Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Сразу хочу извиниться, данный список дался мне очень тяжело и это что-то среднее между "на вкус и цвет — товарища нет" и желанием отметить самые популярные сериалы прошлого года. В итоге в мой топ выбились как очень популярные сериалы так и понравившиеся лично мне, но не снискавшие популярности у других людей, а ближе к середине списка действительно хорошие сериалы, но которые по тем или иным причинам не затесавшиеся в топ. Согласен со всеми "Фе", которые будут высказаны читателями и спасибо за понимание!
Один из самых захватывающих и интересных сериалов, что я видел за последнее время. При этом, сериал так же полон недостатков. Были серии, когда я готов был поставить оценку 11/10, а были серии, когда хотелось поставить 1/10. Думаю мэмы по 18 серии просто заполонили просторы интернета.
Сериал стоит условно разделить на три части. Первая часть, 1-12 серия. Самая адекватная и приятная к просмотру часть сериала. Очень хорошо смотрится сюжетный ход с перерождением главного героя после его смерти и его попыткой изменить судьбу. Главному герою сопереживаешь, персонажи интересные. При полном отсутствии фансервиса в сериале, картинки Рам и Рем, Эмилии и Беатрис заполнили интернет, хотя как персонажи они не были раскрыты. Ну разве что о близнецах-демонах мы узнали больше. Первая часть пример интересного экшена, интересного и адекватного сюжета. Тут бы сериал и закончить.
Вторая часть, 13-18 серия. Перед летним сезоном было заявлено, что вторая половина будет революционной и напряженной. И так оно и было. Просто душераздирающее перерождение главного героя, его превращения из адекватного ОЯШа в неадекватного персонажа с огромным количеством комплексов. Что он делает и зачем понять невозможно. Огромная часть героев пропадает, вводятся новые. В этой провальной части при этом есть просто прекраснейшие 14 и 16 серия с огромным количеством драмы, просто отличнейшими эпизодами, скрашивающими все раздражение от поступков главного героя. 18 серия этого сериала в каком-то смысле должна была бы стать легендой и войти в историю. По крайней мере столько шуток по этому эпизоду. Целая серия это высокопарный диалог между главным героем и Рем. Если вы увидите фразу "Я люблю Эмилию", то это отсылка к этому эпизоду. Думаю многие зрители хотели бы бросить сериал на этом эпизоде, включая меня.
Третья часть, 19-25 серия. Очередное перерождение героя. Он снова начал вести себя адекватно. Интересная арка о уничтожении белого кита. Море экшена. Было интересно смотреть. Но потом заключительный эпизод и опять высокопарные и занудные диалоги, которые портят все впечатление от увиденного.
Сериал полон взлетов и падений. Сериал полон драматических сцен, полон сцен экшена, полон красивых персонажей и интересных сюжетных поворотов. Но в то же время персонажи зачастую описываются поверхностно, чего стоит только Эмилия — центральный персонаж о котором за весь сериал мы почти ничего так и не узнали. Оценка за захватывающий сюжет 10 из 10. Объективная оценка за продуманность сериала 6 из 10. Хотелось бы отнести сериал к категории шедевров, но сериал по-моему этого не заслужил. Но к категории "must see" я бы его отнес. Так что рекомендую составить свое мнение об этом сериале и вам.
Гримгар — 100% мое аниме. Я давний поклонник жанра фэнтези и люблю истории про попаданцев. Я прочитал уже 2 тома оригинала этой истории и могу сказать, что склоняю шляпу перед авторами этой аниме-адаптации. Во-первых — просто замечательная, сногсшибательная графика. Я в тонкостях не разбираюсь, но кажется ее называют "акварельной", она просто превосходно подчеркнула идею авторов. Во-вторых — саундтрек: множество замечательной музыки, которая превосходно вписалась в этот сериал. Вместе с музыкой и графикой, авторы очень сильно растянули сюжет ранобе, дополнив его множеством эпизодов повседневности, "ничегонеделанья". Авторам отлично удалось воспроизвести повседневную атмосферу перемешанную с рпгшной тематикой и впихнуть это в жанр фэнтези. Помимо всего прочего, мне лично очень понравились главные персонажи, в частности Харухиро (определенно мой любимый тип персонажа аниме). Да они немного шаблонны и не раскрыты как следует, но в антураж, который создали авторы, они отлично вписались. Особенная фишка этого сериала — более-менее реалистичная история развития в ином мире, по крайней мере значительно реалистичнее других аналогов данного жанра. Персонажи не стремительно развиваются, скупают шмот, зачищают локации, а пасут задних все время, делают глупости, никак не могут совладать с командной работой и т.п. Если сравнивать эту историю с другой очень похожей работой "Dungeon ni deai", то я отдам предпочтение Гримгару и, пожалуй, останусь в меньшинстве. Из недостатков, которые удержали меня от того, чтобы поставить высший балл, то это во-первых открытый конец сериала и непонимание будет ли продолжение или это была просто реклама ранобе, так как они очень много сюжетных заготовок на будущие тома просто отбросили; во-вторых — они таки не удержались и дали главному герою какую-то "особенную" силу по канонам данного жанра. Я бы очень хотел, чтобы эта история так и оставалась без особенных скилов и суперспособностей.
Сериалы о попаданцах, фэнтезийных компьютерных играх уже не редкость. Но "Этот замечательный мир" был встречен на ура. Во-первых отличная пародия на игровой процесс, на многие сюжетные повороты предыдущих аниме. В общем, уверенно заявляю, что комедия понравилось. При этом сериал практически без этти, за исключением моментов, когда это же этти высмеивается героями. Помимо этого, весьма интересные персонажи, которые в свою очередь высмеивают типажи из других аниме. Очень необычные и приятные персонажи подчеркивающие нелепые и веселые ситуации в этом замечательном мире. В общем, замечательное комедийное пародийное аниме. Доказательством тому — популярность ТВ-сериала и как я понял невероятный рост продажей оригинального ранобе чуть ли не в несколько раз до 150-200 тысяч копий, показателя равному томам САО или Махоуки. Жду продолжения этой комедии, в компании ровесников-геймеров такой сериал смотреть одно наслаждение.
Весьма удачный год для серьезного повседневного аниме. Сперва довольно необычный сериал о ракуго "Сёва-Гэнроку", а тут под конец года и "Мы свяжем лодку" о жизни людей-составителей словарей. Не получилось у меня посмотреть другую адаптацию этого сюжета в японском кинематографе, но в аниме как раз таки получилось и я остался доволен. Сериал смог преподнести на блюдечке зрителю много необычных вещей связанных с составлением словарей, поиском слов и их значений и внесением их в книгу. Этих нюансов было хоть и не много но авторам на 100% удалось перенести на экран уважение к этой профессии и одержимость японских профессионалов этим трудом. Параллельно этому мы смогли увидеть и толику повседневности и неуклюжей романтики в лице главного героя. Все было бы превосходно, если бы не неожиданный таймскип в второй половине сериала. Он был слишком неожиданным и заметно подпортил впечатление от истории. В остальном же сериал очень достойный, хотя навряд ли я стану его пересматривать.
При всем при том, что аниме является частью японской культуры, оно довольно редко представляет ее в классическом понимании этой сущности. По факту, аниме, которые передают этот японский менталитет можно очень быстро перечислить. Сёва-Гэнроку это по большей мере именно такое аниме. Японский театр ракуго, разные события из японской истории, включая вторую мировую войну, гейши, фамильное наследие семей в связке с атмосферой в стиле аниме: все это в наличии. Весь сериал это длинный флэшбек по биографии одного из героев, который приводит к настоящему и в нем есть все для крепкой и интересной истории: сюжет, драма, романтика, персонажи, которым во-истину сочувствуешь, необычная изюминка в виде японского ракуго и ненавязчивое последовательное раскрытие сюжета. Разве что хочется пожурить за немного скучноватую середину и, местами, о мыслях об ориентации главных героев. В остальном — очень крепкая и приятная история, которую можно посоветовать ценителям японской культуры и крепкой драмы с романтикой и яркими персонажами.
Рискую попасть в немилость, но остался разочарован в конце данного сериала. При всей его хайповости, отличной графике, отличном музыкальном сопровождении, сюжетной завязке, героях; но в аниме, где все держится на сюжете, явные натяжки иногда очень разочаровывают зрителя, такого как меня например. Для сюжета нужно чтобы главный герой прыгал во времени? — Да не вопрос. Как? Да какая разница, спишем на мистику. Ну ладно, это нормально. Но разве нормально, когда главный герой прыгает тогда, когда ему надо, а когда надо он не прыгает и не ясно почему так происходит? Меня эта загадка удивляет. Ладно, я простил момент, когда главный герой вместо того, чтобы направить полицию по нужному следу преступника, которого он видел, начинает убегать от полиции. Ладно, полиция заподозрила бы его, но убегать то зачем?! Но я и это списал на коррупцию в правоохранительной системе. Но почему человек, скрывающий все свои преимущества от одноклассников, от матери, проявляя бдительность, попадается на самых банальных вещах, как приходит к себе на работу? Проводит время с коллегой по работе? Проявляет неосмотрительность с потенциальными убийцами. Но и это еще не все. Как можно было не заподозрить самого подходящего подозреваемого? Уже во второй серии было ясно, кто и как, а главный герой ни сном ни духом, сам почему то говорит, что он был в списке подозреваемых, но я его почему-то откинул и не подумал... А в конце сезона такое открытие... Прямо детский сад, младшая группа, а не 27 лет человеку.
Если же забыть сюжетные неувязки и мое недоверие, в остальном сериал отличный. Есть драма, есть завершенный сюжет, жаль романтики почти нету.
Ключевая особенность этого повседневно-комедийного сериала – вечно вялый и ленивый главный герой, возводящий эту особенность в какой-то культ. Но главное, что друзья, одноклассники и родственники не видят ее как особенную проблему, а забавную особенность этого персонажа, в этом то все отличие от реальной жизни. Друзья помогают главному герою и поддерживают его. Вот почему так интересно смотреть этот сериал. Добрая повседневность, мягкие шутки, расслабляющая, «ленивая» и умиротворяющая атмосфера, яркая рисовка и приятные дружелюбные персонажи делали просмотр этой ламповой повседневности своеобразной отдушиной, в которую можно окунуться из реальной жизни. Все сугубо субъективно.
Это первый сериал, который выложили в интернет сразу полностью после начала сезона. Даже не знаю: к худу или к добру.
Главный герой, в силу сложившихся обстоятельств, безработный и не может трудоустроится ни на какую работу, так как не проработал на первом рабочем месте и полугода. Еще немного и ему придется возвращаться в свой родной городок и признать, что его карьерный путь в большом городе не удался. Но тут, по воле случая, некая компания предлагает ему участие в эксперименте. Ему придется испробовать специальное лекарство, направленное на социальную реадаптацию в жизни: ему предлагается благодаря лекарству внешне стать на 10 лет моложе и провести 1 год в старшей школе. Естественно, после эксперимента, если он будет удачным, ему дадут хорошие рекомендации.
Главное, что выделяет этот сериал на фоне других школьных драматических комедий, это его целевая аудитория. Пожалуй, это практически единственный в моей памяти сериал, который действительно описывает школу со стороны зрения уже повзровслевшего человека и не заигрывающий с подростками. Я оказался в целевой аудитории этого сериала 20-30 лет, когда и школа-университет были не так давно и вроде бы уже взрослая жизнь не за горами. По-этому в плане подымаемых сериалом вопросами утверждения в жизни я остался в принципе доволен. Помимо прочего, меня подкупила атмосфера сериала, приятная комедийная составляющая, нетягомотная романтика, свойственная подобным сериалам, вопросы дружбы и времени, проводимого вместе. Сериал хорош.
Перейдем к недостаткам. Хоть в сериале интересный и быстрый сюжет, но середина сериала просто таки провалилась по динамике. Переход одной сюжетной арки к другой в аниме совпал с тягомотиной по разбору сюжетной составляющей организации и таблетки. Все это как бы совпало и можно сказать смазал впечатление от всего сериала. Я сразу же начал читать мангу, и, как ни странно, в манге ничего не смазано, все идет плавно, без каких-то провисаний в сюжете, когда зрителю приходится зевать от увиденного на экране и мысленно спрашивать "К чему все это?". Если бы не это, сериал бы получил бы от меня более высокую оценку, так как остальное — персонажи, рисовка, атмосфера весьма хороши и необычны для такого рода сериалов.
Глядя на постер и аннотацию, можно было ожидать проходную повседневность с унылым сюжетом, бюджетной графикой, пустыми персонажами. Молодая ведьма, по традиции должна перебраться в дом к своим родственникам, чтобы уметь обжиться на другом месте и научится быть более самостоятельной. Ведьмы не пытаются скрыть своего существования, просто о них мало кто знает. Сериал — это своего рода вводная история в необыкновенную, мистическую жизнь ведьм.
Уже первая серия поменяла мнение об этом сериале. Конечно бюджетность этого сериала мне кажется видна невооруженным глазом, но при этом в сериале присутствуют весьма приятные персонажи, расслабляющая атмосфера, необычные и увлекательные истории. Сериал пропитан добротой, ламповостью и легким юмором. Пример хорошо сделанной повседневности, что не претендует на заоблачные рейтинги и особую популярность. Сериал для своей узкой аудитории поклонников. Я бы 100% обзавелся диском, живи я в Японии, для коллекции.
Ajin — необычно хороший японский триллер. Хоть среди героев есть и подростки, но в сериале отсутствует типичная рефлексия и наивность, свойственные японским сериалам. В итоге, у сериала хорошая сюжетная завязка: бессмертные люди с сверхчеловеческими способностями то и дело появляются в обществе. Естественно над ними начинают проводить всяческие опыты связанные с убийством и всякого рода расчленением. Не удивительно, что на этом фоне появляется и антагонист, с которым частично можно согласиться. Протагонист, школьник как я уже говорил, на удивление пошел несвойственным японскому аниме путем — трезвой расчетливости и пренебрежением к высоким идеалам и морали. Авторы не сильно вплетают политику, что очень радует. Сюжет хоть и медленно, но уверенно развивается. В отличие от того же "Паразита", сериал прямо таки радует простым линейным и логичным сюжетом без глобальной морали, рефлексии и частой смены идеологии главного героя и резких, порой нелогичных сюжетных поворотов. В итоге, как по мне Ajin отличный триллер с интригующим сюжетом и интересными персонажами. Минусов всего два: абсолютно мое нелюбимое 3D и открытый конец. Боюсь, как бы не оказалось, что это очередное аниме продолжения которого придется ждать долго, а может быть ужасно долго. Надеюсь я ошибаюсь.
Прошу прощения за столь длительный промежуток между окончанием сезона и его итогами, но свободного времени в последнее время катастрофически мало. Перед вами мои довольно беглый отзывы об просмотренных тайтлах в прошлом сезоне.
Весьма удачный год для серьезного повседневного аниме. Сперва довольно необычный сериал о ракуго "Сёва-Гэнроку", а тут под конец года и "Мы свяжем лодку" о жизни людей-составителей словарей. Не получилось у меня посмотреть другую адаптацию этого сюжета в японском кинематографе, но в аниме как раз таки получилось и я остался доволен. Сериал смог преподнести на блюдечке зрителю много необычных вещей связанных с составлением словарей, поиском слов и их значений и внесением их в книгу. Этих нюансов было хоть и не много но авторам на 100% удалось перенести на экран уважение к этой профессии и одержимость японских профессионалов этим трудом. Параллельно этому мы смогли увидеть и толику повседневности и неуклюжей романтики в лице главного героя. Все было бы превосходно, если бы не неожиданный таймскип в второй половине сериала. Он был слишком неожиданным и заметно подпортил впечатление от истории. В остальном же сериал очень достойный, хотя навряд ли я стану его пересматривать.
Вывод:Очень хороший и достойный сериал о составителях словарей и их нелегкой, кропотливой и длительной работе. Попутно это повседневно-романтический сериал о жизни. Советую.
Очень хочется надавать по голове создателям этого сериала. 10 серий — одна волейбольная игра! Ну да ладно бы одна игра. Я уж было смирился с этим, ведь могли же очень удачно и детально описать матч и переход инициативы из руки в руки, но не тут то было. Каждая серия безбожно растянута флешбэками и другими малозаметными вещами, как перечисление всех игроков или объяснений того или иного момента. При этом матч как обычно бывает до безумия необычно показан — то за 2 минуты проходит целая партия, то за 2 серии не могут забить 10 мячей. 3 сезон это явно растянутый полнометражный фильм до мерок короткого сезона.
Ну а по поводу всего происходящего — все более-менее на уровне: в меру эмоций, в меру шуток, в меру спорта, практически ничего лишнего как для спокона, но из-за этого и не могу поставить наивысшую оценку. Люблю другого рода спортивные сериалы.
Вывод:Очень сильно растянутый полнометражный фильм об одном единственном-спортивном матче. Интересный, держащий в напряжении спортивный сериал для поклонников франшизы и жанра в целом.
Приятно удивлен тем, как "производственные" сериалы развиваются. Я имею в виду сперва "REC", потом "Shirobako", "Sore ga Seiruu" ну и множество других тайтлов прямо или косвенно связанных с этой повседневной тематикой. Хоть этот Gi(a)rlish Number за версту веет штампами и клише, но сериал смог меня заинтересовать и показать действительно стоящий сюжет: необычный и интересный характер главной героини и ее путь как профессионала среди более талантливых коллег. Сериал казалось будет брать зрителя типичным мое-слайсом и чаем с тортиками, а на деле получился довольно интересный сериал об потере цели в жизни или то, как понимаешь, что тебе не хватает таланта и мотивации, чтобы двигаться дальше в своем деле. Сериал показался мне очень даже хорошим, цельным с неплохо сбитым сюжетом, хоть и ничем не выдающимся на общем плане.
Вывод:Неплохой повседневный сериал о кризисе в профессиональной жизни и об недостатке мотивации в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице. Стоит просмотра, если вы поклонник подобного рода сериалов.
Скитальцы это диковинная смесь безумного антуража, стильных и пафосных героев с глупым но интересным сюжетом. Главный герой по каким-то причинам переносится из средневекового мира в альтернативный мир-арену между таинственным джентльменом из коридора и вспыльчивой японской девушкой. В мире творится полный бардак, и силы тьмы собираются разрушить видимый порядок в мире, в то время как скитальцы будут противостоять. В целом, это очень трешовый боевик с толикой черного юмора и безумного пафоса. Смотрится на удивление удачно, если отключить логику или критическое мышление. В ином же случае просмотр может не задаться.
Вывод: Пафосный и необычный боевик-сёнэн с элементами черного юмора и спорным сюжетом. Сериал откровенно на любителя, но в то же время он очень необычен, из-за чего может прийтись по вкусу даже не любителям. Советую к пробному просмотру.
Помню то впечатление, которое на меня произвела первая серия первого сезона — бессмертные люди, побег, черные ипостаси. А дальше были пытки, несправедливость и под конец сезона полный хаос в городе.
Не знаю почему, но второй сезон на этом фоне смотрится до боли банально и блекло, ничего впечатляющего — хороший боевик, разделенный на плохих и более-менее хороших. Ну может быть еще и на тех, на кого неприятно смотреть но и наплевать что с ними будет. Но где же борьба за права полулюдей, попытки найти методы сосуществования и взаимовыгоды? То есть что-нибудь глобальное и не банальное? И да, с какой стати главный герой выбился в лидеры? И как же разрешилась проблема с полулюдьми? А перед нами борьба психопата против группы непонятно с чего подружившихся врагов из первого сезона (да здравствует сёнен) и плохих ребят из правительств. Снова же, хороший боевик, держащий в напряжении, но смотря заключительные минуты сериала, я надеялся что это конец.
Вывод: Хороший боевик-триллер, держащий в напряжении. Но не более чем это.
Первый сезон этой франшизы оставил мне очень странные впечатления весной 2015 года. Я бросал трижды этот сериал, но в итоге досмотрел и оказался очень доволен. Довольно сложная смесь спортивного сериала о музыке, подготовке к турниру с множеством тренировок и репетиций и повседневного сериала сконцентрированного на проблемах в коллективе. Казалось бы второй K-on с "тортиками и чаем", но этот сериал показался на много серьезнее и не таким банальным чтобы его так охарактеризовать.
Продолжение же огорчило. Все осталось вроде как по прежнему — музыка тесно переплетенная с проблемами в коллективе. Но и проблемы стали довольно странными и их воздействие на героев было преувеличено, да и слишком странная близость между главными героинями, либо одной из героинь и преподавателем кажутся немного странными и наигранными. При этом, музыки стало слишком мало, аж совсем. Либо повседневность вышла совсем на первый план и отодвинула музыку.
Вывод: Качественный повседневно-музыкальный сериал с акцентом на проблемах в музыкальном коллективе и минимумом самой музыки. Все так же ярко и красиво. Но местами скучно и банально.
В свое время цикл работ "Подработка", включая и "Servant x Service", оставил просто отличные впечатления — было смешно, оригинально и интересно. Но со временем история изжила себя. Новый сериал, это можно сказать рестарт того же сериала, только с другими героями и другими заскоками. Особых надежд не было. В итоге сериал не смог удивить, но и не огорчил — местами веселая, ситуативная история о фриках. Местами можно посмеяться с нелепости происходящего, местами улыбнуться. Из недостатков — странности довольно притянуты за уши, а логика действий персонажей все то же больное место. Но это яркий пример комедии, которую легко можно посмотреть под пиво с друзьями.
Вывод: Легкая, ни на что не претендующая ситуативная комедия с элементами романтики. Если Вы смотрели предыдущие работы и Вам понравилось — то стоит посмотреть и эту. Остальным же стоит начинать с самой старой версии "Подработки"
Общая оценка 7 из 10
Watashi ga Motete Dousunda("Я требую яоя!")
"Я требую яоя" это ничем не выделяющаяся подростковая комедия. Особенность данной комедии в том, что главная героиня увлекается разного рода сериалами-комиксами об однополой любви. Сериал то удачно, а то неудачно старается спародировать сёдзе сериалы — главной героине, после того как она резко скинула лишний вес от стресса, сразу же признаются в любви группа парней. За сериал они сходят и на свидание, и в путешествие и пр. Местами это смотрится забавно, местами не очень. Но концовка окончательно списала сериал с каких-либо счетов — хоть идея-то вроде хорошая, девушка осталась сама собой, но такой развод зрителя просто непростителен.
Вывод: Слабый комедийный сериал с редкими забавными эпизодами и довольно сомнительным исполнением. Не порекомендовал бы такой сериал к просмотру, есть и более удачные комедии. Сравнить с той же "Ежемесячное сёдзе Нозаки-куна" — так небо и земля.
Прежде всего, хочу извиниться перед читателями моих отзывов о аниме-сезонах. В связи с новой работой и теми трудностями, которые возникают на новом месте, в этом году я не успел досмотреть все начатое под новогоднюю ёлочку, как я старался делать в предыдущие года. Что уж говорить о написании отзывов. Я надеюсь завершить этот сезон уже в новом году.
Ну, а теперь главное — всех читателей колонки с Наступающим Новым Годом 2017! Надеюсь, в новом году Вы и все Ваши близкие будут здоровы и счастливы! Желаю всем мира, радости, стабильности и человеческого счастья! Ну и надеюсь что аниме будет нас радовать, будут выходить интересные новинки и продолжения отличных первых сезонов()! Всех с Наступающим и спасибо что читаете эту колонку!
Когда в начале сентября я анонсировал вам предстоящий выход сериала «Юрии на льду», я мог только догадываться насколько хорошим он окажется. Сейчас, по его завершении, я понимаю, что чутье меня не подвело. Этот проект действительно можно и нужно было рекомендовать к просмотру, потому что, как показала жизнь, это однозначно самый сильный и заметный (читай, лучший) аниме-сериал осеннего сезона, и, как по мне, остается таковым даже в рамках всех четырех сезонов 2016 года. Далее я постараюсь объяснить, почему это так. Но прежде, впервые за время присутствия в аниме-колонке, должен поместить предупреждение. Названный сериал затрагивает, среди прочего, тематику однополой любви. Если вы категорически негативно относитесь к подобного рода вопросам, игнорируйте текст и, пожалуйста, не устраивайте холивар на пустом месте.
Сериалу «Юрии на льду» удается быть выше водораздела «посредственность» и среди спортивных аниме, включая поджанр спокона, и среди комедийно-драматических. Опережать на голову своих собратьев по жанру ему позволяют, в первую очередь, крепко сбитый и четко выстроенный сценарий, а во вторую — цельная и меж тем многослойная режиссура. Благо, и за то, и за другое был ответственен один и тот же человек — Саё Ямамото, одна из немногих женщин-режиссеров аниме, добившихся признания от коллег по цеху противоположного пола.
Сюжет, как и было заявлено еще до старта сериала, развивается вокруг трех фигуристов-одиночников. 1 — Юрий Плисецкий, совсем недавно дебютировавший во взрослом одиночном катании, восходящая звезда российского спорта, юноша с редким талантом и большими амбициями, заносчивый, несколько агрессивный, целеустремленный. 2 — Юрий Кацуки, почти полная противоположность первого: нерешительный, излишне рефлексирующий, заняв последнее место в предыдущем финале серии Гран-при, подумывает вовсе завершить спортивную карьеру; его успехи не стабильны и больше продиктованы усердными тренировками, нежели природной одаренностью. 3 — Виктор Никифоров, «живая легенда» фигурного катания, пятикратный мировой чемпион и победитель финалов Гран-при, знает себе цену, не зависит от чужого мнения и любит постоянно удивлять публику.
Начинается все с того, что раздосадованный своими результатами Кацуки возвращается в родной городок. Желая вновь обрести утраченное вдохновение, он идет на каток в местный Ледяной дворец, где тренировался свои ранние годы, и откатывает программу кумира детства — Виктора. В это время его незаметно снимают на телефон тройняшки давней знакомой Юрия, Юко, работающей в этом Ледяном дворце, и выкладывают видео на ютьюб. Ролик имеет ошеломительный успех, его замечает Виктор Никифоров, и это становится спусковым крючком последующей цепочки трудно ожидаемых и стремительно развивающихся событий. Виктор, пораженный техничностью катания и красотой исполнения его программы, мчится в Японию и заявляет, что делает перерыв в собственной карьере, чтобы тренировать Юрия Кацуки к предстоящему Гран-при. Шокированный (как и вся остальная спортивная общественность) Кацуки узнает об этом лично от Виктора в онсэне, которым управляет семья Юрия. Картина маслом.
Виктор остается жить в доме Кацуки вместе со своим любимцем-пуделем и начинает пристально следить за диетой и тренировками Юрия. На протяжении последующих 11 эпизодов разворачивается сюжетный архетип спокона: битва за право называться лучшим фигуристом в одиночном катании, преодоления трудностей, закалка характеров, падения и взлеты. Компанию двум Юриям на льду составляют спортсмены из Канады и США, Чехии и Кореи, Италии и Швейцарии, Казахстана и даже Таиланда.
Хоть сериал и посвящен мужскому фигурному катанию, фигуристки в нем тоже есть, пусть и не так многочисленно, как хотелось бы. В и без того внушительный мужской ансамбль персонажей создатели вписали целый перечень женских характеров, начиная от матери главного героя Кацуки и заканчивая отдельными представительницами фан-клубов фигуристов. Должен отметить, Ямамото блестяще справилась с ролями второго и первого планов, не растеряв ни одного из героев в ходе повествования и каждому дав экранное время на самореализацию, что позволяет считать «Юрии на льду» не только нагольным споконом.
Та же романтическая линия между главными героями, которая ощущалась на промо-стадии лишь интуитивно, получила феноменальное воплощение с развитием хронотопа сериала. Можно соглашаться или не соглашаться с решением Ямамото, но включение в редкий сюжет спокона о фигурном катании гомосексуальной пары главных персонажей — решение абсолютно революционное, исключительной воли авторское высказывание. К слову, дополнительную пикантность для российского зрителя порождает тот факт, что один из гомосексуалов — Виктор Никифоров.
Однако самое интересное в том, что определить один из жанров сериала как сёнен-ай не получается: канон не выполняется. Ни Юрий, ни Виктор не феминны, их внешность с трудом укладывается в определение бисёнен, будучи близкой к андрогинной скорее в силу особенностей самого вида спорта, требующего большой пластичности, чем в силу природных характеристик. Да и возраст персонажей уже не юношеский. Тут было бы уместно определить жанр «гей-(мело)драма», чем «сёнен-ай». Приняв за данное возможность однополой любви, сериал демонстрирует высокую степень нормативности таких романтических отношений, что лишает напрочь «Юрии на льду» пропаганды чего бы то ни было. Для Саё Ямамото и ее соавтора Мицуро Кубо любовь Виктора и Юрия — вопрос решенный, потому конфликты здесь возможны исключительно межличностные, внутри пары.
Только за одно это смелое решение «Юрии на льду» будут крупным шрифтом вписаны в анналы японской анимации. И все же в сокровищнице женского дуэта авторов сериала хватает и других занимательных вещей.
Рассказывая про крепко сбитый сценарий, я плавно подводил вас к мысли о том, что аниме от студии МАРРА чрезвычайно ловко манипулирует зрительскими чувствами, порождая интенсивную эмпатию по ту сторону экрана. Герои Ямамото и Кубо убедительны, достоверны, многомерны и ярки. Обладая выдающейся анимацией, «Юрии на льду» сгенерировал новую волну культа фигурного катания в интернете, спровоцировав и рост внимания к фигурному катанию в реальной жизни, благо, финал сезона совпал по времени с финалом серии Гран-при. Даже выдающиеся фигуристы мира не устояли перед сериалом: ретвитили тайтл в ходе трансляции, катались под музыку опенинга. Что уж говорить про тысячи и тысячи простых зрителей
Помимо спортивных страстей и романтических линий, «Юрии на льду» дают возможность заглянуть за кулисы спортивных соревнований, демонстрируя повседневность спортсменов-фигуристов. Как они тренируются и готовятся к прокату, как рождается программа для проката (музыка, хореография), как порою сильно контрастируют отношения героев на льду и за его пределами, как сами спортсмены реагируют на свои результаты, и как это делают их наставники, их семьи. Плюс внятные объяснения того, как складывается итоговая оценка за техническую часть проката и почему один элемент дороже другого.
Занимательным и приятным для просмотра сериал остается и за вычетом спорта. Туристические виды Японии и России, Испании и Канады, онсэны, пирожки с кацудоном, домашние питомцы, внутрисемейные конфликты, побеги от поклонниц... Все это и многое другое значительно расширяет драматургический ландшафт «Юрии на льду». А уж знакомая глазу кириллица и реплики Виктора «вкусно!» и «давай!» дополнительно греют сердце российскому зрителю.
В недостатки аниме можно отнести его не с ходу понятную интонацию комедии положений (все эти гиперболизированные эмоции и выражения лиц, им соответствующие) и достаточно раскованный фансервис (танец на шесте, например), который, впрочем, почти оправдан наличием любовной линии. Замечания же по анимации, как мне кажется, несостоятельны. Потому что ну не было у создателей сериала таких фантастических сумм денег, чтобы позволить себе на протяжении 12 эпизодов от начала до конца рисовать «непрерывную анимацию», один прокат, сменяемый другим.
Касательно же художественного решения дизайна персонажей, их пластики, нужно понимать, что их создавали женщины для очарования взгляда женского же; не только, но прежде всего. Тем более что это близко к правде жизни: посмотрите, как катаются нынешние звезды, среди юниоров и старше, — страсть, что творится.
"Юрии на льду" уже стало культовым аниме. Не только из-за своей соотнесенности с реальными людьми (прототип Юрия Плисецкого — Юлия Липницкая, прототип Никифорова — Плющенко, и это только те реминисценции, что лежат на поверхности), но и благодаря притягательной анимации и качественной музыкальной аранжировке. Каждое из рисованных выступлений завораживает своей красотой и логической завершенностью, пусть и не все из запланированных технических элементов выполняются на отлично. Сложная же полифония хорошо сцепленных сюжетных арок мало кого оставит равнодушным. Это, пожалуй, общая черта культовых проектов — провоцирование дискуссий и эмоционального отклика, зачастую полярно разветвленного. Можно любить или не любить этот сериал, но считаться с ним мы теперь будем обязаны. Это новый канон в рамках спокона, новая поворотная работа в аниме-индустрии, новая реперная точка в истории японской анимации.
Для меня, конечно, стало большим сюрпризом развитие броманса в серьезные романтические отношения, и сцену поцелуя я все еще считаю не совсем оправданной, однако "Юрии на льду" оказался гораздо шире и глубже одной романтической линии, увлекательнее и содержательнее. Если вы лишены предрассудков гендерных стереотипов, открыты новому и любите фигурное катание, обязательно посмотрите последнюю работу студии МАРРА.
P.S. Название сериала я перевожу как «Юрии на льду» по двум причинам. Первая очевидна: на льду выступают два персонажа с омофоничными именами. Что Юрий, что Юри с долгим «и» на конце фонетически для японца практически не различимы. Даже сами создатели сериала изобразили имя Кацуки на русскоязычном бедже как «Юрий», а не как строгую транскрипцию «Юрии». Вторая — чтобы отсечь смысловые коннотации, связанные со словом «юри», каковым можно было бы транскрибировать название сериала. К тематике юри-жанра это аниме не имеет никакого отношения. Даже иероглифы, использующиеся в написании имени Кацуки совсем другие и имеют значение «храбрый, отважный».
Кацухиро Отомо, пожалуй, один из самых известных мангак за всю историю Японии, но для людей далеких от комиксов с иероглифами (вроде меня), он запомнился, прежде всего, своими режиссерскими работами: «Акира» (1988), «Стимбой» (2004). Мне не хотелось писать очередную рецензию на «Акиру» или «Стимбоя» — про них уже, кажется, сказано все, что только возможно. Восхваление этих работ — общее место в арт-критике. Поэтому я решил обратить свое — и ваше внимание — на работы Отомо, находящиеся в тени его знаменитости, расположившиеся в самом начале карьерного пути Отомо-режиссера. Речь пойдет, в первую очередь, об OVA-антологии короткометражек под названием «Карнавал роботов» 1987 года рождения.
В прошлой своей статье я уже делал тематическую подборку сборников короткометражек, в числе которых также оказалась OVA-антология — Amazing Nuts (2006), к слову, в создании которой принял участие режиссер одного из эпизодов «Карнавала роботов» (подробнее см. справки). И если в тот раз «объединяющим» фактором сборников стала их непохожесть (разные студии, разные авторы, разные сюжеты), то в этот три антологии короткометражек объединяет человек, имя которому, как несложно догадаться, Кацухиро Отомо. В «Карнавале роботов» К. Отомо режиссировал вступительный и заключительный эпизоды сборника, это его первые аниме-работы. В антологии Neo Tokyo, она же «Лабиринт сновидений», тоже 1987 года, его имени принадлежит авторство эпизода The Order to Stop Construction. В сборнике 1995 года, «Воспоминания о будущем», (который, кстати, рекомендован к просмотру в самой первой статье аниме-колонки фантлаба) Отомо режиссировал эпизод Cannon Fodder.
Практически ни одна работа именитого режиссера не лишена иронии, с которой автор воспринимает технический прогресс: для него он не более чем призма, позволяющая под другим углом рассмотреть человеческие качества. Поэтому все его эпизоды в названных антологиях, мало сказать, что забавны, — они искрометны в своем антропоцентричном юморе, при кажущейся сюжетной нацеленности не на человека. Вроде и про робота история, а смеешься над свои собратом-человеком.
Однако с моей стороны было бы нечестно концентрировать все свое внимание на одном режиссере, пусть даже и на Кацухиро Отомо, который ни много ни мало помог зажечься звезде режиссера Сатоси Кона. Потому я рекомендую все эпизоды сборников «Лабиринт сновидений» и «Воспоминания о будущем» в равной степени (и за их художественное мастерство, и за их чуткую драматургию). Ниже можете посмотреть трейлеры этих «триптихов».
Как я уже выразился в начале статьи, больше всего мне интересны самые первые работы К. Отомо. Именно их успех, вкупе с успехом работ семи других режиссеров, позволил второму сборнику короткометражек 1987 г., «Лабиринту сновидений», заполучить театральный прокат вместо неказистой судьбы OVA-релиза и привлечь спонсоров для первой полнометражной работы Отомо — «Акиры». Меж тем рассматривать эти работы вне связи с другими эпизодами антологии «Карнавал роботов» — глупейшая ошибка. Как в хорошем оркестре, каждый из эпизодов «Карнавала роботов» отыгрывает свою «музыкальную партию», которая, накладываясь на другие, рождает сложную и завораживающую мозаичность карнавализованной (тут отсылка к М. Бахтину и его карнавальной культуре Средневековья) картины мира, где роботы, какими бы они ни были, такая же обыденность, как мы сами. И моя метафора с оркестром отнюдь не надуманна: за саундтрек сборника отвечал Дзё Хисаиси, композитор с обширной фильмографией, давний помощник студии Гибли. Звукорежиссером же был менее именитый, но не менее плодовитый Ясунори Хонда.
Выступив режиссером открывающего и закрывающего эпизодов антологии, Отомо сделал своего рода виньетку, задавшую общее направление и общий настрой «Карнавалу роботов». Именно заявленная еще в названии карнавализация дополнительно позволила мне объединить в одно смысловое целое два названных сборника 1987 г.: в первом карнавализирована идея робототехники, во втором — смерти. Хотя выпускающие студии этих сборников разные.
Поскольку общая продолжительность эпизодов К. Отомо едва укладывается в десять минут, не ждите авторских откровений — времени недостаточно. А вот для того, чтобы продемонстрировать умение «вести» историю, описать персонажа несколькими кадрами, удивить динамикой и раскладывать «пасхальные яйца» — вполне. Уже здесь, в зачаточном состоянии можно ощутить любовь Отомо к эскплозивным сценам (взрывы, дым, пар, разорванные движения).
«Опенинг» и «Эндинг»
Динамичная история первого и последнего эпизодов в духе Безумного Макса повествует о мчащемся из ниоткуда в никуда огромном машинном аттракционе, пик славы которого уже позади, но который несется вперед все так же целеустремленно, даря радость и взрывы всем встречным без спроса. Логичным завершением этой истории становятся забытье до самодеструкции, красивый финальный танец и взрыв, уносящий жизни последних зрителей. «Конец» крупным шрифтом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Справка. В справках приведена краткая информация об авторском составе каждого из эпизодов с послужным списком работ, которые, по моему мнению, заслуживают внимания у отдельно взятых авторов.
Кацухиро Отомо — режиссер/сценарист: «Воспоминания о будущем» — эпизод #3 Cannon Fodder, «Лабиринт сновидений» — эпизод The Order to Stop Construction, Hi no Youjin (Combustible) — эпизод в антологии Short Peace (2013), «Гандам: Приказано взлететь» (1998); сценарист: «Метрополис» (2001), «Спригган» (1998), «Воспоминания о будущем» — эпизод #2 Stink Bomb, «Старик Зет» (1991); художник-постановщик: «Воспоминания о будущем» — эпизоды Cannon Fodder и Magnetic Rose. «Свобода» (OVA-сериал) — дизайн мехи и дизайн персонажей (2006). Нидзо Ямамото — художник-постановщик: «Девочка, покорившая время» (2006), «Фантастические дети» (ТВ, 2004), «Могила светлячков» (1988), «Небесный замок Лапута» (1986), «Конан — мальчик из будущего» (ТВ, 1978), «Принцесса Мононокэ» (1997), эпизод Magnetic Rose — один из художников-постановщиков. Ацуко Фукусима — дизайн персонажей: «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth; «Остров Джованни» (2014) — дизайн (концептуальный). Genius Party (2007) — эпизод Genius Party — режиссер.
