Лаборатория Фантастики, предлагает вам широкий спектр книг: от последних новинок книжного рынка, которые впоследствии могут стать мировыми хитами, до проверенных временем шедевров, способных украсить полки любого ценителя фантастики.
Мы ведём три рубрики рекомендаций:
«Книга на все времена» — обращена к начинающему ценителю фантастики и рассказывает о выдающихся произведениях разных жанров, которые стоит прочесть для знакомства с предметом «фантастическая литература».
«Лучшие книжные новинки» — должны привлечь внимание тех, кто следит за новейшими именами и книгами, постоянно возникающими на горизонте ценителя фантастики.
«Ретроспектива» — призвана напоминать о книгах, которые обладая выдающимися достоинствами, по тем или иным причинам, отошли в тень.
Выбор делается из тех книг, которые, по нашему мнению, достойны упоминания в рубриках рекомендаций Фантлаба.
Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Зарубежная фантастика. Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем произведения средней и малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций. --- Рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем". --- Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть на следующей странице: Сводный список рекомендаций в данной рубрике
Аннотация: Клиффорд Саймак в романе «Город», рассказывает об исканиях, ошибках, надеждах, свершениях Человека, о создании им цивилизации на Земле — цивилизации разумных Псов. Роман затрагивает проблемы морали нового Человека, нового общества, общества, отказавшегося от войн и убийств.
Награды: Международная премия по фантастике / International Fantasy Award (Художественная проза), 1953
Интересные факты: Первоначально роман существовал в виде отдельно опубликованных рассказов, которые были написаны с 1944 по 1951 годы. Позднее автор свёл их в целостный текст, снабдив для связи каждый рассказ "комментариями". В 1973 году Саймак по просьбе Г. Гаррисона дополнил "Город" рассказом "Эпилог" в память о Д. Кембелле. Между тем, сам автор считал состав издания романа от 1952 года вполне завершённым. Тематика и тон "Города" связаны со впечатлениями автора о Второй мировой войне. Отсюда разочарование в современном Саймаку человеческом обществе, пересмотр некоторых социальных норм, декадентская атмосфера произведения, ставка на "лучших хозяев планеты" и символическое покорение Земли механистической, безликой культурой Муравьёв.
Перевод: В СССР роман был известен в единственном переводе Л. Жданова, который позднее (в конце 90-ых) был дополнен переводом рассказа "Эпилог" И. Васильевой.
Отзывы экспертов:
chimera: Роман «Город» вызвал у меня много эмоций. Принято писать в таких случаях, что книга заставила задуматься, но именно здесь на первый план выходят эмоции, причем достаточно грустные. По своей сути, это сборник рассказов, следует заметить, что написаны они за достаточно большой промежуток времени. Наглядно видно, как автор из романтика превращается в умудренного опытом зрелого мужчину. Соответственно, и сами рассказы абсолютно разные. Если первые из них еще можно охарактеризовать, как приключенческие, то чем дальше, тем меньше становится какого-либо действа. Есть только мысли и наблюдения героев. Автор пишет под впечатлением от Второй Мировой. Города для него, прежде всего, то место, в которое можно кинуть бомбу. Главным достижением человечества, а потом и Псов становится невозможность убийства. Так что, в какой-то мере, можно считать это произведение антивоенным. Самым человечным в этом романе для меня является робот Дженкинс. Он смог сохранить лучшие черты человека: уважение и память о предках. Он до конца остался предан идеи людей — идеи создания нового мировоззрения, отличного от человеческого. Ведь к чему приведет мир существо, разум которого функционирует, как человеческий? Ответ прост и его дает сам автор: только к войне. Итак, перед нами предстают четыре расы: люди, псы, роботы и муравьи. Каждая из них пытается решить один вопрос: как жить дальше? И все четыре находят разные и абсолютно не похожие решения. А за всем этим наблюдает один единственный робот, который тоже должен сделать свой выбор... оценка 9
sanchezzzz: Я впервые читал и оценивал роман «Город» как собрание рассказов-преданий. В принципе, получил новые и интересные впечатления. Это было похоже на то, как будто ешь торт, порезанный на 9 кусочков: один за одним, и все они вроде бы с одним вкусом всего торта, но на одном – маковка крема, на другом – вишенка, на третьем – шоколадная буква от надписи. Эти мелочи придают новые оттенки общего вкуса торта. Так вот, «съев» этот «торт» в девять приёмов, я оценил вкус каждого кусочка, а теперь хочу сказать в общем и целом. «Город» — это роман в рассказах. По большому счету, их можно читать и по-отдельности, в каждом из них есть своя тематика, свой посыл, подчинённые, впрочем, основной идее романа. Красной нитью проходит одна тема – судьба человечества, и уже потом все другие вопросы, сопутствующие ей. Саймак здесь даёт много пищи для ума. Во-первых, он говорит нам: «Мы все не вечны». Банальная на первый взгляд мысль, если рассматривать её в узком понимании. Говоря о всем человечестве, есть много поводов с успехом прогнозировать, что его история в сущности конечна. Что-то или кто-то когда-нибудь его прикончит и в дальнем приближении почти неважно, будет ли это «что-то» внешним фактором или «кто-то» — самим человеком. В «Городе» он, человек, сделал всё возможное, чтобы его не стало. Ошибка за ошибкой, шаг за шагом, не меняя направления, он пришёл к тому, что в конце повествования от человека и человечества не осталось ничего, даже воспоминаний (о нём). Главный вопрос «Почему?» — потому что он перестал быть самим собой. Утратил свою сущность, естество, свои мотивы и стимулы для жизни. То, что я сейчас скажу, наверное, многим покажется циничным и злым, и всё же: первейшей ошибкой (в этом романе) стал отказ, уход от … войны. Издревле человек сражался за своё место под солнцем: с природой, с обстоятельствами, с другим человеком… Это двигало его вперёд, заставляло эволюционировать, развиваться – становиться сильнее, хитрее, умнее. Отказавшись от борьбы за существование и посчитав себя в полной безопасности, он размяк, одряхлел, а потом и вовсе забыл, кто он и для чего должен жить. Люди утратили общение, связи между собой, изолировали себя от мира, заперевшись в поместьях-крепостях. Отказался и потерял свою свободу и дал её другим: псам (я намеренно пишу это слово с маленькой буквы), мутантам, роботам. Они-то, конечно, её взяли, — отчего не взять! – и человек остался ни с чем, наедине с самим собой, и … сдался. А потом – ушёл, ведь так было проще всего. Зачем «бороться и искать» и быть настоящим, если можно уйти в Сон, на Юпитер, в другой мир? В итоге ничего от него не осталось, лишь какие-то скакунцы на Юпитере скачут сквозь аммиак и радуются жизни да воспоминания старого робота Дженкинса. Воспоминания правдивые, а не те домыслы, непонимание и заведомая ложь, которыми «Псы» предваряют каждое предание. Впрочем, если не читать их буквально, а вывернуть наизнанку, то получится как раз таки правдивый рассказ о том, что было (= будет, если человек вовремя не опомнится) и в этом их ценность несомненна. «Город» написан отлично, точно, я бы сказал – классически. Разные оттенки грусти от лёгкого до трагичного одинаково интересны, атмосферны и красивы. Саймак говорил, что это роман-предсказание, но он не хотел бы, чтобы оно сбылось. И я не хочу. Я хочу, чтобы Человека знали, любили и помнили. оценка 8
kkk72: Отличное произведение! «Город» Саймака, как и Марсианские хроники Брэдбери — своеобразная мозаика будущего, каждый кусочек которой интересен сам по себе, но именно вместе они составляют впечатляющую картину. Пожалуй, ни один писатель не изобразил будущее умирание человечества столь сильно и столь правдоподобно. Тем не менее, благодаря таланту Саймака столь мрачная картина вызывает не тягостные, а светлые чувства. Ну и не могу не отметить запоминающихся персонажей «Города» — робота Дженкинса, Вебстеров, мутанта Джо. оценка 10
Критический отзыв:
Мета: В одной антологии мне попался рассказ К. Саймака «Торговля в рассрочку», и очень уж очень приглянулись тамошние роботы, столь разительно отличающиеся от привычных азимовских. И следующим произведением, на которое я нацелилась, стал «Город». Разочарование было неожиданным, я даже не могу определиться, утопия это или антиутопия, поскольку ближе к концу автор доводит свои же идеи до абсурда, и мне странно читать все эти оды и дифирамбы при таком ворохе минусов. — Для мня самый большой из них — меланхоличная атмосфера, предвещающая угасание человечества, которой пронизана каждая строчка. А уж передача всего в лапы псов немало покоробила. — Другая неприятно поразившая деталь — потрясающая непоследовательность автора. В начале мы видим, как люди в страхе перед ударом атомной бомбы максимально рассредотачиваются по территории, но при этом начинают массово использовать атомные вертолеты. Гхм, с таким транспортом никакой войны не надо... Так же человечество повсеместно переходит на гидропонику, но вот всем заправляют псы, уже позабывшие химию и физику, но внезапно воскресившие из небытия фермерство. И ведь это распространяется не только на детали, но и на основные мысли. Всеобщий пацифизм ведет не к золотому веку, а упадку и забвению; цивилизации псов, роботов и муравьев, «более достойные, чем люди», прямо происходят из человеческой культуры, созданы людьми и вообще антропоморфны до неприличия. И ведь и их тотальный пацифизм доводит до Земли-муравейника. — Далее, Саймак удручающе неразборчив в средствах. Он искусственно двигает сюжет, хватая все, что попадается под руку, бросает и берется за следующий прием. В итоге, к финалу мы получаем чудовищный винегрет из мутантов, марсиан, говорящих животных, дружно жующих дрожжевую жвачку и не могущих шагу ступить без личного робота, параллельных миров, гоблинов, муравьев-металлургов и всеобщего апокалипсиса. Что-то там сталось с остальными марсианами, и почему люди летали на Марс, а марсиане на Землю — нет? Были ли предприняты дальнейшие попытки достичь Альдебарана? Зачем мутанты избавились от людей на планете, если после сами до единого ушли в иные миры? Как же люди преодолели агорафобию, чтобы начать более светлое существование в образе скакунцов? Обрело ли человечество счастье на диком-диком Юпитере? Где же массовая атака гоблинов, которых так терпеливо выслушивали псы несколько рассказов подряд, и чьи миры не раз упоминались? Но нет ответа... — Якобы социальность данного романа. Социален лишь первый рассказ, где происходит массовый исход людей из городов. Дальше действуют одиночки, которые почему-то уверены, что в праве решать за всех. Очень уж хотелось перестрелять Веббстеров (особенно того, из Женевы), но больше всего — деактивировать Дженкинса, потому что это он не позволил доктору полететь на Марс (как вообще люди с ракеты послушались его и просто улетели!?), это он не моргнув ни одной лампочкой выкинул оставшихся людей из тепличных условий в мир, полный враждебных существ. Еще и удивлялся, что никто из них не выжил... — Подчиненность всего и вся «хочу» автора, тут отступает даже простой здравый смысл. Роботы существуют тысячи лет. Люди, еще недавно сражаемые приступами агорафобии, за несколько месяцев совершают массовый исход на Юпитер. Какого размера должен быть звездный флот, чтобы за столь быстрый строк вывезти миллионы людей, умалчивается. И ведь судя по всему, все поместились на нескольких небольших базах, для всех сгенерировали программы преобразования, всем хватило запасов. Оборонительный бункер содержит в себе один рубильник, одну табличку и одну лампочку. И эта красота работает после тысячи лет простоя. Мутации приводят к абсолютно идентичным последствиям, выражающимся в непонятных способностях чинить все на свете, даже философские системы. Сам джуэйдизм вызывает массу вопросов: как философское убеждение может стать психической способностью, передаваемой по наследству, и как же умение убеждать коррелирует с уверенностью в своей правоте? Я могу сколько угодно считать, что у рыжих нет души, но только почему, если я в этом убеждена, все другие, прочувствовав это, примут мою точку зрения? И так постоянно. Нет хоть сколько нибудь симпатичных героев, сюжет цепляет слабо, псовые комментарии интересны лишь в начале, но чем дальше, тем больше раздражают. Весь мир в целом неприятен в своем непреходящем ожидании конца. До кучи Игорь Мурашко читает данный цикл чересчур медленно и размеренно, без каких-либо интонаций. Я была уверена, что передо мной оцифровка записи года эдак 1991, так нет, 2007. Ни саму книгу, ни аудиозапись к ознакомлению не рекомендую, можно без проблем найти куда более интересные и качественные вещи. Говорящий енот с личным роботом и муравьи, открывшие металлургию, были бы забавны, если бы все остальное не было столь печально. оценка 5
Малая форма
1. Барри Лонгиер"Враг мой" Аннотация: Один из не слишком значительных боев космической войны закончился для пилота Уиллиса Дэвиджа явно неудачно. Подбив истребитель противника в стратосфере Файрина IV, он и сам получил попадание, и теперь его корабль готовится затонуть в океане этой совершенно безлюдной планеты. Вряд ли его станут искать, и возможно, что ему предстоит прожить всю оставшуюся жизнь на берегу этого океана. Но не одному, а — о, ужас! — в обществе сбитого им противника — омерзительного трехпалого дракона с планеты Драко...
