Премия АБС премия 2004

<< назад к описанию премии


 АБС-премия / АБС-премия
Дата проведения:  2004 г.

«АБС-Премия»`2004: Петербургская фантасмагория

Церемония вручения «АБС-Премии» самый короткий из петербургских конвентов. Официально — четыре-пять часов вместе с торжественным банкетом. Неофициально — около суток, если учесть, что часть иногородних финалистов приезжает в Петербург заранее. В этом году таких гостей было четверо — киевлянин Сергей Дяченко (приехавший вместе с дочкой Настей), волгоградец Евгений Лукин, москвичи Дмитрий Быков и Кирилл Бенедиктов. Всего же в финал «АБС-Премии» прошло шесть произведений: «Война за «Асгард» Бенедиктова, «Орфография» Быкова и «Пандем» супругов Дяченко в номинации «Художественная проза», «Падчерица эпохи» Кира Булычева, «Евангелие Михаила Булгакова» Александра Зеркалова (Мирера) и «Разборка с Маркионовым» Лукина — в номинации «Критика и публицистика».

Официальная церемония началась в Центре Современной Литературы и Книги на набережной адмирала Макарова в 3 часа дня. Именно 21 июня, дату, равноудаленную от дат рождения каждого из братьев Стругацких, можно назвать днем рождения «АБС-Премии». Марианна Баконина, проводившая церемонию, перечислила многочисленных спонсоров премии и напомнила собравшимся, что впервые вручение Семигранной гайки и конвертов с некой суммой состоялось в Санкт-Петербурге 21 июня 1999 года. Соотвественно, «АБС» исполняется уже шесть лет!.. Сам Борис Натанович Стругацкий отозвался о премии так: ««АБС-премия» изначально задумывалась как средство поощрения хорошей фантастики в России, причем в особенности той фантастики, которая была близка самим братьям Стругацким: реалистической, социальной, философской. В какой мере этот замысел удалось нам реализовать, судить не нам, а читателям и писателям, отслеживающим процесс. Во всяком случае, льщу себе надежой, что среди лауреатов премии никогда не было (и не будет впредь!)

Механизм присуждения награды, учрежденной ЦСЛиК при поддержке литературной общественности Петербурга, совершенно уникален и сочетает черты «волюнтаристской» премии Б. Н. Стругацкого «Бронзовая улитка» и писательского «Странника». Главная задача Бориса Натановича — отобрать из произведений, предложенных номинационной комиссией, не менее трех финалистов в каждой номинации. Судьбу же победителей определяет жюри, состоящее из дюжины ведущих российских писателей и критиков, список которых также определяет Б. Стругацкий.

На этот раз выбор жюри в номинации «Критика и публицистика» был легко предсказуем. В прошлом году отечественную литературу постигла тяжелая утрата: не стало Игоря Всеволодовича Можейко, Кира Булычева, любимого и уважаемого тремя поколениями читателей. Его «Падчерица эпохи», публиковавшаяся в 2003-м с продолжением на страницах журнала «Если», была названа лучшей фантастиковедческой работой года. Куда менее очевиден выбор лучшего художественного произведения года. Им стала «Орфография» Дмитрия Быкова, объемистый роман о первых послереволюционных годах, с небольшим альтернативно-историческим допущением: в результате радикальной реформы в Советской России отменены не только «ять» и несколько других букв алфавита, но и вся орфография как таковая. Еще на «Интерпрессконе», где эта книга фигурировала в номинации «Крупная форма», некоторые фэны высказывали сомнение — достаточно ли она фантастична? Но недаром положение об «АБС-премии» гласит: «...рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений — от чистой научной фантастики в манере Г. Дж. Уэллса, С. Лема и Р. Шекли до гротесков и фантасмагорий в стиле Ф. Кафки или В. Шефнера». Таким образом, любой намек на фантастичность происходящего может стать основанием для получения премии. Что уж говорить о главном сюжетообразующем элементе, как в «Орфографии»!

Осталось только выяснить: к какой именно категории относят члены жюри роман Дмитрия Быкова — к гротескам или фантасмагориям?

В. Канис

 
 
Художественное произведение Кирилл Бенедиктов "Война за «Асгард»"
Дмитрий Быков "Орфография. Опера в трёх действиях"
Марина и Сергей Дяченко "Пандем"
Критика и публицистика Кир Булычев "Падчерица эпохи"
Александр Мирер "Евангелие Михаила Булгакова"
Евгений Лукин "Разборка с Маркионовым"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты