Премия Итоги года от ...

 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» / «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Место проведения:  «Мир фантастики» №2 (Том 78)
Дата проведения:  февраль 2010 г.

  1. КНИГИ 2009

    В отличие от 2008 года, весьма бедного на яркие книги, его 2009-й собрат оказался заметно удачливей. Революционных прорывов почти не было, но маститые авторы выдали «на-гора» ряд качественных текстов, немолодые коллеги то и дело пытались выйти за пределы коммерческого «формата», а издатели порадовали переводами знаменитых книг. Поток унылых полуфабрикатов МТА-разлива по-прежнему заполняет прилавки, но ушедший 2009-й подарил нам надежду — на то, что всё ещё может измениться. Не перевелись ещё талантливые писатели, профессиональные переводчики, компетентные редакторы, добросовестные издатели и, самое главное, разборчивые и вдумчивые читатели. И это здорово, дорогие друзья!

    1. Лучшая зарубежная фантастика:

      Слухи о смерти научной фантастики явно преувеличены. По крайней мере, фантастики западной. Роман Питера Уоттса (автора для отечественного читателя, в принципе, нового — так, пара рассказов не в счёт) — книга знаковая. Этот роман, посвященный, казалось бы, давно заезженной теме Контакта с иным разумом, стал событием в мировой фантастике, показав, что с уходом Великих Старцев «твёрдая» НФ никуда не исчезла и что фэнтези ещё ох как рано торжествовать полную победу.

      Использовав все штампы «контакт»-фантастики, Уоттс блистательно вывернул их наизнанку, создав напряжённый триллер, где есть приключения не только тела, но и разума. Герои романа — не супербойцы с пудовыми кулаками и заточенным под стрельбу метким глазом. Они прежде всего пытливые учёные, заставляющие вспомнить персонажей Станислава Лема и братьев Стругацких. Уоттс не пытается льстить ни героям, ни читателям — придуманное им общество сравнительно недалёкого будущего лишено даже признаков лакировки действительности в политкорректном духе «ах, как здорово мы заживём под сенью всеобщей демократии!». Так и положено в фантастике по-настоящему научной.

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2009 г.)

    2. Лучшее зарубежное фэнтези:

      Не каждый автор решится расстаться с «хлебным» циклом и героем, принесшим ему славу и деньги. Однако весьма почитаемый у нас пан Анджей Сапковский оказался именно таким смельчаком. Всеобщий любимец ведьмак Геральт отправлен на пенсию, а на смену ему пришёл весьма противоречивый тип Рейневан, волею судьбы попавший в самую гущу бурных событий кровавой эпохи Реформации.

      «Свет вечный» завершил монументальную историко-фэнтезийную трилогию Сапковского, читать которую весьма и весьма непросто. Принесший автору популярность увлекательный стиль никуда не делся (хоть и был подпорчен несколько корявым переводом), однако пан Анджей даже не пытался гладить по головке измученного латынью читателя. И вся трилогия, и особенно её финальный аккорд выглядят тяжеловесно, несмотря на бешеный вихрь сменяющих друг друга событий. Тем не менее реальных конкурентов у Сапковского в нынешнем году не оказалось (тут надобно глубоко вздохнуть по долгострою Мартина). К тому же никто из зарубежных авторов более не способен так проникнуть в самые глубины загадочной славянской души!

      (Рецензия на книгу — в №6 за 2009 г.)

    3. Лучшая зарубежная мистика: (=Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези)

      Вампиру вовсе не обязательно быть томным красавчиком, чтобы привлечь читателя. Если упыря-героя зовут мистер Сайлес, к нему просто невозможно не испытывать уважения.

      Впрочем, блистательный роман Нила Геймана — вовсе не о вампирах. Осыпанная по всему миру многочисленными наградами «История с кладбищем» посвящена трудному периоду взросления юного героя, выпестованного пёстрым сообществом тех, кого люди привыкли бояться. Призраки, оборотни, вампиры заменили мальчику со странным именем Никто семью и друзей. И справляются они со своим делом блестяще — благодаря «монстрам» Никто становится по-настоящему достойным человеком.

      Нил Гейман по праву считается одним из лучших «рассказчиков историй» современной литературы. Его роман не просто римейк «Книги джунглей» Киплинга или мистический триллер из жизни привидений; это прежде всего мудрая притча о нашей жизни, о том, как непросто «быть человеком», даже если ты чудовище.

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2009 г.)

    4. Лучшая отечественная фантастика:

      Роман Дмитрия Казакова довольно проблематично причислить к «научной» фантастике — впрочем, мы этого и не пытаемся сделать. Однако, несмотря на очевидные переклички со знаменитыми «Американскими богами» Нила Геймана, книга Казакова никак не укладывается и в прокрустово фэнтезийное ложе. Тем более что «русские боги» совершенно не связаны с теологией и мистицизмом — скорее перед нами попытка осмысления тех исторических архетипов, которые по сию пору господствуют в сердцах людей, населяющих бескрайние просторы Отечества.

      К чести автора, он не пошёл по простому и очень востребованному у значительной части народа пути «ура-патриотического» национального проекта в духе «Бей пиндосов! Спасай Россию!». Роман у Казакова получился горьким, с привкусом отчаяния... Но, может, так и надо? Вы ещё не устали от казённого оптимизма?

      Роман можно назвать неким криптоисторическим детективом, вовсе не пытающимся подражать Дэну Брауну. Что есть Россия? Кто мы, живущие здесь? Каковы наши убеждения и заблуждения? Довольно сложные вопросы для книги, упакованной в формат «как бы» боевика!

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2009 г.)

    5. Лучшее отечественное фэнтези:

      Роман «Пересмешник» — подлинно народный выбор! Когда полгода книга возглавляет книжный топ «Мира фантастики» — это уже серьёзно. Конкуренция в нынешнем году выдалась знатная — фэнтези на любой вкус. Тут вам и приключения, и романтика, и эпик, и техно... Однако подлинно выдающейся книги, пожалуй, всё же не было. Потому от выбора читателей так просто не отмахнёшься, тем более что роман Пехова этой народной любви вполне заслуживает.

      Наиболее сильная сторона «Пересмешника» — яркий мир магического стимпанка, населённого многочисленными причудливыми персонажами. Пехову особенно удались детали. Именно детали, позволившие читателю, истомившемуся в современных или псевдофеодальных фэнтезийных декорациях, с головой погрузиться в необычный и неуловимо притягательный мир. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сходных миров не так уж и мало — у авторов «забугорных». Но мы же нашего автора выбираем, доморощенного.

      Увы, сюжетная детективная интрига у Пехова получилась не ахти, да и идейная составляющая не потрясает воображение. Впрочем, мы и не утверждали, что, выбирая лауреатов, вымеряем их достоинства и недостатки на аптекарских весах. Ведь сердцу не прикажешь!

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2009 г.)

    6. Лучшее отечественное городское фэнтези: (=Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези)

      Полноценной мистики наши авторы толком не пишут. Ну нет у нас собственных Стивена Кинга и Клайва Баркера! Потому выбор в этой номинации — всегда проблема. Выходят, конечно, доморощенные опусы о призраках, вампирах и прочей нежити, но уровень их в минувшем году был, мягко говоря, не фонтан.

      Ставший лауреатом «Цифровой» — не мистика или городское фэнтези в привычном многим понимании этих терминов. Компьютерная фантазия? Технологическая городская «страшилка»? «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Заменим театр на виртуальную реальность, а людей — на кишащие в ней байты и биты, получим «Цифрового» — ненаучный киберпанк, ожившую «Матрицу», философский «Трон». Технофэнтези, короче. Впрочем, конкретные форма или жанр никогда не были для Дяченко самоцелью. Книга скорее относится к социально-философской фантастике, авторы которой пытаются понять: что есть окружающий нас мир и куда он, собственно, идёт? Не подменит ли наступающая виртуальная реальность обычную жизнь? Или, может, и подменять уже нечего? Может, мы уже давно обитаем в Матрице, просто до сих пор этого не понимаем?

      (Рецензия на книгу — в №5 за 2009 г.)

    7. Лучшее продолжение отечественного цикла:

      В последние пару лет самое пристальное внимание привлекали книги Веры Камши об Этерне. Однако заключительный том финального романа появится только в нынешнем году, под занавес которого почти наверняка (если не случится чего-то экстраординарного) угодит в «Итоги 2010». Пока же составить общее впечатление о книге выдающейся эпопеи не получается, потому мы решили не включать её даже в число номинантов. Из других претендентов самой яркой книгой, на наш взгляд, блеснул неувядающий Ник Перумов.

      Герои, балансирующие на грани добра и зла (и зачастую переступающие её), в фантастике нередки. Перумову удалось добавить в пантеон таких персонажей ещё одну яркую личность. Девушка Алиедора, пройдя вереницу жестоких испытаний, превращается в «живой клинок» — непобедимый и беспощадный. Вот только на этом кровавом пути так легко утратить нечто неуловимое, что отличает нормального человека от бестрепетного злодея. Удастся ли Алиедоре сохранить свою человеческую сущность? Ответ даст только заключительный том трилогии «Семь зверей Райлега».

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2009 г.)

    8. Лучший отечественный авторский сборник:

      По итогам прошлого года сборник Евгения Лукина «Бытие наше дырчатое» победил не только в своей законной номинации, но и был признан «Книгой года» — довольно неожиданно. «С нами бот» ничем не хуже своего прошлогоднего собрата, однако конкуренция заметно обострилась, потому на что-то большее, нежели победа над другими авторскими собраниями, книге Лукина рассчитывать не приходится. Впрочем, конкуренты по номинации у него сильные и именитые. Но мы не могли не отметить сборник, заглавная повесть которого принесла автору аж шесть жанровых наград — от «Сигмы-Ф» до Ефремовской премии. Да и другие произведения малой формы, вошедшие в собрание, не подкачали, демонстрируя разнообразные грани таланта Евгения Лукина.

      Премию за антологию мы ныне присуждать не решились. Тематических сборников было немало — однако сверкали на все лады лишь переводные антологии, на фоне которых плоды трудов отечественных редакторов-составителей явно потерялись. Нет, не родила ещё земля российская своего Гарднера Дозуа.

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2009 г.)

    9. Лучшая необычная книга:

      Произведений, выбивающихся за привычные фантастические рамки, в 2009-м вышло немало. Кроме наших номинантов, имеется несколько сильных переводных книг, по разным причинам оставшихся за бортом. Но победил всё же иностранец — писатель мирового класса Салман Рушди.

      Пожалуй, творчество Рушди наглядно демонстрирует разницу восприятий жанра фэнтези у нас и «у них». Если подавляющее большинство отечественных читателей (и даже писателей!) свято убеждены, что фэнтези — это рыцари, драконы, эльфы, на худой конец, техномаги и ученики тайных колдовских лицеев, то на Западе границы фэнтезийного жанра гораздо более обширны. Во всяком случае, многие книги таких авторов, как Салман Рушди, Нил Гейман или Умберто Эко, запросто туда умещаются. Что, впрочем, не мешает безоговорочному господству фэнтези традиционного — да-да, с теми самыми хоббитами, колдунами и василисками.

      «Флорентийская чародейка» принадлежит к лучшим творениям Рушди. При всём уважении к отечественным авторам, не отметить эту проникновенную и увлекательную историю выдающегося англо-индийского писателя мы просто не смогли.

      (Рецензия на книгу — в №1 за 2010 г.)

    10. Лучшая книга для детей и юношества:

      Не сказать чтобы книг для детей и юношества в минувшем году было мало — и наших, и зарубежных. Но ничего по-настоящему яркого, на уровне приучивших нас к достойным текстам Джоан Ролинг, Филипа Пулмана или Джонатана Страуда — увы, увы... Книги Стефани Майер, конечно, хит — но с литературной точки зрения эта вампирская романтическая попса не блещет. Единственным по-настоящему интересным произведением, которое мы решили назвать нашим лауреатом, стал роман мэтра отечественной фантастики Сергея Лукьяненко.

      История похождений юного Трикса, поначалу незадачливого сынка коварно убиенного герцога, ставшего в конце концов перспективным учеником чародея, издатели преподнесли как взрослое юмористическое фэнтези. Однако, несмотря на обилие приколов и шуточек, отбрасывающих тень в окружающую нас действительность, книга замечательно укладывается в каноны типичной сказки о становлении характера и личности юноши, понемногу превращающегося в мужчину. И пусть роман не отнесёшь к шедеврам, Сергей Лукьяненко справился со своей задачей на отлично. Тут и развлечения, и поучения — выбирай, читатель, что по душе!

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2009 г.)

    11. Лучший комикс:

      В отношении переводных книг мы установили правило — включать в список номинантов лишь тех, кто соответствуют хронологическим рамкам. Применительно к 2009 году потенциальный лауреат должен был выйти на языке оригинала не ранее года 2006-го. Но на любое правило есть своё исключение.

      Если с выпуском разнообразных вариаций манги в России, похоже, всё в порядке, то евро-американский комикс пока лишь робко осваивается в наших краях. Кроме довольно-таки потрёпанных молью времени приключений супергероев Marvel и DC Comics, глазу остановиться особо не на чем. В минувшем году появилась пара отечественных проектов, тесно связанных с популярными фильмам. Но когда в России вышли «Хранители», особо отмечать дебютные потуги отечественных комиксоделов как-то даже неприлично.

      Абсолютный шедевр, который обязаны прочесть все, кто мало-мальски интересуется графическими историями! Вот что такое «Хранители» — и неважно, что им уже минуло 20 лет, ведь гениальная книга Алана Мура не имеет срока давности.

      (Рецензия на книгу — в №5 за 2009 г.)

    12. Сюрприз года:

      Состоящий из трёх томов роман признанных мастеров фантастики Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, которые не раз становились лауреатами нашего журнала, внушает почти священный трепет. Деже сложно его с чем-то сравнивать! Ну разве «Барочный цикл» Нила Стивенсона на ум приходит... Особенно мудрено определить жанровую принадлежность книги. Криптоисторическое фэнтези? Философская фантастика? Мистический детектив? Альтернативная история? Авантюрная НФ? Всё это, вместе взятое, и щепотка ещё чего-то неуловимого!

      Испытываемый восторг вовсе не означает, что книга лишена недостатков, — похоже, перед нами как раз тот случай, когда излишняя монументальность сыграла с романом нехорошую шутку. Увы, такова судьба почти всех объёмных произведений: авторам практически нереально удержать на протяжении тысячи с гаком страниц одинаково выдающийся уровень.

      Вот, казалось, знаем мы Олди как облупленных. Но почти каждой новой книгой харьковский дуэт умудряется удивить самого придирчивого читателя. Талант, однако!

      (Рецензии на книги — в №3, №5, №10 за 2009 г.)

    13. КНИГА ГОДА:

      Бросим беглый взгляд на номинантов. Городская компьютерная страшилка о виртуальных ужасах? Забавная авантюрная фантазия? Стильный детективный стимпанк? Монументальное смешение жанров и направлений? Все книги достойные. Почему же мы остановили выбор на «Русских богах»?

      Пожалуй, из-за темы книги и поднятых автором вопросов, многие из которых, что греха таить, до сих пор становятся «яблоком раздора» внутри российского общества. Мы никак не примиримся со своим противоречивым прошлым, продолжая бесконечную битву мнений, мифов и иллюзий. До сих пор не нашли успокоения призраки сталинских репрессий и гражданской войны. Ведутся баталии даже вокруг, казалось бы, бесконечно далёких времён Ивана Грозного и Петра Великого! Многие народы оставили свою историю специалистам, вспоминая о ней лишь во время красочных фестивалей да просмотра помпезных фильмов. А мы всё воюем, воюем...

      Книга Дмитрия Казакова по-настоящему патриотична, но не пещерным патриотизмом. Ведь любить свою Родину — вовсе не значит ненавидеть все остальные.

      Такой фантастики немного, потому мы и назвали лучшей книгой 2009 года роман «Русские боги». Может, хватит уже копаться в прошлом? Давайте лучше помечтаем о будущем!

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2009 г.)

  1. КИНО 2009

    Двенадцать месяцев назад мы сетовали, что фабрики грёз США и Европы напрочь забыли о фантастике и предпочитают волшебников космическим кораблям. Быть может, где-то в глубинах вселенной живёт ясноокая богиня кино, которая услышала эти жалобы? Как бы то ни было, а фантастических лент в 2009-м мы получили достаточно, фэнтези же, напротив, сдало позиции. Ну ничего, впереди ещё долгие двенадцать месяцев. Выбирать победителей в номинациях на этот раз оказалось удивительно просто: фавориты уже давно готовятся взойти на пьедестал почёта, а фильмам попроще остаётся лишь завидовать. Итак, слоны выстроились в стройную шеренгу — самое время начинать их раздачу.

     

    1. Лучшая экранизация:

      Что вообще такое лучшая экранизация? Скрупулёзно перенесённый в киноформат первоисточник или же совершенно новая история, лишь отчасти сохраняющая дух оригинала? Полагаем, за точный ответ на этот вопрос положена отдельная награда. Номинация уникальная, но в этом году будто специально для неё появился уникальный победитель. На первый взгляд, Эрик Рот и Дэвид Финчер достаточно вольно обошлись с рассказом Фицджеральда: там, где последний заставлял читателей смеяться, сценарист и режиссёр предлагают зрителям плакать. Но вот что любопытно: суть истории о молодеющем старике в ходе переноса на широкие экраны осталась нетронутой, просто киноделы взглянули на неё под другим углом. Такой подход нам видится образцово-показательным. Пусть творение Фрэнсиса Скотта Фицджеральда воспринимается как едкая сатира о человеческой глупости, а работа Дэвида Финчера — как душевное кино о жизни, оба произведения одинаково интересны. Ну как тут устоять?

      (Рецензия на фильм — в №6 за 2009 г.)

    2. Лучший мультфильм:

      Замечательный список претендентов вышел, всегда бы так: за победу борются анимационные фильмы, созданные мастерами из разных концов света. В международной команде были замечены американцы, испанцы, британцы, японцы и совсем немного — русские. Ясное дело, победитель определяется не по национальному признаку, а по количеству зрительских симпатий (когда-нибудь мы изобретем величину, в которой они будут измеряться). Вопреки ожиданиям, золото унесут не полюбившиеся герои сериала «Ледниковый период», и даже не персонажи Миядзаки, а скромная девочка Коралина. Благодаря стараниям Генри Селика её приключения на широком экране получились не менее захватывающими, чем в книжке-первоисточнике. Аплодисментов заслуживает и качество анимации (а с куклами работать ой как непросто), и атмосфера, и то, как в сюжет вписались новые персонажи. Великолепная сказка для детей и взрослых с поучительной и ненавязчивой моралью по праву заслужила первое место.

      (Рецензия на фильм — в №6 за 2009 г.)

    3. Лучший кинокомикс:

      Не знаем, как вам, но нам уже страшно думать о кинокомиксах. Жанр этот просто неприлично растолстел, стал едва ли не популярнейшим в сегменте развлекательного кино. Паршивец регулярно заставляет миллионы зрители расставаться с деньгами лишь для того, чтобы увидеть, как полюбившиеся на бумажных страницах персонажи обретают живые воплощения. Однако, вот сюрприз, прошедший год оказался не особенно богат на интересные кинокомиксы. В этой номинации уже давно наметился фаворит, тягаться с которым опасно для здоровья: можно и в зубы получить, причем не единожды. У «Хранителей» есть веские причины жестоко расправляться с конкурентами. Почти десять лет проект варился в производственном аду — от такого кто хочешь озвереет. Благо Дэвиду Хэйтеру и Заку Снайдеру хватило силы воли донести его до зрителей. Пусть скромные кассовые сборы не вводят вас в заблуждение. «Хранители» — самый стильный, самый зрелищный и самый, не побоимся этого слова, умный кинокомикс из тех, которые нам довелось увидеть за последние 365 дней.

      (Рецензия на фильм — в №4 за 2009 г.)

    4. Лучший фильм ужасов:

      Кто бы что ни говорил, снимать фильмы — настоящее искусство, ну а снимать фильмы ужасов — искусство в искусстве, этакий шарик Рубика с максимальным уровнем сложности. Мы уже наслушались баек про то, что зачерствевшего зрителя ничем не проймёшь, да и киностудии гораздо больше сейчас пекутся о прибыли, чем лет хотя бы 15 назад, следовательно, интересуют их попсовые жанры. Как же быть — оставить ужастики в покое, мол, пусть спокойно вымирают? Дудки! На ниве кинематографа нет-нет, да и нарисуется фанат, способный довести публику в кинотеатрах до нервной икоты. Речь не о заслуженных мастерах жанра, например о Сэме Рэйми, и даже не о продолжателях известных серий вроде «Пункта назначения». Ответственность за будущее кинохорроров ложится на плечи экспериментаторов и дебютантов. «Паранормальное явление» — тому доказательство. Сделанное с полной выкладкой талантливых людей «домашнее видео» даже матёрых фанатов кинострашилок впечатлит атмосферой. Да и вопрос создатели фильма затронули интересный. Вот вы знаете, что творится в доме, когда вы спите?

      (Рецензия на фильм — в №1 за 2010 г.)

    5. Лучший фильм-катастрофа:

      Предвосхищая недоумение читателей, объясняем: размах постановки не гарантирует первое место в номинации. Смакование разрушений — неотъемлемая составляющая кинокатастроф, но отнюдь не главная. Благодаря новым технологиям Роланд Эммерих всё зрелищнее разрушает мир, но всё меньше снимает кино. Думаете, он сам рисует в Photoshop цунами и торнадо? Как же, для такого есть бригады специалистов по компьютерной графике со своими локальными режиссёрами. Сцены разрушений — их заслуга. Ну а Эммерих попытался снять душещипательную драму, приплюснутую тонной почти физически ощутимого пафоса. «Знамение» — кино куда более антропоцентрическое. Да, в нём на порядок меньше «бухов» и «бахов», но местный апокалипсис — очень коварный зверь. Он не станет использовать литосферные плиты Земли как литавры для возвещения о своём приходе. Нет, он подкрадётся незаметно и сдует нас с лица планеты. В 2012 герои вполне убедительно паникуют перед концом света, но всё равно остаются картонными. Искренность, с которой персонаж Николаса Кейджа обнимает родителей, стоит всех громких криков о помощи. 2012 — фильм не про Армагеддон, а про то, как безликие нарисованные человечки падают в большие нарисованные трещины в асфальте. «Знамение» — вот настоящий фильм-катастрофа!

      (Рецензия на фильм — в №5 за 2009 г.)

    6. Лучший фантастический фильм:

      Любое чудо рано или поздно наскучивает. В вашем доме появились феи? Попробуйте пожить с ними месяц-другой — взвоете. Над городом завис космический корабль инопланетян? Ну да, примечательное событие, есть повод нащёлкать пару сотен фотографий. Но как только романтика новизны улетучится, наступят скучные будни. С инопланетянами придётся налаживать контакт, расселять их — бедняги даже не представляют, как работает их техника. Хватит ли у вас терпения не поссориться с «гостями»? Об этом повествует дебютная полнометражная работа Нила Бломкампа: о бытовых проблемах при столкновении с неизвестным; о том, как уживаются несколько цивилизаций на одном клочке земли, и о том, как можно потерять человеческий облик в прямом и переносном смыслах. Мы рады, что ещё не перевелись энтузиасты создавать космические ужастики вроде «Пандорума» и медитативные драмы вроде «Луны 2112». Однако в «Районе № 9» обнаружилась примечательная смесь экшена и психологизма, поэтому золото в номинации достаётся именно ему. Что до «Аватара»... Кэмерон причислил фильм «скорее к фэнтези, нежели фантастике». Сам и виноват!

      (Рецензия на фильм — в №10 за 2009 г.)

    7. Лучшее продолжение:

      Высокая оценка второму сиквелу в режиссёрской карьере Майкла Бэя спровоцировала бурную реакцию читателей. Многие стали кидать булыжники в голливудского мастера разрушений — да так, что на орехи досталось и нашему журналу. Ничего, переживём. Откровенно говоря, не все в редакции разделяют восторга относительно второй части «Трансформеров», но это по секрету. Достоин ли фильм хотя бы какой-то награды? С точки зрения методики производства сиквелов — несомненно. Сухая статистика бесстрастно утверждает, что вторая часть превосходит первую по всем показателям. Здесь и размах постановки больше, и действующих лиц — вагон, и спецэффекты оглушительнее. К несчастью, сильнее заметны и всевозможные режиссёрские «закидоны» вроде любви к пошлым шуточкам. Но отбросим предрассудки: «Месть падших» — идеальное продолжение для развлекательного фильма, с максимально прокачанными характеристиками. Другое дело, что «как кино» фильм получился несостоятельным. Ну да кого это сейчас волнует?

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2009 г.)

    8. Самый смешной фильм:

      Помимо воспеваемого критиками духовного обогащения, кино должно ещё и развлекать — дарить всевозможные эмоции, заставлять плакать и смеяться. Так ли уж важна суть фильма, если он способен обеспечить вас поводом от души нахохотаться? «Нет!» — гаркнет молодёжь в первых рядах. «Ещё как!» — возразит искушённая публика. Если в графе «жанр» написано «комедия» — это ещё не значит, что режиссёр картины может забыть о том, как грамотно переносить сценарий на экран, как работать с актёрами и с выгодных ракурсов показывать декорации. В общем, даже самая отвязная комедия должна оставаться фильмом, а не набором шуток. В этом отношении «Добро пожаловать в зомбилэнд» оставляет конкурентов далеко позади. Помимо достаточно злобного юмора, в ней есть интересные персонажи, логично выстроенный сюжет и, самое главное, стиль. Вне всяких сомнений, такое зомби-муви мы ждали уже давно. Интересно, сумеет ли Рубен Фляйшер удержать планку качества в сиквеле?

      (Рецензия на фильм — в №12 за 2009 г.)

    9. ФИЛЬМ ГОДА:

      Признайтесь, вы не удивлены. Хотя в ушедшем году мы посмотрели достаточно интересных картин, кандидатов на роль лучшей набралось до обидного мало. Все будто спрятались в норки и затаились, почувствовав его приближение. Грозная поступь, от который покрывалась рябью кока-кола в стаканчиках и подпрыгивал попкорн в вёдрах, раздавалась в Парке мирового кинематографа уже давно. И вот свершилось — из вольера «гиганты кино особо крупных размеров» вышел тот, кто размножил смертоносных инопланетных монстров, заставил губернатора Калифорнии произнести сакраментальное I'll be back и потопил «Титаник». Очень многие сомневались, что Джеймс Кэмерон после столь значительного перерыва сумеет снять грамотное кино. Практика показала, что Кэмерон всё сделал правильно: маэстро не изменили ни чувство вкуса, ни воображение. Свершилась ли та самая революция в кино, о которой трубит «Двадцатый Век Фокс»? Возможно, некоторые зрители ожидали чего-то совсем уж волшебного, но давайте будем реалистами. Масштабное приключение, дающее на два с половиной часа непередаваемое чувство свободы, явно заслуживает титул «фильм года». Тут уж, как говорится, без вариантов.

      (Рецензия на фильм — в №2 за 2010 г.)

  1. ВИДЕОИГРЫ 2009

    1. Лучшая фэнтези-игра:

      Спрячьте топоры и уберите стрелы. Мы прекрасно понимаем, что в качестве победителя этой номинации обычно представляется игра с более традиционным виртуальным миром: с драконами всех мастей, эльфами, магами и тому подобной фэнтезийной атрибутикой. Однако разве истинные фанаты жанра никогда не мечтали о разнообразии и о чём-нибудь нестандартном?

      Действие игры происходит в... стародавние времена — очень стародавние. Подлинная дата неизвестна, но герой очутился в нашем мире, когда им правили демоны, а людей жестоко угнетали. Мир, оказывается, создали титаны, фанатевшие от тяжёлой музыки и рокерского стиля. Поэтому выглядит окружающая действительность соответственно: повсюду артефакты характерной архитектуры со множеством блестящих хромированных элементов, несколько аккордов на гитаре могут буквально превратить ночь в день сполохами спецэффектов, а главное — все местные жители принадлежат к какому-нибудь музыкальному направлению. В наличии имеются и фанаты хэви-метала, и готы, и рокеры. С кем-то придётся повоевать, кто-то окажется верным союзником.

      Фэнтези без гоблинов и эльфов — оно просто обязано было победить в этой категории!

      (Рецензия на игру — в №1 за 2010 г.)

    2. Лучшая фантастическая игра:

      Поговаривают, будто время научной фантастики проходит: в космос человечество уже особо рьяно не стремится, своё будущее с другими планетами не связывает да и мечтать на подобные темы становится моветоном. В результате стремительно падает популярность фильмов и игр этого многострадального жанра. Неужели через несколько лет номинация «Лучшая фантастическая игра» сгинет вовсе из-за отсутствия сколь-нибудь достойных претендентов? Возможно, но пока что у нас не только имеются номинанты, но и очень достойный победитель с массой характерных для фантастического произведения черт. Присутствуют в нём и тема космоса, и коварные инопланетяне, и десантники будущего.

      Очередной части канонического сериала Halo заслуженно достаётся золотая медаль, и дело не только в её ярко выраженной фантастической составляющей. Помимо прочего, ODST — замечательная игра и достойное продолжение серии, получившее массу нововведений, которых в своё время была лишена Halo 3. В центре повествования — уже не один непобедимый герой, а целый отряд орбитальных десантников (фирменный армейский юмор прилагается). Сюжет чередует пальбу и беготню по осаждённому городу с эпизодами, призванными создать атмосферу, персонажи обмениваются колкими ремарками, инопланетяне стреляют из всех стволов люминесцирующими «плевками» — в общем, скучать не приходится.

      (Рецензия на игру — в №11 за 2009 г.)

    3. Лучшее продолжение:

      Как бы ни ругали первую Assassin's Creed за монотонность и отсутствие разнообразия в дополнительных миссиях, нужно признать, что она породила моду на лазающих по зданиям героев и подстегнула интерес разработчиков к замкнутым виртуальным вселенным. Необходимо было только выявить допущенные недочёты и провести генеральную уборку. Сиквел однозначно побеждает в представленной номинации, так как разработчики осуществили поистине титаническую работу над ошибками. Сотрудники Ubisoft проводили опросы, устраивали мониторинги тематических форумов и учли, кажется, все недостатки, которые портили впечатление от первой части. Хотели больше миссий? Получите. Желали устраивать забеги на скорость и проверять свою ловкость? Пожалуйста!

      Разумеется, не всё прошло гладко. На смену старым ошибкам благополучно пришли новые, и при всем старании авторов проекта Assassin's Creed не получилась на 100% идеальной. Тем не менее, ознакомившись со следующей главой намечающегося сериала, мы с удовольствием признаём, что это именно та Assassin's Creed, которую многие хотели получить. Остальные претенденты тоже достойны, но по сравнению с предыдущими частями их эволюция не столь очевидна.

      (Рецензия на игру — в №2 за 2010 г.)

    4. Лучшее приключение:

      Ни одно ежегодное подведение итогов не обходится у нас без новых номинаций. В этот раз среди дебютантов нашлось место для «Лучшего приключения». Не то чтобы прежде мы наблюдали дефицит игр этого жанра — скорее наоборот, но прежде они вполне уютно чувствовали себя в рамках других номинаций, а вот для Uncharted 2: Among Thieves рамки оказались слишком тесны.

      В этой игре слилось воедино всё лучшее, что есть в «Индиане Джонсе», «Сокровищах нации», приключениях Лары Крофт и Принца Персии: путешествия за грань изученного мира, интригующие тайны древности, напряжённый сюжет, колоритные персонажи, шикарный юмор и умопомрачительные погони... Перечислять можно почти бесконечно. Помножив всё вышеперечисленное на адреналиновый экшен и гениальный дизайн уровней — головокружительный эпизод с поездом уже стал живой классикой и, без сомнения, послужит образцом для многочисленных подражаний — получим настоящую игру мечты. Все элементы, из которых скроен Uncharted 2, доведены до идеала и безупречно подогнаны к остальным фрагментам этой удивительной мозаики.

      Полтора десятка часов, проведённые с Натаном Дрейком в поисках Шамбалы, дарят нам едва ли не самые яркие впечатления за всё время существования игровой индустрии. Пожалуй, единственный недостаток Uncharted 2 заключается в том, что свести знакомство с этой великолепной игрой смогут лишь владельцы Playstation 3, но ради таких эксклюзивов и приобретаются консоли.

      (Рецензия на игру — в №1 за 2010 г.)

    5. Неформат года:

      В этом непростом году кризис настиг не только нас с вами, но и маленького робота, которого бесцеремонно вышвырнули на свалку. Его мир схематично набросан карандашом, его права уже использованы против него, и вместо адвоката у нашего Робби — лишь сообразительность игрока и неуёмное желание выжить. Якуб Дворски, знаменитый своими «очень известными в узких кругах» квестами серии «Саморост», снова показал, как делать ни на что не похожие игры. Наш протеже никак не Терминатор и даже не R2D2. Его могут походя пнуть, «развести» и даже бросить в кутузку. Он маленький. Ему страшно и тоскливо. Он нарисованный, но живой. Как у товарища Якуба такое выходит — решительно непонятно.

      Фирменный ржаво-скрипучий стиль, который помнится ещё с «Саморостов», получил должное развитие. Сюрреализм происходящего изрядно прибавил в градусе, причём говорящие на тарабарщине роботы — это еще полбеды. В конце концов, можно по «мыльным пузырям», вылетающим у них изо рта, догадаться, чего надо этим железякам, чьи обшарпанные корпуса наверняка сподвигли бы Азимова на написание четвёртого закона робототехники (о личной гигиене). Но вот чтобы решить местные задачки, придётся попотеть. Запуск пустякового механизма, перевозящего руду, может вывихнуть мозги нормальному белково-протеиновому индивиду. Не сдавшиеся смельчаки рискуют уйти по уши в эту щемяще-грустную историю. Эталонный неформат 2009-го — это декадентский вальс «Бостон» с экзотическим привкусом машинного масла.

      (Рецензия на игру — в №1 за 2010 г.)

    6. ИГРА ГОДА

      Сделать хорошую ролевую игру — вопрос не трёх месяцев и даже не одного года. Dragon Age: Origins делали более шести лет. Делала команда, которая подарила нам Neverwinter Nights, Baldur's Gate, Star Wars: KOTOR и Mass Effect. Результат ожидаемо получился ошеломительным; так и хочется ткнуть его под нос всем тем разработчикам, которые плачутся,

      что их игры не получили должных баллов только потому, что излишне раскатавшая губу публика ждала чего-то совсем уж из ряда вон.

      В Dragon Age играют даже те, кто раньше не причислял себя к фанатам ролевых игр. Заявленная сотня часов на прохождение — не пустой звук, а реальность. Сильный сюжет, интересные персонажи, безумное количество побочных заданий, загружаемый контент, система достижений, красивые бои, отличная анимация... В общем, после недели, проведенной в обнимку с Dragon Age (из-за которой мы чуть не сорвали сдачу номера!) сомнений в том, чем особо запомнится нам 2009-й, у редакции не осталось.

      Единственной игрой, которая могла бы сдвинуть монументальное творение Bioware с законной первой строчки нашего хит-парада, могла стать лишь вышибающая последние мозги малявка Plants vs. Zombies. Но в нашей версии анекдота про спор слона и маленькой мышки победил всё-таки слон. А мышку мы заботливо сберегли для другой номинации.

      (Рецензия на игру — в №11 за 2009 г.)

© «Мир фантастики» №2 (Том 78), 2010

 
 
Книга года Дмитрий Казаков "Русские боги"
Марина и Сергей Дяченко "Цифровой, или Brevis est"
Сергей Лукьяненко "Недотёпа"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Пересмешник"
Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов "Алюмен"
Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года Сергей Лукьяненко "Недотёпа"
Скотт Вестерфельд "Последние дни"
Scott Westerfeld "The Last Days"
Йон Колфер "Авиатор"
Eoin Colfer "Airman"
Стефани Майер "Рассвет"
Stephenie Meyer "Breaking Dawn"
Книги — Лучшее зарубежное фэнтези Анджей Сапковский "Свет вечный"
Andrzej Sapkowski "Lux perpetua"
Гай Гэвриел Кей "Изабель"
Guy Gavriel Kay "Ysabel"
Скотт Линч "Красные моря под красными небесами"
Scott Lynch "Red Seas Under Red Skies"
Стивен Хант "Небесный суд"
Stephen Hunt "The Court of the Air"
Р. Скотт Бэккер "Тысячекратная Мысль"
R. Scott Bakker "The Thousandfold Thought"
Книги — Лучшая зарубежная фантастика Питер Уоттс "Ложная слепота"
Peter Watts "Blindsight"
Карл Шрёдер "Солнце Солнц"
Karl Schroeder "Sun of Suns"
Бернард Беккет "Генезис-2075"
Bernard Beckett "Genesis"
Книги — Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези Нил Гейман "История с кладбищем"
Neil Gaiman "The Graveyard Book"
Стивен Кинг "Дьюма-Ки"
Stephen King "Duma Key"
Стефани Майер "Рассвет"
Stephenie Meyer "Breaking Dawn"
Джон Маркс "Страна клыков и когтей"
John Marks "Fangland"
Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла Ник Перумов "Алиедора"
Вадим Панов "Ребус Галла"
Ольга Голотвина "Привычное проклятие"
Николай Горькавый "Теория катастрофы"
Книги — Лучший отечественный авторский сборник Евгений Лукин "С нами бот"
Александр Зорич "У солдата есть невеста"
Андрей Хуснутдинов "«Данайцы»"
Святослав Логинов "Закат на планете Земля"
Книги — Лучшее отечественное фэнтези Алексей Пехов, Елена Бычкова "Пересмешник"
Ольга Громыко "Год крысы. Видунья"
Сергей Лукьяненко "Недотёпа"
Ольга Онойко "Дети немилости"
Генри Лайон Олди "Золотарь, или Просите, и дано будет..."
Марина и Сергей Дяченко "Цифровой, или Brevis est"
Книги — Лучшее отечественное городское фэнтези Марина и Сергей Дяченко "Цифровой, или Brevis est"
Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова "Основатель"
Ольга Чигиринская, Екатерина Кинн, Анна Н. Оуэн "Тёмная сторона луны"
Ольга Онойко "Хирургическое вмешательство"
Генри Лайон Олди "Золотарь, или Просите, и дано будет..."
Книги — Лучшая отечественная фантастика Дмитрий Казаков "Русские боги"
Дмитрий Глуховский "Метро 2034"
Андрей Лазарчук "Абориген"
Олег Курылев "Убить фюрера"
Игорь Пронин "Чёрная Молния"
Книги — Лучшая необычная книга Салман Рушди "Флорентийская Чародейка"
Мария Галина "Малая Глуша"
Михаил Успенский "Райская машина"
Павел Крусанов "Мёртвый язык"
Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов "Алюмен"
Дмитрий Казаков "Русские боги"
Виктор Пелевин "Т"
Ариф Алиев "Новая земля"
Книги — Лучший комикс Алан Мур "Хранители"
Сергей Лукьяненко, Андрей Синицын "Ночной дозор"
Почтенный Стирпайк «Обитаемый остров»
Книги — Сюрприз года Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов "Алюмен"
Кино — Лучшая экранизация Загадочная история Бенджамина Баттона (реж. Дэвид Финчер) (по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда)
The Curious Case of Benjamin Button (dir. David Fincher)
Хранители (реж. Зак Снайдер) (по графическому роману Алана Мура)
Watchmen (dir. Zack Snyder)
Жена путешественника во времени (реж. Роберт Швентке) (по одноимённому роману Одри Ниффенеггер)
The Time Traveler's Wife (dir. Robert Schwentke)
Коралина в Стране Кошмаров (реж. Генри Селик) (по книге Нила Геймана «Коралина»)
Coraline (dir. Henry Selick)
Милые кости (реж. Питер Джексон) (по одноимённому роману Элис Сиболд)
The Lovely Bones (dir. Peter Jackson)
Кино — Лучший мультфильм Коралина в Стране Кошмаров (реж. Генри Селик)
Coraline (dir. Henry Selick)
Монстры против пришельцев (реж. Роб Леттерман, Конрад Вернон)
Monsters vs Aliens (dir. Conrad Vernon, Rob Letterman)
Принцесса и лягушка (реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
The Princess and the Frog (dir. Ron Clements, John Musker)
Ледниковый период 3: Эра динозавров (реж. Карлос Салдана, Майк Тёрмайер)
Ice Age: Dawn of the Dinosaurs (dir. Carlos Saldanha, Michael Thurmeier)
Девять (реж. Шэйн Экер)
9 (dir. Shane Acker)
Первый отряд (реж. Ёсихару Асино)
Рыбка Поньо на утесе (реж. Хаяо Миядзаки)
崖の上のポニョ / Gake no ue no Ponyo (dir. Hayao Miyazaki)
Рождественская история (реж. Роберт Земекис)
A Christmas Carol (dir. Robert Zemeckis)
Планета 51 (реж. Хорхе Бланко, Хавьер Абад, Маркос Мартинез)
Planet 51 (dir. Jorge Blanco, Javier Abad, Marcos Martínez)
Вверх (реж. Пит Доктер, Боб Питерсон)
Up (dir. Pete Docter)
Кино — Лучший кинокомикс Хранители (реж. Зак Снайдер)
Watchmen (dir. Zack Snyder)
Люди Икс: Начало. Росомаха (реж. Гэвин Худ)
X-Men Origins: Wolverine (dir. Gavin Hood)
Мститель (реж. Фрэнк Миллер)
The Spirit (dir. Frank Miller)
Черная молния (реж. Александр Войтинский, Дмитрий Киселёв)
Кино — Лучший фильм ужасов Паранормальное явление (реж. Орен Пели)
Paranormal Activity (dir. Oren Peli)
Впусти меня (реж. Томас Альфредсон)
Låt den rätte komma in (dir. Tomas Alfredson)
Затащи меня в Ад (реж. Сэм Рэйми)
Drag Me to Hell (dir. Sam Raimi)
Пандорум (реж. Кристиан Алверт)
Pandorum (dir. Christian Alvart)
Пункт назначения 4 (реж. Дэвид Р. Эллис)
The Final Destination (dir. David R. Ellis)
Кино — Лучший фильм-катастрофа Знамение (реж. Алекс Пройас)
Knowing (dir. Alex Proyas)
2012 (реж. Роланд Эммерих)
2012 (dir. Roland Emmerich)
Носители (реж. Дэвид Пастор, Алекс Пастор)
Carriers (dir. Àlex Pastor, David Pastor)
Кино — Лучшее продолжение Трансформеры: Месть падших (реж. Майкл Бэй)
Transformers: Revenge of the Fallen (dir. Michael Bay)
Ночь в музее 2 (реж. Шон Леви)
Night at the Museum: Battle of the Smithsonian (dir. Shawn Levy)
Терминатор: Да придёт спаситель (реж. МакДжи)
Terminator Salvation (dir. McG)
Гарри Поттер и Принц-полукровка (реж. Дэвид Йэтс)
Harry Potter and the Half-Blood Prince (dir. David Yates)
Сумерки. Сага. Новолуние (реж. Крис Вайц)
New Moon (dir. Chris Weitz)
Обитаемый остров: Схватка (реж. Фёдор Бондарчук)
Другой мир: Восстание ликанов (реж. Патрик Татопулос)
Underworld: Rise of the Lycans (dir. Patrick Tatopoulos)
Кино — Лучший фантастический фильм Район №9 (реж. Нил Бломкамп)
District 9 (dir. Neill Blomkamp)
Луна 2112 (реж. Дункан Джонс)
Moon (dir. Duncan Jones)
Пандорум (реж. Кристиан Алверт)
Pandorum (dir. Christian Alvart)
Аватар (реж. Джеймс Кэмерон)
Avatar (dir. James Cameron)
Звёздный путь (реж. Джей Джей Абрамс)
Star Trek (dir. J. J. Abrams)
Кино — Самый смешной фильм Добро пожаловать в Zомбилэнд (реж. Рубен Флейшер)
Zombieland (dir. Ruben Fleischer)
Начало времен (реж. Харольд Рэмис)
Year One (dir. Harold Ramis)
Монстры против пришельцев (реж. Роб Леттерман, Конрад Вернон)
Monsters vs Aliens (dir. Conrad Vernon, Rob Letterman)
Фильм года Аватар (реж. Джеймс Кэмерон)
Avatar (dir. James Cameron)
Загадочная история Бенджамина Баттона (реж. Дэвид Финчер)
The Curious Case of Benjamin Button (dir. David Fincher)
Хранители (реж. Зак Снайдер)
Watchmen (dir. Zack Snyder)
Район №9 (реж. Нил Бломкамп)
District 9 (dir. Neill Blomkamp)
Игры — Лучшая фэнтези-игра Brutal Legend
BattleForge
Dragon Age: Origins
Mini Ninjas
«Аллоды Онлайн»
Disciples 3: Renaissance
Игры — Лучшая фантастическая игра Halo ODST
Resident Evil 5
Sims 3
Wolfenstein
Halo Wars
Assassin's Creed 2
Borderlands
inFamous
Игры — Лучшее продолжение Assassin's Creed 2
Uncharted 2: Among Thieves
Resident Evil 5
Sims 3
Tekken 6
Disciples 3: Renaissance
Игры — Лучшее приключение Uncharted 2: Among Thieves
Batman: Arkham Asylum
Assassin's Creed 2
Игры — Сюрприз года Batman: Arkham Asylum
Игры — Неформат года Mashinarium
Игра года Dragon Age: Origins
Uncharted 2: Among Thieves
Assassin's Creed 2
Resident Evil 5
inFamous
Plants vs Zombies
Герои и события — Самый весёлый проект Plants vs Zombies
Mini Ninjas
Dvar — Fayah! (музыкальный альбом)
Добро пожаловать в Zомбилэнд (реж. Рубен Флейшер)
Zombieland (dir. Ruben Fleischer)
Монстры против пришельцев (реж. Роб Леттерман, Конрад Вернон)
Monsters vs Aliens (dir. Conrad Vernon, Rob Letterman)
Басквош (реж. Син Итагаки)
バスカッシュ! / Basukasshu! (dir. Shin Itagaki)
Герои и события — Самый стильный проект «Хранители» (фильм и комикс)
Brutal Legend (видеоигра)
Аватар (реж. Джеймс Кэмерон)
Avatar (dir. James Cameron)
Девять (реж. Шэйн Экер)
9 (dir. Shane Acker)
«Аллоды Онлайн» (игра)
Герои и события — Оружие года Электрогитара (видеоигра Brutal Legend)
Психоружьё (аниме «Космические приключения Кобры»)
Доктор Манхэттен (фильм и комикс «Хранители»)
Розовый танк (фильм «Обитаемый остров»)
Дезинтегратор (фильм «Район №9»)
Герои и события — Транспортное средство года ГАЗ-21 (фильм «Чёрная молния»)
Ковчег (фильм «2012»)
Робокостюм (фильм «Аватар»)
«Арчи» (фильм «Хранители»)
Летающий дом (мультфильм «Вверх»)
«Энтерпрайз» (фильм «Звёздный путь»)
Звездолёт маллюсков (фильм «Район №9»)
Банши с Пандоры (фильм «Аватар»)
Робот-баскетболист (Basquash!)
Герои и события — Монстр года Смертельный грипп (фильм «Носители»)
Дженнифер Чек (фильм «Тело Дженнифер»)
«Т-800» (фильм «Терминатор: Да придёт спаситель»)
Бородатая женщина (фильм «История одного вампира»)
Танатор (фильм «Аватар»)
Герои и события — Злодей года Озимандиас (фильм «Хранители»)
Джокер (видеоигра Batman: Arkham Asylum)
Азазель (видеоигра Tekken 6)
Довикулос (видеоигра Brutal Legend)
Полковник Куоритч (фильм «Аватар»)
Пэйтон (фильм «Пандорум»)
Саблезуб (фильм «Люди икс. Начало. Росомаха»)
Падший (фильм «Трансформеры 2: Месть падших»)
Лазарович (игра Uncharted 2: Among Thieves)
Роланд Эммерих (За уничтожение целого мира в «2012»)
Беатриче (аниме Umineko no Naku Koro ni)
Барон фон Вольф (аниме «Первый отряд»)
Галактозар (мультфильм «Монстры против пришельцев»)
Герои и события — Герой года Росомаха (фильм «Люди Икс. Начало. Росомаха»)
Натан Дрейк (Uncharted 2: Among Thieves)
Бэтмен (Batman: Arkham Asylum)
Маленький Робот (Mashinarium)
Роршах («Хранители»)
Капитан Кирк (фильм «Звёздный путь»)
Бенджамин Баттон (фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»)
Незеб (игра «Аллоды онлайн»)
Джейк Салли (фильм «Аватар»)
Герои и события — Героиня года Рыбка Поньо (аниме «Рыбка Поньо на утёсе»)
Морриган (видеоигра «Dragon Age: Начало»)
Нейтири (фильм «Аватар»)
Лори Юпитер (фильм «Хранители»)
Коралина (мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров»)
Белочка (мультфильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»)
Хлои (видеоигра Uncharted 2: Among Thieves)
Соня (фильм «Другой мир 3: Восстание ликанов»)
Белла (цикл Стефани Майер «Сумерки»)
Никки Гринвич (романы Ника Горькавого «Астровитянка» и «Теория катастрофы»)
Гигантика (мультфильм «Монстры против пришельцев»)
Ханаан (аниме Canaan)
Герои и события — Лучший музыкальный альбом Prodigy — Invaders Must Die
Dope Stars Inc. — 21st Century Slave
Dvar — Fayah!
Fever Ray — Fever Ray
Ozric Tentacles — The Yum-Yum Tree
Mastodon — Crack the Skye
VNV Nation — Of Faith, Power And Glory
Герои и события — Настольная игра года «Ярость Дракулы»
«Эра Конана»
«Ужас Аркхэма»
«100 000 лет до нашей эры»
Dicke Luft in der Gruft
Герои и события: Провал года Запрещенная реальность (реж. Константин Максимов)
Книга мастеров (реж. Вадим Соколовский)
Обитаемый остров: Схватка (реж. Фёдор Бондарчук)
Герои и события — Аниме года Летние войны (реж. Мамору Хосода)
サマーウォーズ / Samā Wōzu; Summer Wars (dir. Mamoru Hosoda)
Райдбэк (реж. Ацуши Такахаси)
RideBack (dir. Atsushi Takahashi)
Басквош (реж. Син Итагаки)
バスカッシュ! / Basukasshu! (dir. Shin Itagaki)
Когда плачут чайки (реж. Тиаки Кон)
うみねこのなく頃に / Umineko no naku koro ni (dir. Chiaki Kon)
Токийское восьмибалльное (реж. Масаки Татибана)
東京マグニチュード8.0 / Tōkyō Magunichūdo 8.0 (dir. Masaki Tachibana)
Первый отряд (реж. Ёсихару Асино)
Событие года Революция в кинематографе (фильм «Аватар»)
Запуск адронного коллайдера
Небывалый успех вампирбургеров
Начало и конец съёмок пилотного эпизода сериала «Игра престолов»
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх