Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 1 февраля 2020 г. 18:43

Иоганн Кабал, как понятно из названия, некромант. Много лет назад он продал душу Сатане за знания о том, как воскрешать мёртвых. Но оказалось, что в отсутствие души научные исследования на этом поприще проводить очень сложно. Иоганн спускается в ад, и заключает с властелином преисподней пари – Кабал должен в течение года доставить Сатане сто душ, в противном случае придётся навсегда попрощаться не только с душой, но и с жизнью. Впрочем, Сатана готов помочь некроманту, и предлагает ему в управление целый дьявольский цирк (в буквальном смысле этого слова). Вот только Кабал слабо разбирается в том, как работают цирки. Да и с пониманием людей у него определённые проблемы...

Сюжет, заключающийся в том, что кто-то на что-то о чём-то поспорил с Дьяволом, мягко говоря, не нов, да и дьявольских цирков читатель повидал немало, например, в «Надвигается беда» Рэя Брэдбери или в «Цирке семьи Пайло» Уилла Эллиота. Но Джонатан Говард даже не пытается делать вид, будто изобретает что-то новое. Напротив, его книга изящно обыгрывает штампы и поддевает похожие истории, не скатываясь при этом в пародию, а ироничный стиль повествования выдаёт в авторе британца, знакомого как с произведениями классиков английского юмора вроде Джерома К. Джерома, так и с более современной литературой, например, Терри Пратчеттом.

Да что уж говорить, первая половина романа – идеальное развлекательное чтение, не в последнюю очередь из-за личности главного героя. Дело в том, что Иоганн Кабал привык проводить время среди мертвецов – оживших или ещё нет, за книгами о тёмных науках, и, разумеется, в одиночестве. Оттого, когда он оказывается в большом мире, среди людей, да ещё и в роли циркового распорядителя, за его приключениями интересно наблюдать. Даже несмотря на то, что по сути, человек он не очень хороший – не брезгает убийством, работает на Сатану, возится с трупами, крадёт души, назвать его злым язык не повернётся. Он, скорее, персонаж макиавеллевского типа – цель для него оправдывает средства. Он циничный, саркастичный, самоуверенный, всегда говорит, что думает и делает что хочет. Потому волей-неволей читатель проникается к нему симпатией, с интересом ожидая его дальнейших приключений, но...

Во второй половине книги сюжет переносится вперёд чуть ли не на целый год, и Кабал выходит из фокуса повествования. Здесь главными героями становятся обычные люди, которые пытаются с Кабалом совладать. В этот момент из романа исчезает весь запал, и начинаются заурядные побегушки и пострелушки, как в каком-нибудь дешёвом ужастике. Разве что осиновый кол и святая вода в ход не идут. У новых героев не хватает харизмы, чтобы вытягивать банальную кульминацию, да и история внезапно сворачивает с иронии на серьёзные рельсы. В свою очередь мир, описанный автором, пусть и несколько отличается от привычного нам (магия здесь в порядке вещей), не содержит каких-то прямо совсем уж удивительных особенностей, чтобы отвлечься хотя бы на них. Лучше бы вместо того, чтобы рассказывать про попытки уничтожить Кабала нам более подробно рассказали о том, как некромант крал души – несколько имеющихся в книге эпизодов оригинальны и забавны, и вот такого бы вот хотелось побольше.

Как итог, «Иоганн Кабал» отлично начинается, имеет в главной роли харизматичного персонажа, но чем ближе к концу, тем больше выдыхается текст. Сохраняй книга темп от начала до конца, я бы настойчиво рекомендовал её всем окружающим. Но в итоге вышло так себе, на семь из десяти.



«Иоганн Кабал, некромант»
2009, роман

Многие годы Иоганн Кабал, ученый, скептик и чрезвычайно рациональный человек, работал над одной благородной целью – победить саму смерть. Для этого он заключил договор с дьяволом, но теперь хочет разорвать контракт. Сатана, удрученный бесконечной чередой грешников и чудовищной адской бюрократией, от скуки предлагает Иоганну сделку: некромант должен убедить 100 человек добровольно обречь себя на вечные муки в преисподней, иначе он будет проклят навеки. Для выполнения договора у Кабала есть ровно год и Цирк раздора в придачу, идеальная организация по отъему душ. Набрав в помощники воскрешенных мертвецов, Кабал отправляется в дорогу. Но вскоре он понимает, что выбраться из столь затруднительного положения ему будет куда сложнее, чем казалось на первый взгляд. Ведь когда у тебя нет чувства юмора,...



Статья написана 1 февраля 2020 г. 18:22

Приветик.

Вот я и собрался, чтобы написать своё очень важное мнение по одной из самых долгожданных новинок фэнтези 2019-го года.

«Немного ненависти»
Джо Аберкромби
Немного ненависти
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 7000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 704 стр.
ISBN: 978-5-04-104726-9
Серия: Fantasy World. Лучшая современная фэнтези

Аннотация: В этом мире были сокрушены лучшие, кого смогли найти гурки. Здесь великий император потерпел окончательное поражение. Здесь пророк Кхалюль был окончательно усмирён, а его трижды проклятая армия Едоков – отослана в ад, где им самое место. Союз победил! Силы, защищающие предрассудки и дикость, были подавлены, и открылись врата в новую эру – эпоху прогресса и процветания. Неизменно только одно, инквизиция ловит неплательщиков налогов, споры вождей решаются поединками, а орудием в войне магов выступают целые народы.

Добро пожаловать в цивилизованный мир! Чудовищный, прекрасный, бескрайний город. Адуя! Центр мира! Поэты зовут её Городом белых башен. Сюда стекаются люди из всех стран, со всего Земного Круга. Темнокожие кантийцы бегут от хаоса, царящего в Гуркхуле, бледнокожие северяне ищут здесь работу, жители Старой Империи пытаются начать жизнь заново. Искатели приключений из новообразованного королевства Стирии, торговцы с Тысячи островов, жители Сулджука и Тхонда, где люди поклоняются солнцу. Больше людей, чем можно сосчитать – живут, умирают, работают, размножаются, карабкаются друг на друга… Молодые герои с горящими глазами, которые сражались тогда более тридцати лет назад с гурками, ныне превратились в седобородых старцев. Страница истории перевернулась, одно поколение сменило другое. По сей день лишь немногое происходит без одобрения человека, которого называли «Костлявым» – главного палача короля, архилектора Глокта; его же язвительная и амбициозная дочь Савина дан Глокта — королева инвесторов. Очаровательная девушка, вселяющая страх и не знающая страха, покупает идеи и воплощает их в жизнь. Она, возможно, первопроходец в своей области, но за ней уже следуют другие, которым нравилось рисковать. Тем временем на территории Севера, на пустынных рубежах Инглии, вновь зашевелился внешний враг — Скейл Железнорукий со своим братом Чёрным Кальдером и сыном последнего Стуром Сумраком вторглись на территорию Протектората и сожгли столицу давнего союзника, а в Вальбеке, который за последнее время превратился в один из крупнейших и самых современных городов Срединных земель, теперь никто больше не был в безопасности — под его стенами произошёл крупный мятеж — ломатели захватили город. Есть опасения, что это может вылиться в восстание по всей стране. Итак, два молодых героя в самом расцвете сил готовы выступить из длинных теней своих родителей. Они люди действия, хотя у каждого за поясом пока нет больших побед: первый — Ох, бедный мальчик! Двенадцать лет он только и делал, что пил, играл в карты и имел всё, что шевелится, и до сих пор его никто не принимает всерьёз, а второй – мечтает отвоевать себе место в легендах, так же, как в древности сделали Гарод Великий, Казамир Стойкий и Девять Смертей. Они готовые унаследовать мир и перестроить его таким образом, каким считают нужным, а Луна благоволит им всем; Рикке — дочь Ищейки, обладающая редким даром Долгого Взгляда, предупреждает, что следует приготовиться к кровопролитию. И от них содрогнется мир!

Комментарий: Первый роман из цикла "Эпоха безумия".
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации (форзацы) П. Трофимова.

Ну да, это всё тот же Джо Аберкромби, где-то значительно прокачавшийся, где-то излишне увлёкшийся, где-то чересчур разбежавшийся по героям.

Начало не то чтобы эпатажное, скорее, смелое, откровенное, такое, какое, пожалуй, хотели бы увидеть фанаты Джо. Ну, во всяком случае, они точно не удивятся, узнав, что:

— одна из главных героинь на второй странице сразу же обделывается (при определенных обстоятельствах околоволшебного характера);

— на третьей она рыгает;

— на четвертой она неумело сплевывает, и на ее подбородке оказывается слюна.

И еще тысяча мелочей и "приятностей", которые уже идут как неотъемлемая часть стиля автора. В этом его манера, в этом его подача — в реализме и физиологических подробностях. Правдивые зацепки этой самой физиологии затрагивают всех: от красивых девушек до величавых господ, зачастую сотрясая их образ и переворачивая его. Пару шок-ударов я точно словил. И в качестве вау-фактора это, безусловно, плюс.

Джо в этом, определенно, хорош, но с оговоркой: только тогда, когда не выкручивает рукоятку ПОДРОБНОСТЕЙ до максимума. Увы, в этом романе такое случается частенько, и выглядит это уже не как часть стиля, а попытка навязать что-то такое, что никак не может встать органично и занять свое место.

А еще Аберкромби всё так же силен в метких и точных выражениях, сильных и запоминающихся. Под спойлером небольшой список:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Для стрелы нет разницы, кто что заслужил.

2. Жди, пока люди покажутся тебе плохими, и ты поймешь, что ждала слишком долго.

3. Шляпка Савин, вероятно, стоила больше, чем все это заведение вместе с собравшимися посетителями. Которые, на предварительный взгляд, только уменьшали его стоимость.

4. Если поразмыслить, я предпочитаю неожиданно столкнуться с мертвыми, чем с живыми.

5. Последовал легкий вздох, и струя слегка дымящейся мочи с журчанием устремилась в воду в каком-то шаге от лица Рикке. Как ни печально это признавать, она испытала искушение подставить голову под брызги, просто чтобы хоть немного согреться.

6. Не Савин превратила светское общество в клубок змей; она просто была исполнена решимости заползти на самый верх и оставаться там. Если для этого требовалось стать самой ядовитой рептилией в Адуе — что ж, ничего не поделаешь.

7. Прелесть обещаний, которые даешь себе, в том, что никто не жалуется, когда ты их нарушаешь.

8. Ты расположена ставить людей так высоко, что потом им ничего не остается, кроме как падать.

9. Его щеки болели от ответных лучезарных улыбок, от обещаний бесконечной дружбы, кончавшейся уже со следующим вздохом.

Давным-давно Джо запомнился мне именно этим — меткими фразами. Они, подобно канцелярским кнопкам, пришпиливали внимание к повествованию, отчего оторваться было трудновато. И этих кнопок по мере чтения становится всё больше.

Тут и богатые образы, сразу же дающие представление о том или ином герое, и высокоэмоциональные моменты, которые пробирают, и просто околофилософские выражения, которые годятся для пословиц и поговорок.

Но вместе с этим богатством приходит и недостаток: излишняя театральность происходящего и прямо-таки бьющая в глаза вычурность. В некоторых моментах можно и, наверное, нужно было написать пусть и попроще, зато почестнее. А так, из-за обилия высокопарных фразочек, кажется, что диалоги похожи на сцены из спектакля. Причем, такого, не всегда ЛАДНОГО.

Кроме того, увлекаясь образностью и метафорами (зачастую заваренными на туалетных темах), автор забывал о ритме повествования, а в сотый раз читать про, условно, "теплый как моча" — надоедает, да и без этих регулярных напоминаний читатели знают, что автор не церемонится и не ищет эвфемизмов для выражений.

И если в первой трилогии все эти словесные красивости подкупали, то в новой трилогии хотелось бы чего-то нового, дополнительного, такого же фишечного, чего-то, что зарекомендуется за Аберкромби. Однако тут лишь те же приемы, закоренившиеся и немного усовершенствованные.

Да, их стало больше. И иногда — зря. Причины указаны выше.

Юмор всё на том же отличном уровне: не сказать, что будешь ржать в голос, но частенько ухмыляться — определенно.

Он сквозит во всех диалогах, а еще его можно найти даже в описании действующих лиц: 

1. Лорд Пармгальт — Вальбекский мэр. Главным образом спит.

2. Скейл Железнорукий — король Севера. Брат Черного Кальдера и дядя Стура Сумрака. Прежде великий воин и военный вождь, а теперь... нет.

3. Риттер — друг Лео дан Брока. Легко поддается чужому влиянию; имеет жену с безвольным подбородком.

Главных героев тут несколько: богатая  светская дива Савин дан Глокта, дочка инквизитора Глокты из первой трилогии; дочка северянина Ищейки по имени Рикке, которая обладает даром смотреть в будущее и прошлое; Лео дан Брок — сын лорда-губернатора, отважный, но зашоренный боец, всегда рвется вперед на поле боя, пафосный и любитель покрасоваться; и самый интересный — принц Орсо — необычный и не такой простой чувак, как кажется. С виду обычный бабник-алкоголик, лентяй и олицетворение аморфности, но на деле проявляет себя с интересных сторон. Самоирония прекрасна и ее уровень примерно подходит к уровню самоиронии инквизитора Глокты.

При этом, типажи не новые, они слишком яркие, контрастные, противоречивые, со своими странными надуманными тараканами, а характеры и причины становления нравов, на мой вкус, часто переиграны, отчего не особо веришь в тот или иной штрих психологического портрета.

На голову каждого из главных героев падает тяжкое бремя, испытание, душевные терзания и метания, за 700 страниц встрясти успеет каждого, и кто-то поменяется, а кто-то останется таким же упертым и закостенелым в своем образе. Именно сломы натур, например, или смена взглядов удались на ура.

С репрезентом этих самых персонажей всё по-прежнему без проблем.

Например, про Савин говорят так: "Чрезвычайно язвительная, надменная и нелюбезная молодая особа. Воплощение алчности современных эксплуататоров. Пожалуй, я бы даже предпочел ее отца в качестве застольного собеседника".

А характер Лео можно заключить вот в этом абзаце: "Лео был слишком занят, воображая грядущую победу. Два холма станут челюстями ловушки. Большой Волк, загнанный собственной спесью в долину между ними, окруженный возле моста и раздавленный о текущую воду! Какую песню об этом можно будет сложить! Лео уже прикидывал, как назовут эту битву в будущем, когда станут писать об этом в исторических книгах".

Что касается Орсо и его самоиронии, то будет очень показательным следующий диалог Лео и непосредственно принца:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Но вы, ваше высочество, освободили Вальбек. Вы подавили кровавое восстание.

— Я окружил город, после чего плотно позавтракал. Потом обсудил с повстанцами условия сдачи, после чего плотно пообедал. Принял их капитуляцию, после чего плотно поужинал. А на следующее утро, поднявшись с постели, обнаружил, что большинство моих пленников уже повешено. Сам виноват: надо вставать пораньше.

Про Рикке было в примерах из списка в начале.

Помимо главных героев автор ввел очень, ну очень много второстепенных. Причем, не только приоткрывает персонажей и события с той стороны поля, так сказать, из логова врага, но и просто берет отдельно взятых людей и подвязывает их к основной нити повествования.

Джо взял дотошность Сандерсона и эпичность Эриксона. Размах и обилие персонажей в лучших традициях этой парочки. Конкретно у Аберкромби мне это не очень понравилось, потому что автор, во-первых, силен вот в таких сольных персонажах или небольших компашках, во-вторых, разбежавшись по дорожкам описания множества людей, Джо ушел в некую схематичность и поверхностное повествование. И это очень бросается в глаза на фоне относительно узкого ПУЛА корреспондентов из предыдущих книг.

Но вот эта связка (Эриксон + Сандерсон) иногда проглядывала с очень хорошей стороны, можно сказать, с их фирменной, детальной и богатой подачей экшена и происходящего. 

Сюжет схож с первыми книгами: есть угроза с одной стороны и с другой. В данном случае снова выступает Север, а вот с другой — не гурки, а недовольные жители королевства, которые устраивают революцию, пожар которой придется загасить, дабы не распылять силы по фронтам. Что по правде удивило, так это ВНЕЗАПНЫЙ дипломатический ход в конце.

По атмосфере роман напомнил "Колдун и кристалл" Стивена Кинга, что, наверное, странно и нетипично, но уж как есть. В частности, за счет камерности событий в городе, за счет тамошних движух и нагнетающихся событий. В то же время, благодаря схожести декораций и обширному размаху с погружением не только в частных героев, но и в толпы, массы, очень сильно повеяло циклом про "Двурожденных" того же Брендона Сандерсона. Сравнение с последним также возникло в момент, так сказать, служебного перевоплощения одного из героев. Такие твисты — в лучших традициях Брендона — взять и ошарашить, говоря, мол, чувак, я умею удивлять, всё не так, как ты думал. И таких финтов в романе хватает. Какие-то легко угадываются, какие-то удивляют.

Для меня это крепкий и очень хороший роман на твердую восьмерку. Не хватило целостности в повествовании, хотелось бы поменьше героев, поменьше актерских фраз, поменьше неестественных диалогов побольше всякой детализации и, пожалуй, художественной глубины.

Резюмируя для ленивых: 8 из 10.

Ну а тут видеоверсия:


Статья написана 28 января 2020 г. 21:55


Я в свисте временных потоков,

Мой черный плащ мятежно рвущих.

Зову людей, ищу пророков,

О тайне неба вопиющих.


Размышляя о сочинении господина Калашникова, меня неумолимо тянет впасть во множество грехов, даром, что одна из повестей про декадентов выходила в "инквизиторской" антологии. В первую очередь, конечно, в грех перечисления, ибо количество знакомых персоналий не поддается учёту. Потом, в грех подражания, тут, кажется, уже впал. И наконец под занавес, в грех полемики. Но обо всем по порядку, то бишь — с начала.

Вначале никакой Лиги не было. Просто Боренька Бугаев попал в беду, подпав под влияние нехорошей женщины, и пришлось Василию Васильевичу Розанову, заручившись поддержкой Коли Вольского, по праву старых знакомцев помочь Боре. Да только на деле оказалось, что не всё так просто, Бугаев угодил в центр старого заговора "антимуз". Из-за них в своё время погиб Пушкин, пострадал Достоевский, да и Василию Васильевичу по молодости лет досталось, а теперь до Бори добрались. Цель коварных заговорщиц — убивать в писателях и поэтах тягу к творчеству (но можно — и самих писателей с поэтами), извращать и переиначивать творения, и в конечном итоге, конечно, вредить Империи. Список врагов не явлен явственно, но гадать не приходится — это союзников у России только два, остальные — противники.

На том и закончилось бы, не успев толком начаться, моё знакомство с книгой, ибо при всём своём многообразии подобное чтение удивительно одномерно, меняется только государственный строй, который прославляет автор. Но "Лига выдающихся декадентов" выгодно отличается от очередной пафосной утопии про хруст французской булки под имперским триколором своей... литературоцентричностью, что ли. Много было книг, где писатели и поэты выступали главными героями, где второстепенными — и вовсе не счесть. Но я не припомню книги, где все — ну, практически все — действующие лица были не чужды словесности. Не обязательно изящной. В "Лиге..." имеется, например, эсперантист и структуралист из последователей де Соссюра (о, радость, о счастье — пригодились знания, полученные в универе, даже в Гугл лезть не пришлось), который решил весьма радикально внедрить свои разработки.

Формально "Лига выдающих декадентов" – это детектив. Каждая повесть строится как расследование, с поиском улик, разработкой подозреваемых, ложными следами. Только покушаются на русскую культуру. Однако, главное здесь не разгадать личности преступника (чего гадать — зарубежные культуртрегеры шалят, на национальную идентичность посягают), а литературная игра, детективные коллизии лишь повод её завести. Тут Калашников демонстрирует недюжинную эрудированность, превосходит которую лишь его же изобретательность. Воссоздавая жизнь России на излёте Серебряного века он скрупулезен и внимателен до мелочей, вроде обуви или цвета кофты, но каждую такую детальку способен раскрутить совершенно неожиданным, а зачастую — и парадоксальным образом, превращая действие в подлинную фантасмагорию, где литература и конспирология шествуют рука об руку.

Возникает закономерный вопрос, стоит ли читать книгу тем, для кого литература тех лет terra incognita? Будет ли она им интересна? На мой взгляд, однозначно "да". Какие-то небольшие нюансы пройдут мимо, в Боре Бугаеве останется неузнанным один из главных теоретиков символизма, но удовольствия от книги это не умаляет. Во-первых, фантазия автора впечатляет и так, без дополнительного культурного багажа, а пополнить его в век доступного везде и всюду Интернета не проблема. Во-вторых, постмодернистский коллаж Калашникова не ограничивается Серебряным веком: герои периодически разрушают четвертую стену, "пророчествуют", заглядывая в будущее России, цитируют Высоцкого, изобретают хип-хоп и поминают феминитивы. Некоторые из шуток немного подвыветрились, пока книга шла к читателю, но большинство всё ещё акутально. В третьих, здесь умопомрачительный Хлебников!




Линцбах извинительно улыбнулся и толкнул дверь в учебный класс.

Сидевшие за партами чертёжники вдобавок к чёрным робам имели во рту кляп – деревянный шарик на резинке. Щёки перетягивала удерживающая шарик резинка. Округлявшиеся вокруг кляпа губы выглядели так, будто готовы были в любой миг плюнуть красным деревянным шариком – Розанов невольно прищурился. На груди у чертёжников висела миниатюрная звонница – деревянная рамка, в которой помещались разномастные колокольцы. Из-за пояса у каждого торчала двурогая вилочка – камертон.

– Это – новобранцы, – прокомментировал Якоб Иоганнович. – При помощи кляпа и звонницы – карильона, мы отучаем их от привычного языка.

– Русского, что ли? – с неподдельным простодушием вопросил Розанов.

– Русского, немецкого, греческого, – со всегдашней улыбкой перечислял Линцбах. – От любого языка, который препятствует качественной работе.

Линцбах рассказывал, ведя экскурсантов через классы с рядами кульманов:

– Для каждого вида деятельности предусмотрен специальный язык. Причём в случае труда бок о бок два разговора не перебиваются. Под землёй, так же как и во взаимном удалении, что бывает в ходе обмерных работ, удобен карильонный перезвон. Заметили звонницу в холле? Мы с её помощью доносим объявления и распоряжения в самые дальние уголки артельного дома. В шумном месте мы используем язык ритмических телодвижений и поз.

– Всё ясно: и тут без оргий не обошлось! – обрадованно шепнул Василий Васильевич другу по переписке.


Статья написана 27 января 2020 г. 14:59

Польский Монте-Кристо в гостях у сказки, или Мифологическая Земля

mir_mirov.jpg

Помните: 1918, Версальский мир, победа Антанты? Забудьте. Все пошло не так.

Нет, Центральные державы не праздновали победу. Просто с небес, на ошалевшую от мировой бойни Землю, обрушились марсианские захватчики.

И мифобомбы, воплотившие сказки в реальность. Помните: боги, духи, демоны? Позабыли? Придется вспоминать.

Прошли десятилетия, земляне и уцелевшие пришельцы научились жить по-новому. Окружая себя охранными чарами, сражаясь с упырями, призраками, тенями и безумными богами.

На этом фоне поход, организованный богатым марсианином Новаковским, не особо выделялся. Несмотря на оригинальный состав участников и цель: отыскать сокровища сбитого во время вторжения марсианского корабля.

Но что если обычная бизнес-эскапада в результате выльется во что-то гораздо большее?


Польская фантастика (как минимум, если судить по ее переводам на русский) переживает натуральный рассвет. Разные жанры и темы, разная стилистика, разные подходы. Теперь в этот список добавился Павел Майка со своим безумным смешанным миром.

Миром, ставшим главной прелестью романа. Миром, где случилось классическое вторжение пришельцев. Вот только прошло оно не совсем по классическому сценарию. Без «боевых треножников» дело не обошлось, но оружием, изменившим судьбы миллионов землян и тысяч марсиан стали не они, а мифобомбы.

Впрочем, освобождая энергию веры, захватчики ожидали несколько другого результата. Однако земляне сумели их удивить. Да и время для вторжения было выбрано не лучшее.

Как бы то ни было, перед нами мир, где сказка стала реальностью, оказавшись отныне не менее важной дисциплиной, чем физика. Но не та, добрая сказка, рассказываемая несмышленышам на сон грядущий. А жесткий сказ, передаваемый из уст в уста шепотом у ночного костра. Мрачная легенда, гулко звучащая под сводами храмов. Боевая песнь, славящая беспощадных к врагам героев. Опасливое суеверное ожидание, настигающее в темном лесу. В гостях у сказки: 18+.

Ночь (да и день во многих местах тоже) наполнилась существами могущественными, коварными и злыми. Жаждущими добраться до крови и мяса смертных. Духами, демонами, тенями, упырями, богами. Да, одновременно с воплощением давних людских кошмаров вспомнились (или были изобретены заново) методы защиты от них. Правда, они далеко не всегда работали в полной мере, или действовали лишь в крупных поселениях, при использовании массы оберегов и городских стражей-теней. В общем, ухо приходилось держать востро.

А ведь были еще воплотившиеся литературные герои, в некоторых из которых верили сотни тысяч людей. И «боевые боги марсиан», вносящие пикантную нотку космического в это безумный коктейль, созданный на поверхности нашей матушки Земли.

А вот боги монотеистических земных религий так и не одарили верующих своим присутствием, несмотря на все призывы и молитвы. Х-м, а что это товарищ Майка имеет в виду. Что они слишком заняты, чтобы воплощаться по воле паствы, не склонны пользоваться дармовыми чудесами, или..?

Политическая карта мира кардинально изменилась. Старые державы пали (а как иначе, когда «давно умершие короли Польши боролись против немцев плечом к плечу с Перуном и Сварогом»), вместо них на большей части Европы возникла «фасадная» Республика Наций, эдакий вариант Евросоюза — квазифедерация государств с новыми границами.




Статья написана 27 января 2020 г. 11:59

«Буйный бродяга. Специальный выпуск, осень 2015»
2015, журнал, сетевая публикация

Внеочередной номер альманаха, составленный из рассказов-победителей конкурса "Светлое Завтра — 2015"


Предисловие (2015) // Автор: Владимир Бутрим

В «Предисловии» рассказывается об особенностях проведения конкурса рассказов «Светлое завтра – 2015». По итогам конкурса была отобрана десятка лучших фантастических произведений малой формы.

Потеряный рай (2015) // Автор: Алексей Жемчужников

Рассказ держит интригу до последних страниц. Поначалу кажется, что это вообще не фантастическое произведение, а своеобразная фантасмагория. Главный герой после своей смерти попадает в рай, который не совсем соответствует его ожиданиям и представлениям. Но и ад, в котором заправляют черти-коммунисты, тоже какой-то странный. Лишь в конце рассказа все точки над і расставлены – рассказ вполне соответствует жанру научной фантастики.

Остроумно, не без юмора автор показывает всю нелепость и преходящесть современного обывательского, «локтерастолкательского» мировоззрения.

Рассказ сопровождается «Примечанием редакции», в котором Евгений Кондаков высказывает свои мысли об этом произведении и мире будущего коммунизма.

Пять копеек (2017) // Автор: Эдуард Шауров

Дети играясь, нашли в земле круглый кусочек металла — символ давно ушедшей эпохи. Автор показывает зарождение и эволюцию чувства собственности, давно изжитого в обществе будущего. Наглядно продемонстрировано, как возникают изменения в психологии человека, который стал обладателем.

Сергунька (2015) // Автор: Марзия Габдулганиева

Рассказ о советском деревенском мальчике со сверхспособностями, случайно оказавшемся в Москве ХХІІ века. В литературном плане вещь написана добротно, хорошо описан мир будущего, технические достижения. Похвально, что автор решила «похоронить» тело Ленина (притом, что в будущем его идеи чтут). Однако не совсем понятно, куда попал мальчик – в мир, в котором есть только возрожденный СССР («великая страна») или же в мир, где вообще нет никаких стран, как, впрочем, денег, правительств и армий также. Больше похоже на первое. Примечательно, что когда говорится о времени, из которого прибыл мальчик (1985 год), указывается, что остался год «до развала великой страны» (если это о годах правления Горбачева, то генсеком он стал как раз в 1985, а не в 1986).

День на экваторе (2017) // Автор: Александр Рубер

Рассказывается о переходном периоде социализм – коммунизм. На Земле есть некое коммунистическое сообщество Core (Коммунистическая республика). Есть страны, которые живут по-старому, есть своеобразные буферные зоны, есть территории, дружественные Core. Сюжета, как такового, нет. Действие рассказа укладывается в диалоги девушки и парня. По-сути произведение представляет собой фантастическую публицистику, слегка облаченную в художественную форму. Еще больше усиливает это впечатление послесловие автора, в котором он более подробно объясняет устройство мира рассказа. Авторский комментарий по объему немногим уступает самому рассказу, хотя в значительной мере касается не этой вещи, а романа «Звезда, которая никогда не заходит», продолжением которого рассказ и является. В принципе, задумка неплохая, но чтобы в полной мере ее оценить, надо, очевидно, читать роман. И еще – автору не помешало бы написать не рассказ, а эссе или статью — очень уж просятся намеченные идеи быть изложенными в более соответствующей для них форме.

Зубы дракона (2017) // Автор: Дмитрий Никитин

Любопытный рассказ с интересным сюжетом. Начинается как космическая опера, немного напоминающая мир «Стартрека». Описана некая планета, колония – блудный сын коммунистического человечества. Отдаленность от Земли, малочисленность населения, обилие природных ресурсов привели к возникновению общества, схожего со Средним Западом США конца ХІХ века. Начали возрождаться товарно-денежные отношения, развитие пошло по пути аграризации и имущественного расслоения. К тому же возрастали противоречия с Землей, пролилась первая кровь…

Можно, конечно, придраться к чисто хардовым вещам — планета в 5 раз больше Земли, однако пятикратная гравитация на колонистах никак не сказывается; как могла существовать атмосфера, насыщенная кислородом, на планете где не было автохтонной жизни (свободный кислород сразу уходит на окислительные процессы, если его не восполняют растения своим фотосинтезом); очень уж быстро колонисты вырастили целые леса и поля (по идее, для появления почвы нужно довольно длительное время). Однако, рассказ посвящен прежде всего социальным проблемам, потому не будем столь строги :).

Импонирует оптимистическая концовка рассказа, где земляне отказались от насильственной коллективизации и дискредитации самой идеи коммунизма.

Итог. В целом, спецвыпуск удался. Большинство рассказов заслуживает высокой оценки и вносит конструктивный вклад в развитие концепции альманаха.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх