Рецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. объём не менее 2000 символов без пробелов

  2. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится

  3. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком

  4. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: kkk72, Aleks_MacLeod, sham, volga, С.Соболев

Авторы рубрики: tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Календула, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Ruddy, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, imra, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, sergu



Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 218  219  220  221 [222] 223  224  225  226 ... 239  240  241

Статья написана 16 февраля 2011 г. 17:00
Размещена также в авторской колонке Aleks_MacLeod

Тяжелая и мрачная зима, лень, отсутствие какого-либо интересного занятия и, самое главное, выходной у Дина порой способны подтолкнуть Гаррета на поистине роковые, страшные и драматические решения. Например, он может сам пойти к двери и посмотреть, кто же это там в нее так настойчиво ломится. А за дверью может оказаться гость совсем из другого времени, например, сержант Питерс, когда-то спасший нашему герою жизнь в Кантарде. Гаррет может открыть дверь, а старый сержант — потребовать возвращения долга и предложить работу, от которой нельзя отказаться. Некий частный детектив может собраться и отправиться расследовать серию загадочных происшествий в усадьбе старого генерала Стэнтнора. А все из-за одного неосторожного похода к двери. Отсюда мораль — давая Дину выходной, забаррикадируйте дверь или выдайте заодно и себе краткосрочный отпуск вдали от родного дома. Например, у Морли, а иначе неминуемо придется тащиться под холодным свинцовым небом за город узнавать, что же такое загадочное стряслось в поместье у старика Стэнтнора.

Загадок в доме и правда хватает. Старый генерал считает, что кто-то тайком обкрадывает его на довольно приличные суммы. Питерс подозревает, что его начальника пытаются убить. И, наконец, сам Гаррет регулярно видит в доме таинственную блондинку, о которой никто ничего не знает. Мало того, сразу после приезда частного детектива в доме начинают один за другим погибать постояльцы, они же наследники имущества генерала. Тут уж сами боги велели засучить рукава и взяться за расследование.

"Седая оловянная печаль", пожалуй, лучший роман из всего цикла о приключениях Гаррета. В этой книге Кук не только в очередной раз вывел ярких персонажей, блестяще расписал их взаимоотношения и показал душевные терзания главного героя, но и идеально закрутил сюжетную интригу и создал леденящую душу атмосферу старого дома, полного тайн, загадок и преступлений.

Действие книги ограничено пределами особняка Стэнтноров. Этот сюжетный ход лишает Гаррета поддержки Покойника и заставляет опираться исключительно на свои силы и на помощь так удачно подвернувшегося под руку Морли. Должен сказать, что тандем Гаррета и Морли нравится мне гораздо больше, чем стандартный дуэт Гаррета и Покойника. Будучи прикованным к своему креслу, логхир никогда не выходит за пределы своей комнаты, что ограничивает применение этого персонажа до стандартных логических рассуждений, препирательств с Гарретом и редких сводок о похождениях Слави Дуралейника. И хотя Покойник зачастую спит, дуется или по каким-то другим причинам не спешит делиться с Гарретом своими размышлениями, большинство их совместных расследований сводится к тому, что именно логхир указывает своему партнеру на провалы, ошибки или упущения в рассуждениях. Вдали же от Покойника Гаррет и Морли вынуждены действовать на свой страх и риск, что намного интереснее и веселее.

Сам Гаррет не забывает упоминать, что зачастую добивается успеха в своих расследованиях не благодаря смекалке, уму или дедуктивным способностям, а исключительно в силу своего природного ослиного упрямства. Нашего героя не назовешь блестящим мыслителем, он часто ошибается, идет по ложному следу или подозревает не тех персонажей, однако каждый раз Гаррет искренне переживает из-за своих неудач или убийств, которых он не смог предотвратить. И эта искренность делает его куда более интересным, живым и реальным персонажем, чем большинство картонных всемогущих сыщиков.

"Седая печаль" также заставляет по-новому взглянуть на Морли Дотса. В предыдущих романах дарко показан как достаточно жестокий и мрачный тип, который никогда не упустит своей выгоды и возможности набить карман. В "Печали" же Морли помогает Гаррету исключительно на безвозмездной основе. Более того, его забота о друге показана настолько трогательно, что местами на глаза буквально наворачиваются слезы. Чего стоит один только отказ Морли от уже оплаченного контракта, стоило ему узнать, что целью был именно Гаррет.

Впрочем, симпатичными героями поклонников Кука не удивишь. Яркие персонажи уже давно стали одной из самых сильных сторон творчества автора. "Печаль" не стала исключением — помимо Морли и Гаррета в книге встречается целая армия колоритных личностей, каждая из которых способна надолго остаться в памяти.

Однако на этот раз Куку удалось не только блестяще выписать  героев, но и лихо закрутить интригу. Динамично развивающийся сюжет держит в напряжении до последних страниц, оторваться от прочтения "Печали" практически невозможно. И хотя по тексту раскиданы намеки на истинную личность убийцы, самостоятельно найти мотивы преступления практически невозможно.

Ну и конечно же оказалась на высоте атмосфера романа. Удивительно мрачная и жестокая обстановка, сложившаяся в книге, влияет на читателя должным образом, погружая в шкуру главного героя и заставляя с подозрением оглядываться по сторонам, вздрагивать от каждого скрипа и проглатывать страницу за страницей, пытаясь разгадать все тайны особняка старого генерала.

Резюме: Шикарный роман, один из лучших, если не лучший, во всем цикле. Яркие, запоминающиеся персонажи, лихо закрученная интрига и мрачная, жестокая и идеально подходящая роману атмосфера. За одну концовку можно было бы носить Кука на руках, однако раскрывать ее детали было бы с моей стороны сущим святотатством. Читать обязательно!


Статья написана 15 февраля 2011 г. 23:10
Размещена также в авторской колонке Aleks_MacLeod

Если попытаться составить список основных качеств некоего танферского частного сыщика по имени Гаррет, то лень определенно если не возглавит лист, то окажется в числе лидеров. Несмотря на то, что наш герой — профессиональный детектив и зарабатывает себе на жизнь своими расследованиями, без особой необходимости он предпочитает из дому не высовываться, в неприятности не соваться и всеми силами избегать любой работы. Но репутация Гаррета достигла уже таких высот, что, даже когда сам сыщик не ищет работу, работа сама его найдет. В этот раз новое дело является в виде эффектной ослепительной блондинки по имени Джилл Крайт. Но нашего героя с наскока не возьмешь, поэтому  работа напоминает о себе повторно уже в обличье Великого инквизитора Церкви Магнуса Перидонта. Но по-настоящему Гаррет понимает, что он в деле, лишь когда за его голову назначают баснословную сумму, а на квартире Джилл он натыкается на труп одного из своих знакомых...

В "Холодных медных слезах" Кук продолжает знакомить читателей с миром Танфера. Если в "Золотых сердцах с червоточинкой" расследование Гаррета было связано с семьями высших аристократов Танфера, то в "Слезах" нас ждет подробный рассказ о религиозных общинах города. Оказывается, в Каренте спокойно уживается друг с другом множество различных культов, каждый из который стремится предложить прихожанам что-то эксклюзивное. Двумя самыми крупными конфессиями являются ортодоксы и церковь, и, как ни странно, именно эти организации и окажутся замешаны в череде событий, оторвавших Гаррета от его любимого кресла, холодного пива и праздного времяпрепровождения.

Как и аристократов, духовенство Кук выставляет в достаточно неприглядном свете. Автор, не стесняясь, говорит о том, что в церковной среде не редки случаи воровства, продажности, развращенности и прочих смертных грехов, с которыми служители церкви, казалось бы, должны денно и нощно бороться. Конечно, Кук не забывает упомянуть, что далеко не все жрецы подвержены тлетворному воздействию греха, однако тут же едко подчеркивает, что честные служители так и остаются всю жизнь в низах карьерной лестницы.

Впрочем, в мире Танфера святых нет вообще. Глена Кука, по всей видимости, отличают весьма трезвые и реалистичные (а заодно жесткие и мрачные) взгляды на мир, которые он, в свою очередь, регулярно переносит на страницы своих произведений. Вот и в цикле о Гаррете мы постоянно видим продажных политиков, коррумпированных чиновников, некомпетентных военачальников и прочих достаточно неприятных людей. И на их фоне особенно ярко бросается в глаза рыцарь "в проржавевших доспехах" — наш любимый герой, Гаррет. Только он способен отказываться от высокооплачиваемых работ и браться за абсолютно убыточные дела, которые затрагивают его принципы. Несмотря на то, что свое благородство и кодекс чести наш герой пытается прятать под маской из циничности и лени, постоянно окружающие его личности уже давно научились видеть Гаррета насквозь. И, как это ни странно, эти черты характера только притягивает к нему абсолютно разных людей (и нелюдей), многие из которых даже пытаются начать о Гаррете заботиться.

В первую очередь речь идет, разумеется, о Морли Дотсе. Знатный душегуб и костолом, Морли постоянно приходит на помощь Гаррету, не уставая при этом повторять о пользе вегетарианской диеты и вреде мяса. Разумеется, зачастую Дотс преследует свои цели, ищет возможности поживиться в любом случае, однако полукровка при этом никогда не допустит, чтобы  в результате его действий пострадал Гаррет. Однако, справедливости ради стоит отметить, что именно в "Холодных слезах" Морли Дотс представлен с наиболее неприглядной стороны — как хладнокровный и расчетливый убийца.

Из "Слез" мы кстати очень много узнаем о прошлом Гаррета. Оказывается,что у сыщика был младший брат, что не только Гаррет воевал в Кантарде, однако только ему одному посчастливилось вернуться оттуда живым. "Слезы" вообще достаточно сильная книга в эмоциональном плане. Кук много внимания уделяет и чувствам и эмоциям Гаррета, и его отношениям с другими героями книги. В романе появляется, наверное, одна из самых ярких спутниц героя — молодая и энергичная Майя Стамп. Прожившая большую часть жизни на улице девушка, способна понять Гаррета с полуслова и не только поддержать в эмоциональном плане, но и помочь в расследовании дела.

К сожалению, за яркими персонажами и мрачной атмосферой немного теряется нить сюжета. Местами роман кажется немного сумбурным, сжатым, а концовка вообще выглядит достаточно скомканной, оставляя после себя чувство незавершенности. К тому же немного раздражают появившиеся в переводе путаница и несогласованность в именах персонажей. Так, например, Уолдо Тарп превратился в Уальдо. Хочется верить, что в следующих томах, выходящих в "Черной fantasy", такие моменты будут улажены.

Резюме: "Холодные медные слезы" — типичный представитель цикла о приключениях Гаррета. Яркие персонажи, остроумные размышления Гаррета и мрачная атмосфера улиц Танфера поджидают читателей на страницах романа. Назвать эту книгу лучшей у меня не повернется язык, однако доставить пару приятных вечеров поклонникам жанра, цикла и автора она вполне способна.


Статья написана 14 февраля 2011 г. 23:20
Размещена также в авторской колонке alexsei111


Питтакус Лор "Я-четвертый".

Текст романа  Питтакуса Лора «Я-четвертый» попал мне в руки благодаря издательству «АСТ»,которое согласилось дать мне файл с романом в обмен на написание рецензии и опубликование ее на сайте «Лаборатория фантастики».Не скрою меня порадовала данная инициатива ,и против обыкновения я прочел «Я-четвертый» в электронном виде что не является для меня обыденным явлением, ибо я все же предпочитаю бумажные книги, но тут ради возможности быть первооткрывателем данного опуса для широкой литературной общественности я с огромным  удовольствием сделал исключение.

Сразу оговорюсь что роман Лора является подростковым и больше тяготеет не к социальной или философской составляющей, а  к приключенческому началу в духе вселенной «Star Wars»,но к сожалению уровень проработки сюжета далек от знаменитого мира Джрджа Лукаса и при чтении мне вспомнился «Телепорт»  Дага Лаймана или даже совсем детская «Ведьмина гора» Энди Фикмена. Можно еще вспомнить «Электру»,но ее спасали неплохие актерские работы, и блестящие спецэффекты вкупе с достаточно умело поставленными экшенными сценами.

Я специально вспомнил об этих трех фильмах, для того чтобы вы примерно представляли себе уровень проработки антуража, мотиваций и сюжета.

Вспомнили???

Представили???

Да, да вы правы, он прямо скажем НИКАКОЙ!!!

Но оставим старческое брюзжание читателя фантастики с двадцатилетним стажем, и представим себя четырнадцатилетним юнцом мечтающим побить всех школьных недругов, поцеловать самую красивую девчонку в классе и светить мускулами перед всей школой.

Итак, экспозиция.

Парень по имени Джон Смит приезжает со своим отцом в маленький американский  городок под названием «Парадайз» и они снимают дом ,а потом наш герой начинает ходить в местную школу и знакомится там с девушкой Сарой в кою без промедления по уши влюбляется.

Разумеется наша парочка не простые отец и сын,  а пришелец с планеты Лориен (истинное имя упомянуть забыли) и его персональный «Йода» с погонялом Генри.

Вроде пока все выглядит достаточно логично, но вы не знаете многих секретов.

Например, наши главные герои были в срочном порядке эвакуированы со своей родины на нашу грешную Землю с захваченной коварными Могадорцами планеты Лориен в компании с еще восемью парами (восемь учеников и учителей).

Девять детей должны послужить в будущем генетическим материалом для восстановления населения планеты Лориен (???),и да, да кому-то повезет и ему достанется два партнера.)) .

Таки это еще не все. Перед самым вылетом старейшины лориенцев накладывают на детей заклинание (???) суть которого в том, что раскиданные по нашей планете дети могут быть убить могадорцами, только в определенном порядке(???).

Мало того при убийстве первого на ноге остальных появляется шрам в виде браслета, и далее по списку. Чтобы значит, знал и готовился к встрече с врагами.

А еще наш Джон Смит бегает со скоростью 140 километров в час и может забросить небольшой предмет на пару миль одной рукой.  (Я не физик, но даже я понимаю, что человек массой 90 кг, и ростом допустим 1.80 ,и амплитуде размаха руки присущей обычному человеку такое сделать не МОЖЕТ!!!).

А еще у нашего Джона Смита и его сородичей к 15 годам начинают просыпаться скрытые способности в виде световых фаерболов  метаемых из рук и телекинеза.:-)

Автор как видим,  не имеет границ в своей фантазии.

Разумеется наш герой как и положено обретет в школе новых друзей и вместе с ними и с бежавшим на другом корабле своим домашним животным метаморфом , наддаст пинков коварным захватчикам.

Что мы имеем в итоге?

Не прописанный мир и хромающую на все конечности логику, а точнее полное отсутствие таковой.

Платонический инфантилизм аля Сумерки. Наша парочка только и делает, что целуется и опять же сколь либо умные диалоги ей не присущи.

Супер героя, который на сей раз буквально «и в горящую избу войдет» для того чтобы вытащить из пламени свою любимую девушку.

Простой язык изложения. В духе «я сделал то и увидел это».

И вся эта ерунда подается с огромным пафосом, и без какой либо иронии.

Думаю, и скорая экранизация не будет отставать от первоисточника.

Нужно ли это читать взрослому человеку со сложившимся литературным вкусом?

Разумеется нет.

Нужно ли это читать, если вам 12-14 лет и вы ничего не читали кроме букваря и учебников?

Разумеется да.

Оценка 4 из 10,и то исключительно за мат и ржач ,на который меня временами пробивало.

P.S. И еще раз спасибо издательству «АСТ» за предоставленный текст, и лично PR менеджеру издательства Анне Миловановой.:beer:

P.P.S.И еще как водится нас ожидает продолжение...:-)


Статья написана 13 февраля 2011 г. 23:59
Размещена также в авторской колонке febeerovez

Еще года два назад, мой воображаемый список "авторов, к которым я всегда возвращаюсь", пополнил один хороший писатель по фамилии Зотов. Сначала он убедил меня в том, что может оригинально и захватывающе подать некую идею, а потом и доказал это, выпустив продолжения своих серий. Даже несмотря на то, что “Апокалипсис welcome: 3D” и “Республика ночь” оказались слабее своих предшественников, уровень исполнения был по-прежнему на достаточно хорошем уровне.

Однако именно “Ад & Рай” стал тем продолжением, которое, как мне кажется, многие не ожидали увидеть. Книга завершает начатую в прошлом романе историю, и главными героями снова являются Калашников и Малинин. Сюрпризом это стало потому, что автор несколько раз упоминал – идеи для продолжения есть, но уже без полюбившихся читателю главных героев. Однако несмотря на заверения Зотова и даже самих персонажей, о том, что продолжения не видать – судьба распорядилась иначе, и в данном случае это плюс, а не минус.

Честно говоря, из-за неторопливого темпа начала истории, меня порой не покидало стойкое ощущение, что “Ад & Рай” – это своеобразный “эпилог” к одноименной трилогии. Написанный не хуже предыдущих книг, с новым сюжетом и знакомыми героями, но все же больше эпилог, нежели отдельная самостоятельная история. Однако если у вас возникнет похожее чувство — отбросьте тревоги. Это ощущение обманчиво. Изначально кажется, что проблема лежит в той классической схеме триллера, по которой строится весь сюжет. Как обычно, действию нужно время на раскрутку – это логично и понятно, ведь никто не будет раскрывать, например, главный секрет уже на первых страницах. Но именно в этот раз кажется, что, то ли раскрутка немного затянута, то ли она на самом деле происходит чересчур неспешно. И это странно, поскольку проблема романа действительно глобальна, интересна и хорошо подана, а герои уже с первых глав попадают в несколько разборок – то есть экшн в порядке, и действие не буксует.

Понимание приходит спустя какое-то время. Все дело в большом перерыве, с которым вышла новая книга. Поскольку “Демон плюс” был издан в 2008 году, то и впечатления от того сюжета уже давно поостыли. И получается, что на хорошее освежение воспоминаний требуется какое-то время – отсюда и появляются подозрения о “растянутости”.

В новой истории можно выделить два основных времени – прошлое и настоящее. На первый взгляд кажется что мало – но помимо динамической смены нескольких сюжетных линий, присутствует и достаточно обширная география приключений. Вместе с героями, читатель снова посетит древний Рим, заглянет в современную Москву, Парфянское царство,  и даже наведается в Ирак. И это, разумеется, не все, но раскрывать все карты заранее – вредно и неинтересно. Зато можно смело говорить о том, что Зотов, помимо экскурсий по земным местам, так же расширил представления читателей об Аде – вы заглянете не только в знакомые места, но и побываете в тех, которые в истории до этого еще не появлялись.

Количество персонажей, к четвертой серии, кажется, достигло максимума. Помимо, уже знакомых читателю “пар” Калашников-Малинин, Шеф-Голос, встретятся герои из всех трех книг – кто-то в качестве мимолетной роли, но большая часть, все же сыграет свою, довольно весомую, часть в сюжете. Но теперь не возникает такого ощущения, что Калашникова и Малинина несколько задвинули на задний план. И если поначалу, кажется, что да, честно говоря — без них можно было обойтись, то начиная со второй половины романа, автор прочно связывает линию двух героев с остальными. У Зотова получилось достичь баланса между количеством времени, выделенного для каждого персонажа. Во многом за это стоит благодарить динамическую сюжетную линию и бодрое переключении действия с одного места на другое.

Однако именно в персонажах на этот раз спрятался один из минусов. Увы и ах – но по уровню харизматичности, главный злодей сильно проигрывает предыдущим книгам. Несмотря на глобальность злодейского замысла, его исполнение выглядит несколько натянуто. Однако сама идея или, если угодно, финальная цель — получилась печально правдоподобной и актуальной на сегодняшний день.

Но если вы думаете, что из-за этого минуса личность злодея стала предсказуемой – то нет. Угадать “кто преступник” в очередной раз невозможно. Автор, разумеется, подкидывает некие подсказки, начиная где-то со второй половины книги, но только в том случае, если вы не знаток древнейшей истории и Библии – вряд ли это может помочь. На протяжении сюжета, читателю откроются такие детали истории, про которые  пишут разве что в редкой энциклопедии, а вслух историки так вообще предпочитают не высказывать. Одним из плюсов является то, что в “Аду & Раю”, так же, как и в большей части книг автора, эти факты действительно интересно читать. Но тут уже вопрос в том, насколько вас вообще интересуют исторические детали истории. Достоверность такого материала можно конечно оспаривать, но в целом, я очень сомневаюсь, что автору нужно было вписывать их просто для поддержания сюжета. Историю то он свою поддерживает, но умело, осознанно и совершенно  другим образом – традиционно вписывая события романа в исторический контекст. И делает он это все настолько аккуратно, что, даже осознавая факт выдумки, я бы лично не удивился, если бы события в реальности происходили именно так.  

По ходу сюжета снова можно отметить некую тягу Зотова к кино-спецэффектам. Перестрелки, рукопашные разборки, и адреналиновые погони в этот раз радуют не только зрелищностью и масштабом, но и звуковым сопровождением. Как бы это странно не звучало, но именно так и есть – пара экшн сцен в книге происходит под известнейшую музыку AC/DC. А если вы слушали эту группу, то вполне можете представить – для экшн сцен их музыка подходит практически идеально. Чтобы получить максимальный эффект, я рекомендую не полениться, и погромче включить нужную музыку на чем угодно, в соответствующий момент сюжета. Проверено на себе – ощущения будут практически не хуже, чем в кино.

Вспоминая фирменные особенности стиля писателя, обязательно стоит сказать, что самым лучшим образом обстоит ситуация с юмором и взглядами Зотова на разные нынешние проблемы. Введя линию современного мира, автор снова получил возможность издеваться над знакомыми нам знаменитостями в разных областях культуры – от музыки до политики. Помимо стеба над сегодняшним днем и великолепных диалогов Шефа и Голоса, автор снова подкалывает героев, читателей, себя и классические штампы сюжета, устами персонажей возобновляя разговоры о том, что они – герои книги, и продолжая жаловаться на отсутствие любовной линии у Малинина. Однако же в этот раз, практически все приколы такого рода не канут в небытие – а получает свое прямое развитие.

И еще практически никогда до этого, автор так напрямую не высказывал свое мнение о той или иной проблеме. Развивая тему о человеческой глупости, жадности и жестокости, он уже практически не вуалирует ее за персонажами. Некоторые сцены, по своему содержанию, запросто переплюнут и разного рода истории о продаже душ, и некоторые сцены убийств из предыдущих книг. Идея о коррупции в церкви в этот раз вообще фактически дойдет до своего пика. Автор то и раньше особо не сдерживал себя в рамках, но в этот раз их почти, что и нет.

Резюмируя общие впечатления, скажу следующее: четвертая книга в общей сложности – это такой ядерный коктейль из лучших ингредиентов всей трилогии, почти идеально выдержанный и сбалансированный. Неторопливое начало, вызывающее некое удивление, является лишь ширмой для адреналинового содержимого. В книге есть все, что когда-либо вам приглянулось у этого автора – черный, отчасти циничный юмор, закрученный сюжет, интересные исторические вставки и факты. И практически нет минусов, каким обычно грешили продолжения – например, несбалансированность между главами персонажей или зашкаливающее количество мата. Правда нет и чувства новизны – на четвертой книге история конечно уже смотрится не так оригинально, как в первый, или второй раз, но надо отдать Зотову должное – он явно старается разбавить ситуацию по мере увеличения количества своих книг.

По словам автора – это официальное завершение приключений Калашникова и Малинина. И несмотря на постоянные заверения писателя и героев в предыдущих частях, все-таки в этот раз верится, что это — финал. На фоне всей трилогии книга нисколько не проигрывает своим предшественницам, и поэтому всем любителям Зотова стоит ее приобрести. Я не буду упоминать в очередной раз о том, кому книгу следует читать, а кому лучше воздержаться. Напоследок мне хочется сказать другое – это достойная серия достойного автора. Если вы еще не читали Зотова – то обязательно попробуйте, отодвинув свои границы морали. Да, цинично, да жестко – но все это написано в соответствии с понятиями реального времени. И что немаловажно – написано не глупо, не на пустом месте. За всеми компонентами скрывается одна простая, но очень важная и актуальная мысль. Но при этом то, что лежит на поверхности, ничуть не хуже того, что лежит “внутри”. Это действительно отличная книга, полная захватывающих событий, множества персонажей, загадок, и хорошего черного юмора.

Читать – крайне рекомендую!

P.S. За предоставленный текст романа выражаю благодарность издательству АСТ

P.P.s. Сама книга ориентировочно выходит 1 марта.


Статья написана 7 февраля 2011 г. 11:41
Размещена также в авторской колонке Aleks_MacLeod

С каждой новой книгой Терри Пратчетта создается впечатление, что с годами маэстро становится все более и более серьезным, а юмор в своих произведениях использует скорее по старой памяти. Он там — как Шнобби Шнобс и сержант Колон в Ночной Страже. Без этих двоих Стражу себе и представить невозможно, но ведь, по сути, новые стражники прекрасно справляются и без неразлучной парочки. Так же и с юмором, по сути он — неизменная деталь всех до единой книжек Терри Пратчетта, но вот, например, если убрать все шутки из поздних романов о Страже, то эти романы ровным счетом ничего не потеряют.

Возьмем вот, "Бац!". Последняя на данный момент книга из цикла о "Страже" является крепко сбитым политическим детективом. В Анк-Морпорке опять не спокойно — близится очередная годовщина битвы в Кумской долине, и тролли с гномами начинают косо друг на друга поглядывать. Масла в огонь подливают проповеди гномского духовного лидера грега Бедролома, приехавшего в город за несколько месяцев до начала описываемых событий. И когда начинает казаться, что хуже просто быть не может, кто-то убивает прямо посреди его собственной шахты. На месте преступления найдена дубинка тролля, и гномы не сомневаются, что убийца — тролль. Ваймс должен найти виновника до того, как в городе начнется гражданская война, причем действовать ему нужно крайне осторожно, ибо каждый неосторожный шаг Стражи может вызвать кровопролитие... А тут еще пожаловал с проверкой государственный инспектор, желающий узнать, на что это идут те гигантские суммы, выделяемые в городском бюджете на содержание Стражи. А еще каждый вечер ровно в шесть часов независимо от обстоятельств и складывающейся ситуации Ваймс должен читать своему сынишке вслух детскую книжку "Где моя корова". И никаких опозданий!

Впрочем, как это всегда и бывает, увлекательная интрига — это только один из нескольких слоев, лежащих в основе практически каждой книжки Терри Пратчетта. В обертку детектива сэр Тэренс завернул довольно серьезную мысль о том, на что только не готовы пойти мыслящие вроде бы с виду живые существа ради убийства других существ, хотя бы чуточку от себя отличающихся. В который уже раз Пратчетт отображает на страницах Плоского мира пороки нашего общества — национализм, дискриминация по расовому и половому признаку, межэтнические столкновения, — все то, что Терри видит за своим окном, он отображает и в своем творчестве, но если в Анк-Морпорке удается найти выход практически из любой самой тяжелой ситуации, то до решения тех же проблем в нашем мире еще очень и очень далеко. Хоть заноси все произведения Пратчетта в список обязательного прочтения для всех сильных мира сего, да и то не факт, что поможет.

Еще одна мысль, отраженная в романе, сквозной линией проходит практически через все книги сэра Тэренса, по крайней мере, поздние. Заключается эта идея в выражении, набившем оскомину в "Незримых академиках", но еще достаточно неиспользованном в "Баце" — в поговорке о леопарде, который способен сменить свои пятнышки. Ну или, как говорит Мистер Блестящий, вода камень точит. Речь здесь идет о том, что со временем под влиянием окружающих способны поменяться даже казалось бы незыблемые постоянные величины. Гномы и тролли сходятся за игровым столом, в Стражу поступает первый вампир, феминизация все более и более плотно укореняется в гномском обществе, а Ваймс... Уж с ним-то, казалось бы, ничего не должно было произойти...  И гляди же, принял в Стражу вампира, научился пользоваться бесом-органайзером, стал просчитывать политические ходы патриция и, что самое главное, каждый день без опозданий, оправданий и помех ровно в шесть часов вечера приходит домой, чтобы почитать сынишке книжку.

И все же, несмотря на все эти изменения, внутри Сэм Ваймс остался прежним. Пусть и не самым козырным тузом в колоде патриция, но человеком, чье имя имеет вес и авторитет. Сыщиком, которого нельзя подкупить, обмануть, запугать или сбить со следа. Стражником, арестовавшим по обвинению в измене самого патриция. Тем, кого стоит бояться всем преступникам в округе. Героем, за приключениями которого одинаково интересно следить, чем бы Ваймс не занимался.

Сэм занимал одну из главных ролей во всех романах о Страже, но в последних книгах Ваймс занимает все более и более центральную роль. Оно и понятно, какими бы интересными не казались все остальные стражники, им особо некуда эволюционировать. И Шнобби, и Колон, и Ангва уже мало чем способны удивить искушенного читателя, преподнести неожиданный сюрприз могут разве что Моркоу и Детрит, но и их способности все-таки ограничены. А вот Ваймс каждый раз попадает в новую ситуацию, требующую показать себя именно с новой стороны. В "Пятом элефанте" он возглавил дипломатическую миссию, в "Ночной страже" попал в прошлое, в "Баце" примерил на себя роль отца, а в анонсированном на осень "Нюхе" чуть ли не впервые в жизни отправится в отпуск.

И эволюцию в его характере, все изменения, переживания, страхи и надежды сэр Тэренс описывает настолько подробно, детально и внимательно, что понимаешь, что Ваймс является любимым персонажем не только у многих читателей, но и, по всей видимости, и у самого Пратчетта. Поэтому, скорее всего, вряд ли когда-нибудь мы увидим экранизацию какой-нибудь книги из цикла "Стражи", зато можно быть уверенным, что Сэма, в отличие от Ринсвинда, Терри не забудет и продолжит радовать поклонников новыми историями о похождениях бравой Ночной Стражи и ее доблестного командира. Восьмой роман-то точно будет.

Резюме: "Бац" мог бы быть самой мрачной, злободневной и атмосферной книгой из всего цикла про Ночную стражу, однако так и не стал. По уровню жесткости и жестокости он сильно уступает предыдущему роману цикла, а про непростые отношения гномов и троллей Пратчетт уже писал в "К оружию! К оружию!". И тем не менее Терри сумел избежать ненужных самоповторов и в очередной раз продемонстировать свежий взгляд на уже привычные, но не ставшие от этого менее актуальными, проблемы как вымышленного, так и реального миров. Поклонникам творчества автора читать в обязательном порядке.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 218  219  220  221 [222] 223  224  225  226 ... 239  240  241




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 699

⇑ Наверх