КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: fox_mulder

Авторы рубрики: AlexNeimor, olezhka1860, leroev, Виктор Red, gremlin__91, Selin1787, domenges, jacob.burns, Клован, SarButterfly, whostakoslavegod, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, С.Соболев, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23, Gourmand, Valentin_86, holodny_writer, aleks-predator, Caspian, rim_x, Deliann, Нарисмер, Farit, jelounov, mif1959, neo smile, Frd981, smith.each, Lartis, speexx, sergiek, magister, dobrikus7, Viktor_Rodon, alex1970, Angvat, Double Black, Zac228, Zangezi, altaevvd, skravec679, wpryag, Ofort, zalpun, Nero Caesar



Статья написана 21 ноября 2020 г. 01:36

Этот фильм знаком всем, и не нуждается в представлении.

В своем обзоре я выделяю 14 специальных режиссерских приемов создания триллера, использованных Кэмероном в "Чужих".

В действительности я насчитал в этом фильме 63 приема, призванных напугать аудиторию — но если бы перечислял их все, видео-разбор вышел бы слишком длинным.

Например, направленные в лицо зрителю стволы оружия (много раз), выдвижная пасть "чужого", апелляция к инстинктивному страху перед мертвецами, затрудненное восприятие образов в напряженных сценах, переживание моментов хаоса, и так далее.

Еще интересен такой прием как подготовка зрителя к коллапсу. Режиссер долго показывает нам бравых, вооруженных до зубов морпехов, которые едут разобраться с космическими животными. Тем сильнее ощущение полного краха, когда "чужие" в пять минут уничтожают большую часть их отряда.


Статья написана 20 ноября 2020 г. 15:00

Повелительница фигур, или «Шахматы бывают прекрасными»/Пешка, ставшая ферзем

korolevskij_gambit

Бет Хармон была сиротой. Восьмилетней девочкой, после смерти матери в катастрофе, попавшей в приют. Именно там она познакомилась с шахматами. Влюбившись в эту игру с первого взгляда. Там же она попробовала наркоту — транквилизаторы, растормаживающие мозг, дающие волю воображению.

Через некоторое время она была удочерена, и начала свой путь к вершинам шахматной славы, побеждая на турнирах и чемпионатах.

Но все это время Бет знала, что есть один шахматист, стоящий на несколько голов выше коллег. Василий Боргов из СССР. И чтобы стать лучшей в мире, рано или поздно ей придется потягаться с этим не знающим промахов и сомнений спортсменом.


Шахматы одна из самых известных логических игр, появившаяся на свет на чуть ли не полторы тысячи лет назад. Была она чертовски популярна и в «тюрьме народов», когда множество мальчишек и девчонок Союза если не играли в нее в многочисленных кружках и секциях, то, как минимум, знали правила, время от времени сражаясь с родителями в домашних условиях. В кино она тоже гостила не раз, хотя передать на экране напряжение и красоту этой игры дело непростое.

Посему когда Netflix взялся за экранизацию одноимённого романа Уолтера Тевиса, изданного в 1983 году, больших ожиданий новый проект не вызывал.

Однако у постановщиков The Queen's Gambit карта легла как надо.

Вариантов перевода сериала с ходу называют минимум три штуки — «Ферзевый гамбит», «Ход королевы», «Королевский гамбит».

В первую очередь хочется отметить актерскую работу Ани Тейлор-Джой, ставшую настоящим украшением ленты. Ее Бет хороша. Причем Ане подготовили неплохую площадку для дальнейшей работы еще с первой серии. Айла Джонстон, изображающая маленькую Бет, сделал все, чтобы влюбить зрителей в героиню. Хмурая девчонка, очарованная шахматной магией с первого взгляда и навсегда. Обстоятельная малышка, готовая играть, играть и еще раз играть. С минимумом теории бросающаяся в бурные воды «Смерти шаха». Гениальный ребенок, подсевший на транквилизаторы и перерабатывающий плюшки, дающиеся наркотой в визуализацию и прорывы в своем любимом увлечении. Также стоит отметить случайного учителя мистера Шайбла (Кэмп). Продемонстрировавшего правильное обучение неожиданного самородка. Зацепить на недоговоренностb, заинтересовать, дать втянуться, затем по возможности поделиться литературой. Шоб нам всем такие уборщики попадались – сколько бы талантов не пропало зря.

А затем в дело вступает Тейлор. Да, актриса, которой 24 года, изображающая 13-летнюю девочку смотрится несколько «пидстаркувато». Хотя постановщики бросают парочку намеков, что на самом деле Бет несколько больше лет, чем все думают. Да и Аня из всех сил старается. Бет — довольно сдержанная, вся в себе, временами ведет себя как настоящий ребенок. То пробежится, наплевав на взгляды окружающих, то засмущается, встретив незнакомую еще грань жизни, то на кровать в обуви запрыгнет, переполненная восторгом. Но главное – Тейлор хорошо показывает нам взросление человека. Причем человека, абсолютно несоциализированного, открывающего для себя то, с чем обычные дети сталкиваются каждый день. Школа с ее тупенькими одноклассницами. Интерес к мальчикам. Отсутствие друзей. Жажда общения. Первое пиво и глоток коктейля. С каждой серией Элизабет обретает опыт, развивается, что актриса добросовестно демонстрирует зрителю с помощью своих огромных глаз, меняющей походки и повадок. Познает заботу и нежность, учится ценить поддержку и прикосновения.




Статья написана 14 ноября 2020 г. 23:50

Убил ли в действительности рядовой Куча себя и сержанта Хартмана?

Ни один из молодых морских пехотинцев в "Цельнометаллической оболочке" Стэнли Кубрика никогда не бунтовал против инструктора по строевой подготовке. Все они лишены свободы воли, превращены в оружие для войны.

Почему рядовой Куча заряжает свою винтовку и начинает убивать? Что на самом деле происходит в туалете казармы?


Статья написана 14 ноября 2020 г. 15:46

Загнивающая французская монархия в попытке дотянуться до мирового господства... Не, перебор с пафосом.

Надо человечнее :) Это же фэнтези.

сопроводительный текст

.

Итак, провинциальное французское графство. Пара лет до начала революции, но к ней, собственно, мало что готово.

Всё ведь как последние полтысячи лет на этих землях. Нищета в массах, полуголодное существование, грязь на улицах, торговлишка так себе. Старый режим, он и есть старый режим.

Землю держит родовитое семейство. Старшее поколение представлено двумя братьями, один из которых особенно энергичен и безжалостен, а младшее — взрослым больным сыном, взрослой вольнодумной сестрой и немой девочкой, явно побочного происхождения. Да и прочее провинциальное дворянство смотрится как толпа дешевых клоунов.

Верхи скоро не смогут — и знают это лучше всех. Хотя по сезону рефреном проходят слова, что из смерти единственной девочки возгорелось пламя борьбы, именно ослабление верхов показано тут как единственная реально революционная предпосылка.

Что делать дворянам? Куды бечь?

И тут из секретных бастильских лабораторий приходит ответ — снадобье голубой крови. Вколешь его себе, и становишься прогрессивным вампиром в стиле просвещённого абсолютизма. То есть — Солнца можно не бояться. Раны даже под ультрафиолетом зарастают. Но кровушки хочется, и если голову отрубят, то всё, новая не отрастёт.




Статья написана 14 ноября 2020 г. 13:30

Смотря в будущее, мы нередко видим там прошлое

Честно говоря, не собирался продолжать пост о фильмах и книгах, описывающих путь британского морского офицера Горацио Хорнблаэра, и об их влиянии на других авторов. Но тут коллега ArtTrapeza спросил по поводу капитана Кирка из «Звездного пути». Ответил кратко, тем более, что не являюсь поклонником сериала. На эту же тему откликнулась и коллега Ladynelly. И ей написал ответ, но он оказался большим. Поэтому решил его убрать, написав специальный пост.

Действительно, создатель «Звездного пути» Джин РОДДЕНБЕРРИ никогда и не скрывал, что брал за образец цикл о Горацио Хорнблауэре. Об этом, в частности, говорится на страницах его совместной со Стивеном Уитфилдом книги «Создание «Звездного пути» («The making of Star trek»). Или вот здесь можно посмотреть его первоначальный концепт сценария «Звездного пути» от 11 марта 1964 года, где на странице 5 характеризуется капитан Эйприл, который в пилотной «Клетке» стал капитаном Пайком, а в сериале преобразовался в Кирка:

— Капитан космической эры Горацио Хорнблауэр , худощавый и одаренный как умственно, так и физически.

Яркая и сложная личность, он способен к действиям и решениям, которые могут доходить до героических, и в то же время живет в непрерывной битве с неуверенностью в себе и одиночеством как капитана.

Интересно, что режиссер Николас МЕЙЕР, который взялся за полнометражный фильм «Звёздный путь 2: Гнев Хана» (1982), особо не зная о сериале «Звездный путь» и Джине Родденберри, самостоятельно пришел к пониманию Кирка как Горацио Хорнблауэра. Об этом он рассказывает в мемуарах «Вид с моста» («The View From the Bridge»). Вот перевод этого куска:

— «Звездный путь» смутно напомнил мне кое-что близкое. Мне потребовалось некоторое время, прежде чем я понял, что это. Я помню, как однажды ночью проснулся и сказал вслух:«Хорнблауэр!»

Когда я был подростком, я проглотил серию романов английского писателя К.С. Форестера об английском морском капитане Горацио Хорнблауэре и его приключениях во времена Наполеона. Также любим был фильм по этим романам — «Приключения капитана Горацио Хорнблауэра» Рауля Уолша с Грегори Пеком и Вирджинией Мэйо в главных ролях. В фильме Хорнблауэр противостоит зловредному и запоминающемуся Эль Супремо. Посмотрев фильм позже, будучи взрослым, я понял, что Эль Супремо, имеющий манию величия, был расистской карикатурой, тем более что его сыграл кавказец со «смуглым» лицом — уроженец Великобритании Алек Манго. Хан Нуониан Сингх, напротив, был настоящим (хотя и странно названным) сверхчеловеком, воплощением которого являлся превосходный актер, который оказался латиноамериканцем. Хан был хитрым, безжалостным, но остроумным противником — его истинный триумф состоял в том, что зрители обожали его подлость, не меньше, чем откликнулись на яростный героизм Кирка.

У Хорнблауэра было много потомков, кроме Кирка. Другой англичанин, Александр Кент, написал серию подобных рассказов о мореплавании, и романы Патрика О'Брайена Обри-Мэтьюрина представляют собой элитарную версию того же самого — «Джейн Остин в открытом море», одна из которых стала великолепным фильмом «Командир и штурман». Еще один англичанин, Бернард Корнуэлл, создал версию Хорнблауэра, не имеющую выхода к морю, в образе Шарпа, героя войны на полуострове.

Я спросил себя: разве « Звездный путь» не Хорнблауэр в космосе? Отважный капитан с девушками в каждом порту и приключениями, таящимися на каждой широте? Подобно Хорнблауэру, чья грубая внешность скрывает человеческое сердце, Кирк — тот капитан, под командованием которого любой экипаж желал бы служить. Как и его океанский коллега, он умен, но реален, сострадателен, но бесстрашен, привлекателен для женщин, но не навязчив. Для препубертатных (в моем отношении постпубертатных) мальчиков, таких как я, Хорнблауэр-Кирк скрывает героя Одинокого Рейнджера — Д'Артаньяна, о существовании которых мы любили фантазировать: надежного парня с лихой тайной личностью. Тайная личность Хорнблауэра-Кирка превратилась в его собственную личность, но это представление все еще остается в силе.

Как только я осознал это прозрение, многие вещи быстро встали на свои места. Я внезапно понял, каким должен быть «Звездный путь» и как я могу к нему относиться. Внешний вид фильма и характер персонажей — даже их язык — внезапно стали ясны. И выполнимы. Я бы написал сценарий Хорнблауэра, просто перемещаясь в космос. (конец цитаты)

О фильме «Капитан Горацио Хорнблауэр» 1951 года я не писал в предыдущем посте: тема была другая. Его англоязычное название «Captain Horatio Hornblower R.N.». R.N. – это "Royal Navy" или «Королевский флот». Он основан на трех базовых романах Сесила ФОРЕСТЕРА, написанных еще до Второй мировой войны. Есть мнение, что сражения, показанные в «Гневе Хана» соотносятся со сражениями в этом фильме. На Ютюб есть даже соответствующий видеоролик по этому поводу.

Кроме того, считается что три начальные ноты музыки «Звездного пути» соотносятся с началом этого фильма о морских сражениях. Можете сами послушать вот здесь: не надо только слушать целиком, а только первые три такта.

Совсем недавно, в сентябре 2020 года «The Hollywood Reporter» обнародовал видео разговора с рядом актеров об их ролях. Среди них был и Патрик СТЮАРТ, который снялся в роли капитана Жана-Люка Пикарда (в другом переводе — Пикара) в телесериале «Звёздный путь: Следующее поколение» и он вспоминает об одной из встреч с создателем сериала Джином РОДДЕНБЕРРИ (эти слова начинаются с момента от отметки 41 мин. 40 сек.):

— Я обедал с ним только один раз, нас было всего двое, и я сказал: «Итак, Джин, помоги мне: откуда взялась идея персонажа? Можете ли вы дать мне какие-нибудь связи, которые я мог бы использовать для роли? » И он сказал: «О да, у меня это здесь, со мной», вытащил потрепанный экземпляр в мягкой обложке одной из книг о Горацио Хорнблауэре и сказал: «Это все там». Итак, персонаж, как выясняется, был основан на Горацио Хорнблауэре, но, поскольку я был на космическом корабле, а не на океанском корабле, я чувствовал, что никогда не удовлетворял Джина так, как он хотел.

Для СТЮАРТА это сообщение тоже, похоже, было в новинку.

Кстати, профессор австрийского Клагенфуртского университета Стивен РАБИЧ даже защитил солидную, почти 600-страничную, диссертацию по всему этому поводу под названием «Wagon Train to the stars» and «Hornblower in space»: STAR TREK’s transatlantic double consciousness» в 2014 году, а на ее основе – в 2018-м написал книгу «Звездный путь и британский век парусного флота: влияние мореплавания через сериалы и фильмы» («Star Trek and the British Age of Sail: The Maritime Influence Throughout the Series and Films»), где утверждает, в частности, что «мир «Звездного пути» был намеренно и отчетливо создан по образцу британского военно-морского флота восемнадцатого века».





  Подписка

Количество подписчиков: 522

⇑ Наверх