Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: suhan_ilich, iwan-san, sham

Авторы рубрики: versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., Dark Andrew, denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим



Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 225  226  227  228 [229] 230  231  232

Статья написана 11 мая 2010 г. 15:00
Размещена также в авторской колонке Barros


Фрэнк Фразетта
10 мая 2010 года в возрасте 82 лет скончался Фрэнк Фразетта, художник, оказавший колоссальное влияние на фантастическую иллюстрацию в целом и жанр "героического фэнтези" в особенности. Он умер от последствий очередного инфаркта в госпитале неподалеку от Бока Гранде, штат Флорида.

Фразетта родился 9 февраля 1928 года в Бруклине. В возрасте 16 лет он закончил Бруклинскую Академию изящных искусств и практически сразу начал карьеру профессионального иллюстратора, много работая для массовых журналов и комиксов. В начале 1960-х он начал делать по заказам издательств обложки для фантастических книг и вскоре приобрел небывалую популярность среди любителей фантастики. В 1963 году его впервые номинируют на премию Hugo Award, в 1966 году он становится её лауреатом. Впоследствии он соберет букет из почти всех премий, которыми награждаются художники-фантасты, в том числе тех, которые вручаются за безусловный вклад в развитие фантастической живописи и иллюстрации. Его работы давно уже приобрели культовый статус, аукционные цены на них поднялись до сотен тысяч долларов, а в 2009 году "Конан-Завоеватель" был приобретен частным коллекционером за 1 миллион долларов. Определяющее влияние творчества Фразетты на работы таких художников, как Борис Вальехо, Луис Ройо и многих других, очевидно и несомненно.

Получить представление о разнообразии и достоинствах работ Фрэнка Фразетты лучше всего по его авторской подборке на сайте American Art Archives.








Статья написана 10 мая 2010 г. 19:11
Размещена также в авторской колонке denshorin

Редактор журнала Asimov's SF Шейла Уильямс объявила, что с 30 апреля журнал принимает электронные версии текстов через специальную форму на сайте. На сайте sfsignal.com опубликовано интервью с Шейлой Уильямс, в котором она отвечает, почему главный англоязычный журнал фантастики перешел на новую прогрессивную методику работы, и рассказывает о дальнейших планах.

Одной из причин перехода на новую систему приёма текстов стали проблемы с приёмом текстов у авторов, живущих за пределами США.

— Вдобавок к высокой стоимости почтовых расходов и проблемам с поиском международных купонов для ответа или марки США, почта не всегда надежна, — говорит Шейла Уильямс. — Я не получила первые представления Горд Селлар и Сомтоу Сучариткул, отправленные экспресс-почтой  из Таиланда. Даже некоторые районы Канады труднодостижимы для почтовых отправлений. Я уже провела бета-тестирование системы с рядом авторов, живущих за пределами США, и я в восторге от легкости, с которой работает новая система.

Там же Шейла Уильямс объявила о создании электронной антологии Fantastic Tales From Asimov's Science Fiction Magazine которая будет доступна на Amazon и других местах. Среди авторов этой антологии Конни Уиллис, Роберт Силверберг, Нэнси Кресс, Горд Селлар, Сара Джендж, Аллен М. Стил и Кристин Кэтрин Расч.


Статья написана 6 мая 2010 г. 13:20
Размещена также в авторской колонке cat_ruadh

На этот раз, как я и обещал, рассмотрим номинации на Хьюго и финалистов премии Локуса. Обычно главной интригой сезона премий является то, на сколько премий выдвинут достойное произведение и сколько премий из них оно получит. Когда-то таким счастливчиком был Нейромант, получивший Хьюго, Небьюлу и Дика. Подобные звезды появлялись и позже, например, Американские боги Геймана лет восемь назад или его же Книга кладбищ в прошлом году. В этом году все шансы стать таким счастливцем есть у Чайны Мьевиля с его романом The City & The City или у Чери Прист с ее Костотрясом (Boneshaker).

Начнем с номинаций на Хьюго. Они появились еще в начале апреля, голосование продлится до конца июля, а лауреатов объявят 5 сентября на Ворлдконе в Мельбурне, Австралия. Везде, где можно, я старался снабжать упомянутые книги обложками, но для экономии места и ресурсов я давал только один вариант обложки, если их было несколько (твердая/мягкая, британская/американская, и т.д.). Кроме того, обложки номинантов на Хьюго ниже среди финалистов Локуса не повторяются.

Лучший роман (Best Novel)

Boneshaker, Cherie Priest (Tor)

The City & The City, China Miéville (Del Rey; Macmillan UK)

Julian Comstock: A Story of 22nd-Century America, Robert Charles Wilson (Tor)

Palimpsest, Catherynne M. Valente (Bantam Spectra)

Wake, Robert J. Sawyer (Analog 11/08-3/09; Ace; Gollancz)

The Windup Girl, Paolo Bacigalupi (Night Shade)

Лучшая повесть (Best Novella)

• “Act One”, Nancy Kress (Asimov’s 3/09)

The God Engines, John Scalzi (Subterranean)

• “Palimpsest”, Charles Stross (Wireless)

Shambling Towards Hiroshima, James Morrow (Tachyon)

• "Vishnu at the Cat Circus”, Ian McDonald (Cyberabad Days)

The Women of Nell Gwynne’s, Kage Baker (Subterranean)

Лучшая новелла (Best Novelette)

• “Eros, Philia, Agape”, Rachel Swirsky (Tor.com 3/09)

• “The Island”, Peter Watts (The New Space Opera 2)

• “It Takes Two”, Nicola Griffith (Eclipse Three)

• “One of Our Bastards is Missing”, Paul Cornell (The Solaris Book of New Science Fiction: Volume Three)

• “Overtime”, Charles Stross (Tor.com 12/09)

• “Sinner, Baker, Fabulist, Priest; Red Mask, Black Mask, Gentleman, Beast”, Eugie Foster (Interzone 2/09)

Лучший рассказ (Best Short Story)

• “The Bride of Frankenstein”, Mike Resnick (Asimov’s 12/09)

• “Bridesicle”, Will McIntosh (Asimov’s 1/09)

• “The Moment”, Lawrence M. Schoen (Footprints)

• “Non-Zero Probabilities”, N.K. Jemisin (Clarkesworld 9/09)

• “Spar”, Kij Johnson (Clarkesworld 10/09)

Лучшая нехудожественная книга (Best Related Book)

Canary Fever: Reviews, John Clute (Beccon)

Hope-In-The-Mist: The Extraordinary Career and Mysterious Life of Hope Mirrlees, Michael Swanwick (Temporary Culture)

The Inter-Galactic Playground: A Critical Study of Children’s and Teens’ Science Fiction, Farah Mendlesohn (McFarland)

On Joanna Russ, Farah Mendlesohn (ed.) (Wesleyan)

The Secret Feminist Cabal: A Cultural History of SF Feminisms, Helen Merrick (Aqueduct)

This is Me, Jack Vance! (Or, More Properly, This is “I”), Jack Vance (Subterranean)

Лучшая графическая история (Best Graphic Story)

Batman: Whatever Happened to the Caped Crusader?, written by Neil Gaiman; penciled by Andy Kubert; inked by Scott Williams (DC Comics)

Captain Britain And MI13. Volume 3: Vampire State, written by Paul Cornell; penciled by Leonard Kirk with Mike Collins, Adrian Alphona and Ardian Syaf (Marvel Comics)

Fables Vol 12: The Dark Ages, written by Bill Willingham; pencilled by Mark Buckingham; art by Peter Gross & Andrew Pepoy, Michael Allred, David Hahn; colour by Lee Loughridge & Laura Allred; letters by Todd Klein (Vertigo Comics)

Girl Genius, Volume 9: Agatha Heterodyne and the Heirs of the Storm, written by Kaja and Phil Foglio; art by Phil Foglio; colours by Cheyenne Wright (Airship Entertainment)

Schlock Mercenary: The Longshoreman of the Apocalypse, written and illustrated by Howard Tayler

Лучший кинофильм (Best Dramatic Presentation, Long Form)

Avatar, screenplay and directed by James Cameron (Twentieth Century Fox)

District 9, screenplay by Neill Blomkamp & Terri Tatchell; directed by Neill Blomkamp (TriStar Pictures)

Moon, screenplay by Nathan Parker; story by Duncan Jones; directed by Duncan Jones (Liberty Films)

Star Trek, screenplay by Robert Orci & Alex Kurtzman; directed by J.J. Abrams (Paramount)

Up, screenplay by Bob Peterson & Pete Docter; story by Bob Peterson, Pete Docter, & Thomas McCarthy; directed by Bob Peterson & Pete Docter (Disney/Pixar)

Лучший эпизод телесериала (Best Dramatic Presentation, Short Form)

Doctor Who: "The Next Doctor", written by Russell T Davies; directed by Andy Goddard (BBC Wales)

Doctor Who: "Planet of the Dead", written by Russell T Davies & Gareth Roberts; directed by James Strong (BBC Wales)

Doctor Who: "The Waters of Mars", written by Russell T Davies & Phil Ford; directed by Graeme Harper (BBC Wales)

Dollhouse: "Epitaph 1", story by Joss Whedon; written by Maurissa Tancharoen & Jed Whedon; directed by David Solomon (Mutant Enemy)

FlashForward: “No More Good Days”, written by Brannon Braga & David S. Goyer; directed by David S. Goyer; based on the novel by Robert J. Sawyer (ABC)

Лучший книжный редактор (Best Editor, Long Form)

