А что ТЫ сделал для Белой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Halstein» > А что ТЫ сделал для Белой Розы?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А что ТЫ сделал для Белой Розы?

Статья написана 17 сентября 2010 г. 11:18

Последняя из книг Севера подобна американским горкам: то вверх, то вниз бросает читателя повествование, то заставляя затаить дыхание, то недоуменно таращиться или разочарованно вздохнуть над явным перебором. Моменты отлично переданного драматизма происходящего сменяются каким-то гротеском, разрушающим с таким старанием наведенную атмосферу. В этом вся «Белая Роза».

Развивая начинания предыдущего тома, Глен Кук распределил сюжет аж между тремя основными линиями, вдобавок еще и разделенными солидным временным промежутком. Это придало особую остроту лучшей из трех истрорий романа — изысканиям колдуна Боманца. Изначально зная чем она закончилась, читатель получает лишний повод для сочувствия герою. К тому же Кук мастерски использует контраст между скучными повседневными изысканиями Боманца и его грозной целью, между приземленными (но неплохо поданными) бытовыми проблемами забытого всеми колдуна и бурной концовкой.

Линия условно нового персонажа — Грая — на этом фоне особо не выделяется и в чем-то повторяет пережитое Боманцем, а вот история Черного Отряда получилась, пожалуй, самой противоречивой. Отряд теперь находится в тени новоявленной Белой Розы и обитателей Равнины Страха, которые вышли на первые роли в войне с Госпожой. И старому-доброму Костоправу частенько приходится исправлять ситуацию, в одиночку отдуваясь за всю компанию. По-прежнему Кук не удосуживается наглядно показать, чем же так плоха империя Госпожи, поэтому и моральные дилеммы Отряда не воспринимаются глубоко. Этой же части и присущи те «качели», о которых я упомянул в первом абзаце. Кук периодически преподносит какую-нибудь отличную находку, а потом Б-бац! и огорошивает столь же сумбурным ее окончанием. Для уже прочитавших роман я приведу под спойлером примеры:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мне очень понравился эпизод с Властелином прошлых лет, значительной расширивший горизонт войны Властелина и Розы. И когда он пытался вырваться, то мелькнула озорная мысль: а ну как Кук сейчас развернет действие на 180 градусов! Этого не произошло, да и ладно, но вот момент, когда торчащая рука схватила Костоправа за ногу, показался совершенно лишним и нелепым. Мелкая полуанекдотичная ситуация и всю серьезность происшедшего как рукой сняло. Опять же появление Боманца в основной линии осталась на заднем плане, нужно ли оно было вообще? Ну и сцена с рукопашной схваткой Властелина и Следопыта тоже не айс.  

Концовка также вызывает двоякие чувства: с одной стороны выглядит в общем-то неплохо, с другой воспринимается с улыбкой: пусть и теплой, но все же несерьезно-снисходительной. Хотя, пожалуй, главной своей цели Кук и тут добился: по прочтении романа и основные проблемы разрешены (т.е. роман вполне закончен и можно ставить точку), и одновременно хочется узнать, что же Костоправ будет со всем этим делать (а значит надо брать продолжение).

Итог. Пусть и несколько неровная, но очень приятная книга, которая как минимум не уступает предыдущим частям.

8 из 10





140
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 11:29

цитата Halstein

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мне очень понравился эпизод с Властелином прошлых лет, значительной расширивший горизонт войны Властелина и Розы. И когда он пытался вырваться, то мелькнула озорная мысль: а ну как Кук сейчас развернет действие на 180 градусов! Этого не произошло, да и ладно, но вот момент, когда торчащая рука схватила Костоправа за ногу, показался совершенно лишним и нелепым. Мелкая полуанекдотичная ситуация и всю серьезность происшедшего как рукой сняло. Опять же появление Боманца в основной линии осталась на заднем плане, нужно ли оно было вообще? Ну и сцена с рукопашной схваткой Властелина и Следопыта тоже не айс.


Мне кажется подобные вещи сделанны умышленно. Кук стремится спустить с небес все мощественные силы и показать их сущность. Ведь все взятые это такие же люди, просто наделенные властью и большими возможностями. Весь ореол таинственности нагнетается ими самими, и поддерживается байками ходящими по недалекому в то время народу. Очень показателен в этом плане момет с Госпожой и Костоправом. Единственное о чем мечтает самая могущественная женщина империи, чтобы ее крепко обнял близкий и надежный человек, как это делала няня в далеком детстве, что совершенно не стыкуется с образом создоваемым на протяжении всей трилогии. Так Кук поступает почти со всеми персонажами.

Поэтому же финальная схватка с Властелином так грязна и хаотична, а не ожидаемо пафосна и эпична.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 11:58
Вот я тоже думал и гадал по этому поводу, правда к полной уверенности так и не пришел. Иногда это выглядит неплохо, а иной раз удачнее бы смотрелось бы иначе. Все же Кук не настолько большой мастер именно стилистики, чтобы всегда это изящно подавать. Задумки у него интересные, а вот исполнение периодически дает сбой. Контраст получается слишком уж гротескный.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 12:06

цитата Halstein

Все же Кук не настолько большой мастер именно стилистики, чтобы всегда это изящно подавать

Да вообщем то изящности в книгах о Черном отряде действительно почти нет. Полагаю она там и не нужна, на войне не до изящности. Я добрался уже до Тьмы, но лучшей книгой всего цикла по прежнему считаю Тени сгущаются.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 12:18
Не, я не про изящность применительно к тематике. Скорее это касается как раз задачи показать контраст, о котором вы говорили. Кук его показал, но, на мой взгляд, несколько неуклюже.

цитата Вареный

лучшей книгой всего цикла по прежнему считаю Тени сгущаются

На данный момент «Белая Роза» и «Тени сгущаются» у меня примерно на одном уровне (лучше первой и «Игры теней», которую сейчас читаю). Когда схлынут впечатления, надо будет их сравнить на предмет первенства :-)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 12:26

цитата Halstein

На данный момент «Белая Роза» и «Тени сгущаются» у меня примерно на одном уровне

Если в думаться то да, но роль сыграло личностное восприятие. Тени я прочитал взахлеб, морщась от удовольствия так меня захватила книга. Ничего лишнего, большое напряжение, атмосфера и интересные персонажи, плюс очень грамотно прописаные две соприкасающиесе друг с другом сюжетные линии.
Белая роза при всех ее достоинствах так не захватывает, хотя в финале и большой накал драматизма, в середине есть откровенно провисающие эпизоды.

цитата Halstein

(лучше первой и «Игры теней», которую сейчас читаю)

Бесспорно. Первый роман, по прошествию времени, мне вообще представляется достаточно неуклюжим.


Ссылка на сообщение18 сентября 2010 г. 22:04
Спасибо, что напомнили. Как раз думала, чего бы такого легкого почитать?


⇑ Наверх