Наука и технологии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Наука и технологии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Наука и технологии


То что еще вчера было только в научной фантастике сегодня уже создаётся в реальности. Футурологи могут не успевать делать свои прогнозы, как уже открытия и новые технологии каждый день преображают наш мир, делая его еще более интересным.

Новости технологий, научно-полярные статьи, дайджесты, книги популяризаторов науки. От электромобилей, робототехнике и 3д-печати до космических экспедиций и планов по терроформированию Марса — всё что вчера казалось невозможным, а сегодня уже становится реальностью.

Основные темы статьей рубрики: космос, медицина, робототехника, и конечно — Илон Маск.

Модераторы рубрики: creator, vad, suhan_ilich

Авторы рубрики: Apostata, creator, vad, suhan_ilich, an2001, badger, drogozin, sanbar, Ank, sham, Pavel Popelskii



Страницы: [1] 2

Статья написана 12 апреля 05:06
Размещена также в рубрике «Другая литература» и в авторской колонке sham

С Днём космонавтики!!!

Алексей Архипович Леонов




Составлена библиография Алексея Архиповича Леонова, дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР, художника.

Родился 30 мая 1934 года в деревне Листвянка ныне Тисульского района Кемеровской области. С 1938 года жил в городе Кемерово, с 1947 года – в городе Калининград.

В 1953 году Алексей Леонов закончил 10 классов средней школы №21 города Калининграда.

В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуг (поступил по комсомольскому набору).

В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С 30 октября 1957 года служил лётчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа.

С 14 декабря 1959 года служил старшим лётчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе Группы советских войск в Германии.

С марта 1960 года – в отряде космонавтов. Выполнил 2 космических полёта.

18-19 марта 1965 года совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 2 часа в качестве второго пилота космического корабля «Восход-2» (командир – полковник П.И. Беляев). В ходе полёта 18 марта 1965 года выполнил первый в мире выход в открытый космос продолжительностью 12 минут.

С сентября 1961 по январь 1968 года проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним». По окончании получил квалификацию «лётчик-инженер-космонавт».

С 10 февраля 1970 года по 30 апреля 1974 года работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) по лётной подготовке космонавтов.

С 30 апреля 1974 года был заместителем начальника ЦПК по космической подготовке.

15-21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-19» по программе ЭПАС. В ходе полёта выполнена стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон». Это была первая в мире стыковка кораблей двух разных стран.

30 марта 1976 был назначен командиром отряда космонавтов.

В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. 16 марта 1981 года защитил в академии диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

26 января 1982 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность первого заместителя начальника ЦПК по лётной и космической подготовке. Работал в этой должности по сентябрь 1991 года.

С 9 марта 1992 года генерал-майор авиации А.А. Леонов – в запасе.

Работы А.А. Леонова в фантастике:

Алексей Леонов в соавторстве с Валентином Селивановым написал киносценарий фантастического фильма «Петля Ориона». Фильм снят в 1980 году. Фантастический фильм «Большое космическое путешествие» (1974) завершается комментариями А. Леонова. А. Леонов написал предисловие к фантастическому роману Джошуа Стоффа «Полёт «Руслана». Получил известность также своим творчеством в области «космической», «фантастической» живописи. Многие произведения выполнил в соавторстве с художником-фантастом Андреем Соколовым.


Составитель библиографии — ЛысенкоВИ.










Если вы еще не подписались на новости нефантастической литературы, но очень хотите это сделать, следуйте указаниям из данного руководства.


Статья написана 17 сентября 2016 г. 02:44
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Составлена библиография советского писателя, режиссёра Павла Владимировича Клушанцева, автора научно-познавательных книг о космосе.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Совместил научно-популярное кино с научной фантастикой, положив начало жанру отечественного научно-фантастического киноочерка.

Клушанцев посвятил своё творчество созданию научно-популярных фильмов, зачастую граничащих с фантастическим жанром. В фильме «Вселенная» (1951) у Клушанцева впервые появляются научно-фантастические мотивы. Кинематографические приёмы, использованные в фильме «Дорога к звёздам» (1957), впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса.

В 1962 году увидел свет художественный фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», в основу которого была положена одноимённая повесть Александра Казанцева. Непризнанный советской критикой, этот фильм был по достоинству оценён мировым зрителем: права на его прокат приобрели 28 стран мира, а в США вышли две перемонтированные версии данной ленты — «Voyage to the Prehistoric Planet» («Путешествие на доисторическую планету») (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), в которых к оригинальному материалу Клушанцева были добавлены съёмки с участием американских актёров.

Всего за годы своей творческой деятельности Павел Клушанцев снял около сорока научно-популярных фильмов и сюжетов.


Составитель библиографии — ЛысенкоВИ.







Статья написана 9 апреля 2016 г. 11:54
Размещена также в авторской колонке vad

Вечером 8 апреля состоялось историческое событие для мировой космонавтики — компании «SpaceX» Илона Маска впервые удалось посадить первую ступень ракеты–носителя Falcon 9 на плавучую баржу в океане.

Глава компании «SpaceX» Элон Маск выступая на пресс–конференции после успешного запуска очередной ракеты Falcon 9 с грузом для МКС заявил, что многоразовая первая ступень может использоваться от 10 до 20 раз, а после небольшой доработки и ремонта одна ракета может выдержать до 100 запусков, передает Reuters.

Кроме того, он анонсировал запуск в этом году тяжелой модификации ракеты Falcon, первая ступень которой будет снабжена 27 жидкостными ракетными двигателями Merlin вместо 9, которые установлены в запущенной Falcon 9.

подробнее — http://tass.ru/kosmos/3189946

Напомним, что компания «SpaceX» не единственные, кто занимается полноценной возвращаемой ракетой. Такие работы делают и в компании «Blue Origin» Джеффа Безоса.

Но их ракеты меньше по мощности и предназначены только для кратковременных туристических полётов по баллисте.

---

update 10.04.2016

Конференция NASA и SpaceX после пуска CRS–8

Перевод rothbard по сути, а не точно по тексту, возможны мелкие неточности. Где применимо для краткости под ракетой подразумевается вернувшуюся первую ступень. Наиболее значимые на взгляд переводчика моменты выделены жирным.

Маск: Половина миссий должны будут приземляться на баржу на воде, это все миссии на ГПО/ГСО (геостационарная орбита ~35 786 км) или за пределы земной орбиты.

Вопрос: Будет ли эта первая ступень первой которую запустят в космос повторно?

Маск: Это вероятно, ступень вернут на берег, надеемся оставить ее на мысе Канаверал, а не везти на базу в Техас. План совершить десять пробных пусков двигателей на земле и если результаты будут хорошими надеемся повторно использовать ее для миссии в мае или июне, скорее в июне.

Вопрос: Т.е. вы планируете перезапустить ее через пару месяцев?

Маск: Да, но в будущем надеемся делать это через пару недель.

Вопрос: Это будет тестовый полет или вы планируете использовать ее для коммерческой миссии заказчика? Каковы ваши эмоции от успешного приземления?

Маск: Вчера мы говорили о шансах успешного приземления и консенсус был 2 к 1, т.е. мы думали, что более вероятно приземление будет успешным, мы устранили все причины предыдущих неудач и мы были уверены если приземление не удастся это будет по новой причине. Приземление на воду крайне тяжело, т.к. цель маленькая и постоянно двигается, думайте об этом как о посадке на авианосец по сравнению с аэродромом.

Вопрос: Итак вы думаете повторный пуск будет для коммерческого заказчика?

Маск: Да, мы думаем это будет коммерческий пуск, но мы еще обсуждаем.

Вопрос: Что это событие значит для будущего космонавтики и SpaceX?

Маск: Я думаю это следующий шаг на пути к звездам. Нам еще потребуется пара лет чтобы сделать процесс возврата ступени быстрым и эффективным, но мы доказали что это может работать. Возможно в будущем будут неудачи, но я уверен мы отточим процес и это превратится в рутину, где все что вам нужно сделать это почистить и заправить рактеу.

Вопрос: Какова была скорость и высота ступени когда начался процесс возврата?

Маск: Я не уверен. Для миссии на НОО это обычно сотня–другая километров высоты и скорость также ниже чем в предыдущей миссии (на ГПО). На самом деле для этой миссии мы могли бы приземлить ступень на землю, но этом не дало бы нам такой пользы (с точки зрения отработки процесса), маленькая польза от возврата на землю, большая польза от возврата на корабль.

Вопрос: Видно было что баржу качает на волнах. Каков максимальный угол наклонения при котором ракета может успешно приземлится? Можете расказать про то как вы планируете ускорить темп запусков?

Маск: Ну во–первых это корабль, а не баржа. В текущем приземлении отклонение было около 2–3 градусов, не так уж плохо. Максимум? Возможно мы легко могли бы его удвоить, возможно утроить, т.е 8–9 градусов, но это предел. Также не забывайте что баржа перемещается вверх–вниз, много факторов, это нелегко, как и посадка на авианосец. К 3–4му кварталу мы планируем делать пуски каждые 2–3 недели.

