Митио Каку Будущее


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Митио Каку "Будущее человечества": Люди как боги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Митио Каку «Будущее человечества»: Люди как боги

Статья написана 22 декабря 2022 г. 01:02

Митио Каку "Будущее человечества"

На самом деле название этой книги гораздо длинней: «Будущее человечества: Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия». Правда, перечисленными темами содержание не исчерпывается, к ним можно добавить еще хотя бы робототехнику, перспективы развития ИИ, трансгуманизм и механизмы эволюции. И все равно это будет далеко не полный охват «Будущего человечества». Не смотря на сравнительно небольшой объем, книжка получилась поистине энциклопедического размаха.

Хотя Митио Каку и сделал блестящую научную карьеру, всемирно известным он стал только после того, как занялся популяризацией науки. Множество книг, выступления по телевидению, участие в производстве научно-популярных передач – все это сформировало ему репутацию человека, который может доступно и сравнительно просто рассказывать о сложных вещах. Успеху способствовало еще и то, что наш популяризатор науки прекрасно разбирается в научной фантастике и приводит в своих бестселлерах примеры из фильмов и книг данного профиля.

В «Будущем человечества» Митио Каку ставит перед собой по-настоящему амбициозную задачу: прогноз развития нашего вида на тысячелетия вперед. Не он первый, не он последний. И фантасты этим баловались, и ученые от них не отставали. Самым впечатляющим упражнением на эту тему можно считать «Последних и первых людей» Олафа Стэплдона. Но сам Митио Каку в «Будущем человечества» постоянно ссылается на «Создателя звезд» (что неудивительно, так как там речь идет о развитии цивилизаций на космическом уровне, по сравнению с этим описанное в «Последних и первых людях» напоминает возню в песочнице), ему явно хочется, чтобы его книга стала в один ряд с текстами Олафа Стэплдона, но, увы, размаха не хватает. Стэплдон был все-таки ни чем не связан, он полностью отдался основной идее, а у Митио Каку, хочет он того или нет, есть вполне четкая рамка для мысленной работы – современные научные достижения.

Начинается книга поистине эпично: семьдесят пять тысяч лет назад происходит чудовищное извержение вулкана в Индонезии, человечество практически вымирает. Заканчивается она не менее грандиозно: человечество либо спасает Вселенную от гибели в далеком будущем, либо находит способ мигрировать в другую, стабильную и молодую. Оба этих события (одно – реальное, второе – воображаемое) придают книги элегантную завершенность и работают на основную идею: если человек не покорит космос и не придумает, как расселиться по разным планетам, его не ждет ничего хорошего, либо очередной вулкан уничтожит жизнь на планете, либо прилетит какой-нибудь дерзкий астероид, да и нельзя исключать ситуацию, что сами друг с другом покончим. Покорение околоземного пространства и освоение планет Солнечной системы, чаще всего, принято рассматривать с точки зрения либо экономической выгоды, либо политико-стратегической. Митио Каку ставит на первое место абстрактный с точки зрения отдельного поколения, но при этом, безусловно, базовый принцип: выживание всего вида. Служение будущему – это та еще идеология, особенно когда невозможно при жизни увидеть плод своих трудов. Но, замечает автор, ведь строители средневековых соборов тоже не могли увидеть окончательный результат своих усилий, и это не мешало им возводить свои устремленные к небу здания. Так-то оно так, но подобный путь – это всегда путь энтузиастов и одиночек, народы в целом не заразишь идеей строить космический корабль, который полетит к звездам через сто лет. Митио Каку понимает это и возлагает надежды по первоначальному освоению космоса именно на энтузиастов, неслучайно в первой трети книги часто упоминаются Джефф Безос и Илон Маск. Настолько часто, что невольно приходит мысль о проплаченной рекламе. Но для дальнейшего развития освоения Солнечной системы надо, чтобы финансирование соответствующих проектов стало не частным, а государственным. Хотя, с другой стороны, мы не знаем, как изменится государственное устройство в будущем, когда данные вопросы станут актуальными.

Митио Каку ведет свой рассказ последовательно: из прошлого в будущего. Сперва читатель узнает о зарождении космонавтики. После этого ознакомится с существующими достижениями в этой области. Затем автор будет ставить перед человечеством все более сложные задачи. Надо вернуться на Луну. Потом надо полететь на Марс. Нам необходимы устойчивые колонии на планетах Солнечной системы. Мы должны освоить пояс астероидов. Затем направимся к лунам газовых гигантов. И так далее. Бесконечность – не предел. При этом Митио Каку, сохраняя оптимизм (любая проблема решаема!), подробно расписывает все препятствия, которые стоят на пути выполнения его программы. Более того, он не исключает, что появятся и новые. Правда, о препятствиях написано гораздо меньше, чем о положительных перспективах. В конце концов, человечество должно стать цивилизацией IV типа и стать равным Богу. Иного не дано.

Порой в погоне за занимательностью Митио Каку пускается в околофилософские и религиоведческие рассуждения. И если применение антропного принципа для обоснования того, что у человечества великое будущее, вполне корректно, то вот высказывания в духе того, что теория струн позволяет примирить христианство и буддизм, не может не вызвать саркастической улыбки. Тем не менее, подобных пассажей достаточно мало, хотя со своим делом они успевают справиться – указать на поверхностность суждений в ряде областей. Последнее неудивительно, перед нами образец модного науч-попа, пусть и выполненного на высоком уровне.

Внимательный читатель после знакомства с «Будущем человечества» неминуемо останется с ворохом вопросов в голове. Существуют ли еще где-нибудь жизнь? Возможны ли развитые внеземные цивилизации? Почему произошел Большой Взрыв? Что ждет Вселенную: Большое сжатие, Большое замерзание или Большой разрыв? В конце концов, справимся ли мы со всеми социальными и политическими противоречиями, чтобы, объединив силы, покорить мировое пространство? Митио Каку уверен, что ответ на последний вопрос – да. Но, как в случае с любой футурологической книгой, мы можем сказать только одно: поживем — увидим. Правда, в любом случае от перспектив, которые демонстрирует нам Митио Каку, закружится голова даже у самого стойкого.





1053
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 11:42
цитата
Но для дальнейшего развития освоения Солнечной системы надо, чтобы финансирование соответствующих проектов стало не частным, а государственным.


Уточните, это мысль его или ваша?


В недавней книжке —
Аманда Хендрикс, Чарльз Уолфорт
За пределами Земли. В поисках нового дома в Солнечной системе
Издательство: М.: Альпина нон-фикшн, 2018 год
https://fantlab.ru/edition220068

— рассказывается (планируется) освоение космоса именно частными силами, без государственных вливаний. (Книга перемежается рассказами о современном состоянии дел в изучении спутника Титана космическими зондами — и фантастическими рассказами о полете сверхкорабля с поселенцами, в середине этого столетия).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 12:40
А экономическое обоснование авторы приводят? Частный бизнес жёстко «заточен» на получение прибыли.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 12:47
За окно посмотрите. Третьяковская галерея, издательство НЛО. Деньги заработаны — теперь и о душе подумать надо
Сравните цены подъёма груза в государственных и частных ракетных фирмах. Разница в десятки раз.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:50
Про экономическое обоснование Митио Каку говорит гораздо меньше, чем про идеологическое. Тем не менее, постоянно мелькают всякие идеи о том, что вот мы сможем то и то добывать в поясе астероидов, а какие запасы того и того на Сатурне. То есть он держит в голове, что можно добывать полезные ископаемые те же в космосе, и это будет хорошим подспорьем в освоение мирового пространства. Хотя на первом месте именно что идея развития человечества, идея того, что через покорение космоса осуществится выживание вида. Потому экономика не то чтобы первостепенна)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 02:10
Частный бизнес и идеологическое обоснование — совмещение несовместимого. Всё просто: берется кредит для чего-то, потом его нужно вернуть с процентами. Какая должна быть финансово-привлекательная цель у экспансии по солнечной системе? Полезные ископаемые? Гм....Слабо верится. А вот для государственной программы идеология более, чем возможна. Посмотрим, как Артемида будет реализовываться. Что смогут возить с Луны частники, чтобы окупились вложения?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 02:14
В целом я с вами согласен.
Мне сложно представить, что частные инвесторы смогут бесконечно финансировать штуки, которые приносят им исключительно моральное удовлетворение. Да, может найтись несколько таких человек, да, возможно, они даже последовательно будут делать этого до того момента, пока деньги не закончатся. Но все равно это инициатива отдельных людей, а отдельные люди имеют склонность кончаться (в разных смыслах, но по существу — выходить из игры). В этом отношении нужна именно государственная инициатива. Вот только я не очень верю, что столь долгострочные проекты действительно могут и тут успешно реализовываться. Но об этом я уже написал в самом тексте рецензии.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 13:10
Так в государственных учреждениях ровно так же — движителем является отельный увлеченный человек, а остальные просто «кредит отрабатывают»/«штаны протирают». По космической программе это наиболее зримо видно: умер Вернер фон Браун — остановилась лунная программа, хотя даже корабли были готовы. Умер Сергей Павлович Королев — остановилась марсианская программа.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 14:29
Это, конечно, подводит нас к вопросу о роли отдельной личности в истории. Но все же государственные программы имеют шанс на более длительное существование. Тем более, что при них нет отката уже достигнутого. На Луну больше не летают по куче причин, а всякие орбитальные станции все еще на орбите.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:47
цитата С.Соболев
Уточните, это мысль его или ваша?


