Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 20 сентября 2019 г. 15:15

"Burning Man" (Горящий человек) — это ежегодный фестиваль, проходящий в пустыне Блэк-Рок и дающий своим участникам полную свободу самовыражения. Данное гульбище длится всего восемь дней, а его кульминацией становится сожжение огромной деревянной статуи человека.

Желая посмотреть на все это великолепие, пятеро студентов (Рейн, Стейси, Брайан, Гэри и Джоан) прибывают на фестиваль накануне его закрытия. Ребята разбивают лагерь и начинают постепенно подстраиваться под ритм местной жизни, даже не подозревая, что совсем скоро один из них будет похищен членами некой могущественной религиозной секты, что в свою очередь запустит целую цепочку странных и пугающих событий.

Такова завязка романа Бентли Литтла "Чужаки" и, пожалуй, большего перед началом чтения вам знать не нужно (крайне не советую знакомиться с краткой аннотацией, представленной на обороте книги, поскольку, во-первых, в ней полно спойлеров, а во-вторых, она отчасти вводит в заблуждение).

Теперь поговорим о плюсах и минусах произведения (многие из них будут стандартными для крупной прозы автора).

К положительным моментам можно отнести интригующий сюжет с нотками детектива, колоритных персонажей, быстрый темп повествования и непосредственно финал романа, который в кои-то веки вышел удачным, а не высосанным из пальца, как это часто бывает у Литтла.

Лично меня еще порадовала сама тема книги, потому как я люблю истории о различных сектах и, на мой взгляд, Бентли придумал по-настоящему жуткую закрытую общину, частично списанную с некогда существовавшей организации "Ветвь Давидова", уничтоженной в 1993-м году в ходе совместной операции сразу нескольких силовых структур США (если есть желание, то подробнее об этом инциденте можно узнать, посмотрев отличный мини-сериал "Трагедия в Уэйко" (Waco, 2018)).

Правда, фирменной авторской фантазии в романе могло бы быть и побольше. Она сделала бы текст ярче и острее и разбавила бы слегка однообразный ход событий. Хотя возможно Литтл хотел, чтобы его книга была максимально приближена к реальности и решил не перегружать ее откровенно неправдоподобными элементами. Если это так, то вышеизложенная претензия автоматически снимается.

В целом, "Чужаки" — довольно приятное произведение со скромной хоррор-составляющей на весьма интересную тему, которая скорее всего (и к великому сожалению) никогда не утратит своей злободневности.

Оценка: 8/10.


Статья написана 19 сентября 2019 г. 08:28

Страница произведения.

Сборники рассказов — явление сложное и многогранное. К их выбору я подхожу с осторожностью, ибо очень сложно подобрать рассказы так, чтобы они сочетались, дополняли и раскрывали друг друга. В этой книге это удалось. Она стилистически и тематически однородна, в ней подобраны рассказы, действие которых происходит в советское время, и на это делается акцент. Хронотоп здесь еще один герой, незримый, но явственно ощущающийся. Это важно для понимания текстов в целом и принципа подбора рассказов в сборник, который получился очень сильным, интересным и ярким как в плане сюжетов, так и в отношении героев.

Стоит обратить внимание на цикл «Хроники Летум-Ке», состоящий из двух рассказов. Очень интересно обыграна идея проникновения сквозь ткань миров. Лирические нотки переплетаются с трагическими, которые по мере развития действия звучат всё громче. Герои прописаны достоверно, они обладают индивидуальностью и четкими личностными чертами, чего в малой прозе добиться порой нелегко. Рассказы многогранны: здесь есть и любовная линия, и тема жизни и смерти, верности, судьбы, выбора и ответственности за него, бремени поколений. Без спойлеров говорить сложно, скажу одно: финал потряс меня до глубины души.

С «Хрониками Летум-Ке» тематически перекликается рассказ «Ю» о детской любви, переросшей если не в одержимость, то во что-то очень похожее, поскольку главный герой потерял свою возлюбленную еще в подростковом возрасте, а потому идеализирует ее образ, не отпускает и пытается разобраться в причинах ее гибели. Рассказ глубокий, очень жизненный и пронизан трагизмом. Как и многие рассказы Ольги Рэйн, он достаточно тяжелый и сложный в плане идеи и смысловых граней. Каждый читатель должен будет волей-неволей поставить себя на место героя и соделать непростой выбор.

«Синяя соль» — в этом рассказе весьма необычна локация: это подземные соляные шахты, превращённые в санаторий. Описано очень красочно. Множество разных персонажей добавляет этому месту оживленности, наполненности, кинематографичности. Калейдоскоп событий сменяет друг друга, как на кинопленке. Идея синей соли весьма любопытна, но раскрывать сюжет не буду. В этом рассказе читатель увидит обратную сторону медицинских исследований, когда грань между правильным и неправильным истончается.

«Полет пеликана» рассказывает о любви и жертвенности — эти две темы лейтмотивом пронизывают весь рассказ. Причины произошедшего с Ариной вторичны, они лишь показывают, так сказать, оттеняют ее судьбу. С другой стороны, возможно, они обусловливают их? Нет, полагаю, что героиня пожертвовала бы своим счастьем ради близких, поскольку это ее часть ее натуры. Финал неоднозначен: героиня вновь встретила человека, которого любила всю свою жизнь, но вот любит ли он ее настолько. чтобы отказаться от своих идей и не использовать ее для достижения своих целей?

Останавливаться на всех рассказах сборника слишком долго, поэтому скажу об общем впечатлении. Сборник действительно интересный. Давно я не получала такого удовольствия от чтения малой прозы, все же больше я тяготею к прозе крупной. Язык образный, повествование не буксует и идет размеренно, периодически ускоряясь, провисаний в сюжетах нет. Финалы — это, так сказать, фишка Ольги Рэйн. Вы не получите того, что ожидаете: автор непременно вас удивит.

Рекомендую любителям качественной фантастики, малой прозы и небанальных сюжетов.

10 из 10


Статья написана 19 сентября 2019 г. 00:34

Операция под взором Войны, или Апокалипсис мечей

gorod_klinkov

Генерал Турин Мулагеш не собиралась возвращаться на службу. Отставка и никаких гвоздей. Хватит, пора отдохнуть от собственного бессилия и тщетных попыток что-то исправить. Однако в результате предложения, от которого сложно отказаться, Турин приходиться вновь окунуться в бурные воды континентальной политики.

И уже не в качестве губернатора, а в роли натурального шпиона.

Ведь мало того, что в городе Вуртьястан — некогда оплоте богини войны, найден загадочный металл с потрясающей электропроводимостью. Вдобавок пропал агент, посланный туда с целью выяснить природу таинственного материала. И, возможно, тут не обошлось без вмешательства существ, которые, как хотелось бы верить, все же мертвы.


Первая часть «Божественных городов» стала одним из самых интересных открытий 2017 года, подарив неординарный мир, приятного персонажа и качественную интригу. Продолжение цикла вышло не хуже, продолжив знакомить нас с городами Континента, лишившегося Богов.

Главной героиней продолжения назначен персонаж, с которым мы уже знакомы по дебютному роману. Железный полковник, а нынче генерал Турин Мулагеш. Она достойно подхватила эстафету у Ашары Комайд, занявшей пост премьер-министра Сайпура, и вышла не менее интересной и проработанной, чем ее предшественница.

Перед нами уже не бодрая и полная сил губернатор-вояка из «Города лестниц». Потеря руки серьезно сказалась на Турин. И медовый месяц с новым премьером долго не продлился. Однако характер остается характером, и глушить вино литрами, да постреливать из арбалета по местным идиотам Мулагеш быстро надоедает. И вот она снова в деле. Причем в образе, который раньше на себя не примеряла. Но как говорится, талантливые люди талантливы во всем. Работу агента Турин исполняет со всей ответственностью. И неплохим результатом. Одновременно автор раскрывает нам прошлое персонажа. Мы увидим, как появилась та ироничная, циничная, грубая, по-солдатски прямая Мулагеш, которую мы знаем. Поучаствуем в пресловутом Желтом походе, переломившем ход последней войны. Походе, о котором не принято вспоминать. Кровавом походе, чьим непосредственным участником была юный сержант Мулагеш.

Еще одним приятным моментом стало отсутствие романтических терзаний главной героини. Что с одной стороны логично: «я старый солдат, я не знаю слов любви», Турин аж никак не юная девочка, а старый профессиональный вояка, а с другой чертовски неожиданно: чтобы отыскать фентези без любовных линий, читателю надо постараться.

Сменилось и место действия книги. Престол мира остался далеко за горизонтом, и мы оказываемся в городе богини войны. Сперва кажется, что Вуртьястан выглядит бледнее, чем Мирград. Меньше ярких особенностей, меньше ощущения присутствия божеств, попросту меньше описаний города (особенно если учесть, что предместья и изрядная часть старого Вуртьястана под водой, от города немного осталось). Но затем понимаешь, что, наверное, это неизбежно – Престол мира такой один. А у города Вуртьи имеются свои любопытные особенности. Сейчас тут откровенный фронтир – местные племена воюющие друг с другом и сайпурцами, создают из Вуртьястана смесь Дикого Запада, колониальной Индии и Афганистана. Политические дрязги, ритуальные убийства, ссоры и угрозы. Веселенькое место.




Статья написана 18 сентября 2019 г. 21:25

Всем привет, друзья!

Летом издательство "Азбука" выпустило переиздание романа "Лето ночи" Дэна Симмонса.

«Лето ночи»
Дэн Симмонс
Лето ночи
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019 год, 3000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 736 стр.
ISBN: 978-5-389-16582-3
Серия: The Big Book

Аннотация: Это было лето, которое обещало стать самым обычным в их детской жизни — светлым, счастливым и радостным. Но вместе с окончанием учебного года из здания Старой Центральной школы пришло Зло. Оно было древним, как боги Египта. Злым и коварным, как кардиналы Борджа. Оно древним колоколом звенело над городом, возвещая о том, что это лето не станет обычным — принеся с собой смерть и почти безнадежную борьбу, потери и прощание с детством — оно навсегда изменит их.

Комментарий: Первый роман трилогии "Дэйл Стюарт/Майкл О'Рурк".
Художник не указан.

Хм, так получилось, что рисовать оценку пришлось только по прошествии всех умозаключений и разглагольствований (которые, кстати, проходили вот тут: https://youtu.be/xfCnwX20ICk), поскольку без детальных размышлений я не мог понять, что поставить.

В багаже прочитанного от этого автора — только "Террор", который мне безумно понравился чуть менее, чем всем (привет, ненужная слабенькая мистическая концовка). Приятный флёр, витающий вокруг выхода этого романа, лишь подогревал: дескать, в стиле "Оно" и "Очень странных дел". Что ж, с этим я соглашусь, некоторые вещи и вправду перекликаются и параллелятся. Тут у нас подростки, маленький провинциальный городишко, всякая нечисть и Зло. Стандартный набор для создания хорошей истории. Ну, может, немного избитый, но уж ладно. Конкретно у меня в списке есть мало прочитанного в таком сеттинге, так что я не особо и жалуюсь.

Название в меру зловещее, настраивает на мрачный лад, чувствуется интрига, которая, к слову, сразу же и всплывает в первой главе. И далее Симмонс очень умело и круто поддерживает интерес, подогревает какими-то ВНЕЗАПНЫМИ поворотами и событиями, зачастую происходящими прямо на последней паре страниц каждой главы. Своего рода перевалочные пункты темпо-ритма. Меня такой подход не отторгнул, а только завлек. Главы представлялись мне длинным крутым спуском с крутым же трамплинов в конце. Почему длинный спуск? Потому что Симмонс нетороплив, где-то монотонен, где-то гипнотически детален, что не в упрек, и, пускаясь в череду всяких там бытописаний, рутины мальчишек и так далее ты как раз и попадаешь на крючок внезапной концовки главы, подливающей масла в огонь сюжета.

В видео я рассказал, что мне понравилось то, как автор описал летнюю каникулярную жизнь мальчишек — работа в огороде, помощь по дому, ухаживание за парализованной бабушкой. Это честно и по-своему подкупает. Как бы у некоторых героев и без того нелегкая жизнь, а тут тебе еще и встреча с мистическими событиями. А оные, между прочим, здорово передаются через POV этих самых мальчишек. Ребята сами накручивают себя, выводят какие-то предположения в абсолют, предполагают, сами себя запугивают, и в какой-то момент я почувствовал у себя мурашки. Давно не испытывал такого классного чувства; наверное, со времен массового чтения "Ужастиков" Р. Л. Стайна. Зловещая атмосфера, с нагнетанием и страхом неведомого, удалась автору безукоризненно.

Зло в романе является основным двигателем сюжета. Труповоз, ХОДЯЧИЕ ЛИЧНОСТИ (не буду спойлерить и писать слишком уж явно) и туннели придавали главам динамики, подогревали интерес и какое-то время держали внимание на крючке. Какое-то время. Мне показалось, что Симмонс перетянул тетиву, и та если и не лопнула, то немного, хм, подраспустилась и частично пришла в негодность, отчего полет вышел не таким сильным, каким мог бы быть при всех имеющихся инструментах. Гонения героев со стороны "злодеев" затянулись, приняли форму однообразности, и надо было ускоряться в плане развития событий либо вводить что-то новое, некий катализатор. Но фигуры на доске стоят уже все, и приходится как-то ДОЖИМАТЬ. Ну ок, в принципе, но вот эти вот пляски вокруг школы и колокола в ней с мини-легендой внутри романа — не знаю, немного комично. Равно как и преследование детей огромным грузовиком-труповозом. Другие штуковины (не спойлерю) вышли пободрее и более залихватскими.

В общем, часть текста, что выше, служит долгой подводкой к минусу романа: концовка. Снова не та, что я ожидал, и не такая уместная, как мне кажется, потому что Симмонс взял курс больше на триллер, натуральный, реалистичный, и одеяло этот жанр перетянул на себя, не давая особо место развернуться чему-то еще. В качестве второго минуса — немного смазанные герои. Пара мальчишек при всех моих стараниях к их делению, "слилась".

Из плюсов:

1. Язык — хороший, ровный, без неуклюжестей, читается быстро, несмотря на словообильность автора.

2. Атмосфера — без претензий. Городок, страх, свои заботы, детство, ностальгия, пацанские взаимоотношения — всё как надо.

3. Психология — достоверна. Ребята не совершают каких-то прям вопиюще дурацких и неразумных поступков. А если и совершают, то всегда можно вспомнить, что им 11-12 лет, хе-хе (многоходовочка). Психозы, срывы, драки. В общем, персонажи ведут себя так, как и должны. Да, не без клише и чуть выкрученных образов, но в качестве специй к тем или иным ситуациям это вполне себе и не огрех.

По итогу: хороший подростковый роман, ладно скроенный ужастик в начале-середине, но ПЕРЕДЕРЖАННЫЙ к концовке.

Моя оценка: 8 из 10.

В планах, само собой, "Песни Гипериона", для большего понимания стиля автора.

Ну и пусть уж видео будет отдельным окошком и здеся:

Всех читавших приглашаю к обсуждению.:-)


Статья написана 18 сентября 2019 г. 21:08

Робот Валл-И модели "Шварц" на пути полному удовлетворению...

Есть один из почти безотказных приемов в драматургии/фантастике — демонстрировать протагониста, который превосходит других людей в силе, ловкости. скорости вычислений, но при этом отстаёт в эмоциональной сфере, на любовном фронте или еще где.

Если прогресса нет — то это в лучшем случае монотонная зарисовка, а в худшем — трагедия.

Если идет быстрый, психологически не тяжелый и увлекательный прогресс — то это светлая приключенческая или даже комедийная история.

Фильм "Короткое замыкание" — хрестоматийный пример. Робот получил свободу воли, сбежал, и научился быть человечным.

Здесь же на исходных позициях — бесполый киборг, который совершенно не любит общаться с людьми и все свободное время посвящает просмотру сериалов. Это неплохо охранник, который и пострелять может налево-направо, но в жилых модулях не показывается, и да его там и не ждут.

Кладовка, виртуальность, пистолет, обход, кладовка, виртуальность, пистолет, обход.

Но повествование буквально начинается с того, что киборг-то свободу обрел, его теперь программа не контролирует — однако людей убивать не захотел.

Дальше — вот он спасает людей, вот он находит друга-машину (звездолет), вот он пластически становится больше походим на человека, вот у него уже фактически друзья люди.

Проблема книги — и так не очень большой — в том, что либо половина там просто лишняя, либо эту половину надо переписывать с громадными дополнениями.

Большой рассказ (или маленькая повесть), которая так и называется "Отказ всех систем" — хороша тем, что действие происходит на необитаемой планете, а потому что там в большом и сложном мире делается между роботами и людьми, по сути можно оставить за кадром.

Получается эмоционально очень выигрышная история, в некоем условном антураже "космической фантастики 90-00-х".

И герой там — хороший, душевный:)

Но во второй части — места уже населенные. И противоречия между возможностями (силой, аналитикой, скоростью обучения) роботов и общим раскладе в мире — сверкают как полицейская мигалка. Если говорить проще — очень, очень, очень много роботов, которые могут всех согнуть в бараний рог, но эмоционально неразвиты и вынуждены подчиняться своим хозяевам. Чтобы один отщепенец встретил еще двоих — и все это было у черта на куличках, при том, что на земле такие процессы должны были идти в ускоренном порядке, и об этом не знали на периферии — ну не верю.

Как говорил в мультике сквайр Трелони: "Все, буквально все, только услышав, что мы отправляемся искать сокровища, бросаются нам на помощь".

Достоверность героя тоже падает.

Догадываюсь, что если будут переводить продолжение — весь цикл про киллербота — то киборг там окончательно станет человеком.

Но нужно продумывать вселенную.

Я не знаю, как писался "Отказ всех систем", но мне прям так и видится, что попалась на глаза подходящему человеку небольшая повесть, тот пожевал губу, затылок почесал, и категорично так посоветовал — добить до формата, тогда денежно всё получится. И премия за повесть — получилась. А цикл "Дневники киллербота" даже целиком переводить не стали.

Если проводить аналогии, то есть цикл романов Алана Фостера о Флинксе. Первая книга "Тар-Айимский кранг" — просто очаровательна. Путешествие группы авантюристов к планете, где хранится неизвестное оружие исчезнувшей цивилизации. А в этой группе герой — сирота, немного телепат и т.п. Но последующие — с третьего уж точно — буквально вымучены. Автор придумал отличный набросок мира. А продумывать вселенную не стал, и просто напихивал и напихивал новые приключения.

Итого: неровная книга, где первую часть могу рекомендовать для развлечения и отдыха (увлекательно и легко!), а вторую — рекомендую просто не читать :(((





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх