Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
"Лишний день в июне» — незаслуженно забытый, но тем не менее памятный и дорогой очень многим телеспектакль, открывающий таланты широко известных ныне артистов, когда они были молоды. В нем был занят цвет ленинградской актерской школы: М.Боярский, Л.Луппиан, А.Равикович, В.Костецкий, М.Светин, К.Черноземов, Р.Лебедев. Премьерный показ шел по Второй программе (Ленинградское телевидение) 30 июня 1977 года, повторный (и последний) показ по многочисленным просьбам зрителей — 31 января 1978 года.
Блестящий актерский состав, замечательная постановка Олега Рябоконя, прекрасный сценарий и стихи Бориса Гершта, и такая же прекрасная музыка Игоря Цветкова и Вадима Шеповалова. В фильме было 21 музыкальный номер, съемки происходили в павильоне Первой студии ЛТ на Чапыгина 6, натурных съемок не было, смонтированный оригинал фильма был записан на хорошую импортную видеопленку фирмы "Ampex" 50,8 мм (стандарт студийного видеомагнитофона «Кадр-3»), вокально-инструментальный ансамбль записывал на телевидении звукорежиссер Григорий Франк, иногда даже по ночам, а вокальные партии главных героев на уже готовую фонограмму — в небольшой студии ЛО издательства "Музыка" на Нарвском проспекте (где как раз был главным редактором Вадим Шеповалов). Фильм был двухсерийный (1 серия длилась один час, 2 — полтора часа), цветной. Казалось бы — бесспорный шедевр, смотреть бы и смотреть нынешнему и будущим поколениям и наслаждаться великолепной режиссурой и игрой актеров... Но увы, странную и печальную судьбу этого фильма решило одно обстоятельство: в 1983 году исполнилось 60 лет Г.В.Романову, 1-му секретарю ЛОК КПСС. Личным распоряжением тогдашнего директора Главной редакции программ Ленинградского телевидения О.Н.Веряскина около 15 бобин с фильмами были изъяты из архиваа ЛТ в целях повторного использования для записи видеосюжетов посвященных биографии Романова (всего 24 часов записи, около полутора десятка фильмов и передач которые наверняка сейчас многие разыскивают). Так, в порыве угодить партийному лидеру и сэкономить на дефицитной видеопленке (это не значит, что на студии свободной пленки совсем не было, просто для Романова взяли ту, что получше) безжалостно был пущен в расход в том числе и оригинал «Лишнего дня в июне». В том же году Романов был переведен в ЦК КПСС в Москву, а еще через три года, с началом «перестройки» снят со всех должностей и отправлен на пенсию... Как и многие уничтоженные таким образом фильмы «Лишний день в июне» не дожил совсем немного до той поры, когда бытовые видеомагнитофоны получили широкое распространение в стране и перепись со студийных лент на VHS-видеокассеты (а в последствии и на диски) стала делом относительно доступным, благодаря чему сохранились много снятого на ЛТ (и не только) в 60-е – 80-е годы.
