Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
«Summer Wars» («Летние войны»). Полнометражный фильм, 114 мин. Мировая премьера: 01.08.2009. Студия: Madhouse. Режиссер: Хосода Мамору.
В некоем альтернативном настоящем в самый разгар лета – 1 августа – пройдет празднование юбилея главы влиятельного клана Дзинноути. Бабушке Сакаэ исполняется девяносто лет! Она все еще подвижна, не потеряла остроты умы и умудряется командовать не только своей семьей. По этому поводу со всех концов страны съедется уйма народа, и все они родственники. Праздник обещает быть роскошным! Восемнадцатилетняя ученица старшей школы Нацуки тоже едет на семейное торжество. И везет с собой своего одноклассника Кэндзи. Она его наняла, чтобы представить семье в качестве жениха. Мол, когда-то обещала бабушку порадовать, парня себе не нашла, потому решила просто сделать вид. Кэндзи сперва в шоке от такого поворота сюжета (ему сперва заплатили просто за сопровождение, разыгрывание роли жениха не входило в договор), но девушка ему нравится, семья у нее интересная, потому он смиряется и уже готов во всем поддакивать Нацуки.
Тем временем в виртуальной реальности, которую здесь называют ОЗ, происходит неладное. Дело в том, что на момент начала всей этой истории в виртуальность переехало все, что только можно. В ней происходят и управление движением на дорогах, и заключение важных сделок, и судебные разбирательства и многое-многое другое. Все имеют аватары в ОЗ и преспокойно занимаются там своими делами. И вот в ОЗ словно бы из ниоткуда появляется злобный искусственный интеллект по имени Машина Любви. Он тут же начинает творить в ОЗ черте что, а это приводит в свою очередь к полнейшему хаосу в реальной жизни. Никто не может справиться с Машиной Любви. Как не сложно догадаться, все ниточки ведут к поместью Дзинноути. Тут и те люди, которых можно назвать самыми важными игроками в происходящем, тут и те люди, кто могут все это остановить. Фактически это одни и те же люди. А весь ОЗ замер, наблюдая за тем, как происходит спасение мира в прямом эфире.
Может быть вам показалось, что перед нами киберпанк? Нет, перед нами просто сказка в определенных декорациях. Ну, а сказка, как известно, намек, добрым молодцам урок. Из этой сказки можно много чего полезного почерпнуть, чтобы было чем голову занять, особенно молодому поколению, на которое «Летние войны», собственно, и рассчитаны.
На первом плане тут, конечно, семейные ценности. Но это видно невооруженным взглядом, поэтому просто отметим данный аспект и пойдем дальше. В «Летних войнах» содержится ощутимое предупреждение о том, что не стоит класть все яйца в одну корзину. Человечество радостно перенесло всю свою деятельность в некое виртуальное пространство и стало крайне уязвимым. Потребовалось всего одна мощная атака, чтобы мир пошатнулся и оказался под угрозой уничтожения. Занятно, что в «Летних войнах» угроза исходит от США. Именно там затеяли некий эксперимент, который привел к таким последствиям, что на том конце все тоже пришли в ужас. Вот, кстати, и политический подтекст в сказке для юношества. ИИ не зародился случайно в недрах Интернета, его создали. А потом продали. А затем использовали с вполне четкими деструктивными целями. И кто сказал, что такого не может произойти в нашей реальности? Вполне может, когда все стремятся перенести именно в цифровой формат. Понятно, что в реальности все это будет выглядеть несколько иначе. Да и путь решения проблемы в «Летних войнах» чисто анимешный: надо просто навалять врагу, вот именно что кулаками, ну да, в виртуальности, но концепт от этого не сильно меняется. Идея, конечно, и в таком исполнении не перестает быть злободневной. При этом авторы не кричат: «Не делайте так! Откажитесь от цифровизации!» Они не выступают радикальными луддитами. Они просто показывают, какая ситуация может возникнуть. А герои не сетуют: «Ай-ай-ай, как мы до этого докатились?». Герои просто решают возникшую проблему. В какой-то момент бабушка Сакаэ говорит две важные для этого аниме мысли. Во-первых, «что бы не случилось, сдаваться нельзя». Во-вторых, «важно, чтобы люди общались так же, как в старые добрые времена». По этим заветам и живут персонажи «Летних войн». В этом отношении переход человечества в виртуальность ничего для них не изменил. И, возможно, это тот урок, который зритель, прежде всего, и должен усвоить после просмотра. С изменением мира мы ничего поделать не можем, но вот сохранять душевное равновесие, словом и делом подтверждать то, что у нас никакой прогресс не заберет, мы вполне в состоянии.
Сюжет очерчен, идеологическая подоплека происходящего ясна. Встает вопрос: а как все это сделано? В этом отношении у «Летних войн» есть очевидные плюсы и минусы.
Главной удачей этого аниме является сама по себе семья Дзинноути. Авторы смогли показать всю эту толпу родственников так, что от них и глаз не отведешь. Тут, конечно, столь много персонажей, что запомнить их имена просто невозможно. Так же как и невозможно разобраться в родственных связях. От всех этих братьев, сестер, дядей, тетей, сыновей, дочерей, племянников, племянниц, зятей, тещей и прочих голова кругом идет. Но досконально разбираться в этом от зрителей и не требуется. Все персонажи прорисованы детально, все непохожи друг на друга, понятно, кто и как к кому относится. Путаницы не возникает. Понятно, что перед нами этакая идеализированная семья, но, кажется, даже отъявленному мизантропу после просмотра захочется оказаться на каком-нибудь их семейном слете. В общем, два часа – это слишком мало для изображения такого замечательного семейства.
Авторам «Летних войн» отлично удалось построить сюжет. Параллельные линии подчеркивают и оттеняют друг друга, развешанные на стенах ружья стреляют, когда нужно, никто не оказывается забыт, в общем, все хорошо проработано. С технической стороны сценарий просто отличный. Но при этом надо отметить, что некоторые моменты сделаны неубедительно. И особенно это касается любовной линии. Понятно, что тут мальчик встретил девочку. Точнее девочка схватила мальчика и потащила в гущу приключений. Понятно, что между ними должны возникнуть чувства, даже если сперва девочка была увлечена вовсе не мальчиком, а своим дядей (тут все невинно, не переживайте). Но вот как раз возникновение этих чувств крайне неубедительно показано. И не могло быть по-другому, когда девочка занимается своими душевными проблемами, а мальчик спасает мир, но при этом делают они это поодиночке. По этому пункту полный провал. Сюжетная конструкция, конечно, хороша, но есть изъяны в некоторых элементах.
Если же говорить про проработку мира, то и тут полный провал. Виртуальность виртуальностью, но одной идеи мало, хотелось бы узнать подробности о том, как там все организовано с чисто технической точки зрения. А имеем мы полный наив и даже пренебрежение к важнейшему сюжетному допущению всей истории. Герои выходят в ОЗ с примитивных мобильников, но при этом внутри ОЗ происходят всякие битвы с поразительной детализацией. Все это выглядит странно и несуразно. И это же не дает в полной мере воспринять контраст между патриархальной жизнью в провинции, где собрались наши герои, и навороченной технологической виртуальностью, где они решают свои проблемы. При этом данный контраст важен для смысловых акцентов, выполненный неубедительно, он работает в ущерб всей конструкции. Хотя в этом отношении в «Летних войнах» есть просто отличный момент, когда бабушка Сакаэ берет в руки старый стационарный телефон — черного цвета, с диском для набора номера — и принимается звонить всем своим влиятельным знакомым, чтобы поспособствовать нормализации происходящего. И у нее, в общем-то, очень даже получается. То, что старая телефонная книжка и не менее старый телефонный аппарат оказываются весьма действенными инструментами в спасении привычного миропорядка, выглядит не только символично, но еще и эффектно. К сожалению, контраст между стариной и навороченными технологиями работает тут только один раз, он и был описан. А могло быть иначе, если бы авторы не махнули рукой на проработку мира.
В «Летних войнах» есть еще один любопытный момент. Машина Любви, действуя в ОЗ, берет себе аватар, похожий на божество из японской мифологии. И это, в общем-то, оправданный художественный ход. ИИ, который возомнил себя богом, – известный мотив в фантастике на такую тему. В «Летних войнах» это нигде не проговаривается, но зато показано чисто визуально. Далее: ближе к финалу один из персонажей, выступая против Машины Любви, наделяется уже самой системой ОЗ обликом, так же отсылающим к мифологии. Вот вам и битва богов. Вот вам и миф в центре технологий. Сделано это опять же сильно. И опять же может быть записано в плюсы «Летним войнам». Точно так же, как и то, что идеи для борьбы с Машиной Любви персонажи черпают из истории Японии. Эти старые стратегии действуют до сих пор. По крайней мере, в рамках данного аниме.
У «Летних войн» есть очевидные сильные стороны. Но есть и существенные недостатки, которые при должной степени внимательности, могут несколько подпортить впечатление от произведения в целом. Потому можно сказать, что у Хосоды Мамору получился яркий, но противоречивый фильм с важными идеями, восприятие которых несколько портят те самые недочеты. Ну, а нарисовано традиционно для работ этого режиссера. Если вам нравится визуальная сторона «Девочки, покорившей время» или «Ученика чудовища», то и здесь все придется по душе. Ну, а если вам требуется в плане анимации что-то более экспериментальное, то Хосода Мамору явно не ваш режиссер.
Оригинальный японский аниме-сериал от студии NAZ, режиссёр Аоки Эй, сценарист Отаро Майджо. Манга Юки Кодамы стала выходить почти одновременно с аниме.
Опенинг: Sou с песней «Mister Fixer».
Эндинг: MIYAVI с песней «Other Side», в последнем эпизоде: MIYAVI с песней «UP».
Дословный перевод «ID: Вторжение», но и «Захвачен» тоже сюжетно обоснован, и хочу отметить, лат. «ID» — «оно», по Фрейду. Подсознание.
«ID: Захвачен / ID: Invaded» — новинка этой зимы-весны. Первые серии, вышедшие в начале января, заинтриговали, и продолжение не подкачало. Не без роялей в кустах, но некоторые серии берут за душу.
В общем, мне понравилось.
А теперь, почему стоит смотреть.
Изначально я наткнулась на другую аннотацию, пересказывающую действие первой серии, где девушка оказывалась убитой в закрытой комнате. Детективу, не помнящему ничего, кроме своего имени, предстоит расследовать её убийство. К слову, он очнулся с ней в одном помещении.
Но на самом деле завязка такая:
«Кура» — организация, что работает над расследованием преступлений и использует специальную систему «Мидзуханомэ», способную чувствовать намерение убийства. Талантливый детектив Сакаидо становится пилотом «Мидзуханомэ» и проникает в глубины бессознательного преступников, так называемые «колодцы», дабы найти зацепки для следствия».
Что мне понравилось в первую очередь: налёт таинственности. Да, в каждой серии расследуется новое дело, но труп девушки всегда один и тот же (почему?). Именно он отправная точка для блуждания в новом «колодце». Понравилось, что сюжет постепенно раскручивается, как клубок, раскрывая тайны, но и подкидывая новые загадки.
Хочу отметить, что смотреть походя не получится. Вначале разрозненные, кусочки пазла сложатся один к одному, и если пропустить первую половину аниме, вторая не сыграет как надо.
Несколько серий надолго врезаются в память, например, про девушку в поезде, про парня на летающем острове и, конечно, последние серии о самом детективе Сакаидо. Они невероятно трогательные. Не хочется спойлерить, поэтому посмотрите, почувствуйте.
И задумайтесь над тем, как выглядит ваше собственное «оно».
Очень понравились финальные серии, как всё свели воедино.
С другой стороны, сюжетная завязка про очередного маньяка и поцелуй, объяснение этого поступка, а также момент поцелуя перед смертью, кажется, притянутым за уши. Показушность, одним словом. Нет, объяснение мотива вполне логично (вписывается в мир сериала, скажем так), но как обыграно действие... Я в недоумении. Это, пожалуй, единственное, что не понравилось.
Главных героев выделю троих:
Акихито Нарихисаго — он же Сокаидо. Бывший полицейский, теперь опасный преступник, первый пилот, способный погружаться в «Мидзуханомэ». Его герой в сериале жестокий, а судьба трагична. Всё в точности по требованию времени, когда герой тем притягательнее, чем больше пережитая им боль.
Кохару Хондоумачи и Тамоцу Фукуда — должны идти в паре, как созависимые. Стокгольмский синдром, все дела.
Девчонка — следователь в полевых условиях, но и жертва преступника. Её развитие, как персонажа любопытно, особенно привязанность и кажущаяся беззащитность, мягкость.
Тамоцу Фукуда — собственно, тот самый маньяк. Личность не то чтобы глубокая, без девчонки неинтересна, но по сюжету его линия любопытна. Особенно, в последних сериях, когда нам показывают личность до изменения.
На мой вкус рисовка могла быть более реалистичной, в аниме полно жестокости. Как-то вся эта «мимимишность» скрадывает накал эмоций. Но может это и к лучшему, может это для баланса, но кмк, с реалистичной рисовкой было бы лучше.
В итоге имеем хорошо продуманный (для простого обывателя, как я) детектив. За сюжетом интересно наблюдать, повествование динамичное, все эти прыжки в подсознание, огромная вишенка на торте.
Однозначно рекомендую.
Сюжет: 9 из 10 (люблю детектив)
Персонажи: 8 из 10 (Сокаидо не то чтобы многогранный герой, но то, как рассказана его история, достойно похвалы)
Рисовка: 7 из 10 (для такой жести хотелось бы что-то более реалистичное)
Звуковой ряд: 7 из 10 (не запоминающийся, но подходящий)
Итоговая оценка: 8 из 10 (хороший детектив, с завязкой на психологию, драматичный)
Позвольте представить маленькую подборку аниме, кое-что из новинок.
Детектив, экшн и сёнен. Зимой мне было что посмотреть. Кое-что не оправдало надежд, но что-то пришлось по вкусу.
Номер один в списке — странная пташка, многообещающая и оставившая смешанные чувства.
«Что есть добро, а что есть зло?»
Итак, «Вавилон /Babylon» — серия романов Мадо Нодзаки с иллюстрациями Дзайна. Есть и манга, нарисованная Нобухидэ Такисита.
Завязка заманчивая, я очень люблю детективы: известный прокурор Дзэн Сэйдзаки ведёт дело о незаконном медицинском исследовании. Однажды он находит папку, некогда принадлежащую анестезиологу по имени Син Инаба, и обнаруживает в ней окровавленные волосы, образцы кожи и странную записку, где написана единственная буква — «F»...
Вот это сыграло на все сто: ничего не понятно, везде тайна, и, кажется зловещая. Финал первой серии, вообще выбил почву из-под ног. Я с трудом дождалась второй серии. Смотреть аниме по мере выхода, тот ещё мазохизм.
И всё бы ничего, но в какой-то момент сюжет поворачивает не туда, где ты его ждёшь. Совсем не в ту сторону, и не по той дороге, что кажется, изначально намеченной. Вот ты думаешь это детектив, ан нет. Ну, или не совсем такой детектив.
Всего 12 серий, и сложно сказать, будет ли продолжение, но последние минуты сезона ввели меня в полное недоумение, хотелось бы знать, к чему всё это?
Сказать, что сюжет не закончен, значит, ничего не сказать. Финал оставил больше вопросов, чем... Нет, он вообще оставил одни вопросы. ИМХО
Аниме напомнило мне другой любопытный сериал «Всё сведётся к F: идеальный инсайдер/ Subete ga F ni naru» (кстати, советую посмотреть), гораздо более удачный, нежели «Вавилон». Интрига, детектив, проблема морали, а также спорный финал. Возможно, сравнение не совсем корректно, но аналогия всплыла, ничего не поделать.
Почему стоит смотреть: во-первых, во всём виновата женщина (и это не спойлер), а во-вторых, очень интересные философские идеи. Авторы замахнулись ни много ни мало, но проблему добра и зла.
Красной нитью в сюжете проходит идея о манипулировании сознанием. Как оказывается зыбки наши убеждения, и как просто ловкий манипулятор переворачивает в нашем сознании всё с ног на голову.
Идея о незыблемой точке зрения, непопулярна в последнее время, но порой именно твёрдые убеждения помогают сохранить рассудок, а иногда и жизнь, когда всё вокруг летит в тартарары, кмк.
Аниме сложно рекомендовать, в нём множество спорных моментов, но рискните, если хотите что-нибудь «эдакое», чудное на «подумать», и с хорошей рисовкой.
Сюжет: ? из 10 (без понятия, как это оценивать, одинаково можно присудить и 2, и 10)
Персонажи: 6 из 10 (характеры показались любопытными, но «растёт» только Сейдзаки)
Рисовка: 7 из 10 (на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 7 из 10 (не запомнился, но и раздражения не вызвал)
Итоговая оценка: 6/7 из 10 (начали за здравие...)
.............
Номер два здесь для того, чтобы не тратить на него время.
Режиссёр Курияма Такаюки и Косака Харумэ, сценарий Хигасидэ Юйтиро. Дизайнер персонажей Иидзима Хироя. Студия Anima&Co.
Всё самое банальное — здесь. Ни одной новой идеи, сюжетного хода или героя. Стереотипы нужны, на них, наверно, индустрия и живёт, но проклятье, можно же было как-то разбавить этот пресняк?!
Немного о сюжете: всё начинается с того, что некий молодой человек выживает при теракте в аэропорту (все умирают, а он нет). Его спасает полицейский, ценой своей жизни, бросаясь на главу преступной группировки, а по совместительству магу и дракону.
Выживший мальчик решает посвятить себя служению обществу. И поступает на службу в полицию, а затем попадает и в специальный отдел. Вскоре обнаруживается, что паренёк каким-то образом похитил немного силы у великого и ужасного главы преступной группы...
Ничего не напоминает? Мальчик, который выжил...
Почему не стоит смотреть: всё очень так себе.
Из любопытного дальше, только интрига про брата одного из героев.
Почему я остановилась на этом аниме? Потому что мне понравилась картинка (тот самый момент, когда красивая обложка решает, смотреть или нет), отметка «детектив» в классификации жанров, ну и первая серия была многообещающей. А также вторая и до того момента, пока главные герои не устроили засаду в торговом центре, словно заигравшиеся дети...
