Премия Филигрань 2002

 Филигрань / Филигрань
Место проведения:  Выставочный зал "Галерея Нагорная", Москва.
Дата проведения:  24 августа 2002 г.

Почти три десятилетия история отечественной фантастики была тесно связана с именами Аркадия и Бориса Стругацких. Среди наших писателей не было другого столь яркого и бескомпромиссного таланта: полстраны зачитывалось удивительными книгами, выходившими из-под пера соавторов, вторая половина гневно клеймила их за подрыв коммунистической морали. После ухода Аркадия Натановича в начале девяностых эта связь ослабела, но окончательно не прервалась. Как ни крути, подавляющее большинство нынешних властителей дум выросло именно на книгах АБС: нет-нет, да и промелькнет в свеженьком фантастическом романе, только что увенчанном премиями, «стругацкое» словечко, фраза, эпизод...

Литературные чтения памяти Аркадия Стругацкого (состоявшиеся в московской «Галерее на Нагорной» 24 августа сего года) собрали около сотни участников самых разных возрастов. Воспоминаниями об Аркадии Натановиче поделились Эдуард Геворкян и Василий Головачев, пришедшие в фантастику не в последнюю очередь под влиянием творчества АБС. При всей своей известности, оба писателя до сих пор считают Стругацких своими учителями и не стесняются в этом признаться. Немало интересного поведал о своем старшем современнике и Владимир Дмитриевич Михайлов -- например, как издавалось «Время дождя» («Гадкие лебеди») в журнале «Даугава». По его словам, Аркадий Натанович, передавая рукопись «крамольной» повести, отнесся к этой затее скептически и настоял на изменении названия: слишком уж сложная была судьба у произведения, слишком часто его склоняли в официальной печати... Это могло повредить «Даугаве». Однако безнадежная затея удалась: то, что ни под каким соусом не прошло бы ни в Москве, ни в Ленинграде, было реализовано в маленькой прибалтийской республике. Дело в том, что главное внимание «соотвествующих органов» здесь было приковано к литературе, выходящей на латвийском языке. Завершающим аккордом первой части вечера стали доклады Светланы Бондаренко, редактора нового собрания сочинений АБС, и одной из самых юных представительниц группы «Людены» филолога Анны Кузнецовой.

Одного этого уже хватило бы, чтоб считать «Чтения...» состоявшимися. Более того, концентрация известных писателей, издателей, переводчиков и прочих «активистов фэндома» в «Галерее на Нагорной» была достаточно высока, чтобы мероприятие претендовало на звание однодневного мини-конвента. Но какой полноценный конвет сегодня обходится без премии? Трудно поверить, что всего два десятилетия минуло с тех пор, как в России появилась первая литературная награда, ежегодно вручаемая писателю-фантасту -- свердловская «Аэлита».

Сегодня таких премий десятки по всей стране, на любой вкус и цвет. Бери -- не хочу. И каждую из них организаторы стремятся сделать по-своему уникальной и неповторимой. Есть премии за достижения в определенном жанре и за заслуги перед фантастикой в целом, присуждаемые читателями и писателями, призы денежные и просто «ценные»... Вручаемая в ходе Чтений «Филигрань» в этом плане не отстает от иных-прочих. Уникальна она тем, что это единственная награда, лауреаты которой определяются по результатам голосования критиков, профессионально работающих в области фантастиковедения. Перед ведущими российскими специалистами открывается редкая возможность не просто более-менее аргументировано высказать свое мнение, но выяснить среди своих, «по гамбурскому счету», какие произведения выше всего котируются в этой среде на самом деле. Согласно одному из словарных значений, филигрань -- «проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков». Водяными же знаками метятся самые ценные и редкие сорта бумаги. Вот и премия «Филигрань» призвана сыграть роль такого «знака качества», которым отмечаются лучшие из лучших произведений минувшего сезона.

В этом году в жюри вошли Дмитрий Байкалов, Владимир Борисов, Дмитрий Володихин, Владислав Гончаров, Глеб Елисеев, Наталия Мазова, Сергей Некрасов, Александр Ройфе, Андрей Синицын и Евгений Харитонов. Все они активно сотрудничают с журналом «Если», что не удивительно -- именно это издание совместно с издательством «Мануфактура» и Интернет-журналом «Русский Удод» выступил учредителем премии. Награда вручается по двум номинациям: «Большая Филигрань» за произведение крупной формы и «Малая Филигрань» -- за среднюю форму. Жанр рассказа пока, к сожалению, обойден вниманием, но организаторы сообщили, что некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются.

Финалистами, преодолевшими рубеж в четыре балла, в этом году среди повестей стали: «Погоня за хвостом» Александра Громова, «Возвращение мытаря» Эдуарда Геворкяна, «Бертран из Лангедока» Елены Хаецкой, «Предатель» Олега Дивова. Лауреатом же оказался Андрей Саломатов с повестью «В будущем году я стану лучше». Вероятно, заметил ведущий церемонии, критиков привлекло некое обещание, содержащееся в названии этого произведения -- сам же Саломатов клятвенно пообещал ожиданиям соответствовать. «Но только в будущем году!» -- тут же добавил он.

Среди романов в финал вышли «Дело незалежных дервишей» Хольма ван Зайчика, «Долина Совести» Марины и Сергея Дяченко, «1001 день» Александра Громова, «Наркоза не будет» Александры Сашневой. Получил же награду Александр Громов за роман «Крылья черепахи». Как известно, Громов не обделен пророческим даром: например, в этом романе, вышедшем год назад, он описал Всемирный Потоп -- потоки воды, стремительно заливающие Европу и весь мир. Включите радио или телевизор --что слышите?.. К счастью, на вопрос, когда же он опишет Конец Света, автор ответил обнадеживающе: «Никогда». Надеюсь, искренне.

И опять-таки: какой конвент нынче обходится без фуршета? Устроители «Чтений...» и «Филиграни» учли эту особенность психологии отечественного фэна -- потому церемония вручения завершилась стремительным и аккуратным (без битья посуды и ныряния в бассейн) банкетом. Кроме шуток, вещь совершенно необходимая: где, как не за банкетным столом пообщаешься одновременно с критиком Дмитрием Володихиным, издателем Василием Мельником, писателями Евгением Прошкиным и Леонидом Кагановым, переводчицей Анной Комаринец? А сколько блестящих идей рождалось во время такого «мозгового штурма» за бокалом красного вина! Правда, и умирало не меньше... Но это уж ни в коем случае не вина устроителей: они-то как раз оказались на высоте. На мой взгляд, «Филигрань» вполне может претендовать на одно из первых мест среди российских конвентов -- пока, правда, лишь в номинации «малая форма».

(с) Василий Владимирский

 
 
Большая Филигрань Александр Громов "Крылья черепахи"
Марина и Сергей Дяченко "Долина Совести"
Малая Филигрань (повесть) Андрей Саломатов "В будущем году я буду лучше"
Олег Дивов "Предатель"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх