Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.
Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.
Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!
Одиннадцатый (юбилейный, бо ПЯТИДЕСЯТЫЙ!) номер четвертого подписного года журнала «Fantastyka» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – те же. Tираж журнала не изменился -- 150 тысяч экземпляров. Автор передней стороны обложки – МАРЕК ЗАЛЕЙСКИЙ/Marek Zalejski (виньетка АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО/Andrzej Brzezicki). На задней обложке работа ЕЖИ ВРУБЛЕВСКОГО/Jerzy Wróblewski – автора незабвенной «княжны» с передней страницы обложки самого первого номера журнала. Поскольку номер юбилейный, редакция журнала предоставила возможность выступить в «Галерее» тем художникам, чьи имена чаще других назывались в письмах читателей. Итак, на стр. 7 – работа ГЖЕГОЖА КОМОРОВСКОГО/Grzegorz Komorowski, на стр.10 – МИРОСЛАВА ГОЛЕНДЗИНОВСКОГО/Mirosław Golędzinowski, на стр. 15 – ПЕТРА КУНЦЕ/Piotr Kunze, на стр. 16 – АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО/Andrzej Brzezicki, на стр. 47 – ВОЙТЕКА СЮДМАКА/Wojtek Siudmak, на стр. 50 – ЛИДИИ и ВИТОЛЬДА ПОПЕЛЬ/Lidia & Witold Popiel, на стр. 53 – БОГУСЛАВА КОСТИ/Bogusław Kostia. На внутренней стороне задней обложки весьма реалистично (или лучше сказать – натуралистично?) изображена сцена шабаша редакционного коллектива «Фантастыки», учиненного по указанному поводу (худ. А.О. НОВАКОВСКИЙ/A. O. Nowakowski).
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XLV 3
Opowidania i nowele
Karl Michael Armer To nie trzęsienie ziemi, to tylko panu trzęsą sie kolana 4
Frederik Pohl Dorastanie w Mieście na Skraju 17
Powieść
Spider i Jeanne Robinson Gwiezdny taniec (2) 21
Komiks
Yans – więzień wieczności (4)
Z polskiej fantastyki
Adam Synowiec Most 45
Rafał A. Ziemkiewicz Hellas III 48
Krytyka i bibliografia
Powieść w tabletkach 55
Słownik polskich autorów fantastyki 58
Bibliografia utworów fantastycznych 62
Recenzje 60
SF na świecie 62
Nauka i SF
”Coś” w Kosmosie 62
Film i fantastyka
Bolesław Hołdys Stanley Kubrick – mistrz filmowej fantastyki
И с нами не менее очередное издание, на этот раз богато иллюстрированное.
Это обложка.
Читать дальше
Титульный лист.
Оборот титульного листа.
Страница 5, она же шмуцтитул.
Страница 6, с аннотацией.
Страница 17.
Страница 29.
Страница 47.
Страница 59.
Страница 77.
Страница 83.
Страница 99.
Страница 107.
Страница 127.
Страница 135.
Страница 139, она же еще один шмуцтитул.
Страница 140, с аннотацией.
Страница 157.
Страница 193.
Страница 205.
Страница 225.
Страница 237.
Страница 261.
Страница 277.
Страница 299.
Страница 315.
Страница 325.
Страница 329, кусочек послесловия для общего представления.
Выходные данные.
Итак, с нами:
Стругацки А. Далечната планета / Стругацки А., Стругацки Б.; Прев. Н.Левенсон; Стиховете прев. Й.Стратиев; Ил. Д.Бакалов; Послесл. Р.Нуделман. — София: Наука и изкуство, 1969. — 336 с. — 20078 екз. — Дадено за набор 27.05.1969. — Подп. за печат 17.09.1969. — Цена 1,27 лв. — Болг. яз. — Загл ориг.: Далекая Радуга; Трудно быть богом.
Содерж.: Далечната планета. С.5-138;
Трудно е да бъдеш бог. С.139-328;
...И вечна борба! / Р.Нуделман. — С.329-335.
Что можно интересного сказать об издании?.. Имена как имена, даже транслитерировать не пришлось. Камил, Валкенщайн, Ламондоа, Пища (что, болгарский не переваривает сочетания "шт"?)...
И почти все понятно.
Примечания объясняют, что такое тамбур, налим, "кирпич" (что, в Болгарии этот знак рисовался как-то по-другому?), портупея (перевязь, в смысле), стилет, веерная (защита)...
Страница 251, титульный лист "За миллиард лет...". Что все тома распечатывались из какого-то файла, где была сквозная нумерация, выяснилось как раз в этот момент. Но том уже начали сканировать...
Страница 253, для общего представления...
Страница 254, для него же.
Страница 255, для него же.
Страница 257. Обратите внимание на "лежалую горбушу" и "лосося в собственном соку" — это журнальный вариант, в книгах такого не было. То есть можно сделать вывод, что основой для файла служило именно первое, журнальное издание (спасибо тому "Неизвестных Стругацких" за очень удобный список различий).
Страница 357, титульный лист "Жука в муравейнике".
Страница 359, для общего представления.
Страница 360, для него же.
Страница 361. Желающие могут поискать опечатку...
Страница 417. Она демонстрирует нелегкую судьбу Ъ.
Страница 492. А она показывает, как две главы слились в одну.
Страница 509, где следует обратить внимание на четвертый абзац. Как любезно сообщают "Неизвестные Стругацкие", это — верный маркер журнальной версии.
Страница 523, она же оглавление.
Итак, с нами распечатка "За миллиард лет до конца света" и "Жук в муравейнике", причем некоторые моменты указывают на то, что за основу были взяты журнальные варианты.
А вообще у меня есть мысль узнать, один был файл-первоисточник, копировавшийся много раз, или текст набирали несколько раз? А может, и с разных изданий?..
P.S. Я долго думала, размещать ли текст в общей колонке. Ну, скажут убрать — уберу.
Strugazki A. Milliarden Jahre vor dem Weltuntergang: Eine unter seltsamen Umstaenden aufgefundene Handschrift / Strugazki A., Strugazki B.; Aus dem Russ. von W.Ehlert. — Berlin: Volk und Welt, 1980. — 188 s. — ("Volk und Welt Spektrum" 141). — 1 Auflage. — Нем. яз. — Загл. ориг.: За миллиард лет до конца света.
Перевод, похоже, какой-то гибридный: с одной стороны, Ирка находит лифчик, а не губную помаду (что указывает на не-журнальный вариант, т.е. рукопись, равно как и "тонтон-макуты"), с другой стороны, есть монолог Вечеровского ("Мы привыкли, что Мироздание предельно неантропоморфно. Что нет ничего менее похожего на человека, чем Мироздание. И мы не привыкли, чтобы законы природы проявлялись таким странным образом. Природа умеет бить током, сжигать огнем, заваливать камнями, морить чумой. Мироздание проявляет себя полями и силами, полями сил. Мы не привыкли видеть среди орудий природы рыжих карликов и одурманенных красавиц. Когда появляются рыжие карлики, нам сразу начинает казаться, что действуют уже не силы природы, а некий Разум, социум, цивилизация. И мы уже готовы усомниться в том, что бог природы коварен, но не злонамерен. И нам уже кажется, что скрытые тайны природы — это сокровища в сейфах банка, оборудованного по последнему слову ворозащитной техники, а не глубоко зарытые тихие клады, как мы думали всегда. И все это только потому, что мы никогда прежде не слыхивали о полях, имеющих своим квантом рыжего карлика в похоронном костюме. А такие поля, оказывается, существуют. Это придется принять и понять. Может быть, в том и причина, что мы, какие мы есть… Мы все искали «достаточно безумную теорию». Мы ее получили… — Он вздохнул и посмотрел на меня. — То, что происходит с нами, похоже на трагедию. Но это ведь не только трагедия, это — открытие. Это возможность взглянуть на Мироздание с совершенно новой точки зрения. Постарайся, пожалуйста, понять это." — что указывает на вариант журнальный).
Имена в основном затранскрибированы: Maljanow, Kaljam и т.д. А что еще с ними делать??? Waingarten опознан так. Варианты имен — Lida-Lidka-Lidotcshka и т.д. — опознаны, но даны без комментариев. Филипп (Вечеровский, естественно) стал Philipp.