До настоящего времени от этого фильма кроме воспоминаний телезрителей и участников съемки сохранилась полная звуковая дорожка с диалогами и музыкальными номерами записанная в 70-е годы Д.Соболевым во время второго показа этого спектакля на магнитофон с радиолы "Ригонда", ловившей на УКВ звук эфира ЛТ, найдены в архиве ЛТ оригиналы аудиозаписей всех песен. Наверняка сохранились рукописи сценария и музыкальных партитур, фотографии из личных архивов — в настоящее время известны несколько фотографий из архива В.Костецкого (сняты на фотоаппарат с телеэкрана во время эфира), одна фотография из архива О.Рябоконя, фотография из газеты "Телевидение-радио". Но может где то сохранились и другие материалы? Правда, в каталогах архивов Госфильмофонда и Гостелерадиофонда этого фильма нет, так, как до размагничивания он хранился на ЛТ — со слов О.Рябоконя эта постановка снималась в рамках вещания Главной редакции литературных программ ЛТ, то есть имела статус обычной телепередачи а не фильма как такового, поэтому обязательный экземпляр не отсылался ни в ГТРФ ни в ГФФ. Увы в личных архивах исполнителей главных ролей записи этого спектакля тоже нет. Видеоряд для клипа М.Боярского на Песню Сэма "Ожидаю тебя", где он с гитарой плывёт на паруснике был переснят годом позже для фильма-концерта "Городская фантазия". Но всё таки жива надежа отыскать эту запись. Возможно за период 1977 — 1983 гг. кто ни будь из неравнодушных работников телевидения смог официально, или неофициально, для себя, или по чьей либо просьбе скопировать этот фильм, хотя бы частично, что было не просто в те далекие годы — студийные видеобобины были все под строгим учетом, так просто не возьмешь, а в свободной продаже их не было. Техническая возможность записать фильм на бытовой катушечный видеомагнитофон типа «Электроника-видео» с телеэфира (через специальное согласующее устройство) тоже была, уже тогда в СССР они выпускались небольшими партиями, но из за запредельной цены (2000 тогдашних рублей) их могли позволить себе купить лишь избранные. Остается только надеяться на чудо, что где ни будь у кого-то копия этого фильма все же сохранилась. По воспоминаниям телезрителей «Лишний день в июне» был веселей и смешней "31 июня" Л.Квинихидзе снятого на кинопленку на тот же сюжет, более остроумный. Существует еще предположение, что ленинградский телеспектакль ликвидировали, в том числе потому, что он составлял конкуренцию московскому фильму, но это не так. «31 июня» тогда показали по ЦТ всего 2 раза (1-я серия 31 декабря 1978г., 2-я 1 января 1979 г., и повтор на старый новый год), а через полгода на долгое время положили на полку из за того, что один из актеров во время гастролей остался в США, стал невозвращенцем. Мотивация конечно могла быть — раз, мол есть московский фильм, то значит этот в расход не жалко, тем более в нем было много того что запросто могло не понравиться или показаться подозрительным осторожным чиновникам (например — некоторые явно стилизованные под западную рок-музыку вокальные номера). Если бы "Лишний день в июне" тоже был снят на кинопленку (как многие ранние телеспектакли ЛТ), а не на видео, он тоже мог бы однажды вернуться к зрителю, так как кинопленку смывали крайне редко, чаще — просто клали на полку. Те, кому повезло в свое время посмотреть «Лишний день в июне» до сих пор вспоминают его; и песни оттуда, говорят, долго были на тогда еще у многих на магнитофоне. А если помнится так долго значит было в нём что то. И было этого "что то" — не мало. Жаль только, что пока нельзя снова его посмотреть, и очень не хочется думать, что такой фильм пропал безвозвратно... Тем не менее, зная всех этих прекрасных артистов, слушая даже аудиозапись можно в воображении хорошо представить себе их игру. "Лишний день в июне" стал очередным символом уязвимости и незащищенности искусства перед произволом чиновников.
P.S. На втором месте в розыске — телеспектакль "Еще о Шерлоке Холмсе" 1974 года, с С.Юрским и М.Даниловым в главных ролях так же показанный только два раза. По последним сведениям в архиве ЛТ он не числится, возможно что он оказался среди фильмов уничтоженных вместе с "Лишним днем в июне"
ЛИШНИЙ ДЕНЬ В ИЮНЕ (2 серии, цветной)
Ленинградское телевидение, 1977 г.
