Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 19 мая 2019 г. 11:36

Антология 2013 года богата очень интересными повестями.

https://fantlab.ru/edition102200

1. Отель для троглодита. О слиянии искусственного и человеческого интеллектов. Машина с сентиментальными побуждениями. Впечатлило. 10 из 10.

2.Жертва. О вирусе, который убил почти все мужское население. И то, к чему это привело — оставшиеся мужчины превратились в осеменителей, люди используют для размножения расы с похожим генетическим набором. И о войне. Нескончаемой войне, о причине начала которой никто и не помнит уже. 7 из 10.

3. Ключ. О планете-колонии, на которой сосредоточены запасы сверхценного материала. И добытчиками зафрахтованы заключенные. 10 из 10.

4. Старый добрый хлам. Довольно муторная история о программе, которая глушит чувства, но в то же время помогла отцу и сыну понять друг друга. 4 из 10.

5. Практикум по рекреационной дебилизации. Рассказ о том, насколько человечество может извратить гениальное изобретение в погоне за удовольствиями и развлечениями. 5 из 10.

6. Вариант решения. Мутант, который пробрался на остров, где зарождается новая жизнь после разрушения экосистемы Земли. 8 из 10.

7. Ио, мой Ио. Человечество создало клонов, и уже не понятно, кто клон, а кто нет. А, может, и ты сам уже клон. 8 из 10.

8. Баракудра нападает слева. Рассказ о открытии способа путешествия разума через вселенную путем правильной настройки параметров экрана компьютера. 6 из 10

9. Первоапрельская шутка. Не очень фантастический, больше детективный роман. О убийстве в состоянии сомнамбулизма. 7 из 10.

10. Живая мертвая вода. Грустная история о изобретенном универсальном лекарстве, которое начинало работать только в присутствии любви и доброты. А потому и не работало почти совсем… 7 из 10.

11. Пять минут и ни секундой больше. О том, как гаджеты и всемирная сеть изменяют общество. 7 из 10.

12. Цветочный самурай. Муторная история о растениях, которые высадили на заброшенном острове. 3 из 10.

13. Крысинда. Очень понравилось. Отличный альтернативный мир, идея о людях, у которых забрали смерть. 10 из 10.

14.Бродяги Тверди. Мне показался этот рассказ даже психоделичным, настолько там все закручено, мироздание, зло, добро, касты... 8 из 10.

15. Мираклин. О свойстве организма человека, которое было случайно открыто и использовано как оружие массового поражения. 7 из 10.

16. Когда Нинту в ладоши хлопнет. Довольно таки запутанное повествование о потопе, и о том,как человека и забросило на тысячи лет назад во времени, он встретил Ноев ковчег, а затем написал Завет. 4 из 10.

17. Основа основ. О контакте магического мира с человеческим и роли золота. 7 из 10.

18. От всей души. О загадывании желаний. Нужно быть осторожным 8 из 10.

19. Клинок. Замысловатый рассказ о решении судьбы нашего мира. 4 из 10.

20. Берегите природу –мать вашу! Рассказ о далеком будущем, где идут межпланетные войны, и, чтобы ограничить зону конфликта, принято решение вести боевые действия только на Земле.5 из 10.

21. Аллергия. Вирус на Земле. Лучшая часть землян мигрировала на Марс. Оставшаяся часть после проведения экспериментов с генными мутациями, смогла выжить. 9 из 10.

22. Благословение Зоркого бога. Интересный фантастический мир. 8 из 10.

23. Ничего особенного. Постапокалиптический мир, где все разделено на 2 мира – жители полей – лесов с примитивной техникой и суперсовременные высокотехнологичные города. 9 из 10.

24. – 25 . Футурология всерьез и Бесстыжые размышления о человеке будущего – рассуждения о современной фантастической литературе.

26. Шаг назад. О вопросах неравенства. Статья.

27. Публицистика наизнанку. О квановой физике. Статья.

28. Рецензии. И правда, рецензии))

29. « Розочки», «языкуши», «болтуньи». Что то непонятное. 1 из 10.

30. Памяти Бориса Натановича Стругацкого. Ессе.

31. Интервью Бориса Натановича Стругацкого.


Статья написана 19 мая 2019 г. 11:23

Вальтер Скотт. Уэверли, или Шестьдесят лет назад

Серия: Собрание сочинений в двадцати томах, том 1

М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. 639 страниц

Перенесёмся на чуть более чем двести лет назад в Англию. Что мы видим на книжных прилавках? Конечно же, с них еще не сошли томики Анны Радклиф и ей подобных авторов готических романов, но многие читатели уже корчат нос и называют их признаком дурного вкуса. Они хотят чего-то новенького... Пухлые переводные французские романы — признак еще более дурного вкуса... Лишь кое-где можно разжиться небольшим сборником новомодной поэзии...

И вот на прилавках появляется таинственная книга без подписи автора — "Уэверли, или шестьдесят лет назад".

Лишь только первая тысяча экземпляров была сметена с прилавков, а её автора уже стали называть не иначе как "Великий Неизвестный".

Чем так привлекла читателей эта книга? Своей живостью — живые персонажи и не менее живые страницы истории. Писатель переносил читателя в совсем недалёкое прошлое — всего на шестьдесят лет назад. По его поздним заявлениям он специально отправился в такое недалёкое путешествие по той простой причине, что сам специально выслушивал многочисленные истории еще живых очевидцев о том, что будет происходить на страницах будущего романа.

Идея написать "исторический роман" Вальтера Скотта (а как впоследствии выяснилось, Великим Неизвестным оказался именно он) преследовала долгие годы. Многие его более ранние поэмы как например "Дева озера" — уже и были романами, только написанными в стихах. Идея эта возникла еще в то время, когда он читал и восторгался книгами "Замок Отранто" Горация Уолпола и "Тайны Удольфского замка" Анны Радклиф... Тем более что Вальтера Скотта всегда тянуло к истории, а история в тогдашней литературе была в основном либо вымышленной, либо чересчур заумной и нечитабельной... И вот годы шли, и наконец, замысел был осуществлён.

Влияние романа "Уэверли" на мировую литературу сложно переоценить. Практически в одиночку Вальтер Скотт создал новый жанр — исторический роман. И его книги заняли совершенно особое место в литературе. Отголоски его романов можно найти как у английских авторов, так и писателей других стран. Даже Пушкин создавая свою "Капитанскую дочку" не смог ничего другого как попробовать повторить сюжет "Уэверли" на русском колорите...

А в 2010 году герцогом и герцогиней Бакклейх, потомками сэра Вальтера Скотта, была учреждена премия его имени, которая вручается за лучшие произведения, опубликованные за прошедший год в Великобритании или Ирландии, описывающие события, происшедшие не позднее, чем шестьдесят лет назад.


Статья написана 18 мая 2019 г. 11:41

Дэвид Митчелл "Простые смертные"

Редко когда встретишь пухлый многостраничный роман, сюжет которого можно легко без всяких спойлеров изложить в нескольких предложениях. «Простые смертные» Дэвида Митчелла – именно такой роман. И это тем более удивительно. Вот попробуйте ради эксперимента коротко изложить сюжет того же «Облачного атласа». Явно будет нелегко.

Допущение: а что если рядом с нами живут некие могущественные маги, которые веками ведут изматывающую войну, и никто об этих магах и их войне ничего не знает. Второе допущение: что должен чувствовать и думать человек, которого волей случая (или судьбы) вовлекло в их конфликт? Причем этот человек много лет и не подозревал, что находится в эпицентре событий. Собственно, именно об этом «Простые смертные».

Кстати, это название для рассматриваемой книги Дэвида Митчелла неродное. В оригинале она называется «Bone clocks», то бишь «Костяные часы». Маленькое замечание: название, под которым книга эта вышла в 2015 году в издательстве «Э», автору этой рецензии кажется удачней оригинального. Но тут уж дело вкуса.

А теперь немного конкретики. «Простые смертные» представляют собой историю жизни простой ирландки Холли Сайкс. Начинается роман в 1984 году, а заканчивается в 2043-ем. По сути это семейная сага, которая вмещает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Прием на самом деле далеко не нов. Что-то в таком духе уже проделывал и сам Митчелл в «Облачном атласе», правда, его нельзя назвать семейной сагой.

При том, что роман объемный, самый большой в библиографии автора, ничего принципиально нового читатель в нем не обнаружит. И это является одновременно минусом и плюсом. За это «Простых смертных» можно легко возненавидеть (разгромных рецензий на просторах Интернета можно найти немалое количество) и легко полюбить (благожелательные отзывы так же легко найти). Создается впечатление, что Дэвид Митчелл сознательно решил написать книгу, в которой были бы сконцентрированы все его любимые приемы, темы, образы и персонажи (перекличек с предыдущими пятью романами столько, что можно играть в отдельную игру, которая заключается в их поиске). В итоге получился этакий «концентрированный Митчелл». При этом данная художественная задача сделала «Простых смертных» излишне тяжеловесной. Автор слишком щедр. Действие романа развивается, кажется, во всем мире: мы побываем и в Исландии, и в Англии, и в Швейцарии, и на Ближнем Востоке, и в азиатских странах, и в России, и в Австралии, и в Латинской Америке, и в США, и в Канаде, разве что в Антарктиду не заглянем. Митчеллу мало XX и XXI века, нас ждут экскурсы и в век XIX, а потом еще и в средневековье. Жанровые рамки определить невозможно: нас ждет и янг-эдалт, и любовная драма, и военная проза, и саркастичные записки выдуманного писателя, и городская фэнтези, и антиутопия. История рассказана от лица нескольких персонажей: своенравной девчонки, самодовольного хлыща и афериста, военного корреспондента, желчного писателя, бессмертного существа и старухи, которая пытается выжить в условиях надвигающегося конца цивилизации. Большому роману полагается несколько тем: Митчелла волнует то, что мы уничтожаем родную планету, тут же возникает тема психологических травм, которые время, чтобы там не говорили, не лечит, будет много эзотерики, будет столь же много рассуждений о техническом прогрессе, не обойдется и без толерантности, а на сладкое нам завезли семейные ценности. Неподготовленный читатель может легко потеряться в этом лабиринте. Вот вам одна из причин недовольных мнений о «Простых смертных». Кстати, лабиринт – это один из ключевых символов романа. Но символов тут и без лабиринта предостаточно. Нужно внимательно за ними следить, и не факт, что вы сможете проинтерпретировать их все. Автор этих строк, например, так и не понял, почему Митчелл так часто акцентирует внимание на птицах. Да и персонажей тут предостаточно. Некоторые появляются и исчезают, а некоторые самым неожиданным образом возвращаются. Роман просто трещит по швам. Конечно, все это мы уже встречали у Митчелла и раньше. Постоянному Читателю проще, а вот гостю, зашедшему на огонек, будет далеко не так легко. Но и Постоянный Читатель так же может расстроится: он привык, что Митчелл его каждый раз удивляет чем-то новеньким, а тут все уже известное. Хотя к приятным моментам можно отнести то, что по ходу дела можно узнать о судьбе персонажей из предыдущих книг. «Простые смертные», являясь по сути самостоятельным произведением, все-таки лучше воспринимаются именно как часть некоего большого цикла. Имейте это в виду, если решили с ними ознакомиться, не прочитав до этого предыдущих романов Митчелла.




Статья написана 16 мая 2019 г. 18:48

«Мама, они обидели меня!
Они смеялись надо мной!»
© Неизвестный кинофильм


Разница между драконами и динозаврами заметна невооруженным глазом.
Динозавры пали жертвой вымирания, а драконы часто бывали его причиной.
Небольшое личное наблюдение




Начну с банальности: хорошего должно быть много, и хороших книг — тоже. Однако реальность, как обычно, расходится с ожиданиями. Российская фантастика редко дарит нам интересные и красивые тексты, созданные не только развлекать, но и трогать душу. Чтобы книгу, открытую ранним вечером, не хотелось закрывать до поздней ночи. Чтобы персонажи вызывали полное и безусловное доверие (восхищение, зависть, радость, уважение…). Чтобы многомерный и нетривиальный сюжет радовал необычными поворотами, а события сменяли друг друга своим чередом, не спеша и не опаздывая. Чтобы история подкупала достоверностью, но не была примитивной. Чтобы никаких deus ex machina. И, наконец, чтобы язык расцветал необычными стилистическими красотами, а происходящее заставляло поеживаться от напряжения, смешанного с благоговейным восторгом и чувством причастности к чуду.

Таковы «Книга огня» и «Огненный шторм», двухтомный приквел к оригинальной трилогии «Черный клан» (выходила под псевдонимом Алекс Градов). И пусть вас не смущает словечко «приквел»: перед нами вполне самодостаточная вещь, очень цельная и тщательно выписанная. Алмаз в короне творчества Анны Гуровой, двуглавая вершина ее писательского таланта и умения. Свидетельство мастерства и доказательство превосходства, причем не только над собой, но и над многими коллегами по цеху.

Впрочем, хватит дифирамбов. Перейдем к тексту.

Как известно, хороший писатель адаптирует стиль под творческую задачу. Если в оригинальной трилогии мы имели дело с магическим реализмом («драконы в большом городе»), то здесь перед нами психологический роман, закутанный в богатые одежды фэнтезийной сказки («драконы — тоже люди»). Соответственно, меняется и строй речи, ее тон и настроение. Оригинальная трилогия получилась весьма суровой и жесткой; приквел затягивает приятным сюжетом, очаровывает мягким слогом и пленяет ненавязчивостью подачи. В бетонных джунглях трилогии рыскают драконы из вороненой стали, больше похожие на крокодилов, и драконы-людоеды, ставшие ходячей нежитью; ведут беспощадную войну драконьи кланы, ведомые жестокими лордами, всякий встречный-поперечный желает причинить зло, каждый гриб и растение готовы вас сожрать.

Напротив, в Каррене, Пиануре, Мондрагоне, Вишневой Лорете, Сомбре, Сантории, Молино, Винделике, Амаро, Фалангине и прочих городах и герцогствах с такими очаровательными именами обитают вполне себе добрые люди, живущие своей незамысловатой жизнью. Даже сверхзлодей Вальтер, по сюжету — абсолютно бездушная нелюдь, сволочь и манипулятор — вовсе не кажется таким уж опасным. Он словно Ганнибал Лектор или Ришелье на курортном отдыхе: строит козни, предает, обманывает и мучает не ради личного удовольствия, а во имя высокой цели, с налетом легкой печали на высоком челе, почти сострадая своим жертвам. Происходящее интересует его лишь с точки зрения исследователя, ставящего любопытные опыты над ничего не подозревающими хомячками. Если сцена поимки и пыток несчастного Крома в «Стальном лорде» рвет душу на части, то здесь вы ничего такого не найдете, за малым исключением.

Атмосфера поразительно близка сочинениям знаменитого Толкина, когда вы уходите в загадочное и увлекательное Средиземье с головой, совершенно забывая о творящемся вокруг кровопролитии. Вы не увидите здесь сцен с пожиранием живьем, отворачиванием голов и четвертованием (отрывание крыльев не в счет, этого перца тут всего щепотка). События сменяют друг друга буднично-мирно, однако автор всегда дает понять: под пасторальной картиной скрыт Армагеддон.

Все начинается с нехитрого «враги сожгли родную хату». (Впрочем, оцените пролог к «Огненному шторму» — как изящно написано! И как он важен для сюжета!). В общем, мирному сосуществованию драконов и людей пришёл конец.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Драконы взбесились и принялись жечь города и деревушки направо и налево. Неизвестно откуда объявился исполинский красный дракон, сжегший множество городов и погубивший уйму невинных душ, которого многие считают Пожирателем Мира. Одна лишь девушка по имени Аличе, воспитанница местного института благородных девиц под названием «лорета», смогла устоять перед его адским пламенем. Ее случайно находит Грег — посланник Черного клана драконов, желающий лично понять, как его немногочисленный клан должен действовать в столь непростой ситуации. (Спойлер: «Всех мочить! Но потом. И желательно — чужими руками».)