• Lou Anders

• Ginjer Buchanan

• Liz Gorinsky

• Patrick Nielsen Hayden

• Juliet Ulman

Лучший журнальный редактор (Best Editor, Short Form)

• Ellen Datlow

• Stanley Schmidt

• Jonathan Strahan

• Gordon Van Gelder

• Sheila Williams

Лучший профессиональный художник (Best Professional Artist)

• Bob Eggleton

• Stephan Martiniere

• John Picacio

• Daniel Dos Santos

• Shaun Tan

Лучший полупрофессиональный журнал (Best Semiprozine)

Ansible, edited by David Langford

Clarkesworld, edited by Neil Clarke, Sean Wallace, & Cheryl Morgan

Interzone, edited by Andy Cox

Locus, edited by Charles N. Brown, Kirsten Gong-Wong, & Liza Groen Trombi

Weird Tales, edited by Ann VanderMeer & Stephen H. Segal

Лучший фэн-писатель (Best Fan Writer)

• Claire Brialey

• Christopher J Garcia

• James Nicoll

• Lloyd Penney

• Frederik Pohl

Лучший фэнзин (Best Fanzine)

Argentus, edited by Steven H Silver

Banana Wings, edited by Claire Brialey and Mark Plummer

CHALLENGER, edited by Guy H. Lillian III

Drink Tank, edited by Christopher J Garcia, with guest editor James Bacon

File 770, edited by Mike Glyer

StarShipSofa, edited by Tony C. Smith

Лучший фэн-художник (Best Fan Artist)

• Brad W. Foster

• Dave Howell

• Sue Mason

• Steve Stiles

• Taral Wayne

Премия Джона Кемпбелла лучшему дебютанту (не является Хьюго)

The John W. Campbell Award for Best New Writer (Not a Hugo)

• Saladin Ahmed

• Gail Carriger

• Felix Gilman

• Seanan McGuire

• Lezli Robyn

Мои комментарии касаются большинства категорий номинации, хотя некоторые (редакторов, дебютантов, и даже художников) я пропущу. Хотел было и комиксы пропустить, но там – Гейман о Бэтмене. Решительно не могу себе этого представить!

Набор романов поражает разнообразием – стимпанк (Прист), посткиберпанк (Бачигалупи), твердая НФ (Сойер), антиутопия (Уилсон), городская фэнтези (Мьевиль) и магреализм  (Валенте). Три из этих шести также выдвинуты на Небьюлу (Прист, Бачигалупи, Мьевиль), а четыре плюс один из шести – на премию Локуса: две НФ (Прист и Уилсон) и две фэнтези (Мьевиль и Валенте), и кроме того, Бачигалупи – как дебютант. При том, что в активе у Мьевиля уже две британские премии, шансы его заметно выше, хотя все остальные романы тоже очень хороши, а их разнообразие делает любые прогнозы занятием заведомо неблагодарным. Как всегда за последние 10 лет, без британцев здесь не обошлось, правда сейчас это Мьевиль в гордом одиночестве. Еще двое – канадцы, остальные три – американцы. Еще эта номинация примечательна тем, что в ней нет романа Чарльза Стросса. А в предыдущие шесть лет подряд – были (рекорд, однако). В прошлом году у него вышел всего один роман из фэнтезийной серии, которая вся до премий не дотягивает, и мощный сборник рассказов (см. ниже).

Среди малой прозы меня удивила тенденция, в последнее время нараставшая, но в этом году вовсю заявившая о себе – значительное снижение роли традиционных бумажных НФ журналов. Если в 70е годы в малой прозе правили бал антологии (в номинациях на премии преобладали публикации в антологиях), в 80е и 90е их сменили журналы, из которых первую скрипку играл Asimov’s Гарднера Дозуа, то сейчас это примерно пополам онлайновые публикации и (вновь) антологии. Журналы пасут задних.

Ровно половина повестей в номинации выходила отдельными книгами. Из них выделяется повесть Кейдж Бейкер с фотоиллюстрациями Дж.К.Поттера. Состав авторов силен невероятно: четыре из шести (кроме двух британцев) номинированы на Небьюлу, пять (кроме Скальци, так ему и надо) – финалисты Локуса. Я буду болеть за британцев – Стросса и Макдональда. Также порадуюсь, если победит Кейдж Бейкер.

Номинация новелл пересекается с небьюловской аж одной позицией (Фостер); кроме того, у Свирски там номинирована другая новелла. С Локусом совпадений больше: Гриффит, Свирски, Уоттс. Британцев и здесь двое – Стросс и Гриффит. Я буду болеть за Стросса. Не обижусь, если победит Гриффит или Уоттс.

В номинации рассказов британцев нет вообще, а с Небьюлой она пересекается по трем позициям: МакИнтош, Джемисин, Джонсон. С Локусом всего одно совпадение: Джонсон. Статистически – у нее шансов больше, но кто его знает… Ни за кого болеть не буду – почти никого не знаю, а Резника не люблю.