Награды:Небьюла / Nebula Award, 1979; Хьюго / Hugo Award, 1980; Локус / Locus Award, 1980; Великое Кольцо (Переводное произведение), 1986
Интересный факт: Повесть была экранизирована американским режиссёром В. Петерсеном в 1985 году.
2. Станислав Лем"Маска" Аннотация: «Вначале была тьма, и холодное пламя, и протяжный гул...» — «откуда эта девочка, виконт?» Юная красавица надменно шествует мимо чужих, ненужных людей: у нее есть цель, у нее есть любовь. И она знает, что явилась в мир благодаря этой неодолимой любви к одному-единственному человеку... Романтика? — ничего подобного. Этот превосходный детектив (хочется назвать его психологическим), в основу которого положена идея непознаваемости человеком глубинных мотивов его поведения, ведет нас от мистической истории, через детектив, к превосходной фантастике. Маска осознает себя; Маска приоткрывает свои намерения; Маска идет по следу. Ей нужно настичь возлюбленного, она без него не может жить. Это не красивая метафора, а факт. Она успевает... Финал, неожиданный и грустный, чем-то напоминает финал «Ромео и Джульетты». Но там был вышний рок, прихоть судьбы, а здесь — обдуманное предначертание, коварный план, породивший на свет это прекрасное, жуткое и несчастное существо.
3. Айзек Азимов"Профессия" Аннотация: На Земле, по прошествии 4-5 тысяч лет система образования, естественно, претерпела массу изменений и нововедений. В восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка. В 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. Затем каждый год проводились Олимпиады, где планеты, требующие специалистов, отбирали себе лучших. Джордж Пленетей страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по програмированию. Но в 18 лет в День знаний компьютер выбрал ему совсем другую специальность.
Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Русскоязычная фантастика. Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем три произведения малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций. --- Рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем". --- Напоминаем, что все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций.
Аннотация: Недалёкое коммунистическое будущее. Готовится экспедиция на далёкую планету. Главный герой Степан Кортиков знакомится с Павлом Белобрысовым, человеком, плохо подходящим под реалии коммунистического XXIII века. Оказывается, что Белобрысов родился в далеком XX веке, где невольно стал участником эксперимента внеземной цивилизации по продлению жизни до миллиона земных лет. В экспедицию Павел отправляется с целью найти планету, зеркально отображающую жизнь на Земле. Главное для Павла — найти на планете-зеркале своего давно умершего брата близнеца Петра. В этом сейчас для него заключается смысл жизни.
Награды: Великое кольцо, 1982 (Крупная форма) --- Интересные факты Роман имеет достаточно сложную структуру. Автор использовал приём "история внутри истории", ввёл много мелких афористичных стихов, построил завораживающую мистификацию, связывающую прошлое, настоящее, будущее, и рассмотрел в юмористическом ключе некоторые "вечные" вопросы. Сам В. Шефнер определял книгу как "роман случайностей, неосторожностей, нелепых крайностей и невозможностей".
Отзывы экспертов:
Вертер де Гёте: Удивительная книга великого романтика, поэта и фантаста Вадима Шефнера. Очень весёлая и одновременно грустная, и очень мудрая. Нужна ли человеку вечная жизнь? Потянет ли он такую ношу? Можно ли изменить судьбу и возместить причиненное зло? А ещё она о дружбе, долге, совести и одиночестве. Повествование ведётся от лица Степана Кортикова — человека хорошего, но немного ограниченного, которой рассказывает о своем друге — неисправимом романтике Павле Белобрысове, конечно, не понимая полностью его поступков. оценка 10
мрачный маргинал: Шефнер не единственный поэт, обращавшийся к фантастике, но, пожалуй, ни у кого другого из поэтов так органично не вплетены в ткань авторской прозы так называемые «шуточные стихи». Впервые с поэзией Вадима Шефнера познакомился именно по вот этим вроде бы поэтическим «пустячкам», что разбросаны по фантастике автора. Стихи эти, пусть даже и пародийно-приземлённые и приписанные автором чудакам-графоманам, удивительным образом «осветляют» прозу писателя и делают его фантастические приёмы гораздо убедительней. Мгновенные «слепки» прошедшей реальной действительности (1920-х и 1930-х) украсили и сделали достоверной действительность вымысла... Но встречаются в этой «шуточной» поэзии и вовсе нешуточные, — пронзительные четверостишия. оценка 9
Dan-Master: С книгой этой впервые столкнулся в детстве, многократно перечитывал и каждый раз получал удовольствие. Конечно как НФ роман произведение «никакое» однако как литературное произведение роман очень удался. Здесь и искрометный юмор и ирония а также глубокое размышление о смысле жизни, совести и полном, абсолютном одиночестве в чужом изменившемся мире. Текст романа перемежается остроумнейшими четверостишиями, многие из которых помню и по сей день. оценка 10
Критический отзыв К сожалению, внятного критического отзыва на произведение обнаружить не удалось. Приносим свои извинения.
Средняя и малая форма
1. Кир Булычёв"Девочка, с которой ничего не случится" Аннотация: Маленькая Алиса еще не ходит в школу, но постоянно ухитряется оказываться в самой гуще событий: находит следы таинственной цивилицазии тутексов, делается другом, только что вылупившегося из яйца бронтозавренка, находит пропавших инопланетян, налаживает контакт с шушей — загадочным обитателем Сириуса. Алиса знает, что телесные наказания — это когда шлепают, но считает, что произойти такое может только в сказке. А Алисиному папе — профессору Селезневу — иногда хочется сделать эту сказку былью...
Примечание Несмотря на то, что книга адресована преимущественно читателям детского возраста, она представляет интерес и для взрослого ценителя фантастики. Эта повесть была одним из первых образцов гуманитарной детской фантастики в СССР, затрагивающих жизнь ребёнка из мира "построенного коммунизма". Произведение оказалось достаточно нетипичным — настолько, что на первых порах печаталось в сборниках "взрослой" фантастики. И до сих пор истории о маленькой Алисе остаются популярными как среди детей, так и у читателей старшего поколения, которые находят здесь то, что не смогли разглядеть раньше, ностальгируют по ранним книгам К. Булычёва или полагают повесть одинаково любопытной в любом возрасте. Поэтому мы считаем допустимым рекомендовать повесть в качестве "Книги на все времена".
2. Север Гансовский"Полигон" Аннотация: Интеллектуальное оружие будущего — танк, который улавливает Е-волны нападения, что позволяет ему вовремя уйти с места поражения, и Е-волны страха, что позволяет ему целенаправленно и очень результативно атаковать. Изобретатель танка решил похоронить участников испытаний нового оружия на небольшом острове, и это ему удалось. А что ждет вернувшихся на остров аборигенов?
3. Вадим Шефнер"Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала" Аннотация: Алексей Возможный изобрел крылья, с помощью которых любой человек может летать как птица. Но он не придает большого значения своему открытию, считая что в век самолетостроения крылья уже не актуальны. Да и на пути массового производства крыльев встает мощный барьер в виде бюрократии чиновничества.
Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Сказка. Причём, в эту рекомендацию попадают не исключительно детские произведения, а сказки, рассчитанные и на взрослого читателя. Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем три произведения малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
Внимание! Страницы Антуана де Сент-Экзюпери и Александра Пушкина на нашем сайте ещё не открыты, поэтому переход на них по ссылкам невозможен (сайт будет переходить на главную страницу). --- Рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем". --- Напоминаем, что все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций.
Аннотация: Герой рассказывает о событиях, произошедших с ним шесть лет назад. Во время полета что-то разладилось в моторе самолета и пилот, летевший без механика и пассажиров, вынужден был совершить посадку в песках Сахары, в тысяче миль от цивилизации. Тем не менее, на рассвете его разбудил невесть откуда взявшийся маленький мальчик. --- Интересные факты История о Маленьком принце рассказана простыми, почти детскими словами, однако отдельные фразы стали афоризмами уже в советский период и цитируются по сей день — популярность произведения не уменьшается. По мнению филологов именно эта книга является отличным пособием для начального периода изучения французского языка. Иллюстрации в первом издании выполнены самим автором и также служат темой для общения персонажей сказки. Книга неоднократно экранизирована, а уж сосчитать упоминания её героев в песнях просто невозможно. --- Перевод: Наиболее популярным считается изначальный перевод Н. Галь. В 2013 году Вадим Николаев в рамках проекта "Reload-Перезагрузка", выполнил новейший перевод произведения, основываясь на собственном подходе к книге. ---
Отзывы экспертов:
Тиань: Маленький мальчик с крошечного астероида явился на нашу планету, чтобы взрослый человек задумался о некоторых важных моментах жизни, быть может, самых важных. Для ребенка собственный дом — астероид, целая планета. И дома других людей так же. Ведь в каждом из них свой уклад, свои привычки, много непонятного. Во взрослой жизни вообще много непонятного: никому не нужные распоряжения, гордость по поводу бог знает каких заслуг, пьянство с самооправданием, бессмысленная деятельность, столь же бессмысленное коллекционирование собственности... Много всего. И свои розы, вулканы, Лисы тоже. И даже баобобы, которые надо выпалывать ежедневно. Сначала ребенок, подобно Маленькому Принцу, видит все это в единственном экземпляре. Легко любить розу, если она одна на всю планету, единственная. Легко прочистить три вулкана, если они величиной с табуретку. Легко противостоять одному монарху, не имеющему армии и аппарата принуждения. В единственном экземпляре все эти явления вызывают любопытство и недоумение. Потом ребенок с астероида перемещается на Землю, где всего много, очень много. И роз тысячи в одном только саду, и вулканы такие огромные, что никакой трубочист с ними не справится, и королей, пьяниц, стяжателей и мнимых деятелей от науки тоже много, так что от них уже не убежишь. В рамках этой планеты не убежишь, ведь она не астероид, на котором невозможно жить вдвоем, а только одному с собственной любимой розой, тремя вулканами и одним маленьким барашком. В таком изобилии всего легко потеряться. Оно порождает намного более острое чувство одиночества, чем проживание одному на собственной крохотной планете величиной с дом. И взрослеющие дети теряются, если на их пути не попадется мудрый Лис, который в нескольких словах просто и доходчиво объяснит, что если из многих тысяч роз выбрать одну-единственную, и приручить ее, ты уже никогда не будешь один. Ведь эта и только эта роза будет ждать тебя и только тебя. И ты будешь думать о ней и только о ней. И даже когда розы уже не будет или не будет тебя самого, тот, кто останется из прирученных тобой или приручивших тебя, будет переживать не только боль утраты, но и радость от воспоминания о былой близости, дружбе, любви, которые навсегда остаются в памяти сердца. Маленькому Принцу повезло. Он встретил своего Лиса. Но все равно не смог жить на Земле. Слишком большой мир не принял его. Он пожелал вернуться на свой астероид к своей единственной капризной розе и трем вулканам и нашел только один способ сделать это — позволить ядовитой змее убить себя. В этом глубокий трагичный посыл сказки. Если ребенок не находит в себе силы принять мир взрослых, ему остается только одно — умереть. Ведь путешествие с крошечного астероида на огромную Землю совершается только в одном направлении. Назад с Земли на астероид переместится намного труднее, если вообще возможно. Когда ребенок в нас не принимает мир взрослых с его странными правилами, он умирает. Остается только взрослый, который со временем становится властителем, или пьяницей, или собственником далеких звезд, или фонарщиком. Если же ребенок внутри нас не хочет умирать, умереть придется человеку, чтобы душа его освободилась от оков тела и смогла вернуться туда, откуда пришла — к единственной розе и крошечной планете, которую надо каждый день приводить в порядок. Иногда в мир приходят удивительные люди, которые взрослеют, находят свое место в мире взрослых, но сохраняют жизнь ребенка внутри себя. Такие люди способны увидеть на рисунке слона, проглотившего удава, и нарисовать барашка в коробке для Маленького Принца с далекой Звезды, давая ему шанс на жизнь. Кобра укусила Маленького Принца, и тело его исчезло. Может быть, он вернулся на свой астероид. Но это маловероятно. Ведь его не было целый год. За год баобабы вполне могли разорвать крошечную планету. Или роза могла засохнуть без дружеского ухода. Или вулканы потухнуть, потому что их никто не прочищал много недель подряд. Нельзя вернуться на планету детства, с которой однажды ушел. Но можно найти свой уголок в душе взрослого, который не убил ребенка внутри себя. Он и двух маленьких мальчиков пригреет. Ведь сердце человека огромно, в нем каждому прирученному цветку или ребенку найдется место — свое, особенное, только его. Чудесная сказка. Мудрая, глубокая, на все случаи жизни. оценка 10
Nebula85: Еще каких-нибудь пару лет назад мое отношение к «Маленькому принцу» описывалось двумя словами: «Скука смертная». Не дорос я до него. Однако на днях, разбирая гору старых книг из пыльного шкафа, я увидел книгу Экзюпери и под влиянием странного порыва на одном дыхании прочел эту трогательную сказку. И оказалось, что что-то во мне успело поменяться. Мне не так уж много лет, но, черт возьми, я скучаю по детству. Мои воспоминания еще не успели покрыться той слащавой сахарной пылью, под слоем которой прошлое кажется сплошной чередой светлых и радостных картинок. Конечно, плохих моментов хватало: страхи, обиды, драки, непринятие… Но хороших все же было больше. Я помню, как два старых обшарпанных кресла, накрытых простыней, превращались в неприступную крепость, а плавание на склеенном из кусков пенопласта плоту оборачивалось незабываемым приключением по неизведанным местам таинственной реки. Я помню страшных и коварных чудовищ, притаившихся под кроватью, и магическое одеяло, способное защитить меня от них. Я помню… «Маленький принц» именно об этом – о тоске по ушедшему детству, о тех временах, когда у каждого был, пусть маленький, но свой мирок, где закат солнца можно наблюдать по десять раз на дню,готовить обед на вулкане, а лучшим другом способен стать каждый – будь то маленький барашек в ящике или роза, увитая шипами. Он о том, что мы теряем и что находим. Он о любви и верности, дружбе и одиночестве, о жизни и смерти. Впрочем, нет, он не о смерти, только не о ней. Я до сих пор не могу описать ту бурю эмоций, что вызвал во мне «Маленький принц», и, наверное, не смогу никогда. Прочитайте эту сказку, и если она не собьет вас с ног и не накроет волной чувств, отложите ее в сторону года на три, а затем перечитайте. Если и тогда ничего не произойдет, подождите еще немного. Я уверен, что однажды, перевернув последнюю страницу, вы обнаружите, что Маленький Принц нашел дорогу и в ваше сердце. оценка 10
zart_arn: Иногда смотрю цветную фотографию, где мне 5 лет, у меня золотистые волосы и искрятся глаза. Сейчас моему сыну 5 лет и он совсем такой же, как тот я. Часто, занимаясь своими «заклинившими гайками», я нерничаю и пропускаю его «не важные вопросы», но вдруг вспоминаю эту книгу. Бросаю «важные гайки» и иду рисовать барашков своему Маленькому принцу с золотистыми волосами. Может он мне расскажет про свою планету, баобабы и розу? И знаете, тот я с фотографии начинает мне улыбаться.. А на следующий день иду в мир взрослых: королей, пьяниц, важных людей.. Опять измеряю красоту стоимостью, обсуждаю «количество своих звезд» и вижу одни «шляпы».. В детстве небо голубое-голубое, запах утра свежий-присвежий, а новый день сулит много новых открытий и приключений. В рутине взрослой жизни мы забываем об этих «обычных» чудесах. «Маленький принц» даёт нам шанс еще раз прикоснуться к тому, нашему удивительному детству. Не забывайте, Мир прекрасен, ведь мы все — всё те же улыбающиеся дети со старых фотографий. оценка 10
Критический отзыв Всестороннего, полновесного критического отзыва на произведение обнаружить не удалось. Поэтому приводим здесь умерено критический отзыв-разочарование.
Oreon: О чем эта книга? Я читал ее будучи еще школьником, но тогда так ее и не осилил (возможно это и наложило свой отпечаток, согласен с мнением что в детстве насильно ее лучше не читать). И вот теперь, подозревая некий смысл, решил ее таки прочитать — ну надо же все таки узнать за что ее хвалят и поместили в школьную программу? Ну что же, в более зрелом возрасте мне все таки было читать интересней, она полна аллегориями, и я вот-вот должен был поймать ее суть,.. но так и не поймал :((. Мне кажется автор пытался поднять нас над серой массой будней, но то ли я такой закостенелый, то ли у меня с этим автором не сложилось... Одно я понял точно — книга таки больше для взрослых — если я ее толком до конца понять не могу, то детям это сюрреалистическая сказка, а сказки должны быть другими — не про баобабов и удавов поедающих слонов. Да некоторые сравнения достаточно яркие, про дельца, например, или пьяницу; приведенные изречения — выше всяческих похвал, и отдельно от произведения поражают своей глубиной. Но все же книга, чувствую, не об этом, да и у других авторов подобные же примеры могли получаться более яркими и живыми. Так что разрываюсь между 7 и 8; если поймать суть, то чувствую — должно быть 8, а так — пока 7. Кстати об аллегориях и сюрреализме — данное произведение сильно мне напомнило Алису в стране чудес, Керола, правда Принц мне более глубокий, чувствую что-то за кадром, но аналогия есть — там тоже много восхищенных отзывов... оценка 7
Малая форма
1. Ганс Христиан Андерсен"Русалочка" Аннотация: Однажды юная русалочка, дочь морского владыки, спасла прекрасного принца и полюбила его. Но люди не могут жить в море, а русалке, для того чтобы жить на суше, нужны ноги. Морская ведьма может ей помочь. Но платой за безответную любовь может стать жизнь.
2. Леонид Филатов"Про Федота-стрельца, удалого молодца" Аннотация: Искрометная, смешная, а местами даже злая сатира, актуальная и по сей день пародия на нашу действительность. Это собирательный образ всего российского сказочного фольклора, изложенный в стихах. Вот что говорил Филатов о своем произведении: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!». Долгое время эту сказку исполнял сам автор в телепередаче «Театр одного актера».
От администрации После длительного, двухлетнего перерыва возобновляет свою работу рубрика «Ретроспектива». Цель рекомендации — обратить внимание читателей на интересные, стоящие внимания, но недостаточно известные, редкие книги. В первую очередь рубрика рассчитана на читателя со стажем и широким кругозором, которого интересуют разные направления и авторы фантастики. --- В рубрику попадают книги (романы, крупные повести, авторские сборники и антологии) изданные на языке оригинала не позже 2000 года. При этом средняя оценка должна быть выше 7,5 балла, а число оценивших – от 10 до 100 человек. Сейчас голосование проходит среди администраторов сайта, но, в перспективе, рассматриваются варианты по привлечению обычных пользователей к опросу. --- Куратор готов выслушать мнения и предложения по поводу данной рекомендации.
Справка об авторе и книге: Днепров (Мицкевич) Анатолий Петрович (1919 — 1975) — профессиональный военный разведчик, журналист, автор научно-популярной прозы, но в первую очередь — один из оригинальнейших фантастов нашей страны. Писатель, который с равной легкостью творил практически во всех жанрах фантастики — от социального памфлета и антиутопии до классической "жесткой" научной фантастики. Писатель, предсказавший и появление "детей из пробирки", и возникновение клонов, и "компьютеризацию сознания" — и многое, многое другое, что сейчас стало для нас вполне объективной реальностью. Однако лучшее, пожалуй, из произведений Днепрова — все-таки странная, тревожная и захватывающая повесть "Глиняный бог"... --- В сборник повестей и рассказов Анатолия Днепрова вошли произведения из всех авторских сборников писателя, а также рассказы «200% свободы» и «Белая ворона», опубликованные много лет спустя после его смерти.
Мнение о сборнике Ny: Сборник представляет собой самую крупную подборку произведений Анатолия Днепрова — причём не только за последнее время, но и вообще. Такое собрание не может не вызывать интереса у читателя. Книга даёт уникальную возможность прочитать и сравнить произведения разных лет, разных периодов творчества автора. Я бы рискнул провести параллели между творчеством американца Г. Гаррисона и нашего соотечественника А. Днепрова. Оба склонны уделять больше внимания замыслу произведения, чем сюжету и персонажам. Оба пишут суховато, нередко комкая концовку. Похож даже спектр интересов – робототехника, влияние научных открытий на человека, социальный прогноз, вопросы этики, таинственные эксперименты, сатирическое освещение негативных общественных тенденций. Днепрова, пожалуй, заметно отличает лишь тяга к военно-политическим или «шпионским» сюжетам и отсутствие крупных произведений. У Гаррисона в противовес — пласт авантюрных и приключенческих вещей. Впрочем, это неудивительно – судьба авторов сложилась по-разному. Но каждый из них почти симметрично отразил фантастику «золотого периода» со своей стороны. Тем более странно, что Гаррисона хорошо знают даже российские читатели недавних поколений, тогда как Днепров остаётся почти забытым. Сборник «Глиняный бог» позволяет исправить такую несправедливость. Сюда вошли основные повести Днепрова, включая его знаковую, наиболее известную повесть, давшую книге название, — «Глиняный бог». Она действительно стала квинтэссенцией послевоенной советской фантастики, но, безусловно, стоит внимания даже сейчас. Выбор рассказов очень богат. Здесь есть хорошо известные, ранние, очень чёткие, компактные тексты. И достаточно разнородные, нередко причудливые произведения 60-ых годов. И несколько рассказов конечного периода творчества, практически неизвестных широкой аудитории. Словом, иметь на руках именно это издание А. Днепрова весьма желательно. Книга способна расширить кругозор начинающего знатока фантастики, украсить полку коллекционера и стать подспорьем для исследователя фантастической литературы.
Справка об авторе и книгах: Серия «Миры Харлана Эллисона» была основана и издавалась в 1997 году. Большинство произведений было издано впервые. В том числе и те, что были удостоены премий. В оформлении книг были использованы работы Саройамы (Saroyama). Каждый том снабдили приведенным ниже текстом: Его называют «Льюисом Кэрролом двадцатого века». За сорок лет своей карьеры Харлан Эллисон собрал восемь с половиной «Хьюго», три «Небьюлы», пять премий имени Брэма Стокера (за лучшее произведение в жанре «хоррор»), включая награду «за вклад в развитие жанра», две премии имени Э.А.По (за лучший американский детектив), «Серебряное перо» журналистики от международного ПЕН-клуба и — единственный — четыре премии Гильдии писателей Америки за лучший сценарий года, не говоря уже о наградах помельче — больше, чем любой другой писатель. Его имя стало синонимом не только грандиозного успеха, но и выдающегося литературного мастерства. А ещё — сильной воли, твёрдого характера, необычайной требовательности к себе и другим, к слову и делу. Невозможно перечислить все достижения писателя на его творческом пути. По мотивам его рассказов снимались такие фильмы, как знаменитый «Терминатор» и фантастический сериал «Вавилон-5». Произведения Харлана Эллисона не раз включались в антологии лучших рассказов года. А по сборникам его эссе о телевидении обучаются студенты в сотнях университетов. Теперь самый выдающийся из современных американских прозаиков представляет свои произведения российскому читателю. Лучшие из 1700 рассказов, написанных им за долгие годы, включены в это собрание, одобренное автором лично. Специально для российских читателей Харлан Эллисон написал новые предисловия ко многим рассказам, вошедшим в золотой фонд мировой литературы. В издании данного трехтомника принимал активное участие сам Х. Эллисон, изложивший предисторию этого собрания в эссе «С Добрым Утром, Россия! Я не Корней Иванович Чуковский!»