Из весьма нехитрого зачина автор умудряется раскрутить историю, достойную занять уникальное место в пантеоне российского фэнтези. Нас ненавязчиво берут за руку и ведут по сюжету приемами опытного сторителлера. Атмосфера книг насквозь пропитана магией; колдовство льется со страницы на страницу, будто пиво на деревенской ярмарке: природная драконья магия, чары Луки, человечье волшебство, алхимия и спагирия, магия рун и печатей — всё идет в ход. Волшебным образом действуют не только персонажи, но и автор, исподволь старающийся сломать «четвертую стену», отделяющую привычный мир от сказочного, удивительного, запредельного...

Отдельное спасибо следует сказать за героев. Даже не хочется делить их на главных и второстепенных, ибо каждый важен и каждому на страницах находится свое уютное место. Каждое движение их души обосновано, каждое перемещение из одного места в другое — продумано, каждое слово, жест и реплика взвешены на аптекарских весах и поданы под правильной приправой. Диалоги и рассуждения сменяются действием, на смену приходит красивое описание природы, посередине которого нас поджидает бодрый экшен, борьба характеров и намерений, а затем снова глядим на мир глазами одного из персонажей, а потом снова диалог и вновь действие, и так без конца, словно на карусели, и это цепляет.

В сюжете нашлось место предысториям, параллельным сюжетным линиям, пророческим снам, видениям прошлого и снам-о-чем-то-большем. Нам предложены сразу несколько сюжетных линий, сплетающих намерения и устремления персонажей в сложное полотно. Имеются флэшбеки, лирические отступления и вполне детективные загадки, дающие простор для игры ума. Текст необычен, текст увлекает, текст манит за собой…. Перед нами не унылая фэнтезятина в стиле «скачи-мочи», давным-давно набившая оскомину, а вполне пелевинская притча-сказка о людях и чудовищах, желающих разобраться в том, кто они такие, как им самим быть и как друг с другом сосуществовать.

Протагонистка хочет понять, кем она стала и что ей делать со своей жизнью — с новообретенным знанием, с такой сложной любовью и такой страшной и непривычной силой, которой непонятно, как управлять. Стремясь спасти возлюбленного, она решается на рискованный шаг, грозящий ей гибелью. Ее защитник Грег колеблется между любовью к героине и верностью своему лорду (по совместительству — брату; стало быть, замешана еще и братская любовь). Терпит неудачу адепт спагирии, желающая вырастить дракона, однако упорно ищет и наконец находит новый способ осуществления своей мечты. Крестьянский сын, лапотник и мелкий слуга сражается со страхами, отчаянно боясь своих новых хозяев и благоговея перед ними, при этом сам не замечает, как меняется и перерождается. Властители решают непростую задачу: как защитить города от грозящей смертельной опасности, когда никто не знает верного средства?

Автор ставит перед нами превосходную сцену, на которой разыгрывает драму из жизни людей и драконов. Происходящему веришь, причём сразу и навсегда. Каждый крупный персонаж, и даже некоторые второстепенные, делает свой личный выбор. Например, Вилли собирается с духом и идет наперекор воле Вальтера, содействуя освобождению Грега. А вот Нагель, напротив, обожает силу и преклоняется перед Вальтером, не заморачиваясь никакими выборами: юный и дерзкий воин не знает колебаний, и этим он хорош, и этим красив. Однако автор постоянно напоминает нам: любовь проявляется в готовности пожертвовать собой, а ненависть — в готовности принести других в жертву своим амбициям. В этом смысле Вальтер действительно является воплощением абсолютной ненависти: ведь он готов пожертвовать кем угодно, даже собственным братом, и уничтожить мир во имя того, чтобы возвыситься над всеми. Поистине, он и есть настоящий Пожиратель Мира, а вовсе не тот до глубины души уязвленный и бесконечно обиженный ребенок, чудовищным образом преобразившийся в жерле громадного вулкана…

Почти каждый персонаж, от самого великого и могучего лорда и заканчивая скромным слугой, неизбежно меняется в процессе повествования.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аличе обретает драконью форму и драконью же силу, черпая силу и смелость в беззаветной любви и открывая в себе новые умения, о которых никогда не подозревала. Грег отрекается от клана, делая выбор в пользу возлюбленной. Кузнец Лука тоже не отстаёт, тщательно планируя и реализуя собственное перевоплощение. (Он, кстати, та ещё расчетливая зараза с фигой в кармане :) вовремя решил сменить ненадежную человеческую плоть на более крепкую оболочку.) Фьямма отдается огненной стихии, чтобы наконец достичь желанного успеха в своем ремесле. Трусоватый и глуповатый Вилли обретает смелость, чтобы по-настоящему служить своему хозяину (знакомые с оригинальной трилогией наверняка узнали грозного Валенка). Вальтер отбрасывает остатки братской любви, окончательно утверждаясь в роли беспощадного лорда преобразованного Черного клана, который теперь правильнее называть Стальным. Главный злодей первой книги, он же самый геометрически крупный дракон по имени Мондрагон (но не величайший, если верить кузнецу Луке, создателю чинкуэды), на поверку оказывается маленьким испуганным мальчиком, и стекает в породившее его жерло вулкана, когда Аличе приходит к нему в облике настоящей вестницы рока.

Все эти трансформации происходят на фоне постепенного сползания мира в хаос — города горят один за другим, драконы множатся и из разумных существ превращаются в хищных зверей, владыки городов перестают стесняться в методах и средствах борьбы с ними, а люди не могут доверять не то что друг другу, но и даже самому себе. Когда привычный мир умирает прямо на твоих глазах, крайне важно остаться человеком, даже если ты — самый настоящий дракон. (Забегая вперёд: такое удаётся не всем.)

В дилогии впервые сквозит легкий эротизм, ранее несвойственный произведениям автора. Главная героиня, девушка в самом цвету юности, испытывает влечение к мужчине, поданное вполне ненавязчиво, однако достаточно четко. Нет, никаких двусмысленных намеков или скабрезных сцен мы не находим, но сам факт довольно примечателен. Более того: говорит о новой ступени эволюции писательского мастерства. Навряд ли можно создать художественное произведение, претендующее на высокую литературность, старательно замалчивая и обходя стороной эту сторону жизни.

Кульминация дилогии наступает в момент решительного и очень важного выбора, который делает белый дракон с человеческим именем Аличе. И ее решение идёт вразрез с драконьим взглядом на мир, его modus vivendi, ведь жертвенность драконам отнюдь не свойственна. Все они — индивидуалисты до мозга костей (например, Синие драконы принципиально не выбирают лорда — каждый считает себя лучше других и не желает уступать сородичам ни на йоту). Жертвенность — свойство человека и только человека! И всякий раз, когда дракон поступается собой ради другого, мы знаем — под его непробиваемой броней скрывается настоящий человек. Возможно, больший человек, нежели многие из живущих людей. Чем те же властители Амаро, решившие откупаться от драконов невинными девушками...

И главная трагедия этого двухтомного романа — скажем так, одна из основных трагедий — заключается в том, что Вальтер приносит любовь к брату и Лигейе в жертву своей безмерной жажде власти. А вот Аличе поступает ровно наоборот, своим стремлением к самопожертвованию подтверждая высокое достоинство своей любви и свое право любить избранника. И тогда ответ на вопрос «Куда бежать, когда сгорает мир?» обнаруживается сам собой. Не нужно никуда бежать, нужно принести самое себя в жертву любви, и тогда, если ты девушка — станешь Святой Невестой, а если юноша — ее возлюбленным Змееборцем. Даже если ты сам — натуральный летающий змей, пышущий пламенем, да ещё и чёрный притом :)

Думаю, теперь вы поняли, дорогие читатели, о чем на самом деле эта книга. Это роман о любви. Не любовный роман, а книга об абсолютной любви. Только на любовном поле у писательницы есть заведомое и весьма существенное преимущество перед писателем (никакого сексизма, дорогие друзья!). Любовь сквозит в каждом слове, жесте и взгляде героев. Грег любит Аличе и своего брата, хранит верность клану, предпочитает действовать грубой силой, нежели магией. Аличе любит Грега. Вальтер любит доминировать и властвовать путем колдовства, интриг и манипуляций. Кузнец Лука любит делать разные прикольные штуки и троллить власть имущих, и еще играть в шахматы со Змееборцем, местной аватарой Творца (да не просто играть — выигрывать!). Герцоги любят и берегут вверенные им города, пусть каждый по-своему. Древний водяной дракон Баугхот настолько любил свой ослепительно сияющий мир, вынужденно покинутый им, что не побоялся обрушиться туда и принять там смерть.

Смешивая в тигле живого русского языка три ингредиента — стиль, сюжет и героев — автор запускает алхимический процесс, выплавляющий философский камень доверия к тексту. Оно рождается без особенных усилий со стороны читателя: нужно довериться автору, и все получится! Атмосферой мира проникаешься помимо собственной воли, она вползает в тебя, словно бескрылый дракон в побежденный город. Каждый конфликт, посеянный в начале каждой из книг, последовательно набирает силу и уже затем разрешается в своей маленькой кульминации, подводящей повествование к грандиозному финалу.

Теперь пару слов о том, с чем тексту не повезло. А не повезло ему, кроме правильного пиара и маркетинга, конечно, с обложкой: обе книги оформлены так, словно внутри — дамский роман, в котором мужественные рыцари, гарцующие на горячих конях с воздетыми к небу обнаженными мечами, спасают прекрасных дамселей из трудных ситуаций. В отличие от пресловутого Макса Фрая, где сначала сделали ставку на аскетичный минимализм, а затем — на хитрые извивы восточных узоров (благо, текст пропитан романтикой Востока), обложка приквела выглядит достаточно грубо скрафченной в графическом редакторе и подает блестящее содержание в невыгодном свете. (Однако даже она заметно лучше страхолюдной готики от оформителей оригинальной трилогии…) Осталось дождаться переиздания, вдруг в этой консерватории чего-нибудь да поправят.

Впрочем, если вы хотите сделать первый шаг к тому, чтобы понять драконов (а может, и стать одним из них), смело идите в ближайший книжный или на какой-нибудь сайт, покупайте твердую копию или электронку, и смело погружайтесь! Вы не будете разочарованы, и прежними вы тоже не будете, когда прочтете последнюю страницу.

Я в этом абсолютно уверен.


Моя оценка: 9 драконов из 10


Анна Гурова

Анна Гурова, «Книга огня»
Анна Гурова, «Огненный шторм»

Статья написана 14 мая 2019 г. 20:26

Аннотация:

Потери — в прошлом. Убийства устарели. Смерть — только начало.

В 1938 году смерти больше не боятся, её эксплуатируют. С момента открытия жизни после смерти Британская империя вобрала в свои пределы Летоземье, метрополис для недавно умерших.

Но Британия — не единственный претендент на власть в этой жизни и в следующей. У Советов есть шпионы в Летоземье и технологии, чтобы построить собственного бога.

Агент MI6 Рэйчел Уайт вышла на след одного из советских кротов, и теперь компромат ставит под угрозу всю её с трудом выстроенную карьеру. У шпиона есть высокопоставленные друзья, и чтобы задержать его, ей придётся играть не по правилам.

Но как поймать человека, который уже мёртв?




Финский писатель и ученый Ханну Райаниеми заработал себе известность в литературной сфере, объединив хобби с профессией в пост-сингулярной твердой НФ — трилогии "Квантовый вор", где научная составляющая оказалась завуалирована так хорошо, что для ее выявления и понимания требовались определенные познания в квантовой механики и информатике. Тем удивительнее было обнаружить, что новый роман "Страна вечного лета" относится уже к фэнтези, правда, Райаниеми вновь не обошелся без смешения различных жанров.

С открытием Страны вечного лета загробный мир стал реальностью, обретя плоть из эктоплазмы и кровь из мыслеобразов. Эксперименты ученых Лоджа и Маркони, представленные публике будущим премьер-министром Гербертом Уэстом, распахнули перед людьми врата новой эры, в которой Билет дает право на комфортное посмертное существование с сохраненным багажом воспоминаний. Основной сюжет разворачивается в хитросплетениях игр британских секретных служб, разделившихся на Зимнее и Летнее управления. Большая война с гансами закончилась сокрушительной победой благодаря эфирному оружию. Однако наступил 1938 год, Испания охвачена пожаром гражданской войны, Британия поддерживает Франко, Советский Союз под руководством Вечно Живого Ленина снабжает республиканцев, а раскольник Джугашвили со своими ячейками ведет борьбу с агентами НКВД.

Рэйчел Уайт, сотрудница контрразведки, получила от советского перебежчика имя хорошо законспирированного "крота" в Летнем управлении. Единственная проблема — он занимает слишком высокий пост, поэтому за упрямство Рэйчел отстранили от дел, переведя в финансовый отдел на скучную бумажную работу. После этого для нее стало делом чести вывести предателя на чистую воду. Патрик Блум, глава Иберийского отдела в Летнем управлении, долгое время умудрялся играть на обе стороны — и за Британию, и за Советы. Но после гибели куратора и угрозы разоблачения каждый шаг грозит ему гибелью, уже окончательной, без шансов достичь цели — влиться в сознание Вечно Живого. Несмотря на все различия, у Рэйчел и Патрика много общего. Они оба чужаки в своей среде. Рэйчел постоянно сражается со стереотипами о способностях женщин к серьезной работе, но все равно попадает в жернова родовых привилегий, где ее статус мельче песчинки. Патрик же разочарован банальной рутиной, в которую превратилась не только земная, но и загробная жизнь. Не желая становиться безвольным винтиком, он присоединяется к сети советских агентов.

Взяв некоторые общие принципы мироустройства из трилогии "Квантовой вор", например, связанные с воздействием мысли на окружающее пространство, Райаниеми перекомпилировал их программный код для запуска на электрических терминалах с роторами и проводами. Хорошенько долил эфирных технологий, легкомысленно начертил отражение фейриленда в массовом восприятии и разыграл шпионский спектакль в лучших традициях британских колледжей и клубов. На десерт — спящий Ктулху в Чистилище, увы, так и оставшийся за кадром в виде ответа к местной вариации парадокса Ферми. Получилось добротное и стильное чтение, в котором смиксованы альтернативная история, шпионский триллер, британская психологическая проза, городское фэнтези и пародия на сказки про фейри. Знатоки эпохи получат увлекательную шараду с отсылками, остальные читатели — нестандартную и атмосферную историю.

Моделируя сосуществование миров живых и мертвых, Райаниеми строит общество, где развитие медицины остановилось, поскольку при наличии Билета можно легко уйти в вечное лето. Где для эфирных технологий появилось столько областей применения, что мертвые стали едва ли не важнее живых. Где на поле боя выходят эктотанки и эктолетуны. Где другие страны мечтают о своем собственном Рае, а в Советском Союзе сделали электрического Бога, компьютер-супермозг, чьи глаза-мавзолеи присматривают за гражданами. Однако Страна вечного лета далека от утопии. Призракам грозит угасание, даже несмотря на энергетическую подпитку праной. Если сорваться, то от души останется лишь голый камень, лусит, который пустят в строительство или для хранения информации. А взамен призраки получают старую рутину, копошение в повседневных мелочах и банальностях. И лишь борьба за нечто более важное, чем статус или деньги, борьба за принципы или идею дарит настоящий рай. Главное, найти правильную точку приложения сил.

Итог: шпионские эскапады в Британии, раздвоившейся на страну живых и призраков.

Моя оценка: 8/10





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх