Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 22 июня 2018 г. 16:20

Городок Касл-Рок, затерянный на просторах штата Мэн, уже давно прочно прописался в творчестве Стивена Кинга.

При упоминании данного населенного пункта первым на ум приходит роман "Нужные вещи", повествующий о том как открытие магазина загадочным мистером Гонтом меняет привычный размеренный быт жителей городка.

Однако до появления высокого старика, любящего носить смокинги, Касл-Рок посетил другой таинственный незнакомец в черном пиджаке по имени Ричард Фаррис.

Посетил с вполне конкретной целью — чтобы передать двенадцатилетней Гвенди Питерсон необычный пульт управления с разноцветными кнопками.

Для чего нужна эта штуковина и как она впоследствии изменит судьбу девочки как раз и рассказывает повесть "Гвенди и ее шкатулка", созданная Королем Ужасов в соавторстве с небезызвестным литератором Ричардом Чизмаром.

Несмотря на то, что произведение не лишено интриги и динамики, я не могу назвать его очень уж увлекательным.

Вместо плавно развивающегося сюжета у двух авторов вышла сбивчивая хроника событий, охватывающая десять лет жизни Гвенди, наполненная стандартными "фишками" Кинга и картонными персонажами, которые забываются почти сразу после прочтения.

Лично у меня сложилось впечатление, что Мастер случайно откопал свои заметки к ненаписанному роману (не исключено, что они хранились в том же ящике стола, что и черновики "Каннибалов" ("Под Куполом") и "11/22/63") и, призвав на помощь Чизмара, переработал их в повесть о странном пульте управления.

Получилось не то чтобы плохо, а скорее слишком пресно.

Но то что серо выглядит на бумаге совсем не обязательно будет выглядеть так же на киноэкране.

"Гвенди и ее шкатулка" совершенно точно подходит для экранизации, в которой можно было бы более подробно раскрыть характеры героев и ярче изобразить их окружение — Касл-Рок образца 70-х годов двадцатого века.

Надеюсь, что повесть не будет забыта и еще обретет свое второе дыхание в виде фильма или мини-сериала.

Что-нибудь из этого, снятое в духе "Сердец в Атлантиде" (Hearts in Atlantis, 2001) Скотта Хикса, по-моему, было бы идеальным вариантом.

Оценка: 6/10.


Статья написана 22 июня 2018 г. 10:21

Этот кельтский бессмертный, или Ровесник Христа и его собака/Энциклопедия волшебных существ, том «Ирландия»

presleduemyj

Те, кто принял бы Аттикуса О`Салливана — хозяина магазина оккультных товаров, за обычного молодого человека 21 года от роду, очень сильно ошибся. Где то на пару тысячелетий, плюс-минус. Причем не только с возрастом. О`Салливан был не обычным, не молодым, и даже по большому счету не совсем человеком. А старейшим на Земле друидом. Волшебником. Воином. Бардом. Что несло за собой не только преимущества, но и недостатки. За две тысячи лет не только друзьями успеваешь обзавестись. Но и врагами тоже. Да какими!

Например, кельтским богом любви Энгусом Огом, который никак не мог простить Аттикусу похищения волшебного меча. Хотя с той поры прошло столько лет, что и не перечесть. И вот, наконец, Ог решает взяться за О`Салливана всерьез. Не просто посылая время от времени разнообразных подручных. Но и заявившись к своему недругу самолично.

За последние годы, кроме казавшегося вечным Батчера с его «Досье Дрездена», переводное городское колдовское фентези пополнилось парой интересных новых имен. Бенедикт Джэка с «Алексом Верусом». И вот аризонец Кевин Хирн. Причем главным героем у него выступает ирландский (!) друид.

Дорога автора к читателю была долгой. 19 (!) лет. Писать Кевин начал еще в университете, потом переключился на комиксы, одновременно работая над эпичным фентези. Закончил. Разослал издателям. Тишина. Кевин вздохнул и принялся за другой проект о друиде и его псе. Закончил, разослал издателям. Тишина. Кевин вздохнул и принялся перерабытывать синопсис и начало романа. Один раз. Отослал. Тишина. Другой. Тишина. Третий. А потом звезды, наконец, сложились. Издательства прозрели и даже устроили аукцион за роман Хирна. В 2011 году первый том цикла «Хроники железного друида» увидел свет. Он, кстати, завершен и состоит из девяти романов (финальный из которых вышел на английском в 2018 году), повестей и рассказов.

Цикл интересный целым рядом моментов.

В первую очередь, ирландским антуражем. Фактически перед нами своеобразная энциклопедия кельтских волшебных существ. Причем энциклопедия живая и юморная. Далеко не все из них получат много времени (возможно, в следующих книгах), но имен, терминов и упоминаний существ из ирландской мифологии на нас обрушится прям таки девятый вал, редкой информативности вышел роман. И не только из ирландской. Америка по Хирну чем-то изрядно напоминает Штаты Геймана из «Американских богов». Кого только не встретишь в Новом свете! Разнообразных магических существ тут настоящее изобилие. Фэйри всех мастей и оттенков. Божественные Туата Де Дананн. Боги прочих пантеонов Земли. Великаны фир болги. Элементали. Вампиры. Вурдалаки. Оборотни. Суккубы. Ведьмы. Демоны и прочие существа из преисподней. В общем, не соскучишься.




Статья написана 20 июня 2018 г. 10:06

Не было бы счастья, но тут нам подкинули порося...

Да не очень-то оно состоялось, это счастье.

Если страна, где вы живете, уже не первое десятилетие медленно погружается в трясину экономического кризиса, отсутствия смысла и давлеющего над всем "прогноза будущего" (который не столько научный, сколько пропагадистский трюк) — вы точно сможете ощутить атмосферу "Хронолитов".

Автор не очень скрываясь, пытается показать кризис западного мира: экономика летит в трубу, дети отправляют не в крестовый поход, но в "хадж", люди готовы предавать идеалы своего общества, причем гласно и открыто, а государство не очень понимает, что делать. По привычке всё засекречивается, нанимаются толпы агентов, идут постоянные попытки переломить ситуацию "средствами 19-го века" — создать армию побольше. Медленно распадается инфраструктура: в молодости герой мог слетать через океан, а в зрелом возрасте приходиться ему спекулировать электроникой. Телефонная связь всё хуже, медицина всё недоступнее, новых спутников не запускают.

Это — первая линза.

Вторая — жизнь обычного человека, который всего лишь один из маленьких винтиков в сложной машине судьбы.

Вот он с семьей на отдыхе, сам пропадает на несколько дней и заболевает дочь (мелодраматическая инфекция уха, после которой юные барышни уже не слышат). Развод. Проходят годы — и уже при равнодушии бывшей жены он вытаскивает дочь из палаточного лагеря, в котором недавние хиппи учатся быть религиозными фанатиками. Смерть отца, второй брак, воспоминания о сумасшествии матери и прочее, и прочее.

Автор не слишком затрудняет себя выдумкой какой-то заковыристой судьбы. "Тяжелая женская доля" — то есть на американские деньги "проблемная жизнь белого человека из среднего класса". Стандартное описание. Иногда плоховато с жильем, иногда задолженность надо много лет гасить, иногда странности с поиском работы.

И, наконец "фантдопущение". На Земле начали периодически появляться громадные памятники, с датами из будущего. Прославляется один и тот же человек, который завоюет очередную местность/страну/город. При появлении памятников — фактически эффект ядерного взрыва, просто немного с другой механикой.

Собственно сюжет — это борьба фатализма со свободой выбора.

Кто-то принимает памятники, как данность, пытается заранее встроиться в будущую систему власти (хотя "победитель" так и не объявится).

Кто-то пытается представить их как что-то локальное, а будущего завоевателя мира — не как сверхчеловека, но просто как очередного Гитлера. Злодея, которого можно победить.

И тут у автора начинаются сложности.

Дело происходит в среднесрочном будущем. Пусть затормозится прогресс. Но наработки по манипуляции сознанием и тотальной пропаганде — они ведь никуда не денутся. Ну появляются у вас громадные памятники, ну сопровождается всё это локальными катастрофами. И? Любое правительство учится говорит своей стране: "Дорогая, это не то, что ты думаешь". То есть версия "в будущем мелкая группировка украла технологию, и теперь тупо засылает в прошлое агитацию о самой себе". — должна быть чуть ли не основной. К проблеме будут учить относиться с "неподвижной верхней губой". В рядах "медноголовых" не должно быть продыху от двойных агентов и провокаторов.

Наконец, появление реальных артефактов из будущего — сильно сплотит общество. Любой прогноз обладает не только эффектом самореализации, но и самозапрещения. Представим, что видео с пьяным Ельцином, который пытался дирижировать оркестром в день окончания вывода группировки войск из Германии, и даже больше, целиком суточная программа передач того дня — транслируется на всех экранах Союза за двадцать три года до момента "Х". Или это будет видео с Шамилем Басаевым и захватом роддома. Дело даже не в печальной судьбе некоторых исторических персонажей. Просто миллионы людей поймут, что для них все плохо закончится. И попытаются что-то сделать...

Автор ничего из этого не показал, ограничился паранойей правительства.

Я бы сказал, что он спрятался за глубиной экономического кризиса и рваным темпом повествования.

Вторая проблема — подача научных концепций. Максимально общо, поверхностно. Это позволяет свести собственно научные развилки в сюжете к минимуму, оставить решающими детективно-обыденные коллизии. Но как? У вас точно будет технология "отправления посылок" во времени. Автор недвусмысленно показывает, что её можно разработать. И? Как изменился мир в дни старости главного героя? А ведь в этом мире появилось еще одно измерение...

У автора же неплохо получается показать лишь индивидуальные колебания героя — что из окружающего считать знаками судьбы, а что простыми совпадениями. Мир вокруг постепенно сходит с ума. "Научные сенсации" из дешевых газеток, Х-файлы и новости от Мердока — постепенно обретают фанатичную плоть. Как чувствовать это?

Итого: неплохо написанная, однако же проходная вещица, которых очень много на громадном англоязычном рынке фантастики. Ближайшая аналогия — "Бразилья". 7/10


Статья написана 19 июня 2018 г. 14:47

Аннотация:

На Землю начали прибывать Хронолиты – монументы из будущего. Все они возвеличивали Куана – некоего будущего правителя. Появление Хронолитов пагубно отразилось на обстановке в мире: мировая экономика рухнула, социальное положение общества стало очень тяжелым, угроза войны становилась все более реальной. Среди молодежи начало образовываться движение куанистов – людей, верящих, что приход Куана изменит мир к лучшему. Но были и те, кто посвятил свою жизнь борьбе с Хронолитами.




Первый Хронолит возник летом 2021 года в Таиланде, вдали от крупных городов, в джунглях провинции Чумпхон. Гигантский монумент выглядел, как гладко отполированный четырехгранный столб с конической вершиной, сделанный из синего и похожего на непрозрачное стекло материала. Всевозможные его исследования — бурение и травление, спектральный и температурный анализ — быстро зашли в тупик. А выбитые на монументе знаки, смесь ломаного мандаринского и упрощенного английского, гласили о завоевании неким Куаном южных земель Таиланда и Малайзии 21 декабря 2041 года, спустя двадцать лет после появления хронолита. Публике вскоре наскучил слишком загадочный и лаконичный обелиск, а ученые тщетно выдвигали гипотезы и гадали, действительно ли монумент прибыл из будущего — или же это чей-то очень хитрый розыгрыш. Однако в 2022 году шутки закончились. Второй Хронолит своим прибытием разрушил Бангкок, погубив множество людей.

В романе "Хронолиты" Роберт Уилсон использовал ту же самую подачу истории, что и спустя несколько лет в принесшей ему известность трилогии "Спин", в которой читатель наблюдал за событиями космического масштаба в зеркале жизни обычного человека. Гигантское — из малого. Общественное — через личное. Научное — в повседневном. Получился своеобразный сплав мейнстримной психологической прозы и гуманитарной НФ в планетарном масштабе. Ключевые сцены, научные дискуссии и социальные перемены нанизываются на нитку неспешных мемуаров Скотта Уордена, программиста, чья жизнь оказалась тесно связана с Хронолитами — прибытие первого в Чумпхон, работа в команде исследователей и участие в рискованном эксперименте, который должен был бы положить конец их прибытиям.

Несмотря на наукоподобные рассуждения героев, фактически Уилсон аккуратно жонглирует отдельными терминами из гипотетических теорий, не погружаясь вглубь математических разделов или физических процессов. Немного выдержек из теории струн и теоремы Минковского, философские рассуждения и метафоры — вот материал, на котором воздвигнуты "Хронолиты". А посвящен роман, если отстраниться от психологической линии Скотта и его жизненных перипетий, наглядной иллюстрации феномена "самосбывающегося пророчества" в формате целой планеты. Причина и следствие закручиваются классическим уроборосом, превращая время в зыбкую череду попыток то ли избежать неизбежного, то ли поиска наилучшего выхода среди худших, ведь при любом раскладе провозглашенных Хронолитами побед Куана уже не отменить.

И здесь Уилсон исподволь предлагает читателю критический взгляд на современное общество. Общество, которое наслаждается благами цивилизации, пребывает в комфорте и пресыщении. Однако стоит появиться некоему символу — например, Куану — как монолит спокойствия стремительно покрывается трещинами сомнений, розни, страха и рассыпается на враждующие осколки. Общество терпит поражение даже не перед идеологией или лозунгом — но всего лишь символом, прообразом неизбежных грядущих перемен. Тем печальнее звучат вроде бы счастливые нотки в финале, когда герой любуется на старт космического зонда. Ведь, чтобы совершить новый рывок в развитии, человеческой цивилизации потребовалась опасная угроза, годы упадка, войн и хаоса. Дорогая цена за шаг вверх по лестнице познания, не так ли? Хотелось бы верить, что существует и другой, менее трагичный путь.

Итог: социально-психологический роман с элементами хронооперы.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Спин».

  2. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Ось»


Статья написана 13 июня 2018 г. 19:13

[P HOTOSMALL5]

    Филип Фармер. Мир Реки (цикл) https://fantlab.ru/work8155

  1. Восстаньте из праха (1971)

  2. Сказочный корабль (1972)

  3. Тёмный замысел (1977)

  4. Магический лабиринт (1980)

  5. Боги Мира Реки (1983)

  6. Мир реки (1966)

  7. Вверх по Светлой Реке (1993)

  8. Кода (1993)

Насколько широки философские рамки воды. Это и символ непостоянной, вечно изменяющейся, ускользающей жизни, полной стремнин, порогов и широких плёсов. Это и христианская категория крещения, и средство очищения, омовения от скверны и любой непристойной грязи. Это и формула утоления жажды, и прочий «гаситель» страстей и огней.

Ну и конечно — продукт самой жизни, основной базис «молекулярного состава» биологического существования.

С этих позиций «Мир Реки» — глубоко символичен. И замкнутость Главного Водного Потока на себя (впадение в свой исток) — символ цикличности и возможности начать всё сначала, как восточная категория сансары — это кольцо бесконечного перерождения «начального» бытия. Разорвать этот круг — задача каждого, как и найти его исток — смысл и настоящую цель своего существования. И весь цикл «водной эпопеи» как нельзя лучше несёт а себе капли философского камня в тяжёлый свинец бренного бытия. Цель пути — золото — благородный элемент совершенства и алхимия вечной жизни.

Итак, литраж Мира Реки — это пять основных романов, не считая довеска рассказов и повестей. Романов приключенческих, но с глубоким философским подтекстом. И именно философский подтекст — самая сильная его сторона. Приключенческая же часть довольно размыта и затянута, местами «кипит», местами «закисает», но по большей части «конденсируется» в суспензию и мешанину из множества персонажей, сюжетных линий, рефлексий и этического экстракта. В напиток, выпить который одним глотком не получится никак. Если продолжать аналогию, то напиток сей не очень крепкий, скорее какое-то разбавленное пойло, в лучшем случае минералка, настоянная на железном метеорите, или иная столовая водичка с «бульками», газированная водородом со сдувшихся дирижаблей и аэростатов, или вспененная монструозными пароходами, выпущенными, как джинн из бутылки, с попаданием в «молочко».

Цикл не гармоничен. Завязывая поочерёдно множество сюжетных линий, Фармер, бросив надолго одни, так же долго начинает раскручивать другие, чтобы потом отсечь окончательно, не удосуживаясь на объяснения. Типичный пример Фрайгейта. Сначала как обычный персонаж, потом как необычный (агент этиков), а потом – о актёрское мастерство! — Фрайгейт-II, чья маска суть лицо самотеатра.

Единственное исключение — Бёртон, любимчик автора и избранник среди избранных, альфа и омега всего цикла. И если Бёртону Фармер отводит роль главного ферзя в партии одновременной игры, то роль Сэма Клеменса не очень-то завидная. Он сольная скрипка в оркестре Мечты. Герой-неудачник и творец Сказочного Парохода. Один из лидеров и при этом — бесхарактерный, слабовольный и постоянно сомневающийся человек. Дитя, прячущееся за юбкой предопределённости («как только два первых атома во Вселенной врезались друг в друга, судьба была предопределена»), и отец Мечты, бросающей вызов Течению пароходным свистком истинного Бунтарства. Личность настолько противоречивая, насколько невероятен и сам Пароход. Действительно ли Марк Твен был таким, каким решил показать его Фармер? И почему великий Марк Твен за всю свою жизнь в мире Реки так и не написал ни одной строчки? По-моему, писатель не может не писать, иначе он умрёт как личность.

Большая беда цикла — это несерьёзное отношение автора к своему тексту. Фармер — заядлый любитель цифр, и в Мире Реки их более, чем достаточно. Но мало того, что эти цифры иногда поражают своей несостоятельностью, так к тому же, что поражает вдвойне, часто противоречат сами себе. То ли автор склонен к путаности и забывчивости, то ли вообще не задумывается над тем, что пишет. И если сначала подобное вызывает удивление, потом недоумение, то впоследствии переходит в неприязнь и полное неверие автору. Нельзя же так пренебрегать своим миром! Да и зачем дались Фармеру эти цифры? Чтобы компрометировать себя и терять доверие у читателя? Наиболее показателен пример с количеством воскрешённого человечества. В первой книге даётся точное число: 36006009637 человек, в последующих продолжениях оно почему-то превращается то в 35, то в 37 миллиардов. И точно так же, как предатель в стане врага, ведёт себя длина самой Реки: от 10 млн. до 20 млн. миль (книги первая и вторая), 14,5 млн. миль («Магический лабиринт», гл. 27), снова 10 млн. миль (предисловие к «Тёмному замыслу»). Таких перевёртышей в тексте более, чем в избытке. Одним словом — коварство «богов реки» в «магическом лабиринте» цифр. Только как постичь сей «тёмный замысел»?

На первый взгляд для Фармена первичное значение имеет грандиозность: грандиозность акта воскрешения, грандиозность Реки, грандиозность самого замысла и грандиозность технических средств для достижения цели. Добавим сюда типичное заблуждение любой эпопеи: чем больше страниц текста — тем грандиознее! Тем эпичнее! И тем масштабнее! Но так ли оправданна эта грандиозность? И где та тонкая грань, за которой грандиозные пароходы и дирижабле теряют свой шарм и превращаются в монструозных переростков? Если взять вместо 36 млр. человек меньшее число, например 5 млр., уменьшив соответственно диаметр планеты, что изменится? Ничего. Впоследствии Фармер, решив вернуться к своему миру, откажется от big-эффекта и сосредоточит всё своё внимание на философии. Поэтому два финальных рассказа, лишённые «мании гигантизма», по-моему, наиболее удачные, и заключённая в них начинка — лучший итоговый концентрат всего философского мировоззрения Фармера.

Мир Реки – это человек наедине с собой и со всем человечеством.

Мир Реки – это духовный символ человека, это символ его Поиска.

Но человек крепкий орешек. И даже горбатого могила не исправит. Потому как слишком велик горбыль грехов и крепка ореховая скорлупа. Расколоть её, достучаться до сердцевины и пытается автор своим циклом.

Его Церковь Второго Шанса и её пророк Ла Виро – явная калька с христианства и Мессии. Иногда автор паясничает (вспомним хотя бы обращение в веру Геринга), иногда предельно серьёзен. Но постоянно пытается призвать человечество заглянуть внутрь самих себя. Кто мы? Что из себя представляем? И достойны ли вечной жизни, на которую так уповаем? И что такое вечная жизнь: личное совершенство или совершенное соитие с богом? Или высшая цель – это сойти с пути «истинных» учений и признать в себе единственно истинным своё любимое «я»? Плыть по течению других? Или идти против течения, под парусом собственного разума, преодолевая пороги обстоятельств и стремнины горьких несчастий и поражений? Идти на дно или плыть вверх по Реке? К Башне – Священному Граалю, сокровенному символу духовных человеческих стремлений. Сложный ответ. Потому так и сложен путь к Башне и не все способны достичь её. Дать шанс всем, а не только избранным – заветная мечта Логи, ренегата и предателя, чужого среди своих и несвоего среди чужих, убийцы лучших ради спасения худших.

Судя по тому, с каким упорством Фармер преподносит свою концепцию «посмертного бремени» человека, — это не просто досужая игра в фантастику. Для него это скорее понимание реального положения вещей. Всё могло бы закончится небольшой повестью «Внутри и снаружи», где эта концепция нашла своё выражение. Но только глубокое убеждение в своей правоте могло подвигнуть Фармера на повторное доведение своей точки зрения до ума человечества, растянувшейся в сериал Мира Реки. Каждый роман цикла рассчитан не на определённую самостоятельность (ни один из них не заканчивает начатых в нём сюжетных линий), а на определённую заманиловку, на ловко кинутую приманку, дразнящую загадкой этиков, историями Икса и таинственной Башни, так старательно пересказываемыми в каждой книге, играющими роль червячка на крючке, заброшенного в Реку под названием «что есть жизнь». В чём её смысл, где искать Исток — Причину и Цель — вопросы, которые каждый задавал сам себе. Свой вариант ответа Фармер и хочет поведать миру. И трибуной оратору служит Мир Реки, с которым лично я готов считаться, но который, увы, не люблю.

ИТОГ: Ноль равняется бесконечности, бесконечность и есть бог, следовательно, бог — ни что иное, как вечный и бесконечный ноль.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх