Колонка коллекционера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Колонка коллекционера» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Колонка коллекционера


В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.

Модераторы рубрики: Vladimir Puziy, С.Соболев

Авторы рубрики: Artstasya, Vladimir Puziy, Karavaev, С.Соболев, Petro Gulak, Kons, atgrin, teron, Saneshka, slovar06, WiNchiK, ergostasio, iRbos, LadyKara, Вертер де Гёте, lordalex, sham, eonixa, febeerovez, isaev, killer_kot, Zivitas, Securitron, bvelvet, Толкователь, chert999, Леонид Смирнов, Mishel78, Алексей121



Статья написана 5 ноября 2021 г. 17:34
Размещена:

«Dungeons & Dragons Art & Arcana: Визуальная история игры»
Майкл Витвер, Кайл Ньюман, Джон Питерсон, Сэм Витвер
Dungeons & Dragons Art & Arcana: Визуальная история игры
Издательство: М.: Hobby World, 2021 год, 1500 экз.
Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 448 стр.
ISBN: 978-5-907170-56-8
коллекционное издание

Аннотация: "Dungeons & Dragons. Art & Arcana: Визуальная история игры" – это первое официальное издание, посвящённое развитию легендарной ролевой игры "Подземелья и Драконы" и её главных художественных образов от классической редакции, выросшей из дополнения к забытому ныне варгейму 70-х годов Chainmail, до актуальной пятой редакции игры.

Комментарий: Иллюстрированная энциклопедия.
Иллюстрация на обложке Л. Элмора.

: Dungeons & Dragons Art & Arcana: Визуальная история игры (2021)

«Миллениум»
Дж. Г. Баллард
Миллениум
Издательство: Лемберг: Жемчужина, 2008 год, 30 экз.
Формат: 70x108/32, твёрдая обложка, 512 стр.
ISBN: не указан
Серия: Зарубежная фантастика «Мир» (продолжатели)

Комментарий: Сборник эссе.
Художник не указан.

: Миллениум (2008)

«Дрессировщик жуков: Владислав Старевич создает анимацию»
Издательство: М.: Издательство Дединского, 2021 год, 1500 экз.
Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 776 стр.
ISBN: 978-5-6040967-3-4

Аннотация: «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию» – первая на русском языке книга о жизни и творчестве кинорежиссера Владислава Старевича (1882-1965), создателя новаторских фильмов в технике кукольной анимации.

Фигура Старевича занимает особое место в истории раннего российского кино: долгое время его называли и продолжают называть «отцом» российской анимации, а также одним из главных отечественных мастеров комбинированных съемок 1910-х годов, чуть ли не единственным в нашей стране разработчиком и создателем спецэффектов, удивлявших его современников – как коллег, так и зрителей.

Несмотря на то, что с момента дебюта Старевича в кино (1911 г.) прошло уже более 100 лет, его первые, кукольные анимационные фильмы ничуть не утратили своей привлекательности: «Месть кинематографического оператора», «Прекрасная Люканида», «Стрекоза и муравей» и другие ленты режиссера поразили зрителей предреволюционной России, Европы и Америки и продолжают удивлять своей изобретательностью и оригинальностью даже в эпоху цифровых технологий.

Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Старевича.

: Дрессировщик жуков: Владислав Старевич создает анимацию (2021)




Статья написана 23 октября 2021 г. 19:07

Контраст контрастов в иллюстрировании "Царевны-лягушки": типичный советский художник В.Кульков и типичные советские неформалы братья Трауготы.

Книга с иллюстрациями Трауготов, видимо, представляет собой немыслимый раритет, поэтому осмеливаюсь поместить обзор в "Колонку коллекционера".

В.Кульков(1971/1983)

Художник В.Кульков — известный и плодовитый иллюстратор детской книги советского периода. Его картинки являются, конечно, оригинальными, но типичными для того периода — вряд ли много людей смогут сходу опознать автора (как это случается, например, с рисунками Чижикова или Монина). Однако Кульков показал себя неплохим конструктором книжного макета. В этом заключается и наш сегодняшний интерес: как делалась обычная детская книжка-картинка советского времени.

У меня случайно оказались два переиздания кульковской "Царевны-лягушки": 1971 года (слева) и 1983 года (справа). Издание 1983 года на Фантлабе представлено: см.

Макет и сами картинки в обеих книгах одинаковые. Обложки разные (как первая страница обложки, так и четвёртая). Разница в годе издания сказывается только на резкости и контрастности рисунков.

А есть ещё издание 1975 года, на обложке которого явлен промежуточный вариант рисунка.


Архитектура книги: квази-форзацы

Необычны начало и конец книжки в мягкой обложке. Даже в тоненькой книжке-картинке всегда был титульный лист (обычная практика, хотя и излишняя). А в этой книжке титула нет. На второй странице обложки начинается рисунок, который продолжается на первой странице книги (где и положено было быть титулу). Получается рисунок на разворот — в книге с переплётом это был бы форзац. И последняя страница книги образует разворот с третьей страницей обложки — типа нахзаца. В те времена шансов у тонкой книжки (24 страницы) на переплёт не было, значит художник осознанно принял решение делать квази-форзацы с отказом от титульного листа. Редкое решение. Наверное, такая книжка тоже раритет.

На квази-форзаце — монохромный рисунок, изображающий завязку сказки: деревянная допетровская Русь, три царевича пускают стрелы для выбора невест. Видно, что две стрелы упадут в городской черте (одна уже точно падает на двор, где купеческая, судя по всему, дочь чаи распивает). А третья летит за леса, за поля. Зачем же ты, Иван-царевич, такой сильный? Кого ты ещё думал найти за городской стеной?

А на квази-нахзаце — окончание сказки: Иван-царевич и Василиса Премудрая победителями выходят из чертогов Кащея Бессмертного. Народ их благодарит. И солнце встаёт над свободной землёй (а, может, заходит).

Архитектура книги: первая половина

Художник Кульков — тонкий психолог: после блеклого квази-форзаца вдруг открываются яркие картинки с обилием красного и золотого цветов. Все иллюстрации — страничные, расположены на правой стороне разворота. Художник даёт иллюстрации фрагментарно (как выяснилось, события в этой сказке очень плотно следуют друг за другом, у художников нет возможности проиллюстрировать всё). Обязательная встреча Ивана-царевича с невестой на болоте. А следом — уже выполнение лягушкой царских заданий (хлеба там испечь, сорочку сшить за ночь). Лягуха сбрасывает шкуру, превращается в Василису Премудрую и созывает нянек-мамок. Переадресует им царский заказ, и те всю ночь работают.

А результат труда приписывается одной лягушке — вот на картинке царь восхищается её рукоделием. А следом — удручённый Иван-царевич бредёт домой: царь велел привести жён на пир.

Архитектура книги: середина

Стремительно приближаемся мы к центральному развороту (где скрепки видны). Пир в разгаре, невестки-неумехи облепили с двух сторон свёкра-царя. А Иван подавленный бродит вокруг стола. Лягушка обещалась позднее быть.

Вот он — центральный разворот. И на нём цветной рисунок-панорама, единственный в книге. На пир прибывает "лягушонка в коробчонке".

Знаменитый танец Василисы Премудрой.

цитата

Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.

Архитектура книги: вторая половина

Иван-царевич сжёг лягушачью шкуру, Василиса Премудрая улетела. Иван-царевич пошёл её искать. Многих зверей хотелось ему застрелить, но всех пожалел. Художник, по недостатку места, нарисовал только встречу с медведем. А на следующей картинке уже и избушка с Бабой-Ягой, которая выдала Ивану-царевичу секрет кащеевой смерти: дуб-сундук-заяц-утка-яйцо-игла. Это всё за кадром.

И вот медведь рушит дуб, и дальше всё по плану. Последняя картинка нетрадиционна: нарисован во всей красе подыхающий Кащей. Обычно, в этой сказке художники Кащея не рисуют: сам он не действует, а находится за сценой.

Архитектура книги: концовка

В каждой приличной книжке должна быть концовка. Иван-царевич вообще не думал о сложности задачи получения иглы. Звери, спасённые Иваном-царевичем, сами с лёгкостью расправились с оболочками кащеевой смерти. Но вот яйцо упало в море. И тут Иван-царевич зарыдал — всё пропало. Россия — не морская держава. Там всё иное. Из глубин моря достала яйцо щука. Щука — главный герой сказки. Концовка ей посвящается.

Единственная разница в изданиях 1971 года (слева) и 1983 года (справа): в концовках изменение в цветовой гамме (явно, не техническое).

Г.А.В.Траугот

К сказке "Царевна-лягушка" имеется сюита иллюстраций легендарных братьев Трауготов.

Это циклопического размера фолиант, сделанный издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга» в 2012 году в пятнадцати экземплярах: см.

Понятно, что посмотреть книгу можно только на фотографиях, разбросанных в Интернете. Из-за гигантского размера книги фотографии часто нечёткие, особенно фото разворотов.

Можно заметить, что текст сказки отличается от привычного. Напоминаю, у Афанасьева есть три варианта сказки "Царевна-лягушка" — и два из них весьма экзотичны.

Представление о приёмах художников составить можно: чёрный фон, на котором тонкие разноцветные линеарные рисунки, переплетающиеся между собой. Такой приём у Трауготов не редкость, но в данном случае заметно большее использование золотой краски (сусальное золото — стойкая характеристика допетровской Руси).

В книге заявлено 158 страниц. Иллюстрации, как видим, к каждой строчке на каждой чётной странице (не редкость для маниакально работоспособных Трауготов), да ещё полностью иллюстрированные развороты — всех картинок мы не увидим никогда. Но несколько приличного качества и размера сканов страничных иллюстраций всё же просочилось из сейфов книголюбов-миллионеров (или из Государственного Эрмитажа, где хранится первый экземпляр).

1) Иван-царевич на коне ищет место, где упала его стрела.

2) Эротические мотивы, которых Трауготы не чужды. Объятия Ивана-царевича и Василисы Премудрой (лягушачья шкурка валяется на полу). Реальность сказки, дополненная художниками.

К какой строчке сказки относится эта иллюстрация? Есть редкий вариант сказки (у Афанасьева за номером 268), где сразу после свадебки всё становится ясным:

цитата

Вот стали они ложиться спать. Лягушка скинула свою лягушечью кожуринку и стала человеком.

Так что допустима и такая трактовка.

3) Царь пьёт чай. Почему бы и не попить, если художники могут проиллюстрировать всё и даже домыслить от себя?

4) Царь восхищается хлебом, который ему лягушка испекла.

5-6) Василиса Премудрая явилась всем на пиру в человеческом облике.

7) Танец лягушки на балу.

8) Иван-царевич с Василисой Премудрой на ковре-самолёте. Ну что ж, окончательно становится ясно, что Трауготы иллюстрировали не общепринятый вариант сказки из сборника Афанасьева (№ 269), а вариант за номером 267.

цитата

— Ой, да как ты долго, Иван-царевич? Я чуть за другого не ушла.

А тому жениху надо скоро быть. Елена Прекрасна взяла ковёр-самолёт у старухи, села на него, и понеслись, как птица полетели.

9) Какой-то янычар на коне. А это жених женатой лягушки из варианта 267. Таким на Русь нельзя.

цитата

Жених-от за ними вдруг и приехал, узнал, что они уехали; был тоже хитрый! Он ступай-ка за ними в погоню, гнал-гнал, только сажо́н десять не догнал: они на ковре влетели в Русь, а ему нельзя как-то в Русь-то, воротился

Надо же, и редкий вариант сказки номер 267 с ковром-самолётом оказался проиллюстрирован. Василиса-Елена там, как выяснилось, не очень-то и скучала по Ивану.




Но это ещё что — есть у Афанасьева и третий вариант сказки (за номером 268). Никто пока не рисовал картинок к этому варианту. Начало там привычное, но в конце, когда Иван-царевич дошёл до места нахождения своей лягушечки, она оказалась чудовищем (дочка Кащея Бессмертного — гены не обманешь).

цитата

Прилетела лягушка, железным пихтелем стучит и говорит:

— Фу! Русским духом пахнет; каб Иван-царевич попался, я б его разорвала!

Но закончилось всё хорошо.

цитата

Мать-старушка говорит ей:

— Ну это ты по Руси летала, русского духу нахваталась. На вот, закуси этой пышечки.

Она съела эту пышечку — остались одни крошечки — и говорит:

— Где мой Иван-царевич? Я по нём соскучилась. Я б с ним вот этой крошечкой поделилась.

Мать велела выйти Ивану-царевичу; он вышел. Лягушка подхватила его под крылышко и улетела с ним в седьмое царство жить.

Нельзя называть вариант "Царевны-лягушки" за номером 268 подлинным или самым ранним. Скорее, этот вариант нелепый, рассказан был не самым умным сказителем. Потому и не иллюстрируют. Но, бесспорно, что тёмный, косноязычный и алогичный крестьянский мир отразился без прикрас в варианте за номером 268.


Статья написана 17 октября 2021 г. 10:20

цитата
...уходит в печать 7-ой том — завершение художников с фамилиями на букву К.

— Конашевич, Коровины, Кусков, Кузнецовы, Кочергин, Курдов, Кузьмин, Курчевский, Куприянов, Костин,

Костровы, и многие многие другие.

https://sergej-manit.livejournal.com/1278...

Кочергин например имеет прямое отношение к фантастике:




Статья написана 6 октября 2021 г. 14:00


Продолжаем серию викторин на знание фантастических книг, журналов, газет и радиопостановок.

Сегодня у нас сложный набор заданий, ориентированный для любителей раритетов, и фэнов, интересующихся историей развития фантастического жанра. Впрочем, новичкам тоже может повезти.

Ответы присылать мне в личку. Ответы принимаются только один раз. Так как задания достаточно сложны, то я ожидаю что может случиться так, что даже один-два правильных ответа могут принести приз участнику. Начало конкурса сейчас, окончание — 15 октября 2021 года в 18.00, время московское. Список призов — на фото:

Любой житель Земли может участвовать в викторине, но для получения приза надо будет назвать адрес в России, так как организатор рассылает награды только по России.

================================================

Викторина

Начнем с простенького.

1. В СССР, к сожалению, так и не случилось книг, посвященных фантастической живописи. Однако была в нашей истории книга, целиком проиллюстрированная работами с международной выставки научно-фантастической живописи и выставки Союза художников СССР, посвященной космосу.

Назовите её.




Статья написана 4 октября 2021 г. 18:23

Начало 90-х навсегда останется в памяти фэнов, как настоящая революция в области издания фантастической литературы в России. Прилавки книжных магазинов и развалы рынков изобиловали тогда как отечественной, так и переводной литературой. Появлялись новые издательства, многие из которых выпускали серии фантастических книг, и по сей день являющихся настоящими шедеврами книгоиздания.

Одной из них стала «Серия фантастики «Хронос» издательства «Аргус» (1991-1997).

Заведовал редакцией издательства «Аргус» и был составителем и редактором серии фантастики «Хронос» в те годы Олег Петрович Пуля.

Он любезно согласился ответить на любые вопросы фантлабовцев о его работе в то время.

------------------------------------------------------ ---------------------

arcanum

Почему «Путь меча» был опубликован в сокращенной версии?

Ответ:

Да вроде как на момент подписания договора с авторами та версия была самой полной. Во всяком случае, о сокращенности нашего варианта речь не шла.

Книга к печати готовилась небыстро, иллюстрированный глоссарий названий оружия там появился. А тем временем авторы роман расширили. Но всё это уже потом, после «Аргуса»/«Хроноса».

Такое случалось раньше, случается сейчас – и дальше будет случаться. Ага, «издание переработанное и дополненное». На радость читателям!

КСТАТИ, о НЕфантастике от Олдей…

Хранится у меня уникальный артефакт – составленный Дмитрием Громовым громадный список хорошей музыки разных направлений, которую продвинутому меломану положено в личной аудиотеке иметь. История вышла такая: в 1994-м или в 1995-м, когда издание «Пути меча» в «Хроносе» только планировалось, мы с Димой и Олегом однажды пересеклись на легендарной «Горбушке» – в поисках CD. И они, и я музыку мечты именно на «Горбушке» покупали (в те времена там паслись все к музыке и видео причастные). Вот я и упросил составить для меня списочек-руководство.

Интернета в сегодняшнем понимании тогда не было, и Димин список (авторучкой!) стал для меня путеводной звездой, маяком в мире музыки. Причем надолго. По этому списку я диски заказывал у тех, кто CD из-за границы возил по вполне божеским ценникам.

Такой вот автограф!

------------------------------------------------------ -------------------------------

darkseed

Платили ли авторские западным авторам?

Ответ:

Гм… Не платили!

Увы и ах!

Но это грех, не одному издательству «Аргус» свойственный. Просто потому, что до середины 1990-х получалось без юридических проблем печатать всё, что на языке оригинала вышло до 27 мая 1973 года – когда СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве (она же Парижская или Женевская конвенция).

Так что мы печатали не платя – как и все остальные. Ну или почти все.

Собственно, только благодаря этому в конце 1980-х – начале 1990-х выходило столько переводной фантастики. Масса хороших книг напечатана была! Причем тиражами, сейчас невозможными!

------------------------------------------------------ -------------------------------







  Подписка

Количество подписчиков: 366

⇑ Наверх