КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: Barros, fox_mulder, sham

Авторы рубрики: jacob.burns, Клован, SarButterfly, Слартибарфаст, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, imra, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь



Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 124  125  126

Статья написана 3 июня 11:54
Размещена также в рубрике «Калейдоскоп фантастики» и в авторской колонке angels_chinese

Написано для портала Rus.Postimees.

За что мы души не чаем в космическом контрабандисте Хане Соло? За что мы точно полюбим посвященный ему фильм? Об этом рассуждает почетный звездновойноман далекой галактики Николай Караев.

Премьера космооперы «Хан Соло» состоялась в Эстонии 25 мая – и, говоря откровенно, наблюдать почти пустые залы на выходных было больно. Ну да, народ подустал от «Звездных войн», вспыхивающих ныне, когда LucasFilm попал в рабство студии Disney, с завидной регулярностью. Да еще и бюджет картине дали такой, что она мигом оказалась в топ-15 самых дорогих фильмов всех времен и народов – и явно не отобьет потраченные на нее деньги в прокате. Но не всё измеряется деньгами. Хотя, может, сам Соло с этим и поспорил бы...

Портрет Хана Соло в молодости

Что должно быть в приквеле о юности и молодости Хане Соло? Всё то, без чего Хан Соло уже немыслим. То есть: верный вуки Чубакка, большой, волосатый и трогательный; космический корабль «Тысячелетний сокол», быстрый, верткий и непробиваемый; ну и, пожалуй, галактический негодяй Лэндо Калриссиан, приятель Хана и хозяин Облачного города в фильме «Империя наносит ответный удар».

Разумеется, там должны быть как Империя, так и Сопротивление – но не то чтобы на первом плане; мы знаем, что Хан Соло долго не примыкал ни к тому, ни к другому, да и вряд ли вообще примкнул бы, если бы не великая любовь к принцессе Лейе. Нельзя без инопланетян, приключений, погонь, драк, роботов, но этого добра хоть отбавляй и в других частях саги. Главное – сам герой: кто он?

Вряд ли я сильно погрешу против истины, сказав, что Хан Соло по сути – вселенский плут, эдакий Остап Бендер, только давным-давно и в очень далекой галактике. Это явно понимают и авторы сценария, отец и сын Кэзданы (напомню: старший Кэздан в свое время написал сценарий «Империи...»). А значит, можно – наконец-то! – милосердно избавить зрителя от пафоса, которым сочился предыдущий приквел, «Изгой-один». Ну не купился бы Соло на пафос. Даже в юности, когда все мы – романтики, даже будучи влюблен по уши и готов лететь к возлюбленной хоть на край знаемого космоса...

Собственно, вот вам и интрига: как из романтичного молодого человека получился насквозь прожженный циник, нехотя спасающий Люка Скайуокера на Татуине в начале «Новой надежды»? Тут замах почти на Печорина, на героя, так сказать, не нашего времени. Высокая трагедия, маскирующаяся под плутовской роман. Что и отличает Хана Соло от джедаев любой, что Светлой, что Темной стороны: понимание того, что  жизнь – всегда плутовской роман, внутри которого скрываются и комедии, и трагедии, и «смешение жанров, черт побери».

И всё заверте... (но в разные стороны)

Чего не должно быть в приквеле о Хане Соло? Увы и ах: Харрисона Форда. И это на деле фантастически огромная проблема: уже сорок лет мы говорим «Хан Соло», а подразумеваем «Харрисон Форд». Но тут нам повезло: юного межзвездного контрабандиста по итогам жесткого конкурса и сверхсекретных проб доверили сыграть Олдену Эренрайку, актеру, зарекомендовавшему себя не только в недооцененных «Прекрасных созданиях», но и в комедии братьев Коэнов «Здравствуй, Цезарь!»; а Коэны плохих актеров не снимают в принципе. Говорят, на съемках «Соло» Эренрайком были не очень довольны, ему нанимали учителя актерского мастерства, его сводили с самим Фордом... Так или иначе, результат налицо: актер не копирует предшественника, но поверить в то, что его герой впоследствии вырастет в Форда, очень легко.

Не менее прекрасен Дональд Гловер в роли Лэндо: пройдоха, бестия, сволочь, если разобраться, но такая обаятельная, что не восхититься им невозможно. В плутовской инверсии «Соло» всё шиворот-навыворот; скажем, в оригинальной трилогии Хан Соло был верным спутником героя, то бишь Люка Скайуокера, а в «Соло» он сам – герой (и немножко антигерой), и спутник его, Лэндо, – не то чтобы верный друг, а скорее друг-враг. (Совсем верный друг – Чубакка, но это отдельная песня; воздержавшись от спойлеров, скажем только, что обстоятельства встречи будущих товарищей-не-разлей-вода – весьма драматичны.)

Та же инверсия наблюдается и с фигурой наставника. Учителя Люка – сплошь джедаи Светлой стороны, что Оби Ван Кеноби, что мастер Йода – не терпели полутонов, а вот ментором Хана становится Тобиас Беккет, изумительно сыгранный Вуди Харрельсоном  вор, человек вроде неплохой, но... но. Достаточно сказать, что условным прототипом Беккета стал Долговязый Джон Сильвер – персонаж тот еще.

Наконец, любовная линия. И здесь инверсия! Да, в начале, на планете Кореллия, Хан и Ки’ра (вездесущая Эмилия Кларк: то она в «Игре престолов», то в «Терминаторе», то в «Звездных войнах») – только пара вюбленных подростков, стремящихся убежать из диккенсовского преступного мирка, руководимого громадной сколопендрой. Но Хану бежать удается, а Ки’ре – нет, и когда они вновь сталкиваются через несколько лет на борту некоей космической яхты, всё меняется. Он – не растерявший еще романтизма, но уже сильно побитый жизнью начинающий вор; она – правая рука мафиози Драйдена Воса (Пол Беттани), которому подчиняется Беккет, а значит, и Хан тоже.

И всё заверте...

Круче сиквелов иных

«Соло» получился, если честно, куда жизненнее не только многопафосного «Изгоя-один», но даже и части оригинальной киносаги. По очень простой причине, сводящейся к той же инверсии. С самых первых сцен «Новой надежды» Хан Соло был нужен «Звездным войнам» для того, чтобы сбавлять пафос и подавать отрезвляющие комические реплики. При этом, заметим, в оригинальной трилогии Хан удостаивается в каком-то смысле самой запоминающейся участи. Да, когда Дарт Вейдер отсекает руку Люку и сообщает, кто тут чей отец, это где-то трагедия. Но вот когда Хана замораживают в карбоните и везут во дворец мафиозного босса Джаббы, это, как ни крутите, та самая высокая трагедия – тем более, что Люк в итоге ни в кого не влюбляется, а Хан крутит роман с самой принцессой и ему есть что терять.

Жизнь джедая похожа на зебру: Темная и Светлая стороны/полосы, поражение/ или победа, третьего не дано (Люк в «Пробуждении Силы» отступил от этой бинарности; посмотрим, случайность это или тенденция.) В реале такое черно-белое течение событий бывает редко. Жизнь Хана Соло между тем – это не просто беспрерывный квест, в котором, чтобы достичь цели, приходится одолевать кучу препятствий; это еще и квест, состоящий из побед, которые моментально оказываются поражениями. Теряешь свободу – обретаешь друга. Проигрываешь деньги – получаешь опыт. Лишаешься смысла жизни – находишь себя. Эта диалектика, согласитесь, куда больше похоже на наши с вами обстоятельства.

Более того, только подобный экспириенс – кратчайший путь к максиме Пастернака: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Ну или Киплинга: «Равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив». Киплинг вообще словно о Хане Соло писал:

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело.

И только Воля говорит: «Иди!»

Добавим: не бойся танцевать на грани фола, когда судьба дала тебе под дых; тогда, мой друг, ты станешь Ханом Соло – а это круче сиквелов иных.


Статья написана 30 мая 10:39


По роману Сергея Лукьяненко.

Режиссер: Сергей Мокрицкий

В ролях: Никита Волков, Северия Янушаускайте, Евгений Ткачук, Ольга Боровская, Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Андрей Руденский, Елена Яковлева, Андрей Мерзликин, Сергей Горобченко, Ирина Хакамада, Дмитрий Хрусталёв (ну и сам Лукьяненко по традиции отметился в эпизоде)

Кирилла стирают из жизни (он теряет все, чем владел, и все знакомые, включая самых близких его почти мгновенно забывают), но в замен он получает "функцию", точнее становится ею. Теперь Кирилл — таможенник между мирами, живет в водонапорной башне, и его задача кроме сбора пошлин и пресечения контрабанды — открывать двери в другие миры.

Однако вместе с крутой работой и прилагающимися к ней супервозможностями он получает и весьма требовательное начальство...


Говорить о сюжете на данном этапе затруднительно, потому что фильму полагается продолжение — экранизация второй части Лукьяненковской дилогии "Чистовик". К тому же это сжатая версия сериала, то есть сумбур такому кино обеспечен. Можно только отметить, что экранизирован роман довольно близко к тексту. И все лучшее, что в фильме есть пришло из романа. Плюс приличный кастинг (довольно много незнакомых лиц, что скорее хорошо), плюс красивый визуал, включая боевые матрешки (их активно показывали в рекламе).

И учитывая вышесказанное можно сказать, что фильм состоялся. Нормальный зрелищный фантбоевик, вполне годный для просмотра.

Есть ли ложка дегтя? А куда же без нее. Акценты все неуловимо сместились. Довольно сильный упор на политику (ее у Лукьяненко практически и не было), по большой части это махровая антисоветчина. Так кузнец Василиса, бывшая в романе очень приятным положительным героем, превратилась в партийного функционера (что там за партия — большой вопрос), а мир наркотиков, в романе использовавшийся как место ссылки, тут "развился" до гулаговского лагеря.

И хотя в фильме много вражды, конфликта не видно. Я практически все время недоумевал, почему эти люди постоянно ссорятся. Видимых причин для этого нет. И прежде всего непонятно, зачем нужно такое мощное давление на функционалов. Зачем нужен поводок, который ограничивает передвижение Кирилла (в романе это ограничение было естественным, "природным", приложением к функции, а не проявлением злобности кураторов)? Зачем нужно ликвидировать бывшую Кирилла, только потому, что она ему нравится. И кстати почему их роман вспыхнул с новой силой? Она его бросила по собственному желанию еще до того как его начали "стирать", просто потому, что нашла себе парня побогаче и повлиятельней. Ну так Антон по факту начальство Кирилла и точно также может за ручку отвести ее в мир с пляжем, что благополучно и делает.

Еще раз, в фильме не обозначен конфликт. Нет причин так кошмарить функционеров, в частности Кирилла. Он стерт из обычной жизни, а в новом качестве получил вполне приличные плюшки, которые и должны быть гарантом его лояльности. В итоге, пересказав роман очень близко к тексту, создатели умудрились разрушить чуть ли не все причинно-следственные связи, которые двигали сюжет у Лукьяненко. Там-то все четко. Человек, который в профессионально и лично не состоялся, находит свое место в жизни. И конфликт именно в том, что он вроде как обречен прожить жизнь в рамках этой новой возможности. Как в финале "Понедельника" Стругацких — нет радости в самом приятном событии, если человек на это событие обречен.


Кирилл из фильма и так был вполне состоявшимся игровым дизайнером. То есть по сути он поменял шило на мыло. Там создавал миры, тут открывает двери. И весь его путь — это история насилия, которым злые кураторы бедного Кирилла мучают. Что за сцена в трактире? Зачем нужно было драться с матрешкой? Что это за испытание, тем более что ради нее пришлось чуть ли не убить трактирщицу. Типа, хорошо ли башня научила Кирилла драться? И так во всем — происходит что-то красочное, но бессмысленное.

Резюмирую: если не искать в этом фильме чего-то умного, то удовольствие получить вполне можно. Красивые миры, красивые матрешки. Актеры хорошие. Нормальный фантастический боевик. Хотите умного — читайте первоисточник, может быть Черновик — не самая лучшая книга Лукьяненко, но в ней был смысл.


Статья написана 30 мая 08:54
Размещена также в авторской колонке beskarss78

Торжество системного пламени


При неизбежных стигмах: а) вторичности, б) политкоректности, в) отставании от современности и жутком наборе противоречий, — создатели фильма все-таки старались, причем серьезно.

Они сделали самое главное, что следует делать для вещи, которую уже все читали, да и смотрели не по одному разу,  на буквальное прочтение которой уже нет спроса, а на постановку нет очень больших денег, — сместили акценты в типажах.

В первую голову:

— брандмейстер получил моральное основание своих поступков и собственные муки совести. Его отец погиб во вторую гражданскую и он искренне ненавидит книги. При том каждую ночь он пишет на клочках папиросной бумаги мысли, обрывки фраз, цитаты. А утром сжигает все в пепельнице. Получился Прометей наоборот — каждое утро сам себе выклёвывает "лишние мысли". Его-то образ — самый сильный в фильме. Ему даже дали поговорить со старым журналистом. Плюс хорошая актерская работа.

