Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Матрешечный полет, или Теория? Да тут натуральный заговор!
В 60-е года, в разгар Холодной войны Америка задумалась, что человечеству неплохо было подстелить соломки. Тайком отправив к Проксима Центавра корабль поколений, который должен добраться до цели примерно через век.
Проходит 50 лет. На борту около 600 душ, которые работают, женятся, растят детей и умирают. Замкнутое пространство корабля накладывает свой отпечаток. Психологический кризис, усталость, социальное расслоение, неверие в успех миссии, разочарование молодежи, родившейся на борту и не видевшей Земли. Гордое «Вознесение» все больше напоминает гнездо гадюк в космосе.
Но что если ситуация гораздо запутаннее, чем кажется пассажирам космолета?
Не слишком известный, но небезынтересный проект, напоминающий мастерски сколоченную матрешку. Слой внутри слоя, внутри слоя, многие из персонажей что-то скрывают, частые нежданчики. Эдакий разговорный триллер с сюрпризами.
Основная линия – корабль.
Тут нас ждут классические «пауки в банке», полные важных социальных и психологических этюдов. Модель земного социума в миниатюре, право слово.
Социальное расслоение нижних и верхних палуб, за полвека практически закрепившееся в ДНК. Верхние презирают нижних, «второй сорт» в ответ копит пролетарскую ненависть, бухает, дерется, и готов на бунт. Дорога наверх как бы открыта (кастовая система такая древняя дикость, что вы!), но тех, кто смог выбиться в люди, буквально единицы.
Политическая грызня возле кормушки кресел капитана и советников. С улыбочками, иносказаниями, расшаркиваниями. Использованием интриг, подстав, любого промаха, грязного белья, неудачно сложившихся обстоятельств, гибели невинных. «Тонкий европейский политик» во всей красе.
«Стюардессы» — аналог гетер, правда трубой пониже и дымом пожиже. Работа, куда могут податься девушки, не отличающиеся ничем иным кроме внешности. «Секс как валюта» — это про этих прекрасных дам.
Создание семей не по любви (как така любов?) а по велению компьютера, подбирающего максимально генетически подходящих партнеров. Что уж говорить о рождении ребенка, которое возможно только в случае смерти кого-то из 600 (а об устранении неизбежных на море случайностей (как мы позднее узнаем – не всех) заботятся противозачаточные импланты). Супружеские измены, мягко говоря, не приветствуются (исключая секс со стюардессами), можно на щелчок пальцев потерять работу, малейшее уважение и опуститься на самое дно.
Что любопытно, по мнению постановщиков, замкнутое в консервной банке общество, не знавшее «гражданских прав, сексуальной революции, вьетнама, 11.09 и геев», сможет генерировать мощные научные открытия. В общем-то, логично, для полета отбирали отнюдь не дураков, а гены не пропьешь.
Психологические размышления на тему выбора, которого лишили своих потомков начавшие перелет. Нашим путем, выбранным еще до рождения. Судьбы, над которой мы не властны. Попыток искать смысл в том, что под рукою. Депрессий, потому, что «наши жизни нам не принадлежат». Возвышения общественного и принижения личного, ведь мы «частички необходимые для выживания целого».
Сокрушений по поводу населения Земли, не ценящего тех великолепных вещей, которые находятся в их распоряжении – синего неба над головой, природы вокруг, морских и речных волн. Того, что кажется само собой разумеющимся, и того что оказывается чертовски ценным, когда люди лишены этих элементарных вещей.
Теорий заговора, столь популярной в 60-е, заставляющей вас недоверчиво относиться к любым словам и действиям власть предержащих. Игр с генетикой и евгеникой.
Добавляют картине прелести техника и наряды 60-х. Центр отдыха всего корабля — пляж-бассейн с большой направленной лампой типа солнце, зеленым задником, нарисованным небом, и парой гордых пальм.
Вторая линия показывает нам Землю начала 2000-ных. Тех, кто пафосно называет Вознесение «Спасательной шлюпкой человечества», снимая сливки с действий команды. Продолжая меж тем заниматься ведомственной грызней, выясняя, кто самая главная жаба в болоте.
Обе линии тесно переплетаются, активно взаимодействуют, создавая довольно гармоничную картину «Вознесения».
Главной фишкой сериала становится напряжение, не побоюсь этого слова натуральный саспенс, окутывающий коридоры и каюты «Вознесения». Ожидание больших неприятностей. Крепнущее понимание, что с этим полетом что-то серьезно не так.
В наличии редкие всплески экшена, типа драки охраны с рабочими, радиационного шторма или финальной перипетии. Их, к сожалению, совсем немного, что может отпугнуть изрядную часть зрителей.
Интрига, чья пружина закручивается все сильнее с каждой серией. Всплывает оружие, контрабандой доставленное на борт. Таинственный субъект в маске, которому нипочем радиация. Начинается детективное расследование первого за 50 лет убийства. Набирают обороты поиски того кто изничтожил местную Лору Палмер и того, кто пронес на борт пистолет. Все больше пророчеств издает местная малолетняя Кассандра, из странноватой девчонки превращающейся во что-то большее, как минимум в матерого экстрасенса.
Актеры работают на крепком среднем сериальном уровне. Телевизионные проекты, вобравшие в себя цвет Голливуда, уже будоражат умы масс («НД», «Фарго»), но Ascension так с кастом не свезло. Лицедеи, за редчайшими исключениями, модельной внешности, а вот будущих обладателей Оскара среди них не заметно.
Капитан корабля Уильям (Ван Холт ). Невозмутимый мужик, «герой пожара», остановивший огненную смерть на корабле и получивший за это капитанское кресло. Не большого ума разгильдяйский дядечка, полагающийся в паучьей борьбе на свою супругу. В процессе затеявший постельные игры с одной из ее подопечных (и, похоже, не только). Ох, зря он это!
Его жена Виондра (Хелфер ). «Эгоистка, манипулятор, хищница». Глава тех самых стюардесс. Дама не первой молодости, сохранившая красоту и сексуальность. Настоящий политик, дарящий нам такие перлы, как «я буду политиком, чтобы ты мог оставаться у власти» или «нет ничего серьезнее твоего электората». Интриганка, бессердечная стерва, испытывающая, тем не менее, нежные чувства к своему муженьку-дуболому.
Первый помощник Аарон (Пи Белл). Выходец с нижних палуб, карьерист, при этом любящий докапываться до истины, невзирая на лица, и топтаться по мозолям (как это коррелирует, решайте сами), креатура Уильяма. Потенциальный претендент на пост капитана, правда, для этого ему понадобиться изрядно подрасти над собой.
Нора (Байерс ), дочь главного медика корабля. Девушка, частенько непреднамеренно оказывающаяся около ключевых событий на корабле.
Криста (О`Брайен). А вот и наша Кассандра. Юница, утверждающая, что ее сны, это больше чем сны, и которая, как мы видим в процессе, действительно обладает неясными до самого финала способностями.
Харрис (Беллоуз). Сын ученого, запустившего проект, и курирующий его на Земле после болезни родителя. Одержимый «Вознесением». Еще один герой, имеющий немало скелетов в шкафу, предпочитающий отстраненность в работе (как минимум одно исключение их этого правила нам покажут), и утверждающий что «корабль сам все исправит».
Стоукс (Картер), вершина местного дна, король нижних палуб. Не простивший несправедливости и измены командования корабля. Ведь отец Стоукса был помощником капитана, и Стоукс считал этот пост своим. Резкий (порой чересчур) пацанчик, привыкший решать дела насилием.
Серий в проекте всего 6 штук, причем те, что показывали по ТВ, насчитывают всего по полчаса каждая, в расширенном варианте нас ждет уже по 45 минут в эпизоде.
Задел на продолжение оставлен неплохой, вот только мы его вряд ли увидим. Даже жаль.
Эрго. Любопытный социалогическо-параноидальный триллер полный напряжения и теорий заговора. А вот актерские работы и минимум экшена к достоинствам проекта не отнесешь.
Режиссер: Майрзи Алмас, Ник Копус, Роберт Либерман, Винченцо Натали, Стивен Уильямс (II)
Вряд ли кто-нибудь из постоянных читателей Стивена Кинга будет спорить с тем, что в последнее время в работах данного писателя стали частенько встречаться самоповторы. Конечно, это не очень здорово, но если вспомнить, что Королю Ужасов уже давно пошел восьмой десяток, то в принципе ему можно простить тягу к заимствованиям у себя любимого.
На первый взгляд книга "Билли Саммерс" выглядит как вполне оригинальное произведение, которое к тому же является не типичным для Кинга в виду отсутствия в нем ярко выраженной мистической составляющей. Однако если вспомнить такой роман как "11/22/63", в основу которого легло реальное покушение на президента США Джона Кеннеди, то становится заметно, что в "Саммерсе" Стивен опять решил обыграть всем известное историческое событие. Правда, с двумя изменениями. Первое заключается в том, что киллером теперь стал приятный парень (и по совместительству ветеран войны в Ираке), чья судьба привела его к необходимости за большие деньги устранять исключительно плохих людей (привет, Декстеру Моргану). А вторая правка, соответственно, коснулась его жертвы, которая из главы государства трансформировалась в отпетого негодяя, которому предстоит пасть от пули, выпущенной из снайперской винтовки, прямо на ступенях здания суда.
С одной стороны, может показаться, что я преувеличиваю, проводя параллели между упомянутыми книгами. Но я почти на сто процентов уверен, что продумывая "последнее дело" Саммерса, Кинг держал в голове трагедию, произошедшую в Далласе в 1963-м году. Иначе как объяснить тот факт, что перед тем как осуществить выстрел, главный герой потратил несколько недель на то, чтобы обжиться в тихом пригороде и исправно "ходил на работу" в офисное здание по соседству с обителью правосудия? Ведь как мы увидим далее в подобных сложных приготовлениях не было никакого смысла. Достаточно было просто заявиться в бизнес-центр с утра пораньше (пока его единственный охранник не заступил на дежурство), пройти в пустую комнату, поразить цель, а затем покинуть высотку, слившись с толпой.
Но всё встает на свои места, если вспомнить, что Ли Харви Освальд, открывший огонь по кортежу Кеннеди, сделал это из окна на шестом этаже книжного склада, куда устроился трудиться примерно за месяц до покушения на президента. Возможно это лишь совпадение, однако если Освальд действительно заблаговременно планировал свою "акцию", то его шаг смотрится вполне здраво: получив официальный доступ в хранилище, он смог спокойно подобрать наилучшую позицию для стрельбы. Плюс это автоматически сняло с него любые подозрения (сразу после совершения преступления Освальд столкнулся с полицейским, но начальник склада опознал его как местного работягу и Ли без проблем отпустили).
Так вот, я веду к тому, что в реальности приготовления киллера выглядели логично, тогда как у Стивена они вышли надуманными и ко всему прочему нелепыми, поскольку уже к вечеру после заварушки стражи правопорядка установили истинную личность Билли. Спрашивается, зачем надо было заморачиваться с маскировкой? Да по сути не за чем. Разве что это позволило Кингу поведать нам о тяжелом прошлом героя, который, ожидая прибытия жертвы, принялся писать свою автобиографию. Он же начинающий автор (согласно легенде, сочиненной его заказчиками), а значит негоже ему сидеть в офисе дни напролет, раскладывая пасьянс на ноутбуке.
Хотел бы я сказать, что это единственный спорный момент в романе, но, к сожалению, нет. В тексте хватает эпизодов, которые заставляют усомниться в адекватности не столько Мастера, сколько его литературного агента и издателя. Ну ладно, Стивен забыл принять таблетки и создал какую-то дичь (например, крутого мафиози, доверившего личную безопасность пенсионерке, пускай даже с боевым опытом), но куда смотрели остальные ответственные лица — загадка! Мало того, что они пропустили мимо глаз лютую чушь, так еще и не удосужились донести до Кинга, что он явно переборщил в своих нападках на Трампа. Причем, издевки нам Дональдом были настолько не к месту, что ничего кроме фейспалмов они не вызывали.
После вышеизложенного напрашивается вывод, что "Билли Саммерс" — откровенно халтурная книга, увидевшая свет благодаря громкому имени автора на ее обложке. Отчасти это так, но у романа все же есть ряд плюсов, не дающих бросить его во время чтения. Правда, они оказались стандартны для прозы Стивена. Среди них грамотно выстроенная интрига и "объемные" персонажи, за которыми по-настоящему интересно наблюдать. Вот если бы и другие составляющие текста не подкачали, то было бы совсем хорошо. А так имеем произведение чуть лучше среднего из серии "прочитал и забыл". Хотя порой и этого достаточно, чтобы неплохо провести несколько свободных вечеров.
Оценка: 7/10.
P.S. Странно, что многие рецензенты заметили отсылку к роману "Сияние" и пропустили упоминание городка Хемингфорд-Хоум — родины Матушки Абигейл из "Противостояния". Естественно, нельзя исключать случайность, однако Кинг мог указать любой населенный пункт в штате Небраска, а выбрал именно Хемингфорд. Значит, была у него на то своя причина...
Издательство: М.: Эксмо, 2024 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-184953-5 Серия: Хонкаку-детектив
Аннотация: Студенческий клуб киноведов собирается провести ежегодное выездное заседание на вилле одного из своих выпускников. Туда очень хотят попасть трое студентов из другого клуба — любителей детективов. Им стало известно, что кто-то подбросил в штаб киноведов записку со словами: «Кто будет жертвой в этом году?». Детективы знают, что год назад там произошла трагедия, и во что бы то ни стало хотят раскрыть эту загадку…
Да, на вилле скрывается преступник, и он уже разработал свой черный замысел. Но его планам, как и планам трех «сыщиков», суждено резко поменяться. В результате биотеррористической атаки окрестные леса заполняются… толпами зомби! Они блокируют виллу и идут на штурм. Теперь никто не сможет покинуть ее пределы. А между тем загадочным образом погибает председатель клуба. И начинается противостояние убийцы, вооруженного хитростью, и детективов, вооруженных дедукцией…
Приступая к чтению, советую не пропускать очень важное предисловие к этому роману, которое написал Содзи Симада. Он один из основоположников этого жанра и на данном этапе еще и судья в жюри премии. Уж он то знает, о чем говорит. В нём он поясняет, почему сейчас так популярен жанр хонкаку-детектива, кто и почему получает премии. И немного о том, что книга которую нам предстоит прочесть, это не классическая версия, а скорее «хокаку 21 века». Я книгу и читала, и слушала, так вот в моей версии озвучки предисловия не было.
И действительно, перед нами не типичный хонкаку-детектив. С одной стороны, все составляющие детектива на месте. А с другой есть фантдопущение в виде зомби. И вот мы имеем герметичный детектив, но с легкой иронией. Не очень понятно, автор реально хотел внести что-то новое в жанр или это такой укол своим коллегам. В виде легкой сатиры над классическим жанром.
В целом повествование очень бодрое без провисаний. Мотивы поступков и эмоциональные накалы присутствуют. Возможно нам не очень близки культурные понятия стран Востока, но об этом тоже есть небольшая заметка в предисловии.
Конечно для неподготовленного читателя будет трудно запомнить всех персонажей. Но для этого есть список действующих лиц, за что большое спасибо.
Если говорить про экранизацию, то это занятное зрелище в художественном плане. Я бы назвала это спектаклем по мотивам, хотя почти все ключевые моменты были упомянуты.
Как бы всё это чудаковато не выглядело, что книга, что фильм – мне понравилось. Хотя бы в том плане, что смешение жанров прошло удачно.
режиссёр: Хисаси Кимура, сценарий: Мицухару Макита в ролях: Рюносукэ Камики, Минами Хамабе, Томоя Накамура, Ёсиюки Хаяма, Юма Ямото, Юи Сакума, Анна Ямада, Озэки Рейка и др.
Каждому студенту предлагается вступить во внеклассный клуб, и один из них присоединяется к университетскому Клубу Тайн. В клубе есть пара ветеранов, но среди них есть и настоящий детектив. Однажды они отправляются на прогулку по дикой природе. Они чувствуют, что поступили правильно и приняли все меры...
Опубликованный ниже материал представляет собой методику погружения в контролируемый сон. Эта магическая методика взята из книги «Гнозис Некрономикона: Практическое введение» («CreateSpace»; издание 2-ое дополненное, 2016) известной эзотерической писательницы и исследователя Асенат Мэйсон. Нет необходимости подробно заострять внимание на аспектах данной концепции, для одних она может показаться сказочной историей или даже странной около-научной фантастикой, для других малопонятной бессмыслицей, а для третьих — призывом к действию. В конечном счёте решать читателю.
/от переводчика/
*
ГНОЗИС НЕКРОНОМИКОНА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
.
Автор: Асенат Мэйсон (Asenath Mason) — художница и профессиональная писательница, автор двух десятков книг и различных эссе на эзотерические, религиозные и мифологические темы, уделяющая особое внимание философии Пути Левой Руки, Люциферианской духовности и Драконианской традиции. Её книги переведены на несколько языков, включая английский, испанский, португальский, немецкий, французский, польский и русский. Она активный практик оккультных искусств и преподаватель, предлагающая личные консультации и посвящение в Драконианское течение. Основательница и координатор Храма Восходящего Пламени — TOAF (не являющегося иерархическим орденом) — это международная платформа для людей, желающих поделиться отдельными аспектами своей работы в рамках Драконианской традиции с другими адептами, а также для тех, кто нуждается в руководстве по Драконианской инициационной магии. Асенат Мэйсон работает в совместных книжных проектах с такими известными оккультными исследователями как С. Бен Кэин, Э.А. Коеттинг, С. Коннолли, Стивен Сеннит, Николай де Маттос Фрисвольд, Джемма Гэри, Эдгар Керваль, Майкл У. Форд, Йоханнес Нефастос, и другими. Является соавтором и редактором ряда антологий и оккультных журналов. Сама иллюстрирует собственные и чужие эзотерические издания, темы её графического дизайна включают множество готических, фэнтезийных и эзотерических концепций. В настоящее время проживает на юге Польши.
*
О книге:
Книга «Гнозис Некрономикона», впервые опубликованная в 2007 году, представляет собой толкование оккультных Лавкрафтианских материалов, интерпретированных исследовательницей Асенат Мэйсон в совокупности с другими идеями магии, представленными в оригинальных историях (в первую очередь Г.Ф. Лавкрафта, Роберта И. Говарда, Кларка Эштона Смита и в «посмертном со-авторстве» Августа Дерлета с ГФЛ), а так же эзотерических материалов из «Некрономиконов» Саймона и Джорджа Хэя, работ Кеннета Гранта, Фила Хайна, Питера Дж. Кэрролла, Стивена Сеннита и Дональда Тайсона. Текст книги не является исчерпывающим и в большей степени предназначен для начинающих практиков, имеющих ограниченный опыт работы с оккультизмом и Лавкрафтовскими трудами. Результат получился несколько необычный, но вполне работоспособный: комбинация литературного анализа с последующими инструкциями по оккультным ритуалам и упражнениям, со множеством ссылок на эзотерические труды, с которыми большинство читателей вряд ли знакомо. Книга «Гнозис Некрономикона» более или менее выполняет свою задачу. Хотя это и не слишком простая магическая система, какая, к примеру, представлена в серии книг «Некрономикон» канадского исследователя Дональда Тайсона, и не такая последовательная как в гримуаре «Некрономикон» от «Саймона», она являет собой серьёзную попытку спрессовать, очевидно, непримиримую оккультную мешанину последних пятидесяти лет и при этом представить её, последовательно сохраняя саму философию.
Магия «Некрономикона» основана на снах, видениях и передачах с планов и измерений, поступающих из-за пределов известного нам мира, которые передаются по каналам и заземляются чувствительными людьми. Сила этого мифического фолианта заключается в его неосязаемости и загадочности — это книга с безграничным потенциалом, том, который никогда не был полностью завершён и постоянно продолжает писать себя руками тех, кто получает его Гнозис (высшее мистическое знание). «Гнозис Некрономикона» подробно исследует эту магическую традицию, рассматривая предания Мифов Ктулху с точки зрения практики, предлагая применимые методы работы, как для начинающих, так и для достаточно опытных магов. В книге представлены основные магические понятия и техники их практического применения в контексте гнозиса Некрономикона: пакты и ритуалы, астральные странствия, магия сновидений, прорицательство и перемещения через врата в межзвёздные измерения, призывы, вызовы, сексуальная магия, самоинициация, изменение формы, некромантия, искусство жертвоприношения, и многое другое. Эти техники позволяют осуществить тот необходимый сдвиг сознания, при котором мы способны ощутить энергии Великих Древних, обычно недоступные нашему мирскому восприятию. Эти первозданные сущности, вечно меняющиеся и непостоянные, представляют собой эволюционный потенциал человеческого разума — то, чем мы можем стать, если нам удастся преодолеть природные ограничения человеческой натуры. Для тех, кто желает глубже погрузиться в Лавкрафтианский оккультизм, книга Асенат Мэйсон будет полезной отправной точкой, в которой указаны важные ключевые тексты и авторы для дальнейших исследований. Как дополнительное чтение замечательно подходит и для почитателей Говарда Лавкрафта, интересующихся магией и оккультизмом.
Книга «Гнозис Некрономикона» может стать для вас мощным опытом. Предложенная Асенат Мэйсон методика относительно «проста», и если вы уже имеете некоторый опыт в оккультизме, у вас будет возможность глубже развить её работу. К примеру, вы можете связать Каббалу и числовую Гематрию с вашим исследованием сфироты «Даат», после чего происходят интереснейшие Синхроничности — термин, введённый знаменитым швейцарским психологом и мыслителем Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), означающий одновременности и загадочные совпадения событий. (прим., - в ветви еврейского мистицизма Каббале, «Даат» — это место или мистическое состояние, где все десять сфирот на Древе Жизни объединяются в одно. В точке «Даат» все остальные сфироты существуют в своём совершенном состоянии бесконечного обмена. Абстрактно её можно рассматривать как «пустую ячейку», в которую может быть помещён зародыш любых других сфирот. В этом месте происходит раскрытие или сокрытие сияющего Божественного Света). Сможете вы или нет, ввести себя в гипнотический транс и увидеть осознанные сны, в любом случае эта книга и Мифы обворожительны сами по себе. Однако слишком не сходите с ума... если только вы сами этого не хотите.
.
.
КТУЛХУ — ПОВЕЛИТЕЛЬ СНОВ.
Руководство подготовлено Асенат Мэйсон при участии Билла Дювендака (заключительный «Призыв Повелителя Снов»). Введение и отдельные части работы взяты из книги «Гнозис Некрономикона: Практическое введение» Асенат Мэйсон.
Этот проект посвящён Ктулху, как Повелителю Снов и его роли в исследовании сновидческого разума. Все ритуалы и медитации были написаны и разработаны членами Храма Восходящего Пламени. В проект включены пять работ, которые необходимо выполнять индивидуально в течение пяти дней подряд, предпочтительно перед засыпанием. Первая работа откроет Врата для потока Ктулху внутрь вашего сознания, следующие три медитации отправят вас в путешествие в затерянный город Р'льех, а заключительный ритуал трансформирует вас в Повелителя Сновидений с помощью призыва и сновидческой магии. Цель проекта – познакомить практикующих с гнозисом Некрономикона через астральную магию и несложные техники осознанных сновидений, с Ктулху в качестве инициатора и посредника между человеческим сознанием и Великими Древними.
Ниже символ Храма Восходящего Пламени -->
Перед проведением ритуалов.
Для работы над данной программой вам понадобятся следующие предметы:
1. Пять чёрных свечей. При желании, вы можете взять больше, чтобы добавить света в помещение.
2. Одна фиолетовая свеча. Она будет необходима только в заключительный день.
3. Сигил Ктулху (символ). Его необходимо нарисовать чёрной краской на серебряном фоне, но на белом фоне тоже будет работать.
4. Благовония. Рекомендуемый выбор: лотос, полынь и ладан.
5. Инструмент для взятия крови. Это может быть кинжал, ритуальный нож, бритва, ланцет и т.д., достаточно набрать всего несколько капель, большие количества не требуются. Кровь практикующего является жизненно важным компонентом этой работы, поскольку она раскрывает внутренние врата вашего сознания и служит символическим актом самопожертвования, оставляя место для инициации и трансформации. Вы можете делать подношения крови в каждый день проекта, а можете сделать это только в первый день, чтобы активировать Сигил — это зависит от вас. Вы также можете попробовать проводить работы вообще без крови, но это не рекомендуется.
6. Чаша, наполненная Причастием. Предпочтительно, чтобы это было красное вино, смешанное с полынью (просто положите в него немного сушёной полыни и оставьте примерно на час, прежде чем приступить к работе). Это зелье понадобится вам для заклинаний, но оно также будет выпито во время ритуала. Если вы не можете или вам нельзя употреблять алкоголь, смело заменяйте его любым другим напитком тёмно-красного цвета (гранатовым, виноградным, вишнёвым, черноплодно-рябиновым соком).
Ктулху
В «Гнозисе Некрономикона» Ктулху известен как Повелитель Сновидений — тот, кто дремлет в затерянном городе Р'льех, видит сны и посылает свои передачи в умы спящих людей. Через сны он выступает в роли посредника между Великими Древними и человечеством, посылая волны телепатических сообщений, достигающих разума людей, достаточно чувствительных, чтобы принять эти передачи. Как мы знаем из известной Лавкрафтовской истории «Зов Ктулху» — он может вызывать безумие или стимулировать желание следовать его культу. Как и божество Ньярлатхотеп, который исследовался нами в одном из прошлых открытых проектов.
Ктулху может действовать от имени других звёздных божеств в качестве их голоса и посредника. В то время как Ньярлатхотеп влияет в основном через материальный план, и с ним можно встретиться в бодрствующем мире, Ктулху оказывает воздействие через сновидения и царство сна. Нередко его голос можно услышать спонтанно, но мы также способны открыть для этих передач свой внутренний разум, с помощью различных техник магии сновидений. Через Ктулху мы можем общаться с сущностями, совершенно чуждыми человеческому сознанию, такими как Азатот или Йог-Сотот, или другими существами, чьё сознание настолько отличается от нашего, что мы не смогли бы взаимодействовать с ними каким-либо другим способом. Их образы передаются через подсознание и переводятся на язык человеческого восприятия. Из-за этой функции Ктулху иногда называют Верховным жрецом Великих Древних. Другие его титулы: «Владыка Р'льеха», «Повелитель водной Бездны» и «Тот, кто грядёт».
Поскольку сны являются ключом к бессознательному, этот вид магии также является одним из наиболее важных методов исследования миров и взаимодействия с их обитателями, описанными в рамках «Некрономикона». Изучая смысл своих снов мы можем получить доступ к самым глубоким слоям нашей психики. Ктулху таится «мёртвый, но грезящий» в затонувшей гробнице в Р'льехе — загадочном городе, олицетворяющем собой глубины бессознательного. Хотя он не может проникнуть в мир людей, он может видеть сны и через эти сны он способен получить доступ к человеческому сознанию — воздействуя на наши сны, посылая видения о древних временах и забытых богах, которые ждут за границей сна. В произведениях Лавкрафта такие передачи описываются как жуткие кошмары, сводящие спящего человека с ума, но в то же самое время они могут стать поразительным инструментом для работы с потоком Некрономикона, если мы добровольно откроем свой разум «зову Ктулху».
С макрокосмической точки зрения Ктулху представлен как божество, покоящееся в океане и ожидающее того момента, когда он восстанет и вновь будет править миром – или, исходя из положения звёзд, как инопланетная сила из Внешней Пустоты, ждущая подходящего момента, чтобы вторгнуться на нашу планету. «Воды» Ктулху не следует понимать в обыденном смысле. Это космические «воды», существующие вне структуры проявленного мира. В микрокосмическом смысле Ктулху — это голос бессознательного, импульс, скрытый в глубинах подсознания, проявляющийся избранным «жрецам». Поэтому «зов Ктулху» чаще всего воспринимается через сновидения. В истории «Зов Ктулху» Лавкрафт описывает Повелителя Снов как «монстра с неясными антропоидными чертами, но с головой, напоминающей осьминога, и ликом, представляющим собой массу щупалец, с чешуйчатым эластичным телом, огромными когтями на задних и передних лапах и длинными узкими крыльями сзади». В различных историях «Мифоса Ктулху» и текстах, связанных с «Некрономиконом», он также описывается как чудовищный гибрид, включающий части тела гигантского осьминога или дракона, с человекоподобными конечностями и парой крыльев за спиной. Считается, что он оборотень, способный по своему желанию изменять форму тела, втягивая и вытягивая конечности и щупальца. Однако в магической работе он проявляется как первозданное, аморфное существо, не имеющее формы и очертаний. Он приходит как огромная, непреодолимая сила, обвивающая практикующего подобно чёрному вихрю небытия, потоком энергии, которая ощущается холодной и безжизненной. Эта сила окутывает адепта, проникая в его разум изнутри, зарождаясь в затылке и проявляясь взрывом нечленораздельных звуков и голосов, возникающих из горловой чакры, центра общения. Под воздействием этих энергий сознание погружается в коматозное состояние, похожее на сон, настраивается на тонкие передачи из Внешней Пустоты и готово к восприятию видений тайного гнозиса.
Если вы знакомы с Ктулху, историей Лавкрафта или Мифами в целом, вы, вероятно, слышали о знаменитом заклинании, используемом для вызова Повелителя Снов: «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн». Мы также будем использовать это заклинание в последующих действиях. Лавкрафт перевёл эту фразу как: «В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху ждёт и грезит». Это самое значимое заклинание в культе и ритуалах, посвящённых Ктулху, призыв, пробуждающий его от древнего сна, который британский писатель-мистик Кеннет Грант описывает в своих оккультно-мифологических циклах «Тифонианские трилогии» как «заклинание из 41 буквы, открывающее дверь к Внешним Богам». В работе «Гнозис Некрономикона: Практическое введение» эти двери открываются внутри спящего разума.
Техники сновидческой практики в Лавкрафтианской магии мало чем отличаются от других методов работы со сновидениями, однако некоторые из них специфичны только для Гнозиса Некрономикона. Например, перед сном мы можем прочитать историю из «Мифов Ктулху», либо случайную, либо описывающую Ктулху или другую выбранную сущность. Или можем посмотреть фильм на Лавкрафтианскую тематику, например, «Зов Ктулху» (2005), «Извне» (1986), «Дагон» (2001), «Ктулху» (2007), «Пустота» (2016), и т.д. Перечень фильмов, вдохновлённых Лавкрафтом и темами, связанными с «Некрономиконом», достаточно объёмный. Затем, отходя ко сну, мы можем визуализировать сцены из рассказов или сосредоточиться на именах и образах — повторять их мысленно или вслух как мантры, рисовать глифы, представленные составляющими их буквами, и так далее. Также полезно запомнить описания мест и сущностей, а затем, засыпая, использовать их как врата для входа в осознанный сон, например, визуализируя их в своём уме, расширяя, или представляя, что мы находимся внутри этих ландшафтов, в окружении их обитателей, и общаемся с ними. Некоторые из подобных техник мы будем использовать в данном проекте, и при желании вы можете расширить их, добавив свои собственные. Работа со сновидениями всегда субъективна, и то, что воздействует на разум одного человека, не всегда работает для другого. Поэтому мы приводим здесь основные инструкции, которые помогут вам начать самостоятельную работу с Повелителем Снов, но при этом оставляем место и для вашего собственного креативного творчества и персональных занятий.
День первый.
Зов Ктулху
В ходе этой работы вы откроетесь потоку Повелителя Снов и настроите своё сознание на его межпространственные передачи. Также вы начнёте своё путешествие в таинственный «город» Р'льех, где покоится Ктулху «мёртвый, но грезящий», с построения сценария сна, который будет разрабатываться и развиваться в последующие дни проекта, с завершающей работой в заключительный день.
Подготовьте своё место поклонения так, как считаете нужным для работы. По возможности, это должна быть комната, которую вы обычно используете для сна. Если у вас есть специальное помещение-храм, сделайте его своим спальным местом на время всего проекта. Помимо предметов, перечисленных ранее в этом документе, вы можете поместить на свой алтарь статуэтки или изображения Ктулху, а также другие предметы культа, которые обычно используете в своих ритуалах.
Возьмите нарисованный сигил Ктулху в руки или положите его перед собой. Вы также можете поставить его на алтарь, в окружении пяти чёрных свечей — на ваше усмотрение, главное чтобы вам было удобно в него смотреть. Нанесите несколько капель своей крови на сигил, чтобы активировать его как врата к потоку Повелителя Снов, и одновременно нараспев повторяйте мантру призыва:
Если вы не знаете, как произносить эту фразу, проведите небольшое исследование, и без труда найдёте нужную информацию. Во время пения заклинания всматривайтесь в сигил и представляйте, что это больше не просто плоское изображение, а некие врата, соединяющие вас с Ктулху — через сигил вы можете отправить сообщение чтобы связаться с Повелителем Снов, а также получить от него передачи. Представьте себе, что сигил ярко светится (словно пылает) и оживает. Отправьте через него сообщение и пригласите Ктулху войти в ваше сознание и слиться с ним. Продолжайте нараспев повторять заклинание и пристально вглядываться в сигил, пока не почувствуете, что всё вокруг вас — комната, алтарь и окружающий мир — исчезает, и нет ничего кроме вас и Врат к Повелителю Снов.
(Прим., — Сигил — от латинского слова «sigillum», что означает «печать» — термин, как правило, относящийся к конкретному типу графической подписи определённой духовной сущности. В современном употреблении, особенно в контексте Магии Хаоса, сигил обозначает символическое представление желаемого Магом результата. В Библии, в последней книге Нового Завета «Открове́ние Иоа́нна», сказано, что свиток с такими печатями способен вызвать четырёх Всадников Апокалипсиса. Сигил, каким он известен в мире оккультизма или, точнее в Магии Хаоса, относится к практике магии, которая с помощью символов вызывается желанием происхождения какого-либо события или получения блага, в соответствии с выполнением практики «скрытности»).
Затем закройте глаза. Вы также можете погасить свечи и продолжить медитацию в полной темноте и тишине, или же использовать музыку в электронном стиле «дарк-эмбиент» — не стесняйтесь, выбирайте тот вариант, который вам больше всего подходит. С закрытыми глазами визуализируйте перед собой светящийся и пульсирующий сигил, в итоге превращающийся в зияющую открытую пасть с живой тьмой внутри неё. Позвольте себе втянуться и погрузиться в эту тьму, и пусть она перенесёт вас к порогу Р'льеха, существующего на границе сна и бодрствования.
Представьте себе, что вы плывёте в водах тёмного моря вниз, к чернеющей цитадели загадочного Р'льеха — затонувшего города с конструкциями, чуждыми человеческому пониманию и восприятию. Повсюду вы видите странные углы и таинственный свет. Представьте, как вокруг образуется светящийся зелёный туман, который окутывает вас, словно накидка, изолируя от внешнего мира и настраивая ваш разум на передачи Повелителя Снов. Услышьте доносящиеся до вас со всех сторон звуки песнопения, миллионы голосов напевают одну и ту же мантру: «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн». Когда вы создадите этот образ в своём сознании, сформулируйте намерение своего сна: «Я буду возвращаться сюда в моих сновидениях. И когда мне приснится этот город, я буду помнить, что вижу сон». Уверенно произнесите про себя это намерение несколько раз, и когда будете готовы завершить медитацию, выпейте Причастие из чаши и сразу же ложитесь спать. Больше ничего не делайте в первый день. Лягте, ещё раз вызовите в своём воображении образ затерянного города и позвольте себе заснуть с намерением продолжить видение во сне. Приготовьте рядом с кроватью блокнот, и когда проснётесь, сразу же запишите свои сны. Если вы просыпаетесь несколько раз за ночь, делайте это каждый раз когда проснётесь – не дожидаясь утра. Не закрывайте свой храм, не проводите никаких ритуалов «изгнаний» и не отвлекайтесь на посторонние дела. Всё время мысленно концентрируйтесь на работе со снами.
День второй.
Путешествие в Р'льех, часть-1
Сегодня вы вернётесь в затерянный город Р'льех, но вместо того, чтобы открыться всему, что может прийти, вы сосредоточитесь на определённом намерении. Это намерение зависит от вас — вы можете развить сценарий своего сна, добавив видение самого Повелителя Снов, исследовать город и его строения, встретиться с определённой сущностью или даже построить свой собственный храм в самом сердце Р'льеха. Что бы вы не выбрали на данном этапе, это будет в центре вашего внимания на протяжении всего проекта, так что выбирайте тщательно.
Прежде чем приступить к выполнению заданий в течении этого дня, возьмите лист бумаги и напишите сценарий своего сновидения. Начните с описания самого города, каким вы его видели накануне в предыдущий день, опишите путешествие, вход в портал — всё то, с чем вы уже знакомы. Затем добавьте новые элементы — то, что вы хотели бы увидеть во сне, когда снова вернётесь в затерянный город. На данном этапе это совсем не обязательно должен быть полный сценарий, например, если вы хотите вызвать Ктулху в заброшнном храме в самом центре Р'льеха, вы можете сначала начать с поиска или строительства самого храма — в этом случае вы можете описать, как он выглядит, где находится, как туда добраться, и так далее. Чем больше деталей вы добавите, тем более ярким он станет в вашем воображении. Если вы опытный осознанный сновидец, вы можете оставить сценарий открытым и построить образ храма прямо в тот момент, когда вы осознаете свой сон. Однако обычному практикующему следует сохранять ясность намерения и сосредоточиться на сценарии, подготовленном заранее. Опишите желаемое видение своего сна или нарисуйте его, если у вас есть художественные способности — это зависит от вас. Когда это будет сделано, запомните видение в деталях — оно понадобится вам для работы.
Когда всё будет готово, начните работу так же, как и медитацию в первый день: зажгите свечи, воскурите (сожгите) благовония и положите сигил перед собой. Затем встаньте или сядьте в удобную позу и сосредоточьте всё своё внимание на изображении данного символа. Снова пристально вглядитесь в него, представляя, что сигил становится вратами в поток Повелителя Снов. Смотрите, как он увеличивается перед вами, формируясь в зияющий портал, и повторяйте мантру призыва:
Нараспев повторяя заклинание, почувствуйте, как атмосфера вокруг вас меняется и заряжается энергиями, текущими через сигил. Эти энергии окутывают вас в виде светящегося зелёного тумана, уже знакомого вам по предыдущей медитации, и втягивают вас в зияющий портал. Позвольте этому случиться. Закройте глаза или задуйте свечи и сосредоточьтесь на сценарии вашего сна — просто сделайте его предметом вашей медитации — шаг за шагом, как вы его описали, формируя в своём внутреннем сознании яркое видение. Заставьте образ ожить, но не старайтесь и не переусердствуйте слишком сильно — если какие-то элементы начинают оживать сами по себе, меняясь и трансформируясь, позвольте этому случиться и протекать вместе с видением. Когда вы завершите свой сценарий на этот день, в заключении вновь чётко заявите своё намерение: «Я буду возвращаться сюда в моих снах. И когда мне приснится ... (то-то или то-то), я буду помнить, что я сплю».
Завершите медитацию, снова выпейте заранее приготовленное Причастие и сразу же ложитесь спать, более ничего не делая. Перед засыпанием представьте себе видение, которое вы только что испытали, и попытайтесь вспомнить его в своих снах. Медитируйте над видением и своим намерением осознать себя во сне до тех пор пока не уснёте, избегая других мыслей и образов. Затем дайте себе заснуть, не забывая держать под рукой блокнот, чтобы вы могли записать свои сны, когда проснётесь.
На следующий день обратите внимание на то, как все эти действия влияют на ваше обыденное сознание. Вы можете чувствовать себя непривязанным к окружающему миру и сосредоточенным на внутренних мыслительных процессах, или же у вас может возникнуть ощущение, что вы находитесь не совсем в этом мире, а где-то в промежутке между сном и бодрствованием. Подобные «промежуточные» состояния характерны для гнозиса Некрономикона. Что бы ни произошло, примите это и откройте себя любым проявлениям данной работы, которые могут к вам прийти. Запишите свои наблюдения.
День третий.
Путешествие в Р'льех, часть-2
В этот день вам следует вывести сценарий своего сна на следующий уровень и добавить в него новые элементы. Начните с того на чём остановились, и развивайте декорации или сюжет, добавляя в него что-то новое. Если накануне вы уже успешно выполнили практику осознанного сновидения, вы можете взять то, что видели во сне, и добавить это к уже имеющемуся сценарию или даже переписать его в соответствии с вашим сном. Если нет, не волнуйтесь, для правильного развития работы со сновидениями требуется время и практика. Когда вы расширите сценарий своего сна, запомните его, чтобы в процессе самой работы вы могли вспомнить все детали.
Как и в предыдущие два дня, начните медитацию с подготовки храма, свечей, благовоний, чаши с Причастием и символа (сигила Ктулху). Снова встаньте или сядьте в удобную позу и сосредоточьте всё своё внимание на сигиле. Визуализируйте его как врата в поток Повелителя Снов и одновременно нараспев повторяйте мантру призыва:
Продолжайте повторять мантру до тех пор, пока не почувствуете, что атмосфера в помещении изменилась и вы готовы продолжить работу далее. Вновь визуализируйте себя в окружении светящегося зелёного тумана, струящегося сквозь символ из затерянного города Р'льеха, и представьте как сигил превращается в зияющий портал. Пройдите через портал и сосредоточьтесь на сценарии своего сна — шаг за шагом представляйте себя в нём, заставляя образы и видения оживать в вашем внутреннем сознании. Когда вы дойдёте до конца своего сценария на этот день, ещё раз заявите о своём намерении продолжить его в своих снах: «Я буду возвращаться сюда в моих снах. И когда мне приснится ... (то-то или то-то), я буду помнить, что я сплю».
Выпейте чашу с Причастием, задуйте свечи (если они ещё горят) и сразу же ложитесь спать. Как и в предыдущие дни, представьте что вам снится видение, которое вы только что пережили, и попытайтесь вспомнить его в своих снах. Затем позвольте себе заснуть и не забудьте держать поблизости блокнот, чтобы вы могли записать свои сны, когда проснётесь. Запишите все свои сны, наблюдения или даже необычные мысли и душевные состояния после работы, и на следующий день — вам не обязательно делиться ими в своём отчете, но сохраняйте всё это как запись о ходе развития ваших занятий со сновидениями.
День четвёртый.
Путешествие в Р'льех, часть-3
Процедура в этот день точно такая же, как и в предыдущий — всё, что вам опять необходимо сделать, это перевести сценарий вашего сна на новый уровень. Для этого вы можете использовать свои сны, видения предыдущего дня или просто собственное воображение. Когда всё будет готово выполните те же действия, что и в предыдущей медитации: подготовьте храм, сядьте или встаньте в удобную позу и полностью сосредоточьте своё внимание на символе Ктулху. Снова визуализируйте его как врата в поток Повелителя Снов и одновременно напевайте мантру:
Продолжайте напевать заклинание, пока не услышите «зов Ктулху» и не почувствуете, что готовы дальше перейти к работе со сном. Затем визуализируйте сигил, как символ превращающийся в зияющий портал, позвольте себе окутаться зелёным туманом и отправиться в затерянный город Р'льех. Когда вы создадите этот образ в своём разуме, сосредоточьтесь на сценарии сновидения и заставьте образы и видения ожить в вашем внутреннем сознании. Когда вы дойдёте до конца, опять заявите намерение продолжить сценарий во сне: «Я буду возвращаться сюда в моих снах. И когда мне приснится ... (то-то или то-то), я буду помнить, что я сплю».
Ещё раз выпейте чашу с Причастием, задуйте свечи (если они всё ещё горят) и сразу же ложитесь спать. Перед сном помедитируйте над намерением стать осознанным в своих снах и когда это произойдёт, вспомните сценарий вашего сновидения. Затем засыпайте. Не забудьте записать свои сны, когда проснётесь, и проследите, как они влияют на ваше обыденное мирское сознание. Продолжайте и дальше вести записи наблюдений.
День пятый.
Обращение к Повелителю Снов
Это последний день проекта, и в этой работе вы подведёте своё сновидческое путешествие к концу, или, возможно, начнёте его заново. На этот раз вам не нужно ничего добавлять в сценарий своего сна. Вместо этого сосредоточьтесь на вызове сознания Ктулху и попытайтесь приблизиться к сценарию вашего сна через его разум. Представьте себя Повелителем Снов — тем, кто спит в сердце Р'льеха, — и посмотрите на всю картину его глазами. Это позволит вам совершенно по-другому взглянуть на сценарий вашего сна, превратив его в новое приключение.
Для следующего призыва убедитесь, что на вашем алтаре установлена как минимум одна чёрная и одна фиолетовая свеча. Также следует использовать благовоние «Кровь Дракона» (это природная красная смола, добываемая из дерева Драцены, использующаяся на протяжении тысячелетий: от производства краски до применения в медицинских и духовных практиках, она имеет яркий и мощный аромат с нотками янтаря, ванили и специй), но если его нет, смело используйте благовоние с ароматом лотоса или какого-нибудь другого цветка. Зажгите свечи, пристально посмотрите на сигил и начните наравспев повторять: «Йа! Йа! Ктулху Фхтагн!» Продолжайте напевать заклинание до тех пор, пока не почувствуете, что энергия в комнате изменилась. Если возможно, позаботьтесь о том, что бы в комнате было достаточно много дыма, насколько (и если) позволяют ваши носовые пазухи. Если нет, то это тоже не страшно. Когда энергия в помещении изменится, провозгласите следующее:
Ктулху! Тот, кто спит под океаном, я взываю к тебе!
Навигатор страны cнов, я открываю своё Око, чтобы видеть!
Властитель Кадата, охотник за сновидениями и избавитель от ночных кошмаров,
Отнеси меня в промежуточное место.
Открой для моего путешествия страны грёз и проведи меня сквозь туман сознания к воображаемым наслаждениям.
Ктулху, повелитель разума, я взываю к тебе!
Устрашающий просветлённый, создатель ужасов,
Наполни меня своим безумием и лиши меня здравомыслия.
Покажи мне свою мудрость через царство снов и позволь мне вспомнить то, о чём я забыл.
Ктулху, древний владыка путей сна, я призываю тебя, чтобы ты взял меня в своё царство и показал мне свой вечный гнозис!
Йа! Йа!
Вы можете повторить этот призыв несколько раз, чтобы сделать его более интенсивно действующим, если чувствуете, что это необходимо. Затем выпейте заранее приготовленное Причастие, закройте глаза и представьте себя Повелителем Снов. Позвольте его сознанию слиться с вашим и откройтесь любым видениям или посланиям, которые он может вам сообщить. Когда это будет сделано и вы почувствуете что готовы продолжать, войдите в сценарий своего сна, глядя на него глазами Ктулху. Поначалу это сознание может показаться вам чуждым и атавистическим, но через некоторое время вы сможете постичь этот опыт, превратив сценарий сна в видение со множеством различных вероятностей и многообразием всевозможных выводов. Переживайте этот опыт, и когда вы прочувствуете что готовы продолжить работу во сне, ложитесь в постель и позвольте себе заснуть, не забывая при этом заявить простое и чёткое намерение, например: «Я увижу сон о ... (о том-то), и когда это произойдет, я вспомню, что я сплю».
Когда вы проснётесь, обязательно запишите все свои сны, видения и наблюдения. Поблагодарите Ктулху за его присутствие и помощь в этой работе, оставив для него на алтаре небольшой знак благодарности — благовоние (например, ладан), магический камень или кристалл, или какое-то другое подношение по вашему выбору. Вы также можете подготовить подарок заранее до начала проекта, к примеру, если это кристалл, вы можете постоянно держать его при себе во время занятий, чтобы зарядить его как ваш сновидческий талисман. Не стесняйтесь экспериментировать, если вы и далее намерены продолжать работать над своими сновидческими навыками.
.
* * *
.
Author: Asenath Mason, with contributions from Bill Duvendack.
Еще раз о вреде фанатизма, или Убийственная красота/Новая инквизиция
Девять месяцев назад цивилизации пришел каюк. Таинственные сущности, один взгляд на которые вызывает неодолимую тягу к суициду, заполонили Землю. Людей практически не осталось, немногочисленные выжившие хоронятся в домах за закрытыми окнами.
Но Сущности не единственная проблема уцелевших. Не меньше бед доставляют Зрячие – свихнувшиеся люди, увидевшие Сущностей, но не спешащие свести счеты с жизнью, а пораженные их красотой. Силой заставляющие обычных гомо сапиенсов взглянуть на предмет своего восхищения. С предсказуемым итогом.
Испания. Барселона. Импозантный мужчина Себастьян с дочерью встречаются с группой выживших. Тут он получает информацию о некоем безопасном месте, находящемся на другом конце города. Путь к которому преграждает шайка Зрячих во главе с фанатичным падре Эстебаном.
Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
2018 год стал знаковым для фанатов оригинальных хорроров. Завораживающее «Тихое место» и «Птичий короб», поведавший историю о суицидообразующих Сущностях. «Короб» изрядно уступал «Месту» в саспенсе, но брал висты моральными этюдами и не самой затертой идеей.
Чего оказалось достаточно для сиквела (скорее вбоквела). Barcelona, что нечасто случается с продолжениями, не уступает, а, пожалуй, даже переплевывает оригинал.
Главное достоинство «сиквела-вбоквела» — взгляд с другой стороны. Барселона решила сконцентрировать большую часть внимания не на очередных скрывающихся по норам, а на их втором по значимости противнике.
Тех самых свихнувшихся товарищах, которые при взгляде на Сущность не режут себе глотку, а искренне восхищаются открывшейся картиной. И бог бы с ним, с восхищением, если бы Зрячие тихонько залипали на убийственных тварей. Нет. Эти парни решают донести до уцелевших сограждан всю смертоносную красоту увиденного. То, что жертвы их решения тут же покидают сей бренный мир, парней не смущает.
Причем, как выясняется, не просто не смущает. Они убеждены, что «спасают их души, освобождая заблудших овечек». Демонстрируя нам слепую веру и религиозный фанатизм наивысшей пробы.
Будем честными, в истории человечества хватало случаев, когда фанатики веры «спасали души» инакомыслящих без влияния всяких Сущностей. Под воздействием традиции, воспитания, узости мышления, талантливых проповедников. Логично, кому как не собратьям Сервантеса поднимать такую тему, ведь именно испанская инквизиция осталась в людской памяти как наиболее безжалостная структура, преследующая «не таких, как все».
Постановщики покажут, как появляются Зрячие и чем они мотивируются. Как горе, боль, чувство вины и потери становятся галлюциногеном, отныне формирующим твою картину мира. Как не вынесший утраты мозг подменяет понятия, искажает реальность, забывает о морали и этике, создает невозможные картинки. Как человек, всю жизнь связанный с мистикой, жаждущий чуда, с готовностью бросается в объятья неведомой хрени. Как жажда избранности, непонимание пути священника застилает взор, заставляя творить жуткие вещи. Искренне убеждая себя в правильности своих действий.
Еще одной приятной стороной «Барселоны» стала попытка разобраться в ТТХ Сущностей, крайне сумбурно обозначенных в ленте 2018-го. Наиболее любопытно выглядит теория квантового наблюдателя, дающая ответы на некоторые вопросы, и тут же ставящая ряд других.
Если перед нами квантовые сущности, проявляющие себя при появлении на улице наблюдателя в лице человека, понятно, отчего их так резво притягивает к людям. Непонятно, почему преградой для них служат стены и занавешенные окна. Если они способны летать, что подразумевает их появление за открывшимся окном на верхнем этаже высотки, то отчего безопасным считается место, расположенное на своеобразном острове? Если они опираются на людские страхи, боль и скорбь, на явление человека-наблюдателя, как могут страдать представители фауны, типа собак и особенно мышей? Будем честными, вопросов все равно больше чем ответов, но за старание испанцам спасибо.
Теперь появление невидимых Сущностей обозначается не просто танцем листьев, а поднятием в воздух различного мусора. Иногда. А иногда ничем не обозначается. Порой на их появление требуется с полминуты-минута, порой они будто ждут, когда герой откроет шторы, воздействуя на него практически мгновенно.
Эта неопределенность изрядно раздражает.
Да, еще они оказываются чертовски говорливыми ребятами. Ведь нам демонстрируют, что именно слышат в голове герои при встрече с Сущностями. Спорная теория – вы уверены, что звучащий в вашей голове голос умершего человека, пускай даже очень близкого, по которому скорбите/или в чьей гибели вы себя вините, заставит вас активно искать смерти?
Попробовали постановщики также чуток подправить ситуацию с саспенсом, ведь в оригинале с напряженными ситуациями были откровенные проблемы. В наличии несколько вполне прилично поставленных сцен, заставляющих всерьез переживать за героев. Не идеал, но хороший шаг вперед.
Отдельное спасибо за барселонские постапокалиптические пейзажи. Их создатели ленты не пожалели. Красивый город, показанный в режиме «мечты туриста»: почти без людей.
И за «вот это поворот», причем практически в начале картины.
Из героев стоит выделить Себастьяна (Касас ). Мятущийся отец, человек, претерпевший жуткие утраты, причем одна из них случилась во многом по его вине. Всеми силами стремящийся к воссоединению с близкими. Обретший и теряющий веру.
Именно с ним связаны немногочисленные флеш-беки начала гибели цивилизации. Их можно бы и поболе.
Клэр (Кэмпбелл). Некогда психиатр, сейчас взваливший на плечи заботу о девчонке-найденыше.
Падре Эстебан (Сбаралья). Тот самый священник, жаждущий избранности. Полностью утративший нравственные ориентиры. Точнее кардинально изменивший их для себя и последователей. Типаж дремлющего фанатика, разбуженного кризисной ситуацией. Еще раз подтверждающий поговорку о чертях и омуте.
Детишки проходят по категории мотивирующих факторов. Особой игры от девчонок не ждите.
С развязкой ситуация двойственная. С одной стороны, постановщики думают, что даже самых рьяных и убежденных фанатиков все же можно вернуть к человечности.
С другой – военная диктатура аж никак не располагает к оптимизму. С таким управлением судьба уцелевшего человечества неприглядна. Оригинальная лента в этом отношении была на порядок светлее и несла изрядный заряд бодрости.
Эрго. Вменяемый сиквел любопытного хоррора, кое в чем даже опережающий своего прародителя.