Занавес.
Сюжет: 5 из 10 (банальщина)
Персонажи: 5 из 10 (всего лишь хорошо нарисованы)
Рисовка: 6 из 10 (на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 6 из 10 (не запомнился, но и раздражения не вызвал)
Итоговая оценка: 5 из 10 (пожалуй, не рекомендую, если только нет желания включить «фоном»)
...........
Наконец, номер три! Тоже не что-то из ряда вон; сёнен, он сёнен и есть, но посмотреть стоит, если вы, как и я, поклонник жанра.
«Латум».
«Пламенная бригада пожарных /Enen no Shouboutai»
Манга Ацуси Окубо, он же автор «Пожиратель душ/Soul Eater» небезызвестной манги и аниме.
«Пламенная бригада пожарных /Enen no Shouboutai» — аниме-сериал выпущенный студией David Production. Режиссёр Ясэ Юки, сценарий Хайсима Ямато, дизайнер персонажей Мориока Хидэюки.
Завязка сюжета: жителей Токио постигла страшная беда — внезапные самовозгорания, в результате которых люди не просто умирают, а превращаются в демонов, которые становятся причиной ещё больших пожаров. Справиться с этим под силу только Пламенным отрядам.
Главный герой — новобранец Кусакабэ Синра (Шинра). В первой серии он поступает на службу в восьмой пламенный отряд. Парня-пирокинетика считают повинным в смерти матери и брата, якобы он спровоцировал пожар, когда впервые проявились его способности.
Почему стоит смотреть: аниме динамичное, 24 серии пролетают на одном дыхании. Понравился большой мир, классные способности (одни управляют пулями, другие создают плазменные мечи, а у третьих реактивный двигатель ревёт из-под пяток), рисовка и некоторые сюжетные арки, взять хотя бы Принцессу Хибану и сестру Айрис. История трогательная, наивная и (мы сто раз такое видели) мне понравилось завершение.
Из плюсов сериала так же долгоиграющий замах на что-то более серьёзное и глубокое, главный герой, который что-то может вот прямо сейчас, а не через 200 серий. Хотя тут скорее тенденция к сокращению количества серий вообще. Такая долгая вещь, как «Наруто», сейчас не прокатит.
В плюсы юмор и по большей части (вот тут важное уточнение, что в большинстве случав, но не всегда) логичность поступков ГГ.
Из минусов: пресловутый алогизм, присущий сёненам — долго разговаривать посередине драки, и, пожалуй, самое раздражающее здесь, — этти. Почти всегда бессюжетное, бестолковое. Перелом наступил после 15 серии, пересматривать некоторые моменты которой, я без содрогания просто не могу. Апогей пришелся как раз на неё. Дальше всё пошло лучше. Немного.
Впрочем, в каждом аниме должен быть раздражающий персонаж, и для меня это не придурковатый Артур Бойл, а бестолковая Тамаки Котацу (и Вулкан), с постоянно спадающими кофтами. Если её вырезать, аниме ничуть не пострадает, и без этого есть на кого посмотреть.
В целом же смотреть приятно, а живописные языки пламени и невероятный звук вспышек, плюс весьма удачные опенинг и эндинг, подарят несколько часов приятного времяпровождения.
Рекомендую.
Сюжет: 8 из 10 (мир любопытен)
Персонажи: 7 из 10 (истории/характеры героев банальны и поверхностны)
Рисовка: 8 из 10 (иногда проскакивает полная халтура)
Звуковой ряд: 10 из 10 (скачала себе в плейлист)
Итоговая оценка: 7 из 10 (хороший сёнен, звёзд с неба не хватает, но глаз радует)
«Mawaru Penguindrum» («Пингвиний барабан», «Нейронный пингвидоскоп», «Крутится-вертится пингвиний барабан», «Вокруг пингвиньего барабана»). 24 эпизода. Трансляция: с 08.07.2011 по 23.12.2011. Студия: Brains Base. Главный режиссер: Икухара Кунихико.
Вот прекрасный пример аниме, которое никому не посоветуешь. К сожалению, такого японцами было произведено не так много, как хотелось бы, но кое-что в закромах найти можно. Людям, которых бесит все анимешное (разноцветные волосы, утрированные эмоции, нереалистичность контента, деформинги etc.), если даже они признают работы Хаяо Миядзаки (мол, это признанные мировым сообществом шедевры мультипликации, аниме «Оскаров» не дают), точно надо держаться от «Пингвиньего барабана» в стороне, ибо там найдется все, что их раздражает, причем в концентрированном варианте. Товарищам, которые до этого никакого аниме не смотрели, но очень хотят приобщиться к этому культурному феномену, – если таковые еще есть, – может стать так странно, что они больше никогда ничего анимешного не захотят и присоединятся к товарищам из первой категории. Тем, кто смотрит все аниме подряд, и при этом умудряются получать искреннее удовольствие от бесконечного количества сериалов про попаданцев и ОЯШей, ставших объектом любовного интереса у самых красивых девушек в округе, тоже может стать странно, при этом они быстро забросят это сериал и не станут разбираться, в чем там дело и где собака зарыта. Тем анимешникам, которые посмотрели все аниме всех времен (если это так, то они, конечно, и «Пингвиний барабан» уже посмотрели), все показанное может показаться вторичным; они тут же вспомнят, что Икухара Кунихико до этого сделал «Юную революционерку Утэну», и обвинят автора в самоплагиате. Этот перечень, конечно, шутливый. Но подобная реакция на данный сериал подтверждена отзывами в этих наших Интернетах. Так что да, «Пингвиний барабан» – продукт специфический, не каждому будет интересен.
Начало у всего этого безобразия не такое уж и дикое. Итак, живут себе два брата (Камба и Сёма) и сестра (Химари), все трое – старшеклассники. Родителей рядом не наблюдается, вот они и ведут самостоятельно свое скромное хозяйство в маленьком домике, почти сарайчике. Химари неизлечимо больна, поэтому братья практически носят ее на руках. Они готовы исполнить любой ее каприз, главное, чтобы она была счастлива. В один прекрасный день наша троица идет в океанариум посмотреть на пингвинов. Там у Химари случается приступ, и она умирает. Камба и Сёма в ужасе и отчаянии. Но тут происходит чудо. Химари взяла и воскресла. За это надо благодарить сувенирную шляпку, которую герои купили в том самом океанариуме. В ней живет некий могущественный дух, который вселяется в Химари. И этот дух сообщает братьям, что их сестра останется жива, если они найдут для него некий «пингвиний барабан». А в помощники им дает трех пингвинов (по одному на человека), которых видят только наши герои. После того, как данное поручение выдано, дух из Химари выселяется. Но он будет возвращаться, стоит ей надеть эту самый шляпку.
Это, собственно, пересказ первого эпизода. Все это нарисовано традиционно, но подбор цветов и ракурсов делает зрелище ярким и не самым обычным. Этот визуальный стиль будет сохранен в течение всего сериала. Сперва кажется, что с «Пингвиньем барабаном» все ясно. Братья будут искать таинственный артефакт, дух будет их шантажировать, потом все найдется, природу духа как-нибудь да объяснят, ну и финал может случиться либо хэппи, либо бэд. И это впечатление обманчиво. Впереди столько всякого, что голова пойдет кругом. И не будет никакой предсказуемой сюжетной линии. Точно так же, как и не будет однозначности. Порой смотреть все это становится почти невыносимо. Но следуя завету одного из персонажей, в уста которого авторы «Пингвиньего барабана» вложили вот такую фразу-рефрен – «Надо поскорей его сокрушить», усидчивый зритель преодолеет все препятствия, выдержит и будет вознагражден очень даже странным финалом. Чтобы согласиться с совсем другой фразой-рефреном совсем другого персонажа: «Аж мурашки по коже».
(Примечание: данные фразы известны в разных несовпадающих переводах, так как над «Пингвиньим барабаном» параллельно работало несколько команд фансаберов, о чем свидетельствует еще и куча альтернативных названий сериала.)
Смотреть «Пингвиний барабан» надо очень внимательно. По двум причинам. Во-первых, у этого сериала достаточно сложный и запутанный сюжет. Он хорошо продуман, практически в каждом эпизоде даются намеки на то, что будет дальше. Не надо отмахиваться от некоторых мнимых нестыковок, в конце концов, все будет объяснено и станет на свои места. Другое дело, что нам так и не объяснят – почему именно пингвины? Но тут может быть и такое объяснение: потому что милые. Во-вторых, весь сериал просто битком набит всякими символами и постмодернистскими отсылками. Они составляют собой второй пласт повествования. И он не менее интересен, чем сюжетный. Именно на этом уровне авторы дают нам понять, какой смысл вложили в свое произведение. И вот тут-то надо быть очень внимательным. Эти красные нити пронизывают весь «Пингвиний барабан». И, кстати, некоторые из них в прямом смысле слова. Например, красная линия Токийского метро, которую показывают в середине каждого эпизода, по ней медленно передвигается бегунок, и это движение должно подчеркнуть то, что сериал неумолимо движется к финалу. А герои движутся по линии своей жизни к конечному пункту судьбы (еще один символический рефрен). С красной линией Токийского метро рифмуются красные нитки, из которых Химари периодически что-то вяжет. Как авторы из линий своих персонажей сплетают ткань повествования, так и их героиня из ниток вяжет свитера и шарфы. Все взаимосвязано. В данном случае это видно и в сюжете (один из лейтмотивов), и на идейном уровне (один из тезисов, которые иллюстрирует «Пингвиний барабан»).
Вообще, таких тезисов тут весьма и весьма. Некоторые лежат на поверхности, о них кричат так громко, что никто мимо пройти не сможет. Это, пожалуй, два важных мотива. Первый: если есть судьба, то существует ли свобода воли? Второй: что такое настоящая семья? И первая и вторая темы уже так разработаны в мировой культуре, что любые вариации будут вторичны. Но авторы «Пингвиньего барабана» в этом отношении и не стремятся к оригинальности. Они проговаривают достаточно очевидные вещи, особенно для носителей восточного менталитета. Оригинальность тут, конечно, в манере изложения. Если покопать еще, то обнаружится множество самых разных идей, которые, скажем так, прячутся в тени. Пусть персонажи пафосно произносят громкие слова про судьбу и семью, но ведь что-то и шепотом проговаривается. То есть «Пингвиний барабан» не только про судьбу и семью. Он еще и про то, что за все надо платить, а порой цена бывает очень велика. Про то, что Вселенная, в общем-то, устроена бесчеловечно, ей плевать на всех нас. Про то, что взрослеть сложно и неприятно. Про то, что за прошлое цепляться не надо. Про то, что грех наших родителей не смываем с нас, их детей. Все это цепляется друг за друга и порождает все новые и новые смыслы. В этом отношении все продуманно просто идеально. «Пингвиний барабан» как идейное произведение может производить гораздо больше смыслов, чем в него вложили создатели.
Мир «Пингвиньего барабана» более чем причудлив. Вроде бы это и современный Токио со всеми его жителями и магазинами. Некоторые известные места города присутствуют в кадре. Да, тут действует магия, есть место мистике. Но это никого уже не удивит. Какие только безумные и невероятные истории не разыгрывались уже в декорациях злосчастного Токио! Фишка «Пингвиньего барабана» в том, что здесь реальность тесно переплетена со сновидениями и чувствами персонажей. Порой абсолютно непонятно – это все взаправду или просто иллюстрация переживаний того или иного героя. Вот уж где сложно отличить сон от яви, так это в «Пингвиньем барабане». При этом сюрреалистические моменты сделаны очень красочно и впечатляюще. Это все вызывает у зрителя впечатление вневременности происходящего, хотя датировка событий сериала даны предельно четко. И постоянное упоминание 1995-ого года тут очень и очень неслучайно. Именно некое событие этого года (в контексте конкретного сюжета данного аниме) и определяет все сюжетные линии. Скажем так, именно в 1995-ом случилось нечто, что гремит эхом по всему «Пингвиньему барабану». Столь четкая веха позволяет определить и время действия основных событий. Это время совпадает с годом выхода «Пингвиньего барабана» на экраны Японии.
Все персонажи этого аниме являются носителями травмы, сформировавшейся именно из-за того, что произошло в 1995-ом году. Это дополняется еще и всевозможными детскими травмами. У каждого, конечно, своя трагическая история. То есть тут страдают все. И это страдание постоянно проглядывает сквозь шутки и веселье, которым так же нашлось место в «Пингвиньем барабане». Развитие каждого из персонажей как раз и строится на том, как он справляется со своей трагедией. У одних это получается. У кого-то не очень. Но ни один из них (разве что за исключением второстепенных) до финала прежним не добирается. Нет, тут есть, конечно, один герой, который не изменяется. Но он измениться и не может, так как его в прямом смысле нельзя назвать человеком. Иными словами каждый персонаж стремится излечиться через проработку своей личной травмы. Тут им и символы всякие в помощь. В таком случае можно, конечно, договориться до того, что «Пингвиний барабан» представляет собой психотерапевтическое аниме. Ведь зрители, следуя за персонажами, могут прорабатывать и свои личные травмы. Тем не менее, эту мысль не стоит отметать, так как от нее всего шаг до другой мысли. А именно: «Пингвиний барабан» вполне может быть инструментом для проработки некоей коллективной травмы. Травмы общей для всех, кому это аниме прежде всего и адресовано, то есть для японцев. В японской культуре таких тем не так уж и много. Первой, конечно, на ум приходит ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Легко обнаружить образчики аниме, ей посвященные. Например, тот же «Босоногий Ген». Кстати, он упоминается в «Пингвиньем барабане». Вот вам еще одна ниточка, которая увязывает это аниме с нашей действительностью. А также намек на то, как именно его надо понимать. Конечно, «Пингвиний барабан» посвящен не трагедии 1945-ого года. Он посвящен трагедии, которая случалась через пятьдесят лет после этого, трагедии, которая очень похожа на то, что в самом аниме так травмировало его персонажей. В общем, если вы все правильно посчитали, то уже могли догадаться, что речь идет о зориновой атаке в Токийском метро.
Вот мы и добрались до сердцевины. Это ось, вокруг которой вращается все в «Пингвиньем барабане». И сюжет. И основные идеи. Судьба? Неужели все было предопределено? Неужели все эти жертвы должны были пострадать? Как продолжать жить после такого? Как попытаться сохранить хотя бы видимость прежней жизни? Как заново наладить взаимоотношения между людьми, которые стали свидетелями подобной трагедии? Икухара Кунихико дает свои ответы на все эти вопросы. Их нельзя признать стопроцентно верными. Но ни один ответ ни на один такой вопрос не может быть стопроцентно верным. Точно так же, как нельзя назвать стопроцентно верной только лишь одну интерпретацию художественного произведения. Тот же «Пингвиний барабан» не сводится лишь к этой трактовке. Если это сделать, то исходный материал станет одномерным и плоским, но так точно нельзя поступать с этим пестрым, переполненным смыслами аниме-сериалом. Ведь вокруг сердцевины много чего накручено, и пусть оно и растет из одного корня, но ведь и отстает от него достаточно далеко.
Подводя итоги, можно сказать, что если уж вы взялись за «Пингвиний барабан», то не теряйте бдительности. Тут маги пытаются одурачить простых смертных. А авторы от них не отстают и пудрят мозги простым зрителям. Бдительно следите за пингвинами, яблоками и кроликами, запоминайте каждое противоречие, держите нос по ветру и не забывайте читать видео-объявления в вагонах метро. Все эти усилия точно окупятся. И скучно не будет. И будет о чем подумать. Но это, конечно, в том случае, если вы все-таки решились на просмотр «Пингвиньего барабана», который не так прост, как кажется в начале, но при этом и не так сложен, как может показаться ближе к финалу.
Человек и его поступки, причины и действия, вопросы "Зачем?" и "Почему?", а в итоге приводящие к осмыслению того, что есть человек. Это пожалуй основа всего искусства в нашем мире.
На основе этого строятся фильмы, книги, музыка и религия. Но сколько веков вопросы задаются одни и те же, но конкретных ответов не получил никто, ибо чтобы пазл сложился нужно учесть много нюансов, и одна и та же ситуация смотрится под разным углом.
Аниме Kyougoku Natsuhiko: Kousetsu Hyaku Monogatari как раз однао из тех работ, в котором авторы пытаются понять причины человеческих поступков, заглянув в самые сокровенные и тайные уголки человеческой души.
В аниме нет главного героя, есть только наблюдатель, такой же как и мы зрители, только он задает вопросы тем, кто принимает участие в своеобразном спектакле. И хотя в каждой серии мы встречаем и нашу таинственную троицу и писателя, герои не они. В каждой серии свой главный герой и своя причина поступков.
Каждая серия выступает как постановка с театре, даже оформление соответствующее. Второстепенные герои смазаны и не запоминаются, как и массовка. Пейзажи как в театральных постановках, по мне шикарная работа дизайнеров. Всё внимание на главных действующих лицах и не отвлекает внимание.
В каждой серии идёт рассказ о каком-то ёкае или монстре, и том, как его привлекают к проблеме, обвиняя в поступках главного действующего лица в серии. Фантастические элементы здесь есть и местами в сюжет плотно переплетены, но все равно мы понимаем, что главный монстр и екай намного менее фантастичен чем нам кажется. Антураж идёт эпохи Эдо, показы быт и нравы того периода.
Сериал хороший, местами есть провалы в сюжете, концовка по мне немного скомкана и не всё раскрыто, может авторы оставили на суд зрителя. Но меня восхитили диалоги в конце, и знаете, может в силу возраста я обратила внимание, может действительно услышала впервые. Но тут впервые просто наблюдатель, простой человек, осознал и испугался, испугался, того что сидит глубоко в нас. И это только ждет затаившись, какого-то момента, чтобы вырваться наружу. И это коснётся всех, и бедных и богатых, глупых и умных. Но нужно жить и понимать это.
Мне очень понравилось. Несмотря на косяки с рисовкой и замершими сценами, с тем, что качество было ужасное, что-то местами плавало, ну и озвучка.
Но это было стоящим, и много мыслей крутилось в моей голове во время просмотра.
Очень похоже на "Мононоке", но предупреждаю, очень много нелицеприятного, крови, насилия, смерти и мерзости.
Cпасибо VladimIr V Y за совет посмотреть это аниме!