Режиссер: Олег Рябоконь Авторы сценария: Борис Гершт, Григорий Франк, Олег Рябоконь
Автор стихов: Борис Гершт Композиторы: Игорь Цветков, Вадим Шеповалов
Арранжировщик: Семен Добров (Шнейдер)
Художник-постановщик: Т.Венецианова
Художник по костюмам: Т.Венецианова
Балетмейстер: Н.Волкова
Ведущий оператор: Б.Волох
Звукорежиссер: Г.Франк В ролях: Сэм Пэнти : Михаил Боярский Мелисента: Лариса Луппиан (поет Елена Дриацкая) Волшебник Марлаграм: Михаил Светин Магистр Мальгрим: Виктор Костецкий Планкет (Желтый рыцарь): Кирилл Чернозёмов (поёт Олег Рябоконь) Дэн Диммок (Дракон): Рэм Лебедев (поёт Олег Рябоконь) Король Мелиот: Анатолий Равикович
Музыкальное сопровождение: вокально-инструментальный ансамбль, созданный при организационной поддержке Лоры Квинт, в который вошли музыканты из "Поющих гитар" и приглашенные музыканты (среди них — Виль Окунь, Н.Рзаева, С.Добров, А.Субботин (Герштейн), В.Бровко, В.Леонов, А.Фомин), объединившиеся под названием "Солнце".
В 1969 году шведский писатель Сам Люндваль издал у себя на родине монографию «НФ: от начала и до наших дней» (Science Fiction: från begynnelsen till våra dagar), а в 1971 году перевёл её на английский язык и напечатал в США. Книга очень разноплановая, в ней рассмотрены вопросы истории, теории, жанров, терминов, журналов, конвентов и т.д. Глава 11 представляет собой обзор, как обстоят дела с современной научной фантастикой в разных странах. Вот что в ней сказано об СССР.
Интерес к фантастике растет и в странах Восточной Европы, где поощряются все формы науки и появляется своеобразная научная фантастика. Россия продолжает традиции Константина Циолковского, изобретателя трехступенчатой ракеты, который написал несколько довольно тяжелых для чтения фантастических романов. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова переведена на несколько языков, а «Мы» Евгения Замятина — одна из классических антиутопий. Среди издательств, которые обычно печатают научную фантастику, лидируют «Молодая гвардия», «Мир», «Детгиз», «Знание» и «Мысль», причем издательство «Мир» переводит большую часть американской и европейской научной фантастики на русский язык, а также русскую научную фантастику на другие языки. Популярные советские писатели, такие как И. Лукодьянов, Георгий Мартынов, Борис и Аркадий Стругацкие, Анатолий Днепров, Илья Варшавский и другие, обычно переводятся на целый ряд языков, включая английский, испанский, итальянский, немецкий и так далее.
В 1967 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга с анализом научной фантастики и выступлениями некоторых фантастов «Фантастика-67», в которой, в частности, рассматривались Рэй Брэдбери, Станислав Лем, Борис и Аркадий Стругацкие, Айзек Азимов, Роберт Шекли, Артур Кларк и Клиффорд Саймак. В 1970 году издательство советской Академии наук «Наука» выпустило книгу Анатолия Бритикова «Русский советский научно-фантастический роман», в которой не только подробно и очень позитивно рассказывается о научной фантастике с XVI века до наших дней, но и уделяется много места развитию НФ в США и Европе. Самые известные российские фантасты — братья Борис и Аркадий Стругацкие, единственные, кто сравним по качеству с лучшими американскими фантастами, — в этой книге заслужили немалой похвалы; что интересно, учитывая известие начала 1970-х годов о том, что в России их занесли в черный список из-за некоторых политически довольно откровенных фантастических романов, касающихся, среди прочего, «права» могущественного государства на «освобождение» малых стран. По-видимому, они не подвергались цензуре — по крайней мере не так сильно, как об этом писали в новостях. На самом деле братья Стругацкие сейчас, кажется, даже более популярны, чем когда-либо. В 1970 году журнал «Юность», тираж которого превышает 1 900 000 экземпляров, начал печатать с продолжением «Отель «У погибшего альпиниста», НФ роман столь же откровенный, как и любая из их прежних работ.
Очень популярна серия «Библиотека современной фантастики», в которой представлены фантастические романы из США, Европы и России. Первоначально планировалось издать 15 томов, но серия оказалась настолько востребованной, что будет продолжена как минимум до двадцати томов. В последних томах этой серии вышла книга Клиффорда Саймака и антология скандинавской научной фантастики. Еще одна популярная серия, «Альманах научной фантастики» — представляет собой книги в мягкой обложке. В альманахе печатают фантастов со всех уголков мира, в нём нашлось место даже авангардному стилю «Новой волны». В недавний девятый выпуск, среди прочего включен очень странный рассказ Дж. Г. Балларда.
