FantLab ru




рекомендует:

Филип Дик «Всевышнее вторжение»




2007 г.

Цикл: «Валис»

Аннотация: На планете, затерянной в глубинах космоса, Хеб Ашер сидел в куполе и слушал записи Линды Фокс. В соседнем куполе в это время медленно умирала от неизлечимой в таких условиях болезни Райбис Ромми. Они ещё не знают, что приготовила им судьба и к каким грандиозным последствиям приведёт их, на первый взгляд, случайное знакомство...

Жанр:

  • Научная фантастика (религиозная, психоделическая)

Мнения экспертов:

  • duke: Глубокие мысли, непредсказуемые повороты сюжета — всё это в редких для Дика позитивных тонах (оценка: 9)
  • mastino: Роман сложен, неоднозначен, специфичен и безумно интересен (оценка: 9)
  • suhan_ilich: Очень многогранная книга. По сути Дик выстраивает свою версию новозаветной истории (оценка: 9)




Отзывы и оценки экспертов:


duke: Вторая книга диковской трилогии «ВАЛИС» понравилась несравненно больше, чем первая. Дик значительно сузил области поиска «истинного» Бога, ограничившись на сей раз, по большому счету, только иудаизмом (с небольшими вкраплениями собственной фантазии). Я, к сожалению, очень поверхностно знаком с Торой, поэтому сильно подозреваю, что некий слой романа прошел мимо меня. Но «оставшегося» с лихвой хватило, чтобы оценить это произведение высокой оценкой.

Глубоких интересных мыслей — тьма, персонажи прописаны замечательно, динамика имеет место быть, а повороты сюжета совершенно непредсказуемы. Даже когда до конца оставалось несколько страниц, совершенно не мог предположить, чем все закончится. Излишне упоминать про буйную фантазию писателя, которая здесь не только «бурлит», но и оформлена в довольно четкую, (почти) понятную и очень стройную систему. Еще следует отметить, что «Всевышнее вторжение» — редкий (для Дика) случай «позитивного» романа, почти не омраченного депрессивным взглядом на происходящее.

Не поставил десятку по двум причинам. Первая — очень слышны отголоски «Убика», и второе — так и не понял до конца всех пертурбаций, связанных с Реальностью, которая претерпевает изменения на протяжении всего повествования.

Книги Ф. Дика почти всегда следует читать особым образом и, что гораздо важнее, с особым настроением. Я не хочу сказать, что читать их тяжело. Совсем нет. Просто, начав читать и пытаясь сходу понять логику происходящего, можно голову сломать. В лучшем случае, книга будет просто отложена на неопределенное время, в худшем — на писателе будет поставлен жирный крест. А это совершенно неправильно! Кстати, читателям, собирающимся ознакомиться со «Всевышним вторжением» не премину заметить, что эта книга самостоятельна и связь с первой книгой трилогии имеет не принципиальную, так что ее можно спокойно читать отдельно.

P.S. Меня же чтение этой книги сподвигнуло на следующие действия: сначала я зашел в соседнюю комнату и полил растущий на подоконнике бамбук (в неопалимом огне которого главному герою являлся Яхве — а вдруг, и мне явится:)), затем достал с полки и начал читать книгу «Священная Иудея», дабы заполнить пробелы в собственном образовании.

оценка: 9



mastino: Очень интересный, очень динамичный, но при этом крайне сложный и неоднозначный роман. Достаточно непросто взять и оценить это произведение. Как минимум, после прочтения, роман требует достаточно глубокого анализа. Проблемы, поднятые в этом произведении достаточно глубоки, и понять весь авторский замысел, что называется «влёт» — весьма непросто.

Сюжет романа просто великолепен. События происходят с какой то головокружительной быстротой, а параллельная реальность, введённая ближе к концу романа, и осложнила, и сделала роман более интересным одновременно.

Начавшись как описание жизни под куполом на какой-то людьми и Богом забытой планете, повествование вскоре переросло в нечто настолько бОльшее, что сразу осмыслить ход мысли автора оказалось делом весьма непростым.

Итог: Роман сложен, неоднозначен и безумно интересен. Весьма специфическое произведение, что называется «на любителя»

оценка: 9



suhan_ilich: Второй том трилогии Филипа Дика о Валисе. По первоначальному замыслу он должен был называться «Valis Regained». ВАЛИС расшифровывается как «vast active living intelligence system». Это искуственая система, прибывшая к Земле от Сириуса. Ее задача состоит в том, чтобы облегчить взаимоотношение между людьми и внеземными разумными существами. Эта система облегчает начало внутреннего познания окружающего мира (видимо в данном случае его можно даже назвать религиозным). Насколько можно судить по этой книге, ВАЛИС практически равнозначен Яхве или является его оружием.

В 66-ом году нашей эры в Иудее вспыхивает восстание против власти Рима. К 70-му году римские войска берут штурмом Иерусалим и последним оплотом восставших становится крепость Массада. В течение 3 лет около 1000 защитники, в число которых входят женщины и дети, сопротивляются силам X римского легиона. В 73 году крепость взята, но среди уцелевших всего одна женщина, все остальные покончили жизнь самоубийством. Именно этот момент стал ключевым в борьбе Велиала, духа небытия и обмана, с Яхве. Яхве изгнан с Земли и находит прибежище в отдаленной звездной системе. В недалеком будущем земляне доберутся и до этой планеты, где будут построены купола для ретрансляции и для Яхве появится шанс вновь вернуться на Землю.

Как и большинство прочитавших замечу, что на первый взгляд роман структурно проще, чем «Валис». Сюжетная линия хотя не линейна, но выстраивается достаточно четко даже при минимуме внимания. Нет резких переворотов в действии, которые заставили бы пересмотреть предыдущие факты, столь привычных для творчества Дика. Сложность скорее состоит в идейном наполнении романа. Однако ближе к концу книги Дик усложняет мир романа, введя в повествование параллельную реальность, практически никак не выделив переход. Я, честно говоря, с этим разобрался не сразу. Книга очень интересна огромным количеством отсылок к Библии. По сути Дик выстраивает свою версию новозаветной истории. Здесь думаю стоит остановиться и заметить, что, по-видимому, Яхве у Дика — это ветхозаветный иудейский Бог, а Христос, появившейся в этой реальности, имел, вероятно, какое-то отношение к Велиалу, судя по тому состоянию, в котором пребывает объединенная христианомусульманская церковь. Поэтому история возвращения Яхве в виде нерожденного ребенка на Землю — это история рождения сына Бога в том виде, в котором она была представлена в различных пророчествах, вошедших в Ветхий завет. Так, например, ребенка зовут в полном соответствии с пророчеством Исаии Еманнуилом. Явление Яхве в виде неопаляющего огня одному из героев, тоже скорее характерно для Ветхого завета. Близко к этому лежит и христианская идея об Утешителе, который дает шанс даже закоренелому грешнику изменить свое посмертие. Вторая идейная составляющая помимо христианскоиудейской религиозной — это платонические и гностические идеи о гнозисе, об иллюзорности материального мира. Так почти платоновские идеи лежат в основе предметов, такие маленькие программки, задающие составление этих предметов из элементов материального мира. Когда Еммануил заменяет одну идею другой, предмет преобразуется соответствующим образом. Это одна из причин, по которой у меня есть некоторые сомнения в том, что ближе к концу герои переносятся в другой мир, скорее меняется глобальная программа, трансформируя целый мир, однако при этом у главных героев сохраняется память о старом, но суть противостояния осталась прежней.

Сложная, многогранная книга, есть над чем подумать, о чем поговорить. Однако, я поставлю 9/10, мне показалось, что художественно произведение не сумело вместить в себя все идеи Дика.

оценка: 9






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»: