Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, volga, senoid, Nonconformist

Авторы рубрики: volga, senoid, sham, fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, Тиань, Хельг, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, Evil Writer, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, imra, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, ziza, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23



Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 94  95  96

Статья написана 9 ноября 15:23
Размещена также в авторской колонке ХельгиИнгварссон

Возрождение (Revival), Стивен Кинг, 2014. https://fantlab.ru/work494345#response365...

*** Загребущий феодализм.

Стивен Кинг всегда искренен с читателями. Кажется, будто он сам прожил судьбы всех своих персонажей, настолько они реальны. Немного подробностей из личной жизни, много общения с людьми, ещё больше «рыбной ловли» в пульсе общества сетями интернета и СМИ, феноменальная память и талант. Он мастер драмы, психологического триллера, божество «здесь и сейчас»: «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Секретное окно, секретный сад», «Мизери», «Долорес Клэйборн»… Полный список удач огромен. Большое ему спасибо за все эти книги. Но есть соседние земли, на территорию которых не стоит заходить даже Стивену Кингу. Даже если очень-очень хочется. Я говорю о вотчинах Франца Кафки, Натаниэля Готорна, Мэри Шелли, Брэма Стокера, Говарда Филлипса Лавкрафта, Артура Мейчена, Кларка Эштона Смита и некоторых других. Но в литературе, как в феодальном мире, у соседа и нивы колосистей, и стада жирнее, и крестьянки толще. Почему-то всегда. И признанный Король Ужасов вновь соблазнился отправиться в поход, причём сразу на трёх из этих крупных сеньоров, явно переоценив свои силы.

Почему войско короля заведомо обречено на поражение? Потому, что герой Стивена Кинга приземлён и по-животному телесен. При одном только намёке на сверхъестественное он опускается для устойчивости на четвереньки, и, вцепившись в землю одной рукой, ищет другой рукой камень или палку, обратив в сторону испугавшего его звука или вспышки искажённое в зверином оскале лицо. Бей или беги! Это порочный низовой человек, часть толпы, и в своих реакциях он мало чем отличается от обезьяны или дикаря. Как может человек со столь развитыми инстинктами выживания испытать экзистенциальный ужас? Да такой скорее ногу себе отрежет и съест, чем задумается о довлеющих силах Хаоса. Такой не будет искать тайное знание, прислушиваясь к невнятным голосам у себя в голове или часами умирать, страшась обернуться, подозревая у себя за спиной вставшую на дыбы и уже выпустившую когти табуретку – он из окна сиганёт, если не сможет прямо сейчас схватить пожарный топор и раздолбать к чёртовой матери всю мебель в комнате.

Маленькая победоносная война заманчива, и набеги короля случаются с завидной регулярностью. Только вот талант Стивена Кинга, облекая тонкую природу мистического в плоть и привязывая её к современному американскому захолустью, невольно всё опошляет. Вместо додревней расы Старцев – томминокеры из летающей тарелки и ядовито-зелёное свечение. Вместо грезящего в затопленных циклопических руинах Ктулху – вендиго на помойке старого индейского кладбища за дорогой. Вместо бесформенного кошмара в средоточии хаоса посреди бесконечности – непостижимого Азатота – зубастый толстый клоун в канализации. Получив отпор в Королевстве Ужаса, хочется нажиться хотя бы на окраинах Царства Фэнтези. И снова от ворот поворот. Бредёт, спотыкается ковбой Роланд в прикиде Клинта Иствуда по следам Вечного Воителя Майкла Муркока, да никак не догонит. Даже Джек Сойер совсем не то, что Гарри Поттер. Вы видели, что творят некоторые подростки с детскими раскрасками? Оскаленный Винни Пух гоняется за орущим в истерике Кристофером Робином, Покахонтас, хищно улыбаясь, снимает скальп с Джона Смита, Багира и Балу лениво доедают полуразложившиеся останки Маугли, гологрудая Ариэль неспешно делает минет пускающему последние пузыри и рвущемуся из её объятий на воздух принцу Эрику... Вот и приземлённость стиля Стивена Кинга даёт примерно тот же эффект. Всем хорош Санчо Панса, но дракона, принцессы и облачных замков он не увидит никогда.

*** Симпсоны и электричество.

Роман «Возрождение» начинался удивительно позитивно. Ребёнок шести лет и молодой священник, анимирующий проповеди Христом на батарейках, мама и блины с черникой и беконом. Лишь судьба мира висела на волоске из-за кляксы на карте под названием Куба, но маленькому Джейми было невдомёк. Он играл в песочнице, а добрый дядя помогал ему. Светлая, милая поначалу история оказалась недолговечной, как спелые фрукты на солнцепёке. Налетели обычные для Стивена Кинга мухи. Дети растут и уже понимают случайно подслушанные разговоры родителей. Любимый всеми священник получает такой удар судьбы, что становится другим человеком. Первая любовь Джейми, их взаимная мастурбация в автомобиле и секс на продавленном и в потёках от предыдущих парочек матрасе в заброшенном сарае. Талант от Бога, рок-музыка и травка. Травма, курс болеутоляющих препаратов и героиновая зависимость. Мальчик стал мужчиной, который однажды проснулся в ломке, мокрым от собственной мочи в дешёвой гостинице, и потащился за очередной дозой на ярмарку.

Обычное для Стивена Кинга течение трогательной «чернушки» внезапно грубо нарушается спущенной с потолка раскорячившейся собакой на лесках. Оставленный и было забытый в далёком прошлом священник Чарльз Джейкобс возвращается и начинает бредить не то Лавкрафтом, не то Мейченом, попутно творя чудеса в стиле доктора Франкенштейна. Простите, но в произведении описывается рубеж двадцатого и двадцать первого веков, а не Эпоха Просвещения. Неужели в провинциальной Америке настолько плохо с образованием, что понадобилось лечить читателя электричеством? Даже если и так, то Гомер Симпсон органично смотрится с пончиком перед телевизором, а не в цилиндре и с моноклем в глазу. Пусть драма разрушения человеческой жизни изобилует натуралистическими подробностями, но это уже привычный стиль Стивена Кинга. Возможно, кому-то будет даже интересно узнать изнанку жизни бывшего хорошего мальчика, а ныне наркомана. Может быть, но я бросил чтение романа «Доктор Сон», увидев, во что превратил себя Дэнни Торранс, некогда выживший в занесённом снегами отеле.

Рассуждения о христианстве агрессивно жёстки и могут глубоко оскорбить чувства верующих читателей, но предупредительные реверансы и поклоны делаются не им, а геям, лесбиянкам и афроамериканцам. Уже полностью традиционно для современной американской культуры. Кто на гребне пенной волны, с тем и дружим. Достаточно детально описано воздействие гастролирующих проповедников на толпу. Но Стивен Кинг решил этим не ограничиваться и сместил акцент на то, что у других стало бы мистикой. Видения! Но не цвет из других миров, а бредовый сон в душной комнате после плотного ужина с жирным мясом и алкоголем. Большое депрессивное расстройство с повторяющимися галлюцинациями. Как обезьяна борется со стрессом? Даёт леща обезьяне послабее, обычно своей самке и детёнышам. Так и в романе, волна семейного насилия с последующим суицидом прокатилась среди паствы Чарльза Джейкобса. Единственный, кто заметил эту взаимосвязь – бывший музыкант и бывший наркоман на шестом десятке лет Джейми Мортон.

*** Пирожок с камешком на счастье.

Смешанные впечатления от книги. С одной стороны, это типичное произведение позднего Стивена Кинга, внешне похожее на «Страну радости» или «Бессонницу». Душещипательное, как хруст французской булки, выглядящее искренним жизнеописание почти лирического персонажа, привычно перчёное «бытовухой» и натурализмом. Ничего, что под жизнеутверждающим названием и задушевной манерой рассказчика скрываются, как осколки стекла в пасхальном куличе, истории деградации и постепенного разрушения нескольких выглядящих вполне успешными личностей. Написано ведь мастерски, будем есть и улыбаться окровавленным ртом. С другой стороны – линия безумного учёного-богоборца. Вот он воспринимается в тексте чужеродным элементом. Сделай автор Чарльза Джейкобса просто лжепророком и прохиндеем, снимающим доллары с толпы дураков, стало бы проще и естественнее. Выкинь его Стивен Кинг из настоящего Джейми Мортона, оставь его как воспоминание из детства и часть галлюцинаций сходящего с ума наркомана, сюжет бы только выиграл. Но читаем так, как есть: собственно кинговский поток тащит какой-то мусор, который то уходит на глубину, то снова всплывает. И концовка только усугубляет положение. Роман, конечно, не лишён оригинальности, но будет по-настоящему интересен и полностью устроит, пожалуй, только фанатов Стивена Кинга. У всех остальных начнёт хрустеть песок на зубах.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work494345#response365...


Статья написана 9 ноября 02:01
Размещена также в авторской колонке darklot

На сайте Зона Ужасов опубликовал два относительно подробных репортажа с прошедшего Самого Страшного Фестиваля.

#СамыйСтрашныйФестиваль — День 1

#СамыйСтрашныйФестиваль — День 2

Плюс там же интересующиеся найдут больше 500 фото с мероприятия.

А еще будем по-маленьку заливать видео с Самых Страшных Чтений. Вот и победитель:

:cool!:

Ну и попутно. Откровенно говоря, надоело прилагать какие-то неимоверные усилия для того, чтобы найти книги серии "Самая страшная книга" в книжных магазинах. Что в столице, что в ПМЖ моем Сочи с выкладками у русского хоррора дела обстоят просто ужасно (и "ужасно" не в хорошем смысле этого слова).

Конечно, это касается не всех книжных. Например, в МДК "Арбат" выкладка практически идеально сделана. Но, например, Читай-город — это что-то с чем-то...

И я ведь не требую чего-то безумного — чтоб ССКниги ставили в разделы бестселлеров, рекомендуемое и т.д. и т.п.. Но хотя бы не надо прятать наши книги так, что даже МНЕ было реально сложно их найти, чего уж там говорить о простых праздных посетителях того или иного магазина. "13 монстров" в разделе "Зарубежная фантастика" — серьезно?.. Я уж молчу о том, что книги наши засовывают на нижние полки, стыдливо пряча их от публики.

Слишком многого хочу? Но, блин, общий тираж книг этой серии уже 56 тысяч экземпляров. 15 наименований, большую часть из которых уже не найти в продаже, ибо — продано! Вот вопреки таким дебильным выкладкам — продано!

Короче говоря, я вчера плюнул и просто переставил несколько ССКниг в парочке магазинов на более видные места. И всех, кому ССК интересна, прошу заняться тем же самым.

Вы — поклонник ССК? Вы заходили в книжный у вас по-соседству? Вы с трудом нашли там нужную вам ССКнигу?..

Переставьте ее на видное место! Сфотографируйте и выложите у себя на странице в соцсети, сопроводив тегом #ССКфлэшмоб — дайте всем полюбоваться!

Примеры выкладки "здорового человека" под катом




Статья написана 5 ноября 21:00
Размещена также в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке Nexus

За свою продолжительную писательскую карьеру Клайв Баркер придумал множество удивительных миров, существующих за гранью привычной нам реальности.

При этом в начале творческого пути автор много размышлял о преисподней, которая также является одним из мест, скрытых от глаз простых смертных.

В результате этих размышлений на свет появились роман "Проклятая игра" и самая известная работа Клайва — повесть "Восставший из ада".

Как раз о первом произведении и пойдет речь далее.

В центре его сюжета находится молодой парень Марти Штраус, которого досрочно выпускают из тюрьмы в рамках благотворительной программы, проводимой миллиардером Джозефом Уайтхедом.

Последний выбрал Марти из нескольких претендентов на должность своего нового телохранителя.

Если бы Штраус заранее знал кого именно боится Уайтхед, он возможно передумал бы покидать казенный дом и переезжать в Святилище — старинную усадьбу, расположенную в пригороде Лондона...

Пожалуй, именно зло, преследующее богача удалось Баркеру больше всего.

И не смотря на то, что каждый отрицательный персонаж интересен по-своему, наиболее любопытным получился главный антагонист книги — загадочный игрок в карты по имени Маммолиан.

Лично меня порадовало, как автор изобразил внутренний мир этого героя, не забыв сообщить причины, толкающие его на совершение ужасных деяний.

А уж когда Клайв ближе к финалу романа раскрыл истинную суть игрока, я пришел в неподдельный восторг, осознав как сильно я заблуждался насчет происхождения Маммолиана, став заложником заезженного культурного штампа.

В моем первом (и очень коротком) отзыве на "Проклятую игру", опубликованном на сайте Лаборатории Фантастики 9 лет назад, я заявил, что после прочтения книги у меня возникло "ощущение, что она написана не Баркером, а его подражателем... причем, не самым талантливым".

Каюсь, я был не прав.

Конечно, Клайв не в полной мере проявил свою безумную фантазию, которая раскроется в последующих произведениях, но тем не менее, создал ряд ярких и запоминающихся сцен и образов.

Поругать роман можно разве что за периодические проблемы с логикой поведения персонажей и порой излишнюю многословность.

Понятно, что молодой писатель хотел выложиться на все 100%, но некоторые эпизоды все-таки стоило бы сократить.

В остальном "Проклятая игра" — отличный хоррор, который практически не устарел за 33 года, прошедшие с момента его первого издания.

Да и как иначе?

Ведь настоящая классика не стареет.

Оценка: 8/10.


Статья написана 4 ноября 23:59
Размещена также в авторской колонке vot_vot

Пятилетний застой завершился, цикл Ледовых Корсаров подошел к концу. Невзирая на возможную судьбу третьего романа (издана, неиздана) — совесть моя почти чиста.

Вторая книга выложена и доступна для скачивания. Первые две книги распространяются бесплатно.

Первая "Компас черного капитана" :

https://author.today/reader/19696/140940

Вторая "Месть ледовой гончей":

https://author.today/reader/20919/145216

Третья "Ледовая армия":

первая глава, думаю, появится уже через неделю.



Следующий шаг — завершение Мертвой Пехоты (шансов на ее издание, по-моему, нет, так как переизданиями у нас не занимаются, а вторую часть без первой никуда не пристроить — и потому продаваться она будет через интернет на портале Автор.Сегодня).

Однако если есть варианты — пишите, может, будет что интересное.


Статья написана 3 ноября 11:48
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке beskarss78

Сериал беспощадной цветокоррекции...

сопроводительный текст

Задача снять новые "Сумерки" — никогда не снималась с повестки дня. Равно как новый "Титаник", "Аватар", "Чужого", и так по всем кассовым хитам.

Проблема в том, что поляну истоптали так, что сложно найти хоть одну свежую опробированную идею. Оксюморон?

Просто вопрос не в оригинальности содержания — что можно поменять в слащавой истории? — а лишь в обёртке.

Итак, что надо:

- "по-бохатому", дорого, но с налетом благородства. То есть быть таким мещанином во дворянстве, чтобы все аристократы побелели, почернели... политкорретное слово требуется. А, вот, "поголубели от зависти". Что, собственно, и обеспечено цветокоррекцией: в сериале буквально торжествуют голубые и розовые оттенки, а сине-желтое противостояние холодного и теплого прошито везде. В сериале практически нет лузеров. Каждый персонаж это воплощение какого-то специфического успеха. Даже "серенькая мышка", которая должна оттенять добродетели главной героини — она ведь живет в чрезвычайно престижном окружении... Плюс общая чистота (нет бедламу и убожеству!), дизайнерские декорации и толстый-толстый слой гламура. Если в некоторых российских фильмах слишком много фекалий ("Викинг"), то здесь — решительная борьба с образами говна. Принцессы должны быть киношными;

- "исторично" Родословная, старинные замки и древние манускрипты. Вусмерть зафотографированные туристами местам будут представлены, как место обитание древних созданий (которые продолжают там обитать). Конечно, будет пара малоизвестных развалин;

- "умно". Интеллектуальная тусовка, у всех дипломы. При том говорят просто, сюжет не завязан собственно на серьезные научные загадки. Они подменены пророчествами. Тут пролегает грань между детективом (где загадки основаны на представленных зрителю раскладах), сложных научно-реалистических вещах (где читатель должен додумывать, подгружать многое из сети, либо читать большие сноски) и "ведьмачьими сумерками матрицы" где основную роль играет толкование предустановленного короткого текста (Вот тебе мануал винды и форматируй вселенную. Но как? Читай мануал!!!). Естественно, каждый из трех жанров редко присутствует в чистом, лабораторном виде. Но если детективная линия вырождена (мелкие загадки и жуткие нестыковки), а глубины фольклора не играют — то остаётся пророчество. Его текст снова и снова вдалбивается в голову зрителю, пока все возможные его варианты не перепробуют на экране (тут есть определенная аналогия с вариациями интрижек ловеласа и неизбежностью свадьбы — в мелодраматическом сериале зрителям продемонстрируют все варианты тетриса, и только в финале будет создана семья);

- "фольклорно" — визуализируется часть известных образов. Скажем, "голова мавра"/ "говорящая механическая голова" (пусть это и не мавр, и не механика). Используются стандартные термины (ведьмы, вампиры, демоны). Все пляшут вокруг манускрипта, алхимии и т.п. Но вся фольклорность — следствие предыдущего пункта. Она не работает сама по себе, как целостная система и обеспечивает лишь мелодраматический накал событий. Пример тому — пресонажи с одной стороны явно не могут обеспечить себя целиком объектами своей же материальной культуры ("Хогвартс" не строят), с другой — упорно не хотят использовать пистолеты и растяжки наряду с заклинаниями. Или хотя бы гипнотизировать людей (военных), которые дадут жару штатными средствами... Хотя в первой серии вампир, чтобы его не заметила героиня, просто тупил в мобильный телефон, а в качестве экзамена ведьма убила вооруженного дробовиком охотника на ведьм, но это все равно исключения. В серьезных делах лишь магия, а не ракеты...

- "политкорректно" Таки да. Расовая политкорретность: Ведьма + вампир = любовь. Ожидается и весь остальной набор. И тут есть тонкость: преумущественно речь идет о европейском фольклоре и существах, которым не одна сотня лет. То есть требуются европеоидные актеры, которых именуют представителями разных видов. Но требуется и обычная расовая квота, которую аккуратно предоставляют :).

Так сериал можно препарировать еще долго. Но разговор не совсем об этом.

Есть большая проблема любого жанрового кино — оно стремиться стать штампом, наполниться стереотипами, играть лишь на самоповторах. См. фильмы "Чужой" последних лет, это ведь обыкновенная история :(

У сценаристов открывается два магистральных направления, "как не топтаться на пятачке":

- идти вглубь жанра. Усложнять детективные загадки, переходить от эротики к порнографии, от набора простых данных на уровень квантовой физики... Порой это сложно, и часто приводит к очевидным конфликтам ("Настоящая кровь" — это неплохо про вампиров, но там рейтинг 18+). Вглубь создатели не пошли. Очевидный выход, если не хочется слишком заморачиваться, это хорошо и качественно работать. В этом смысле "Открытие ведьм" явно пытается сидеть на хорошей операторской работе, дорогих съемках, подборе интерьеров, костюмов и т.п. Ирония над жанром — строго в рамках жанра (собственно российский "Шерлок Холмс" варианта 2013-го года — именно такая очень аккуратная работа строго в рамках жанра с попытками иногда иронизировать). Сказать, что все идеально я не могу, но создатели пытались. Главным образом их старание свелось к подбору актеров. Вот тут — хорошо. Но в остальном — обертка осталась именно оберткой;

- сочетать жанры. С одной стороны привносятся мотивы путешествия во времени, с другой — все очень плохо. Социальные и политические мотивы, экономика, технологические кунштюки (ну, они делают анализ ДНК, выясняют, что магия слабеет... и все?), сложности взаимодействия с людьми... Словом, смотрите первые два сезона сериала "Чужестранка". Тут подобного и близко нет.

Итого: если долго всматриваться в шаурму, шаурма начнет всматриваться в тебя :) При анализе подобных, узкожанровых сериалов с претензией, возникает похожий эффект: на общем довольно печальном фоне начинаешь замечать массу деталей, которые стремятся превратить этот продукт в произведение искусства. И понимаешь, что денег вложено ведь немало. И выгодный ведь бизнес. И может самому написать... Нет. Не наш путь :)))

Это цветокорректированная гламурная шаурма. На любителя.


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 94  95  96




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 323

⇑ Наверх