Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Индия Морган Фелпс, или просто Имп, отчетливо помнит, что впервые встретила Еву, молчаливую и обнаженную, летней ночью у озера. Не менее ярки ее воспоминания и о первой встрече с беззащитной Евой на осенней дороге. Но разве возможны два варианта одного и того же события? Разве сирены и волчицы-оборотни существуют на самом деле? Мучимой шизофренией и тревожными расстройствами Имп придется преодолеть ненадежность собственного разума, чтобы рассказать свою историю, собрать воспоминания в единую картину и попытаться узнать правду.
Отзывы на роман:
Элизабет Хэнд: «Превосходно написанный, поразительно оригинальный роман, в котором находят отражение отсылки к классике таких авторов, как Ширли Джексон, Г. Ф. Лавкрафт и Питер Страуб, выводит Кейтлин Р. Кирнан в первые ряды мастеров современной мрачной фантастики. Это будоражащая и незабываемая история с рассказчиком, чей голос будет звучать в вашей голове еще долго после полуночи».
Питер Страуб: «С этим романом Кейтлин Р. Кирнан прочно входит в новый, пока только формирующийся авангард наиболее искусных авторов готики и фантастики, способных создавать прозу с глубокой моральной и художественной серьезностью. Это тонкое, темное, запутанное произведение, сквозь которое проглядывает странный, неотступный гений, не похоже ни на что из того, что я когда-либо читал раньше. "Утопленница" — ошеломляющее литературное произведение и, если быть откровенным, подлинный шедевр автора».
С. Т. Джоши: «Роман, сочетающий в себе все элементы прозы Кейтлин Р. Кирнан, ожидаемые ее читателем: удивительная яркость стиля, атмосфера томной меланхолии и необъяснимая смесь мучительной красоты и сковывающего ужаса. Это история о привидениях, но также и книга о том, как пишутся истории о привидениях. Рассуждение о природе влюбленности, разочаровании в любви и размышления о том, является ли безумие подарком или проклятием. Один из тех очень немногих романов, читая которые хочется, чтобы они никогда не заканчивались».
Кэтрин М. Валенте: «Кирнан закрепляет на своем верстаке традиционные мемуары и полностью меняет их форму, превращая во что-то совершенно иное, хотя и до боли знакомое — более чуждое, более сложное, более красивое и более правдивое».
Постер фильма "Дракула против Франкенштейна" (1972)
***
Полюбившаяся всем Наталья Бэлк начинает новый цикл своих безумно интересных и познавательных лекций, который будет посвящен истории возникновения жанра ужасов, истоков появления его ключевых персонажей, их развития и трансформации.
В первой части поговорим об истории жанра ужасов в искусстве в целом и кинематографе в частности. Почему страх так важен для человечества? Чего боялись наши предки и чего боимся мы? И почему мы уже не боимся того, что пугало наших предков? Поговорим об эволюции зла. О его воплощении в кинематографе (режиссеры, актеры, художественные приемы и прочее).
Еще раз обсудим историю о том, как извержение одного вулкана 200 лет назад породило главных киномонстров ХХ века. Вспомним поджанры и типы хорроров, а также разновидности человеческих страхов, стоящих за появлением каждого из них.
Поговорим о трансформации образа злодея, например о том, как упыри из народных поверий, неизменно вызывающие отвращение, превратились в романтических вампиров-аристократов, которыми грезят современные девочки-подростки. Или как зомби из безмозглых «живых мертвецов», жаждущих плоти, обрели разум и научились чувствовать.
Почему просто монстры больше не пугают, а зло становится все более трансцендентным? Как эволюционирует зло в современной культуре? Рассмотрим основные понятия – страх, ужас, отвращение, саспенс и др. А также попробуем разобраться, существует ли жанр хоррора в чистом виде.
Хотя мне довелось подержать в руках довольно много книг, выпущенных в "Шедеврах мистики", я все равно каждый раз восхищаюсь тем насколько качественно были сделаны те старенькие издания. Особенно прикольно выглядит фишка серии в виде краткой характеристики произведения, помещенной на корешке суперобложки (видимо для дополнительного привлечения внимания покупателей).
Вот и книга Питера Страуба "Парящий дракон" удостоилась подобного краткого резюме, сообщающего о том, что перед нами "Роман в духе Стивена Кинга". И самое интересное, что в кои-то веки реклама оказалась права (правда, с некоторыми оговорками).
Итак, в центре внимания книги находится маленький провинциальный городок Хэмпстед в штате Коннектикут (то есть, на северо-востоке США). Когда-то давно он был центром сельского хозяйства и рыболовства, но к концу двадцатого века постепенно утратил свой "производственный" статус и превратился в морской курорт, куда наравне с обычными людьми стали стекаться богачи со всей страны, дабы днем приятно проводить время на пляже или за игрой в гольф, а вечером коротать часы, сидя перед камином в своих роскошных древних особняках.
Иными словами, Хэмпстед — это такой уютный и в чем-то даже идиллический край. Однако если покопаться в истории здешних мест, то можно легко заметить, что каждые тридцать лет на жителей обрушивались различные смертельные напасти, после которых городу приходилось весьма долго восстанавливаться. Причем, как выяснится впоследствии, причиной всех бед являлись не какие-то природные силы, а злая воля конкретного человека по имени Гидеон Винтер, которого первые землевладельцы Хэмпстеда прозвали "Драконом" и убили 1645-м году, дабы он перестал отравлять их быт.
Собственно, роман Страуба начинается с очередного перерождения антагониста, в планах которого не только наконец-таки разрушить курорт, утопив его в реках крови, но и попутно уничтожить последних потомков своих палачей, так удачно вернувшихся в город после продолжительной отлучки. А тут еще как нарочно вблизи Хэмпстеда случилась утечка особо опасного экспериментального газа "ДРК-16", несущего смерть одним и безумие — другим. Короче говоря, положительным героям придется очень не сладко, прежде чем им удастся найти Дракона и разобраться с ним раз и навсегда.
Хотя то, чем страдали персонажи на протяжении второй половины романа, лишь с натяжкой тянет на "поиски". И в этом заключается один из жирных минусов произведения. Казалось бы, все главные действующие лица познакомились друг с другом; обнаружили, что судьба не просто так свела их вместе; и даже выяснили, с какой именно сущностью им предстоит бороться. Было бы логично, если бы далее герои провели мозговой штурм, дабы понять, в кого из горожан вселился деструктивный дух Гидеона Винтера и каким образом можно отправить его обратно в небытие. Но Питер почему-то решил, что данные моменты не слишком важны для сюжета. Поэтому его персонажи будут заниматься чем угодно, но только не делом, а когда Дракон сам практически свалится им на головы, абсолютно нелепо поквитаются с ним буквально за пять минут (ну честно, взявшийся из ниоткуда волшебный меч в хорроре смотрится реально глупо).
Я, конечно, понимаю, что и в романе "Оно" Кинга (у которого с "Парящим" есть общие мотивы) финал также был не самый выдающийся. Однако при этом "Клуб Неудачников" не сидел сложа руки, а все-таки думал над тем как избавить (или не избавить) родной Дерри от поселившейся в нем чертовщины. Тогда как у Страуба герои только слоняются из угла в угол, печалясь из-за приходящего в упадок Хэмпстеда. Ей-богу, не серьезно все это.
Причем, писатель посчитал, что читателям будет мало подобного топтания на месте и обильно сдобрил повествование побочными эпизодами, которые в итоге никак значимо не повлияли на развитие истории. И не просто сдобрил, а изложил во всех мельчайших подробностях, из-за чего нагнал дополнительной усыпляющей тоски. В общем, опять Питеру не повезло с редактором, способным направить его фантазию в более емкое русло.
А ведь из "Парящего дракона" действительно могла бы получиться конфетка, если бы автор убрал из него все лишнее (в том числе, и невнятную тему с "ДРК-16") и сделал бы своих протагонистов более инициативными. Сами-то персонажи вышли любопытные и замес с их участием вызывал неподдельный интерес и интриговал на протяжении всей книги, но вот исполнение текста, увы, подкачало.
Инопланетные психотерапевты, или Ностальгический триллер
Бринн Адамс (Девер) жила затворницей не первый год. Благо было где. Родительский дом в глуши давал крышу над головой, швейные заказы, высылаемые по почте – возможность неплохо кушать, попивать вино и даже собирать коллекцию моделей зданий родного городка Милл ривер.
Городка, в котором Бринн не жаловали. С одной стороны было за что. С другой…
Но все психологические нюансы отношений с согражданами отошли на второй план, когда однажды ночью в дом Бринн забрался незваный гость. Не енот и даже не бомж, желающий поживиться чужим добром. А самый натуральный пришелец. Причем, похоже, не с самыми добрыми намерениями.
Относительно недорогие фантастические триллеры с небанальными завязками способны порадовать зрителя добротным кино. Вспомним хотя бы Место, Дитя, Прочь или Машину.
No Save You стремится занять среди коллег надлежащее место. По большей части удачно.
Первым привлекает внимание антагонист, будто возвращающий нас в блаженные подростковые годы с непременными Икс-файлами (также отметим свеженький NOPE). Большеголовые и большеглазые инопланетяне, взаимодействующие с электричеством и владеющие телекинезом. Жаждущие похитить добропорядочных гомо сапиенсов и провести с ними жуткие эксперименты. Яйцеголовые пришельцы, нависающие над тобой в стиле котов Наташи. Разные подвиды алиенов. Инопланетное вторжение, похитители тел, летающие тарелки, притягивающие лучи, круги на полях. Эх, будто в молодость окунулся!
Второй фишкой ленты стал радикальный отказ постановщиков от использования речи. Первая законченная фраза прозвучит на исходе получаса ленты, так и оставшисья чуть ли не единственной. Максимум отдельные слова, да и те можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем, это не обуславливается жизненной необходимостью, как в том же Месте, просто героиня столь немногословная (а остальные персонажи и вовсе не склонны к людскому общению) и практически позабывшая о том, как разговаривать. Даже в пиковые моменты она издает максимум нечленораздельные возгласы. С одной стороны логично, к чему воздух сотрясать, коли живешь один. С другой – общение с умным человеком, конкретно с самим собой, неплохо помогает при отсутствии собеседников.
Героиня недурна. Бринн (Девер) гармонично смотрится в антураже безлюдного большого дома, наполненного только мебелью, гирляндами да модельками зданий. За годы привыкшая к одиночеству, разряжаемому лишь письмами к далекой (очень далекой) подруге, попытками вспомнить, каково это улыбаться другим людям, да научиться танцевать парные танцы без партнера. Загнавшая большинство травмирующих воспоминаний в самые дальние уголки мозга (и дома). С бурно отражающимися на лице эмоциями. Отнюдь не тряпка, сильный человек, в случае опасности активно сражающийся за свою жизнь. Напрочь растерявшая коммуникативные функции. Не самая простая задача для лицедея, скажем честно, эдакий бессловесный актерский этюд на полтора часа. Девер справляется, удерживая на себе львиную долю зрительского внимания.
За остальную часть прелести ленты отвечает тщательно создаваемое напряжение. Пасторальное введение, во время которого уже начинают позванивать колокольчики будущих проблем. Первая бурная ночь, заставляющая следить за перипетиями не отводя глаз. Небольшая передышка и вторая часть бедствий на голову нашей Бринн. Саспенс знатный, и даже когда к финалу создатели ленты начинают загоняться (зачем вводить убийственного близнеца, когда вы только что полюбовно расстались с персонажем? Прости ребенка, воздай взрослому?), и привлекать элементы бога из машины (как «ежик» оказался снаружи?), следить за сюжетом по-прежнему волнительно-интересно.
Действие большей частью происходит в доме, однако камерной сценой тут не ограничиваются, время от времени выводя героиню то в лес, то по дрова, пардон в город.
Да, изрядная часть действия случается в темноте, но в отличие от того же «Под водой», здешняя ночь не выглядит кромешной, давая нам возможность разобрать большинство происходящего.
Ну и как не упомянуть психологическую подоплеку происходящего! Да никак, ведь фильм полностью построен на людских психотравмах, их влиянии на развитие гомо сапиенсов.
Начиная с того, что, по мнению постановщиков, детские ошибки формируют всю нашу жизнь. Ведь получить прощение от окружающих (и особенно от самой себя) становится практически невозможным делом. Социум безжалостно наказывает за любую оплошность, невзирая на возраст нарушителя и обстоятельства. С огромным удовольствием создавая и травя изгоев, отыгрываясь на них за свои собственные «баги», недоработки и глупость. Изгоев, жаждущих полноценного общения с сородичами, поскольку человек, как не крути, животное социальное.
Но самое обидное, если верить создателям ленты, люди просто неспособны самостоятельно, без присмотра со стороны, справляться со своими (и общественными) психологическими тараканами. Без существа с добрым, участливым взором не обойтись. И хорошо, когда это банальный психотерапевт. Не дай бог, понадобится средство помощнее.
Эрго. Приятный, большей частью камерный триллер с хорошей актерской работой, ностальгической завязкой, качественным напряжением и нутряной психологической подоплекой.