Врочек Питер


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Врочек. Питер
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Врочек. Питер

Статья написана 10 июля 2010 г. 09:14

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/44030" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Человек сидит за столом и водит пальцами по лежащему перед ним листу бумаги. На листе — какая-то схема: выпуклые перекрещенные линии, надписи, выполненные шрифтом Брайля. Палец осторожно скользит вдоль линий, ощупывает каждую буковку. Человеку кажется, что линии раскрашены в яркие цвета: красный, зеленый, синий. На самом деле цвет только один — черный. Яркая вспышка! Тьма.

Человек с палочкой заходит в метро. Чувствует тяжесть входных дверей. Слышит топот сотен ног. Чувствует толчки в плечо. Слышит клацанье автомата на входе. Чувствует подрагивание ступенек под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует запах резиновых перил эскалатора. Снова слышит топот сотен ног. Снова чувствует толчки в плечо. Слышит звук открывающихся дверей. Чувствует покачивание пола под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует рывок поезда, набирающего ход. Яркая вспышка! Тьма.

Человек спускается в шахту по вбитым в стену скобам: осторожный шаг, второй, третий, четвертый. Наконец, нога нащупывает пол. Человек идет по коридору, держась рукой за стену. Вдоль стены тянутся какие-то кабели. Под ногами у человека гладкий бетон. В коридоре абсолютная темнота. Человеку все равно, он не замечает этого. Яркая вспышка! Тьма.

Человек едет в вагоне метро, держась рукой за поручень. В переполненном вагоне тесно. С обоих боков стоят, тесно прижавшись к человеку, два скелета. Один из них держит в руке книжку с яркой обложкой. На голове второго плейер. Спиной к спине человека стоит третий скелет. На сиденье перед человеком сидят, еле втиснувшись, семь скелетов, один из них детский. В руках у детского скелета — корзинка со скелетом кошечки. Поезд приезжает на станцию. Человек и несколько скелетов выходят. На их место заходят другие скелеты. Яркая вспышка! Тьма.

Человек с автоматом в руках, пригибаясь и петляя, бежит по станции метро. Человек запрыгивает за колонну, высовывается из-за нее, бросает куда-то в сторону гранату, затем дает длинную очередь из автомата и бежит дальше. Станция абсолютно пуста. Кроме человека, на ней нет ни единой живой души. Яркая вспышка! Тьма.

Человек идет по проспекту, осторожно обходя развалины домов. Он слышит шум проезжающих машин, лай собак, детский смех. Кто-то громко кричит: «Батооончики! Кому батоооончики?» Сквозь городской шум пробивается мерное тиканье то ли метронома, то ли счетчика Гейгера. Человек цепляется за торчащую арматурину и падает. Слышен пронзительный визг тормозов. Яркая вспышка! Тьма.

Человек сидит перед компьютером и яростно стучит по клавишам, не поднимая головы. Наконец он ставит точку и останавливается, поднимая голову. Из глубины черного экрана на него смотрит бледное лицо с черными впадинами глазниц. Яркая вспышка! Тьма.

Вы что-то поняли в тексте, который только что прочитали? Нет? Не удивительно. Но хоть чем-то он вас зацепил? Если да, то вам стоит прочесть роман Шимуна Врочека «Питер». Если нет, то лучше выберите книгу, написанную в более традиционном ключе.

P.S. Тексты Врочека очень специфичны. Если Олди когда-то назвали свой жанр «философским боевиком», то творчество Шимуна я бы охарактеризовал как «психоделический боевик». То есть на первый взгляд, все почти традиционно. Главный герой — крутой мачо с вселенскою тоской и надрывом в душе, примерно как у Дивова. Динамичный сюжет с пальбой, беготней, коварными ловушками и неожиданными поворотами — все как положено. Присутствуют и дружба, и предательство, и любовь, и ностальгия. Все это в традиционных для серии «Метро» постапокалиптических декорациях. Все это написано в традиционной для автора манере — рваной, отрывочной, с многочисленными недомолвками.

В итоге роман Врочека напоминает старую дескую игрушку «Калейдоскоп». Смотришь в него — а там какие-то непонятные кусочки. Встряхнул — и снова смотришь. Если повезет, эти кусочки сложатся в удивительно красивую картинку. Если не хватит терпения и воображения — так и останутся бессмысленным набором каких-то фрагментов. Самое интересное у Врочека — не сюжет, не герои, а некая неповторимая атмосфера, которую трудно понять сугубо логическими методами, которую надо прочувствовать, если хотите «грокнуть», а дальше уже дополнять мысли и чувства автора своими собственными.

Этот роман шел у меня тяжело. Картинка никак не хотела складываться, рассыпалась, скатываясь к довольно банальному боевику, вроде бы почти сложилась, и все же распалась опять. В итоге «Питер» показался мне произведением, заслуживающим внимания, но все же явно не лучшим у Врочека. И ведь, казалось бы, декорации «Метро» вполне подходят к авторскому стилю, но все же чего-то Шимуну не хватило. То ли времени, то ли вдохновения. То ли просто тесновато оказалось в узких переходах питерского метро.





466
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 10:36
мне книга понравилась достаточно интересная и с мифологией серии вяжется)Написано интересно и достаточно необычно.Думаю что еще можно прочесть из этого автора?
P.S.Будете делать рецензию на «Рассказы о Родине» Глуховского,получилось абсолютно не похоже на все его творчество?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 10:47
Собственно, автвор написал не так много: роман «Дикий талант» в соавторстве с Обединым и сборник рассказов «Сержанту никто не звонит». Все могу смело рекомендовать к прочтению.

цитата Kuroi Akami

Будете делать рецензию на «Рассказы о Родине» Глуховского

Вряд ли. Глуховский пока не входит в мои читательские планы
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 11:05
спасибо за наводку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 11:08
:beer:


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 12:30

цитата kkk72

Но хоть чем-то он вас зацепил
Немного вагоном со скелетами. Но потом

цитата kkk72

Человек с автоматом в руках, пригибаясь и петляя, бежит по станции метро. Человек запрыгивает за колонну, высовывается из-за нее, бросает куда-то в сторону гранату, затем дает длинную очередь из автомата и бежит дальше. Станция абсолютно пуста. Кроме человека, на ней нет ни единой живой души. Яркая вспышка! Тьма.

И я понял, что книжка может и подожать годик-другой, а потом уже смело искать электронную версию (на такое я врядли соглашусь деньги тратить). Впрочем, за автора давно пора взяться — слишком много о нем толков по интернету ходит. А с чего вы посоветуете начать: со сборника или «Дикого таланта»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 12:39
Собственно говоря, первая часть отзыва — мои измышления на тему, навеянную творчеством автора:-))) Краткий пересказ не содержания, но настроения.

цитата janky

А с чего вы посоветуете начать: со сборника или «Дикого таланта»?

Со сборника. Если добудете. Впрочем, большинство рассказов есть в сети
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 12:45
Понятно. Спасибо:beer: Будем искать.


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 15:02

цитата kkk72

Вы что-то поняли в тексте, который только что прочитали? Нет? Не удивительно. Но хоть чем-то он вас зацепил? Если да, то вам стоит прочесть роман Шимуна Врочека «Питер». Если нет, то лучше выберите книгу, написанную в более традиционном ключе.


цитата kkk72

Собственно говоря, первая часть отзыва — мои измышления на тему, навеянную творчеством автора Краткий пересказ не содержания, но настроения.


«Рабинович напел» ;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 00:22
А вы мне — Карузо, Карузо:-)))


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 16:11
Решили вот так: оценка невысокая, а отзыв немного авансом?)))
Ну что же, может и правильно. Я долго маялся, прежде чем свой отзыв выкладывать, потом решил: «Платон мне друг, но...»
А Шимун — ничего, вполне спокойно и конструктивно к критике отнесся.
Буду ждать «Войну» и вторую часть «Таланта».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 17:50
Неровный получился роман. Отдельные эпизоды и фрагменты очень хороши, а другие — вполне проходные
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 18:16
Врочек пишет, что роман шёл очень тяжело, буквально заставлял себя работать. А издатель давил, торопил.
Не стоит ли читать этот опыт очередным подтверждением сложности работы самостоятельного автора в рамках литературного проекта?
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 18:34
По-моему, этот опыт, как и опыт с весьма посредственным «Диким талантом», следует считать подтверждением того, что Шимун не умеет писать крупную прозу. Он спринтер, а не марафонец.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 18:38
Да, я уже знаком с таким мнением.
Поживём — увидим. Первая часть «Войны-56» мне откровенно понравилась. А вот как оно там всё дальше повернётся...
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 18:58

цитата Крафт

Поживём — увидим. Первая часть «Войны-56» мне откровенно понравилась. А вот как оно там всё дальше повернётся...


Боюсь, эта книга пройдет мимо меня. Третий раз наступать на одни и те же грабли -- это для героев анекдотов. Как романист Шмиун себя, увы, полностью дискредитировал.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 20:29

цитата vvladimirsky

Как романист Шмиун себя, увы, полностью дискредитировал.

Жестко. На мой взгляд, чересчур жестко.
А что скажете как о романисте, о Владимире Березине?
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 21:03
Отличный писатель, автор сильного реалистического романа «Свидетель».
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 20:47
А Шимуну сколько лет?
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 20:55
Глянул — 34. Считаешь, что в этом возрасте уже можно ставить крест на писателе, если он так и не взлетел на Олимп? По-моему, для хорошего романиста это возраст младенческий.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 21:01

цитата breg

Глянул — 34. Считаешь, что в этом возрасте уже можно ставить крест на писателе, если он так и не взлетел на Олимп? По-моему, для хорошего романиста это возраст младенческий.


Ну, значит перерывчик ему надо делать. Лет на десять. Пока о «Диком таланте» и прочих юношеских забавах забудут...


Ссылка на сообщение13 июля 2010 г. 07:14
[ Человек сидит перед компьютером и яростно стучит по клавишам, не поднимая головы. Наконец он ставит точку и останавливается, поднимая голову. Из глубины черного экрана на него смотрит бледное лицо с черными впадинами глазниц. Яркая вспышка! Тьма. ]
Когда на появился первый DOOM,мой младший брат пытался меня напугать,рассказывая страшилку про лицо в мониторе.Потом я еще пару раз слышала эту страшилку.
Если серьезно,то в период «холодной войны» многие заработали страх перед атомной угрозой.Сама раньше нервно вздрагивала,представляя себе последствия ядерной бомбардировки.А когда начала читать «Питер»,поймала себя на том,что старые страхи не лезут наружу.Может,стоит это прочитать тем,кто еще боится.
Вообще,образные картины в книге интересные.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 2010 г. 08:03

цитата stewra darkness

Когда на появился первый DOOM,мой младший брат пытался меня напугать,рассказывая страшилку про лицо в мониторе.Потом я еще пару раз слышала эту страшилку.

Да, первая половина отзыва — набор известных страшилок.

цитата stewra darkness

Если серьезно,то в период «холодной войны» многие заработали страх перед атомной угрозой.Сама раньше нервно вздрагивала,представляя себе последствия ядерной бомбардировки.А когда начала читать «Питер»,поймала себя на том,что старые страхи не лезут наружу.Может,стоит это прочитать тем,кто еще боится.

На смену старым страхам пришли новые. Мы боимся преступников, остаться безработными. А угроза ядерной войны менее реальна


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 08:32
[А угроза ядерной войны менее реальна]
Страхи вообще могут быть нереальны.Кто-то боится вампиров,бесов.Суть не в реальности угрозы,а в том,что этот страх воспитывали в людях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 08:56
Честно говоря, скорее наоборот. Если бы простые люди понимали бы всю опасность, угрожающую им, просто сходили бы с ума.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:03
Собственно,некоторые страхи являются частью сумасшествия.А справляется каждый со своим страхом по-своему.Кто-то пытается спрятаться,сбежать.А кто-то,наоборот,старается заглянуть страху в глаза.Последние часто предпочитают читать литературу,повышающую уровень адреналина,привыкают к ощущению и перестают испытывать страх.«Питер» Врочека действует похожим образом.
Кстати,мне кажется,что страх перед безработицей и кризисом — вовсе не страх,а простой комплекс,созданный обществом.


⇑ Наверх