Долгий путь на Олимп


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Долгий путь на Олимп начинается с одной ступеньки
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Долгий путь на Олимп начинается с одной ступеньки

Статья написана 16 марта 2010 г. 10:50

С завистью наблюдая за кассовыми триумфами фильмов о Гарри Поттере, голливудские киношники не оставляют попыток запустить другой, столь же успешный киносериал. Такой сериал, к которому можно без устали штамповать сиквелы, не прилепливая к ним набившие уже всем оскомину порядковые номера. Такой сериал, который обрастёт многомиллионной армиией фанатов, приносящих его создателям миллионы денюжек в независимости от качества конечного материала. Проще всего в этом отношени доить детей, поэтому нет ничего неудивительного в том, что в поле зрения тамошних продюсеров попадают в первую очередь популярные детские книжки. Повторить успех поттерианы попытались экранизировав «Золотой компас» Филиппа Пуллмана, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, а также литературные экзерсисы Люка Бессона про минипутов. Как правило, получалось абы что. Нет, ну не так, в принципе, чтоб совсем уже. Просто финансовая отдача от этих проектов даже рядом не стояла с доходами от истории, сочинённой Джоан Роулинг.

Но вот Гарри Поттер постарел и скоро выйдет в тираж на пенсию. А свято место, как говорят в народе, пусто не бывает. Его место в сердцах следующего поколения детишек сейчас пытается занять Перси Джексон, герой цикла американского писателя Рика Риордана. Который, ориентируясь сами-знаете-на-кого, лепит на свои книги заголовки вида: «Главный Герой и Всякая Фигня». Ещё неизвестно, удастся ли его герою сменить короля на престоле. Однако недавно была экранизирована первая книга цикла. Так что кое какие выводы можно делать уже сейчас.

Меня заранее воодушевляло, что режиссёром фильма «Перси Джексон и Похититель молний» назначили Криса Коламбуса, который на семейном кино чуть ли не собаку съел. Именно он написал сценарий для «Гремлинов», снял «Один Дома» и (фанфары!) первые две части собственно «Гарри Поттера». Которые изо всех экранизаций цикла, собственно, и были самыми вменяемыми. Человек, давший путёвку в свет киношной поттериане — разве можно было желать лучшей кандидатуры для старта франчайза-конкурента?

Главный секрет успеха «Гарри Поттера и философского камня», на мой взгляд, заключался в богатом антураже первоисточника, который Коламбусу удачно удалось перенести на большой экран. Различные магические приспособления, зелья, атмосфера будней магической школы — всё это было, ново, интересно и необычно. И на это не поскупились при формировании бюджета картины. Но на сей раз Коламбусу дали в два раза меньше денег. И львиная их доля была, похоже, потрачена на создание компьютерных чудищ и на гонорары именитым актёрам, которых в «Перси Джексоне» задействовано немало. Ума Турман в роли Медузы Горгоны, Шон Бин в роли Зевса, Пирс Броснан в роли Хирона, Розарио Доусон в роли Персефоны... Монстрятник богат и выполнен красиво: гидра, церберы, минотавр, фурия, змейки на голове у Медузы Горгоны... Особого упоминания заслуживает демонический Аид, похожий на Кхорна из вселенной Warhammer 40k. Ради актёров и драк с компьютерными монстрами взрослым, пожалуй и стоит посмотреть этот фильм. Но только ради них.

Поскольку на богатый поттеровский антураж банально не хватило денег. Да и не было его, скорее всего, у первоисточника. (Признаюсь, книгу не читал.) Ведь цикл Рика Риордана базируется не на средневековом мистицизме, подразумевающем всякие магические зелья, ступки и реторты. А на древнегреческой мифологии в современных декорациях. Точнее, на разборках между олимпийскими богами, которые всем скопом переехали на ПМЖ в Штаты, привезя с собой весь свой зоопарк. Кроме того, стоит учитывать, что Джоан Роулинг — всё-таки девочка, а Рик Риордан — мальчик, к тому же родом из Техаса. Поэтому последнему в принципе неинтересно было описывать какие там главные герои экзамены сдают и чем между уроками занимаются. Без долгих раздумий он окунает их в экшен и приключения. Иногда даже кажется, что смотришь экранизацию какой-то компьютерной игры с элементами роад-муви. Герои галопом проносятся по Америке, по дороге шинкуя монстров. Сели за баранку, переехали в другой город, нашли артефакт, убили монстра, сели за баранку, переехали в другой город, нашли артефакт... в общем, ну вы поняли. От изобилия сцен действия в результате несколько пострадало раскрытие характеров центральной тройки персонажей. Если Перси Джексон с сатиром Гровером ещё более-менее заметны на экране, то Аннабет, местная «Гермиона», дочь богини Афины, похоже, лишь выполняла функцию «подай-принеси».

Перси Джексон, кстати, изначально крут здесь словно яйца Шварценеггера. Ещё вчера он не знал, с какой стороны браться за меч. А сегодня уже вовсю носится с холодным оружием и рубит всем бошки! Даже Аннабет, у которой за плечами более ста успешных тренировочных боёв, и та не демонстрирует такой прыти. Куда там Гарри Поттеру, несколько лет прилежно штудирующему книжки, прежде чем браться за серьёзные дела! Впрочем, что же здесь такого? Мы ж не из Лондона, мы из Техаса! Плюс кровь божественная в жилах течёт. Геракл, вона, ещё в колыбельке змей душил, а сын Посейдона чем хуже?

Кстати, раз уж речь зашла о Поттере. В отличие от этого ботаника, на протяжении нескольких книг терпеливо сносящего все унижения и издевательства со стороны своих приёмных родителей, Джексон менее покладист. И более... жёсток, что ли. Он постоянно огрызается на отчима, а в конце фильма и вовсе решает проблему «отцов и детей» весьма радикальным образом. Не завершайте просмотр после того как по экрану поползут титры — на правах посткриптума вас ждёт сюрприз! ;-)

Придирчивый взор увидит в этом фильме кучу штампов, присущих подростковому кинофэнтэзи. Бесстрашный быстро крутеющий персонаж, отсутствие дополнительной смысловой нагрузки, слабое раскрытие характеров и т. д. и т. п. Но полноте! Детишки на это даже не обратят внимания! Им нравятся истории про убермальчиков и супердевочек. Монстры есть, сражения есть, что им ещё для счастья надо? Это нам какую-то новизну подавай, а для своей ЦА кино снято на весьма высоком, добротном уровне.

Но эффекта разорвавшейся бомбы оно вряд ли окажет. «Гарри Поттер и философский камень» всё же был более эффектным, зрелищным и атмосферным. Кроме того, он в одинаковой степени был интересен всем детишкам, а «Перси Джексон и Похититель молний» явно будет больше симпатичен мальчикам. Впрочем, бомба может оказаться замедленного действия. И хоть в первом раунде победу одерживает Гарри Поттер, у Перси Джексона есть возможность собраться с силами и взять реванш во втором. Худо-бедно, но кассу этот фильм всё же, имхо, соберёт. А значит второму фильму, скорее всего — быть!





579
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 марта 2010 г. 13:54
Хотела посмотреть. Не знаю, идет ли еще в кинотеатре.


⇑ Наверх