Жозе Сарамаго


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexsei111» > Жозе Сарамаго "Слепота".
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жозе Сарамаго «Слепота».

Статья написана 22 февраля 2010 г. 14:11

Бывают книги, которые развлекают тебя и они возвращаются на полку, для того чтобы, скорее всего там и остаться. Бывают книги, которые развлекают тебя с изрядной долей выдумки и они проглатываются за один вечер и через несколько лет они, скорее всего, будут перечитаны. И очень редко попадаются книги, которые делают тебя немного другим по сравнению с тем каким ты был до ее прочтения. Думаю, в данном случае мы имеем дело как раз с такой книгой.

Жозе Сарамаго создал в своем условном художественном полотне очень страшную картину мира после глобальной  эпидемии слепоты, и оттого, что ты веришь каждому слову, каждой причинно следственной связи становиться еще страшнее.

Действие начинается с того, как сидя за рулем автомобиля, слепнет молодой мужчина, и второй мужчина отвозит его домой. Именно с первого мужчины в мире начинает распространятся эпидемия так называемой «белой слепоты»,а называется она так потому что инфицированные после заражения видят перед собой не черноту(как бывает в таких случаях),а некую белизну непонятного происхождения, ибо глазной врач к которому пришел ослепший водитель автомобиля не нашел в физиологии глаза никаких визуальных изменений ,которые могли бы объяснить причину внезапного недуга.

Именно так начинается один из самых страшных и наиболее достоверных романов, которые я прочел в своей жизни.

Нужно сказать, что автор максимально абстрагировал действие своего романа, сделал его абсолютно интернациональным как минимум в рамках христианской цивилизации. В книге вы не найдете имен собственных, и все персонажи  привязываются либо к визуальной индивидуальной примете (например «девушка в темных очках» или «косоглазый мальчик»), роду деятельности (аптекарь, доктор), либо к причастности к другому персонажу «жена доктора», «жена первого слепца», иногда Сармаго индефицирует человека с произведенным действием или однажды произнесенной фразой.

Именно этот художественный прием, а также повествование без разделения мыслей и диалогов героев должноствущими  знаками препинания создают неповторимую атмосферу и стиль повествования.

Поначалу власти страны пытаются справиться  с внезапно нахлынувшей эпидемией локализировав больных в отдельно взятых учреждениях. И именно в первое из подобных заведений попадает доктор, осматривавший первого слепца, и его чудом  оставшейся зрячей жена.

Постепенно мы попадаем в атмосферу зарождающегося хаоса и полной безнадежности и неопределенности, которая постигла запертых в помещении бывшей психиатрической больницы людей.

Дабы не раскрывать сюжет, я просто скажу, что это книга о том, что человек, или, по крайней мере, подавляющее большинство, так и остался диким животным и при малейшем ветре, который может смыть весь лоск и конформизм современной цивилизации, тот самый духовный прогресс  для которого понадобились тысячелетия исчезнет в мановения в случае существенного изменения условий  необходимых для выживания..

То есть, образно говоря и упрощая, мы не поделимся единственным добытым на охоте куском мяса со своим другом, а просто попытаемся убить его и съедим все сами в целях максимально возможного срока выживания в условиях ограниченных ресурсов.

Что лучше стать зверем и выжить или картинно умереть, оставаясь человеком?

Или попытаться выполнить обе эти задачи, что пытаются сделать герои этой книги?

Вопрос конечно далеко не первой свежести, но вот форма ответа на него до такой степени убедительна и ярка, что ты понимаешь, что так на раньше на него не отвечали. Возможно, и отвечали также сильно, но это был немного другой ответ.

Высший балл однозначно, ибо только «Пикник на обочине» Стругацких сопоставим с этой книгой по эмоциональной мощи и человечности. И вместо сакраментального «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!!!» я просто желаю вам быть зрячими и иногда видеть свет во мраке бытия.

ОТЗЫВ ТУТ. 8:-0





961
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 15:14
У меня за плечами «Каменный плот», а в планах — «Перебои в смерти», «Двойник», «Воспоминания о монастыре», «Евангелие...». «Слепоту» брать не хотел, решив, что хватит с меня Сарамаго, а вот теперь, сомневаюсь8:-0
Спасибо за отзыв!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 16:29

цитата rusty_cat

У меня за плечами «Каменный плот», а в планах — «Перебои в смерти», «Двойник», «Воспоминания о монастыре», «Евангелие...».
И что из этого вам понравилось больше всего?И почему?Я вот думаю что мне еще сего автора взять.Посоветуйте.8:-0
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:28

цитата rusty_cat

У меня за плечами «Каменный плот»

цитата alexsei111

И что из этого вам понравилось больше всего?

без комментариев. отзыв на «плот» здесь . там же ниже Papyrus упоминает про «монастырь»
:beer:
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:32

цитата rusty_cat

без комментариев. отзыв на «плот» здесь . там же ниже
Спасибо ,прочту.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:34
в ближайших планах — «перебои в смерти», пробовал на вкус, очень хочется прочитать:beer:


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:42
Отличный отзыв. Давно присматриваюсь к автору, но останавливает непомерная цена на его произведения.

цитата alexsei111

Что лучше стать зверем и выжить или картинно умереть, оставаясь человеком?

А вы читали «Террор» Симонса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:48

цитата kkk72

А вы читали «Террор» Симонса?
Симмонса.:-))) .Да рузумеется.Вот моя статья..Просто вы тогда на меня не были подписаны.:-).Так вот,если ситуация с «Террором» в значительной степени авторское допущение,то «Слепота» более всеоблемлюща,и более реалистична.Более применима не к локальной группе,а ко всему человечеству.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:53

цитата alexsei111

Так вот,если ситуация с «Террором» в значительной степени авторское допущение,то «Слепота» более реалистична

Мне кажется, наоборот.

цитата alexsei111

Более применима не к локальной группе,а ко всему человечеству.

А вот здесь готов согласиться
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:58

цитата kkk72

Мне кажется, наоборот.
Ну я не в смысле внезапного ослепления (это разумеется сильное допущение), а именно последствии такого допущения.Мне кажется так оно примерно и будет.Если не хуже.То есть та же Безмолвная по моему менее вероятна ,чем карантин для слепцов.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 17:59
Сложно обсуждать, если не читал одно из произведений. Видимо, вы правы.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 18:02

цитата kkk72

Сложно обсуждать, если не читал одно из произведений. Видимо, вы правы
Настоятельно советую.Сейчас покет не особо дорогой есть.Обложка которого наверху.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 22:36

цитата alexsei111

Сейчас покет не особо дорогой есть

Да в том-то и дело, что очень недешевый. Около 200 р. — дороговато для покета, который развалится после второго чтения
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 22:44

цитата kkk72

Да в том-то и дело, что очень недешевый. Около 200 р
А я за сто рублей на Озоне со скидкой брал.Ну попробуйте найти не покет чуть дороже,который не развалится.:-)


Ссылка на сообщение23 февраля 2010 г. 00:44
Заинтересовали Вы меня этой книгой. Мне и раньше рекомендовали Сарамаго, да все руки не доходили...

цитата alexsei111

это книга о том, что человек, или, по крайней мере, подавляющее большинство, так и остался диким животным и при малейшем ветре, который может смыть весь лоск и конформизм современной цивилизации, тот самый духовный прогресс для которого понадобились тысячелетия исчезнет в мановения в случае существенного изменения условий необходимых для выживания..
Вот и я готовлю пост в своей колонке о книгах, которые поднимают созвучные вопросы. Условия существования там совсем иные, но проблемы человечности стоят очень остро. Надеюсь поставить через несколько дней, скорее всего -- в четверг. Следите за моей колонкой. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2010 г. 09:30

цитата cat_ruadh

Следите за моей колонкой.
Я рад,что труд мой не пропал втуне.На колонку подписался.Жду.:-)


Ссылка на сообщение23 февраля 2010 г. 11:13
Одноименный фильм отчетливо недурен.
Рекомендую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2010 г. 12:09

цитата Buhrun

Одноименный фильм отчетливо недурен.
Рекомендую.
Хоть так думают не все.Все таки посмотрю.:-)
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2010 г. 23:59
Он крепко НЕидеален.
Но он стильный + хорошие актеры.
Фильму крепко не хватает драмы = слишком много в него вбито, втиснуто событий и мыслей.
Короче, цените сами;-)


Ссылка на сообщение30 марта 2010 г. 13:16
Не читал, но обязательно прочту) к тебе по поводу литературы надо прислушаться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2010 г. 14:50

цитата Mc Jeka

к тебе по поводу литературы надо прислушаться.
Истину глаголите товарищ.:-)))


Ссылка на сообщение27 июля 2011 г. 19:21
Скажите, а не тяжело читать без имен? «Доктор», «Жена доктора». Нормально воспринимается? Мне кажется тяжелей, чем произведения с «классическим» подоходом :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2011 г. 20:07
Поначалу да,но страниц через 50 привыкаешь.


Ссылка на сообщение14 февраля 2012 г. 01:07
Яркий отзыв. Впечатлило!
Приятно, что Сарамаго читают все больше и больше. Один из моих любимых авторов. Шесть романов его читал.
И хотя «Слепота» в свое время пронзила до дрожи, любимым романов все же является «Двойник» — финал у романа невероятно неожиданный. Редко какие книги так потрясали. Рекомендую.

И да, «Каменный плот» тоже вещь решительно стоющая.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2012 г. 14:11
Спасибо за добрые слова.:beer:


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 14:14
Это действительно великая книга и однозначно — необходимая к прочтению для любого человека, который хотя бы надеется считать себя интеллигентным. И отличная рецензия. Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 15:20
Через двенадцать лет после написания особенно лестно сие читать.:-)


Ссылка на сообщение21 февраля 2022 г. 19:09
Время над этим текстом не властно :)


⇑ Наверх