Нехудожественный раздел поражает разнообразием не хуже романов: сборник рецензий Клюта (сами британцы говорят, что их надо переводить с клютского на английский), интересная книга Свонвика о Хоуп Мирлис, мемуары Джека Вэнса, две книги британской литературоведки мадам Мендельсон и исследование феминизма в фантастике. Тут я пристрастен и буду болеть за Майкла Свонвика.

В киношном разделе победитель очевиден. Составить достойную конкуренцию Аватару спосбны лишь Вверх и Девятый район. В телесериальном разделе рулит Доктор Ху, а остальные два номинанта вызывают любопытство: новый проект Джосса Уэдона и сериальная экранизация романа Сойера. По большому счету, неважно, чего экранизация. Важно то, что телесериалы шире осваивают книжную фантастику.

В журнальном разделе премию неизбежно получит Локус. В прошлом году умер его основатель и бессменный редактор Чарльз Н. Браун, и фэндом таким образом почтит его память. К счастью, за последние годы Браун постепенно передал бразды правления журналом новому поколению, так что теперь этот незаменимый источник информации о мире англоязычной фантастики может работать и без своего основателя. В этой номинации я традиционно болею за Ansible и Interzone, так что буду держать за них пальцы.

В фэнских разделах – как старые знакомые, так и новые имена. Удивительно, что нет традиционного Лэнгфорда. Интересны Claire Brialey и ее фэнзин Banana Wings, а также Christopher J Garcia и его фэнзин Drink Tank. Найдя в номиации фэнзин-ветеран File 770, который издается, кажется, еще с 60х, невольно снимаешь шляпу перед Майком Глайером. Изумляет появление среди фэнрайтеров Фредерика Пола. Неужто девяностолетний дедушка Пол взялся за старое? Или это просто однофамилец? Среди фэн-художников тоже есть несколько знакомых, но британка среди них одна – Sue Mason, за нее и буду болеть.

***********************************

Теперь о финалистах Локуса. Порядок здесь таков. Сначала редакция журнала Локус составляет довольно обширный список лучших произведений года (см. мои прежние посты) и выносит его на читательское голосование. Поскольку голосовать можно онлайн, участвовать может любой, что я и делаю из года в год. Недели через две после окончания голосования Локус подбивает результаты. Победители им известны уже тогда! Но, чтобы усилить интригу, Локус публикует финалистов – по пять верхних позиций в каждой категории – в алфавитном порядке. Победителей объявляют через два с лишним месяца на специальной церемонии в рамках того или иного кона. В этом году это будет происходить в Сиэтле 27 июня.

НФ Роман (Science Fiction Novel)

The Empress of Mars, Kage Baker (Subterranean; Tor)

Steal Across the Sky, Nancy Kress (Tor)

Boneshaker, Cherie Priest (Tor)

Galileo’s Dream, Kim Stanley Robinson (HarperVoyager; Ballantine Spectra)

Julian Comstock: A Story of 22nd-Century America, Robert Charles Wilson (Tor)

Фэнтези роман (Fantasy Novel)

The City & The City, China Miéville (Del Rey; Macmillan UK)

Unseen Academicals, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)

Drood, Dan Simmons (Little, Brown)

Palimpsest, Catherynne M. Valente (Bantam Spectra)

Finch, Jeff VanderMeer (Underland)

Дебютный роман (First Novel)

The Windup Girl, Paolo Bacigalupi (Night Shade)

The Manual of Detection, Jedediah Berry (Penguin)

Soulless, Gail Carriger (Orbit US)

Lamentation, Ken Scholes (Tor)

Norse Code, Greg van Eekhout (Ballantine Spectra)

Детско-юношеский роман (Young-Adult Novel)

The Hotel Under the Sand, Kage Baker (Tachyon)

Going Bovine, Libba Bray (Delacorte)

Catching Fire, Suzanne Collins (Scholastic; Scholastic UK)

Liar, Justine Larbalestier (Bloomsbury; Allen & Unwin Australia)

Leviathan, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)

Повесть (Novella)

The Women of Nell Gwynne’s, Kage Baker (Subterranean)

• “Act One”, Nancy Kress (Asimov’s 3/09)

• “Vishnu at the Cat Circus”, Ian McDonald (Cyberabad Days)

Shambling Towards Hiroshima, James Morrow (Tachyon)

• “Palimpsest”, Charles Stross (Wireless)

Новелла (Novelette)

• “By Moonlight”, Peter S. Beagle (We Never Talk About My Brother)

• “It Takes Two”, Nicola Griffith (Eclipse Three)

• “First Flight”, Mary Robinette Kowal (Tor.com 8/25/09)

• “Eros, Philia, Agape”, Rachel Swirsky (Tor.com 3/3/09)

• “The Island”, Peter Watts (The New Space Opera 2)

Рассказ (Short Story)

• “The Pelican Bar”, Karen Joy Fowler (Eclipse Three)

• “An Invocation of Incuriosity”, Neil Gaiman (Songs of the Dying Earth)

• “Spar”, Kij Johnson (Clarkesworld 10/09)

• “Going Deep”, James Patrick Kelly (Asimov’s 6/09)

• “Useless Things”, Maureen F. McHugh (Eclipse Three)

Журнал (Magazine)

Analog

• Asimov’s

• Clarkesworld

• F&SF

• Tor.com

Издательство (Publisher)

• Baen

• Night Shade

• Pyr

• Subterranean

• Tor

Антология (Anthology)

Lovecraft Unbound, Ellen Datlow, ed. (Dark Horse)

The New Space Opera 2, Gardner Dozois & Jonathan Strahan, eds. (Eos; HarperCollins Australia)

The Year’s Best Science Fiction: Twenty-Sixth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s)

Songs of the Dying Earth: Stories in Honor of Jack Vance, George R.R. Martin & Gardner Dozois, eds. (Subterranean)

Eclipse Three, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)

Авторский сборник (Collection)

We Never Talk About My Brother, Peter S. Beagle (Tachyon)

Cyberabad Days, Ian McDonald (Pyr)

Wireless, Charles Stross (Ace, Orbit UK)

The Best of Gene Wolfe, Gene Wolfe (Tor); as The Very Best of Gene Wolfe (PS)

The Collected Stories of Roger Zelazny: Volumes 1-6, Roger Zelazny (NESFA)

Редактор (Editor)

• Ellen Datlow

• Gardner Dozois

• David G. Hartwell

• Jonathan Strahan

• Gordon Van Gelder

Художник (Artist)

• Stephan Martinière

• John Picacio

• Shaun Tan

• Charles Vess

• Michael Whelan

Нехудожественная / Альбом (Non-fiction/Art Book)

Powers: Secret Histories, John Berlyne (PS)

Spectrum 16: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy & Arnie Fenner, eds. (Underwood)

Cheek by Jowl, Ursula K. Le Guin (Aqueduct)

This is Me, Jack Vance! (Or, More Properly, This is “I”), Jack Vance (Subterranean)

Drawing Down the Moon: The Art of Charles Vess, Charles Vess (Dark Horse)

Кто сказал, что научная фантастика – литература мужская, а фэнтези – женская? Посмотрите на финалистов: из пяти НФ романов большинство (три) написаны дамами и всего два мужчинами – но какими!, – а среди авторов фэнтези романов четыре мужчины – и каких! – и всего одна дама. Против статистики не попрёшь!

В своих комментариях к спискам рекомендованной литературы 2009 года, я отметил то, что три разных книги покойной Кейдж Бейкер стоят в трех разных номинациях. Дальше – больше: все три прошли в финалисты! Пожелаем ей удачи! Пусть ей там будет приятно…

Как и в номинации на Хьюго, разнообразие романов – как НФ, так и фэнтези – просто вызывает восхищение.

Начнем с НФ. Бейкер – поэтичная космоопера с чувством юмора; Кресс – роман о совершенно нетипичном контакте; Прист – невероятно изобретательный стимпанк;  Робинсон – мир будущего глазами Галилео Галилея; Уилсон – стимпанковая антиутопия в Америке 22 века. Как сказано выше, с номинацией на Хьюго совпадают два (Прист и Уилсон), а с Небьюлой – один (Прист). Вообще по всему Интернету об этом Костотрясе Чери Прист так много восторженных отзывов, что я не удивлюсь, если этот роман получит три главных премии. Однако, соперники у новоявленной «королевы стимпанка» очень сильные, так что все может быть. От прогнозов воздержусь.

Среди фэнтезийных финалистов Мьевиль – одновременно new weird, социальная метафора и городская фэнтези с детективным сюжетом; Пратчетт – о футбольной команде Незримого Университета; Симмонс – постмодернистское упражнение с привлечением Диккенса, Коллинза и других викторианских авторов; Валенте – поэтичный магический реализм; Вандермеер – крутой new weird детектив. От такого набора авторов всего ждать можно! Я думаю, лучшие шансы у Мьевиля, хотя и Пратчетт и Симмонс премию Локуса тоже выигрывали, причем Пратчетт – совсем недавно. С номинацией на Хьюго совпадают два (Мьевиль и Валенте), и с Небьюлой – тоже два (Мьевиль и Вандермеер). Болеть буду за Мьевиля и Пратчетта.

Среди дебютных романов ничего не знаю ни о ком, кроме Бачигалупи. Его позиции необычайно сильны, поскольку он также выдвинут на Хьюго и Небьюлу, однако не попал в пятерку финалистов Локуса в разделе НФ. Похоже, уже сейчас можно говорить о том, что эта премия у него в кармане.

