Последняя из книг Севера подобна американским горкам: то вверх, то вниз бросает читателя повествование, то заставляя затаить дыхание, то недоуменно таращиться или разочарованно вздохнуть над явным перебором. Моменты отлично переданного драматизма происходящего сменяются каким-то гротеском, разрушающим с таким старанием наведенную атмосферу. В этом вся «Белая Роза».
Развивая начинания предыдущего тома, Глен Кук распределил сюжет аж между тремя основными линиями, вдобавок еще и разделенными солидным временным промежутком. Это придало особую остроту лучшей из трех истрорий романа — изысканиям колдуна Боманца. Изначально зная чем она закончилась, читатель получает лишний повод для сочувствия герою. К тому же Кук мастерски использует контраст между скучными повседневными изысканиями Боманца и его грозной целью, между приземленными (но неплохо поданными) бытовыми проблемами забытого всеми колдуна и бурной концовкой.
Линия условно нового персонажа — Грая — на этом фоне особо не выделяется и в чем-то повторяет пережитое Боманцем, а вот история Черного Отряда получилась, пожалуй, самой противоречивой. Отряд теперь находится в тени новоявленной Белой Розы и обитателей Равнины Страха, которые вышли на первые роли в войне с Госпожой. И старому-доброму Костоправу частенько приходится исправлять ситуацию, в одиночку отдуваясь за всю компанию. По-прежнему Кук не удосуживается наглядно показать, чем же так плоха империя Госпожи, поэтому и моральные дилеммы Отряда не воспринимаются глубоко. Этой же части и присущи те «качели», о которых я упомянул в первом абзаце. Кук периодически преподносит какую-нибудь отличную находку, а потом Б-бац! и огорошивает столь же сумбурным ее окончанием. Для уже прочитавших роман я приведу под спойлером примеры:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка также вызывает двоякие чувства: с одной стороны выглядит в общем-то неплохо, с другой воспринимается с улыбкой: пусть и теплой, но все же несерьезно-снисходительной. Хотя, пожалуй, главной своей цели Кук и тут добился: по прочтении романа и основные проблемы разрешены (т.е. роман вполне закончен и можно ставить точку), и одновременно хочется узнать, что же Костоправ будет со всем этим делать (а значит надо брать продолжение).
Итог. Пусть и несколько неровная, но очень приятная книга, которая как минимум не уступает предыдущим частям.
8 из 10