Рецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. объём не менее 2000 символов без пробелов

  2. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится

  3. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком

  4. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: kkk72, Aleks_MacLeod, sham, volga, С.Соболев

Авторы рубрики: Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Календула, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Ruddy, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, imra, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns



Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 247  248  249

Статья написана 9 августа 17:52
Размещена также в авторской колонке Green_Bear

Аннотация:

Когда космические колонии Земли потеряли связь с родной планетой, им пришлось выживать без всякой поддержки. Процесс терраформирования оказался слишком труден и длителен, и люди изменились сами с помощью киборгизации и генетических модификаций. Когда же потомки первых колонистов, наконец, установили хрупкое равновесие с окружающими их враждебными мирами, оказалось, что Земля не погибла. И теперь возродившаяся из руин цивилизация хочет вернуть колонии себе, попутно истребив всех «мутантов». Так начинается первая межзвездная война, грязная, опасная и чудовищно дорогая.

В разгар войны люди сталкиваются с иным и чуждым разумом, бесстрастным и всесильным, чьи мотивы непознаваемы, а возможности бесконечны. Только первым на контакт с ним случайно выходит роботер, человек, специально выведенный для управления сложнейшими техническими системами, а его психология и образ мыслей порой сильно отличаются от привычных. Вскоре люди поймут, что о подлинных тайнах космоса они не знают ничего, и за некоторые секреты придется заплатить очень высокую цену.




Завязка романа "Роботер" Александера Лэмба во многом напоминает расклад сил у Пола Макоули в "Тихой войне". После того, как климат и экономика Земли пришли в упадок, связи между материнской планетой и колониями оказались разорваны. Со временем колонисты сосредоточили усилия на развитии науки и техники, проводя терраформирование и практикуя генные модификации. На Земле же после гражданских войн образовалось единое Королевство, фактически управляемое Церковью Истинности, которую возглавляет Пророк Петр Санчес. Когда-то он сумел остановить множество войн, раздиравших планету, объединить секты и религии под своей рукой, а затем объявил крестовый поход против Колоний, обвинив капиталистов и демократов во всех бедах, что постигли Землю. Используя передовые научные достижения, чтобы компенсировать подавляющее численное превосходство противника, жители Галатеи смогли временно достичь шаткого равновесия на фронте, однако внезапно у землян появляется мощное оружие. И теперь лишь отчаянный рейд корабля "Ариэль", софт-диверсанта и разведчика, может спасти галатеан от сокрушительного поражения и бегства на эвакуационных ковчегах.

Если пропустить через креативную "мясорубку" творчество Брина, Рейнольдса и Макоули, а затем отобрать самые яркие фрагменты, то получится антураж "Роботера". Первые главы поражают читателя пестрым фейерверком технических терминов и понятий. Само-осознающие программные комплексы (СОП), гексагональный строй, гравитационные щиты и маяки-прерыватели, антивещество в магнитных ловушках и полеты с использованием варпа, а венцом всей этой квазинауки и машинерии являются роботеры, люди с модифицированным для лучшей совместимости с программными комплексами мозгом. Одновременно закладывается и социальная подложка для НФ-схемы. На Земле тоталитарная секта, называемая Церковью Истинности, в которую на условиях подчинения и коррекции догматов вошли все остальные религиозные течения. Галатеанцы, которым земляне повесили кличку "генетические фашисты", разделены по стоимости и сложности генетических модификаций. Чем дороже личные изменения, тем высокомернее ведет себя человек. На столь многообещающей платформе автор запускает моделирование космической войны, но справиться с задачей в полной мере, увы, ему не удалось.

Начнем с того, что научно-фантастическая составляющая теряет "твердость" еще в начале разведывательного рейда "Ариэля". Лэмб быстро скатывается лишь в подражание научности, пуская пыль в глаза выдуманными обозначениями, а затем и вовсе доходит до классических штампов космооперы — к примеру, любые двигатели непременно ухают, визжат или ревут, проталкивая корабль сквозь вакуум; или от взрыва космической станции идет ходуном мостик на удаленном от нее звездолете. Но это лишь полбеды. Автор постоянно мечется между взрослой серьезной драмой и подростковым приключенческим чтивом, то углубляясь в психологические нюансы, то упрощая и уплощая мотивации, характеры персонажей.

Ключевой и главный герой романа — роботер Уилл. Чрезвычайно талантливый, инициативный и смелый, успевший за пять лет войны с землянами трижды сменить корабль из-за излишнего упрямства. Созданный, чтобы напрямую взаимодействовать с многочисленными программными комплексами, но не страдающий от аутизма, как большинство роботеров. На "Ариэле" ему предстоит обрести друзей и сохранить дружбу, когда инопланетная Реликвия, найденная сперва торговцами-Первопроходцами, а затем и землянами, выберет именно Уилла для того, чтобы определить судьбу всего человечества. Либо уничтожение за деструктивность нашего вида, укрепление рабства и невежества, либо развитие ради совершенствования, мирного поиска себя и своего места в мире.

В целом, "Роботер" представляет собой неровную и разнородную историю, в которой приключенческая космоопера успевает и зайти в пределы социальной фантастики, и подарить читателям шикарный атмосферный экскурс в мертвую звездную систему, чьи обитатели были некогда признаны деструктивным видом и приговорены к смерти, и полноценное погружение в виртуальное пространство. Однако здравый смысл и интрига ближе к завершению отступают на задний план, а вперед выходит его величество "мегаоружие" и воля автора.

Итог: космические приключения диверсионного корабля в играх сверхцивилизации.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Пола Макоули «Тихая война».


Статья написана 3 августа 10:02
Размещена также в авторской колонке imra

Панковское фентези или Нефееричная страна фэйри

doch_zhelezn_drakona

Маленькая девочка Джейн слишком рано познакомилась с волшебством. Не с тем, о котором читаешь в сказках. А с настоящим Верхним миром. Миром эльфов, гномов, троллей и драконов. Вот только драконов собирают на заводах, гномы делают революцию, а эльфы до того высокомерны, что считают всех полными ничтожествами.

Джейн, похищенному человеческому ребенку, в этом мире довелось непросто. И даже  то, что с ней заговорил самый настоящий дракон, также стремящийся освободиться, не особо облегчило ей жизнь.

Дракон жаждал крови, и относился к Джейн, как к инструменту.

Да и бесследного исчезновение такого ценного и опасного существа, как боевой дракон, никто из вышестоящих этого мира не допустит.

А значит, Джейн ждет еще масса проблем.

Майкл Суэнвик, один из основателей (вместе с Б. Стерлингом и У. Гибсоном) киберпанка, начинал как сотрудник американского Информбюро Центра по исследованию солнечной энергии. С 1980-го Майкл ушел в писательство, пробуя свои силы в короткой форме. Небезуспешно. Пара его работ номинировались на престижные премии.

Первый опыт Суэнвика в жанре романа «В зоне выброса», появился на свет в 1985-м, и был развитием и дополнением его же рассказа «Поцелуй Муммера». С тех пор на его счету семь романов и десяток повестей.

Одной из лучших работ Майкла считается наша сегодняшняя героиня — «Дочь железного дракона» (1993), по словам автора написанная в жанре «твердого» фэнтези.

И шо вам сказать: насчет «твердой», а точнее, будем честными, «грязновато-темной» фентези, автор ни капельки не соврал. Да и без панковских мотивов не обошлось.

Очень неприглядной вышла у Суэнвика Волшебная страна. Необычной, но очень мрачной. А точнее до одури похожей на наш мир. Буквально один в один. Да сперва в глаза бросаются драконостроительные заводы, металлические жеребцы, магия имен и знакомые из сказок названия, типа гномов или троллей. Но если отбросить всю эту мишуру, четко видно здешний верхний мир буквально скопирован с нашего родного нижнего. Причем за редкими исключениями взяты далеко не лучшие моменты людского общества.

Социальное неравенство, попытки борьбы с угнетением, высокомерие «элиты» по отношению к низшим, стадный инстинкт толпы, ее привязанность к низменным развлечениям типа наркоты или беспорядочного секса, жестокость, закостенелость, нежелание развития, беспощадный русский бунт, невозможность выбраться из сословного болота, обреченность и боязнь перед ликом неизведанного, необоснованное богоборчество, стремление к саморазрушению и апокалиптические мотивы.    




Статья написана 30 июля 13:06
Размещена также в авторской колонке Green_Bear

Аннотация:

Добро пожаловать в мир, где звучит эхо мушкетных выстрелов и лязг стали, но настоящая битва разворачивается против зловредной, хотя и почти незаметной магии…

Капитан Маркус д’Ивор, командир одного из колониальных гарнизонов империи Вордариан давно смирился, что ему суждено провести всю свою службу в отдалённом, сонном гарнизоне. Но нагрянувшее восстание кардинально меняет всю его жизнь. Именно на его плечи ложится ответственность за деморализованных солдат, чудом уцелевших в небольшом форте на краю пустыни.

Бежавшая от прошлого Уинтер Игергласс прячется под видом мужчины, рядового колониальных войск Вордариана. Она верит, что никто не раскроет её тайну. Но когда в её руках оказываются судьбы солдат, ей придётся завоевать их умы и сердца и повести их в битву против невообразимых созданий.

Полковник Янус бет Вхалних, военный гений, посланный королём навести порядок, не знает вкуса поражений. За его спиной Маркус и Уинтер чувствуют себя совершенно спокойно. Но что случится с ними, когда они поймут, что амбиции полковника простираются далеко за пределами полей сражений, и касаются областей магии, которые могут изменить жизнь любого, кто окажется на его пути к желанной цели.




В фэнтези существует множество способов конструирования мира. Кто-то из авторов опирается на свою фантазию, создавая максимально необычное окружение. Кто-то активно использует мифологические мотивы или экзотический фольклор. А кто-то обращается к избранным местам в истории, перенося в фэнтезийный антураж драматические события из прошлого. Конечно, до самого знаменитого примера — основанных на войне Алой и Белой розы "Песен льда и пламени" Джорджа Мартина — Джанго Векслеру все же далеко, однако "Тысяча имен", первый роман в цикле "Теневые войны", вполне заслуживает читательского внимания.

Затерянное в жарких песках государство Хандар отделено от королевства Ворданай морем, однако это не препятствует его королевскому величеству Фарусу Восьмому вмешиваться во внутренние дела союзника и держать на его территории Первый колониальный полк. В мирное время ворданайские офицеры тренировали хандарских военных, а солдаты участвовали в местных парадах, прожигали деньги в тавернах и борделях. Однако когда Эш-Катарионе, столице Хандара, вспыхнуло религиозно-освободительное восстание, Искупление, направленное против иноземцев, старого священства и правящей династии Эксоптераев, Первый колониальный спешно отступил в прибрежный Форт Доблести вместе с принцем и его придворными, чтобы дождаться приказов и помощи из метрополии. Офицеры и солдаты были почти уверены, что им велят грузиться на корабли и возвращаться, поскольку мятежников в пять-шесть раз больше, чем ворданайцев. Но у прибывшего вместе с пополнением полковника графа Януса Вальниха свое мнение на этот счет, ведь не зря же он специально добивался этого назначения.

Как нетрудно догадаться, историческим прообразом для "Тысячи имен" стал Египетский поход Наполеона, во время которого известный полководец неоднократно наголову громил противника, неся при этом крайне малые потери. Также полковник Вальних унаследовал от своего прототипа пронзительный взгляд и главное — уникальное сочетание интуиции, эрудиции и логического мышления, что позволяет ему владеть ситуацией, безошибочно предугадывая поведение противника. Тяжелые переходы по раскаленной безводной пустыне, древние храмы и памятники довершают сходство.

За исключением прологов, знакомящих читателя с происходящим в стане восставших перед началом каждой части, роман посвящен ворданайской армии, за которой мы попеременно следим глазами двух главных героев, капитана первого батальона Маркуса Д’Ивуара и новоиспеченного сержанта седьмой роты Винтера Игернгласса. Исполнявший до прибытия Януса Вальниха обязанности командира полка, капитан Маркус являет собой образцового служаку, самоотверженного, ответственного и исполнительного, однако не привыкшего к рискованным стратегическим играм. А потому на протяжении романа он исправно ассистирует полковнику в роли прямолинейного доктора Ватсона, задавая вопросы и поражаясь гениальности командира. В свою очередь сержант Винтер пытается одновременно справиться с внезапным повышением в звании и сохранить в тайне принадлежность к женскому полу, поскольку на самом деле Винтер — сбежавшая из приюта для неблагонадежных детей девушка. Получилось почти классическое становление-взросление юной героини с задатками лидера — принятие ответственности, дружба с подчиненными, борьба с недругами из числа однополчан, поиск нестандартных решений в кризисный момент. И да, по ночам девушку посещают тревожные видения с призраком ее первой возлюбленной.

По большей части история представляет собой военно-полевые хроники Колониального полка, составленные подробно, но без сухой скрупулезности, присущей справочникам и уставам. Автор описывает эпоху, когда личное огнестрельное оружие уже стало играть ключевую роль в сражениях, но штыковые атаки еще сохранили свою действенность. В отличие от "Порохового мага" Брайана Макклеллана, в котором сделан основной акцент на похождениях магов, а простые солдаты описаны схематично, Векслер куда больше внимания уделяет строевым упражнениям, процедуре зарядки мушкетов, тактическим приемам. Изнанка войны тоже отражена в полной мере — с оторванными конечностями, замученными пленниками и хирургами-"мясниками". Батальные сцены удались однозначно, поданные атмосферно и масштабно. И лишь ближе к финалу магическая подоплека резко выйдет на передний план, почти что в духе "Индианы Джонса", обещая в следующих томах продолжение тайного противостояния могущественных орденов и культов.

Итог: добротное военно-приключенческое фэнтези.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Брайана Макклеллана «Кровавый завет».


Статья написана 26 июля 12:57
Размещена также в авторской колонке gleb_chichikov


М.: Снежный Ком М, 2018

Сост. Ю. Лебединская

Серия: Антологии

Фэнтези, Мистика

416 страниц (офсет)

Тип обложки: 7БЦ

Формат: 130x200 мм

ISBN 978-5-9500850-9-3

Обложка Майя Курхули

Иллюстрации Майя Курхули

Городская мистика – хорошая тема для сборника. Она достаточно широка и многогранна, чтобы практически не стеснять авторов в выборе сюжетов, идей и литературных приемов. И тут авторы развернулись как следует – под этой обложкой собраны четыре настолько разноплановые повести, насколько это только возможно. Содружество авторов и составителей сумело охватить почти всю ширину возможного диапазона.

Ярослав Веров в повести «Горячее лето восемьдесят третьего» мастерски решил задачу социальной адаптации сверхъестественного – вписал в исторические реалии последнего десятилетия советской эпохи мистических близнецов, оказывающих на людей очень странное и практически непреодолимое воздействие. Мистика тут тесно сплетена с социальной фантастикой, советской исторической драмой, детективом и тонкой психологической прозой, выворачивающей наизнанку души не только героев, но и читателей. Вдобавок мы знакомимся с очень интересной теорией, объясняющей до сих пор кажущийся невероятным крутой исторический поворот Горбачевской эпохи.

В повести Дмитрия Лукина «Леночка сдает экзамен, или персональный отбор» нам, по сути, представлен принципиально новый жанр – биржевая мистика или, скорее, даже фэнтези. Автор очень хорошо поработал с финансовой матчастью, добавив в динамичный сюжет из жизни сверхуспешного трейдера чуть-чуть, в общем-то, необязательной мистики по вкусу.

Потрясающая психологичная и атмосферная мистико-детективная драма Юлианы Лебединской «Город воробьев» захватывает и не отпускает с первых страниц и до последних. Читатель буквально ныряет в этот таинственный город, в котором каждому жителю дается шанс заниматься любимым делом. Вот только сыра бесплатного не бывает, и цена порой оказывается просто неподъемной. На каком-то этапе жители города оказываются перед очень тяжелым выбором. В атмосфере тайн и загадок разгораются нешуточные страсти, и читателю очень даже верится в то, с каким трудом и душевной болью каждый герой решает свою персональную дилемму, сражаясь не только с самим собой, но и с городом, который… с которым все тоже очень непросто.

Повесть Далии Трускиновской «Сын», пожалуй, наименее мистическая в сборнике. В общем-то, тут мы встречаемся с женским детективом а-ля Хмелевская, написанным живым, легким языком, только на отнюдь не легкие и очень актуальные сегодня темы. И смеяться как-то не хочется. И это не только потому, что у героини сложились странные отношения с персонифицированной смертью, чьи шаги она периодически может слышать. Мистика тут — лишь прием для усиления отдельных моментов, а история о человеческих отношениях.

Резюме: сборник очень разнообразный, и у каждого произведения, пожалуй, свой круг читателей, хотя наверняка найдутся те, кому одинаково зайдут все четыре повести.

Автор: ldv-writer


Статья написана 24 июля 21:46
Размещена также в авторской колонке beskarss78

Отмычка к рынку. Без гарантии.


Как на кинорынке Китай пытается выйти в новые сектора ("Девятиэтажная башня демонов"), отъев у Голливуда сектор дорогой фантастики, так и в литературе — надо же пробоваться, нужна своя мощная НФ. Тем более, китайцы всё больше ощущают себя нацией с великим будущим. А значит, история должна вращаться именно вокруг Поднебесной.

В этом смысле роман до ужаса напоминает китайские легковушки: берем структуру чужого производства, потом делает похожий проект, аккуратно добавляем национальную специфику — и выходим на рынок.