О номинированных детско-юношеских книгах сведения у меня отрывочны. У Бейкер это первый опыт книг для детей; написано изящно, но не хватает напряжения. У Коллинз эта книга – из длинной серии о детях с магическими способностями. А у Вестерфельда это стимпанковое переосмысление Первой Мировой Войны. Боюсь что-либо предсказывать, поскольку мало знаю детско-юношескую нишу англоязычной фантастики.

Необычайно сильна конкуренция среди повестей. По сути, каждая из них достойна премии. У Стросса и МакДональда эти повести – центральные произведения прошлогодних авторских сборников. Обозреватели отмечают, что несмотря на то, что в обоих сборниках немало рассказов, номинированных на крупнейшие премии, эти повести все равно выделяются в лучшую сторону. Бейкер на этот раз выступает по стимпанку, а критики называют ее повесть «конфеткой для ее почитателей». Злобный сатирик Морроу наконец-то оставил в покое религию и взялся за Голливуд, военщину и фильмы о монстрах. (Так им и надо!) К сожалению, ничего не могу сказать о повести Кресс, хотя она также выдвинута на Хьюго и Небьюлу. Говоря о пересечении номинационных списков, то с Хьюго оно полное – все 5 повестей, а с Небьюлой – три (Бейкер, Кресс, Морроу). МакДональд также выдвигался на британскую BSFA Award. Предсказывать не стану, но болеть буду за Стросса и МакДональда.

Номинации в малых прозаических категориях анализировать сложно, не зная материала. И хотя номинантов на Небьюлу вывешивают на сайте SFWA, в этот раз у меня не было возможности этим воспользоваться. Поэтому ограничусь статистическим анализом. Среди новелл с номинациями на Хьюго совпадают Гриффит, Свирски, Уоттс, а с Небьюлой пересечений нет, только у Свирски выдвитута другая новелла. Предсказывать не берусь, а болеть буду, наверное, за Бигля; также порадуюсь за Гриффит или Уоттса, если победят.

Среди рассказов с номинациями на Хьюго совпадает только Джонсон, а с Небьюлой – Джонсон и Келли. Я заметил еще вот такую интересную вещь. Среди финалистов Локуса больше мастеров прежних десятилетий (Бигл, Гриффит, Фаулер, Келли, МакХью), чем в номинациях на Хьюго и Небьюлу. Это говорит, наверное, об устоявшихся вкусах читателей Локуса. Болеть буду за Геймана.

Номинации в категории журналов и издательств отражают радикальные изменения издательской сцены последнего десятилетия. Среди журналов в пятерке по-прежнему присутствуют традиционные бумажные журналы Asimov’s, Analog, F&SF, но из пятерки уже выпала британская Interzone, зато вместо нее в пятерке закрепились онлайновые журналы Clarkesworld и Tor.com, которые дали больше номинантов на премии, чем три бумажных. Еще более заметны изменения среди книжных издательств. Из пятерки вообще выпали фантастические подразделения издательских империй (Eos, Spectra, DelRey, Ace, Roc), которые правили бал в 80е и 90е, а сейчас все более склонные печатать «форматную» литературу. Остаются полузависимые «вассалы» издательских империй – Tor (безусловный лидер издания фантастики по количеству и качеству) и Baen (лидер «формата»). В пятерке прочно обосновались малые независимые издательства Night Shade, Pyr и Subterranean, которые постепенно забирают все мало-мальски неформатное у издательских империй, а Subterranean – вообще лидер неформата.

Антологии-финалисты делятся на три группы: группа «лучших за год» представлена неизбежным ежегодником Дозуа, без которого трудно представить мир англоязычной фантастики; группа трибьют-антологий представлена томами «под Лавкрафта» и «под Вэнса», а группа оригинальных антологий (т.е. все публикации в них – первые) представлена развесистым томом Новая космическая опера 2 и еще одной. Азбуке есть о чем подумать… Думаю, лауреатом может стать любая из трех антологий, к которой руку приложил Дозуа. Он не просто крут. Он вообще – лучший составитель антологий.

Совершенно не представляю себе, кто победит среди авторских сборников. Они же представляют три разные весовые категории – три очередных сборника малой прозы (Бигл, Стросс, МакДональд), один «зэ бест» (Вулф) и один тяжеловес – шеститомное собрание рассказов Желязны. Как их вообще можно сравнивать между собой? Сейчас имеем редкий случай: все собрание выдвинуто «одним куском», а не отдельными томами. Именно это повышает его шансы. В прошлом приоритет был, как правило, у очередных сборников, а однотомники избранного или тома из собрания рассказов могли получить место высокое, но не первое. Я даже не берусь предсказывать, поскольку очень люблю всех пятерых. Порадуюсь за любого из них! Посочувствую остальным.

Еще большая сборная солянка в нехудожественном разделе: библиография Тима Пауэрса, два художественных альбома, очередной сборник эссеистики/публицистики Ле Гуин и мемуары Вэнса. Как их можно сравнивать? Склонен думать, что победит альбом сверхпопулярного Чарльза Весса.

Редакторов и художников рассматривать не буду. И так уже 4 часа утра… Наутро вычитаю и поставлю.

Мой следующий пост о премиях, скорее всего, появится после 15 мая, когда станут известны лауреаты Небьюлы.


Статья написана 2 мая 2010 г. 21:39
Размещена также в авторской колонке cat_ruadh

Пока я вынужденно отсутствовал на форуме и не имел возможности писать в свою колонку, сезон премий разворачивался полным ходом. Уже появился своего рода рекордсмен. Но обо всем – по порядку.

В марте были объявлены лауреаты Премии Филиппа К. Дика. К сожалению, моя надежда не оправдалась, и Иэн МакДональд получил лишь второе место (Special Citation) за сборник малой прозы Cyberabad Days, примыкающей к его прославленному роману River of Gods. (Несколько рассказов, вошедших в сборник, уже публиковались в Еслях.) А саму премию получила пока что неизвестная у нас C.L. Anderson за роман Bitter Angels.

Также в марте стали известны лауреаты Премии Джеймса Типтри мл., присуждаемую за лучшее освещение гендерных вопросов в фантастической литературе. В этот раз премию разделили двое: Greer Gilman за сборник Cloud & Ashes: Three Winter's Tales; и Fumi Yoshinaga за первые два тома серии Ooku: The Inner Chambers. Пока что мне трудно сказать что-либо определенное об обоих лауреатах. Petro Gulak знает больше. ;-)

  

В конце марта в британском Брайтоне состоялся World Horror Con, на котором присуждались Премии Брэма Стокера. Как вы успели заметить в моих предыдущих постах, номинаций много, а новая поросль в жанре ужастиков в наших палестинах даже для любителей остается мало знакомой. Поэтому буду краток. Лауреатами стали:

Audrey's Door, Sarah Langan (роман)

Damnable, Hank Schwaeble (дебютный роман)

The Lucid Dreaming, Lisa Morton (повесть)

"In the Porches of My Ears", Norman Prentiss (рассказ)

He Is Legend: An Anthology Celebrating Richard Matheson, Christopher Conlon, ed. (антология)

A Taste of Tenderloin, Gene O'Neill (авторский сборник)

Writers Workshop of Horror, Michael Knost (критика)

Chimeric Machines, Lucy A. Snyder (поэтический сборник)

Неделю спустя, в пасхальный уикэнд, в окрестностях Лондона проходил British Annual Science Fiction Convention, иначе известный как Eastercon. Премию British Science Fiction Association Award получили: China Miéville за The City & The City (роман), Ian Watson & Roberto Quaglia за 'The Beloved Time of Their Lives' (рассказ), Stephan Martiniere за обложку к переизданию романа Ian McDonald Desolation Road (живопись), и Nick Lowe за свою колонку киношных обзоров 'Mutant Popcorn', которая печатается в журнале Interzone на протяжении 25 лет (критика).

С этой премии Чайна Мьевиль начал свой урожайный сезон-2010. Приятно порадовали старые знакомые Уотсон и Квалья своим сюрреалистическим стёбом. Оказывается, он понравился очень многим. МакДональд за свою повесть премию не получил (в запасе еще несколько номинаций на значительные премии), но удостоился опосредованно – за обложку к переизданию его дебютного романа. (Кто бы у нас перевел его – странный и очень атмосферный гибрид Ста лет одиночества и Марсианских хроник? Боюсь, это под силу только Домино.)

Примечание: Здесь показаны обложки британских изданий Мьевиля (твердого и мягкого), а ниже -- американских (твердого и мягкого).

До вынужденного перерыва я не успел ознакомить вас с номинациями на Премию Артура Ч. Кларка. А теперь уже есть и лауреат. Несколько дней назад им стал China Miéville за роман The City & The City. Его соперниками были:

Spirit, Gwyneth Jones (Gollancz)

Yellow Blue Tibia, Adam Roberts (Gollancz)

Galileo's Dream, Kim Stanley Robinson (HarperCollins)

Far North, Marcel Theroux (Faber & Faber)

Retribution Falls, Chris Wooding (Gollancz)

Мьевиль стал рекордсменом этой премии, поскольку получил ее в третий раз. Прежде он был удостоен такой чести за романы Бас-лаговского цикла Вокзал потерянных снов и Железный совет (Ау, Эксмо!).

При получении призовой железяки и чека на £2010, Мьевиль заявил, что пребывает в «абсолютном офигении» и «невероятно польщен» тем, что в очередной раз выиграл эту премию, учрежденную Артуром Ч. Кларком, дабы способствовать развитию НФ в Британии. Из всех романов Мьевиля этот – что угодно, но только не НФ, и сильно отличается от всего, им написанного. Правда, фэнтези получали эту премию и прежде.

А тем временем, в Америке объявили номинации на Медаль Карнеги. Из относящихся к фантастике произведений, там присутствуют позапрошлогодние Neil Gaiman, The Graveyard Book; Patrick Ness, The Ask and the Answer; Terry Pratchett, Nation; Philip Reeve, Fever Crumb. Этого Геймана в переводе мы уже читаем, на подходе – Пратчетт.

В апреле также были объявлены номинации на премии «Легенда» имени Дэвида Геммела, присуждаемые в поджанре эпической фэнтези.

Собственно, «Легенда» за лучший роман фэнтези

Best Served Cold, Joe Abercrombie (Gollancz, Orbit)

The Gathering Storm, Robert Jordan & Brandon Sanderson (Tor)

Empire: The Legend of Sigmar, Graham McNeill (Black Library)

The Cardinal's Blades, Pierre Pevel (Gollancz)

Warbreaker, Brandon Sanderson (Tor)

Премия «Утренняя звезда» за лучший дебют в жанре фэнтези

The Sad Tale of the Brothers Grossbart, Jesse Bullington (Orbit)

The Adamantine Palace, Stephen Deas (Gollancz)

The Drowning City, Amanda Downum (Orbit)

The Cardinal's Blades, Pierre Pevel (Gollancz)

Lamentation, Ken Scholes (Tor)

Премия «Сердце ворона» за лучшую фэнтези обложку

• Didier Graffet & Dave Senior (Illustration) and Laura Brett (Art Direction) for the cover of Best Served Cold by Joe Abercrombie (Gollancz)

• Jackie Morris (Illustration) and Dominic Forbes (Art Direction) for the cover of The Dragon Keeper by Robin Hobb (Voyager)

• Larry Rostant (Illustration) and Loulou Clarke (Art Direction) for the cover of Fire by Kristin Cashore (Gollancz)

• Jon Sullivan (Illustration) for the cover of Empire by Graham McNeill (Black Library)

• Jon Sullivan (Illustration) and Sue Michniewitz (Art Direction) for the cover of The Cardinal's Blades by Pierre Pevel (Gollancz)

В прошлом году премия присуждалась впервые и ее выиграл Анджей Сапковский за роман Кровь эльфов (был номинирован английский перевод). В этом году Сапковского в номинации не видно, зато есть долгожданный новый роман покойного Роберта Джордана, дописанный Брендоном Сандерсоном. Брендон – малый-не-промах, он и свое писать не забывает. И, видимо, удачно, если его собственный роман стоит в той же номинации. Поклонников Аберкромби очень порадует выдвижение и нового романа, и его обложки. Только выиграет ли? Очень весомым фактором являются многолетние ожидания нового романа «Колеса времен» Джордана. Я и сам голосовал бы за Джордана, так сказать, «в совокупности», как в прошлом году Восточная Европа массово голосовала за Сапковского.

Следующим постом расскажу о номинациях на Хьюго и о финалистах Премии Локуса. До скорого!


Статья написана 1 мая 2010 г. 19:58

"Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс написал для газеты The Guardian рецензию на книгу Филипа Пулмана "Добрый человек Иисус и негодяй Христос" (The Good Man Jesus and the Scoundrel Christ). Глава англиканской церкви положительно отозвался об этом антиклерикальном сочинении автора "Темных начал".

В книге рассказывается о том, что на самом деле Дева Мария родила близнецов: альтруиста, визионера и религиозного революционера Иисуса и интригана и завистника Христа. Благовещение Пулман описывает как совращение, а Воскресение — как обманный трюк.

Пулман известен антирелигиозными взглядами, которые отражались и в его предыдущих сочинениях. По мнению главы англиканской церкви, в этом смысле новую книгу писателя стоит считать прогрессом, так как в ней появляется вторая точка зрения, воплощенная в образе Иисуса. По мнению архиепископа, пулмановский Христос — это на самом деле Иуда. Высокой оценки удостоился и стиль "Доброго человека...". Наконец, Уильямс отдал должное изобретательности автора и его искусным обращением с текстом Писания.

Тем не менее, архиепископ Кентерберийский и критикует Пулмана: в частности, по его мнению, писатель упростил смысл некоторых эпизодов Библии, например — молитвы Иисуса в Гефсиманском саду. По словам священника, религиозные сомнения, которые Пулман хочет посеять в своем читателе, напоминают парадоксы Великого Инквизитора из "Братьев Карамазовых" (Уильямс — автор книги "Достоевский: язык, вера и сюжеты" [Dostoevsky: Language, Faith and Fiction]).

Книга "Добрый человек Иисус и негодяй Христос" была опубликована к Пасхе и спровоцировала скандал в Великобритании. В частности, Пулман рассказал, что еще до выхода книги получил множество писем от разгневанных христиан".

Источник новости


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 225  226  227  228 [229] 230  231  232




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 449

⇑ Наверх