Феликс Крес Король темных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Феликс Крес - Король темных просторов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Феликс Крес — Король темных просторов

Статья написана 3 октября 2010 г. 00:24

Возвращение Черного Феликса

После бурных споров, разразившихся вокруг романа Феликса Креса «Громбелардская легенда», выход второго анонсированного тома, «Короля темных просторов», прошел практически незамеченным. Оно и понятно, поскольку почти все критики творчества поляка решили ограничить свое знакомство с писателем одним романом, устраивать дискуссии оказалось не с кем.

А между тем, «Король просторов» оставил куда более приятное впечатление, чем «Легенда». В отличие от нее, «Король» лучше структурирован, в нем нет ужасного количества бессмысленных повторов, неоправданной сюжетом жестокости и поголовно отталкивающих персонажей. Во всем же остальном Крес остался верен себе. Он все так же многословен, книгу без вреда для сюжета можно было бы существенно сократить, персонажи по-прежнему все как один изъясняются как будто на великосветском раунде, в романе представлен широкий спектр всех видов насилия, герои далеки от идеалов воспитанности и благочестия, а милосердие и благородство встречаются разве что в древних легендах о временах становления Вечной Империи.

Определенное предубеждение автора против женщин в «Короле» получает дальнейшее развитие. Безупречных женщин в книге попросту нет. Если девушка невинна, ее нужно обязательно опорочить и изнасиловать, если женщина красива, то она обязательно порочна, а если умна, то вдобавок просто жуткая стерва. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что мужчины недалеко ушли от женщин.

Взять, например, главного героя книги, лоцмана Раладана. Номинально положительный герой, выполняя предсмертную просьбу своего давнего товарища, не останавливается ни перед чем и идет на такие поступки, на которые не любой обычный фэнтезийный злодей пойдет. С другой стороны, сложно ожидать от пирата, каким бы благородным не было его произношение, высоких моральных принципов и осознания своей гражданской позиции.

Тема морали и общего блага вообще довольно часто используется Кресом. Еще в «Легенде» поляк красноречиво показал, что личное благо ценится его героями куда выше общественного. Его персонажи крайне эгоистичны, эгоцентричны и преследуют в первую очередь исключительно свои цели. И даже если кто-то из них, как например Раладан, и стремится позаботиться о ком-то еще, далеко не факт, что ради этой заботы герой не пустит под нож десяток-другой людей.

Цитата: «Слово «порядочный» относится к тем, которые означают столь много, что не значат практически ничего. «Порядочность» — понятие относительное, так же как и «добро», «зло», «справедливость»... Понятиями этими можно пользоваться, но серьезные дела следует вершить в отрыве от всяческих догм».

Еще одна мысль, получившая развитие в «Короле», касается понятия равновесия. Для Креса, в продолжение предыдущей мысли, является крайне важным подчеркнуть, что «добро» и «зло» — понятия абстрактные и относительные и не играющие такой большой роли, как им привыкли отводить люди. В мире Шерера главным является равновесие. Равновесие между Шернью и Алером, светлыми полосами Шерни и Темными, и так далее. И так же, как не важны для героев Креса не важно, какими средствами достигаются их цели, так и в масштабах всего мира не важно, каким путем Шерер обретает равновесие.

Цитата: «Шернь, за исключением Проклятых Полос, пребывает в идеальном равновесии. Отсутствие равновесия — всегда зло. Полосы Шерни не плохие и не хорошие».

А вот еще одна тема, мельком затронутая в «Короле», в «Легенде» не встречалась, хотя и вписывается в общее мировоззрение Креса. И хотя особого развития она в книге и не получила, сам факт ее наличия можно считать показательным, поскольку далеко не каждый вообще до такого додумается. Падших женщин и коварных мужчин Кресу показалось мало, он подверг сомнению саму силу любви, назвав ее деструктивной и извращенной версией дружбы.

Цитата: «Кто тебе сказал, — продолжал старик, видя царящий в мыслях Раладана хаос, — что любовь должна быть доброй? Ради Шерни, моряк, во имя этого чувства в мире совершено было больше преступлений, чем во имя чего-либо иного, не считая, может быть, власти! Это самое коварное, жестокое и убийственное чувство, какое только может овладеть человеком, ибо оно пробуждает в нем другие, а именно зависть, ревность и гнев. Все доброе, что есть в этом чувстве, касается лишь единственной живой души. Так что подумай, сын мой, прежде чем называть добрым это нечто, которое, по сути, есть убогая, извращенная дружба — само по себе чувство возвышенное и прекрасное. Говорю тебе, без любви мир был бы намного счастливее, при условии, что в нем осталась бы дружба».

Да, это тебе не «Мир спасет любовь, Волкодав». Самое интересное, что в такой точке зрения есть доля истины, тот же Раладан действует в прямом соответствии с ней. Но это очень однобокий взгляд на жизнь, он отражает не всю картину человеческой жизни, а только ее негативную сторону. Впрочем, Крес вообще крайне пессимистичен в своей прозе. Редко кто из его героев добивается успеха.

Хотя бывают и исключения. Вообще героям «Короля» повезло куда больше, чем героям «Легенды». Куда больше персонажей дожило до финала,  они не кажутся полными идиотами, и даже такие малопривлекательные герои, какими, по сути, являются Лерена и Риолата, не вызывают отторжения у читателей. Возможно, это вызвано тем, что Крес более внимательно подошел к изображению характеров героев и обоснованию их поступков.

Хотя выводил Феликс исключительно характеры основных персонажей, все остальные как были картонками, так ими и остались. Они напоминают развешенные по сюжету ружья — появляются на сцене из ниоткуда, исполняют свою роль и исчезают в никуда. У них нет ни прошлого, не будущего, ни настоящего, хотя некоторые из них оказывают значительное влияние на сюжет, поворачивая его в нужное направление. Причин поступать именно так, а не иначе, кроме как желания автора, у героев нет, хотя в таких случаях Крес пишет, что на все воля Шерни.

Издание в серии «Dark fantasy» помимо очередной красивейшей обложки отметилось на редкость ужасной аннотацией. Ее авторы умудрились дать в ней краткое содержание первой половины книги, абсолютно убив интригу первых двух частей романа. Поэтому заклинаю вас, если вы решите приобрести роман в свою коллекцию, ни в коем случае не читайте аннотацию. Кроме того, видимо для того, чтобы лишний раз подчеркнуть мрачность книги, в название было добавлено прилагательное «темный». А ведь по книге становится ясно, что просторы — они вечные, безбрежные и могучие, но никак не светлые или темные.

Итого: Крепкий середнячок. Немного затянут, несколько жестоких и грубых сцен вполне можно было бы и убрать, но в целом недурно. От рекомендаций воздержусь, но лично на меня роман произвел куда более благоприятное впечатление, чем «Легенда» и заставил с нетерпением ожидать выхода третьей книги.





555
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 11:42
Купить купил, но поскольку все еще в смешанных чувствах от «Легенды», то «Короля» засунул пока во второй ряд. Видимо все же передвину поближе (правда, все равно после Уикса только примусь :)). Спасибо за отзыв.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 11:49
Пожалуйста :beer:

В принципе, в книге нет ничего такого, чтобы вытаскивать ее из второго ряда, если в первом есть что-то стоящее =)

Ради интереса — а что есть в ряду на прочтение кроме Уикса? Кстати, первого или второго?
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:00
Ну тут как раз «эффект Креса» — вроде ничего особенного, но эмоции уж больно разные вызывает, вот и думаю испытать еще :).

Первый ряд на текущий момент: половина «Swords & Dark Magic» (кстати очень рекомендую, несмотря на уродскую обложку), второй Линч (я его не читал пока, поэтому «Обманы» перечитал на днях — для подготовки), Свэйнстон (давно лежит, но все время что-то более важное появляется), оба тома Уикса, «Молот и Крест» тоже давно откладываемый (за него особенно стыдно — с 1998 года откладывается :)), ну и плановые ежегодные осенние перечитавания (ПЛиО/что-нибудь из Вудхауза, Честертона)

P.S. Да, забыл — Касла же надо дочитать, на половине у меня запал пропал, но закончить хочется.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:04
Swords & Dark Magic — это вот эта вот штука: http://www.amazon.com/Swo... ?

UPD

У меня в первом ряду пока что лежат «Цветы для Элджернона», «Террор» Симмонса, «Имя ветра» Ротфусса, первый Линч, «Автостопом по Галактике», «Unseen Academicals», «Путь в Сарантий» и второй Масс Эффект.

А что у Вас с Каслом, не пошел?
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:18
Ага, эта, оченно хорошая антология. В «Кто что читает?» atrid разбор по рассказам делал: тут часть 1, а тут — часть 2. Я с дуру даже для жены начал Куковский расказ переводить (для меня это вообще первый подобный опыт, поэтому получается пока не важно)

Хороший первый ряд :). По футбольному Пратчетту потом набросаете мнение? Очень интересно.

Да нет, пошел очень хорошо — проглотил полкнижки быстро, а потом меня выбила пара вечеров на работе до полночи, заново поймать настроение не удалось, вот я и переключился на перечитывание — «Обманы», Геймановские рассказики. Теперь опять воспрял — надо быстро читать, пока опять настрой не обломали :).
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:26

цитата

Ага, эта, оченно хорошая антология.


Да, я давно на нее облизываюсь, особенно после разборов atrid'а.

цитата

Хороший первый ряд :).


Угу, каждый раз в ступор впадаю, а что же следующим читать. А ведь во втором ряду еще Страуд, Блейлок, Ши, Бестер, Рассел, Крайтон... Глаза разбегаются %-\

цитата

По футбольному Пратчетту потом набросаете мнение? Очень интересно.


Заметано :beer:

цитата

Да нет, пошел очень хорошо — проглотил полкнижки быстро, а потом меня выбила пара вечеров на работе до полночи, заново поймать настроение не удалось


А, а то я уж боялся, что так ее Вам разрекламировал, а у Вас не пошло.

На западе сейчас вроде как раз вторая вышла.

цитата

По футбольному Пратчетту потом набросаете мнение? Очень интересно.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:43

цитата Aleks_McLeod

Да, я давно на нее облизываюсь, особенно после разборов atrid'а.

Надо брать :). Там даже средние вещи — стоящие. Да и с абебукса достаточно недорого вышло.

цитата Aleks_McLeod

Угу, каждый раз в ступор впадаю, а что же следующим читать. А ведь во втором ряду еще ...

Естественное состояние фантлабовца. Так и перемещаемся через ступор к следующей книжке посредством рекомендаций и ассоциаций. Пинбол по литературе :).

цитата Aleks_McLeod

А, а то я уж боялся, что так ее Вам разрекламировал, а у Вас не пошло.

Не тут точно все в порядке, спасибо Вам еще раз. Все же для «касломана» — это мастрид оказался, много настроенческих вещей лучше проговорено. Думаю, дочитать под начало нового сезона — самое то будет.

Еще один P.S. — совсем забыл, ко мне на днях должны две Сюзанны Кларк в первый ряд прийти — повелся на скидку в местном магазине и решил взять в «поддозорах» — все хвалят, а я до сих пор не удосужился прочитать.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 12:53

цитата

Надо брать :). Там даже средние вещи — стоящие. Да и с абебукса достаточно недорого вышло.


Я думаю через Логобук взять где-то через месяцок-другой.

цитата

Естественное состояние фантлабовца. Так и перемещаемся через ступор к следующей книжке посредством рекомендаций и ассоциаций. Пинбол по литературе :).


Воистину =)

цитата

Не тут точно все в порядке, спасибо Вам еще раз.


Вот и отлично =) Рад был порекомендовать =)

цитата

Все же для «касломана» — это мастрид оказался, много настроенческих вещей лучше проговорено. Думаю, дочитать под начало нового сезона — самое то будет.


Так начался уже новый сезон, вторая серия уже вышла =)
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 13:05

цитата Aleks_McLeod

Так начался уже новый сезон, вторая серия уже вышла =)

Угу, я имел ввиду: «под смакование первых серий» можно и книжку дочитать :). А так-то я над первой серией уже честно поржал, вторую на сегодня запланировал — у меня есть дополнительная боевая задача: отбить хоть один комп или телевизор у дочерей и поймать жену для совместного просмотра, поэтому с задержкой графика иду :).
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 13:12
Ну, успехов в этом трудном начинании, «Касл» — самое достойное украшение воскресного вечера, я сам просмотр второй серии на сегодня запланировал :-)
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 13:16
:beer:, Вам тоже хорошего просмотра.

А Крес все равно молодец — приятный диалог от его книжки произошел :).
 


Ссылка на сообщение3 октября 2010 г. 13:18
Спасибо, коллега :beer:

Вот это мне в Кресе и нравится — он вечно становится источником очень интересных дискуссий и приятных разговоров:-)


⇑ Наверх