итого — стереотипная, крепкого ремесленного уровня жанровая вещь. Если вы перечитали с полдюжины киберпанковских романов, и не фанатеете от самого жанра, то к середине книги можете заскучать. Но традициям автор следует уверенно, и если вам хочется «аромата 80-х», то вот он.





1561
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 14:26
Спасибо за обзор!
Книгу не читала, поэтому вопрос, связанный с деградирующим социумом и его нацеленностью на развлечения. Как Гжендович решает вопрос связи развлечений и уровня развития общества? Развлечение требует, все же, определенной прослойки, довольно большой, людей, могущих его себе позволить, это раз. Кроме того, нацеленность на скандал, компромат, переворачивающие все с головы на ноги, в общем-то, предполагает некое подобие демократии, с ее пусть и несовершенной, но все же обратной связи. Из обзора я так и не поняла, что там с обществом у Гжендовича :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 14:33
Все решается одномерно: герой работает на аудиторию из миллионов сидящих на диване зрителей. Начинает с мечты о 5 тыс. заходов на его страничку, а закончит, вероятно, 5 млрд. посещений. Но аудиторию по группам и стратам он не анализирует.
Все порой слишком напоминает сегодняшний день: формально демократия есть, если вы не демократ из правильной группировки демократов, то от вас ничего не зависит (избираемая власть во многом — марионеточная). Есть транснациональный капитал, но первое чем он занимается — ставит блоки на свое упоминание в СМИ или нанимает фабрики троллей. Везде оптимизируются неэффективные затраты и продолжается конкурентная борьба.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 14:34
Ясно, спасибо


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 15:33

цитата

Требуются сюжеты-ивенты — с взрывами, казнями или совершенно лютым компроматом.


Это же прямо у Игана украдено заимствовано!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 15:36
Хуже, так и есть в сегодняшнем ю-тьюбе :)
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 16:04
Ну, Иган то писал в доютюбову эпоху ;)


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 15:50
Спасибо за рецензию, после неё убрал эту книгу из предзаказа:-D


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 16:20

цитата

Есть отдельный пласт намеков и аллюзий в современной польской фантастике — отношения с Россией.

Чтобы раскрыть его полностью, надо куда глубже меня погрузиться в польские романы и рассказы. Скажу лишь об одной тенденции.


Добавлю: у Гжендовича в «Ледовом огороде» милая и душевная интернациональная команда, отправляющая гг на задание — и «глупый коновал» с фамилией Новиков
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2020 г. 17:41

цитата kvadratic

Добавлю: у Гжендовича в «Ледовом огороде» милая и душевная интернациональная команда, отправляющая гг на задание — и «глупый коновал» с фамилией Новиков


А повесть «Буран веет с той стороны» у него посвящена Киру Булычёву, например.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2020 г. 19:29
Учитывая деятельность Булычева в последние годы жизни, это не удивительно.8-) Уверен, Гжендович вообще русскую литературу любит. «Архипелаг Гулаг», например...
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2020 г. 20:50
Спасибо за комментарии — и этот, и ниже. Про чужую психическую загонку — мощно припечатали!
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2020 г. 21:46
:beer::-)


Ссылка на сообщение19 апреля 2020 г. 19:35
Спасибо за отличную рецензию!:beer:
И за правильные акценты:-) Раньше у меня польская русофобия вызывала омерзения, теперь же только на ироничное снисхождение к чужой психической загонке и хватает;-) Вспоминается по таким поводам басня «Лягушка и вол». С другой стороны пример поляков нам всем указ — нужно быть бдительными, чтобы собственную страну до подобной исторической катастрофы не довести8-)
А Гжендович спорный, но любопытный автор. Придется все-таки его читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2020 г. 08:43
:beer:


⇑ Наверх