«Шестеренка Франкенштейна»
Очередная итерация архетипической истории о создании человекоподобного монстра, в нашем случае — робота. Гениальный ученый, подарив ему тело, забыл снабдить разумом. В результате не отличимый от младенца по уровню интеллекта робот по чистой случайности давит своего создателя, повторяя за ним радостные прыжки.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кодзи Моримото — сценарист/режиссер/дизайн персонажей. Genius Party Beyond (2008) — эпизод Dimension Bomb — дизайн персонажей/режиссер. Amazing Nuts! (2006) — эпизод Glass Eye — дизайн персонажей. «Звукоед Нойзмен» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Вечная семейка» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Аниматрица» (2003) — эпизод Beyond — режиссер. Режиссёр эпизода Magnetic Rose. Юдзи Икэхата — художник-постановщик, в Magnetic Rose — тоже.
«Лишение»
С привычным для боевиков того времени драйвом нам рассказывают о нападении восставших роботов на человеческий город и спасении хрупкой человеческой девушки андроидом — существом, не имеющим человеческого тела, но имеющим человеческие чувства.
История-размышление: обретают ли механизмы бессмертную душу, если обретают личность. Талантливый инженер-конструктор в уединенной мастерской создает «говорящую куклу» — робота с внешностью молодой леди и ПО, которое неожиданно для самого создателя трансформируется в искусственный интеллект и заявляет о наличии чувств. Желавший лишь собеседника (в семье ему не доставало общения: жена постоянно на работе, дочка еще мала), он пугается способного испытывать чувства робота и в эмоциональном порыве крушит его. Спустя годы робот является ему в первозданном бесплотном виде. Тело машины по-прежнему в мастерской. На закате жизни инженер вновь видит робота-леди и уходит с ней в горизонт.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ясуоми Умэцу — режиссер/сценарист/дизайнер персонажей. Режиссер: Galilei Donna (2013), Wizard Barristers: Benmashi Cecil (2014). Акира Ямакава — художник-постановщик, «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth — художник, в Magnetic Rose — художник-постановщик.
«Ангел лунного света»
История о предательстве и любви в декорациях виртуальной реальности Роболэнда. Девушка узнает, что ее бойфренд встречается теперь с ее лучшей подругой, и в слезах убегает. Эмоциональное потрясение находит отражение в виртуальной реальности: симпатизирующий девушке аниматор Роболэнда героически спасает ее от нападения чудовищного робота с лицом ее бывшего бойфренда.
Сюрреалистическая зарисовка о том, «мечтают ли андроиды об электроовцах». Возникая из пустоты, персонаж-робот бесцельно движется к краю экрана, на фоне движения которого облака, подобно картинам, демонстрируют зрителю вехи истории человеческой цивилизации. Ближе к концу пути облака даруют роботу человеческую природу, счастливый, он покидает границы экрана.
Хлесткая сатира на пропагандистские ролики Японии времен Второй мировой. Пилотируемый робот с Запада вторгается в мирный город с целью захвата земель. Пилотируемый робот японцев, строившийся ради культурного фестиваля, оказывает ему сопротивление. Первым управляет сумасшедший англоговорящий ученый, вторым — удалая ребятня. Заканчивается победа над вторгнувшимся роботом сценой с рассветом, который на самом деле оказывается закатом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хироюки Китакубо — сценарист/режиссер. Режиссер: «Черная магия М-66» (1987), «Старик Зет» (1991), «Золотой парень» (этти, 1995), «Кровь: Последний вампир» (2000). Хироси Сасаки — художник-постановщик: «Ганбастер» (1988, OVA-сериал), Angel Cop (1989, OVA-сериал), «Старик Зет» (1991), «Граф Монте-Кристо» (2004). Ёсиюки Садамото — дизайнер персонажей; автор манг «Волчьи дети Амэ и Юки», «Летние войны», «Девочка, покорившая время», «Евангелион». Один из создателей студии Gainax.
«Страшный сон»
Еще одна сюрреалистическая фантазия на тему «робокалипсиса»: пьяный развозчик жареной курочки просыпается в предутренние часы где-то в подворотне и сознает, что город заполонили машинные монстры. Наплевав на здравый смысл, он мчится на своем скутере прочь от преследующих чудовищ — ровно до тех пор, пока лучи зари не обращают в прах «ночные кошмары».
В заключение. Не знаю, как вам, но мне очень приятно и интересно открывать давно известных авторов с новой стороны, пусть даже эта "новая сторона" навсегда осталась в уже далеком теперь 1987 г. Оценивая в ретроспективе фильмографию того или иного режиссера, имеешь возможность увидеть более поздние работы в новом, подчас неожиданном ракурсе, а ранние — с удвоенной аутентичностью и оригинальностью, не только по отношению к работам самого режиссера, но и к работам его коллег.
Разумеется, "Карнавал роботов" не произвел революции в спекулятивном жанре робототехнической фантазии, поскольку все эти идеи с конца 60-х, что называется, витали в воздухе (пожалуй, и продолжают до сего дня). Однако то, как глубоко лично и живо эти идеи были облечены в художественную форму — поражает и сейчас. Не буду скрывать, 87-ой год дает о себе знать при просмотре: технические возможности анимации тогда были не в пример нынешним (сделайте скидку экспериментальному фильму с микробюджетом). Мысль же, воплощенная в цвете, форме и звуке, не утратила своей энергии до сих пор.