— Монтэг уже сомневается. Он должен вскорости сменить брандмейстера — то есть выходит на новый уровень мышления, но "что-то идет не так".  Его жену вычеркнули из фильма. С одной стороны пропали диалоги с ней, ощущение бессмысленности жизни, которые они давали. С другой — смогли максимально раскрыть тему борьбы его сомнений с поучениями брандмейстера;

— Кларисса теперь работает на два фронта. Она не столь романтична, сколь подкована в реалиях жизни нового мира. Вертится на черном рынке старых вещей, давно попала под колпак, вынуждена регулярно поставлять информацию "пожарникам". По её наводкам сжигают дома. При том сама пытается расти над собой, чему-то учиться, помогать обездоленным. Система покупки грехов за добрые дела... (брандмейстер привел Монтэга на встречу с осведомительницей, так и познакомились)

— ядерная бомбардировка США?  Побойтесь аллаха — как можно? Просто пожарник слегка поехал крышей и сжег одного из своих коллег, но карающая рука правосудия (бригада, которую возглавлял именно брандмейстер) сжигает как отступника, так и стукачку-Клариссу.

Конец истории...  

Сюжет фильма — это фактически завязка первого сезона, который почему-то урезали до первой серии. Монтэг с Клариссой должны были сбежать из сарая с книгами к продолжению. Возможно, первый сезон и кончался бы войной. А тут раз — и финансирование отрубили. Или передумали на этапе написания сценария. Бывает.

Что попытались сделать, но получилось умеренно:

— книги всё еще пытаются хранить на жестких дисках. Вообще какая-то техника присутствует: аудиоплееры, видеокамеры. Но в новой вариации интернета книжным файлам места нет. Страна управляется с помощью "девятки", вариации Интернета+компьютерных мозгов+чего-то вроде теократической диктатуры, а людям побогаче остались чувственные удовольствия. Посты в сети пишут боты (этот момент очень хорош).  Но вот со старыми запчастями у всяческих подпольщиков — плохо получается. Одновременно упоминается какие-то биоорганические способы хранения информации, реально независимая Канада и т. п.  Прогресс продолжается, мир вокруг развивается, а США застряли в 00-х. То есть кроме старых плееров и видеокамер — должны быть и новые штучки «из-за бугра». Чудеса враждебной (китайской?) техники. Увы, все это осталось в неснятых сериях;

— попытались противопоставить конкретику чувственности, которую теперь дает виртуальность — и абстракции, которые дают книги.

И тут не потянули откровенно.

Ни с  политической структурой государства, ни с интригами, ни с противостоянием рацио-чувство.

Если уж вы взялись за дело — то надо делать упор на сенсуализм, как форму познания. Оттенки, послевкусия, шершавости и степени прохлады — вот чем должны жить люди. Это общество потребителей, виртуальных (победнее) и реальных (богачей) сибаритов. Покажите человека с затычками в носу, который отлично различает запахи горелой плоти, горелой бумаги, но больше всего любит шоколадный джем. Гонка за новыми экранами — отлично передают цвета. У этих сибаритов-сенсуалистов должна быть своя иерархия. И вот на фоне этого бесконечного эпикурейства-без-философии должна появляться абстракция.

Но тогда она должна быть интеллектуальной, а не романтической.

Увы — для создателей фильма — частично это уже было сделано.  Аж в 1995-м году, в фильме "Гаррисон Бержерон".

Итого: попытка засчитана.  Фильм о брандмейстере получился (его партия — 9 баллов). Но все остальное — работает с очень большим трудом или вообще не работает. Для полноценного представления мира, который хочется выдумать по «451 градусу» — в современных реалиях требуется серий восемь-десять. Тогда получится стать выше того уровня, что задали в кино антиутопии последних двадцати лет. Одна серия в лучшем случае на семерку тянет.


Статья написана 29 мая 01:59
Размещена также в авторской колонке Igor_k

Стивена Кинга смело можно назвать самым экранизируемым из ныне живущих писателей. «Википедия» дает список в 102 (прописью: сто два!) фильма. А «Кинопоиск» увеличивает их количество до фантастического числа в 260 (двести шестьдесят, Карл!); просто учитываются всякие короткометражки, которые мы тут на русском никогда не увидим. Один фильм даже вышел прямо в год публикации оригинального романа («Кристина» Джона Карпентера). Другим книгам так не повезло. Некоторые, пусть это и покажется чистой фантастикой, всё еще не перенесены на экраны. Есть же романы, которые очень долго шли к экранизации. Вот «Игра Джералда» из таких. На языке оригинала она была опубликована в 1992-ом году. Фильм по ней стараниями «Netflix» увидел свет только двадцать пять лет спустя. Что неудивительно: этот роман долгое время считался неэкранизируемым.




Статья написана 27 мая 09:28
Размещена также в авторской колонке febeerovez

На фоне недавнего разбора о месте Хана Соло в Новом каноне Звёздных войн не мог пройти мимо самого большого дополнения о нём — а именно свежего фильма Рона Ховарда.


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 124  125  126




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 362

⇑ Наверх