"Задача трёх тел" держится на трёх китах:

— заимствование части приемов в подаче сюжета — естественно из американского стандарта. Триллер? Вот вам напряженное расследование и тоталитарная секта. Боевик в стиле бондианы? Вот вам освобождение заложников и ядерная бомба в руках фанатика. Ужастик — вот ощущение физика от того, что явно начали нарушаться законы природы, и некоторые другие физики, которые докопались до этого секрета, уже в гробу.  Разумеется, в деле виртуальная игра, организованная непонятно кем. Киберпанка желаете? А вот вам молекулярные нити, которыми можно спокойно разрезать танкер, проходящий Панамский канал. Роман постоянно намекает на свою возможность стать чем-то похожим на очередной фильм/бестселлер, но не становится. Аналогично и с частью персонажей: есть фигура бирюковатого, но умного следователя, прям из детективов, только вот она не заполняет собой всё действие — хамит строго в отведенном секторе. Американский эколог — как из агитки "Гринписа", но тоже не выходит за рамки;

— научная подкладка. От названия и до последних строк роман — проводит линию твердого НФ  (ужастик? Ну так автор просто показывал, что так тоже умеет). Странная физика есть, увязка с историей физики есть, пришельцы и какой-то вариант противостояния с ними — тоже есть. Обязательное растолковывание обывателю парочки сложных моментов, похожих скорее на фокусы (тут лучше всего получилось с сигаретным фильтром — если его распрямить, все плоскости внутри него поставить рядом, то будет громадная площадь — то есть прибавление размерности к объекту позволяет бОльшие размеры упаковать в мЕньшие).

До Нила Стивенсона с его барочной трилогией тут очень далеко, скорее уровень "Бразильи" Йена Макдональда. С одной стороны автор пытается работать на совесть, с другой — требование эффектности и подражания другим жанрам ведут к упрощениям и "перегибам палки".

— история Китая. Тут имеется двойственность. Автор явно работал по принципу "снимем фильм так, чтобы победить на фестивале" (и Хьюго-2015 он взял) — то есть скажем что-то антитоталитарное, чтобы провели по статье "иранских режиссеров". Отсюда довольно натуралистичные подробности из времен Культурной революции. С другой стороны — автор меньше всего хотел смачно плюнуть в родную страну.  Поэтому он дает мастер-класс по "правильному выходу из тоталитаризма":  а) прежде всего надо закрыть дискуссию. Если начать разбираться, кто прав, кто виноват, все снова возьмутся за ножи. Поэтому прямым текстом говорится: "Это — прошлое". Подобное в истории повторяется регулярно, и автор совершенно сознательно проводит аналогию между разборками современных сектантов и перестрелками хунвэйбинов: если дело доходит до такого, то перед нами тупик;  б) нет стороны, где сосредоточились только мерзавцы и негодяи. Как юные/постаревшие хунвэйбинки, так и вполне зрелые политработники — несут в себе смесь отрицательных и положительных черт; в) Китай очень разный по уровню техники: когда культурная революция несла деградацию, одновременно в той же стране создавали водородную бомбу и запускали свой первый спутник. В данном случае — построили радиотелескоп-передатчик-вундерприблуду и установили контакт с другой цивилизацией.

Персонажи очень разные — по уровню проработки, качеству обрисовки, даже реалистичности. Центральной фигурой выступает отнюдь не ученый, от имени которого ведется повествование в современности, а Е Вэньцзе — пожилая специалистка по астрофизике, которая прошла и ужасы публичного позора, и лагерь, и шарашку — колебалась от ненависти к человечеству, до любви хотя бы к природе.

Качество перевода — тут мне судить сложно. Не настолько я знаю китайскую культуру. Иногда возникает ощущение, что чего-то текст недоговаривает, заусеницы есть, но отнести это к переводчику или к автору?

Как "выход на новый рынок" — текст вполне достойный, и совершенно правильно получил премию. Появись что-то похожее на постсоветском пространстве — фурора, конечно, не случилось бы, но текст добротный, и как роман — на голову выше процентов восьмидесяти "мутного книжного потока".

Только вот "родовые травмы" — никуда не делись. Там, где автор нарочито подделывается под очередной штамп, под раскрученный сюжетный ход — читать хочется куда меньше. Напоминает мистику Валентинова начала 90-х, "Преступившие" — там было очень похожее сочетание оригинальности и вторичности. Детективы тех же 90-х с попыткой заимствования персонажей — аналогично. Ещё хуже — попытка показать мышление негуманоидов. Политические и эстетические намёки есть, а понимания, чем же отличается та цивилизация от земной — нет.Моменты с виртуальной игрой, в которую приходили неофиты, — слабые, потому как автор считает виртуальность местом, где игрок может всё.

Потому — 8 баллов.


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 247  248  249




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 700

⇑ Наверх