Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Беседа c Татьяной Касаткиной об Урсуле Ле Гуин и ее цикле о Земноморье — в связи с 15-летием выхода аниме Горо Миядзаки "Сказания Земноморья". Чем Урсула Ле Гуин, ее стиль и ее герои выделяются среди литературы жанра фэнтези? Каковы основные темы самого знаменитого цикла Ле Гуин? Насколько удачной была экранизация Горо Миядзаки?
Татьяна Александровна Касаткина — доктор филологических наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая Научно-исследовательским центром "Ф.М. Достоевский и мировая культура" ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. Член Международного общества Ф.М. Достоевского. Главный редактор научного журнала ИМЛИ "Достоевский и мировая культура. Филологический журнал". Автор 8 монографий, повести «Копия», учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство» (выпуск первый), более 300 научных статей, редактор многих сборников работ российских и зарубежных ученых.
Посольство Республики Польша в Российской Федерации объявляет о проведении международного конкурса научно-фантастического рассказа памяти Станислава Лема.
В сентябре 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения великого польского фантаста Станислава Лема. Мыслитель и мечтатель, философ и футуролог, в своем творчестве Лем исследовал множество тем: кибернетика и искусственный интеллект, развитие технологий и виртуальная реальность, межзвездные путешествия и возможность контакта с внеземными цивилизациями. Творчество Станислава Лема легко перешагнуло национальные границы, стало всемирным достоянием. Его произведения переведены на множество языков, тиражи книг превысили 30 миллионов экземпляров. И, главное, произведения Станислава Лема читают и перечитывают. Они по-прежнему актуальны и востребованы.
В канун столетнего юбилея великого писателя мы объявляем конкурс научно-фантастического рассказа, посвященный памяти Станислава Лема.
ТЕМА КОНКУРСА
Мы живем в дивную эпоху, когда новейшие научные открытия и технологические достижения радикально преобразили повседневную жизнь человека. Мобильная связь, позволяющая услышать и увидеть друг друга собеседникам, которых разделяют тысячи километров. Социальные сети, объединяющие миллиарды людей. Полет беспилотного вертолета на Марсе и проект создания лунной станции.
Реалии современной жизни еще в начале прошлого века назад казались лишь дерзкими сновидческими грезами фантастов. Однако эти мечтания воплотились в жизнь.
Каким будет мир через сто лет? Чего достигнет человечество и с какими новыми вызовами столкнется?
Мы предлагаем участникам конкурса примерить на себя одежды футуролога и написать научно-фантастический рассказ, действие которого происходит в будущем. Однако, не стоит превращать повествование в сухой, технический очерк. Как и в творчестве Станислава Лема, образы будущего должны быть лишь частью хорошей фантастической прозы, наряду с интересными персонажами и увлекательным сюжетом, провокационными идеями и размышлениями о «вечных вопросах» для человека и человечества.
Итак, 2121 год...
ЖЮРИ КОНКУРСА
В состав жюри Конкурса вошли известные деятели культуры, критики, а также футурологи и специалисты в сфере новых технологий.
Участники жюри:
• Дмитрий БАК — директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля,
• Василий ВЛАДИМИРСКИЙ — критик, литературный обозреватель,
• Евгений КУЗНЕЦОВ — венчурный инвестор, футуролог, Singularity University Ambassador,
• Андрей ЛИСИЦКИЙ — директор Библиотеки имени Ф.М. Достоевского,
• Сергей ПОПОВ — астрофизик, профессор РАН,
• Константин ФРУМКИН — футуролог, главный редактор журнала "Инвест-Форсайт".
Председатель Жюри:
• Галина ЮЗЕФОВИЧ, литературный критик.
Председатель Оргкомитета конкурса – историк фантастики, соучредитель премии «Новые горизонты» Сергей Шикарев.
