Дмитрий Глуховский Метро


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Дмитрий Глуховский "Метро 2033"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

Статья написана 26 февраля 2010 г. 15:37

Все началось с того, что я нежно и давно люблю рассказ Олдей «Восьмой круг подземки», в котором метро изображено этаким страшным квестом на выживание, который нужно пройти герою, чтобы в конце получить приз. И вообще идея метро как объекта повышенной опасности, в котором проходит некий глобальный квест, кажется мне очень привлекательной. Вот вы в детстве любили лазить по стройкам и заброшенным зданиям, ходить в пещеры и играть в прятки? Тогда вы должны понять, о чем я :) А метро, особенно такое большое и старое, как  московское — это же квинтессенция всего этого, идеальное место для игр для нашего индустриального поколения.

Так что идея с остатками человечества, которые скрываются в московском метро после очередной мировой катастрофы очень и очень заманчива. В этом метро куча всякого интересного, и союзы отдельных станций, и безголовые мутанты, и потайные ходы, и свои недо-религии, и «коричневое жидкое зло» ( :-))) простигосподи!), и книги с сакральными письменами, и таинственная угроза невнятных монстров с поверхности — все как надо, короче. В общем, нельзя отказать Глуховскому в том, что сама идея просто отлична. Он создал прекрасный антураж для компьютерной стрелялки или игры в Дозор. Я бы с такое сыграла))

А вот дальше, как говорится, кончили за здравие, потому что антуража для романа все-таки недостаточно. А все остальное, что в нем есть, гораздо хуже качеством.

Признаться, первые двести страниц я была уверена, что это стеб чистой воды. В качестве стеба он был бы вполне ничего. Потому что там есть и «мутанты с филевской линии» (эй, москвичи, кто у нас живет на Филевской? ), и «татуировка в виде изуродованной радиацией птицы с двумя головами» , и коммунисты-сталинисты, и коммунисты-троцкисты с портретом Че Гевары, и фашистский лозунг «метро для русских», и скульптурная голова какого-то коммунистического деятеля, про которую начитанный главный герой решил, что это, должно быть, голова Иоанна Крестителя  

Более того, там есть пафос. Нет, не так. ПАФОС. Вслушайтесь, в книге пару раз *всерьез* повторяется буквально следующее: «Бойся истин, сокрытых в древних фолиантах, где слова тиснены золотом и бумага аспидно-черная не тлеет» (знаки препинания проставлены мной)   В итоге, правда, непонятно, зачем, потому что по сюжету это никак не срабатывает, но какие слова, ибо ваистену!)

Вообще эти пафосные фразы местами просто не в бровь, а в глаз. Вот так бывает приезжаешь из Питера зимой или поздней осенью в 6 утра на площадь трех вокзалов, несмотря на раннее время, все уже запружено народом с баулами, грязными детьми, цыганками, вонючими бомжами. Сначала стоишь полчаса в толпе у входа в метро, пока оно не откроется, потом еще полчаса — в самом метро в жуткой давке у касс, между злобных теток с баулами и невыспанной гопоты. Смотришь на их лица и понимаешь, что действительно, «власть тьмы — самая распространенная форма правления в Московском метрополитене».

К сожалению, примерно на середине этот жуткий глум сошел на нет и начался стандартный такой сюжет-стрелялка. Собралась банда «настоящих мужиков» с калашами и пошли «на задание». В принципе, до последней главы сюжет довольно интересный, но сколь-нибудь оригинальным его никак не назовешь. Про обоснуй я вообще молчу, этого мелкого зверя злобно растоптали еще на этапе создания антуража метро-мира, но все же... Печально, что финал так прост для такой хорошей задумки, раз — и отделался, но с таким финалом сюжет получается совершенно провальным.

Примерно с середины книги описанный выше глум начинает уже надоедать, особенно с тех пор, как перестает быть смешным. Мне тут сказали, что на самом деле он это все всерьез, но я отказываюсь верить. Как бы там ни было, книга не то чтобы затянута — она растянута. Бесконечные занудные пассажи, где героя на протяжении двух страниц мучает страх перед неизвестностью или другой герой выдает кухонные рассуждения о боге и предназначении. Я, в общем, не сильно пострадала, потому что читала это по диагонали, пропуская целые абзацы графомании, которые все равно ни уму, ни сердцу. Но, имхо, книге было бы значительно лучше, если бы автор был чуть меньше графоманом и чуть больше думал об сюжете и обоснуе.





216
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 17:06
+
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 17:43
мерси)


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 18:24
В свое время вместо того чтобы насиловать зрение этим «шедевром», прослушал аудиокнигу. Так как я москвич, хоть и не с филевской линии , слушал в основном по пути от чего-то к чему-то (то есть в метро)). А нахождение непосредственно на месте действия (живу-то я всего в одной станции от дома гг) придает произведению определенную атмосферу, да и чтец хороший был. Хе-хе, за создание атмосферности я мысленно поставил себе и чтецу по плюсику, а вот Глуховский к этому даже руку не приложил. Но самое печальное, что кроме этой искусственно созданной атмосферы книга больше ничем похвастаться так и не смогла. К слову, концовка в книге, как последний гвоздь в крышку гроба...
Полностью разделяю ваше мнение относительно этого шедевра.
P.S. Так его, так его! И за сюжет! И за обоснуй!!! :box:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 18:53

цитата iRbos

Так как я москвич, хоть и не с филевской линии

извините:-))) ничего плохого не имела, честное слово))

Но вообще, мне кажется, москвичам, особенно коренным и которые много ездят по метро и хорошо его знают — им должно быть ужасно смешно)) Вот идешь ты утром на работу в толпе спящих зомби, проходишь мимо какого-нибудь памятника и вспоминаешь, что вот эту голову, скажем, маршала Рокоссовского, назвали головой Иоанна Крестителя. Тут-то тебя на радость окружающей толпе и разрывает от смеха))

Атмосферой я, если честно, не очень впечатлилась. Ну не страшно, хоть убейте)) А обоснуй и правда того, причем еще до начала действия... хотя в других отзывах уже все до меня хорошо сказали про это)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 19:17

цитата kerigma

извините ничего плохого не имела, честное слово))

Я не из обидчивых, наоборот посмеялся, действительно смайлик в тему)
С головой я момент, хоть убей, не помню, да и на какой станции она находится тоже, если честно, при чем спокойно могу ездить по этой станции каждый день (просто в толпе зомби с утра я обычно такое же зомби, только с книжкой и плеером).
Вообще из книги запомнил только интересные отрывки и откровенные глупости, уж больна она не целостная. Например, накрепко в память врезался момент про девочку в обменнике, пожалуй лучший из всей книги.
Я о том и говорю, что атмосфера была создана искусственно — мной, хотя никакого отношения к страху она и не имела.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 19:43

цитата iRbos

накрепко в память врезался момент про девочку в обменнике, пожалуй лучший из всей книги.

мм, а мне наоборот, он показался туда пришитым белыми нитками. Это ж безжалостно процитированная классика, ну что за Дневник Тани Савичевой. У меня смутное ощущение, что, как бы сказать, нельзя так, нехорошо это...
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 20:05
Учитывая, что там пол книги держатся на этих самых нитках, а из каждых кустов торчат рояли, это не самое плохое, что с ней случилось, с книгой то бишь. Смотрится очень выразительно, как мазок яркой краски на черно-белом рисунки, кому-то это нравится, кому-то нет. Хотя, еще раз повторюсь, возможно это из-за того с каким надрывом читал эти строки рассказчик, да и эту классику я не читал к сожалению.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 20:09

цитата iRbos

да и эту классику я не читал к сожалению

мм, я неточно выразилась насчет классики, конечно. Гляньте сюда, поймете, почему меня это так задевает: http://ru.wikipedia.or....
Выразительно — потому что единственное настоящее, и то сперто.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 20:32
Я уже пробежался по гуглу и понял о чем вы, но как выяснилось не до конца (не понял, что там всего 9 страниц). Так любом случае спасибо за ссылку, обогатился дополнительными знаниями.
Ну, грамотно спереть тоже уметь надо, по-моему получилось не плохо. Тем более, что такие записки умирающих не так уж редки в литературе.
Эх, с вами конечно очень приятно общаться, но даже самый лучший момент этой «книги» не стоит такого пристального внимания. И так уже столько деревьев пострадало из-за этого «шедевра». Миллионные тиражи, однако.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 22:05

цитата iRbos

даже самый лучший момент этой «книги» не стоит такого пристального внимания.

согласна))) я просто флудер по жизни, мне дай потрепаться на любую окололитературную тему)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 22:13

цитата kerigma

я просто флудер по жизни, мне дай потрепаться на любую окололитературную тему)

Буду знать, а то иногда не с кем поговорить на эту тему ;-)


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 20:02
Это я... (глухо, с надрывом) мутантка с филевской линии где тот гнусный журналюга, который убедил меня купить книженцию? Наточу зубы и зажую>:-|
Знаете, дочитала с трудом. Начало было такое многообещающее, я прямо вдохновилась. А потом... Все согласно сказанному выше. Кроме исходной атмосферности, регулярно подтачиваемой фальшивыми мелочами, ничего ИМХО не нашла для себя. Откровенно возмутило отношение к стране. Октябрятские звездочки, прикалываемые на кожу и демонизация кремлеских звезд — фу, гадость. Не любишь эту столицу — населяй мострами Нью-Йорик или Берлинское метро, раз там тебе, аффтор, идейно ближе... ИМХО, опять же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2010 г. 20:07

цитата nik_sana

Откровенно возмутило отношение к стране. Октябрятские звездочки, прикалываемые на кожу и демонизация кремлеских звезд — фу, гадость

Я предпочла воспринять это как глум, потому что если всерьез относиться, то как-то совсем некрасиво получается.
А вообще у меня такое ощущение, что автор сгреб в кучу все нехитрые знания о современной культуре, какие у него имелись, вот и получилось «взглянули звери на пейзаж и прошептали: ералаш»...


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 18:04
Ага, нашёл Вашу рецензию)))
У Вас, оказывается, даже в мелочах, нюансах и оттенках совпадение с М. Фроггетом)))

цитата

Мне кажется, это просто профессионализм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 18:46
я не специально, чес-слово :-D
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 18:50
Будем посмотреть, «ибо воистену»:-D
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 18:57
правильно писать «вАистену» 8-)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 19:54
Ннэ? Учту...


⇑ Наверх