Отзывы
pitiriman: Моё знакомство с Эллисоном началось с «пиратского» сборника «Все звуки страха». А этот трёхтомник я не читал, я его буквально смаковал... Не пожалел, что приобрёл, многие рассказы прочёл впервые, а те, которые уже читал в переводе Кондратьева, открыл для себя заново. Хотя, как мне показалось, кое-что у Кондратьева переведено лучше (например, не стесняется он в ненормативной лексике и прочих «неудобных» словах, да и названия рассказов у него переведены лучше). Не сказать, чтобы все рассказы трёхтомника мне понравились, но оригинальными для меня они были абсолютно все. Особый манер повествования Эллисона держит в напряжении до конца рассказа, и, зачастую, даже, казалось бы, разгаданная мною концовка оказывалась совсем другой. Каждое авторское предисловие меня буквально бесило! Зачем мне еще что-то разъяснять?! Уж лучше бы добавил еще несколько своих чудесных рассказов! Но, по мере погружения в текст этих вступлений, мне они начинали нравиться так же, как и рассказы. Но следующее предисловие снова вызывало у меня противоречивые чувства, и так далее, до конца книги... Оценка 9
ceh: Блестящий трёхтомник! Блестящий писатель! Рекомендую всем! В первую очередь любителям именно литературы! Нервные, взрывные, эпатажные, на грани истерики рассказы. Эллисон блестящий стилист! Умеет играть словами как жонглёр, честное слово! Оценка 10
Cancel: И опять поразительно. Один из выдающихся американских писателей-фантастов, звезда первой величины, очень и очень уважаемый автор совершенно неизвестен в России. Я считаю, что мне сильно повезло, когда я смог купить лет десять назад трёхтомник издательства Полярис «Миры Харлана Эллисона» — это до сих пор остаётся единственным (поправьте меня, если я не прав) официальным изданием на территории стран СНГ. Печально, господа, печально. Сам сборник очень хорош — тщательно подобранные рассказы, хороший перевод, замечательная обложка. Если увидите где в букинистическом магазине, смело покупайте, книги великолепные. Оценка 10 --- Примечание: Рекомендованные книги к настоящему моменту стали библиографической редкостью. Предложений о продаже от букинистов очень немного.
Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Зарубежное фэнтези. Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем три произведения малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций. --- Рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем". --- Напоминаем, что все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций.
Аннотация: Королевство Амбер не найдешь ни на одной карте. Оно таинственно, загадочно, но нет мира более реального, чем Амбер. Остальные миры, включая Землю — лишь его Тени. Исключение — Царство Хаоса. Оно и Амбер — как отрицательный и положительный полюса мира. Амбер — мир меча, Хаос — мир магии. Огненный Путь — символ Амбера. Логрус — символ Царства Хаоса. Но это не просто символы, не просто источники силы и могущества. Они — Боги этих миров, на их противоборстве держится все сущее. Девять детей загадочно исчезнувшего короля Амбера Оберона — потенциальные наследники престола. В их отношениях нет теплых чувств, нет понимания и доброты. Они плетут интриги друг против друга, убивают, предают, не ведая о вещах более глобальных, чем жажда престола... Первая половина Хроник Амбера повествует от лица Корвина — одного из членов царствующей в Амбере семьи. Он, владелец мифического меча Грейсвандир, обладая высшим мастерством фехтования и достаточным умом и коварством, имеет все шансы стать правителем Амбера. Но пройдя через множество побед и поражений, ему суждено узнать, что его роль в истории Амбера — действительно колоссальна, но не в качестве короля... Вторая половина Хроник Амбера повествует от имени Мерлина — сына Корвина и Дары из Царства Хаоса. В Мерлине течет кровь двух миров. И та и другая — королевская кровь. Сам он — маг, что в прочем в Царстве Хаоса столь же заурядно, как и владение мечом в Амбере. Постепенно решая навалившиеся вдруг на него проблемы, Мерлин оказывается на распутье — все силы мира призывают его сделать выбор между Амбером и Хаосом, что навеки склонит чашу весов, выведя мир из состояния равновесия. --- Интересные факты Цикл во многом построен на литературных аллюзиях, привязках к европейской мифологии, отсылках к творчеству У. Шекспира, Л. Кэрролла. Отдельные книги цикла обладают рядом престижных зарубежных и отечественных наград. ---
Отзывы экспертов:
kkk72: Один из наиболее необычных и наиболее сильных фэнтезийных циклов. Очень понравился необычный мир, точнее система миров, являющихся отражениями Амбера. Некоторые отражения, например, Авалон или Тир-на-Ногт, описаны удивительно хорошо. Интересно показано противостояние Амбера и Хаоса, которые, хоть и являются противоположностями, не могут существовать друг без друга. Хороши принцы и принцессы Амбера. Желязны сумел в каждом из них показать сильную личность, со своими чертами характера. При всем сходстве членов этого семейства, их не перепутаешь друг с другом. Цикл насыщен множеством хитроумных интриг, а в нескольких случаях приходится вместе с главными героями распутывать настоящую детективную историю, что мне доставило немало удовольствия. Впрочем, несмотря на все старания, предугадать все повороты сюжета почти невозможно. Несколько раз, когда мне уже казалось, что я все понял, Желязны закручивал сюжет еще круче. При всей насыщенности цикла событиями, он нередко заставляет читателя задуматься, а отдельные моменты просто берут за душу. Самый сильный, на мой взгляд, эпизод — ослепление Корвина и его бегство из тюрьмы. Больше всего мне понравился первый цикл, особенно две первые книги. А вот во втором цикле Желязны, на мой взгляд, уже слегка перестарался. В итоге история Мерлина понравилась мне значительно меньше. Впрочем, эти книги можно перечитывать не один раз, и каждый раз находить в них что-то новое. оценка 9
Ruddy: Очень поздно, по моему разумению, для меня открылась эта изумительная по интересу и драйву эпопея! Приглядывался давно, но думал — а вдруг не то? Вдруг отзывы и рецензии будут весомо отличаться от моего собственного мнения? Как же я рад сейчас, что это оказалось неправдой. «Хроники Амбера» — это редчайший случай в фантастической литературе завораживающего экшена и действий. Когда читаешь «Хроники...» то, говорю буквально, забываешь обо всём: о сне, еде и развлечениях. =) Ты растворяешь в страницах текста, сопереживаешь каждому моменту, в которые попадают герои. Такое редкость, что случалась со мной лишь 3-4 раза. Как жаль, что Маэстро Желязны так и не смог закончить летопись всей своей жизни... С моей стороны — истинный восторг и благодарность за замечательно проведённое время за прочтением. оценка 10
antel: Фантастические произведения, которые мне попадались примерно года до 90 относились скорее к НФ. А потом какими-то путями мне случайно попалась книжка с первыми двумя романами Хроник. В дубовом переводе и хреновом издании, но тогда, глотая книгу, я этого просто не заметила. Собственно, так началось мое знакомство с фэнтэзи. Это было, скажем так, ошеломительно... Какой-то неведомый мир, не Земля или космос как всегда раньше, а что-то непонятно где и непонятно когда... Да и сама идея множества миров-отражений (или теней, тут как переведут) тогда была почти революционной. Поразили и герои — положительные и отрицательные не слишком-то, как выяснилось, отличались друг от друга — одна семейка, одним миром мазаны. В общем, я заболела Амбером надолго. Старательно собирала весь цикл, где могла и как могла, в любых изданиях, не думая ни о качестве, ни о переводе, ни о деньгах, лишь бы найти продолжение... И каждый новый роман был сюрпризом. Сюжет выделывал непредсказуемые зигзаги, друзья становились врагами, а враги оказывались союзниками, поведение самого Корвина тоже никаким логическим расчетам не поддавалось... А потом он и вовсе исчез. Появился его сын. Сначала было обидно расставаться с полюбившимся героем, но Мерлин мне понравился. И его похождения тоже. И ведь, что интересно: впервые мне попалась такая книга, где поведение героев порой противоречит не только логике, но и здравому смыслу, но это выглядит абсолютно естественно, только нужно не отвлекаться от книги на глупую действительность... Здесь Амбер, здесь все можно. Можно и создавать настоящие ребусы в тексте притом, что примечания и хоть какие-то объяснения есть далеко не во всех изданиях, зашифровывать имена и названия, постоянно цитировать то Шекспира, то Кэролла без кавычек и указаний на цитату... В колдовском мире Амбера можно все, особенно его создателю. И безумно, просто безумно жаль, что не будет продолжения... А оно просто обязано было быть, ведь столько сюжетных линий остались открытыми, а в последнем романе и новые прибавились, а потом и новые герои откуда-то вынырнули с явным заделом на будущие приключения... И хоть эпопея Мерлина, в общем, завершена, само противостояние двух сущностей — Образа и Логруса так и не закончено, так что там явно хотя бы один роман еще нужен. Но увы... Сколько раз гадала — может какие заметки остались, должен же был автор хоть где-то, хоть для себя набросать, каким он видит конец Хроник... Узнать бы... оценка 9 --- Критический отзыв
Тарчоков Заур: Приношу свои искренние извинения (не ищите сарказма) признанному писателю и его преданным почитателям за предельно низкую оценку. Книгу прочитал под нажимом одного из своих друзей, восторженно уверявшего меня в течение нескольких лет в том, что она восседает на его личном литературном троне. Читал упорно, в ежедневной надежде на то, что «вот ещё чуть-чуть, за следующей страницей» так-же увлечёт и меня. Не случилось. Я лишь окончательно запутался в многочисленных отпрысках Оберона, в том, чего-же им всем надо от жизни и друг от друга. Бесконечные козни крайне циничных и беспринципных персонажей, такие-же бесконечные перемещения последних с помощью хитроумных карт — это, пожалуй, единственные мои воспоминания о книге. Амбер, Мир Хаоса, магия — всё оставило после себя ощущение безвкусной пищи в очень дорогом ресторане. И ещё — от книги невыносимо веет каким-то непонятным, почти физически осязаемым, холодом. Одна из немногих книг, о прочтении которой сожалею. Так бывает — эта книга была написана не для меня. Расстались без взаимных сожалений. оценка 2
Малая форма
1. Роджер Желязны"Вариант Единорога" Аннотация: Шахматная партия с единорогом, где как ставка выступает существование человечества...
Награды: Хьюго, 1982; Сэйун, 1984
2. Герберт Уэллс"Волшебная лавка" Аннотация: Это была не простая лавка, это была лавка волшебная. В ней было что-то неуловимое, что-то похожее на мираж. Она была крошечной, тесноватой и полутемной. В ней было столько привлекательных товаров: волшебные шары, чудодейственные колпаки, куклы для чревовещателей, аппаратура для фокусов, хрустальные шары всех видов, колоды волшебных карт и тому подобная мелочь. Кругом были развешаны волшебные зеркала, а дверной колокольчик дребезжал жалобным звоном, когда входивший захлопывал за собой дверь. Только войти в нее удавалось далеко не каждому…
3. Урсула Ле Гуин"Апрель в Париже" Аннотация: Милый и добрый рассказ о том, как людей из разных социальных слоев и разного времени объединяет одиночество.