ПРИЗОВОЙ ФОНД
Призовой фонд Конкурса составляет 70 000 рублей, которые будут распределены между победителями:
• 1-е место – 40 000 рублей
• 2-е место – 20 000 рублей
• 3-е место – 10 000 рублей
Лучшие из рассказов, вышедших в финал Конкурса, будут опубликованы в журнале "Мир фантастики"
Также победители будут награждены памятными дипломами.
Подробнее об условиях участия на официальной странице Конкурса.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА:
• Журнал «Инвест-Форсайт»
Федеральный деловой интернет-журнал об инвестициях и инновациях.
• Журнал «Мир фантастики»
Легендарный журнал о фэнтези и фантастике во всех проявлениях.
12 сентября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Станислава Лема. Редакция "Нового мира" объявляет конкурс эссе, посвящённый этой дате. Работа должна быть посвящена биографии или творчеству Станислава Лема. Произведения победителей будут опубликованы в "Новом мире" в сентябрьском номере 2021 года.
В начальной школе, лет в восемь, я был поражён необычными рассказами из из взятой в библиотеке книги уругвайского писателя, мастера креольского фантастического реализма и короткой прозы Орасио Кироги, которая называлась «Анаконда». Особенно запал в мою детскую душу рассказ «Подушка», в котором огромный клещ, спрятавшийся в подушке, по ночам сосал кровь новобрачной Алисии и постепенно свёл несчастную девушку в могилу. Многие рассказы в «Анаконде», под стать этому, так же наполнены ужасом, болезненным пессимизмом и обречённостью.
На днях я обзавёлся тем самым сборником из моего детства (спасибо фантлабовцу Zofo), выпущенным Государственным издательством художественной литературы в 1960-м году. Кстати, именно в этом составе книга с тех пор более не переиздавалась.
Орасио Кирога. Анаконда. – М.: Гослитиздат, 1960.
Упомянутая мною обречённость автора «Анаконды» имела причины: Орасио Кирога слишком часто соприкасался со смертью, со смертью самых близких людей. Ниже – несколько фактов из его биографии.
Отца Орасио Кироги то ли случайно застрелили на охоте в 1879 году, то ли он сам застрелился, когда будущему писателю было всего два с половиной месяца.
Горячо любимый отчим Кироги застрелился в 1899 году на глазах у Орасио.
Два брата Кироги умерли от брюшного тифа в 1900 г.
В 1901 году Кирога совершенно случайно застрелил собирающегося на дуэль лучшего друга, проверяя его пистолет.
В 1909 году Кирога женился на одной из своих учениц, Ане Марии Сирес. У них родились двое детей – сын Дарио и дочь Эгле. Но семейная жизнь Кироги не сложилась: не выдержав жизни в сельве, Ана Мария в 1915 году приняла яд и умерла после восьмидневных мучений.
В 1927 году Кирога женился на девушке моложе его на три десятка лет по имени Мария Елена Браво, у них родилась дочь, но в 1935 году Елена ушла, забрав ребёнка. И первую и вторую супругу писателя достала невыносимая жизнь в сельве, куда Кирога своих жён традиционно увозил.
В 1937 у Кироги диагностировали неоперабельный рак простаты, и 19 февраля того же года писатель свёл счёты с жизнью, выпив цианид.
Сын и старшая дочь писателя впоследствии тоже покончили с собой...
Из предисловия С. Мамонтова к сборнику «Анаконда»:
«Орасио Кирога был по-настоящему честным художником, для которого правда жизни, часто суровая и безжалостная, являлась главным и непременным условием литературного труда».
В Нью-Йорке открылся самый большой в мире магазин, посвященный Гарри Поттеру и фантастическим тварям. В первый день работы у магазина перед открытием выстроилась огромная очередь. Многие фанаты книг британской писательницы Джоан Роулинг приехали из других штатов. Магазин разместился на площади в 2000 кв.м. Здесь можно попробовать сливочное пиво — любимый напиток Гарри Поттера. Открытие должно было состояться еще в прошлом году, но дату пришлось перенести из-за пандемии коронавируса.