Сделай сам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pickman» > Сделай сам
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сделай сам

Статья написана 8 мая 2010 г. 12:06

КубикиСуществует мнение, что отечественной литературе ужасов предстоит развиваться совсем по иным законам, нежели западной – если, конечно, у нее в принципе есть какое-то будущее. Англоамериканская традиция выросла, грубо говоря, из абстрактных страхов людей, страдавших от избытка фантазии и свободного времени. Со временем в жанр влилась свежая кровь (социальные, экономические, политические фобии), но основа его осталась неизменной: в жизнь более или менее благополучного человека вторгается нечто враждебное, чуждое. А российский кошмар – это обшарпанные подъезды, «обезьянники», лабиринты коллективных гаражей, гопники в подворотнях и соседи-наркоманы. Иными словами, это страшный и безрадостный быт, в котором личность растворяется без остатка. С этим можно поспорить (получить перо под ребра несложно что в Кызыле, что в Ливерпуле, что в Гарлеме), однако тенденция уже обозначилась, и сборник «Кубики» Михаила Елизарова – яркое тому подтверждение.

Нет, вряд ли молодого автора всерьез интересует, что там станется с неуловимым русским хоррором. Елизаров на роль мессии жанра не претендует – он решает собственные задачи, с классическим образом фантаста несовместные. Но в мире «Кубиков», выписанном серо-коричневыми красками убогости и тления, ужас становится фундаментом бытия, посрамляя и материю, и дух. Тон сборнику задает одноименный рассказ, где малолетнему герою открывается главный закон мироздания: Вселенной правит смерть – не та равнодушная сила, которой так боялись экзистенциалисты, не верная служанка Бога, а ненасытная Падаль, которая разъедает самую суть вещей. Человеческие души поддаются ей в первую очередь. В самом деле, грязные спортивные костюмы, ржавые ножи и пустые холодильники кажутся у Елизарова гораздо живее и реальней их жутких хозяев. Даже Джордж Ромеро с его апокалиптическим мышлением ужаснулся бы тем легионам зомби, что населяют безобразные кубики российских многоэтажек. Они изъясняются столь же мертвым, как и они сами, языком милицейского протокола («…ко мне подошел ранее незнакомый мне Чигирин и в грубой форме потребовал половой близости»), духовные пустоты заполняют водкой, вместо икон почитают чресла порноактеров. «Выпей», «изнасилуй» и «убий» – главные заповеди их небытия. И живут они «без глаз, с одним зрением», каждым поступком своим и словом подпитывая Падаль.

Из общего ряда выбиваются лишь два рассказа – «Ясные, светлые» и «Украденные глаза». И если первый представляет собой сюрреалистический коллаж с привкусом кафкианства, то второй сводится к незатейливой страшилке про семейство колдунов, которая на фоне бытовых кошмаров может показаться смешной (как и чудовища из рассказа «Дзон»). Но если вдуматься, у Елизарова вообще на всякое «реально» напрашивается приставка «псевдо-». Да, групповые изнасилования, педофилия, пьяные драки – это, увы, не писательский вымысел. Однако в «Кубиках» достижения российской антицивилизации сбились так плотно, что разглядеть в этом клубке червей хотя бы крупицу правдоподобия очень сложно. «Вся жизнь – мочилово. Мы погружены в него», – говорит автор в одном из интервью. Но ведь это, по сути, то же бегство от действительности – только перебрался Елизаров не в светлый край эльфов и единорогов, а в собственными руками построенный ад.

И построенный, надо сказать, со знанием дела. Легко ли образованному человеку воспроизвести на бумаге речь отморозка, от похоти и алкоголя потерявшего остатки разума? Елизарову это удается блестяще – настолько, что читатель рискует в шкуре этого самого отморозка накрепко завязнуть. Воображением автор тоже не обделен: безумный обряд по изгнанию Импотенции, воплотившейся в земной женщине («Доброгаевой Ларисе, восьмидесятого года рождения»), заставил бы Клайва Баркера плакать кровавыми слезами зависти.

И все же: стоила ли овчинка выделки? Прожорливые глаза бездны, о которых писал когда-то Ницше, превратились у Елизарова в «эти глаза напротив». «Кубики» звучат – быть может, вопреки воле автора – тоскливым гимном разложению и скотству, своего рода каталогом язв многоэтажной России. И главный посыл сборника прост: «Всякий человек – мразь». Право же, исчерпывающим это определение не назовешь.

Впервые рецензия была опубликована в журнале «FANтастика».





601
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 14:48
Я читал у Елизарова только «Ногти», но с тех пор «зарекся». Я не понимаю такой литературы и мне она не нужна. После этой рецензии я только больше уверился в своей правоте.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 14:56
Интересно, что несколько моих знакомых противопоставляют «Ногти» и «Кубики» — в первом случае, говорят, стиль намного мягче.
Так что автор, видимо, не для вас.

Ну а я все-таки распробую «Ногти», «Библиотекаря» и «Мультики». При всем, что я написал выше, Елизаров все-таки одаренный писатель и — что для меня важнее всего — умеет зацепить, разбередить читательскую душу. Методы он для этого выбирает грубые, но тут уж дело вкуса. Иногда водка лучше безалкогольных коктейлей...
 


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 15:17
Можно будет сравнить. Мое впечатление http://www.fantlab.ru/blogart... . Есть спойлеры.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 15:38
Обязательно загляну, как сам прочту, спасибо.


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 16:29
в девяностых — в самом начале нулевых подобных авторов было что-то порядочно — на волне массового увлечения Мамлеевым и Сорокиным... помню был еще такой автор — Илья Масодов... довольно жуткий, тоже такой российский хоррор, вроде бы совершенно бессмысленный и чернушный... были и другие какие-то авторы... интересно, что их тогда серьезно-то и не воспринимали — никто и не знал, что Елизаров до Букера (или что он там получил) дорвется. а вообще, для меня — это очень мучительное чтение. если российский хоррор будет развиваться по этому пути — значит, все еще хуже, чем мы думали:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 09:55
у Масодова, при всей похожести, задачи были несколько иные, а Елизаров свою премию все-таки отхватил за вещь несколько иного плана

цитата igi2r

а вообще, для меня — это очень мучительное чтение. если российский хоррор будет развиваться по этому пути — значит, все еще хуже, чем мы думали
российский хоррор на самом деле — довольно разветвленное и сложное явление, но по тому, что появляется в печати, составить представление нереально...


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 17:36
Сборник весьма достойный и ты прав, «...Елизаров на роль мессии жанра не претендует — он решает собственные задачи, с классическим образом фантаста несовместные.» Я вообще не рассматривал его в контексте «русский хоррор». Елизаров — хрипловатая песнь спальных районов, под три аккорда на дешёвой гитаре. И этим ценен.
По роду деятельности я сталкивался с объяснительными, которые дают люди (эдакие «слесари», гопники и т.п.) перед допросом. Язык, речевые обороты, структура текста — он всё это точнейшим образом воссоздаётв своих рассказах, которые и построены по данному «исповедальному» принципу. Я видел этих людей в жизни, я видел их маленькие мирки, где каждая вторая пьянка заканчивается поножовщиной или убийством из-за «ста рублей» или из-за «а не фиг было ему вякать».

цитата Pickman

«Украденные глаза»

Один из лучших рассказов сборника. Бродили раньше такие истории по деревням. Вот очень схож колорит, даже одной ментальности что ли эти вещи.

Колхозный панк и гопник с заводских районов вкупе с талантом дают Елизарова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 09:58

цитата VuDu

Я вообще не рассматривал его в контексте «русский хоррор». Елизаров — хрипловатая песнь спальных районов, под три аккорда на дешёвой гитаре. И этим ценен.
...песнь паренька, который в этот спальный район случайно забрел — и ужаснулся.

цитата VuDu

Язык, речевые обороты, структура текста — он всё это точнейшим образом воссоздаётв своих рассказах, которые и построены по данному «исповедальному» принципу. Я видел этих людей в жизни, я видел их маленькие мирки, где каждая вторая пьянка заканчивается поножовщиной или убийством из-за «ста рублей» или из-за «а не фиг было ему вякать».
Я же и не оспариваю реальность этих людей, и даже их количество (увы). Но Елизаров из них делает своего рода бестиарий. Право, бесспорно, имеет, но так же и у меня как у читателя есть право поморщиться.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 03:24
Кстати, Елизаров продолжает вызывать у меня ту странную ответную реакцию, когда понимая самобытность и талантливость автора, остаётся пустым место для восхищения. Просто нечему восторгаться.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 07:23
Опять-таки соглашусь.
У него и внешность очень странная. Настораживающая, я бы сказал.


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 19:55
Судя по описанию уныло чуть более, чем полностью. Автору установить себе игру «Отжать мобилу 3» и учиться, учиться, учиться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 09:59
Зато про 95% россиян.


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 20:44
Интересно, куплю наверное.
«Библиотекарь» оставил смешанное послевкусие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 09:59
Так и у меня с «Кубиками» — не зря ведь потянуло к «Библиотекарю». Попробуй.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 12:02

цитата

Но ведь это, по сути, то же бегство от действительности — только перебрался Елизаров не в светлый край эльфов и единорогов, а в собственными руками построенный ад.

Мне вот этот вывод понравился.
Чёрные очки, они немногим лучше розовых — это действительно другая, контрастная форма эскапизма: где один выстраивает карамельно-пастельный Рай, населённый древолазными эльфами, второй возводит потасканную Преисподнюю — только у второго, в данном случае побольше таланта.

цитата

Чем искреннее певец, тем всё реже — увы,
Давешний бубенец вибрирует от любви

Пациент — не тот случай. Да, это тот же эскапист, только ему horror милее фэнтезни.

А вообще была давно хорошая статья Быкова о русском horrore, примерно с теми же выводами. Толкьо вместо Елизарова анализу поверглась Петрушевская (Быков вообще Елизарова игнорирует — некие внутритусовочные счёты)

P.S. Но ведь Елизаров хуже Старобинец, да?
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 12:55

цитата Грешник

Чёрные очки, они немногим лучше розовых — это действительно другая, контрастная форма эскапизма: где один выстраивает карамельно-пастельный Рай, населённый древолазными эльфами, второй возводит потасканную Преисподнюю — только у второго, в данном случае побольше таланта.
И второму охотнее верят, пускай против воли. Самые талантливые пиарщики всегда работали на дьявола. А изобразить рай, не захлебнувшись в соплях, очень, очень сложно.

цитата Грешник

А вообще была давно хорошая статья Быкова о русском horrore, примерно с теми же выводами. Толкьо вместо Елизарова анализу поверглась Петрушевская (Быков вообще Елизарова игнорирует — некие внутритусовочные счёты)
Кажется, читал. Но помнится, Быков смотрел на тему довольно узко.

цитата Грешник

P.S. Но ведь Елизаров хуже Старобинец, да?
Однозначно. У Старобинец больше литературы и меньше литературной игры.


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 12:45
Автору рецензии респект, лучшее что читал за последнее время на фантлабе.

цитата

А российский кошмар — это обшарпанные подъезды, «обезьянники», лабиринты коллективных гаражей, гопники в подворотнях и соседи-наркоманы. Иными словами, это страшный и безрадостный быт, в котором личность растворяется без остатка.

Очень поэтично что ли, да и со знанием вопроса. А я вот всё голову ломал, почему от Кинга да зомбей ихних только зевать тянет, а от «груз 200» месяцами кошмары снились. А оказалось ...менталитет бл..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 13:14
Спасибо за теплые слова.

цитата Pavinc

Очень поэтично что ли, да и со знанием вопроса. А я вот всё голову ломал, почему от Кинга да зомбей ихних только зевать тянет, а от «груз 200» месяцами кошмары снились. А оказалось ...менталитет бл..
Западные схемы могут работать и у нас (дореволюционная литература — яркий тому пример), только в модифицированном виде. Сложите тех же оборотней с гопниками — и эффект гарантирован.
Но как показывает творчество Анны Старобинец или Андрея Сенникова, есть и другие пути, более самобытные.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 11:10

цитата Pavinc

Очень поэтично что ли, да и со знанием вопроса. А я вот всё голову ломал, почему от Кинга да зомбей ихних только зевать тянет, а от «груз 200» месяцами кошмары снились. А оказалось ...менталитет бл..

Все очень и очень просто. Как бы читатель не старался, все равно полного погружения в фантастический мир невозможно добиться. И соответственно трудно поверить в реальность зомби. В конце концов по прочтении книги в любом случае остается впечатление: «А, это атракцион, это все несерьезно, так игра, не более...» А вот «груз 200», как не пытайся воспринимать как художественный вымысел, очень и очень реален. И подсознание не обманешь. Потому и пугает.


Ссылка на сообщение9 мая 2010 г. 23:26
Анну Старобинец особенно к хоррору-то и не привяжешь — правда, я не все у нее читал... вроде бы есть какие-то элементы, но она их скорее использует...
да и западные схемы на русской почве будут смотреться как-то неестественно — не зря, кстати, некоторые отечественные авторы переносят место действия своих произведений куда-нибудь за рубеж — в ту же Америку... в России все-таки боялись несколько иных вещей — и у нас хоррор вполне может обернуться социалкой (и наоборот)... либо это будет что-нибудь сюровое — некоторые рассказы и повести Мамлеева или Крупника или, например, кое-какие произведения Андрея Саломатова...
вот как в кино — был прекрасный фильм «Господин оформитель», который прошел совершенно бесследно... а вот, скажем, «Маленькая вера» — прижилась да еще как...
по этой причине мне и трудно читать Елизарова — уж очень много там этой самой «Маленькой Веры» (хотя «Ногти» — повесть неплохая):-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 07:21

цитата igi2r

Анну Старобинец особенно к хоррору-то и не привяжешь — правда, я не все у нее читал... вроде бы есть какие-то элементы, но она их скорее использует...
а хоррор тем и хорош, что многолик. Лично для меня нет ничего более скучного, чем традиционные «пугалки»

цитата igi2r

да и западные схемы на русской почве будут смотреться как-то неестественно — не зря, кстати, некоторые отечественные авторы переносят место действия своих произведений куда-нибудь за рубеж — в ту же Америку...
а это уже творческая неуверенность. Разумеется, о механическом переносе и речи быть не может — ничего лучше пародии в большинстве случаев не получается. Но некоторые схемы и мотивы заимствовать вполне можно, не повредит.

цитата igi2r

в России все-таки боялись несколько иных вещей — и у нас хоррор вполне может обернуться социалкой (и наоборот)... либо это будет что-нибудь сюровое — некоторые рассказы и повести Мамлеева или Крупника или, например, кое-какие произведения Андрея Саломатова...
В целом согласен.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 11:16

цитата igi2r

да и западные схемы на русской почве будут смотреться как-то неестественно — не зря, кстати, некоторые отечественные авторы переносят место действия своих произведений куда-нибудь за рубеж — в ту же Америку...

Не стоит заранее принижать способности своих соотечественников.:-) (Да и свои, кстати, тоже.) Не ведет самобичивание и самоугнетание к развитию.

цитата igi2r

в России все-таки боялись несколько иных вещей — и у нас хоррор вполне может обернуться социалкой (и наоборот)...

И в США, и в Европе такие же люди как и в СНГ. Боятся на базовом уровне все примерно одного и того же. Надо просто граммотно пользоваться достижениями в жанре, и гибко и адекватно творческой цели и таланту их использовать в своих книгах. Ибо заведомо глупо изобретать заново и колесо, и велосепед, и лампочку... А потом что и дом многоэтажный заново строить?


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 15:38
Наверно, я что-то не понимаю в этой жизни. Сама живу в «спальном районе», Харьков — не город праведников и ангелов, но никаких особых ужасов вокруг себя я не вижу. Люди как люди, живут, работают, растят детей, занимаются своими дачами-огородами, радуются жизни (впрочем, огорчаются тоже — всё бывает). Что за чернуху видят вокруг себя всякие ненормальные?????? (Пусть даже сколь угодно талантливые).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 19:24
Искренне (без иронии) желаю вам, чтобы так всё в вашей жизни оставалось и дальше.


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 11:35
Рецензия понравилась.:-)

цитата Pickman

Но ведь это, по сути, то же бегство от действительности — только перебрался Елизаров не в светлый край эльфов и единорогов, а в собственными руками построенный ад.

По сути у каждого человека свои, скажем так фильтры восприятия, посредством которых он (как личность) и выстраивает отношение к миру, к окружающим людям. И все происходящее он воспринимает через них же. Классический общеизвестный (и попсовый:-)) пример — полстакана воды. Наполовину полон? Наполовину пуст? Но жизнь это не стакан воды, и в ней все гораздо сложнее. И часто такое совсем уж негативное отношение ко Всему принисет человеку гораздо больше вреда.

Но позиция автора не удивляет. Есть и правда люди, которым для нормального функционирования необходим дисбаланс эмоциональной сферы в негативную сторону. Им не надо много положительных эмоций — им нужен негатив. Как ни странно у них по-другому не получается. Да и часто другая позиция их просто выбивает из колеии. «Так не бывает, я сказал везде обман!» — вот для них такая реальность.

С другой стороны, есть такие Мутанты, от которых лучше всего держаться подальше. И всетретить их можно где угодно.

Но в целом, как обычно. Проблем вокруг в общем-то нет. Есть проблемы только у человека в голове.:-) Весь вопрос лишь в эмоциональном отношении.

----
А автор мне все равно нравится.:-) По крайней мере по двум книгам.

цитата Pickman

Со временем в жанр влилась свежая кровь (социальные, экономические, политические фобии), но основа его осталась неизменной: в жизнь более или менее благополучного человека вторгается нечто враждебное, чуждое.

Это относится все же прежде всего к мейнстриму — традиционализму (Дж. Сол, Д. Кунц, С. Кинг и т.д.). Например, Э. Ваксс, Ш. Стивенс, Дж. Старр и др. в общем-то не имеют никаких дел с Обычными людьми. Их позиция (в книгах) очень и очень близка к позиции Елизарова. И они, да, тоже относятся к психологическому хоррору с более реальными ужасами.


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 19:48
Гудная рецензия.
Вспомнил о существовании Елизарова и поставил в список покупок-чтения.
Но куда сильнее заинтересовали аналитические комменты про Старобинец и прочих литературно-пристойных росс-авторов-хоррорводов.

Не могли бы посвятить отдельную рецу этим самым авторам или (если затруднит или мало интересно) дать списком здесь, что стоит почитать у них (хотя бы тех же: Старобинец, Сенников и пр)?

Был бы КРАЙНЕ благодарен.
Удачи!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:23
Спасибо!

цитата Buhrun

Не могли бы посвятить отдельную рецу этим самым авторам или (если затруднит или мало интересно) дать списком здесь, что стоит почитать у них (хотя бы тех же: Старобинец, Сенников и пр)?
Про Старобинец обязательно буду писать. Про Сенникова — тоже, но сразу предупреждаю, он сетевой автор.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:36
Сетевой — не проблема.
Главное, чтоб писал ярко и оригинально:-)))
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:40
Вот вам (и всем, кому хочется чего-нибудь вязкого и мрачного) несколько его рассказов:
http://zhurnal.lib.ru/s/s...
http://zhurnal.lib.ru/s/s...
http://www.litsovet.ru/in...
http://zhurnal.lib.ru/s/s...
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:49
На самом деле Андрей публиковался на бумаге (и библиографию на Фантлабе уже можно делать, чем и займусь летом), но пока это журнальные и газетные публикации, в свободном доступе не найти.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:52
Потому и попросил подробностей — я крайне любопытен до всего нестандартного и талантливого, по ссылочкам похожу, почитаю.
Спасибо!
 


Ссылка на сообщение11 мая 2010 г. 20:53
Пожалуйста. Надеюсь, понравится.


⇑ Наверх