Вопрос: Пара уточнений. Вы уже говорили про закрепелние ракеты на барже болтами и колодками...

Маск: Да мы привариваем ракету, чтобы она не перевернулась, существует вероятность достаточно сильного ветра. Как только ракета успешно приземлилась, команда высаживается на баржу устанавливает стальные колодки на посадочные опоры и приваривает их к палубе.

Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о процессе с того момента как ракета приземлилась и как она попадает в порт и т.д.?

Маск: Да, как собака которая села на автобус... Что делать дальше? Мы доставляем ракету в порт, затем устанавливаем крепление на место стыковки второй ступени где располагается механизм разделения ступеней, поднимаем краном и ставим на специальный помост на земле который соединяется с креплениями удержания ракеты на пусковом столе, теперь мы можем сложить посадочные опоры. Кран кладет ракету горизонтально и мы доставляем ее к месту пуска 39А, где мы проведем 10 тестовых пусков двигателей на земле у удостоверимся что ракета готова к повторному пуску.

Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о вашем подходе когда вы включаете тесты приземления в реальные мисси по доставке грузов и спутников на орбиту, а не делаете отдельные тесты без полезной гнагрузки?

Маск: Я не могу не повторить насколько важна горизонтальная скорость ракеты при совершении попытки посадки, по сути вы не можете сделать корректный тест фактически не выводя ракету на орбиту земли. Теоретически мы могли бы установить болванку 120 тонн на первую ступень, но в этом нет никакого смысла, почему бы тогда не отправить полезный груз на орбиту.

Вопрос: Когда следующая посадка на землю?

Маск: Примерно через 3 месяца, третья миссия по счету от этого момента. Следующие 2 миссии — высокоскоростные пуски на ГПО это будут довольное тяжелые приземления на корабле.

Вопрос: Сколько раз вы сможете повторно использовать одну и ту же ступень?

Маск: Зависит от компонентов, некоторые части ракеты могут использоваться до 1000 раз, почти все компоненты ракеты должны выдержать 10–20 пусков, с некоторыми переделками вы можете дойти до 100 пусков.

Другие интересные моменты: Планируют пробовать возвращать композитный корпус (fairing) защищающий полезную нагрузку при пуске, т.к. его стоимость несколько миллионов долларов. Пилотируемый полет запланирован к концу 2017 года. Планы на Марс: сейчас не время для полного отчета, ждите речь Маска в сентябре этого года в Мексике на Международном Астрономическом Конгрессе — будет интересно.


Тэги: space-x
Статья написана 6 марта 2016 г. 21:31
Размещена также в авторской колонке creator

Возможно ли бессмертие на Земле? Исследования ДНК животных и людей предвосхищают нам в ближайшем будущем подавление гена старения и возможность клонирования людей. Ради научного прогресса, мы, вероятно, сможем добиться продления жизни, либо клонирования таких индивидуумов, как Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла и Леонардо да Винчи. Но будет ли это стоить и гроша, если наша планета попросту вымрет на наших с вами глазах? Для этого давайте немного заглянем в её глубокую историю.

За последние 500 миллионов лет планета Земля пережила пять или шесть глобальных катастроф (разные источники), которые приводили к массовому, либо почти полному вымиранию всего живого.

1. 440 млн лет назад. Ордовикско-силурийское вымирание. Исчезло более 60% видов морских беспозвоночных;

2. 364 млн лет назад. Девонское вымирание. Численность видов морских организмов сократилась на 50%;

3. 251,4 млн лет назад. «Великое» пермское вымирание, самое массовое вымирание из всех, приведшее к исчезновению более 95% видов всех живых существ;

4. 199,6 млн лет назад. Триасовое вымирание. В результате которого вымерла, по меньшей мере, половина известных сейчас видов, живших на Земле в то время;

5. 65,5 млн лет назад. Мел-палеогеновое вымирание. Последнее массовое вымирание, уничтожившее шестую часть всех видов, в том числе и динозавров. По другим данным — почти 75% видов;

6. 33,9 млн лет назад — эоцен-олигоценовое вымирание.

7. ...

Хотя великое пермское вымирание было самым разрушительным, практически целиком уничтожившим всё живое на Земле, известнейшим среди нас всё же является мел-палеогеновое, уничтожившее примерно шестую часть всех живых видов. Это была та самая катастрофа, стёршая с лица Земли динозавров в результате падения небесного тела, образовавшего кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Рассматривая все эти глобальные катастрофы, становится очевидным, что истинным "Сатаной", серийным убийцей жизни являются углекислый газ и метан. Первый создаёт парниковый эффект, который не даёт лучам Солнца, отражённым от Земли, вернуться обратно в космос. Задерживаясь в атмосфере, они разогревают её. В результате тают ледники, производя потопы. Растопленные льды раскрывают древние пузыри метана, который ещё больше усиливает нагрев атмосферы.

Сейчас мы с вами живём в эру нового глобального вымирания, называющимся голоценовым. Но впервые в истории катастроф причина тому — техногенная, искусственная, которую мы сами с вами производим. Все, наверное, устали слышать о том, какой вред наносят промышленные выбросы и двигатели внутреннего сгорания. А в курсе ли, что коровы производят на земле больше углекислого газа, чем все автомобили мира? На планете полтора миллиарда кормовых коров, выращенных искусственным путём на потребу нам, любителям говядины, сочных стейков. Коровы, заводы и автомобили создают аномальное количество углекислого газа в атмосфере. БОльшая его часть оседает в океанах, окисливая его. Окисленная морская вода буквально разъедает планктон и прочие микроорганизмы, которые производят основную долю кислорода на планете. Деревья? Да, они нужны. Но мало кто понимает истинную роль океана. Мы выбрались из его вод много миллионов лет назад и чувствуем себя независимыми от него. Но океан, колыбель нашей жизни, и по сей день диктует все процессы на планете, которые поддерживают нашу с вами жизнь.

Сложно поверить и даже представить, но экологи предсказывают вымирание до 50% видов живых существ уже через столетие, если человечество не изменит свой подход к добыче ресурсов, к энергетике и культуре потребления пищи.

И всё же не всё так плохо, как кажется. Жизнь гораздо сильнее, чем мы думаем. Однажды зародясь, она просачивается в каждую щёлку, заполняет всё доступное ей пространство, а вымирая, перерождается, видоизменяя ДНК, приспосабливаясь, находя иные способы существования. Простой пример — тихоходка. Это микроскопическое беспозвоночное размером от одного до полутора милимметров является абсолютным рекордсменом в эстафете по длительности сохранения своей ДНК. Они пережили крупнейшие массовые вымирания благодаря своей фантастической выносливости. Их можно замораживать, кипятить, облучать радиацией, сушить — они выживают!

Судя по всему, если прогресс человечества не изменит свой вектор так, что технологии защиты планеты окажутся сильнее технологий её уничтожения, тихоходкам предстоит пережить ещё одну глобальную катастрофу, сохранить семя жизни и начать однажды новую эру. Эру, в которой не будет людей.

Так какие же основные направления развития технологий помогут нам с вами выжить на планете, сохранив её первозданную красоту и богатство разнообразий? Отказ от ископаемых ресурсов в пользу солнечной и атомной энергии, отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электродвигателей, отказ от уничтожения редких видов животных, которых за баснословные деньги подают на столы в ресторанах. Быть может, сдерживание демографической численности? Либо венцом творения и смыслом нашей жизни является создание искусственного интеллекта, симбиоз белка и нано-структур? Создание разумных роботов, либо людей-роботов. Не вдаваясь в религии и абстрагируясь от навязанного нам образа Творца, хочется предположить, что конечная цель развития человечества — создание себе подобных. Но не способом размножения, дарованным нам миллионами лет эволюции, а искусственным и революционным синтезом, апогеем инженерной мысли. Быть может, задачей этих роботов будет колонизация других планет, либо восстановление нашей. Давайте попробуем заглянуть в один из вариантов будущего, в котором существует развивающаяся жизнь, сохраняющая стабильность природы вокруг себя. Что вы там видите? Тихоходку?...



Статья написана 16 декабря 2015 г. 16:06

В рамках предыдущей статьи на эту тему я перечислил основные известные концепции организации космических полетов на межзвездные расстояния. Здесь же будет предпринята попытка изучить эти концепции с точки зрения степени их реалистичности в рамках известной физики.

Заранее хочу заметить, что в рамках рубрики "Наука и технологии" мне не видятся адекватными замечания вроде — "никто не знает пределов прогресса" или "любая поставленная задача обязательно будет решена". Не любая. И что еще важнее — в рамках такого (чисто магического) подхода к реальности предметный разговор вообще невозможен, что на мой взгляд попросту неинтересно:-).

  Итак, перечисляя идеи путешествий к звездам, я условно разделил их на три группы:

— Умозрительные

— Фантастические

— Научно-фантастические

Первая группа идей наиболее будоражит умы, поскольку в определенном приближении позволяет почти все. Летать к краю галактики, путешествовать быстрее скорости света, заселять новые миры. Посмотрим как обстоит тут дело с научной точки зрения.

                                                                                        

           




Страницы: [1] 2




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 57