Напрямую Митио Каку нигде этого не прописывает. Но при этом постоянно говорит о том, что вот НАСА, конечно, медленно запрягает и всякое такое, но, несомненно, пойдет по следам первопроходцев. Они, мол, проторят путь, а на основе их достижений... И тому подобное. Мысль про то, что неизвестно что там будет с государственными институтами, когда мы все-таки долетим до Марса, моя. Но это некое общее допущение, надеюсь, оно не искажает общего смысла.


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 13:11
Большое спасибо! Кук хороший писатель, но эту книгу не читал. Благодаря вашей рецензии захотелось сильно прочитать!))
Разве что с саркастической улыбкой не согласен. Если уж греко-индийская цивилизация смогла Геракла с Буддой объединить, то почему бы и не продолжить благое дело. В моей личной вере они отлично сочетаются, кстати, благодаря квантовой физике, но никому не навязываю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:54
У каждого свой путь к вере. Тут навязывать что-то бессмысленно. И критиковать так же. Но мне вот кажется, что это такой вот дешевый ход: давайте же примирим религию и науку. При этом всегда возникает этакое впечатление: вот, понимаете ли, древние всегда об этом говорили, только не теми словами, а теперь пришли ученые и все на место поставили. Это все равно, что искать в «Махабхарате» описание действия атомного оружия. Это, извините, уже не научно-популярная литература. В силу того, что я — религиовед, то привык отделять одно от другого и не искать в религии науку, а в науке — религию. Путь к вере же — он такой, как я говорил, индивидуальный. Но книжка-то не про то, как уверовал Митио Каку (если он сделал это, конечно), а про будущее человечества с научной точки зрения.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 10:58
Спасибо за разъяснение своей позиции!:beer: А вы читали книгу «Будда, мозг и нейрофизиология счастья»? Или другие подобные работы, изучающие воздействие религиозных практик на сознание именно с точки зрения науки. Очень интересные эксперименты и теоретическая работа ведется. Посмотрим, что покажет будущее человечества))
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 14:19
Эту книгу не читал.
Тема, конечно, интересная. И вот тут можно и стыковать с наукой. Но не стоит так делать м догматами: мол теория струн объясняет одновременное существование христианского мира и нирваны)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 14:51
Это да. Для ученых пока маловато фактов, чтобы так смело теоретизировать))


Ссылка на сообщение22 декабря 2022 г. 14:59
«Физику будущего» кое-как домучил до середины и бросил, хотя есть и другие его книги. Невероятно примитивно рассказывает, постоянное упоминание/сравнение к месту и не к месту Звездных войн. Одна из худших научпоп книг Альпины для меня.

Потому веры этой книге этого автора никакой, увы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 01:59
Вы первый в круг моего что живого, что сетевого общения, кто так отзывается от книгах Митио Каку. Я не знаю, кто вы по образованию. И насколько много читаете наус-попа. Да, допускаю, что вам, наверное, нужно в этой области что-нибудь по-хардкорней. Но, вообще, чтобы выносить суждение именно об упомянутой вами книге Митио Каку, надо бы с ней ознакомиться. Я вот — не знаком, потому не могу ничего ни возразить, ни добавить к вашей позиции.
В случае же «Будущего человечества» много упоминаний «Интерстеллара». Так как я не очень люблю этот фильм (финал меня разочаровал с этой их книжной полкой), то мне это тоже резало глаз. Но это, скажем так, личное. Но имейте в виду этот момент, конечно)))


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 17:10
Как-то странно видеть это в рубрике «Фантастические книги»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2022 г. 21:52
Как по мне, по духу вполне научная фантастика)))


⇑ Наверх