КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: Barros, fox_mulder, sham

Авторы рубрики: Клован, SarButterfly, Слартибарфаст, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, imra, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, vlad1303vlad1303, Ugrum-75



Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 84  85  86  87 [88] 89  90  91  92 ... 106  107  108

Статья написана 10 июня 2011 г. 17:08
Размещена также в авторской колонке TOD
"Древо жизни"





Фильм Малика ждали давно и с огромным нетерпением. Режиссер, носящий звание «живого классика», фильмы снимает неторопливо, вдумчиво, не так часто радуя своих поклонников новой картиной, которые, добравшись таки до зрителя, неизменно становятся событием.  «Древо жизни», этот долгострой Малика, ждали многие, даже те, кто прошлых фильмов режиссера не видел. И вот первые слухи о сюжете, первые фото, первый трейлер,  первые отзывы кинокритиков из недавних Канн. И золотая пальмовая ветвь, «оброненная» датским забиякой. Фильм ждали уже если не все, то многие.

Трейлер позволял сделать определенные выводы по поводу содержания фильма. Нам показали троих братьев, и их родителей – мягкую мать и сурового отца. Несколько фраз о «выборе пути в жизни». Немного красивых кадров космоса. В принципе, сюжет казался более-менее предсказуемым, ожидалось что-то вроде философской притчи в духе «Фонтана» Аронофски. Но Малик размахнулся гораздо шире судьбы одной семьи, он охватил всю нашу планету, всю жизнь на ней, прокрутив ее с самого зарождения, он лишь решил задержаться на мгновение на простой американской семье 50-х годов, времени близкому для него самого – творец может себе такое позволить. «Фонтан» воспевал любовь двоих, «Древо жизни» говорит о любви ко всему живому. В своей эпичности и грандиозности это достойный продолжатель «Космической одиссеи» Кубрика. Кубрик искал Бога в глубинах космоса, Малик нашел его в своем сердце. И твердо вознамерился открыть путь к Нему для всего мира.

Режиссер не говорит ничего нового, того, что мы бы не знали – любите друг друга, радуйтесь жизни, наслаждайтесь красотой. Ирония в том, что такие банальные вещи мы забыли. Мы знаем, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать, а как нет. Мы знаем, что мир прекрасен, а жить – это так здорово. Тогда почему же мы так несчастны?


Просто мы перестали обращать внимание на все эти вещи, нам всегда кажется, что чего-то не хватает в жизни, и в погоне за полноценностью мы потеряли нечто важное. Способность видеть мир, может быть? Вот и получается, что Малик, завладев нашим вниманием, показывает нам, казалось бы, повседневный пейзаж – поле подсолнухов, а на глаза аж слезы наворачиваются – как это красиво, почему я не замечал?

Неслучаен выбор временных отрезков, в которых происходит действие. Первый из них это детство Джека, его воспоминая о том периоде, когда он только начинал познавать мир. От первого слова «мама» до первой ссоры с отцом. От первой искренней детской  улыбки до первых горестей и разочарований. Мы видим его жизнь, такую настоящую, яркую, полную впечатлений.

В противовес этому выступает взрослая жизнь Джека, где он заперт в стеклянных небоскребах, видя вокруг только отражения. Именно на таком контрасте можно понять, что настоящее, что по-настоящему важно.


И Джек вспоминает…

Линия детства показана впечатляюще достоверно. Отношения Джека с братьями, друзьями, родителями, переданы дотошно и без прикрас, так все и было. Актерская игра на высочайшем уровне. На экране не персонажи, а настоящие люди, изображенные через архитипные образы. Они не играют, они живут своими персонажами. Стареющий, как это не печально, Брэд Питт (теперь во всех фильмах похожий на проклятого Бенджамина Баттона) и Джессика Честейн справились со своими обязанностями определенно выше ожидаемого —  достоверность, достойная восхищения и, конечно же, наград, которые неминуемо должны последовать. Всем актерам настолько веришь, что в определенный момент… они становятся не нужны. Созерцая природу, важно ли вам знать, как называется тот  цветок, или что вот ту звезду на небе хотели бы иметь миллионы женщин, как личное украшение? Они просто прекрасны и ничего больше не имеет значения. Странный эффект, когда происходящее на экране служит катализатором каких-то внутренних процессов. Все одновременно важно и несущественно. Это не кино в общепринятом смысле,  нельзя назвать просмотром фильма то состояние, в котором находишься во время «Древа жизни». На два часа ты раздваиваешься. Первая «земная» половина находится в холодном от кондиционера зале кинотеатра и ерзает в кресле от того, что ей показывают такие пронзительные вещи, вызывающие такие странные, необычные чувства. Вторая половина парит где-то над всем этим и созерцает, вспоминая себя, знакомясь заново с самим собой. И может быть не все потерянно, если выйдя из зала, вторая половина останется бодрствовать…


Фильм гениален, это следовало написать в первую очередь. «Древо жизни» идеально во всем – режиссура, операторская работа (с какой душой снят каждый кадр, каждый план!), игра актеров. Визуальная составляющая красива до безумия, эстетизм во всем, таким чувством жизни и красоты, не побоюсь сказать, в кино не обладает больше никто. Философия картины и мораль, проповедуемая в ней, проста. Весь фильм это та самая «ода жизни», гуманизм в чистом виде. На фоне «Древа жизни», «Фонтан», с которым изначально его сравнивали, кажется безвкусицей. Все вложенное время и труды, затраченные на создание фильма, не пропали даром. Грандиозное, великое кино от великого режиссера. Красота, которая возвращает нас к своим истокам и напоминает, кто мы есть.



Статья написана 7 июня 2011 г. 22:50
Размещена также в авторской колонке fox_mulder



Доктор Кто (Doctor Who, 2005 — ?)

ВБ, продолжительность — 6 сезонов (78 серий) + праздничные спецвыпуски (9 серий)
           жанр —  практически все, что вы хотели узнать о жанре sci-fi,
                             но по каким-то причинам боялись спросить..

           слоган: «It's almost time... but not yet.»



сценарий              Рассел Т. Дэвис, Стивен Моффат, Марк Гэтисс, Гарет Робертс, Тоби Уайтхаус
режиссеры            Грэм Харпер, Юрос Лин, Джеймс Стронг. Джеймс Хьюз, Джо Эйхерн
операторы             Эрнест Винчи, Рори Тэйлор
композитор            Мюррей Голд
продюсеры            Рассел Т.Дэвис, Стивен Моффат, Фил Коллинсон, Джули Гарднер

в ролях: Кристофер Экклестон (Девятый Доктор), Дэвид Теннант (Десятый Доктор), Мэтт Смит (Одиннадцатый Доктор), Билли Пайпер (Роуз Тайлер), Фрима Агейман (Марта Джонс), Кэтрин Тейт (Донна Нобл), Карен Гиллан (Амелия Понд), Артур Дэрвил (Рори Уильямс), Алекс Кингстон (Ривер Сонг), Джон Барроуман(Джек Харкнесс), Джон Симм (Мастер), Саймон Пегг, Дерек Джакоби, Дэвид Морисси, Тимоти Далтон, Билл Найи, Майкл Гэмбон.



                                                                                   This song is ending, but the story never ends...

Доктор, у меня серьезная проблема — мир перед глазами переливается всеми градациями серого, моя жизнь превратилась в детский трамвайчик, который никуда не сворачивая следует по  выученному наизусть, однотипному маршруту, и единственным словом, которым можно описать нынешнюю форму собственного существования является "скука", которая одновременно подойдет в качестве констатации медицинского диагноза, рода деятельности и места проживания. Доктор, я Вас умоляю: скажите, что это неопасно! Я выхожу на улицу — и под кромешно серым небом встречаю лишь таких же кромешно серых людей, как я сам: их жизнь функционирует как компоненты гигантского механизма, который давно отключили от сети, но остаточная энергия пока еще позволяет совершать последние бессмысленные действия предписанные их общей программой. Иногда кажется, что в этом мире кромешной серости любая выдумка находится вне закона, а последние остатки фантазии — от тоски пустили себе пулю в лоб, не выдержав созерцания унылых тоскливых будней. Это ведь лечится — правда, Доктор?  И самое паршивое: то, что по идее призвано разгонять скуку, в моем случае ее лишь усугубляет: однотипные фантастические телешоу, голливудские блокбастеры, гремящие спецэффектами, будто плохо смазанные тарантасы — все они полностью лишены собственной Искры, напоминая лишь едва бледное отражение того света, которым когда-то одаривали всех живущих давно погасшие настоящие звезды. Доктор, Вы мне поможете? Ну что же Вы стоите с открытым ртом — немедленно хватайте  свои микстуры и градусники и не забудьте про чудесную звуковую отвертку! Наденьте свой лучший костюм — будь то видавшая виды кожаная куртка, заношенная тройка или потрепанная бабочка. И явитесь пред миром в ослепительном голубоватом свечении, исходящем от волшебной телефонной будки, одним своим видом заставив враждебных инопланетных захватчиков Уныние, Скуку и Тоску ретироваться с места сражения без единого выстрела. Раскрасьте мир новыми красками, зарядите его разряженные батарейки, и пусть вся вчерашняя монотонная серость нынче засверкает как рождественская елка во время телетрансляции одного из Ваших спецвыпусков. Спасите нас, Доктор!  

Удивительный, все-таки народ — эти ваши англичане. Никуда особенно не торопятся — и выигрывают целые олимпиады. Ездят по левой стороне сквозь туман и английский смог — и всегда попадают в нужную кроличью нору. Тот же самый беспредел творится и в рамках фантастического жанра: пока их заокеанские собратья по НАТО, пуская дым из ноздрей, закладывают умопомрачительные виражи на супертехнологичных межзвездных посудинах, разряжают обойму за обоймой в чужих и до хрипоты спорят о том, чей шворц лучше, длинней и быстрей, эти удивительные люди лишь пожимают плечами и отправляются на кухню, дабы приготовить чашечку самого крепкого английского чая. А потом, небрежно разваливаясь в кресле просто переключают на голубом экране кнопку самого могущественного государственного телеканала BBC, где как раз демонстрируется очередная серия приключений Доктора — и космические корабли тотчас врезаются носами друг в друга, чужие разбегаются в разные стороны, что бы через некоторое время записаться активистами в Грипис, а световые шворцы, от удивления перестают мериться лучами, превращаясь в подобие обычного технологического мусора.  И опять битва выиграна без единого выстрела, на экране сверкает знакомый логотип и доводящая до экстаза надпись "to be continued", мол — не переживайте, все будет хорошо, он снова улетел, но обещал вернуться. Как, Вы никогда не слышали о Докторе?  Не видели ни одной серии, никогда не слышали о самом долгоиграющем сериале за всю историю телевидения и вообще не имеете представления, отчего другие зрители начинают читать религиозные мантры, только мельком глаза завидев на экране эксцентричного юнца на фоне старомодной полицейской будки? Тогда садитесь поудобнее, предварительно заварив себе целый чайник самого душистого ахмада, потому что двумя словами тут не отделаешься.



                                                                                                                    «Фантастика!»  (Fantastic!)
                                                                                                                            (Девятый Доктор)

Как подсказывает злобным голосом, сидящий внутри системного блока мой персональный далек, знаменитая будка впервые материализовалась посреди голубых экранов в далеком 1963 году.Правда, сами экраны тогда еще были не голубыми, а монохромными, и само шоу больше напоминало телевизионный спектакль. Декорации? Пришпилим в качестве задника огромное полотно в стиле художественного минимализма — и вот перед Вами пейзажи неизвестной планеты. Спецэффекты? Слово какое-то новое, незнакомое, американское что ли? Просто поставьте перед зрителем ржавое ведро, утыканное 9-дюймовыми гвоздями — и пусть трепещет пред обликом грозных космических захватчиков! Впрочем, техническая отсталость оказалась лишь умеренной платой за потрясающее содержание: придумав в качестве главного героя практически бессмертного инопланетянина, способного бороздить не только пространство, но и время, автор сериала, канадский сценарист и продюсер Сидни Ньюман (на счету которого, помимо Доктора — не менее культовое телешоу 60-х "Мстители"(The Avengers) — Джон Стид, миссис Пил, прием?), поначалу и сам не ведал, что создал каркас для идеального фантастического телеромана анакондовской длины. Предохранители здравого смысла были аккуратно выкручены и спрятаны подальше: телевизионный мир Доктора с самого первого сезона жил и дышал полной грудью под девизом "Возможно все". Из далеких галактик, населенных самыми невообразимыми существами, будка Доктора пикировала прямиком в временные потоки земной истории, где выдуманная реальность причудливо переплеталась с реальными историческими персонажами. Количество отснятых серий увеличивалось как на дрожжах, за предыдущим сезоном обязательно следовал новый, и на волне зрительского успеха, разогнавшись до гиперсветовой скорости, сериал и не думал замедляться. Его бешеному темпу не стали помехой даже естественные законы природы: когда первый исполнитель роли Доктора, 58-летний актер Уильям Хартнелл, по состоянию здоровья, больше не мог принимать участия в сериале, сценаристы и тут не растерялись:  приготовили себе по чашке самого крепкого английского чая и придумали, что одна жизнь — это слишком мало для представителя могущественной инопланетной расы Повелителей Времени, пусть их будет, ну скажем 13. И завертелся целый круг волшебных перевоплощений: старые актеры сдавали вахту более молодым коллегам и тут же растворялись в неизвестности, в то время, как волшебные путешествия Доктора продолжались своим чередом: из технически отсталой монохромной гаммы — в мир невообразимых соцветий, из тесноты студийных павильонов — на дарующие несоизмеримое количество возможностей, свободные просторы. К 1989 году сериал уже насчитывал 213 серий, поделенных на совсем уж несусветное количество 25-минутных эпизодов, которые при показе были объединены в 27 сезонов. За 27 лет своих неустанных скитаний по британскому телеэфиру, Доктор стал его неотъемлемой частью, на своих приключениях воспитав не одно поколение маленьких британских граждан, точное количество которых невозможно подсчитать с помощью даже самых ультрасовременных статистических методик.И когда в 1989 году,  руководство BBC все-таки решило поставить жирную точку после гигантской буквы "О", многие из них физически ощутили такую боль, будто кто-то с помощью плоскогубцев попытался выдрать жирный кусок из их собственного детства. В 1996 году состоялась первая попытка не только оживить Доктора, но и заодно поменять ему страну проживания: американский телеканал FOX сварганил полнометражный телефильм с прицелом на создание нового сериала, но из этой затеи ничего не вышло: на родине шипучей колы и самых увесистых биг-маков, пациент так и не ожил. Зато еще 9 лет спустя, те самые поклонники, выросшие на историях о путешествиях синей полицейской будки, решили нанести ответный удар, и на этот раз у них все получилось.

Как скрежеща металлическими внутренностями моего несчастного системного блока, вновь подсказывает мой персональный далек , свое современное воплощение Доктор обрел лишь в 2005 году, силой, стараниями и талантом одного из таких "взрослых детей", британского сценариста и продюсера Рассела Т. Дэйвиса.. Нет, это был уже не 28 сезон полюбившегося всем сериала, скорее — его вполне современный отпрыск, рожденный в любви, согласии и верности атмосфере первоисточника. 25-минутные эпизоды отправились на свалку истории, внутреннее убранство TARDIS (Time And Relative Dimension In Space) похорошело и окончательно лишилось сходства со студийными декорациями 40-летней давности. Ржавые ведра с гвоздями сдали в музей, а обмотанных серебристой фольгой статистов отправили на пенсию — так в мире Доктора наконец наступила эра компьютерных эффектов. Впрочем, одними технологическими стандартами дело не ограничилось, и вместе с декорациями и эффектами помолодел и сам Доктор. Сдав в барахолку все свои старинные наряды, он больше не смотрелся ровесником "последнего из могикан" и щеголял перед зрителем потрепанной кожаной курткой и нагловатой улыбкой 41-летнего британского актера Кристофера Экклестона. Конечно же, для  старых поклонников, которые долгие 15 лет ждали возвращения любимого телеперсонажа не имеют никакого значения ни декорации, ни количество мегабайт, которые теперь уходят у супервайзера на компьютерную отрисовку модели каждого далека, ни возраст нового Доктора или цвет его глаз. "Скажите только одно: даст ли новый сериал вновь почувствовать себя взрослыми детьми?" — жалобно вопрошает у входа в телевизионную студию бодрый старичок, наряженный в самодельный костюм Кибермена, и его чаяния весьма резонны. Да, дедушка, считайте, что Ваши молитвы достигли конечного адресата, можете без стеснения сбрасывать свою рухлядь, то есть — разумеется, фанатское снаряжение и смело присоединяться у экранов телевизора к остальным страждущим. "И далеки будут?" — по-прежнему не унимается настырный британский пенсионер. Да, будут и Ваши любимые ведра с гвоздями, пусть и отрисованные на компьютере.  И еще- Киберлюди, исторические встречи с Чарльзом Диккенсом и молодым Уилом Шекспиром,  планета Галифрей, проклятый Мастер — извечный враг Доктора и сам Аццкий Сотона, прикованный рогами к поверхности одной из очень отдаленных планет. А еще — свободный полет талантливой человеческой фантазии,для которой  не существует никаких пространственных и временных границ, доведенный до абсолюта процесс детского "фантазирования", из которого на словарном уровне исключены такие термины как "немыслимо", "невозможно", "так не бывает"...... Дедушка, постойте, куда же Вы?




                                                                                                                        "Алонзи!" (Allons-y!)
                                                                                                                          (Десятый Доктор)

Однако, самое удивительное в Докторе — это не сложная конструкция "межпространственно-межвременного корабля" ("Изнутри больше чем снаружи"(с)) и даже не личностные трансформации самого персонажа, который с каждым новым перевоплощением лишь молодеет душой и телом (от 55 летнего Первого Доктора, Уильяма Хартнелла — до своего нынешнего воплощения, в 28-летнем  Мэтте Смите), а  титанический труд и упорство местных сценаристов, без устали носящихся по чистому полю в погоне за Фениксом Вдохновения и Птицей Сюжетной Оригинальности, и успешно их настигающих примерно в 99 случаях из 100. И это, я напомню если кто вдруг подзабыл — на телевидении и в жанре, где последние креативы скончались от старости много лет назад, и если процесс написания среднестатистического сценария не укладывается в фразу: "А-давай-стырим-сюжет-из-третьего-сезона-Стар Трека-все-равно-фиг-кто -догадается", то значит в ней просто надо заменить "Стар трек" на "Секретные материалы". Искрящиеся свежестью идеи (на этом месте мой персональный далек начинает дико шуметь и даже угрожает вылезти из системного блока наружу, если я не упомяну сюжетную арку из первого сезона про маленького мальчика, который на поле битвы времен Первой Мировой искал свою маму — The Empty Child и The Doctor Dances очень не хочется злить монстра, хоть и домашнего, поэтому упоминаю), оригинальные враги (и снова — шум, скрежет и угрозы распылить автора этих строк на атомы, если не будут упомянуты Ангелы из серии третьего сезона Blink — как и в прошлый раз, мне не остается ничего другого, кроме как подчиниться грубой силе) — в принципе, красноречивее всяких слов, о сценарном уровне сериала скажет его наградной актив, который на данный момент включает в себя уже 4 премии Hugo и целых 9 номинаций (на этом месте, мой личный далек предупреждает, что людей, которые причисляют себя к любителям фантастики, но никогда не слышали об этой премии он готов лично дезинтегрировать на молекулы, поэтому — улыбайтесь и гуглите, не забывая при этом вновь улыбаться — не доставляйте такого удовольствия адской инопланетной машине, договорились?). Фантазия бьет из-под земли мощным ключом девственной чистоты, причем поголовное большинство местных 40-минутных сюжетов, можно было бы без потери качества легко развить в целые многотомные книжные саги. Но что удивляет больше всего — в то время, как сезоны американских сериалов сочиняются целыми большими командами из десятка человек, англичане ухитряются и здесь экономить ценные ресурсы, на этот раз — человеческие. Из 13 серий первого сезона, 8 сценариеев написаны одним   человеком — тогдашним шоураннером сериала Расселом Т. Дэйвисом. В 6 сезоне, 7 сценариев из 14 н принадлежат перу другого шоураннера (спойлеры! спойлеры!) Стивена Моффата. Может быть, все дело в крепком английском чае, как Вы считаете?

В довершении всего Гаагскому трибуналу следовало бы насильно лишить названия одно сверхубогое российское реалити-шоу и закрепить его за творческой командой "Доктора Кто", что бы отныне все зрители отныне четко себе представляли, кто есть настоящие Звезды, и где именно располагается Фабрика, которая их штампует. Да, этот конвейер работает без отдыха  уже 6 лет подряд, по 13 недель в год, не считая спецвыпусков, но его потенциал по-прежнему велик. Из всех новых исполнителей Доктора, с девятого по одиннадцатый номер, на недостаток славы до начала съемок не мог пожаловаться лишь уже упомянавшийся мной выше Кристофер Экклестон, на счету которого была роль в культовой картине Дэнни Бойла "Неглубокая могила" и участие в ряде голливудских проектов вроде "Угнать за 60 секунд" — не самых высококлассных, зато высокобюджетных. После того, как Экклестон громко хлопнул дверью (сам пДоктор, как персонаж был по его мнению недостаточно мужественным), его место занял почти никому не известный Дэвид Теннант, знакомый зрителю лишь по парочке бибисишных сериалов, да  мимолетному участию в роли Барти Крауча-младшего в голливудской постановке "Гарри Поттер и кубок огня", которая длилась сколько минут? 5-6? Или может 7? Именно участие в Докторе сделало актера тем, ктем он является и по сей день — звездой мирового уровня, чье имя и лицо узнают огромное количество семей по всему свету. И совсем еще молодой, да ранний Мэтт Смит тоже не избежит этой участи — из подающего надежды, но совершенно неизвестного театрального актера, он в мгновение ока превратился в звезду, без особых усилий удерживающую у экранов не только самую большую телевизионную аудиторию в Великобритании,, но и другую, примерно равную им по численности —  уже во всем мире. Здесь можно уподобиться хлипким романтическим барышням — постоянным участницам бесконечных сетевых баталий на тему: "Кто из исполнителей роли Доктора более люб (или наоборот — не люб моему сердцу?", но мы конечно этого делать не станем. А зачем? Какой смысл, когда есть большой выбор, по-настоящему талантливых лицедеев-эксцентриков, суть которого можно свести к обветшалой фразе "Все актеры хороши — выбирай на вкус". Ах, Вы настаиваете? Тогда можете бросить монетку. Только помяните мое слово: если Вы доверите судьбе выбрать лучшего из Докторов, она обязательно упадет вниз ребром.

  

                                                                                                                  "Джеронимо!" (Geronimo)
                                                                                                                    (Одиннадцатый Доктор)

Но как известно издавна: ничто хорошее не вечно. Как Вы уже наверное поняли из моих неловких спойлеров, первая необходимость искать замену застала создателей врасплох уже в финале первого сезона, когда Экклестон уступил место Теннанту. Вторая неприятность произошла спустя 4 года, но на этот раз, кроме исполнителя главной роли, руководителям отдела телепостановок BBC пришлось искать еще и новые кандидатуры на должность продюсеров и нового ведущего сценариста. Согласно первоначальной идее, пятый сезон, который стартовал на британских маленьких экранах в апреле 2010 года должен был стать самостоятельным сериалом, новым перезапуском, который бы отталкивался от совершенно новой концепции и автоматически обнулил число сезонов и серий до жирной единицы. Новый  ведущий автор (но отнюдь не новичок во Вселенной Доктора: на счету Моффата, к моменту "перезапуска" уже было 6 сценариев к сериям из ранних сезонов и 2 премии Hugo), полностью обновленные персонажи (личные дела Розы Тайлер, Марты Джонс, Донны Нобл и капитана Джека Харкнесса можно сдавать в архив — как это не грустно, но они больше не пригодятся), собранная с нуля команда продюсеров, новый дизайн титров иTARDIS (на этот раз — в HD), и наконец — новый логотип и даже аранжировка оригинальной музыкальной темы. Впрочем,  к счастью ничего страшного не случилось: Доктор по-прежнему остался Доктором,  TARDIS все так же отливает голубоватым светом, а местные далеки, несмотря на обновленную окраску, как и 40 лет назад, по своей форме и содержанию напоминают ржавые ведра с гвоздями, пусть теперь и отрисованные на усладу новомодному формату HD. Новый Доктор все так же очарователен, а его компаньоны — милы и бесполезны, каждое Рождество по-прежнему угрожает планете большими неприятностями, о которых — см. отдельные праздничные спецвыпуски, а Земля, как и миллионы лет назад продолжает свое вращение вокруг Солнца, нарушая тем самым планы целого легиона всевозможных тварей. Да, все чаще и чаще раздаются голоса, которые отнюдь не шепотом обвиняют ВВС в том, что она превратила Доктора в коммерческую дойную корову, из которой каждый год выцеживается все до последней капли. Для каждого из сегментов семейной аудитории сериала, отныне предлагается по целому спин-оффу: таким образом детишки в коротких штанишках получают "Приключения Сары-Джейн", а публика постарше и поциничней — свой Torchwood , от одного упоминания которого далек внутри моего системного блока начинает исходить от очередным приступом яростной гомофобии. А что Вы хотели? Нынче "Доктор" — это уже не просто напоминающее спектакль, телешоу, снятое на фоне дешевого набора примитивных декораций, а целый комплекс разнообразных мультимедийных развлечений, включая мультфильмы, книги, ежегодные благотворительные концерты,  исполняющие великолепную музыку Мюррея Голда, огромные продажи сопутствующих товаров и сувениров, комиксы и компьютерные игры. В конце концов, если Доктор с таким успехом защищает целую Вселенную, так почему бы, его заботам не поручить еще и охрану финансового благополучия одной отдельно взятой телекомпании?

Но отбросив в сторону все сомнения, причитания вместе с сожалениями и просто воздадим ЕМУ должное, громко и отчетливо ЗА ВСЕ поблагодарив. Спасибо за свет фонарика, который уже несколько лет кряду развевает собирающиеся вокруг нас свинцовые тучи депрессии, отчаяния и безнадеги. Спасибо за громкие трели звуковой отвертки, что разгоняют по темным углам, налетевших из Голливуда унылых бесов. Спасибо за радостный скрежет материализующейся TARDIS, каждый аккорд которого дарует нам неопровержимое свидетельство того, что телевизионная фантастика еще жива и совсем неплохо себя чувствует. Спасибо за каждую улыбку, за громкий смех и замечательное настроение. Отдельное спасибо — за тяжкий и упорный труд по искоренению всевозможных врагов рода людского, на который невозможно смотреть без той самой улыбки, громкого смеха и обязательного для таких случаев замечательного настроения! И кстати говоря, Доктор, раз уж мы с тобой так разоткровенничались: не мог бы ты в самое ближайшее время  хорошенько познакомиться с  персональным далеком, что живет внутри моего системного блока?  И огромное персональное спасибо за то, что даже убегая прочь и преодолевая огромные расстояния, ты всегда находишь время, что бы на минуту остановиться и помахать рукой, обещая свое скорое возвращение.



Эта песня кончается, но история не закончится никогда.

Спасибо, Доктор!

Статья написана 3 июня 2011 г. 00:12
Размещена также в авторской колонке armitura

"Люди Икс" всегда стояли немного особняком в работах знаменитой комикс-студии Marvel.

Огромное количество персонажей, многие из которых время от времени выходят на первый план, сложная разветвленная вселенная, в которой экшен подчас соседствует с практически шекспировскими трагедиями, в которой есть место верности и предательству, в которой главгад — не вселенское суперзло, а искалеченный человек, потерявший все в детстве и годами выживавший исключительно благодаря желанию отомстить.

Такая первооснова — благодатная, но, вместе с тем, очень сложная почва для экранизаций. Множество персонажей, у каждого из которых есть своя история, и каждый из которых развивается по ходу действия. Такое в принципе невозможно уложить в один фильм — и потому на совести режиссера лежит сложнейшая задача увязать все, что нужно, в один сюжет, и при этом не оставить многочисленные хвосты, о которые зритель будет спотыкаться при просмотре.

Брайан Сингер, снимавший первые два фильма, сделал все просто идеально — его фильмы были предельно кинематографичны, его персонажи были на своих местах, он не пытался объять необъятное, стараясь вместить всю историю в отведенный ему хронометраж. Подхватившие проект режиссеры Раттнер и Гэвин Худ сделали все, чтобы низвести сложную и красивую вселенную в рамки обыденного комиксового мусора, а потому от фильма Мэттью Вона зависело очень и очень много.

Мне кажется, абсолютно правильным было решение сделать приквел — рассказать о том, как все начиналось. Потому что это тоже очень интересно, это тоже своя драма, это история дружбы и того, как амбиции и боль одного эту дружбу сломали. Мэттью Вон постарался на славу, он смог показать настоящую историю, а не набор спецэффектов, кое-как слепленных на коленке собранными диалогами. Другое дело, что без мелких огрехов, к сожалению, не обошлось...

Те самые хвосты, которые надо тщательно подбирать, когда работаешь с такой запутанной историей, кое-где все таки вылезли. Наверное, Вон постарался слишком много внести в фильм, показав все развитие отношений Чарльза Ксавьера и Магнето в отдельно взятые два часа. В итоге не хватило на дружбу и, как результат, немного скомкали вражду. Да и в рамках общей концепции сериала сценарий несколько хромает. По канону Чарльз и Магнето вместе основали школу, Магнето помогал профессору Ксавьру строить Церебро, а здесь Вон их слишком быстро развел по разные стороны баррикад. В итоге те тридцать-сорок лет, которые прошли между действием этого фильма и историей, рассказанной Сингером в первых "Людях Икс" оказываются просто потерянными.

Изначально мне тяжело было увидеть в Джеймсе Макэвое и Фассбиндере тех самых Ксавьера и Магнето, уж очень я привык к гениальным образам, созданным Стюартом и Маккеленом, однако молодое поколение не подвело режиссера, убедительно сыграв свои роли, чего не скажешь, например, о молодой и талантливой Дженнифер Лоуренс, у которой за плечами теперь не только номинация на "Оскар", но и проваленная роль Мистик.

И тем не менее, ни эти небольшие огрехи, ни сценарные "комки", ни даже местами откровенно слабо нарисованные спецэффекты (честное слово, снятые в 2003 году вторые "Люди Икс" смотрятся в этом плане на шаг или два впереди) не могут испортить того удовольствия, которое получаешь от хорошо рассказанной интересной истории. Мэттью Вон проявил себе как режиссер с изрядной кинематографической фантазией и отменным чувством юмора ("Пипец", "Звездная пыль", "Слоеный торт"), а сейчас он доказывает, что и сложный фильм на пересечении драмы и фантастического боевика ему совершенно не чужд. А что случилось с Баньши, как Мистик дошла до того, что стала травить своего "брата" Ксавьера в его Церебро, куда подевался Хавок и где пропала Ангел, а также многое другое, надеюсь, нам расскажут в других фильмах по этой замечательной вселенной.


Статья написана 25 мая 2011 г. 22:04
Размещена также в авторской колонке Aleks_MacLeod


Центурион

Режиссер: Ник Маршалл

В главных ролях: Майкл Фассбендер (Квинт Дий), Доминик Уэст (генерал Тит Флавий Вирилий), Ольга Куриленко (Этейн), Ноэль Кларк (Макрос), Дэвид Моррисси (Бот)

Британия, второй век нашей эры. Пограничные стычки между римскими легионерами и британскими племенами учащаются настолько, что губернатор острова Юлий Агрикула решает отправить свое самое сильное воинское формирование, знаменитый девятый легион под командованием генерала Тита Флавия Вирилия, разобраться с племенами злокозненных пиктов и их вождем — Горлаконом. В помощь легиону Агрикула выделяет опасную и прекрасную разведчицу Этейн — она должна провести легионеров прямо к деревням британцев. По пути на север легион освобождает центуриона Квинта Дия, единственного уцелевшего в одном из набегов варваров. Квинт вместе с девятым продолжает путешествие на север. Впереди их ждет множество сюрпризов и горячий, очень горячий, я бы даже сказал горящий пиктский прием.

Горстку уцелевших после резни римлян, как самый старший по званию, возглавляет Квинт. Солдатам сначала предстоит дерзкий рейд в самое сердце пиктских территорий, где они рассчитывают отбить у врага захваченного в плен генерала Вирилия, а затем — долгое и утомительное бегство на юг, к римским территориям. А по пятам за легионерами будут гнаться пикты во главе с яростной и непобедимой Этейн.

Да-да, перечитав первый абзац, я тоже испытал определенное чувство дежа вю — "Центурион" рассказывает практически ту же историю, что и "Орел девятого легиона", разве что под другим углом — если "Орел" посвящен пути на север сына одного из офицеров Девятого, то в "Центурионе" показано непосредственно то, как злополучный легион встретил свою судьбу. В какой-то степени картина может показаться предысторией "Орла", или, если уж соблюдать историческую правду, "Орел", вышедший на год позже, следует назвать своеобразным вольным продолжением "Центуриона". С другой стороны, роман Розмари Сэтклиф вышел аж в 1954 году, но мы сейчас говорим непосредственно о фильмах.

Обе ленты, помимо аналогичной тематики, могут похвастаться еще несколькими схожими моментами, но есть и два серьезных различия. Во-первых, "Центурион" — куда более жестокий фильм, чем "Орел". Маршалл в отличие от МакДональда не стремился уберечь чувства особо впечатлительных зрителей, поэтому на экране десятками разлетаются отрубленные конечности, а бутафорская кровь хлещет буквально фонтанами. С последним, впрочем, создатели картины переборщили — создается впечатление, что обильным кровотечением сопровождается  каждая царапина.


Ну и во-вторых, в "Центурионе" более убедительны показаны отношения между толпой мужиков, внезапно оказавшихся на вражеской территории в плотном окружении превосходящих сил противника. Если в "Орле" развитие дружбы между Марком и Эской по сюжету скорее подразумевается, чем наглядно показывается (быть может, виной этому послужил тот факт, что в литературном первоисточнике оба героя старинные, чуть ли не с детских пор, друзья), то в фильме Маршалла эволюции взаимоотношений уделяется большое внимани. Здесь есть и дружба, и преданность, и предательство, и даже любовная линия (ближе к концу фильма создатели не утерпели и таки впихнули в сюжет нормального, не отмороженного на всю голову, как героиня Куриленко, женского персонажа).

При этом герои "Центуриона" не очень-то похожи на образцовых, прямо с картинки в учебнике по истории, воинов-легионеров из "Орла". Напротив, здешний девятый легион скорее напоминает сборище наемников наподобие Черного Отряда — толпу головорезов, которым командует самый большой, страшный и уважаемый — генерал Тит Флавий Вирилий. В легионе процветают веселые попойки, среди легионеров шастают дамы очень легкого поведения, ну а драки начинает сам командир. При этом девятый — своеобразная сборная солянка со всех концов Римской империи — в числе действующих лиц картины присутствуют грек Леонид, перс Тарак, нумибиец Макрос, а также явно переведенный из Галлии боец Кирпичикус.

По началу ко всей этой толпе персонажей необычайно сложно привыкнуть — все внимание уходит на то, чтобы хотя бы научиться отличать одного легионера от другого, но затем, когда легион уже будет уничтожен, а маленькую группку ведомых Квинтом людей будут настигать первые потери, за оставшихся в живых начинаешь всерьез переживать, вздрагивая каждый раз, когда пикты снова нагонят беглецов.

Сюжет вообще построен на редкость бодро и динамично. События сменяют друг с друга с бешеной скоростью — вот Квинт еще центурион в своем маленьком гарнизоне, вот пикты уже бодренько вырезают всех попавшихся под руку римлян, вот Квинт в плену, вот он бежал, вот девятый легион на отдыхе, на марше, в бою, а вот уже кучка мужиков убегает по лесам от Ольги Куриленко и ее толпы раскрашенных приятелей. Куриленко и вправду выглядит страшно — сам бы от такой сбежал, повстречав поздно ночью в темном переулке.


Гонка по живописным местам Туманного Альбиона (вот, кстати, еще одна параллель с "Орлом" — такие же красивые виды, только здесь они выглядят очень и очень холодно) идет довольно динамично, однако ближе к концу создатели, видимо, решили предоставить перерыв и героям, и зрителям, введя в сюжет нового женского персонажа, Арианну, в доме которой беглые легионеры укрылись на несколько дней и зализали раны. Линию с Арианной, честно говоря, в фильм можно было бы и не включать, и никто бы от этого ничего не потерял, но, раз уж все-таки включили, стоит признать, что молоденькая актриса Имоджен Путс своим профилем украшает картину.

Концовка у ленты получилась очень драматической, менее пафосной чем у "Орла", и еще раз заставила вспомнить "Черный отряд" и другие образчики темного фэнтези — строго говоря, Девятый Легион пал ни за что, вся экспедиция ни к чему не привела, да и большинство попыток героев чего-либо добиться окончилось ничем. Легкое чувство обреченности, ощущавшееся большую часть фильма, уверенно превращается в строгое чувство бессмысленности и бесплотности всех попыток уцелеть и спасти хоть что-то или кого-то.

С другой стороны, доля вины за неудачи персонажей лежит именно на них — герои время от времени склонны совершать на редкость глупые и необдуманные попытки. Самый яркий пример этому — совещание героев после побега из деревни пиктов — Квинт собирается вести отряд на север, чтобы обмануть погоню, и тут же собственными руками оставляет преследователям чуть ли не прямой указатель направления, в котором побежали римляне. Нужно ли удивляться, что пикты практически сразу сели на хвост легионерам и не слезали с него почти до самого конца.

Сюжет вообще богат на логические несостыковки. Например, причина ненависти Этейн к римлянам скрывается в ее раннем детстве, когда легионеры убили всю ее семью, изнасиловали ее саму и отрезали девочке язык, чтобы она никому не рассказала об их преступлениях. Потом девочка пришла к пиктам, и те рассказывают пленным римлянам ее историю. Внимание, вопрос — как? Подобных сюжетных несоответствий в фильме можно найти еще несколько штук, но каждое из них предполагает определенные спойлеры,  которых я бы хотел избежать.

В отличие от "Орла", в котором создатели попытались найти хорошие и плохие черты и в римлянах, и в британцах, в "Центурионе" все выглядит более однозначным — римляне здесь молодцы, а пикты — безумные фанатики, руководит которыми мужик, откровенно смахивающий на типичного казака из "Тараса Бульбы". И вроде бы есть стимул ненавидеть римлян и у этого вождя, и у Этейн, однако в то же время сопереживать им не получается, в отличие от уцелевших легионеров, среди которых тоже попадаются отморозки, но в куда меньшем количестве. Правда, уже в самом конце Маршалл постарался исправиться и показал, что и в Риме хватает сволочей, и то, что Квинт в концовке пришел к примерно такому же выводу, что Марк в "Орле", наводит на определенные мысли.

Об еще одном недостатке картины я уже упоминал выше — чувство меры порой отказывало создателям фильма, поэтому некоторые сцены показаны с излишней жестокостью, а уж бутафорской крови изводили столько, что хватило бы на то, чтобы прокормить немаленький клан вампиров-вегетарианцев в течение нескольких месяцев.

Кстати, о сражениях, они поставлены с большой степенью натуралистичности и реализма, но за весь фильм количество боев можно будет пересчитать по пальцам одной руки — легионеры всем другим опциям будут предпочитать бегство, что, конечно же, вполне ожидаемо от картины, слоган которой гласит "Сражайся или умри".

Резюме: Достоинств и недостатков фильм набрал примерно поровну — динамичность сюжета и неплохо прописанные отношения между выжившими легионерами компенсируются множеством сюжетных ляпов и излишней натуралистичностью и жестокостью боевых сцен. Если выбирать между "Орлом" и "Центурионом", я бы выбрал "Орла", его хотя бы можно в тесной семейной компании посмотреть.

P.S. Учитывая с какой жестокостью была убита героиня, которую играла жена режиссера, я бы посоветовал паре обратиться к психотерапевту. Во избежание, так сказать...


Статья написана 23 мая 2011 г. 22:24
Размещена также в авторской колонке Aleks_MacLeod


Орел девятого легиона

Режиссер: Кевин МакДональд

В главных ролях: Ченнинг Татум, Джейми Белл, Дональд Сазерленд, Марк Стронг

По мотивам одноименного романа Розмэри Сатклиф

Британия, II век нашей эры. Двадцать лет минуло с тех пор, как Девятый легион отправился на север острова и бесследно исчез. Император Адриан приказал возвести стену, отделяющую захваченные Римом области от дикого севера.

На службу в один из гарнизонов прибывает молодой центурион Маркус Акила (Татум). Отец его командовал пропавшим легионом, и исчезновение навлекло тень позора на всю семью. Маркус отчаянно жаждет своей карьерой затмить воспоминания о судьбе отца, но судьба распоряжается по-другому, и молодому центуриону приходится в сопровождении раба Эски (Белл) отправиться на север в поисках символа Девятого легиона, золотого орла.

Начинается фильм очень неспешно, с приезда Маркуса в крепость. На зрителей обрушиваются очень детально проработанные сцены армейской жизни — создатели картины постарались уделить максимум внимания созданию атмосферы римского быта второго века. В первые десять минут режиссеру удалось уместить эпизоды с приездом нового командира, построением, ужином, ремонтом укреплений и прочими милыми сердцу любого историофила кадры. Затем Макдональд, видимо, посчитал, что зрители пришли все-таки не на производственный фильм о буднях простого римского легионера, и вторая десятиминутка выдалась на редкость зрелищной, боевой, эффектной и вообще на редкость удачной.

Однако в этот временной отрезок, пожалуй, вместились все зрелищные моменты картины — в дальнейшем сюжет развивается исключительно в стандартном и банальном квестовом ключе — главный герой восстанавливается после ранения, получает новую цель в жизни (суть квест) и отправляется на ее достижение. Его сопровождает один-единственный спутник, раб из племени бригантов Эска, и в пути их ожидают непростые испытания, проверка характеров, переоценка жизненных ориентиров, поиски правды и смертельная гонка по горам, холмам и равнинам Северной Шотландии.

Поначалу у Маркуса и Эски есть мало что общего. Бригант ненавидит все, что дорого его хозяину, однако Маркус спас его жизнь, и Эска поклялся служить центуриону. Ознакомившись с такой стандартной завязкой сюжета, уже в начале фильма можно предположить, что оба героя в процессе своих странствий сдружатся и к концу станут разве что не братьями. Так, в принципе и получилось, за исключением того, что сам процесс притирки во многом оставлен за кадром, а зрителям представлены самые основные, ключевые моменты развития дружбы бриганта и римлянина.


Дареному римлянину в зубы не смотрят

При этом к самим актерам претензий нет. Все достаточно хорошо вжились в свои роли, а если даже кто-то и схалтурил, то остальное за него доделал макияж. Здесь еще раз хочу подчеркнуть заслуги гримеров, костюмеров и прочих людей, ответственных за реквизит — происходящие на экране события смотрятся очень достоверно. Ну а о работе гримеров можно судить хотя бы по тому факту, что о наличии в фильме Марка Стронга я узнал только из финальных титров.

"Орел девятого легиона" вообще постарались максимально приблизить к реальности. Даже съемки проводили в тех же самых местах, где римляне когда-то воевали с британцами. И панорама Северной Шотландии, на мой взгляд, одна стоит того, чтобы хотя бы мельком посмотреть фильм и насладиться красивыми пейзажами.

Раз уж зашла речь о красоте, то непременно нужно отметить еще одну восхитительную вещь, связанную с фильмом, — это саундтрек Этли Орварссона. Мелодичная, ритмичная, заводная, местами лиричнаяи в то же время боевитая музыка настолько обогащает картину, что когда она внезапно обрывается, видеоряд мигом теряют львиную долю своей привлекательности.

Впрочем, в "Орле" кроме пейзажей и нет ничего привлекательного. Это жесткий и порой даже жестокий фильм. Что римляне, что жители Британских островов показаны на экране на редкость неприятными и отталкивающими типами. Одни всюду лезут со своими легионами, порядками, законами и богами, и при этом какую-то позолоченную безделушку ценят выше жизней пяти тысяч человек, другие же режут спокойно убивают провинившихся детей и вообще режут всех без разбора направо и налево.

При этом стоит отметить, что МакДональд вовсе не упивается сценами драк, убийств и сражений — вся жестокость в фильме оправдана, объясняется суровостью времен, о которых повествует лента, и, что самое главное, все самое неприятное остается за кадром.


Любители поиска в фильмах скрытого смысла и двойного дна могут найти в действиях римских легионов параллели с современной внешней политикой США. На такие параллели, к слову, в интервью намекает исполнитель главной роли Чаннинг Татум, который, впрочем, тут же улыбается и напоминает, что речь идет об экранизации детско-подросткового романа Розмэри Сатклиф, написанного полвека назад.

Резюме: "Орел девятого легиона" оставляет после себя противоречивые впечатления. С одной стороны, это реалистичный, местами очень зрелищный и красивый фильм; с другой же, мы все это уже где-то видели, сюжет достаточно банален и предсказуем, а зрелищности порой недостает. Сам я получил от картины немалое удовольствие, но вот рекомендовать ленту как обязательную к просмотру я не буду.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 84  85  86  87 [88] 89  90  91  92 ... 106  107  108




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 346

⇑ Наверх