Русская периодика печатает много научной фантастики, особенно такие журналы, как «Вокруг света», «Знание — сила», «Техника — молодежи» и «Наука и жизнь». Все они издаются очень большими тиражами, приближающимися к миллионам. «Вокруг света» (тираж: 2 700 000 экземпляров), в частности, напечатал много американской и европейской научной фантастики, в основном в жанре социальной критики — например «Кошмар номер четыре» Роберта Блоха — короткий рассказ (или прозаическое стихотворение) о рекламной индустрии и тому, к чему это все приводит. Возможно, было бы самонадеянно говорить о советском буме научной фантастики других жанров, кроме социальной критики — официальная советская реакция на недавнее вручение Нобелевской премии по литературе Александру Солженицыну говорит сама за себя, — но интерес к фантастике безусловно велик и находится на подъеме.
Фрагмент завершается иллюстрацией «из недавнего советского научно-фантастического романа»
Рассказы ни с какой стороны не представляют собой интереса. Или невнятная лирика (первые рассказы) о женщинах, цветах — с большой долей лжеромантики, или газетная полуфантастика (Амашат и Авиахим) и, наконец, приключенческий роман "Заговор теней" — наиболее удобочитаемая вещь, но неинтересно, плохо написанная, без малейших намёков на художественность.
К печати не годится ни один из рассказов.
Вал. Правдухин
22/II.27г.
цитата
Русский писатель польского происхождения Виктор Иванович МОЗАЛЕВСКИЙ [15(27).07.1889, Влоцлавск, Варшавской губ. – 26.11.1970, Москва] родился в семье врача. В 1907 году окончил гимназию в Тифлисе, в 1913-м – юрфак Московского университета. До 1915 года занимался адвокатской практикой, затем воевал на германском фронте. После революции служил в Красной Армии (как юрист). Писал с двадцати лет, автор сборника «Фантастические рассказы» (1913) (каковые скорее «символистские»). В начале 20-х входил в кружок «фант. писателей». После 1923 года не печатался, в 30-е и писать перестал, работал юристом. В первом сборнике М. – шесть рассказов, в книжечке «Обман и др.» (1923) – три. Также автор фант. повести «Исчезнувшая мечта» (1914), рассказа «Двойная смерть» (1922) и др. Осталась неопубликованной его «фант. утопия» «Покорённый ферофаг» (написанная до 1923 года).
Михаил Ковлев -"Фиолетовый газ". Повесть. Стр. 181
Обычный детектив с непременными погонями, формулами, пропавшими рукописями, покойниками и т.п. кинематографическими трюками. Сюжетно сделан неплохо, но слабо смонтирован. Утомляет однообразие положений: след найден — потерян, найден — потерян, так до бесконечности. В кино обычно такого рода фильм снабжён ещё любовной интригой: — это на время тормозит внимание зрителя. В романе Ковлева такой интриги нет. Зато есть непременная "идеологическая концовка" и прочие атрибуты советского фильма.
"Прибой" до сих пор подобной литературы не печатал. Думаю, что не будет печатать и впредь.
В первой известный актер сыграл «чудовище», а во второй — доктора.
Хорошая новость для поклонников Бенедикта Камбербэтча: скоро на YouTube бесплатно покажут спектакль с его участием. Да не абы какой! Речь идет о постановке в лондонском Национальном театре 2011 года, которую режиссировал оскароносный Дэнни Бойл, и это история о Франкенштейне.
Любопытно, что в том спектакле «Шерлок Холмс» играл чудовище, а роль доктора досталась не менее известному актеру Джонни Ли Миллеру, но потом они поменялись персонажами, и обе этих постановки были записаны. Первый вариант покажут в четверг, 30 апреля, в 21 час по Москве, второй — в пятницу, 1 мая, в то же время. Трансляции будут в бесплатном доступе до 21 часа 7 и 8 мая, соответственно, на YouTube-канале театра.